Научная статья на тему 'Экзистенциальные представления и характер личности'

Экзистенциальные представления и характер личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
224
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экзистенциальные представления и характер личности»

браке. Возможно, супруги, официально оформившие свои отношения, в большей степени ответственно относятся к семейной жизни.

Таким образом, заявленная в работе гипотеза оказалась справедливой только для выборки супругов, состоящих в юридическом браке. Для категории респондентов, состоящих в фактическом браке, гипотеза в нашем исследовании не нашла своего подтверждения.

Полученные результаты показывают перспективность дальнейшего исследования психологической специфики различных видов брака для создания и совершенствования моделей современной семьи.

Д. В. Желателев

Экзистенциальные представления и характер личности

Представление о смерти как составная часть образа будущего вне зависимости от осознания обязательно будет влиять на поведение личности. Если это представление неосознанно, то оно достаточно устойчиво, соответственно определенные стратегии поведения человека будут повторяться, а значит, станут устойчивыми чертами характера.

Понимание смысла жизни человека и отношение к его смерти изменялось в психологической науке в соответствии с ее развитием - от психоаналитического подхода к экзистенциальногуманистическому. На современном этапе развития психологического знания появляется тенденция к все большей интеграции понятий жизни и смерти в целостный опыт личности и признание значимости подобного опыта для личностного роста и самоактуализации.

Интересен тот факт, что представление о смерти не может быть прямым продуктом прошлого опыта человека. Представление о жизни, если имеет в своем содержании прошлый опыт жизни, то в большой степени обобщения. Оба эти объекта представления имеют абстрактный характер, как жизнь, так и смерть. Но, по нашему предположению, тем не менее они оказывают большое влияние на организацию жизнедеятельности человека и развитие личности, в частности, имеют взаимосвязь с характерологическими особенностями личности.

Для исследования взаимосвязи характерологических черт личности с различными аспектами представления о смерти были выбраны в качестве испытуемых старшеклассники средний школы. В исследовании приняли участие 70 старшеклассников в возрасте 1618 лет, среди которых 29 юношей и 41 девушка. Именно в этом воз-

179

расте происходит окончательное формирование характера. В качестве методики исследования характерологических черт личности был взят опросник Шмишека, а для выявления различных аспектов образа смерти были использованы модифицированный вариант теста Ч. Осгуда и опросник А. Бакановой.

В результате корреляционного анализа были получены следующие данные.

Гипертимический тип. Чем более проявлены гипертимические черты характера, тем больше выражены такие характеристики в представлении человека о смерти, как плохая (/'=0,254), неприятная (/=0,24), отвратительная (/=0,328), слабое (/=0,301), маленькое (/=0,329), пассивное (/=0,237), тупое (/=0,237), находящееся внизу (/=0,228), тусклое (/=0,293), низменное (/=0,243), хилое (/=0,227), неживое (/=0,292). Наличие гипертимических черт личности связано с большим принятием изменчивости жизни (/=0,347). Жизнь же с преобладанием гипертимных черт представляется все больше красивой (/=0,35), сильной (/=0,32), активной (/=0,32), будущей (/=0,291), доброй (/=0,35), радостной (/=0,26), привлекательной (/=0,3), приносящей удовольствие (/=0,339), гладкой (/=0,24), величественной (/=0,28), открытой (/=0,279) и совместной (/=0,33).

Тревожный тип. Людям с тревожными чертами характера смерть представляется как неприятная (/=0,364), медленная (/=0,463), бесполезная (/=0,278), находящаяся позади (/=0,29), твердая (/=0,227), опасная (/=0,244), трусливая (/=0,273), печальная (/=0,353), ненавистная (/=0,415), неопределенная (/=0,266), тусклое (/=0,337), низменное (/=0,238), хилое (/=0,281). Наличие тревожных черт личности связано с непринятием себя (/=0,24). Жизнь же таким людям кажется все более быстрой (/=0,34), острой (/=0,27) и индивидуальной (/=0,26).

Дистимический тип. Людям с ярко выраженными дистимиче-скими чертами характера смерть видится хорошей (/=0,25), необратимой (/=0,27), организованной (/=0,42), искренней (/=0,23). Наличие дистимических черт личности связано с непринятием человеком жизни (/=0,25). Жизнь людям с ярко выраженными дистимическими чертами личности кажется все более неприятной (/=0,363), отвратительной (/=0,406), слабой (/=0,378), пассивной (/=0,41), бесполезной (/=0,31), грязной (/=0,254), расположенной слева (/=0,23) и позади (/=0,273) в пространстве, связанной с прошлым (/=0,31), холодной (/=0,325), печальной (/=0,267), отталкивающей (/=0,23), размытой (/=0,275), жесткой (/=0,31), связанной с болью (/=0,26) и тусклой (/=0,297).

Педантичный тип. Выраженность педантичных черт характера связана с такими характеристиками в представлении о смерти, как медленная (/=0,349), бесполезная (/=0,323), опасная (/=0,234),

180

размытое (r=0,291). Люди с педантичными чертами характера отвергают изменчивость жизни (r=-0,38). С увеличением педантичных черт характера жизнь начинает казаться людям большой (r=0,36), полезной (r=0,26), связанной с любовью (r=0,36) и одновременно с болью (r=0,27), живой (r=0,3).

