Научная статья на тему 'Возрастной аспект экзистенциальных представлений детей и подростков'

Возрастной аспект экзистенциальных представлений детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
785
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СМЕРТИ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЖИЗНИ / ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / ОНТОГЕНЕЗ / REPRESENTATION OF DEATH REPRESENTATION OF LIFE / CHILDREN / ADOLESCENTS / ONTOGENESIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Желателев Д.В.

Важную роль в жизни человека играют его представления о себе и окружающем мире. Эти представления участвуют в регуляции поведения, в принятии решений в жизни, проявляются во взаимоотношениях и самоотношении. Представления возникают в результате взаимодействия человека с окружающей средой и в ходе жизни человека могут изменяться в зависимости от приобретенного опыта. Представления о жизни и смерти складываются и изменяются на протяжении жизни человека. В статье описываются результаты исследования характеристик представления о таких экзистенциальных категориях как жизнь и смерть у детей, подростков и взрослых. Приводятся результаты сравнения и выявляются различия в оценочных характеристиках представлений о жизни и смерти у детей, подростков четырех возрастных групп десяти, двенадцати, четырнадцати и шестнадцати лет и сравниваются с такими же характеристиками у взрослых испытуемых. Также дается анализ изменений представлений о смерти у детей различных возрастных групп по исследованиям других авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Желателев Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An important role in human life playing his ideas about oneself and the surrounding world. These representations participate in the regulation of behavior in making decisions in life, manifest in relationships and self-attitudes. Representations arise as a result of human interaction with the environment and in the course of a person's life can vary depending on the experience. Representation about life and death develop and change throughout a person's life. The article describes the results of a study of the characteristics of the presentation of such existential categories as life and death in children, adolescents and adults. The results of the comparisons and identifies differences in the estimated characteristics of the concept of life and death in children, adolescents, four age groups ten, twelve, fourteen and sixteen, compared with the same characteristics in adult subjects. Also the analysis of changes of the representations of death in children of different age groups in studies by other authors.

Текст научной работы на тему «Возрастной аспект экзистенциальных представлений детей и подростков»

УДК 159.922.6

Д. В. Желателев

Возрастной аспект экзистенциальных представлений детей

и подростков

Важную роль в жизни человека играют его представления о себе и окружающем мире. Эти представления участвуют в регуляции поведения, в принятии решений в жизни, проявляются во взаимоотношениях и самоотношении. Представления возникают в результате взаимодействия человека с окружающей средой и в ходе жизни человека могут изменяться в зависимости от приобретенного опыта. Представления о жизни и смерти складываются и изменяются на протяжении жизни человека. В статье описываются результаты исследования характеристик представления о таких экзистенциальных категориях как жизнь и смерть у детей, подростков и взрослых. Приводятся результаты сравнения и выявляются различия в оценочных характеристиках представлений о жизни и смерти у детей, подростков четырех возрастных групп десяти, двенадцати, четырнадцати и шестнадцати лет и сравниваются с такими же характеристиками у взрослых испытуемых. Также дается анализ изменений представлений о смерти у детей различных возрастных групп по исследованиям других авторов.

An important role in human life playing his ideas about oneself and the surrounding world. These representations participate in the regulation of behavior in making decisions in life, manifest in relationships and self-attitudes. Representations arise as a result of human interaction with the environment and in the course of a person's life can vary depending on the experience. Representation about life and death develop and change throughout a person's life. The article describes the results of a study of the characteristics of the presentation of such existential categories as life and death in children, adolescents and adults. The results of the comparisons and identifies differences in the estimated characteristics of the concept of life and death in children, adolescents, four age groups ten, twelve, fourteen and sixteen, compared with the same characteristics in adult subjects. Also the analysis of changes of the representations of death in children of different age groups in studies by other authors.

Ключевые слова: представление о смерти, представление о жизни, дети, подростки, онтогенез.

Key words: representation of death representation of life, children, adolescents, ontogenesis.

