Психологические науки Psychological Sciences
Научная статья
DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-3-92-102 УДК 159.922
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАННЕМ ДЕТСТВЕ
Кристина Сергеевна Антоненко
Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0003-1960-1984 [email protected]
Аннотация. Статья посвящена изучению детско-родительских отношений в раннем детстве. Рассмотрены основополагающие концепции детско-родительских отношений. Определено решающее влияние фактора взаимодействия родителей с детьми на психическое развитие детей раннего возраста. Дан анализ влиянию родительской заботы на развитие личности ребенка. Показан объект исследования: психическое развитие ребенка в раннем детстве. Предмет: детско-родительские отношения и их взаимосвязь с личностными качествами. Выделена цель: выявить и охарактеризовать особенности детско-родительских отношений. Отражена основная задача: определить влияние родительского отношения на формирование самооценки ребенка. Сделаны выводы о том, что заботливые и внимательные отношения к ребенку со стороны родителей, стремление поддержать в трудных ситуациях выступают залогом формирования полноценного здорового человека. Необходимо вовремя отслеживать дисбаланс и проводить кор-рекционные мероприятия по оптимизации данной сферы.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, ребенок, родительская забота, психическое развитие ребенка, самооценка детей
Для цитирования: Антоненко К.С., Игнатович С.С. Детско-родительские отношения как фактор психического развития ребенка в раннем детстве // Педагогика: история, перспективы. 2021. Том. 4. № 3. С. 92-102. DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-3-92-102
Светлана Сергеевна Игнатович
Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия http://orcid.org/0000-0003-0479-6117 [email protected]
Original article
CHILD-PARENT RELATIONSHIPS AS A FACTOR OF THE MENTAL DEVELOPMENT OF A CHILD IN EARLY CHILDHOOD
Kristina S. Antonenko
Kuban State University Krasnodar, Russia https://orcid.org/0000-0003-1960-1984 [email protected]
Svetlana S. Ignatovich
Kuban State University Krasnodar, Russia http://orcid.org/0000-0003-0479-6117 [email protected]
Abstract. The article is devoted to the study of child-parent relationships in early childhood. The basic concepts of child-parent relations are considered. The decisive influence of the factor of interaction between parents and children on the mental development of young children is determined. The analysis of the influence of parental care on the development of the child's personality is given. The object of research is demonstrated: mental development of a child in early childhood. Subject: child-parent relationships and their connection with personal qualities. The goal is emphasized: to identify and characterize the features of child-parent relationships. The main task is reflected: to determine the influence of the parental attitude on the formation of the child's self-esteem. It is concluded that caring and attentive attitude to the child on the part of the parents, desire to support in difficult situations are key to forming a full-fledged healthy person. It is necessary to track the imbalance in time and take corrective measures to optimize this area.
Keywords: child-parent relationship, child, parental care, mental development of the child, self-esteem of children
For citation: Antonenko K.S., Ignatovich S.S. Child-parent relationships as a factor of the mental development of a child in early childhood. Pedagogy: history, prospects. 2021. Vol. 4. no. 3. PP. 92-102. (In Russ.) DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-3-92-102
Введение
Детско-родительские отношения представляют собой давно сложившийся культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием установленных обществом норм и ценностей. Именно взаимоотношения детей с родителями являются основой всех остальных социальных связей ребенка с миром, которые ему предстоит научиться устанавливать и создавать. Кроме того, эти отношения играют важнейшую роль в развитии са-
мосознания - через них ребенок приобретает опыт отношения не только к другим, но и к самому себе.
Одной из главных характеристик личностного развития ребенка является «социальная ситуация развития». Именно взаимоотношения между родителем и ребенком являются той творческой средой, где происходит возникновение и осуществление личностного становления и развития каждого участника процесса. Впервые важный термин «отношение человека» было введено в отечественной психологии А.Ф. Лазурским. Описывая свою программу исследования личности, он указывал на то, что «индивидуальность человека определяется не только своеобразием его внутренних психических функций, но не в меньшей мере и его отношениями с окружающими явлениями» [1].
