Научная статья на тему 'ДЕТСКИЙ ТРУД В РОССИИ В XIX ВЕКЕ '

ДЕТСКИЙ ТРУД В РОССИИ В XIX ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3157
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детский труд / условия труда / рабочее время / трудовые отношения / правовой статус несовершеннолетних лиц / the child labour exploitation / working conditions / working hours / labour relations and the legal status of minors

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Старостин В.А.

В статье рассматривается проблема детского труда в России в период зарождения индустриального производства. Развитие экономических отношений в результате роста производительных сил, вовлечение несовершеннолетних в трудовую сферу привели к дестабилизации социально-политической ситуации. В результате занятости детей на производствах у них отсутствовала возможность посещать школы и получать образование, увеличивалась детская смертность, что угрожало будущему существованию нации и государства. Это привело к необходимости регулирования рабочего времени. Со временем детский труд стал одной из причин массового недовольства рабочих. Ключевыми причинами являлись, с одной стороны, тяжелейшие условия труда и нерегламентированная продолжительность рабочего времени несовершеннолетних, с другой – сокращение количества рабочих мест для взрослых работников. Использование детского труда и массовое недовольство работников оказали ключевое политическое влияние на разработку и принятие первых законов о рабочем времени несовершеннолетних работников в России. Таким образом, была заложена основа формирования отечественного законодательства в области труда несовершеннолетних лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Child Labour in Russia in the 19th Century

The article considers with the problem of child labor in Russia in the period of industrial production origin. The development of economic relations as a result of the growth of productive forces, the involvement of minors in the labor sphere and their have led to the destabilization of the socio-political situation, mass protests of employees of enterprises. As a result of the merciless exploitation of child labour, there was no possibility of attending schools and receiving primary education, and child mortality increased, which threatened the future existence of the nation and the state. This caused an urgent need to regulate working time. Over time, child labour has become one of the reasons for the mass discontent of workers. The key reasons were, on the one hand, the most difficult working conditions and unregulated working hours of minors, on the other – the reduction in the number of jobs for adult workers. The exploitation of child labour and the widespread discontent of workers have had a key political impact on the development and adoption of the first laws on the working hours of underage workers in Russia. Thus, the basis for the formation of domestic legislation in the field of juvenile labor was laid.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКИЙ ТРУД В РОССИИ В XIX ВЕКЕ »

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Философия. Политология. Культурология. Том 6 (72). 2020. № 1. С. 128-137.

УДК 323.21

ДЕТСКИЙ ТРУД В РОССИИ В XIX ВЕКЕ

Старостин В. А.

Таврический колледж Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, г. Симферополь, Российская Федерация

E-mail: vitaly199@mail ru

В статье рассматривается проблема детского труда в России в период зарождения индустриального производства. Развитие экономических отношений в результате роста производительных сил, вовлечение несовершеннолетних в трудовую сферу привели к дестабилизации социально-политической ситуации. В результате занятости детей на производствах у них отсутствовала возможность посещать школы и получать образование, увеличивалась детская смертность, что угрожало будущему существованию нации и государства. Это привело к необходимости регулирования рабочего времени. Со временем детский труд стал одной из причин массового недовольства рабочих. Ключевыми причинами являлись, с одной стороны, тяжелейшие условия труда и нерегламентированная продолжительность рабочего времени несовершеннолетних, с другой - сокращение количества рабочих мест для взрослых работников.

Использование детского труда и массовое недовольство работников оказали ключевое политическое влияние на разработку и принятие первых законов о рабочем времени несовершеннолетних работников в России. Таким образом, была заложена основа формирования отечественного законодательства в области труда несовершеннолетних лиц.

Ключевые слова: детский труд, условия труда, рабочее время, трудовые отношения, правовой статус несовершеннолетних лиц.

Актуальность исследования темы детского труда в России в период зарождения и развития индустриальной эпохи представляет интерес в связи с политическим противостоянием между работниками и буржуазией, что вызвало принятие первых законодательных актов о труде и рабочем времени. Развитие экономических отношений в результате роста производительных сил, привлечение к труду несовершеннолетних работников привели к дестабилизации социально-политической ситуации, массовым протестам среди работников предприятий. В результате продолжительного рабочего дня 12-14 часов в сутки несовершеннолетние работники не могли получать первоначальное образование. Несчастные случаи на производствах приводили к повышению уровня детской смертности, что угрожало будущему существованию нации и государства. Такая ситуация привела к необходимости изменения политики занятости и регулирования рабочего времени. Для решения данной проблемы органам власти необходимо было создать законы, регулирующие продолжительность рабочего времени, времени отдыха и охраны труда несовершеннолетних работников. Однако буржуазия отстаивала свои интересы, поэтому детский труд применялся на всех предприятиях.

