Научная статья на тему 'Детско-родительские отношения и экзистенциальные представления подростков'

Детско-родительские отношения и экзистенциальные представления подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
536
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
представление / детско-родительские отношения / подросток / представление о жизни и смерти / conception / child-parent relations / teenager / life and death conception

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Д. В. Желателев

В статье рассматриваются вопросы формирования представлений о жизни и смерти у подростков. Представлена характеристика понятия «представление». Приведены эмпирические данные, характеризующие особенности представления о жизни и смерти у подростков в зависимости от системы сложившихся отношений с отцом, матерью, дедушкой и бабушкой, как значимых родственников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children and parents' attitudes and existential presentation of adolescents

The article covers questions of formation of teenagers’ life and death conceptions. The author presents the characteristic of notion "conception", cites the empirical data characterizing special features of teenagers’ life and death conceptions depending on the system of set relations with his/her father, mother, grandfather and grandmother as significant relatives.

Текст научной работы на тему «Детско-родительские отношения и экзистенциальные представления подростков»

16. Рогожникова Т.М.Развитие значения полисемантичного слова у ребенка: дис. ... канд. филолог. наук. - Калинин, 1985. - 182 с.

17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. - М.: Педагогика, 1989. - 488 с.

18. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. - 288 с.

19. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / под ред. Л.А. Венгера. - М.: ИНТОР, 1996. - 128 с.

20. Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энцикл., 1989. - 814 с.

21. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики: (на материале рус. языка). - М.: Наука, 1973. - 280 с.

22. Palermo D. Psychology of language. - New York: Scott, Foresman and Company. - 1978. - 261 p.

УДК 159.955.2

Д. В. Желателев

Детско-родительские отношения и экзистенциальные представления подростков

В статье рассматриваются вопросы формирования представлений о жизни и смерти у подростков. Представлена характеристика понятия «представление». Приведены эмпирические данные, характеризующие особенности представления о жизни и смерти у подростков в зависимости от системы сложившихся отношений с отцом, матерью, дедушкой и бабушкой, как значимых родственников.

The article covers questions of formation of teenagers' life and death conceptions. The author presents the characteristic of notion "conception", cites the empirical data characterizing special features of teenagers' life and death conceptions depending on the system of set relations with his/her father, mother, grandfather and grandmother as significant relatives.

Ключевые слова: представление, детско-родительские отношения, подросток, представление о жизни и смерти.

Key words: conception, child-parent relations, teenager, life and death conception.

Издавна людей страшило и одновременно интересовало все неизвестное, но самым неизведанным и непонятным была и остается для людей тайна смерти. Особенность ситуации, возникающей при обсуждении этого вопроса, заключается в том, что у абсолютно-

82

го большинства людей нет достаточных средств и методов для ее адекватного представления, поэтому долгие годы смерть была предметом веры и философии. Это связано с тем, что практически никто не способен пережить смерть и, тем самым, создать о ней какое-то объективное и реальное представление.

Вплоть до недавнего времени казалось, что психологи игнорируют тему смерти, весьма нелегкую для изучения, и возможно, они считали неуместным вмешательство в борьбу человека со смертью только ради выяснения его установок и реакций. Но в последние три десятилетия психологи активно занимались изучением самых разных аспектов смерти [12].

Если произвольно разделить все психологические исследова-ния по примерным направлениям, то из них можно выделить сле -дующие:

1. Изучение психологии смертельно больных (неоперабельные онкологические больные, ВИЧ-инфицированные, смертельно раненные, умирающие) и путей психологической помощи им (А.В. Гнездилов, К. и С. Гроф, Э. Кюблер-Росс, С. Левин, К. и С. Саймонтоны, Дж. Хэлифакс) [1, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 17, 21].

2. Исследования причин суицидов и суицидального поведения, состояний, предшествующих им, а также возможных направлений профилактики суицидов (А.В. Маров, Ю.М. Лях, В.А. Тихоненко, А.Г. Амбрумова, А.В. Боенанко).

3. Исследования отношения и восприятия смерти и их изме -нения в разные возрастные периоды (Ф. Дольто, И.А. Захаров, Д.А. Исаев, Д.А. Кон) [5].

4. Исследования воспоминаний людей, получивших опыт умирания в результате клинической смерти (Б. Грейсон, А.П. Лаврин, Р. Моуди, А. Форд, Б. Харрис) [14, 15, 17, 20, 21, 24, 25].

5. Исследования тревоги смерти (З. Фрейд, С. Левин, И. Левин и др.) [18, 26].

Однако такое заинтересованное отношение к проблемам человеческого бытия и глубинным переживаниям личности преобладало в психологии не всегда. Отношение к двум величайшим основам существования - жизни и смерти, понимание смысла жизни человека и отношение к его смерти изменялось в психологической науке в соответствие с ее развитием - от психоаналитического подхода к экзистенциально-гуманистическому. На современном этапе разви-

тия психологического знания появляется тенденция к все большей интеграции понятий жизни и смерти в целостный опыт личности и признание значимости подобного опыта для личностного роста и самоактуализации.

По мнению Л.В. Веккера, представления есть необходимое посредствующее звено, смыкающее первосигнальные психические процессы, организованные в форму образов различных видов, и второсигнальные мыслительные или речемыслительные психические процессы, составляющие уже «специально человеческий» уровень психической информации [4].

Таким образом, представление - это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. По мнению Б.Ф. Ломова, представление - вторичный чувственный образ предмета, который в данный момент не действует на органы чувств, но действовал в прошлом [19].

По мнению А. Г. Маклакова, представление - это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются; на основе нашего предыдущего опыта [19]. Тогда продуктом этого процесса является вторичный образ - образ-представление.

В основе формирования образов-представлений лежит два процесса - память (переработанный осмысленный и эмоционально окрашенный прошлый опыт) и творческое воображение (создание нового). Образы-представления являются продуктом психики инди -вида, связанным с допонятийным мышлением. До овладения речью индивидуальный опыт сохраняется во вторичных образах. Образы-представления влияют на формирование поведенческих программ и мотиваций достижения и избегания определенных фактов и яв -лений. Представления играют весьма существенную роль в психической регуляции деятельности человека, выполняя такие функции, как:

- сигнальная - отражение многообразной информации об объекте или явлении, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением и выступающих в качестве первичного ориентировочного сигнала;

- регулирующая - отбор нужной информации об объекте, воспринятом в прошлом, с учетом реальных условий предстоящей деятельности;

- настроечная - ориентация деятельности человека в зависимости от характера воздействия окружающей среды, способствующая формированию алгоритмов деятельности.

Представления сопровождают человека на протяжении всей его жизни и являются значимыми для организации всей его жизни и деятельности [19]. Образы-представления имеют следующие характеристики: наглядность, фрагментарность, неустойчивость (непостоянство) высокая обобщенность.