О значимости данной проблемы также утверждает тот факт, что многие известные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития.
Первые экспериментальные исследования в области детско-родительских отношений были проведены психологом Р.Р. Сирсом в сотрудничестве со своим коллегой Г.С. Холлом в 1899 году, они разработали опросник, выявляющий мнения родителей о наказании своих детей [2]. В 30-е годы ХХ века отмечается активный рост научных работ родительских установок. К настоящему времени в зарубежной психологии существует богатый опыт исследовательских работ на тему детско-родительских отношений. В отечественной же психологии статистика более скудная, поэтому педагоги и родители зачастую испытывают определенный дефицит информации по данному вопросу.
Проблематика детско-родительских отношений остается по-прежнему неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающей действительностью, формируется доверие к миру. Происходит закрепление и формирование некоторых моделей поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, что обуславливает высокий уровень актуальности настоящей работы.
Таким образом, выбранная тема «детско-родительские отношения как фактор психического развития ребенка в раннем детстве» на сегодня является актуальной.
Объект исследования: психическое развитие ребенка в раннем детстве.
Предмет исследования: детско-родительские отношения и их взаимосвязь с личностными качествами.
Цель исследования: выявить и охарактеризовать особенности детско-родительских отношений как фактора психического развития ребенка в раннем детстве.
Задачи исследования:
1) дать психологическую характеристику периода раннего детства;
2) описать проблемы: детско-родительских отношений в психолого-педагогических исследованиях;
3) рассмотреть особенности типов детско-родительских отношений;
4) охарактеризовать специфику детско-родительских отношений как фактора психического развития личности ребенка раннего возраста;
5) определить влияние родительского отношения на формирование самооценки ребенка.
Методы исследования: теоретический анализ, включающий поиск, классификацию и систематизацию психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
Степень научной разработанности проблемы:
Изучением проблемы воспитания в семье занимались многие исследователи. В.Я. Титаренко и Н.Ю. Синягина раскрывают в своих работах воспитательную значимость внутрисемейных отношений, подчеркивая роль родительской любви. Ю.В. Шилов, Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис рассматривают семью как основной институт воспитания, выделяя факторы, стили семейного воспитания и их характеристики. В.С. Кукушини и Л.Д. Столяренко исследуют этнокультурную вариативность социализации и воспитания детей.
Проблема раннего возраста исследована достаточно глубоко как в российской, так и в зарубежной психологии. Среди зарубежных исследований можно выделить работы Ф. Дольто, рассмотревшей закономерности развития ребенка раннего возраста с позиций психоанализа; Э. Эриксона, выделившего задачи раннего возраста и кризис развития, через который проходит ребенок по его окончании; проблемами раннего возраста в той или иной степени занимались З. Фрейд, А. Фрейд, М. Кляйн, Ж. Пиаже. Среди российских ученых можно выделить Л.С. Выготского, он дает характеристику раннего возраста и описывает кризис трех лет; Д.Б. Эльконина, он описывает ведущий вид деятельности на данном возрастном этапе и уделяет особое внимание развитию игровой деятельности; А.Н. Леонтьева, он считал кризис трех лет временем первого развития личности.
Теоретической базой исследования являются: «теория привязанности» (Д. Боулби, М. Эйнсворт), концепция «двойственная интенция» (Э. Эриксон), «биогенетическая теория развития» (С. Холл, А. Гезелл, П.П. Блонский и др.), «социогене-тическая теория развития» (Б. Скиннер, Р. Сирс, Ш. Бюлер, А. Валлон).
Практическая значимость работы: состоит в пользе, которую могут извлечь из моего исследования практики, занимающиеся развитием детей раннего возраста, а именно:
1) определить, как детско-родительские отношения влияют на становление личности ребенка;
2) определить, как родительское отношение участвует в формировании детской самооценки.
