Научная статья на тему 'ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И НРАВСТВЕННАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА'

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И НРАВСТВЕННАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
старший дошкольник / нравственная социализация / детско-родительские отношения / senior preschooler / moral socialization / child-parent relations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суворова Ольга Вениаминовна, Сорокоумова Светлана Николаевна, Калачян Александра Сергеевна

Целью данной статьи является анализ и представление оценки влияния детско-родительских отношений на нравственную социализацию старшего дошкольника. Авторы описывают детско-родительские отношения как сложную подсистему семейных отношений, включающую родительскую позицию, стиль воспитания детей и множественные параметры воспитательного процесса. Нравственная социализация рассматривается в основных аспектах формирования отношения ребенка к нормативному поведению, к другому человеку и мотивации нравственного поведения. Авторы подчеркивают центральную роль нравственной атмосферы в семье и нравственной позиции родителей в стремлении ребенка к соблюдению нравственных норм и нравственном отношении к другому человеку. Особое значение придается эмоциональному фону отношений в семье в аспекте гармоничного развития отношения к нравственным нормам и нравственных чувств. Анализируется влияние базовых стилей воспитания на аспекты нравственной социализации старшего дошкольника. Обосновывается, что стиль воспитания может оказывать неоднозначное влияние на нравственную социализацию старшего дошкольника. Демократический родитель стимулирует теплые отношения с ребенком в сочетании с четкими правилами, справедливыми требованиями, высоким контролем и личной ответственностью, поэтому нравственная социализация будет оптимальной. В общении с авторитарным родителем дошкольник обучается зависимому нормативному поведению, жесткое отношение к ребенку ограничивает формирование у него нравственных чувств к другому человеку. Воздействие каждого из стилей воспитания опосредуется нравственной позицией родителей и нравственной атмосферой в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суворова Ольга Вениаминовна, Сорокоумова Светлана Николаевна, Калачян Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of this article is to analyze and present an assessment of the impact of child-parent relations on the moral socialization of an older preschooler. The authors describe child-parent relations as a complex subsystem of family relations, including parental position, parenting style and multiple parameters of the educational process. Moral socialization is considered in the main aspects of the formation of a child's attitude to normative behavior, to another person and the motivation of moral behavior. The authors emphasize the central role of the moral atmosphere in the family and the moral position of parents in the child's desire to observe moral norms and moral attitude towards another person. Particular importance is attached to the emotional background of family relations in the aspect of the harmonious development of attitudes to moral norms and moral feelings. The influence of basic parenting styles on the aspects of moral socialization of an older preschooler is analyzed. It is proved that the style of upbringing can have an ambiguous effect on the moral socialization of an older preschooler. A democratic parent encourages a warm relationship with a child in combination with clear rules, fair requirements, high control and personal responsibility, so moral socialization will be optimal. In communication with an authoritarian parent, a preschooler learns dependent normative behavior, a rigid attitude towards a child limits the formation of moral feelings for another person. The impact of each of the parenting styles is mediated by the moral position of the parents and the moral atmosphere in the family.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И НРАВСТВЕННАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА»

Результативность практики подтверждают как позитивные отзывы студентов, так и данные академической успешности. Из 588 студентов-участников практики оценки «отлично» получили 521 человек (88,60% обучающихся); «хорошо» 58 человек (9,86%); «удовлетворительно» 7 человек (1,19%).

Выводы. Таким образом, формирование коммуникативного базиса у будущего учителя в условиях учебной практики является необходимым условием становления его психологической готовности к профессиональному общению.

Базовая коммуникативная подготовка студентов должна носить комплексный характер и строиться на сопряженном развитии речевых, коммуникативных, информационных и психологических навыков и умений общения у будущего учителя.

Учебная практика на первом курсе, прежде всего, решает задачи первого этапа формирования психологической готовности в условиях квазипрофессионального общения: в процессе речевого и иноязычного, реального и виртуального, диалогического и группового общения в процессе решения квазипрофессиональных коммуникативных задач будущим учителем.

Базовая коммуникативная подготовка будущего учителя в рамках учебной практики решает задачи освоения и совершенствования базовых коммуникативных действий личности, лежащих в основе профессиональной коммуникации педагога: навыков и умений создания комфортной психологической обстановки, диалогической и групповой коммуникации в условиях дискуссии, совместной деятельности, презентации и самопрезентации; содержательной и корректной обратной связи. Значимым аспектом совершенствования коммуникативного базиса является формирование гуманистической и диалогической направленности общения, мотивации фасилитации, позитивной поддержки, положительной обратной связи в процессе общения в группе и групповой деятельности, а также навыков эмоциональной саморегуляции в ситуациях затрудненного общения.

