УДК 159.922.7
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Кирюхина Анастасия Руслановна.
Россия, г. Симферополь, Экспертно-криминалистический центр, помощник эксперта-психолога, [email protected].
Тукалова Маргарита Сергеевна.
Россия, г. Симферополь, Экспертно-криминалистический центр, помощник эксперта-психолога, [email protected].
Аннотация. В статье проанализированы особенности детско-родительских отношений как фактора развития идентичности ребенка. Детско-родительские отношения выступают как особый род непрерывных и длительных межличностных отношений, характеризующиеся сильной значимостью эмоционального характера, как для ребенка, так и для родителей, возрастной изменчивостью, балансом полярных позиций, ответственностью и потребностью заботиться, как такие, которые вызывают психическое развитие и социализацию ребенка. Рассмотрено влияние различных аспектов этих отношений на становление образа «Я», самоотношение ребенка.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, идентичность, стиль семейного воспитания, родительские отношения, родительские позиции.
CHILD-PARENT RELATIONS AS A FACTOR OF CHILD'S IDENTITY DEVELOPMENT
Kiryukhina Anastasiya Ruslanovna.
Russia, Simferopol, Expert criminalistics center, assistant of an expert psychologist, [email protected].
Tukalova Margarita Sergeevna.
Russia, Simferopol, Expert criminalistics center, assistant of an expert psychologist, margo .tukalova@mail .ru.
Abstract. The characteristics of parent-child relationships as a factor of a child's identity development are analyzed in the article. Parent-child relationships are defined as a special kind of continuous and long-term interpersonal relationships, characterized by strong emotional significance for both, the child and parents, age-related variability, balance of polar positions, the need to care and responsibility, such as those that cause the child's mental development and socialization. These various aspects influence of the relations on the formation of "me" image, a child's self-attitude is considered.
Key words: parent-child relationships, identity, style of family education, parental relationships, and parental positions.
Актуальность проблемы становления и развития идентичности личности обусловлена необходимостью изучения влияния на этот процесс различных факторов. Одним из существенных факторов развития идентичности ребенка являются детско-родительские отношения, в процессе которых формируются стержневые личностные образования ребенка.
Изучению отдельных характеристик подсистемы «ребенок - родители» (любви и принятия, форм контроля, авторитетности, последовательности и т.п.) посвящены работы Д.Боулби, E. Schaefer и других ученых; стиль и модели взаимодействия рассматривались в работах Л. Беньямин, А.В. Петровского,
B.М. Дружинина и др.
Анализ психолого-педагогических исследований (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Т.В. Говорун, Д.Б. Эльконин, С. Костюк, С.Д. Максименко, Т.Н. Титаренко и др.) свидетельствует, что с рассматриваемой сферой связаны такие дефиниции как: «родительское отношение», «стиль воспитания», «характер взаимодействия родителей с ребенком», которые существенно влияют на особенности развития ребенка, формирования его личности, черт характера, осознание образа «Я» (М.Й. Боришевский, Т.М. Титаренко), отношение к себе и своему «Я» (Т.В. Архиреева, Дж. Боулби), ощущение безопасности, собственной ценности и компетентности (Г. Филипчук и др.). Однако оказание влияния особенностей детско-родительских отношений соответственно на осуществление процесса развития идентичности ребенка недостаточно изучено психологами.
Целью статьи является анализ особенностей детско-родительских отношений как фактора развития идентичности ребенка.
Детско-родительские отношения выступаю в качестве особого рода непрерывных и длительных межличностных отношений, характеризующиеся сильной значимостью эмоционального характера, как для ребенка, так и для родителей, возрастной изменчивостью, балансом полярных позиций, ответственностью и потребностью заботиться, как такие, которые вызывают психическое развитие и социализацию ребенка.
В современных психологических исследованиях в рассматриваемой сфере раскрываются в классификациях типов проблемных семей, в характеристиках семейных патологизиющих ролей и влиянии на развитие ребенка родительского отношения, в разных типологиях семейного воспитания.
Многие исследования, посвященные вопросам детско-родительских отношений, проводились путём изучения влияния на поведение и формирование личности ребенка поведения родителей. В 1899 году Оппенгейм указывал на то, что чрезмерные любовь и внимание могут привести к ипохондрии и патологическому самонаблюдению у ребенка. Также
C.Б. Альбекова и Т.Н. Данилова отмечают, что сверхдозволительное,
надзаботливое поведение к возникновению неврозов у детей имеет непосредственное отношение [1, с. 36-42].