Интересен тот факт, что представление о смерти не может быть прямым продуктом прошлого опыта человека. Представление о жизни, если имеет в своем содержании прошлый опыт жизни, то в высокой степени обобщения. Оба эти объекта представления имеют абстрактный характер: как жизнь, так и смерть. Но по нашему предположению, тем не менее, они оказывают большое влияние на организацию жизнедеятельности человека в настоящем. Особое значение образы-представления имеют для целенаправленной деятельности (прогнозирования будущего и выбора стратегий поведения), самопознания и самоотношения, психической саморегуляции.

На формирование образов-представлений жизни и смерти влияет опыт взаимодействия ребенка с окружающей средой (первичной средой для него является семья, взаимодействие с родителями и другими близкими).

Тема детско-родительских отношений в подростковом возрасте достаточно широко исследована и описана как в отечественной, так и в зарубежной психологии, но взаимосвязь с формированием мировоззрения и, в частности, образов-представлений в сознании индивида почти не исследована. Существует некоторые исследования зарубежных психоаналитиков о том, как отношение с матерью и наказания влияют на формирование тревоги смерти у детей [23].

По мнению ряда зарубежных психоаналитиков, психология смерти и психология наказания тесно переплетаются между собой. всИ1Мег [23, 28] пришел к этому заключению после длительного изучения обоих предметов.

Подсознательно в качестве наказания и агрессивного акта в свой адрес детьми могут восприниматься такие явления, как разлука, потеря, болезнь и травма. Смерть воспринимается как нежелательное, а следовательно, кем-то навязанное явление, вызванное другими людьми, силами природы, неодушевленными предметами, умершими или их призраками, Богом; нечеловеческими воздействиями, колдовством и т. п. Поскольку самые могущественные фигуры в детстве это родители, которые могут защитить от смерти или лишить жизни (заботы, безопасности), то отношения с ними напрямую взаимосвязаны с формированием представлений о жизни и смерти. Дети в определенном возрасте научаются управлять взаимоотношениями с родителями, влиять на них и переживать это, как свое всемогущество. Часто дети, испытывая гнев на родителей, выражают его как пожелание смерти, и поскольку они верят в свое всемогущество, то за этим пожеланием рождается чувство вины, которое может приводить к самонаказанию. Наказание может быть воспринято как заслуженное или незаслуженное, но чаще всего дети переживают наказание, как незаслуженное. Незаслуженное наказание обладает характеристиками, схожими с характеристиками смерти и жизни: неизбежность, непредсказуемость, неопределенность формы и времени. Смерть может также иметь значение наказания своих родителей. Дети часто фантазируют о своей смерти, как о способе вызвать чувства вины у родителей, сильный гнев на родителей, и идея отомстить может повлечь за собой желание смерти и одновременно страх смерти, а может привести к суицидальным действиям. Дети часто хотят заболеть, причинить себе травму или даже умереть для того, чтобы избежать угрозы наказания. В их преставлении умирание является способом справиться с угрозой смерти. Покорность жестким формам наказаний в семье приводит к формированию мазохистического характера и виктимного поведения. Ребенок, проявляя жертвенное подчинение, стремится смягчить угрозу, а не наказывать самого себя. ВготЬегд [23, 32] считает, что мазохистический характер происходит от враждебных установок и поведения матери. По его убеждению, ребенок продолжает страшиться только внешней родительской фигуры, а не совести. Bychowski [23, 33] пишет, о том, что благодаря мазохизму ребенок сохраняет неразрывную связь с

враждебной фигурой родителя, таким образом, мазохизм - это способ сосуществования с материнской разрушительностью, или угрозой смерти.

Фрустрирующая окружающая среда приводит к сдерживанию и накоплению агрессивной энергии, это, согласно Flescher [23, 30], является источником тревоги смерти. Накопленная тревога смерти и агрессия в адрес родителей могут вести к различным нарушениям поведения и развития аутоагрессии (травматизация, болезнь, агрессии на других людей - насилие). Jones [23, 29] считает, что «клинически доказано, что страх перед смертью неизменно является выражением подавляемого желания смерти для любимых объектов». Fenichel [23, 30] пишет, что идея смерти часто является страхом наказания за враждебные желания. Другой автор, Hitschmann [23, 31], выдвигает идею развития тревоги смерти из-за собственной кончины или смерти других людей через чувство вины и до желания смерти другим, а также до импульсов, направленных на убийство. Loeser и Вгу [23, 27] приписывают происхождение страха смерти эдиповому конфликту; враждебность к родителю становится основой для самонаказания.

Постепенно в своем развитии ребенок интроецирует взаимоотношения с родителями, и сила наказания со стороны родителей начинает действовать изнутри, и тогда суперэго становится постоянным источником страха смерти. И человек воплощает это в контактах и взаимодействии с другими людьми в своей жизни.

Именно в подростковом возрасте, во время пубертатного кризиса, в период сильных изменений человек начинает уделять много внимания проблеме жизни и смерти, актуальной становится тема суицидальных мыслей и действий.

Таким образом целью исследования явилось изучение взаимосвязи детско-родительских отношений, применяемых наказаний в семье с различными аспектами образов-представлений жизни и смерти в сознании подростков. Гипотезой исследования стало предположение о том, что существует взаимосвязь детско-родительских отношений подростков, применяемых к ним наказаний с различными аспектами образов-представлений жизни и смерти в сознании этих подростков.

Исследование проводилось на базе одной из средних школ, объектом исследования стали подростки в возрасте 13 лет (28 мальчика и 22 девочки).

Для исследования детско-родительских отношений была использована методика ADOR (опросник «Подростки о родителях», адаптированый З. Матейчиком и П. Ржичаном [3]). Данный опросник позволяет изучить установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом и юношеском возрас -те. В основу данной методики положена идея Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей в описании детей можно охарактеризовать тремя полярными шкалами: принятие - эмоциональное отвержение, психологический контроль - психологическая автономия, скрытый контроль - открытый контроль. Данная методика позволяет диагностировать стили взаимоотношений подростков с отцом и матерью. В ней описаны следующие шкалы: позитивного интереса, директивности, враждебности, автономности, непоследовательности.

С целью исследования применяемых видов наказания в семье, нами была разработана специальным образом структурированная анкета, в которой использовались оценочные шкалы, результаты которых затем могли бы быть использованы в статистической обработке. Данная методика позволяет исследовать наиболее часто применяемые наказания в семье, а также кто наказывает, и субъективное восприятие подростком силы наказания. Методика была составлена по следующим принципам: 1) были взяты взрослые люди из ближайшего окружения ребенка (папа, мама, бабушка, дедушка, брат/сестра); 2) был проведен опрос среди детей и сделан частотный анализ полученных результатов по основным видам наказаний, использующихся в семьях; 3) в анкету были заложены десять наиболее часто встречаемых видов наказания в семьях подростков; 4) на основе полученного материала была разработана таблица, предложенная подросткам для заполнения; 5) субъективное восприятие силы воздействия тех или иных видов наказаний от кого-то из близкого окружения подростки оценивали по 10-балльной шкале.