Детско-родительские отношения как фактор психологического развития личности ребенка раннего возраста
Влияние родительской заботы и контроля на личностное развитие ребёнка
Родительское внимание выступает в качестве ведущей формы воспитания ребенка. Степень опеки, или протекции, определяет, сколько сил и времени уде-
ляют родители воспитанию ребенка. Можно выделить две крайние степени протекции: чрезмерную (гиперпротекция) и недостаточную (гипопротекция), по мнению Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис [3].
Важность детско-родительских отношений в развитии личности ребенка на ранних этапах его взросления объясняется тем, что родители и взрослые являются всем социальным окружением ребенка, и именно благодаря взрослым у ребенка формируется первичное восприятие мира на базовом и бессознательном уровне, что впоследствии трансформируется в осознанность.
Для гармоничного развития ребенка на ранних этапах взросления необходимо обеспечить ему эмоциональную среду безопасности, в которой ребенок будет ощущать себя комфортно.
Для того чтобы ребенок в эмоциональном плане чувствовал себя комфортно, для гармоничного развития его личности необходимы специальные условия, которые определяют его быт, физическое здоровье, характер общения с окружающими людьми, личные успехи [4].
Главным условием полноценного развития ребенка является соответствующее его потребностям общение со взрослыми. В его основе лежит система личностных связей, которые устанавливаются в первые месяцы жизни ребенка и развиваются в дальнейшем по определенным законам. Игнорирование этих законов ведет к задержкам и искажениям в психическом развитии детей, негативно отражаясь на их последующей жизни.
Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают свое влияние, как на протяжении всего периода раннего возраста, так и в дальнейшей жизни [5].
В период раннего детства закладываются основы для овладения всех механизмов организации психической деятельности. Родитель должен являться мотиватором для ребенка в овладении им необходимых возрастных навыков, что выражается в предоставлении ребенку необходимой помощи, совместно с соблюдением баланса и предоставления ребенку самостоятельности в овладении необходимыми навыками.
В случае дисбаланса детско-родительских отношений может происходить недоразвитие личности ребенка на раннем этапе развития, что может провоцировать возникновение некоторых отклонений развития и отставания в развитии в дальнейшем.
Несмотря на то, что в качестве оптимального стиля воспитания ребенка принято считать демократический стиль, как предоставление ребенку необходимых свобод и контроля за его деятельностью, в силу возрастной специфики к ребенку также можно применять некоторые элементы гиперопеки, которые, тем не менее, к наступлению младшего дошкольного возраста должны в обязательном порядке трансформироваться [6].
Гиперопека в данном случае трактуется в качестве состояния повышенного контроля за деятельностью ребенка.
Для того, чтобы взаимодействие родителей и детей было осознанным и эффективным необходимо прорабатывать возможные проблемы и затруднения.
Большое значение для успешного осуществления семейного воспитания ребенка на ранних этапах раннего развития ребенка имеет социально-психологический климат семьи. Данный паттерн имеет особую важность, по-
скольку положительный климат семьи оказывает благоприятное воздействие на психологический комфорт и чувство привязанности ребенка ко взрослому, что на ранних этапах развития имеет исключительное значение.
Психологический климат в семье формируется в процессе непосредственного взаимодействия всех членов семьи. Также он выступает в качестве результата смешения в установках, потребностях, взглядах, мнениях, ценностей каждого члена семьи. Вместе с тем, психологический климат семьи является устойчивой структурой в нравственно-психологическом порядке и является отражением уровня развития семьи в качестве социально-психологического института [7].
Благодаря социально-психологическому климату семьи происходит накладывание некоторых отпечатков на семейную жизнь всех ее членов, а также является источником духовной среды, в которой происходит развитие личности ребенка. Следовательно, «сложные» или «трудные» дети являются результатом изначально неверных сложившихся взаимоотношений в семье.
Задачей семьи, воспитывающей ребенка на раннем этапе развития является формирование условий для его эффективного взросления, а также для создания у него психологического здоровья. Психологическое здоровье ребенка является интегрированным показателем динамических процессов, происходящих в семье.