Даже в настоящее время проблема использования детского труда является актуальной во всем мире. Международная Организация Труда (МОТ) определила детский труд в качестве «работы, которая умственно, физически, социально или морально опасна и вредна для детей, мешает образованию, так как лишает детей возможности посещать учебные заведения; заставляет их бросить занятия в школе или требует совмещения учёбы с долгим и тяжелым изнурительным трудом» [1]. Небезопасным детский труд становится при наличии определенных факторов на рабочем месте (например, присутствие химикатов, производственного шума, эргономических рисков, таких как поднятие тяжестей, и другие), а также условий работы (продолжительность рабочего времени, работа в ночное время, отсутствие времени отдыха).

Является ли такой труд опасным для несовершеннолетних работников или нет, зависит от обстоятельств, выполняемых задач и видов деятельности. Можно предположить, что труд, который является опасным для взрослых, будет также опасным для детей. Однако дети являются более уязвимыми, так как они находятся на стадии физического и умственного развития. Инструменты и оборудование сделаны не для них и, следовательно, создают больше опасностей.

В настоящее время процесс проведения политико-правового регулирования труда несовершеннолетних лиц в России напрямую связан с историческим опытом зарождения и регулирования рабочего времени подростков в указанной сфере. В связи с этим исследования основ детского труда в российской промышленности в XIX веке и принятие первых законодательных актов о труде приобретают особую актуальность, так как способствуют более глубокому изучению данного вопроса. Обобщение политико-правового опыта в сфере применения детского труда в период индустриальной эпохи, анализ результатов, выявление положительных и отрицательных сторон могут быть использованы в качестве факторов совершенствования политико-правового механизма, с помощью которого регулируются общественные отношения, связанные с использованием труда несовершеннолетних лиц в современной России.

Объектом исследования являются условия детского труда в период индустриального производства в России во второй половине XIX века, предметом -политико-правовые отношения, которые сложились в сфере применения детского труда и появление первых нормативных актов регулирования рабочего времени и условий труда несовершеннолетних лиц.

Цель данной статьи заключается в изучении условий детского труда, связанного с этим массового недовольства работников и появлением первых нормативных актов о продолжительности рабочего времени и охране труда несовершеннолетних лиц.

Исследование проблем рабочего времени несовершеннолетних лиц началось в дореволюционный период. Среди исследователей данной темы следует отметить труды В.П. Литвинова-Фалинского, А.Н. Быкова, Л.Н. Нисселовича, М.Г. Лунца, А.Ф. Федорова, И.И. Янжула, Е.М. Дементьева, Л.С. Таля и др. Вышеуказанные авторы по роду своей деятельности сталкивались с проблемами рабочего времени и детского труда, являясь чиновниками, фабричными инспекторами, ревизорами, преподавателями.

Следующий этап исследования указанной проблематики относился к советскому периоду. В это время учеными проводился сравнительный анализ положения несовершеннолетних лиц и взрослых рабочих при социалистическом и капиталистическом строе дореволюционного периода. В работах отмечалось улучшение политико-правового положения работников в том числе несовершеннолетних лиц, улучшение условий труда, уменьшение продолжительности рабочего времени. К работам указанного периода относятся труды И.И. Шелымагина, К.Н. Тарновского, В.В. Адамова, Ю.И. Кирьянова и других.

Представителями постсоветского периода изучения условий труда и рабочего времени являются Б.Н. Миронов, М.А. Фельдман, В.Д. Камынин, Ю.Д. Коробков, Л.В. Куприянова, Е.Б. Хохлов, В.Ф. Цитульский и другие. В работах авторов отмечается необходимость реформирования сферы трудовых отношений, приведение ее к более гибким стандартам, использования новых форм занятости, например, неполного рабочего времени, совместительства и удаленной работы.