К примеру, А.С. Макаренко систематизировал представления о родительских позициях, назвав их «родительским авторитетом» и выделив несколько типов ложного (авторитет подавления, педантизма, расстояния, подкупа, резонерства) и истинного родительского авторитета (авторитет доброты, уважения, любви) [3, с.85].
Л.А. Николаева разработала модель взаимоотношений в диаде «родители
- ребенок», которая позволяет охарактеризовать поведение родителей и ребенка. Исследовательница изучает соотношение самосознания ребенка (как формы саморегуляции) и отношения к ребенку его родителей: эта связь раскрывается как перенесение вовнутрь (интроекция) способов управления поведением ребенка и отношения родителей. К примеру, постоянная критика для ребенка превращается в тенденцию к осуществлению самообвинения, доминирование в отношениях с ним родителей - в тенденцию жесткого самоуправления, быть «хозяином самого себя» [4, с. 55-61].
В современной психологической науке рассматриваемой сферы чаще всего анализируются благодаря таким категориям как родительская позиция, родительское отношение, характер взаимодействия, стиль семейного воспитания. Указанные дефиниции достаточно полно описывают специфику отношений между родителями и детьми; одновременно значительное количество различных терминов для обозначения близких к детско-родительским отношениям, что вызывает в психологических исследованиях некоторую терминологическую многозначность.
Отметим, что детско-родительские взаимоотношения, как важная детерминанта психического развития ребенка, определяются такими критериями:
- характер эмоциональной связи: со стороны родителей - родительская любовь, эмоциональное принятие ребенка, со стороны ребенка - расположение и эмоциональное отношение к родителям;
- мера включенности в детско-родительские отношения, как родителей, так и ребенка;
- мотивы осуществления родительства и воспитания;
- внимание и забота к ребенку, удовлетворение его потребностей со стороны родителей;
- поддержка автономии ребенка, способ решения ситуаций проблемного характера;
- стиль взаимодействия и общения с ребенком;
- мера противоречивости (последовательности) и устойчивости воспитания в семье;
- социальный контроль: запреты и требования, их количество и содержание, способ контроля, санкции (наказания и поощрения), родительский мониторинг.
Детско-родительские отношения непосредственно связаны с системой семейного воспитания. Для понимания важности влияния семейного воспитания на развитие идентичности ребенка целесообразно вспомнить утверждение В.А. Сухомлинского, который подчеркивал, что «воспитание - это не какое-нибудь специальное, искусственно организованное «мероприятие», это, прежде всего, образ жизни» [Цит. по 5, с.72].
Полагаем, что данный тезис хорошо отражает «сплошной» характер влияния семьи на развитие и становление личности ребенка: для воспитания ребенка исключительно важное значение имеет собственно характер взаимоотношений в семье, их частота, модальность, направленность и другие характеристики, создающие в совокупности тот особый, далеко не всегда осознаваемый контекст, через который преломляются вербальные воздействия - установки, советы и т.п.
Итак, система семейного воспитания составляет лишь «верхушку айсберга» многофакторного формовочного влияния семьи на ребенка - всего комплекса детско-родительских взаимоотношений и других содержательных структурно-динамических характеристик семьи, охватывающих не только осознаваемые установки и целенаправленные воздействия родителей, но и те факторы, которые в большинстве своем не осознаются, но имеют значительное влияние на ребенка.
Рассмотрим подробнее основные дефиниции, характеризующие рассматриваемую сферу, прежде всего, стили воспитания родителей, родительские отношения при понимании того, какие предпосылки они создают для становления «Я» ребенка, развития его идентичности.
Отметим, что стиль семейного воспитания состоит в зависимости от характера эмоциональных отношений родителей к ребенку и внутрисемейных отношений, уровня психологической общности родителей и детей и направленности воспитательного воздействия. Это целая система воспитания, которая предполагает осознание цели воспитания и его задач, применение целенаправленно приемов и методов, понимание того, что можно, а что можно допустить по отношению к ребенку. Иными словами, стиль родительского воспитания является совокупностью определенных способов и методов реализации воздействия воспитательного характера, основанных на комбинации индивидуальных факторов (личностные качества, ожидания и представления и т.д.).
В психологических исследованиях выделяются следующие параметры взаимодействия родителей с ребенком: автономия - контроль (Е. Sсhaefer, Е.Маккоби и др.), отторжение - принятие (А.И. Захаров, А. Я. Варга), требовательность (Е. Маккоби), мера эмоциональной близости, привязанности (Дж. Боулби и др.), суровость (Е. Маккоби), последовательность -непоследовательность (А.И. Захаров и др.), полнота удовлетворения потребностей ребенка, уровень протекции, уровень требований к ней, степень
неустойчивости стиля (Е.Г. Эйдемиллер, А.Е. Личко) и др. Соотношение этих параметров и образует определенные стили родительского воспитания.