Важную роль в жизни человека играют его представления о себе и окружающем мире. Эти представления учувствуют в регуляции поведения, в принятии решений в жизни, проявляются во взаимоотношениях и самоотношении. К. Левин писал, что в сознании человека одновременно присутствуют его представления о прошлом, настоящем и будущем. Под представлением в психологии понимают психический процесс отражения предметов или явлений, которые воссоздаются на основе предыдущего

© Желателев Д. В., 2017

индивидуального опыта или коллективного культурно-исторического. Представления возникают в результате взаимодействия человека с окружающей средой и в ходе жизни человека могут изменяться в зависимости от приобретенного опыта. Следует отметить, что представления являются в большей степени обобщенными образами, так как со многими предметами и явлениями человек сталкивается в жизни многократно. Исследованиями представлений занимался известный отечественный психолог Б.М. Теплов (1896-1965). Л. М. Веккер предлагал считать представления вторичными образами: «Представление есть необходимое посредствующее звено, смыкающее первосигнальные психические процессы, организованные в форму различных видов, и второсигнальные мыслительные, или речемыслительные психические процессы, составляющие уже «специально человеческий» уровень психической информации...» [3, с. 52]. На сегодняшний день развития психологической науки нет однозначного мнения, когда у человека появляются первые представления и как они должны развиваться.

Смерть - это естественный реальный аспект жизни человека. И взрослые, и дети сталкиваются с ним в окружающей среде. Однако взрослые часто не представляют, как дети познают эту часть жизни и как у них на разных возрастных этапах складываются представления о смерти и жизни. Поскольку экзистенциальные вопросы часто являются трудными для обсуждения не только детям, но и взрослым, поскольку на многие вопросы взрослые не нашли ответов и для себя самих. Тема смерти оказывается табуирована в обществе, а порой сильно искажена в средствах массовой информации.

Смерть, будучи естественным событием, одновременно оказывается самым загадочным явлением жизни. Познание жизни и смерти происходит на протяжении всей жизни человека. Страх перед неопределенностью будущего и смертью заставляет человека возвращаться к этому вопросу. Маленькие дети постигают сущность смерти, хотя их интеллект еще не позволяет им понять сущность данного явления. Дети начинают осознавать смерть на ранних возрастных этапах своего развития. Они видят мертвых птиц, насекомых, зверей, иногда людей, боятся потерять родителей. Они могут видеть смерть по телевизору, слышат о ней в сказках и играют в своих играх. Смерть - это часть повседневной жизни ребенка, и он постигает ее в соответствии со своими возрастными психическими возможностями. Ш. Хостлер описывает четыре стадии одушевления детьми предметов и явлений. Ребенок наделяет сознанием и жизнью:

• все, что активно, не повреждено или что может быть полезно;

• все, что двигается;

• все, что двигается по собственной воле, собственному желанию;

• ребенок разграничивает определение того, что следует называть животным, а что растением.

На представления детей о жизни и смерти влияют два фактора: стадия их психического (личностного, когнитивного) развития и их опыт взаимодействия с окружающей средой (включая влияние семьи, культуры, религии, а также механизмы психологической защиты, которые использует

ребенок для преодоления стрессовых ситуаций). Дети (а иногда и взрослые) часто высказывают мнение, что смерть является наказанием за плохие дела. Такому взгляду способствуют сохранившиеся элементы эгоцентризма и магического мышления, а также строгое воспитание.

Важность исследования представлений о жизни и смерти у детей и подростков определяется тем, что эти представления не только формируются и изменяются в процессе развития ребенка, но и оказывают влияние на последующее его развитие.

В силу постоянного возрастного развития и изменения изучение представлений ребенка о жизни и смерти возможно только в возрастном аспекте. Каждый этап интеллектуального и эмоционального развития по-своему отражает эти экзистенциальные явления [7].