Большое внимание в современной психологии уделяется неконструктивным формам общения взрослого с ребенком, оказывающим негативное влияние на личностное развитие ребенка [8].
Существует разработанная программа отечественных исследователей -«Уроки общения», которая затрагивает такие проблемы как безусловное принятие ребенка, пути оказания помощи ребенку, способы эмпатийного слушания, формирование отношений к родительским чувствам, разрешение семейных конфликтов и установление семейной дисциплины.
Для того, чтобы оптимизировать детско-родительские отношения и стабилизировать взаимодействие ребенка с родителями, представляется уместным проводить мероприятия по регулированию отношения и восприятия родителями ребенка и типа их воспитания. Для этого представляется уместным реализовы-вать следующие действия [9]:
1) пропаганда психологических знаний и психологическое просвещение -обращение к материалам научно-популярной и научной литературы, индивидуальные и групповые беседы, психологические и сюжетно-ролевые игры;
2) психологическое консультирование по базовым личностным проблемам;
3) выявление и коррекция проблем личности родителей - анкетирование, тестирование, наблюдение, практическое воплощение специальных программ коррекции, тренинга и пр;
4) осуществление на практике специальных индивидуальных коррекцион-ных проектов, например, «Избавимся от тревоги и беспокойства, «Мои перспективы», «Избавимся от синдрома хронической усталости» и пр.
Предложенная программа предполагает работу с целым рядом категорий лиц (детьми, их родителями, психологами, воспитателями и педагогами) и построена с учетом реальной ситуации в стране.
Данная программа, как на индивидуальном, так и на групповом этапе, базируется на методах активного обучения (дискуссии, лекции-беседы, анализы
конкретных ситуаций, ролевые и деловые игры, психологические тренинги и упражнения, анкетирование и тестирование, а также анализ ситуаций), однако, наряду с этим в ней предполагается и индивидуальная работа, ориентированная на личность [10].
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что детско-родительские отношения являются ключевым фактором в формировании и развитии личности ребенка, исходя из чего, необходимо вовремя отслеживать дисбаланс и проводить коррекционные мероприятия по оптимизации данной сферы.
Родительское отношение как фактор формирования детской самооценки
Ключевые условия развития самооценки обычно выделяют общение и взаимодействие с ребенком. В общении усваиваются формы, виды, критерии оценивания, с помощью индивидуального опыта происходит их апробация, наполнение личностными смыслами. Формирование самооценки может рассматривается как понимание ребенком определенного отношения к нему взрослых. Как отмечает М.И Лисина, с рождения ребенок включен в сложнейшую структуру отношений с другими людьми и он постепенно становится объектом и субъектом различной деятельности и общественных отношений, поэтому становление самооценки находится в зависимости от мнений, суждений и оценок окружающих людей [4].
На первых годах жизни семья является для ребенка основной моделью социальных отношений. В семье более эмоциональными являются отношения между матерью и ребенком. Именно в общении с мамой ребенок получает первый опыт надежности окружающего мира и собственной способности жить в этом мире.
На формирование самосознания ребенка влияют факторы, как социальный статус семьи, размеры семьи, старшинство среди детей, отсутствие одного из родителей, отношения между отцом и матерью.
Выдвигают некоторые условия формирования высокой, средней и низкой самооценки у ребенка.
Низкая самооценка представлена попытками родителей сформировать у ребенка способность к поведению приспособления. От ребенка требуют послушания, умения подстраиваться к другим людям, быть зависимыми от взрослых в повседневной жизни, опрятности, бесконфликтному взаимодействию со сверстниками. Ребенок в этой ситуации оказывается психологически надломлен, он не доверяет окружающему миру, ему не хватает ощущения личностной ценности. Для детей с заниженной самооценкой характерны скромные цели и неуверенность в себе.