Таким образом, в психологических исследованиях имеется разнообразие трактовок стиля воспитания в семье; выделены значительную количество их типов (Е. Арутюнянц, В.И. Арбузов, Е.Г. Эйдемиллер, А.Е. Личко, E. S^aefer и др.). При этом зарубежные исследования показали, что подходы к воспитанию детей являются достаточно общими для разных культур; выделяют четыре основные стили воспитания, которые различаются по уровню воспитания и любви, контроля за поведением детей и их выбором: авторитетный, авторитарный, либеральный, невключенный [6, с. 204].
Еще одним аспектом исследуемых отношений выступают родительские отношения и близкие к этому понятию родительские наставления или позиции (А.Я. Варга, А.А. Карабанова, Е.Г. Эйдемиллер и др.). Под родительским отношением понимают целостную систему многообразных чувств по отношению к ребенку, стереотипов поведения, которые в общении с ним практикуются, различных особенностей в понимании и восприятии свойств и характера ребенка, его действий (А.Я. Варга, В.В. Столин). Под родительскими установками понимают установки и соответствующее поведение, характеризующее отношение к детям в целом.
Отметим, что три составляющих выделяют в структуре родительского отношения: интегрированное эмоциональное принятие или отторжение ребенка, межличностную дистанцию в общении с ним, направление и форму осуществления контроля за поступками. Каждое изменение отношения со стороны родителей следует определять, как соотношение в разной пропорции эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов. Становление определенного типа детерминирует черты и личностные качества родителей, физические, психологические и половые особенности супружеских отношений, особенности ребенка, социокультурные факторы, семейные традиции, этологический фактор [7, с.106].
Эмоциональное отношение к ребенку его родителей является основой, которая закладывает фундамент дальнейшего личностного развития. В континууме эмоциональных отношений родителей к ребенку выделяются варианты от безусловно положительного к откровенно отрицательному полюсу:
- эмоциональное принятие ребенка, предусматривает дифференциацию отцом или матерью личности ребенка и его поведения и является наиболее благоприятным для его развития, ведь предоставляет полное удовлетворение его потребностей в заботе, любви и безопасности;
- условное эмоциональное принятие (любовь, обусловлена достижениями, достоинствами и поведением ребенка), что провоцирует у ребенка возникновения тревоги и неуверенности;
- амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку (наличие положительных и негативных чувств, враждебности и любви);
- индифферентное отношение (дистантность, безразличие, эмоциональная холодность, сниженная эмпатия), что основывается на инфантильности, несформированности родительской позиции, незрелости личности;
- скрытое эмоциональное отторжение (игнорирование, негативное отношение);
- открытое эмоциональное отторжение ребенка.
С.В. Баутина-Гречаная определила типы родительского отношения на основе осознания отношения к ребенку и меры его принятия. Для типа «разумное принятие» характерен высокий уровень принятия ребенка, позитивное и дружественное осознание отношений, обоюдная удовлетворенность имеющимися отношениями, при этом родители гибко и адекватно оценивают и реагируют на поведение ребенка. Тип «неразумное принятие» характеризуется высоким уровнем безусловного принятия ребенка, которое сочетается с низкой степенью осознания и удовлетворения этим взаимодействием, отсутствием критичности (оцениваются у ребенка исключительно положительные качества). Тип «разумное отторжение» характеризуется неприятием ребенка, в основном на эмоциональном уровне, осознанным недовольством ребенком, чрезмерной требовательностью, критичностью, строгостью родителей. Так, родителям с типом отношения «неразумное отторжение» присущ низкий уровень принятия ребенка, неприятие на эмоциональном уровне, равнодушие к нему, для взаимоотношений характерна дистанция [8, с. 71-76].
Хотя в анализируемых исследованиях объектом психологических исследований не выступало непосредственное влияние различных типов родительского отношения на развитие идентичности ребенка, но на основе их результатов можно утверждать, что эмоциональное неприятие ребенка, особенно в раннем возрасте, становится причиной формирования у него различного рода психологических проблем, которые часто связаны со становлением образа «Я», самооценки, самопринятия и других составляющих идентичности.