Для исследования представлений о таких абстрактных поняти -ях, как жизнь и смерть, была взята методика семантического диф-ференциалла Ч. Осгуда, - методика количественного и качественного индексирования значений при измерении

эмоционального отношения человека к понятиям, фактам, явлениям, при анализе социальных установок, ценностных ориентаций, субъективно-личностного смысла и т. д. [2: 299]. Она была создана для измерения различий в интерпретации понятий испытуемыми и значения, которое данное явление (жизнь, смерть) приобрело для обследуемого индивида в результате его жизненного опыта. Для нашего исследования методика была модифицирована расширена до 58 полярных оценочных шкал. Были добавлены шкалы фоносе-мантического анализа, пространственно-временной структуры представлений, эмоционального отношения, восприятия различной модальностей и тех характеристик жизни и смерти, которые были найдены эмпирически в ходе клинической практики и которые определяли испытуемые в ходе наших других исследований представлений о смерти и жизни.

Для определения взаимосвязи был использован метод корреляционного анализа Пирсона. При критическом значении коэффициентов корреляции Пирсона для выборки 50 человек г=0,279 (при 0,05), г=0,36 (при 0,01).

В результате эмпирического исследования нами были обнаружены взаимосвязи детско-родительских отношений и различных характеристик образов-представлений о жизни и смерти в сознании подростков.

Представления о жизни и смерти и детско-родительские отношения Из табл. 1 видно, что чем больше подростки видят позитивный интерес, принятие, поддержку со стороны матери, тем больше жизнь воспринимается ими как легкая, хорошая, красивая. Чем больше директивности в отношении матери к подростку, тем более выражены такие качества в представлении о жизни, как: мягкая, светлая, радостная, цель, любовь, яркая, могучая, совместное, живое. Враждебность, строгость, агрессивность матери во взаимоотношении с подростком связаны в его сознании с такими характеристиками представления о жизни, как единичная и открытая, т. е. незащищенная, и в отсутствии взаимосвязи с окружающими. Непоследовательность в отношениях матери с подростком отражается в восприятии им жизни, как чего-то опасного и единичного. Таким образом, непоследовательность в отношениях лишает ребенка ощущения безопасности и общности с окружающими. Инте-

89

ресный факт, что так часто не поощряемая директивность приносит подросткам положительное восприятие жизни. По результатам обследования можно видеть, что именно директивный стиль отношений со стороны матери имеет больше всего взаимосвязей с представлением о жизни, а автономный (диктаторский вариант, власть, жесткость) не имеет взаимосвязей с представлением о жизни.

Таблица 1

Взаимосвязь типа отношений с матерью и представления о жизни

Аспекты представления о жизни Директивность Враж-деб-ность Автономия Непо-следо-вательн ость Позитивный интерес

Хорошее - плохое -0,286

Красивое - отвратительное -0,316

Тяжелое - легкое 0,365

Мягкое - твердое -0,313

Светлое - темное -0,303

Безопасное - опасное 0,283

Радостное - печальное -0,325

Цель - средство -0,431

Любовь - ненависть -0,334

Единичное - многочисленное -0,309 -0,314

Яркое - тусклое -0,298

Могучее - хилое -0,401

Закрытое - открытое 0,315

Одинокое - совместное 0,288

Живое - неживое -0,309

Из табл. 2 видно, что чем больше подростки видят позитивного интереса, принятия, поддержки со стороны отца, тем больше жизнь воспринимается ими, как нечто красивое. Чем более отношения с отцом воспринимаются, как директивные, тем жизнь выглядит более спонтанной. При выраженной враждебности со стороны отца жизнь воспринимается как сильная, глубокая, громкая, открытая, т. е. граница личности проницаема для воздействия извне, жизнь сильно влияет, но индивид оказывается незащищен и зависим. При автономности отца (т. е. деспотичности, отчужденности, дистантности) жизнь выглядит размытой, вероятно из-за возникающих обид. При непоследовательном стиле воспитания отцом жизнь кажется подростку

хорошей, приятной, сильной, красивой, вероятно такое восприятие связано с эталоном мужского поведения в культуре общества. Позитивный интерес со стороны отца придает жизни больше красоты.

Таблица 2

Взаимосвязь типа отношений с отцом и представления о жизни

Аспекты представления Дирек- Враж- Автоно- Непо-следова- Позитивный интерес

о жизни тивность дебность мия тель-ность

Хорошее - плохое -0,301

Приятное - неприятное -0,304

Красивое -отвратительное -0,315 -0,288

Сильное - слабое -0,428 -0,350

Тяжелое - легкое

Глубокое - мелкое -0,386

Громкое - тихое -0,286

Четкое - размытое -0,303

Спонтанное - скованное -0,365

Закрытое - открытое 0,304

Из табл. 3 видна взаимосвязь восприятия подростками взаимо -отношений с матерью и различных аспектов представления о смерти. Чем больше подростки видят позитивного интереса, принятия, поддержки со стороны матери, тем смерть представляется им в большей мере как чистая, громкая, необратимая (что соответствует реальности), открытая. Если отношения со стороны матери воспринимаются как директивные, смерть представляется как тяжелая, конечная, четкая, единичное, спонтанная, то есть неожиданная, и одинокое, и соответственное тяжелое, без ощущения поддержки. Если отношения с матерью переживаются, как враждебные с ее стороны, смерть кажется более слабой, неорганизованной, низменной, вероятно унизительной, и тревога смерти у таких подростков будет еще нагружена страхом унижения. Автономия, как отношение со стороны матери, взаимосвязана с восприятием смерти как частым событием, соответственно отсутствие поддержки и контакта с матерью приводит к отсутствию ощущения защищенности, усилению тревоги и восприятии частоты и соответственно большей веро -

ятности умереть. Непоследовательность матери в воспитании подростка отражается в восприятии им смерти как неприятной, отвратительной, слабой, тихой, отталкивающей, неорганизованной, низменной, находящейся слева в пространстве. Соответственно тревога смерти при таком стиле воспитания со стороны матери будет сильнее и нагружена переживаниями унижения, стыда, бессилия. Вероятно у подростков, воспитывающихся матерью в таком стиле, будут трудности с ориентацией в ситуации и пространстве, а так как восприятие пространства организуется слева-направо, то ориентация будет переживаться сильной тревогой.

Таблица 3

Взаимосвязь типа отношений с матерью и представления о смерти

Аспекты представления о смерти Дирек-тивность Враждебность Авто-но-мия Непоследовательность Позитивный интерес

Приятное - неприятное 0,392

Красивое - отвратительное 0,327

Сильное - слабое 0,345 0,279

Тяжелое - легкое -0,305

Чистое - грязное -0,341

Слева - справа -0,293

Конечное - бесконечное -0,281

Громкое - тихое 0,318 -0,297

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Привлекательное -отталкивающее 0,292

Четкое - размытое -0,282

Редкое - частое 0,307

Обратимое - необратимое 0,341

Единичное -многочисленное -0,328

Спонтанное - скованное -0,331

Организованное - неорганизованное 0,284 0,333

Величественное -низменное 0,307 0,336

Закрытое - открытое 0,301

Из табл. 4 видна взаимосвязь восприятия подростками взаимо -отношений с отцом и различных аспектов представления о смерти.