В дошкольном возрасте (2-7 лет) познавательный стиль дооперацио-нальный. Понятие же о смерти может возникнуть между 2-3 годами, когда появляются элементы символической функции мышления и выделение ребенком себя из окружающей среды, осознавание себя как отдельного субъекта. Даже очень маленькие дети способны признать существование некоторых явлений, связанных со смертью. Существуют предположения, что происхождение тревоги смерти связано с переживанием отрыва плода от матери во время рождения.

Тревога смерти, возникающая в 3-5-летнем возрасте, является симптомом пробуждающегося самосознания [7]. До 5 лет ребенок воспринимает смерть как потерю матери, а эта утрата для него - ужасающее событие. Понятие смерти как окончательное прекращение жизни и одновременно универсальное и неизбежное явление не может быть сформулировано ребенком, пока у него преобладает дооперациональный тип мышления. Дети до 5 лет не воспринимают смерть как необратимое событие, они говорят о смерти как о временном явлении и возможности оживления умерших. Разнообразие реакций дошкольников при столкновении со смертью зависит от собственных переживаний и уже имеющегося опыта, религиозных и культурных воззрений семьи, отношений с умершим и уровня развития. Д.Н. Исаев [4] видел возрастное изменение представлений детей о смерти в уровне развития их мышления. Дети 4-6 лет представляют себе смерть как обратимую, временную и безличную. В семь-восемь лет дети начинают осознавать конечность бытия и смерть как финальное событие, однако не относят понятие смерти к себе. На этой стадии у детей появляется тенденция к олицетворению смерти и это помогает справиться с тревогой. В этом возрасте, по данным А.И. Захарова, отмечается максимум числа страхов смерти у детей. Дети сталкиваются со смертью близких и понимают ее неизбежность для каждого, в том числе и для себя. Младшие школьники отличаются развитием конкретного мышления. Дети либо персонифицируют смерть с определенным лицом, либо идентифицируют ее с покойником. Дети нередко считают, что смерть - это наказание за плохие дела. И если дети 5-7 лет считают смерть маловероятной, и она не осознается ими как возможность для них самих, то в возрасте 7-8 лет дети признают эту возможность в отношении себя. Понятия

65

о причинах смерти у детей крайне противоречивы. В их ответах чаще присутствуют конкретные воздействия (нож, стрелы, животные, взрывы, рак, возраст), а не общие процессы. Дети к 10 годам начинают осознавать смерть как что-то более реальное, окончательное, универсальное и неизбежное.

Будущая судьба и собственная смертность становятся для подростков все более очевидным фактом, вызывающим сильную тревогу. Они пытаются справиться с этой тревогой путем отрицания и игнорированием опасности. Это приводит к экспериментам подростков со смертью, выраженных в опасных экстремальных видах поведения и пренебрежением угрозой смерти, они устанавливают таким образом свой «контроль над жизнью», преодолевая страх смерти.

К подростковому возрасту личность достигает формальных операций, овладевает абстрактным мышлением, способна рассматривать гипотетические возможности. Подросток разделяет концепцию взрослых о смерти как об универсальном и неизбежном процессе, которым заканчивается жизнь. Способность к отвлеченному мышлению позволяет ему принять мысль и о собственной смерти. В то же время, чтобы преодолеть тревогу, вызываемую этими мыслями о своей смертности, в реальности он отрицает такую возможность. Также в силу стремительных изменений во внешнем облике и характере страх смерти смешивается со страхом «быть ничем», не осознать свою индивидуальность, т. е. не существовать, не чувствовать, быть мертвым [9].

В то же время подростки, у которых отмечались неоднократные мысли о самоубийстве, отвергают необратимость смертельного исхода. В группе 13-16-летних 20 % верили в сохранение сознания после смерти, 60 % -в существование души и только 20 % - в смерть как прекращение физической и духовной жизни [4].

По данным исследований Д.Н. Исаева, распространенность страхов смерти составляет в дошкольном возрасте 47 % у мальчиков и 70 % у девочек, в школьном - 55 % и 60 % соответственно. Страхи смерти родителей у дошкольников наблюдаются у 53 % мальчиков и у 61 % девочек, у школьников 93 % и 95 % соответственно [4].