Литература:

1. Барахович, И.И. Готовность будущего педагога к профессиональным коммуникациям / И.И. Барахович, М.И. Шилова // Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ). - 2014. - № 2 (28). - С. 37-40

2. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя / В.А. Кан-Калик. - М.: Изд-во: Просвещение, 1987. - 190 с.

3. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. № 1688-р

4. Леонтьев, A.A. Психология общения / A.A. Леонтьев. - М.: Изд-во: Смысл, 1997. - 365 с.

5. Методические рекомендации по подготовке педагогических кадров по программам бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования»), одобренные на заседании Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 25 ноября 2021 г.

6. Орлова, Е.А. Формирование психологической готовности к педагогическому общению у будущих учителей: дис. ... докт. психол. наук. 19.00.07 / Орлова Елена Александровна. - Тула, 1998. - 323 с.

7. Реан, A.A. Психология личности: Социализация, поведение, общение / A.A. Реан. - СПб.; М. Изд-во: Прайм-Еврознак Олма-Пресс, 2004. - 407 с.

Психология

УДК 159.923.5

доктор психологических наук, профессор Суворова Ольга Вениаминовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Пермь); Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Рязань); Федеральное государственное казенное военно-образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации» (г. Новосибирск); доктор психологических наук, профессор Сорокоумова Светлана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный социальный университет» (г. Москва); аспирант Калачян Александра Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Нижний Новгород)

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ Н НРАВСТВЕННАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНИКА

Аннотация. Целью данной статьи является анализ и представление оценки влияния детско-родительских отношений на нравственную социализацию старшего дошкольника. Авторы описывают детско-родительские отношения как сложную подсистему семейных отношений, включающую родительскую позицию, стиль воспитания детей и множественные параметры воспитательного процесса. Нравственная социализация рассматривается в основных аспектах формирования отношения ребенка к нормативному поведению, к другому человеку и мотивации нравственного поведения. Авторы подчеркивают центральную роль нравственной атмосферы в семье и нравственной позиции родителей в стремлении ребенка к соблюдению нравственных норм и нравственном отношении к другому человеку. Особое значение придается эмоциональному фону отношений в семье в аспекте гармоничного развития отношения к нравственным нормам и нравственных чувств. Анализируется влияние базовых стилей воспитания на аспекты нравственной социализации старшего дошкольника. Обосновывается, что стиль воспитания может оказывать неоднозначное влияние на нравственную социализацию старшего дошкольника. Демократический родитель стимулирует теплые отношения с ребенком в сочетании с четкими правилами, справедливыми требованиями, высоким контролем и личной ответственностью, поэтому нравственная социализация будет оптимальной. В общении с авторитарным родителем дошкольник обучается зависимому нормативному поведению, жесткое отношение к ребенку ограничивает формирование у него нравственных чувств к другому человеку. Воздействие каждого из стилей воспитания опосредуется нравственной позицией родителей и нравственной атмосферой в семье.

Ключевые слова: старший дошкольник, нравственная социализация, детско-родительские отношения.

Annotation. The purpose of this article is to analyze and present an assessment of the impact of child-parent relations on the moral socialization of an older preschooler. The authors describe child-parent relations as a complex subsystem of family relations, including parental position, parenting style and multiple parameters of the educational process. Moral socialization is considered in the main aspects of the formation of a child's attitude to normative behavior, to another person and the motivation of moral behavior. The authors emphasize the central role of the moral atmosphere in the family and the moral position of parents in the child's desire to observe moral norms and moral attitude towards another person. Particular importance is attached to the emotional background of family relations in the aspect of the harmonious development of attitudes to moral norms and moral feelings. The influence of basic parenting styles on the aspects of moral socialization of an older preschooler is analyzed. It is proved that the style of upbringing can have an ambiguous effect on the moral socialization of an older preschooler. A democratic parent encourages a warm relationship with a child in combination with clear rules, fair requirements, high control and personal responsibility, so moral socialization will be optimal. In communication with an authoritarian parent, a preschooler learns dependent normative behavior, a rigid attitude towards a child limits the formation of moral feelings for another person. The impact of each of the parenting styles is mediated by the moral position of the parents and the moral atmosphere in the family.