Чем больше подростки видят позитивного интереса, принятия, поддержки со стороны отца, тем смерть представляется им в большей мере как громкая, горькая, необратимая. При директивном стиле воспитания со стороны отца, смерть кажется подросткам горьким событием. При враждебности со стороны отца при воспитании подростка, смерть представляется ребенку плохой, неприятной, отвратительной, слабой, темной, тихой, трусливой, тусклой, и низменной, что будет порождать сильную тревогу, страх агрессии, беспомощность, стыд, зависимость, отсутствие защищенности. При автономном стиле взаимодействия отца с подростком, смерть будет казаться размытым и необратимым событием. При непоследовательном стиле воспитания со стороны отца, подросток будет воспринимать смерть как неприятную, тихую, тусклую.

Таблица 4

Взаимосвязь типа отношений с отцом и представления о смерти

Аспекты представления о смерти Директив-ность Враждебность Автономия Непо-следова-тельност ь Позитивный интерес

Хорошее - плохое 0,387

Приятное - неприятное 0,424 0,306

Красивое - отвратительное 0,414

Сильное - слабое 0,349

Светлое - темное 0,335

Громкое - тихое 0,358 0,279 -0,316

Безопасное - опасное

Храброе - трусливое 0,348 -0,368

Горькое - сладкое -0,450

Четкое - размытое 0,282

Редкое - частое

Обратимое - необратимое 0,290 0,35

Яркое - тусклое 0,301 0,282

Величественное -низменное 0,344

По полученным результатам можно сказать, что существует взаимосвязь различных аспектов образов-представлений жизни и смерти в сознании подростков с типом взаимоотношений с роди -

93

телями. Эти взаимосвязи различаются во взаимоотношениях с отцом и с матерью. Также получился набор характеристик этих образов жизни и смерти, которые взаимосвязаны с детско-родительскими отношениями у подростков.

Представления о жизни и смерти и наказания, применяемые в семье

При описании ближайшего окружения были выделены следующие фигуры, которые используют наказание по отношению к подростку в семье, это - мать, отец, бабушка, дедушка, брат или сестра. Наиболее часто встречающиеся виды наказаний, которые применяются к подросткам, по их же мнению: наказание ремнем; ставят в угол; удары различными предметами (тряпкой, дневником и т. п.); пощечины, подзатыльники, удары руками по различным частям тела; лишение внимания (игнорирование, разрыв контакта, отвержение); словесное унижение, оскорбление; физический труд, упражнения; изоляция, лишение свободы в темном помещении; разъяснение, беседа; сравнение с другими людьми.

Сила наказания отмечалась подростками по 10-балльной шкале.

Интересным является тот факт, что телесные наказания превалируют в этом списке, хотя в последние время средства массовой информации регулярно публикуют материалы о вреде такого вида наказания.

Из табл. 5 можно видеть взаимосвязь силы воздействия различных видов наказания матерью на подростков с различными характеристиками представления о жизни в их сознании. При наказании матерью ремнем, жизнь воспринимается как гибкая, и он перестает проживать настоящее и фиксируется на прошлом. Чем сильнее подросток переживает наказание постановкой в угол матерью, тем жизнь ему представляется бесконечной, он перестает жить настоящим и начинает жить ожиданием будущего. Сильное переживание подростком материнского наказания ударом тряпкой, дневником или другим предметом связано с восприятием жизни как нечто злое, твердое, сложное, трусливое, неопределенное, исключительное, шероховатое. Такой подросток избегает жить настоящим, переживать чувства здесь и сейчас и живет мечтами о будущем. Такое наказание матерью вероятно связано у подростка с сильной трево -гой, неудовлетворенностью жизнью, сопровождающейся гаммой негативных переживаний. Чем сильнее подростки переживают такое

наказание матерью, как удар рукой, пощечины, подзатыльники, тем больше жизнь воспринимается как находящаяся справа внизу, вероятно это связано с расположением взгляда на окружающую сре -ду, глаза опущены и отвернуты вправо, как после удара при переживании вины, стыда или обиды. Жизнь кажется при этом твердой трусливой, размытой, неопределенной, исключительной, шероховатой.

При сильном переживании отвержения, игнорирования со стороны матери, жизнь воспринимается подростком как нечто женское, справа в пространстве (там, где заканчивается восприятие про -странства, в будущем по линии времени), исключительное (не повторяющееся у других) и динамическое, вероятно остро переживается течение времени.

Таблица 5

Взаимосвязь типа наказания матерью с представлением о жизни

Аспекты представления о жизни Ремень Угол Удар пред ме-том Удар рукой От-вер же-ние Сло вес-ное ос-корб ле-ние Изоляция Беседа Срав не-ние

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Хорошее - плохое -0,29

Полезное -бесполезное 0,29

Вверху - внизу 0,32

Слева - справа 0,30 0,30 0,35

Конечное -бесконечное -0,30

Прошлое -будущее -0,28 -0,39 0,29

Мужское - женское 0,37 0,29 0,29 0,42

Доброе - злое 0,29

Мягкое - твердое 0,35 0,33

Простое - сложное 0,28 0,35

Храброе -трусливое 0,35 0,29

Четкое - размытое 0,36

Редкое - частое -0,32

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Обратимое -необратимое 0,29

Жесткое - гибкое -0,29

Точное -неопределенное 0,45 0,47

Типичное -исключительное 0,28 0,29 0,36 0,29 0,45

Статическое -динамическое 0,42 0,4

Боль - удовольствие 0,33 5 0,3

Гладкое -шероховатое 0,3 0,34

Закрытое -открытое 0,38

Жизнь больше воспринимается, как женское, исключительное и как удовольствие при переживании силы наказания словесным оскорблением со стороны матери.

Таблица 6

Взаимосвязь типа наказания отцом с представлением о жизни

Аспекты представления о жизни Ремень Угол Удар предметом Удар рукой Отвержение Словесное оскорбление Трудом Изоляция Беседа

Красивое -отвратительное -0,30

Слева - справа 0,34 0,44 0,42 0,29 0,28

Мужское - женское 0,30

Доброе - злое 0,35 0,37 0,39 0,38

Мягкое - твердое 0,30 0,43 0,35

Близкое - далекое 0,40 0,30 0,28

Нежное - грубое 0,28 0,29 0,34

Безопасное - опасное 0,30

Храброе - трусливое 0,28 0,35 0,37

Радостное - печальное 0,29

Четкое - размытое 0,28

Обратимое -необратимое 0,28

Жесткое - гибкое -0,33

Точное -неопределенное 0,42 0,30 0,29

Гладкое - шероховатое 0,30 0,39

Закрытое - открытое 0,30

Одинокое - совместное 0,28

Индивидуальное -общее -0,38 -0,30

При лишении свободы, изоляции в темном помещении, чем сильнее это переживается, тем жизнь кажется для подростка бесполезнее. При наказании матерью через беседу и разъяснение, чем сильнее это влияет на подростка, тем жизнь ему кажется лучше, сложнее, редкой, необратимой, исключительной, динамической, открытой, удовольствием, женской, расположенной слева в пространстве (в начале линии времени и восприятии пространства). Чем сильнее на подростка действует сравнение его матерью с другими, тем жизнь воспринимается женственней.