По данным современных исследований, проблема эмоционального неприятия ребенка является настолько распространенной, что приобретает уже социальное звучание. Так, исследуя родительское отношение к детям младшего школьного возраста, Н.Ю. Синягин пришел к выводу, что более чем у половины родителей существует проблема принятия ребенка таким, какой он есть, что указывает на нарушение эмоционального компонента отношения. Почти у половины родителей высокое значение имеет составляющая «инфантилизация», отражающая проблемы в когнитивном компоненте отношения. К поведенческому компонента родительского отношения автор относит такие нарушения как «симбиоз» (диагностируется у половины родителей) и «авторитарная гиперсоциализация» (обнаружено почти у трети родителей) [7, с. 106].
Наряду с родительским отношением важной для характеристики сферы рассматриваемых отношений является родительская позиция, отражающая в большей степени когнитивный аспект, в частности представление родителей о ребенке, взгляды на воспитание и т.п.
В плане внутрисемейных взаимоотношений важна согласованность или несогласованность позиций родителей по отношению к ребенку. Несовпадение представлений родителей об «идеальном ребенке» часто является распространенной проблемой, причиной супружеских и семейных конфликтов. Причинами могут выступать наличие стереотипов в воспитании: традиции и взгляды, связанные с воспитанием детей, формируются под влиянием социума и родительского опыта, в семье из поколения в поколение передаются.
Обратим внимание, что на мировоззрение родителей влияние оказывает окружающая среда, что приводит к тому, что у родителей вырабатываются конкретные установки о детях (например, «чем чаще ругать, тем больше пользы»). Эти установки часто отражаются на поведении и речи родителей, что детьми воспринимается как проявление нелюбви. Такие установки родителей, могут быть как осознанными, так и неосознанными, оказывающими значительное влияние на их отношение к ребенку, и через механизмы восприятия и интроекции ребенком влияют на становление его личностных структур.
В частности, дети на неприятие родителей отвечают частичным принятием или неприятием себя, родителей и семьи в целом [8, с. 71-76]. Отторжение может являться источником для угрозы целостности «Я» в детско-родительских отношениях. Следовательно, можем утверждать, что неприятие, пренебрежение родителями ребенка создает негативные условия для ощущения им своей эмоциональной безопасности. Между тем, ощущение эмоциональной безопасности и целостности «Я» выступают основой идентичности личности; соответственно, угроза этой целостности усложняет процесс становления идентичности ребенка.
Итак, как видно из анализа исследований, для описания взаимоотношений детско-родительской сферы в современных научных исследованиях используются понятия «стиль семейного воспитания», «родительские отношения» или «родительские позиции», причем большинство ученых рассматривают такие взаимоотношения с позиции родителей, отводя ребенку достаточно пассивную роль.
В плане решения этой проблемы полезным представляется обобщение П.Г. Семеновой-Полях основных критериев отношений в детско-родительской сфере в понятиях включенность и превалирование [9, с. 10] как интегрированных конструктов таких взаимоотношений. Параметр включенность субъекта в детско-родительские отношения выделяется автором из анализа закономерностей развития этих отношений в процессе взросления ребенка. Так, сначала ребенок находится в слиянии со значимыми другими; дальнейшее развитие происходит в направлении отделения, автономизации
ребенка и родителей и увеличение дистанции между ними, сопровождается построением новых связей.
При этом отделение ребенка от родителей в процессе его взросления является необходимым условием его благополучного развития. Феномен «слияния - обособления», который существует во взаимоотношениях членов семьи, отображается в понятиях «слияния/самоидентификация» в гештальт-терапии, «границы подсистем» в системно-структурном подходе к семье, разное качество параметра включенности отражена в понятиях «родительская любовь», «глубокая привязанность», «принятие», «эмоциональная близость» и полярных им «автономия», «обособленность».
Параметр включенности характеризует глубину отношений ребенка и родителей, выступая двусторонним процессом соучастия субъектов отношений детско-родительской сферы: ребенок участвует в жизни родителей, а родители - в жизни ребенка, при этом степень их участие может быть разным. Итак, параметр включенности отражает меру соучастии субъектов взаимодействия детско-родительской сферы в отношениях (от дистанции полного и отделения до полного слияния их личностного пространства), а также субъективного психологического расстояния между ними [3, с. 85].
Еще один параметр исследуемых отношений в различных типологиях отражается в понятиях «ответственность», «власть», «авторитетность», «контроль» или «директивность». Представленность родителей в таких отношениях, их статус, ведущая роль существенно изменяются в процессе развития и социализации ребенка. Сначала ребенок выступает в качестве объекта воспитания, находится в подчинении, а взрослый превалирует в отношениях. Контроль, как целенаправленное руководство родителями жизнью ребенка, является одной из функций родительского воспитания, которая позволяет им занимать превалирующую позицию в отношении ребенка.