Key words: senior preschooler, moral socialization, child-parent relations.

Введение. В последние десятилетия личностно-ориентированная парадигма во многом обеспечивала и направляла усилия образования на развитие индивидуальности и личности обучающегося. В тоже время гармоничное развитие личности связано с балансом индивидуализации и социализации, с деятельной включенностью личности в социальные общности и группы.

Значительное количество работ по проблемам социализации детей в последние годы свидетельствует об усилившемся интересе к факторам, условиям и механизмам социального развития дошкольников, повышения их адаптационных, социально-нравственных и коммуникативных возможностей освоения социальных, социокультурных и морально-нравственных норм, инстанций и требований.

Исследователи отмечают трудности в решении современными старшими дошкольниками коммуникативных задач: сложности в установлении и поддержании контактов со сверстниками, в решении конфликтов и проблемных ситуаций [7], [4], слабость просоциальной ориентации [10].

Под социализацией понимается процесс вхождения человека в общество, восприятие и усвоение социальных ценностей и норм, позволяющих индивиду успешно взаимодействовать и функционировать в обществе [8], [9].

Процесс социализации дошкольника связан с адаптацией и построением отношений и общения со сверстниками, с детской группой, с педагогами дошкольного образовательного учреждения. Особое влияние на ход и качество освоения ребенком социальных ценностей и норм общения в детской группе, в сообществе дошкольного образовательного учреждения, имеет семья, социализация дошкольника обусловлена приоритетом влияния семьи как первичной социальной группы [4].

Процесс нравственной социализации дошкольника связан с освоением и построением отношений и общения со сверстниками и взрослыми на основе нравственных норм.

Проблема влияния семьи и, прежде всего, детско-родительских отношений на позитивную нравственную социализацию старшего дошкольника сегодня особенно актуальна. Сегодня недостаточно исследований детско-родительских отношений в аспекте влияния на ведущие стороны нравственной социализации старшего дошкольника.

Целью данной статьи является выявление значимых аспектов влияния детско-родительских отношений на нравственную социализацию старшего дошкольника, то есть на освоение и применение им моральных норм в социальном взаимодействии, на отношение к нормативному поведению, отношение к другому человеку и мотивацию нравственного поведения.

Изложение основного материала статьи. Детско-родительские отношения сложная внутрисемейная подсистема отношений, в которой складывается внутрисемейный микроклимат, значимыми предикторами которых являются: родительская позиция; стиль воспитания детей; родительские установки; стили общения; параметры воспитательного процесса (образ ребенка, родительские оценки, поощрения, порицания, санкции); семейные роли ребенка и многое другое [2].

Интегральным аспектом детско-родительских отношений, определяющим нравственную социализацию старшего дошкольника, является нравственная атмосфера в семье, ценностно-ориентационное единство родителей в процессе взаимодействия в семье, в процессе воспитания ребенка, ценностные ориентации родителей на нравственные нормы и правила отношений.

Ценностная позиция родителей, понимание и принятие нравственных ценностей родителями образуют смысловое поле нравственного воспитания старшего дошкольника [6].

Смысловое поле нравственного воспитания родителей важнейшая предпосылка положительного подкрепления, поощрения родителями соблюдения нравственных норм ребенком, эмоциональной поддержки нравственных действий, направленных на справедливое решение, на сочувствие, содействие, взаимопомощь в отношениях в семье, со сверстниками и взрослыми [6].

Обсуждение с ребенком жизненных нравственных ситуаций, чтение литературы нравственного содержания, сопоставление поведения персонажей соблюдающих и не соблюдающих моральные нормы, социальные правила стимулируют развитие нравственного сознания ребенка старшего дошкольного возраста.

Приверженность родителей нравственным нормам может сочетаться с категоричностью суждений, нетерпимостью к малейшим нарушениям, эмоциональными реакциями в процессе взаимодействия в семье.

Нравственная позиция родителей должна сочетаться с благоприятной семейной атмосферой, доброжелательным отношением, чувством безопасности, защищенности ребенка. Позитивный эмоциональный тон в семье играет определяющую роль в нравственной социализации, прежде всего, через развитие нравственных чувств ребенка.