В табл. 6 приведены взаимосвязи силы воздействия различных видов наказания отцом в восприятии подростков с различными характеристиками представления о жизни в их сознании. Чем сильнее у подростков переживается, когда отец наказывает ремнем, тем жизнь воспринимается как более жесткая и индивидуальная. При постановке в угол, чем сильнее переживается данное отцовское наказание, тем жизнь кажется более трусливой, конечно же, это проекция собственного вытесненного страха отца, переживаемый, как тревога жизни. Когда сильно переживается наказание ударом со стороны отца каким-либо предметом, то жизнь кажется для подростка злой, твердой, далекой, грубой, трусливой (страшной), находящейся справа. Если же отец наказывает тем, что дает подзатыльник, пощечину или бьет рукой по другим частям тела, то, переживая силу этого наказания, подросток воспринимает жизнь как злую, твердую, страшную, печальную, размытую, неопределенную, шероховатую, расположенную справа в пространстве. При переживании отцовского наказания отвержением, подросток воспринимает жизнь как злую, твердую, далекую, грубую, необратимую, неопределенную, индивидуальную, расположенную справа в пространстве.

При словесном оскорблении отцом, жизнь воспринимается подростком расположенной справа и неопределенной, а при наказании трудом - женской и также расположенной справа. Чем сильнее переживается наказание изоляцией со стороны отца, тем жизнь подростку кажется более злой, грубой, далекой. А если отец наказывает беседой, и это оказывает сильное влияние на подростка, то жизнь воспринимается красивой, безопасной, шероховатой, открытой, совместной.

В табл. 7 иллюстрируется взаимосвязь переживания подростком силы бабушкиного наказания с его представлением о жизни. При сильном наказании ремнем бабушкой, жизнь подростком воспринимается короткой, искусственной, низменной. Если сильное воздействие на подростка оказывает наказание бабушкой постанов -кой в угол, то это связано с восприятием жизни как слабой, медленной, пассивной, тихой скованной, горькой, одинокой, расположенной внизу пространства. Если же бабушка бьет каким-либо предметом, то жизнь воспринимается как более бесполезная, неорганизованная, неопределенная, индивидуальная, вся эта гамма переживаний напоминает отчаяние и сопровождающиеся тревогой неопределен -ность и недоверие. Подзатыльники и пощечины, а также другие удары бабушкиной рукой по телу подростка связаны с представлением о жизни как бесполезной, далекой, исключительной и неопределенной. Отвержение со стороны бабушки в качестве наказания связано с представлением подростка о жизни как пассивной, бесполезной, твердой и неопределенной. Чем сильнее переживается наказание бабушкой трудом, тем жизнь кажется более медленной, далекой, грубой, неживой.

Чем сильнее переживается изоляция бабушкой в качестве наказания подростка, тем жизнь ему кажется более тупой, короткой, скованной. Беседа в качестве наказания способствует восприятию жизни подростком как твердой сложной, скованной, расположенной внизу, исключительной. Сравнение же бабушкой с другими людьми связано с восприятием жизни как более бесполезной, далекой, грубой и горькой.

Таблица 1

Взаимосвязь типа наказания бабушкой с представлением о жизни

Аспекты представления о жизни Ремень Угол Удар пред ме-том Удар рукой От-вер-жени е Трудом Изо ля-ция Беседа Сра вне-ние

Сильное - слабое 0,3

Быстрое -Медленное 0,28 0,30

Активное -пассивное 0,33 0,40

Полезное -бесполезное 0,52 0,29 0,38 0,32

Острое - тупое 0,29

Вверху - внизу 0,30 0,37

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мягкое - твердое 0,3 0,36

Длинное - короткое 0,29 0,29

Близкое - далекое 0,37 0,39 0,38

Нежное - грубое 0,30 0,29

Простое - сложное 0,28

Громкое - тихое 0,38

Горькое - сладкое 0,30 0,30

Спонтанное -скованное 0,30 0,30 0,28

Естественное -искусственное 0,47

Организованное -неорганизованное 0,34

Точное -неопределенное 0,35 0,30 0,28

Типичное -исключительное 0,29 0,30

Величественное -низменное 0,36

Одинокое -совместное 0,40

Индивидуальное -общее -0,30

Живое - неживое 0,30

Из полученных результатов видно, как многогранно выглядят взаимосвязи при наказании со стороны бабушки по сравнению с родителями.

Таблица 8

Взаимосвязь типа наказания дедушкой с представлением о жизни

Сло-

Аспекты представления Ремень Угол Удар пред ме-том Удар ру- От-вер же-ние вес-ное ос- Трудом Бесе- Сра вне-

о жизни кой корб ле-ние да ние

Большое - маленькое 0,51 0,36

Быстрое - медленное 0,31 0,31

Активное - пассивное 0,45 0,48 0,34 0,47 0,32

Полезное - 0,36

бесполезное

Острое - тупое 0,36 0,40 0,40

Вверху - внизу 0,28 0,30 0,28

Слева - справа 0,30

Горячее - холодное 0,37

Мягкое - твердое 0,28 0,32

Простое - сложное -0,32

Безопасное - опасное 0,28

Храброе - трусливое 0,39 0,41 0,35

Четкое - размытое 0,30 0,32 0,32

Организованное -неорганизованное 0,39

Точное -неопределенное 0,38 0,40 0,36

Типичное -исключительное 0,29 0,28

Статическое - -

динамическое 0,34

Гладкое -шероховатое 0,31 0,28 -0,29

Индивидуальное -общее 0,34 0,28

В табл. 8 отражены взаимосвязи переживания подростками силы наказания дедушкой с различными характеристиками образа -

представления жизни. Подростки ни разу не отметили такой вид наказания дедушкой, как изоляция в темном помещении. При наказании ремнем его сила связана с такими характеристиками образа жизни, как статическое и индивидуальное. Если сильно дедушкино воспитательное воздействие постановкой в угол, то жизнь подростком воспринимается как простая и опасная. При ударе тряпкой, тетрадью, дневником, жизнь воспринимается индивидуальной и неорганизованной. Если дедушка наказывает ударом рукой по каким-либо частям тела подростка, жизнь при этом подростку кажется пассивной, тупой, твердой, расположенной внизу пространства, размытой, трусливой, неопределенной, шероховатой. При использовании в качестве наказания сильного отвержения и игнорирования со стороны дедушки, жизнь подростком переживается пассивной, тупой, твердой, расположенной внизу в пространстве, трусливой, размытой, неопределенной, исключительной, шероховатой. При вербальном оскорблении и унижении, жизнь ему кажется бесполезной и расположенной внизу пространства. Жизнь воспринимается маленькой и пассивной при использовании наказания трудом и упражнениями. Если же сильным наказанием оказывается для подростка беседа и разъяснение дедушки, то представление о жизни окрашивается такими качествами, как маленькая медленная, пассивная, тупая, трусливая, размытая, исключительная, неопределенная, расположенная в пространстве справа. И при сравнении дедушкой с другими людьми, жизнь подростку кажется гладкой, медленной,пассивной, холодной.