Дети, которые имеют среднюю самооценку, воспитываются в семьях, где родители в большей мере занимают позицию покровительственную, снисходительную. Степень родительских притязаний довольна низкая, и скромные цели позволяют им принимать своих детей такими, какие они есть. Дети со средней самооценкой больше ориентируются на мнения о себе других людей.
В формировании высокой самооценки наблюдается установка родителей на принятие своего ребенка. Важная особенность таких родителей заключается в установленных полномочиях по принятию решений, проявления авторитета и
ответственности. Один из родителей берет на себя принятие основных решений, с которыми соглашается вся семья. Он с готовностью следует задаваемым ими образцам поведения, настойчиво и успешно решает встающие перед ним повседневные задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Важной особенностью таких детей будет являться то, что они меньше заняты своими внутренними проблемами и отсутствие застенчивости будет позволять им выражать свои мысли более глубоко и открыто.
На первых годах жизни начинается развитие основ доверия ребенка к взрослому. Известно, что дети, на протяжении длительного времени лишенные физического и эмоционального контакта с людьми, останавливаются в своем развитии. Конкретно первые контакты ребенка и матери оказывают огромное влияние на ход эмоционального развития ребенка, на формирование его самосознания. Ребенок нуждается в заботе и ласке со стороны близких ему взрослых, а особенно матери.
Сам образ «Я» в раннем возрасте только начинает формироваться. Трехмесячный малыш реагирует на появление матери «комплексом оживления» и улыбкой, а по отношению к семимесячному ребенку можно уже говорить о зарождении чувства «Я» как осознанного восприятия себя, что выражается в беспокойстве даже при непродолжительном отсутствии матери.
В дошкольном детстве непосредственное, эмоциональное отношение взрослого к ребенку начинает более глубоко усложняться за счет требований, предъявляемых взрослыми к достижениям ребенка в предметной деятельности. Экспериментальные данные показывают следующее: в сознании ребенка от 2 до 2,5 лет отношение взрослых к его достижениям еще не выделяется как самостоятельное, а погружено в контекст общих отношений между ними.
В три года ни в коем случае нельзя извлекать воспитательную пользу из чувств стыда и неуверенности ребенка, постоянно заостряя на них внимание, поскольку в результате у малыша может возникнуть вполне естественная реакция неприятия любого родительского вмешательства в его жизнь и даже самые добрые родительские намерения будто наталкиваться на упрямство ребенка.
Таким образом, можем сделать вывод, что от отношения к ребенку родителей и других членов семьи, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит дальнейшее развитие ребенка, его самооценка, отношение к своей семье и к окружающим людям.
Заключение
В период раннего детства происходит активное развитие всех психических структур личности. Так, социальная ситуация развития дошкольника зависит от возраста ребенка: в раннем возрасте деятельность ребенка полностью опосредована взрослым. Ведущим видом деятельности данного периода является пред-метно-манипулятивная деятельность.
Когнитивное развитие ребенка раннего возраста характеризуется поэтапным формированием памяти, внимания, мышления, и речи, данные паттерны изменяются и структурируются в процессе взросления личности.
Детско-родительские отношения являются значимой категорией в становлении и развитии личности ребенка. В настоящее время существует большое количество различных мнению относительно специфики детско-родительских отношений, при этом, в общем смысле, их можно трактовать, как систему различных чувств родителей к ребенку и ребенка к родителям, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении в системе «родитель-ребенок», особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков со стороны родителей.
Детско-родительские отношения являются значимым паттерном в поддержании благоприятного эмоционального климата семьи и влияют на психологическое состояние всех ее членов. Следует отметить, что активное формирование личности закладывается в раннем возрасте, в этот же период дети наиболее восприимчивы к влиянию родителей, так как именно родители составляют преимущественное окружение ребенка, и от характера их взаимодействия зависит характер развития ребенка на этапе раннего взросления.
В данном контексте, особую значимость приобретают стили детско-родительских отношений. Стиль детско-родительских отношений - это система взаимодействия родителей и детей, которая реализуется благодаря определенным поведенческим средствам.