Возможна и ровная позиция, когда ребенок выступает активным субъектом воспитания. Психологи в ряде случаев отмечают такое взаимодействие родителей (или одного из них) и ребенка, при которой первые занимают роль жертвы при осуществлении психологического контроля со стороны ребенка (к примеру, если тот является «кумиром семьи»). Итак, параметр превалирования в отношениях детско-родительской сферы описывает меру реализации целей, интересов, мотивов ребенка и родителя (от доминирования интересов родителя над интересами ребенка, к доминированию ребенка над интересами родителя). Когда интересы субъектов представлены в равной степени это позволяет вести речь о партнерстве в отношениях.
Понятно, что по логике изменения выраженности параметров превалирования и включенности родителей в возрастное развитие ребенка указывают на уменьшение их влияния в отношениях с ребенком. Мы согласны с П.Г. Семеновой-Полях, что в процессе развития детско-родительских отношений по разным причинам может произойти фиксация на определенной мере выраженности параметра, что ведет к формированию для ребенка
дисфункциональных отношений. Критерием благоприятного родительского отношения является гибкость, соответствие актуальной ситуации взаимодействия и возрастным требованиям, все же не исключает определенной последовательности [9, с.11].
Итак, во многом определяет отношение родителей к личности своего ребенка его образ «Я» и самоотношение, выступающие составляющими идентичности. Ведь родители влияют на формирование самоуважения ребенка и «Я»-образа, не только передавая ему свои ожидания и отношение, но и «вооружая» ребенка конкретными стандартами и оценками, связанными с выполнением тех или иных действий, целями, к которым следует стремиться, идеалами и образцами, которым необходимо соответствовать. Эти стандарты, ожидания, нормы, идеалы представлены в содержании семейного воспитания, а также в способах контроля со стороны родителей.
Еще один аспект развития идентичности ребенка связан с формированием ценностей ребенка, основы которых формируются в семье. Отметим, то приобщаясь к системе семейных взаимоотношений и становясь субъектом этих взаимоотношений, ребенок способен избирательно реагировать, дифференцированно откликаться на те или другие воздействия, в конце концов, делая его субъектом собственного развития. При этом можно утверждать, что процесс развития идентичности ребенка в семье решающим образом обусловлен тем, насколько в отношениях ребенок имеет возможности реально выступать субъектом овладения системой определенных ценностей (семейных, родственных), а не вынужденным объектом отношений, в которой ему навязывают систему ценностей; при этом особую роль играет стиль воспитания.
Суммируя изложенное отметим, что проведенный анализ детско-родительских отношений как фактора развития идентичности ребенка показал, что к сфере детско-родительских отношений могут быть отнесены такие дефиниции как стиль воспитания, родительское отношение, характер взаимодействия родителей с ребенком, которые существенно влияют на особенности развития ребенка, формирования его личности, прежде всего, идентичности. Детско-родительские отношения могут быть представлены различными параметрами, в частности интересом,
близостью/дистанцированность, стилем родительского воспитания, обобщенными параметрами включенности и превалирования и другими, позволяющими на эмпирическом уровне изучить особенности этих взаимоотношений.
Библиографический список.
1. Альбекова С.Б., Данилова Т.Н. Детско-родительские отношения как фактор влияния на психическое развитие ребенка // Научный журнал «Молодежный научный вестник». - 2017. - № 4. - С. 36-42.
2. Андреева Т.В. Семейная психология. - СПб.: Речь, 2017. - 284 с.
3. Макаренко А.С. Книга для родителей: к 100-летию со дня рождения А.С.Макаренко. - 5 -изд. - М.: Педагогика, 2018. - 304 с.
4. Николаева Л.А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка // Известия Саратовского университета. - 2017. - № 1. - С. 55-61.
5. Потапчук А.А. Диагностика развития ребенка. - М.: Речь. - 2017. - 160 с.
6. Берг-Кросс Л. Терапия супружеских пар / пер. с англ. И. Рассказовой, А.Багрянцевой. - М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2016. - 528 с.
7. Синягин Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М.: .Просвещение, 2018. - 280 с.
8. Баутина-Гречаная С.В. Теоретические подходы к анализу детско-родительских отношений // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2016. - № 2. - С. 71-76.
9. Семенова-Полях П.Г. Обобщенные параметры развития детско-родительских отношений в осложненных условиях жизнедеятельности: автореф. дисс... канд. психол. наук. - Казань, 2013. - 24 с.