В табл. 9 представлены взаимосвязи силы воздействия различных видов наказания братом или сестрой в восприятии подростков с различными характеристиками образа-представления о жизни в их сознании. При сильном наказании сиблингом - ремнем - жизнь подростка фиксируется на прошлом. При наказании посредством удара предметом (тряпкой, книгой, тетрадкой и т. п.) жизнь представляется пассивной, твердой, бесконечной, скованной, трусливой, неопределенной, расположенной внизу, т. е., вероятно, на образ жизни проецируются телесные ощущения и эмоциональные переживания подростка в этой ситуации наказания. При наказании ударом рукой (подзатыльник, пощечина, оплеуха), представление о жизни подростком наделяется такими характеристиками, как пассивная, твердая, трусливая, скованная и неопределенная. Жизнь получает окрас

чего-то пассивного, твердого, трусливого, скованного, неопределенного, но динамического, при наказании со стороны братьев и сестер отвержением и игнорированием. Сила словесного оскорбления связана с такими качествами представления о жизни, как нечто пассив -ное, твердое, трусливое, расположенное внизу. При сильном наказании братом или сестрой трудом и физическими упражнениями, жизнь воспринимается легкой, женской, твердой, трусливой, ненавистной, редкой и неживой. При сравнении с другими людьми в качестве наказания, подростки связывают жизнь с такими характеристиками, как неприятная, отвратительная, темная, трусливая, отталкивающая, тусклая, ненавистная, неживая.

Таблица 9

Взаимосвязь типа наказания сиблингом с представлением о жизни

Аспекты представления о жизни Ремень Удар предметом Удар рукой От-вер-жени е Словес-ное оскорб ление Трудом Сравнение

Приятное - неприятное 0,28

Красивое -отвратительное 0,34

Активное - пассивное 0,38 0,32 0,32 0,34

Тяжелое - легкое 0,31

Вверху - внизу 0,32 0,31

Конечное -бесконечное 0,29

Прошлое - будущее -0,31

Мужское - женское 0,29

Мягкое - твердое 0,40 0,33 0,42 0,33 0,29

Светлое - темное 0,31

Храброе - трусливое 0,44 0,33 0,41 0,35 0,37 0,33

Привлекательное -отталкивающее 0,37

Редкое - частое -0,31

Любовь - ненависть 0,28 0,30

Спонтанное -скованное 0,36 0,34 0,35

Точное -неопределенное 0,28 0,24 0,31

Статическое -динамическое 0,31

Яркое - тусклое 0,40

Живое - неживое 0,35 0,39

Вероятно, многие виды наказания сиблингом связаны с переживанием страха, обиды и унижения. Интересным оказывается факт, что братья и сестры тоже, как и дедушки, не использует в качестве наказания лишение свободы, запирание в темном помещении, или же это не воспринимается подростками как наказание. Такие виды наказания, как разъяснение, беседа, постановка в угол со стороны старших (родителей, прародителей) оказываются сильно взаимосвязанными с представлениями о жизни подростка, а со стороны сиблингов таких взаимосвязей не оказывается.

Можно с большой долей уверенности предположить, что на представление о жизни накладывает отпечаток переживание самого события наказания «здесь и сейчас» в физической, кинестетической и тактильной, телесной модальности ощущений всей ситуации в целом. Наказание разными близкими людьми взаимосвязано с разны -ми качествами представления о жизни, и иногда одно и тоже наказание, исполненное разными людьми, имеет разный смысл в контексте представления о жизни у подростка. Можно лишь поражаться, как сильно такое ситуативное частное событие, как наказание накладывает отпечаток на представление подростком о жизни в целом. Вероятно, на образ жизни проецируется вся гамма переживаний, связанных с наказанием. И затем все эти качества жизни будут воплощаться в стратегиях жизнедеятельности индивида.

Из табл. 10 видно, как много взаимосвязей возникает при наказании матерью и формированием представления о смерти подрост -ком. Смерть кажется подростку твердой, короткой и скованной при сильном наказании ремнем со стороны матери. При ударе другими предметами на смерть проецируется страх подростка, и она описывается как трусливая. При наказании ударом рукой, смерть воспринимается как маленькая, твердая, грязная, короткая, тихая, опасная, трусливая, печальная, отталкивающая, тусклая, как что-то низменное, неживое. Возникает впечатление, что в этой ситуации подросток воспринимает данное наказание как убийство его матерью. При наказании матерью отвержением и игнорированием, смерть в представлении подростка становится далекая, темная, тихая, трусливая,

103

печальная, отталкивающая, болезненная, тусклая, неживая, пространственно расположена внизу. Сила словесного оскорбления со стороны матери связана с такими характеристиками образа смерти, как плохая, неприятная, отвратительная, бесполезная, короткая, далекая, грубая, мелкая, темная, опасная, трусливая, печальная, отталкивающая, обратимая, постоянная, единичная, болезненная, тусклая, низменная, обманчивая. Словесное оскорбление широко взаимосвязано с различными аспектами представления о смерти, и при сильном воздействии несет много негативных характеристик смерти, усиливая их. При наказании матерью физическим трудом, в представлении о смерти усиливаются такие качества, как плохая, неприятная, отвратительная, холодная, злая, твердая, расположенная внизу, далекая, темная, печальная, отталкивающая, единичная, статическая, тусклая, болезненная, шероховатая, низменная, обманчивая, неживая. Смерть воспринимается как короткая, динамическая и бесполезная, при силе воздействия на подростка сравнения его с другими людьми. И в представлении о смерти подростка усиливаются такие характеристики, как плохая, неприятная, отвратительная, холодная, далекая, темная, трусливая, печальная, отталкивающая, естественная, болезненная, шероховатая, тусклая, низменная, неживая при усилении воспитательного воздействия через разъяснение и беседу. Вероятно любой вид наказания требует еще и получения поддержки подростком со стороны наказывающего.