Существует большое количество различных стилей детско-родительских отношений, основными из которых являются:
1) авторитарный стиль;
2) демократический стиль;
3) Попустительский стиль.
Каждый из стилей детско-родительских отношений предполагает специфические формы взаимодействия и коммуникации между родителем и ребенком, некоторые из которых являются продуктивными, а некоторые - деструктивными.
Детско-родительские отношения, таким образом, выступают в качестве ведущего фактора в развитии личности ребенка раннего возраста, и именно от взаимодействия родителей и ребенка будет зависеть характер развития ребенка и его соответствие возрастным нормам.
Важным в данном случае будет являться оптимизация детско-родительских отношений и восприятие родителями ситуации воспитания и развития ребенка. Для того, чтобы данный компонент был стабилизирован, необходимо вовремя проводить профилактическое и коррекционное воздействие, для чего используются различные средства воздействия.
В связи с взаимоотношениями отца с матерью к детям совершается развитие конкретных отношений среди них. Подавление интересов ребенка своими интересами, навязывание своих взглядов и постоянной критикой в адрес ребенка, сформируется слабый, неуверенный в себе человек.
Таким образом, можно сделать вывод, что внимательные, заботливые отношения к своему ребенку со стороны родителей, без навязчивости и стремление помочь, поддержать, воодушевить в трудных ситуациях своего ребенка, такие детско-родительские отношения становятся залогом формирования полноценного, душевно здорового человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Берг-Кросс Л. Терапия супружеских пар. М.,2014.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
3. Эйдемиллер Э, В. Юстицкис. М.,2008.
4. Лисина М.И. Потребность в общении. М.,2013.
5. Волков Б.С. Возрастная психология. М.,2017.
6. Гребенников Д.Н. Воспитательньш климат семьи. М.,2013.
7. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.,1991.
8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.,1986.
9. Ковалев С.В. Психология современнои семьи. М.,2011.
10. Игумнов С.А. Психотерапия и психокоррекция детеи и подростков. М.,2014.
11. Д.Б. Эльконин. Избранные психологические труды. М.,1989.
REFERENCES
1. Berg-Cross, L. Therapy of couples. M.,2014.
2. Bozhovich L. I. Personality and its formation in childhood. M., 1968.
3. Eidemiller E, V. Justitskis. M., 2008.
4. 4 Lisina M. I. Need to communicate. M.,2013.
5. 5Volkov, B. S., developmental psychology. M.,2017.
6. Grebennikov D. N. Educational climate of the family. Moscow, 2013.
7. Kudryavtsev, V. T. Problem-based learning: the origins, nature, and prospects. M.,1991.
8. Lisina M. I. Problems of ontogeny of communication. M.,1986.
9. Kovalev S. V. psychology of the modern family. M.,2011.
10. Igumnov S. A. Psychotherapy and psychocorrection of children and adolescents. M., 2014.
11. D. B. Elkonin. Selected psychological works. Moscow, 1989.
Информация об авторах: Антоненко Кристина Сергеевна, Кафедра педагогики и психологии, Факультет педагогики, психологии и коммуникативистики. Кубанский государственный университет. г. Краснодар, Россия
Игнатович Светлана Сергеевна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент
кафедры педагогики и психологии
http://orcid.org/0000-0003-0479-6117
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи
Information about the authors: Kristina Antonenko, Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies. KubanStateUni-versity, Krasnodar, Russia
Ignatovich Svetlana S., Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology. http://orcid.org/0000-0003-0479-6117 [email protected]
The authors have read and approved the final manuscript.
Статья поступила в редакцию / The article wass ubmitted: 12.05.2021 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 22.06.2021
Принята к публикации / Accepted for publication: 25.06.2021
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов./ The authors declare no conflicts of interests.
© Антоненко КС. © Игнатович С.С. © «Педагогика: история, перспективы».
2021 2021 2021