Возбудимый тип. Люди, в характере которых ярко проявлены возбудимые черты, представляют себе смерть как размытую (r=0,231), открытую (r=0,259), одушевленную (r=0,27). Человек с возбудимыми чертами характера воспринимает смерть как абсолютный конец жизни (r=0,24) и не принимает себя (r=0,33). Жизнь же с увеличением такой черты характера, как возбудимость, представляется все более трусливой (r=0,295), связанной с болью (r=0,25), тусклой (r=0,25) и живой (r=0,27).

Эмотивный тип. Люди с ярко выраженными эмотивными чертами характера представляют себе смерть в следующих выраженных характеристиках: пассивная (r=0,315), расположенная внизу (r=0,411), холодная (r=0,309), короткая (r=0,266), грубая (r=0,247), мелкая (r=0,291), размытая (r=0,229), частая (r=0,244), скованная (r=0,278). Человек с явно выраженными эмотивными чертами характера не принимает себя (r=0,33). Жизнь с увеличением эмотивности в характере начинает казаться более полезной (r=0,24), находящейся вверху (r=0,3), доброй (r=0,26), близкой (r=0,28), светлой (r=0,23), связанной с целью (r=0,41), статической (r=0,26) и живой (r=0,26).

Застревающий тип. Чем больше проявлены в характере человека черты застревающего типа, тем в большей мере смерть представляется этим людям с такими характеристиками, как плохая (r=0,254), неприятная (r=0,263), отвратительная (r=0,247), холодная (r=0,246), грубая (r=0,272), опасная (r=0,283), трусливая (r=0,237), печальная (r=0,264), отталкивающая (r=0,322), ненавистная (r=0,437), низменная (r=0,254), общая (r=0,317). Также люди с преобладанием этих черт личности в большей мере чувствуют себя онтологически незащищенными, небезопасными (r= -0,24), не видят смысла в жизни (r= -0,25), воспринимают смерть как абсолютный конец жизни (r= -0,3), не принимают своих эмоциональных переживаний в отношении смерти (r= -0,3) и не видят смысла в смерти (r= -0,29). Жизнь же с увеличением застревающих черт личности кажется более жесткой (r=0,25).

Демонстративный тип. Люди с ярко выраженными демонстративными чертами характера представляют себе смерть как явление слабое (r=0,231), маленькое (r=0,277), легкое (r=0,395), длинное (r=0,34), далекое (r=0,32), нежное (r=0,25), связанное с удовольствием (r=0,232), неодушевленное (r=0,313). Жизнь с увеличением демонстративности начинает казаться более приятной (r=0,25), красивой (r=0,38), сильной (r=0,25), связанной с будущем

181

(г=0,35), храброй (г=0,25), радостной (r=0,23), привлекательной (r=0,29), организованной (r=0,23), гладкой (r=0,28), яркой (r=0,28), величественной (r=0,27), открытой (r=0,34) и совместной (r=0,27).

Циклотимический тип. Преобладание черт циклотимического типа в характере личности связано с увеличением таких характеристик в образе смерти, как явления обратимого (r=0,24) и приносящего удовольствие (r=0,323). При этом они представляют себе смерть как абсолютный конец жизни (r= -0,31) и не видят смысла жизни (r= -0,23). Жизнь представляется людям с яркими циклотимическими чертами более красивой (r=0,33), быстрой (r=0,26), расположенной справа (г=0,27) и впереди (r=0,28) в пространстве, обратимой (г=0,28),

Экзальтированный тип. Чем больше у человека черт экзальтированного типа характера, тем в большей мере он видит такие характеристики в смерти, как сладкая (r=0,263), размытая (r=0,274), приносящая удовольствие (г=0,245), тем в меньшей мере они принимают изменчивость жизни (r= -0,27), испытывают онтологическую защищенность и безопасность (r= -0,28) и принимают себя (r= -0,23). Жизнь при увеличении экзальтированности начинает представляться более единичной (r=0,29) и болезненной (г=0,25).

Из полученных результатов можно сделать вывод, что высказывание «своя смерть» имеет глубокий смысл, поскольку представления о смерти имеют индивидуальный характер и связь с личностными особенностями человека. Также можно видеть, что при увеличении разных черт характера становятся значимыми разные качества и аспекты представлений о смерти и жизни, а также различны их соотношение и количество.

Н. П. Мельникова

Особенности формирования проектного мышления студентов в процессе современного дизайн-образования

Современный дизайн, являясь составной частью проектной культуры, выступает, прежде всего, в качестве проектной деятельности, требующей от дизайнера свободного владения как образнопластическими, так и концептуальными способами решения творческих задач. Соответственно, неизмеримо возрастает роль личностного начала в проектной деятельности и необходимость эффективного формирования профессиональных компетенций дизайнера, что, в свою очередь, ставит задачу разработки педагогических условий для развития проектного мышления студентов-дизайнеров на этапе обучения. Необходимость новых подходов к

182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.