Таблица 10

Взаимосвязь типа наказания матерью с представлением о смерти

Аспекты представления о жизни Угол Удар предметом Удар рукой Отвержение Словесное оскорбление Трудом Беседа Сравнение

Хорошее - плохое 0,26 0,29 0,31

Приятное - неприятное 0,26 0,26 0,29

Красивое -отвратительное 0,33 0,29 0,36

Большое - маленькое 0,33

Полезное - бесполезное 0,28 0,35

Чистое - грязное 0,28

Вверху - внизу 0,29 0,28

Горячее - холодное 0,28 0,31

Доброе - злое 0,29

Мягкое - твердое -0,28 0,30 0,30

Длинное - короткое -0,34 0,28 0,31 0,31

Близкое - далекое 0,40 0,38 0,33 0,36

Нежное - грубое 0,34

Глубокое - мелкое 0,29

Светлое - темное 0,35 0,36 0,33 0,32

Громкое - тихое 0,33 0,29

Безопасное - опасное 0,30 0,30

Храброе - трусливое 0,31 0,39 0,33 0,33 0,33

Радостное - печальное 0,34 0,31 0,35 0,39 0,46

Привлекательное -отталкивающее 0,28 0,29 0,29 0,36 0,42

Обратимое -необратимое -0,40

Постоянное -изменчивое -0,30

Единичное -многочисленное -0,31 -0,29

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Спонтанное -скованное 0,29

Естественное -искусственное -0,29

Статическое -динамическое -0,29 0,30

Боль - удовольствие -0,28 -0,32 -0,30 -0,35

Гладкое - шероховатое 0,36 0,35

Яркое - тусклое 0,32 0,31 0,41 0,42 0,41

Величественное -низменное 0,36 0,34 0,28 0,28

Искреннее - обманчивое 0,38 0,31

Живое - неживое 0,27 0,29 0,28 0,31

Таблица 11

Взаимосвязь типа наказания отцом с представлением о смерти

Аспекты представления о жизни Ремень Угол Удар пред-ме-том Удар рукой От-вер-жени е Словес-ное оскорб ление Тру дом Беседа

Хорошее - плохое 0,38 0,37

Приятное - неприятное 0,29

Красивое -отвратительное 0,34 0,29

Сильное - слабое 0,28

Большое - маленькое 0,48 0,28

Быстрое - медленное 0,27

Активное - пассивное 0,36

Чистое - грязное 0,28 0,43 0,29 0,39

Вверху - внизу 0,35 0,33 0,38

Слева - справа -0,30 0,28

Горячее - холодное 0,30

Доброе - злое 0,30

Близкое - далекое 0,33 0,39 0,38 0,29 0,33

Светлое - темное 0,30 0,39 0,30 0,33

Простое - сложное 0,40

Громкое - тихое 0,29 0,29

Храброе - трусливое 0,28 0,31 0,29 0,28 0,32

Радостное - печальное 0,28 0,30 0,31 0,39

Привлекательное -отталкивающее 0,34 0,29 0,37

Постоянное -изменчивое -0,32

Естественное -искусственное 0,34

Точное -неопределенное 0,32

Типичное -исключительное -0,30

Статическое -динамическое -0,35

Боль - удовольствие -0,28

Гладкое - шероховатое 0,31 0,30 0,34

Яркое - тусклое 0,28 0,28 0,33 0,29 0,36

Величественное -низменное 0,28 0,29

Искреннее - обманчивое 0,31

Одинокое - совместное 0,35 0,29

Живое - неживое 0,34 0,36 0,36 0,31

В табл. 11 представлены результаты исследования взаимосвязи типов и силы наказаний, применяемых отцом к подростку и характеристик образов-представлений о смерти в сознании подростка. Д.С. Рейнгольд пишет, что на формирование тревоги смерти значимое влияние оказывает мать, и то, как она наказывает ребенка, а роль отца не так значима в этом вопросе. Но исходя из полученных нами результатов, можно предполагать, что фигура отца не менее значима, и также существует много взаимосвязей применяемых отцом наказаний и формы отношений с представлением о смерти в сознании подростка. Например, сила восприятия наказания ремнем связана с такими характеристиками представления о смерти, как плохая, слабая, отвратительная, неприятная, маленькая, медленная, пассивная, далекая, темная, сложная, трусливая, печальная, отталкивающая, тусклая, типичная, шероховатая. Постановка отцом в угол в качестве наказания связана в сознании подростка с характеристиками смерти: неопределенная, находящаяся слева в пространстве. Пощечина, подзатыльник, оплеуха со стороны отца - с качествами смерти: маленькая, грязная, далекая, тихая, трусливая, низменная, тусклая, неживая. Такие наказания отцом, как удар тряпкой, дневником или другим предметом, а также отвержение и игнорирование связаны с такими характеристиками смерти в сознании подростка, как грязная, расположенная внизу. Чем больше затрагивает подростка словесное оскорбление, применяемое отцом в качестве наказания, тем ярче выражены такие качества в образе смерти, как грязная, далекая, находящееся внизу, темная, трусливая, печальная, постоянная, статическая, тусклая, болезненная, шероховатая, неживая, обманчивая. Чем сильнее влияет наказание трудом, тем смерть переживается, как более далекая, темная, трусливая, печальная, естественная, отталкивающая, тусклая, одинокая, неживая. Чем действеннее влияет на подростка беседа и разъяснение отца, тем смерть для него выглядит более плохой, отврати-

тельной, холодной, злой, далекой, темной, тихой, трусливой, печальной, отталкивающей, шероховатой, тусклой, низменной, одинокой, неживой, расположенной слева.

Таблица 12

Взаимосвязь типа наказания бабушкой с представлением о смерти

Аспекты представления о жизни Угол Трудом Изо- Беседа

ляция

Тяжелое - легкое 0,29 0,36

Чистое - грязное -0,29

Горячее - холодное -0,33

Мужское - женское 0,29

Доброе - злое -0,28 -0,47

Мягкое - твердое -0,34 -0,35

Близкое - далекое 0,29

Простое - сложное 0,33

Храброе - трусливое 0,32

Горькое - сладкое 0,35

Четкое - размытое 0,34

Обратимое - необратимое -0,42

Любовь - ненависть -0,35

Единичное - многочисленное -0,43

Естественное - искусственное 0,29

Гладкое - шероховатое -0,29

Одинокое - совместное 0,28

Одушевленное - неодушевленное -0,29

Живое - неживое 0,30 -0,33 0,30

Сила наказаний бабушкой значительно менее связана с пред -ставлениями о смерти в сознании подростка (табл. 12). Постановка в угол связана с характеристиками смерти: нечто легкое, доброе, мягкое, наказание физическим трудом - с такими характеристиками, как легкое, сладкое, размытое, неживое. Изоляция, в качестве наказания, применяемого бабушкой, связана с качествами смерти: чистая, горячая, добрая, мягкая, обратимая, любовь, искусственная, гладкая, совместная, одушевленное, живое. Разъяснения бабушки ассоциируются с женской, далекой, трусливой, сложной, единичной, неживой смертью.

Взаимосвязь типа наказания дедушкой с представлением о смерти представлена в табл. 13. Наказание ремнем в сознании под-

108

ростка связано с характеристиками смерти: нечто слабое, пассивное, типичное. Постановка в угол связана с качествами смерти: бесконечная и изменчивая. Чем сильнее удар каким-либо предметом, тем смерть выглядит для подростка более совместной. Удар рукой и игнорирование, связан с любовью к смерти.