Родитель является первой и главной моделью социального поведения для старшего дошкольника. С точки зрения концепции социального поведения А. Бандуры, детско-родительские отношения как подсистема семейных отношений является источником образцов, моделей морального поведения и богатого репертуара социального поведения, позволяющего успешно взаимодействовать в сложных ситуациях [12]. В процессе имитации, ролевой, индивидуальной и коллективной игры происходит символическое освоение и обогащение родительского репертуара нравственных действий [12].

Старший дошкольник моделирует не только поведение самих родителей, но и их взаимоотношения. Так, В.Н. Дружинин, показал, что единственный ребенок в семье строит отношения с другим человеком на основе наблюдаемой модели отношений родителей, матери и отца друг с другом. Если в семье есть еще дети, то взаимоотношения родителей с другим ребенком, которые он наблюдает со стороны, включаются в эту модель [3].

Стиль воспитания это интегральная характеристика детско-родительских отношений в семье в аспекте конкретных способов поведения по отношению ребенку: степень контроля; заботы и опеки; теснота эмоциональных контактов между родителями и ребенком (эмоционально теплый и эмоционально холодный); руководство поведением ребенка со стороны взрослых (демократический-авторитарный); количество запретов и строгость санкций

(ограничительный-попустительский) [11].

Сложившийся стиль воспитания в детско-родительских отношениях напрямую влияет на нравственную социализацию дошкольника, прежде всего, через ценностную позицию родителей по отношению к другим людям, друг другу, а также по отношению к собственному ребенку [5].

Проанализируем влияние основных стилей воспитания на ведущие аспекты нравственной социализации: на отношение к нормативному поведению, отношение кдругому человеку и мотивацию нравственного поведения.

Так, демократический стиль воспитания определяется как гармоничный, осознанный и гуманный по отношению к ребенку [11]. Родители строят отношения с ним через сотрудничество и диалог, требования, запреты и санкции понятны и обоснованы. Эти условия соответствуют оптимальным для развития личности, прежде всего, для усвоения нравственных норм и отношений в процессе нравственной социализации. Позиция демократического родителя близка авторитетной позиции: теплые отношения с ребенком в сочетании с четкими правилами, справедливыми требованиями, высоким контролем и личной ответственностью [13].

Авторитарный стиль воспитания связан с высокой требовательностью и жестким контролем родителей, а также чрезмерной строгостью санкций, жесткостью и отстраненностью по отношению к ребенку. Старший дошкольник в таких условиях, с одной стороны, обучается зависимому нормативному поведению, оглядывается на взрослого, не может сделать самостоятельный моральный выбор даже под влиянием сочувствия к сверстнику, не умеет обсуждать нравственные ситуации с разных точек зрения, не умеет совместно принимать решение, так как ребенок не приучен принимать решения совместно. С другой стороны, жесткое отношение к ребенку ограничивает формирование у него нравственных чувств к другому человеку. Частое использование наказаний формирует нравственное поведение, мотивированное страхом, а не сочувствием, сопереживанием, помощью и заботой.

В условиях либерального воспитания с ребенком выстраиваются теплые свободные партнерские отношения с низким уровнем требований, контроля и санкций по отношению к поведению ребенка [11]. Попустительство в сфере нравственной социализации старшего дошкольника ведет к снижению самоконтроля ребенка, к необязательному выполнению нравственных норм, что впоследствии может привести к нравственному релятивизму, как в отношении к моральным нормам, так и в отношении к другому человеку. Недостаток реальных отношений с либеральным родителем и опыт моральной нейтральности с высокой вероятностью не сформирует в ребенке просоциальных мотивов поведения, активного стремления к помощи, взаимопомощи, сочувствию, заботе, поддержке другого, соблюдению норм справедливости.

Сходная ситуация воспитания в процессе моральной социализации ребенка наблюдается в случае потворствующей гиперпротекции родителей.

Гиперсоциализация как стиль воспитания связан с повышенной требовательностью и моральной ответственностью, возлагаемой на ребенка, с санкциями и отвержением ребенка в случае снижения родительской планки достижений [11]. В этом случае формируется нравственное поведение ребенка зависимого типа, поскольку подавляется естественная спонтанная нравственность, искренние нравственные чувства. Отношение к другому человеку становится амбивалентным, ребенок соблюдает правила нравственного поведения, но оно мотивировано страхом и чувством вины.