Страх смерти родителей наблюдается у всех подростков (мальчиков к 15 годам и всех девочек к 12 годам) в силу развития способности к рефлексии, более склонные к рефлексии чаще страдают от страха смерти.

В нашем исследовании были получены новые данные о том, как дети и подростки представляют себе жизнь и смерть. Объектом данного исследования стали группы учащихся средних школ. В исследовании принимали участие 25 учащихся в возрасте 10 лет, 25 учащихся в возрасте 12 лет, 25 учащихся в возрасте 14 лет и 50 учащихся в возрасте 16 лет. Также для сравнения была взята группа взрослых 64 человека в возрасте 25-40 лет. Исследование проводилось в течение учебного года в привычных для испытуемых условиях.

Результаты исследования:

Возрастная динамика экзистенциальных представлений

Понятия жизнь и смерть оценивались испытуемыми по 58 полярным характеристикам (от -3 до +3) модифицированной методики Ч. Осгуда: Хорошее - плохое, приятное - неприятное, красивое - отвратительное, сильное - слабое, большое - маленькое, быстрое - медленное, активное -пассивное, тяжелое - легкое, полезное - бесполезное, чистое - грязное, острое - тупое, вверху - внизу, слева - справа, впереди - позади, конечное

- бесконечное, прошлое - будущее, горячее - холодное, мужское - женское, доброе - злое, мягкое - твердое, длинное - короткое, близкое - далекое, нежное - грубое, глубокое - мелкое, светлое - темное, простое -сложное, громкое - тихое, безопасное - опасное, храброе - трусливое, радостное - печальное, привлекательное - отталкивающее, горькое - сладкое, четкое - размытое, редкое - частое, обратимое - необратимое, обязательное - необязательное, постоянное - изменчивое, цель - средство, любовь - ненависть, единичное - многочисленное, жесткое - гибкое, спонтанное - скованное, естественное - искусственное, организованное -неорганизованное, точное - неопределенное, типичное - исключительное, статическое - динамическое, боль - удовольствие, гладкое - шероховатое, яркое - тусклое, величественное - низменное, могучее - хилое, искреннее -обманчивое, закрытое - открытое, одинокое - совместное, индивидуальное

- общее, одушевленное - неодушевленное, живое - неживое.

Исследуя статистически значимые различия по критерию Стьюдента различных аспектов представлений о жизни и смерти (1кр. = 2,0; при уровни значимости 0,05), был выявлен ряд характеристик представленных ниже в табл. 1 и 2.

Представления о жизни имеют возрастную динамику по следующим оценочным аспектам и отличие от представления во взрослом возрасте (табл. 1).

Таблица 1

Онтогенетические аспекты представления о жизни

Характеристика 10 лет 12 лет 14 лет 16 лет Взрослые Характеристика

Неприятное 2,8 2 2 2,7 2,23 Приятное

Грязное 2,1 1,6 1,6 2 1,39 Чистое

Тупое 0,1 1,2 1,2 2,4 1,27 Острое

Внизу 0,6 0,6 1,1 1 1 Вверху

Слева 0,7 0,7 2 1,7 0 Справа

Позади 3 2,4 2,4 2,4 1,4 Впереди

Бесконечное 1,9 2,3 2,8 2,3 0 Конечное

Злое 2,2 1,8 2,6 2,3 1,1 Доброе

Твердое 2,3 1,3 1,8 1,3 0,2 Мягкое

Опасное 2 1,5 1,1 1,5 -0,73 Безопасное

Редкое 2,1 2,1 2,1 2,1 0,52 Частое

Необратимое 0,9 -1,7 -1,7 -2,8 -0,45 Обратимое

Изменчивое 2,4 1,1 1,1 2,6 -0,61 Постоянное

Искусственное 2,7 2,7 2,7 2,7 1,9 Естественное

Тусклое 2,4 1,7 1,7 2,3 2,05 Яркое

Совместное -2,1 0,1 0,8 -1,4 -1,34 Одинокое

Из анализа табл. 1 и 2 можно сделать предположение, что на восприятие и представление о жизни и смерти влияют возрастные особенности, и в частности психофизиологические процессы и состояния, связанные с возрастным этапом развития, а также накопленный жизненный опыт, что отражается в разнице подросткового периода и взрослости.