На ранних стадиях развития капитализма в России продолжительность рабочего времени детей и взрослых работников не отличалась. Это приводило к физической и моральной деградации несовершеннолетних работников, к высокому уровню смертности в данной возрастной когорте. Многочасовой изнурительный труд не позволял детям получать даже начальное образование, что приводило к массовой безграмотности. Вместе с этим рост капиталистического производства, появление новых образцов производственного оборудования приводили к необходимости обучения работников. Квалифицированный труд повсеместно вытеснял неквалифицированный ручной труд, что влияло на появление новых рабочих специальностей. Поэтому использование труда несовершеннолетних лиц была одной из важнейших социально-политических проблем в России в середине XIX века, а ограничение детского труда - одним из ключевых требований рабочего класса.

Первым поводом к установлению границ рабочего времени, продолжительность которого в середине XIX века составляла от 12 до 16 часов в сутки, стали массовые недовольства работников предприятий. Например, в 1844 г. на Вознесенской фабрике по производству бумаги рабочие устроили массовую забастовку, выдвинули требования о сокращении рабочего времени и улучшении условий труда [2]. В результате проведенной правительством проверки указанной и других фабрик были зафиксированы тяжелые производственные условия труда. Также выяснилось, что на 23 московских производствах по изготовлению бумаги трудились 2100 детей. При этом продолжительность рабочего времени взрослых и несовершеннолетних работников не отличалась [3].

Производственный процесс на фабриках длился круглосуточно. Интересы владельцев предприятий заключались в получении максимальной прибыли, в связи с этим продолжительность детского труда и взрослых работников не ограничивалась. В качестве реакции органов власти на данную проблему в 1845 году правительством был утвержден Закон «О воспрещении фабрикантам назначать в ночные работы малолетних менее 12-летнего возраста» [4]. Данное положение запрещало владельцам предприятий ставить в ночные смены (от 12 часов ночи до 6 часов утра) детей до 12 лет, что регулярно практиковалось на производствах. Однако

ответственность за нарушение данного закона со стороны владельцев предприятий не была предусмотрена, что позволяло последним игнорировать соблюдение норм закона. При этом контроль по соблюдению законодательных норм возлагался на местные власти, которые не спешили проверять исполнение закона. Следует отметить, что по содержанию принятый закон был самым прогрессивным в Европе на тот момент. Его суть заключалась в охране и защите прав несовершеннолетних работников. Однако в результате отсутствия контроля и видов ответственности за несоблюдение закона со стороны владельцев предприятий его исполнение игнорировалось, а представители буржуазии выступали против вводимых норм.

Приведем пример обсуждения указанного закона в Московском отделении Мануфактурного совета, где рассматривалось положение малолетних работников. Крупные предприниматели Лепешкин и Скуратов выступили против запрещения ночных работ. Они сообщили, что «...предполагаемое вредное влияние ночной работы вполне вознаграждается сокращением рабочего времени и продолжительнейшим отдыхом» [5]. Следует особо отметить, что такой «отдых» сводился всего к шести часам. Оба предпринимателя соглашались только на запрещение ночной работы детей до 12-ти лет. Отделение признало все доводы Лепешкина и Скуратова убедительными и присоединилось к ним. Мнение Московского отделения было поддержано Е.Ф. Канкриным, который советовал фабрикантам лишь уменьшить часы ночных смен, в особенности для детей [5].

Такое отношение к принятому закону подтверждается высказыванием М. И. Туган-Барановского, который писал об этом документе: «Судьба этого закона была очень странная. Никаких карательных мер за нарушение его определено не было, правила надзора за исполнением его также не были указаны... хотя закон этот не был отменён последующими законоположениями, он никогда не соблюдался на практике и был совершенно неизвестен правительственной власти в период выработки новейшего фабричного законодательства» [6].

Впоследствии целым рядом правительственных комиссий, которые разрабатывали положения фабричного законодательства, никогда не упоминалось существование указанного закона. По мнению Я.И. Давидовича, правительственные комиссии 60-х годов и последующие, разрабатывавшие вопрос о запрещении ночной работы малолетних, даже не упоминают об этом законе, как будто бы его совсем не было. Хотя закон этот и не был отменен последующими законоположениями, он никогда не соблюдался в реальной жизни и был совершенно неизвестен правительственной власти в период выработки фабричного законодательства в конце XIX века, поэтому, когда под напором стачечной борьбы рабочих 1 июня 1882 г. был издан аналогичный закон, он стал считаться первым законом о труде [7].