Таблица 13

Взаимосвязь типа наказания дедушкой с представлением о смерти

Аспекты представления о жизни Ремень Угол Удар пред-ме-том Удар рукой От-вер-жени е Трудом Беседа

Сильное - слабое 0,30

Активное - пассивное 0,29

Острое - тупое -0,28 -0,28

Вверху - внизу 0,34

Слева - справа -0,35

Конечное - бесконечное 0,29

Горькое - сладкое -0,33

Постоянное - изменчивое 0,32 -0,28

Цель - средство

Любовь - ненависть -0,28 -0,32

Типичное - исключительное -0,30

Гладкое - шероховатое 0,32

Величественное - низменное 0,29

Одинокое - совместное 0,35 -0,22

Одушевленное -неодушевленное 0,33 0,32

Чем сильнее наказание физическим трудом со стороны дедушки, тем смерть воспринимается более горькой, неодушевленной, расположенной внизу. Разъяснение и беседа связаны с характеристиками смерти: острая, расположенная слева, постоянная, шероховатая, одинокая, низменная, неодушевленная.

Интересным является факт появления в характеристиках смерти положительных качеств при наказании бабушкой и дедушкой.

Наказание братом или сестрой также имеет взаимосвязи с представлением о смерти в сознании подростка (табл. 14). Наказание ударом каким-либо предметом связано с представлением о смерти, как о чем-то активном, любимом, динамическом, вверху.

Удар рукой в качестве наказания сестрой или братом - с качествами смерти: вверху, прошлое, любимая, динамическая. Отвержение сиблингом, связано с характеристиками образа смерти: прошлое, любимая, динамическая, оскорбление словесное - с восприятием смерти, как любимой и динамической. Наказание физическим трудом связано с представлением о смерти, как о событии любимом, динамическом, исключительном. Беседа связана с восприятием смерти, как индивидуальной и окончательной. Сравнение с другими людьми связано в сознании подростка с такими качествами смерти, как светлое, радостное, исключительное, привлекательное, динамическое, гладкое, открытое.

Взаимосвязь типа наказания сиблингом с п

Аспекты представления о жизни Удар предметом Удар рукой От-вер-жени е Словес-ное ос-корб-лени е Трудом Беседа Сравнение

Активное - пассивное -0,31

Вверху - внизу -0,29 -0,28

Конечное - бесконечное -0,30

Прошлое - будущее -0,28 -0,28

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Светлое - темное -0,47

Радостное - печальное -0,30

Привлекательное -отталкивающее -0,30

Любовь - ненависть -0,35 -0,42 -0,41 -0,30 -0,28

Типичное -исключительное 0,34 0,31

Статическое -динамическое 0,37 0,33 0,33 0,28 0,49 0,37

Гладкое - шероховатое -0,29

Закрытое - открытое 0,30

Индивидуальное - общее 0,29

Таблица 14 редставлением о смерти

Можно предположить, что семья, как первичная среда и первичный опыт взаимоотношений ребенка с окружающим миром, связаны с формированием представлений ребенка о жизни и смерти,

которые затем будут связаны с его поведенческими стратегиями по механизму дополнительной проекции, т. е. способами адаптации к воспринимаемому миру. Выводы:

1. Существует взаимосвязь отношений подростков с родителями с образами-представлениями жизни и смерти в их сознании.

2. Существует взаимосвязь того, как наказывают в семье ребенка, и кто наказывает с формированием в его сознании различных представлений о жизни и смерти.

3. Для формирования представлений о жизни и смерти в созна -нии ребенка важны не только отношения с матерью, но и с отцом, а также другими близкими.

Список литературы

1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. - М.: Прогресс, 1992.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.Н. Словарь-справочник по психодиагностике.

- СПб., 1999.

3. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение: метод. пособие.

- М.; СПб.: ФОЛИУМ, 1994.

4. Веккер Л. М. Психические процессы: в 3 т. - Л.: ЛГУ, 1974-1981. - Т.1.

5. Гамезо М.В., Герасимова В.С. Возрастная психология: личность от молодости до старости. - М.: Пед. общество Россия, 1999.

6. Гнздилов А. Путь на Голгофу. - СПб., 1995.

7. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. - СПб., 2002.

8. Гофман О. Русская книга мертвых. - СПб.: Питер, 2003.

9. Гроф С. Человек перед лицом смерти - М., 1996.

10. Гроф С. За пределами мозга. - М.: Изд-во Трансперсонального ин-та. 1993.

11. Калиновский П. Переход: последняя болезнь, смерь и после. - М., 1993.

12. Кюблер - Росс Э. О смерти и умирании. - Киев, 2001.

13. Лаврин А. Хроники Харона // Энциклопедия смерти - М., 1993.

14. Лаврин А.П. Что такое смерть // Психология смерти и умирания: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 1998.

15. Ландсберг А., Файе Ч. Встречи с тем, что мы называем смертью - М., 1991.

16. Левин С. Кто умирает? - К.: София, 1996.

17. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2002.

18. Моуди Р. Жизнь после жизни. - М., 1999.

19. Психология смерти и умирания / ред. К.В. Сельченко. - Мн., 1998.

20. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. - Самара: БАХРАХ, 1998. - 672 с.

21. Рейнгольд Д. С. Мать, тревога и смерть. Комплекс трагической смерти.

- М.: ПЕР СЭ, 2004. - 384 с.

22. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. - М.: Прогресс, 1993.

23. Рязанцев С. Танатология. - СПб., 1994.

24. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - М.: независимая фирма Класс 2000.

25. Loeser, Lewis H, and Bry, Thea. The role of death fears in the etiology of phobic anxiety as revealed in-group psychotherapy. Int. J. Group Psychother. 10:287, 1960.

26. Schilder, Paul. Goals and Desires of Man. - New York: Columbia University Press, 1942.

27. Jones, Ernest. The Psychology of Religion. In Essays in Applied Psychoanalysis. Vol. 2. London: Hogarth Press, 1950.

28. Flescher, Joachim. A dualistic viewpoint on anxiety. J. Amer. Psychoanal. Ass. 3:415, 1955.

29. Fenichel, Otto. The Psychoanalytic Theory of Neurosis. - New York: Norton, 1945.

30. Hitschmann, Edward. Todesangst durch Totungsdrang - ein neuroticher Mechanismus. Z. Kynder-psychiat. 3:165, 1937.

31. Bromberg, Norbert. Maternal influences in the development of moral masochism. Amer. J. Orthop-sychiat. 25:802, 1955.

32. Bychowski, Gustav. Some aspects of masochistic involvement. T. Amer. Psychoanal. Ass. 7:248, 1959.

УДК 159.922.8

И. В. Подольская

Психологические механизмы защиты подростков и юношей в социальной ситуации развития

Статья посвящена выявлению взаимосвязей индивидуальных психологических особенностей подростков с типом психологической защиты, зависимости преобладающего типа механизма психологической защиты от состава семьи; изучение гендерных различий и типов механизмов преодоления.

The article is devoted to revealing the interrelation of individual psychological features of teenagers with the type of psychological defence and the dependence of the prevailing type of the psychological defence mechanisms on the family structure. It also covers the studies of gender distinctions and types of overcoming mechanisms.

Ключевые слова: социальная ситуация развития; психологические механизмы защиты; эмоциональное напряжение; личностные особенности юношей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.