Из табл. 1 видно, что в середине подросткового возраста (12 и 14 лет) жизнь представляется менее приятной, более тусклой, грязной и одинокой, чем более ранний (10 лет) и поздний (16 лет) периоды. С возрастом дети воспринимают жизнь как более острую. Пространственное представление о понятии «жизнь» также изменяется, с возрастом сдвигается вправо, и к взрослому периоду снова возвращается влево и приближается сзади чуть более вперед. В более ранний возрастной период (10 лет) жизнь кажется более бесконечный, а в 16 лет максимально осознается ее конечность. Наиболее злой жизнь представляется в 12 лет, а затем во взрослом возрасте, а в 14 лет жизнь кажется значительно добрее. Твердость жизни снижается с возрастом, и она становиться мягче в представлении подростков и взрослых, вероятно, это связано с большей опорой на себя и независимостью. Также с возрастом снижается представление о безопасности жизни вплоть до взрослого периода, явно на это влияет накопление опыта столкновения со смертью и большая автономия. Во взрослый период жизнь воспринимается как редкая, по сравнению с подростковым периодом. Вероятно, это связано с обремененностью заботами и ответственностью взрослого. До 10 лет включительно жизнь воспринимается как обратимая, а после осознается как необратимая. Максимально изменчивой жизнь представляется в возрасте 12 и 14 лет, это может быть связано с резкими возрастными изменениями этого периода как внутренними, так и отражающимися в отношениях с окружающими. Во взрослом возрасте жизнь так же воспринимается как изменчивая на основе накопленного жизненного опыта. В подростковом возрасте жизнь воспринимается как естественная, а во взрослом возрасте начинает казаться более искусственной.

Представления о смерти также имеют возрастную динамику по следующим оценочным аспектам и отличие от представления во взрослом возрасте (табл. 2).