Оценивая влияние различных стилей воспитания на основные аспекты нравственной социализации, отметим, что воздействие каждого из стилей воспитания, безусловно, опосредуется нравственной позицией родителей и нравственной атмосферой в семье.

Выводы. Таким образом, на основе проведенного анализа, мы можем сделать вывод о неоднозначности влияния детско-родительских отношений на процесс нравственной социализации дошкольника, который связан с освоением и построением отношений и общения со сверстниками и взрослыми на основе нравственных норм.

Детско-родительские отношения оказывают решающее влияние на освоение и применение старшим дошкольником моральных норм в социальном взаимодействии, на отношение к нормативному поведению, на нравственное отношение к другому человеку и мотивацию нравственного поведения в целом.

Приверженность родителей нравственным нормам и ценностям, модель родительского поведения в нравственных ситуациях взаимодействия, благоприятная атмосфера отношений в семье задают смысловое поле нравственного воспитания, мотивирует ребенка на имитацию родительского поведения, идентификацию с его моральной позицией, стимулирует ребенка к нравственным действиям.

Вместе с тем стиль воспитания может оказывать неоднозначное влияние на мотивационный аспект нравственной социализации старшего дошкольника. Позиция демократического родителя является наиболее оптимальной и взвешенной для успешной нравственной социализации старшего дошкольника. Теплые отношения с ребенком в сочетании с четкими правилами, справедливыми требованиями, высоким контролем и личной ответственностью стимулирует нравственное отношение к другому человеку, справедливость и доброту в отношениях с ним, внутреннюю мотивацию морального поведения.

Воздействие каждого из стилей воспитания опосредуется нравственной позицией родителей и нравственной атмосферой в семье.

Литература:

1. Авдулова, Т.П. Содержание и критерии мониторинга социализации современных дошкольников / Т.П. Авдулова, Г.Р. Хузеева // Педагогическое образование и наука. - 2015. - №3. - С. 79-84. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24919748 (дата обращения: 10.09.2020)

2. Васильева, E.H. Ролевая структура детско-родительских отношений: монография / E.H. Васильева. - Н. Новгород: - НИУ РАНХиГС, 2015. - 196 с.

3. Дружинин, В.Н. Психология семьи: 3-е изд. / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2006. - 176 с.

4. Зайцева, О.Ю. Влияние родительской позиции на самопринятие ребенка шестого года жизни / О.Ю. Зайцева, В.В. Карих // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т.9. - № 4(33). - С. 321-325

5. Попрядухина, Н.Г. Влияние детско-родительских отношений на выстраивание взаимных коммуникаций у детей старшего дошкольного возраста / Н.Г. Порядухина, Н.В. Бубчикова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т.7. -№ 2 (23). - С. 347-351

6. Суворова, О.В. Смысловое поле нравственного воспитания родителей как условия морального выбора старшего дошкольника / О.В. Суворова, A.A. Шалина // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических, педагогических и лингводидактических исследований. Материалы Международной научно-

практической конференции «XVI Левитовские чтения». Редколлегия: М.О. Резванцева (отв. ред.), Т.Н. Мельников, Е.А. Густова и др. - Москва, 2021. - С. 163-169

7. Хузеева, Г.Р. Изучение процессов социализации и индивидуализации детей старшего дошкольного возраста / Г.Р. Хузеева // Психологические исследования. - 2017. - №10 (54). - С. 8. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30095420 (дата обращения: 14.09.2020)

8. Чурекова, Т.М. Особенности социализации детей дошкольного возраста в современном социуме / Т.М. Чурекова, В.Н. Пуранен // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2019. - № 46. - С. 217 224. -Режим доступа: http://vestnik.kemgik.ru/archive/issues.php?ELEMENT_ID=418 (дата обращения: 15.09.2020)

9. Чурекова, Т.М. Социализация детей дошкольного возраста как социально-педагогическая проблема / Т.М. Чурекова, В.Н. Пуранен // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. -2017.- № 1.-С. 42 46

10. Шалина, А.А. Личность старшего дошкольника как субъект нравственного выбора: условия и возможности развития / А.А. Шалина, О.В. Суворова, Е.В. Минаева // Монография. - Н. Новгород: НГПУ им. К.Минина, 2022. - 174 с.

11. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - 2009. - СПб.: Питер. -672 с.