Таблица 2

Онтогенетические аспекты представления о смерти

Характеристика 10 лет 12 лет 14 лет 16 лет Взрослые Характеристика

Слабое 1,6 1,9 2,4 2,2 1,03 Сильное

Маленькое 0,5 1,1 2,1 2,1 1,2 Большое

Медленное 0,1 0,8 1 0,7 0,73 Быстрое

Пассивное 0,9 1,1 1,4 1,9 -0,5 Активное

Чистое 2,8 2,8 1,7 1,1 0,17 Грязное

Внизу 0,1 0,1 -1,2 -2,5 -0,31 Вверху

Справа 0,6 0,6 -2,7 -2,7 0,22 Слева

Позади 3 3 2,6 2,6 0,52 Впереди

Бесконечное 0,9 1,2 2,8 2,8 -0,36 Конечное

Доброе 3 3 2,7 2,1 1,16 Злое

Близкое 2,7 2,2 2,2 2,5 0,72 Далекое

Сложное -2,3 -2,3 1,3 2 -1 Простое

Опасное -2,4 -2,4 -2,4 -1,2 -0,53 Безопасное

Размытое 2,5 2,5 2,5 2,5 -0,28 Четкое

Частое -0,3 -0,3 -2,1 -2,8 -0,31 Редкое

Необратимое 1,4 -1,9 -2,6 -3 -1,9 Обратимое

Изменчивое -0,8 -0,8 2,9 2,9 0,61 Постоянное

Многочисленное 0,1 -2,1 -2,1 -2,1 -0,27 Единичное

Неопределенное 0,4 0,4 1,6 1,2 -0,61 Точное

Удовольствие 2,4 2,4 2,4 2,4 1,7 Боль

Тусклое -3 -3 -3 -1,5 -0,38 Яркое

Низменное 0,2 1 1 2 0,16 Величественное

Обманчивое -1,5 -1,5 -1,5 0,3 0,64 Искреннее

Открытое 2,6 2,6 2,6 1,1 0,64 Закрытое

Совместное 1,6 1,6 1,6 0,4 1,5 Одинокое

Табл. 2 наглядно демонстрирует, что смерть представляется подросткам с возрастом как все более сильная, большая и активная, а в восприятии взрослых значительно слабеет и становиться более пассивной. В 10 лет смерть воспринимается как более медленная, а с 12 лет - значительно более быстрой. До 14 лет смерть воспринимается как что-то грязное, а после вплоть до взрослого возраста становится чище. В пространственном расположении смерть представляется в 10 и 12 лет вверху и слева, а с 14 и далее внизу и справа. С возрастом она приближается сзади все ближе вперед. В сознании подростков из представления о бесконечности смерти происходит изменение ее образа с возрастом как более конечной. Во взрослом же периоде она снова воспринимается как бесконечная. С возрастом образ смерти становится более добрым. Во взрослом периоде смерть воспринимается как более близкая, чем в подростковый период. В 10 и 12 лет смерть представляется крайне сложной, а в 14 и 16 лет - значительно простым событием. Во взрослом периоде снова воспринимается сложным. До 14 лет смерть представляется как опасная, а с этого возраста начинает восприниматься как все более безопасная. Подростки воспринимают смерть как что-то четкое, а взрослые - как размытое. В 14 и 16 лет смерть воспринимается как событие значительно более частое, чем в 10 и 12 лет, а также во взрослом возрасте. До 10 лет дети еще воспринимают смерть как обратимое явление и единичное, а после как необратимое и многочисленное. До 14 лет - как изменчивое явление, а после этого возраста как постоянное. До 14 лет смерть кажется подросткам более неопределенной, а после более точным событием. Интересно, что взрослые представляют себе ее еще более неопределенной, чем подростки. Взрослые представляют смерть менее болезненным явлением, чем подростки. Подросткам до 16 лет смерть кажется ярким событием, а после все более тусклым. С возрастом это событие воспринимается все более величественным, вероятно, с ростом юношеского романтизма, а во взрослый период это качество снова снижается. До 16 лет смерть представляется обманчивым явлением и закрытым, а с этого возраста искренность и открытость его возрастает. В 16 лет смерть воспринимается как более совместное и менее одинокое событие, чем в другие возрастные периоды.

Таким образом, можно сделать вывод, что с экзистенциальные представления (представление о жизни и представление о смерти) в процессе развития человека изменяются. Это объясняется развитием личности, когнитивной сферы и эмоциональной. Как показало наше исследование, представления о жизни и смерти в процессе онтогенеза претерпевают качественные изменения. С возрастом меняется не только содержание понятий, но и эмоционально-оценочное отношение к ним.

Список литературы

1. Баканова А. А. Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб.: РГПУ им. Герцена, 2002.

2. Вагин И.О. Психология жизни и смерти. - СПб.: Питер, 2002.

3. Веккер Л.М. Психические процессы: в 3 т. - Л.: ЛГУ, 1974-1982.

4. Исаев Д.Н. Формирование понятия смерти в детском возрасте и реакция детей на процесс умирания. - СПб., 1992.

5. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2002.

6. Леонтьев Д.А. Смысл смерти: на стороне жизни. Ст. 19.12.2004. - иРЬ: www.in-stitut.smysl.ru

7. Новикова Т.О. Запретная тема. Представления детей о смерти // Человек. -2002. - № 5.

8. Психологический практикум / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь,

2002.

9. Сабиров В.Ш. Жизнь. Смерть. Бессмертие. Обзор основных религиозно-философских парадигм // Человек. - 2000. - № 5-6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.