12. Bandura, A. Social learning and personality development / A. Bandura. - New York, 1969. - 363 p. - Text direct.

13. Baumrind, D. Current patterns of parental authority / D. Baumrind 11 Developmental Psychology. - 1971. - Vol. 4. - № 1, pt. 2.-P. 1-103

Психология

УДК 159.9

кандидат педагогических наук, доцент Тимерьянова Лилия Николаевна

Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа)

БУЛЛИНГ КАК ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

Аннотация. Деструктивное поведение подростка проявляется в нарушении школьного порядка, конфликтном взаимодействии со сверстниками и учителями, разрушении личного и школьного имущества. Деструктивное поведение многообразно, но в целом отражает агрессивно-оппозионное отношение подростка к социальному пространству школы. Одно из проявлений деструктивного поведения-травля, буллинг. В исследовании принимали участие респонденты, которые участвовали в буллинге в разных ролях и респонденты, которые не были участниками буллинга. Было выявлено, что респонденты-участники буллинга более склонны к проявлению агрессии, чем респонденты, не участвовавшие в буллинговых отношениях. У них в большей степени выражается осознанное или скрытое агрессивное поведение, направленное против какого-то человека или предмета, выражающее в речевой форме с целью снижения уверенности в себе и порождения чувства беспомощности у объекта нападения. Среди акцентуаций проявляются возбудимый, дистимический и тревожный тип. Больше проявляют такие черты как недостаточная управляемость и ослабление контроля. Все это сочетается с властью биологических влечений. Для таких индивидов характерна грубость, бестактность, занудство, влечение к конфликтам и трениям.

Ключевые слова: деструктивное поведение, буллинг, травля, агрессия, акцентуации характера.

Annotation. Destructive behavior of a teenager manifests itself in violation of school order, conflict interaction with peers and teachers, destruction of personal and school property. Destructive behavior is diverse, but in general reflects the aggressive-oppositional attitude of a teenager to the social space of the school. One of the manifestations of destructive behavior is bullying, bullying. The study involved respondents who participated in bullying in different roles and respondents who were not participants in bullying. It was revealed that respondents who participated in bullying are more prone to aggression than respondents who did not participate in bullying relationships. They mostly express conscious or hidden aggressive behavior directed against some person or object, expressing it in speech form in order to reduce self-confidence and generate a feeling of helplessness in the object of attack. Among the accentuations, excitable, dysthymic and anxious types are manifested. They show more features such as insufficient controllability and weakening of control. All this is combined with the power of biological drives. Such individuals are characterized by rudeness, tactlessness, boredom, attraction to conflicts and friction.

Key words: destructive behavior, bullying, bullying, aggression, character accentuation.

Введение. Проблема распространения негативных явлений в детско-юношеской среде сегодня не утрачивает своей актуальности. И связано это с тем, что социализация современных детей и подростков характеризуется неопределенностью, непредсказуемостью и ценностно-ориентационной неустойчивостью.

Деструктивное поведение детей и подростков на протяжении уже не одного десятилетия вызывает беспокойство родителей, педагогов, психологов, ученых.

Деструктивное поведение подростка проявляется в нарушении школьного порядка, конфликтном взаимодействии со сверстниками и учителями, разрушении личного и школьного имущества. Деструктивное поведение многообразно, но в целом отражает агрессивно-оппозиционное отношение подростка к социальному пространству школы.

Одно из проявлений деструктивного поведения-травля, буллинг.

Министерством образования и науки Республики Башкортостан проведено онлайн анкетирование обучающихся по буллингу.

Всего в опросе приняли участие 123 061 обучающихся.

Что такое буллинг знают 79%, не знают 21%.

Приходилось сталкиваться с буллингом 37% детей.

Как жертва сталкивалась 11% детей.

Основные формы издевательств с какими столкнулись обучающиеся это оскорбление 26%, унижение 16% и даже кибербуллинг 8%, а также с другими формами 40%.

На вопрос, где же, по Вашему мнению, встречается больше всего травля, большинство ответили, что в школе 40%, далее 28% в соц сетях.

Кто подвергается травле - тот, кто слабее - 47%, тот, кто отличается внешне - 31%.

Встречались ли ситуации травли со стороны педагогов - не встречалось 66 %, редко 28%.

Кто способен остановить буллинг - большинство опрошенных 41% ответили сами ученики, 36%, что педагогический коллектив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.