На основании изложенного можно сделать вывод, что проблема детского труда ———- одна из самых острых проблем трудовых отношений того времени. Привлечение детей к работе на регулярной основе приносило немалые прибыли собственникам предприятий. Подростки из наиболее уязвимых социальных слоев, из малообеспеченных семей или неполных семей, как в сельской местности, так и в городе вовлекались в тяжелый труд. Они вынуждены были работать в опасных, вредных условиях для получения какого-либо дохода. Более того они не имели

доступа к образованию, медицинской помощи. Физический труд наносил серьезный, иногда непоправимый вред детскому организму. В конечном счет, детский труд оказывал негативное воздействие на развитие человеческих ресурсов и общее социально-экономическое развитие государства. Необходимость регулирования условий детского труда стала первым шагом к принятию политической реформы трудовых отношений.

Первую попытку правительства с помощью Закона 1845 года «О воспрещении фабрикантам назначать в ночные работы малолетних менее 12-летнего возраста» ограничить детский труд следует признать неудачной. Ответственность и полноценный контроль за его исполнением не предусматривались. Если предположить, что указанный закон о запрете детского ночного труда, носил рекомендательный характер для предпринимателей, тогда понятно, почему он не исполнялся. Однако, название Закона «О воспрещении...» т.е. «О запрете...» должно толковаться как «обязательное» к исполнению. Кроме этого целый ряд факторов не позволил законодательно применить указанный закон. В первую очередь это отсутствие воли местных органов контролировать нормы принятого закона, что привело к его неисполнению на местах.

Применение наемного труда детей (начиная с 5-6 лет) в России в период утверждения капиталистического способа производства стало обыденным явлением. Изучив причины появления и эксплуатации детского труда при капитализме, К. Маркс пришел к выводу: «Поскольку машины делают мускульную силу излишней, они становятся средством применения рабочих без мускульной силы или не достигших полного физического развития, но обладающих более гибкими членами. Поэтому женский и детский труд был первым словом капиталистического применения машин!» [8]

В России к списку вышеуказанных причин раннего вовлечения детей в трудовую деятельность следует отнести изменение общественной формации. Отмена крепостного права в 1861 году способствовала быстрым темпам развития промышленности. Массы крестьян с детьми оставляли села и переезжали в город для работы на фабриках. Промышленное производство вытесняло ручное, вследствие чего увеличилось количество наемных работников, среди которых было большое количество несовершеннолетних лиц. Их количество на предприятиях увеличивалось с каждым годом. Детский труд приносил экономическую выгоду владельцам фабрик и заводов, можно было существенно экономить на выплатах заработной платы, на вопросах охраны труда, увеличивать рабочее время.

Увеличение количества несовершеннолетних работников приводило к новым всплескам стачечного движения. С 1880-х годов требование восьмичасового рабочего дня стало одним из главных в забастовочном движении европейских стран. Не сразу эта борьба привела к улучшению положения работников, но она последовательно подтачивала сопротивление предпринимателей и правительств, пока не вынудила их к законодательной регламентации продолжительности рабочего времени.

После очередных массовых волнений рабочих 1 июня 1882 г. был издан фабричный Закон «О малолетних работающих на заводах, фабриках и мануфактурах»

[9], регламентировавший труд малолетних и учреждение фабричной инспекции. Принятием закона были заложены основы регулирования трудовых отношений несовершеннолетних работников в промышленной сфере. Согласно закону: 1) дети, не достигшие двенадцати лет, к работам в промышленных заведениях не допускались. Этим пунктом закреплено ключевое положение об ограничении возраста для привлечения детей к работам, когда до его принятия возраст несовершеннолетних работников не ограничивался, повсеместным явлением был труд детей от пяти лет.

2) малолетними считались дети от 12 до 15 лет, их труд была ограничен 8 часовым рабочим днем (не включая время, необходимое на завтрак, обед, отдых и посещение школы). Работа не должна была продолжаться более 4-х часов подряд.

3) была запрещена ночная работа малолетних, между 9 часами вечера и 5 часами утра, а также в воскресные и праздничные дни. Этот пункт касался ограничения ночного детского труда, а также обязательности еженедельного отдыха и отдыха в праздничные дни.

4) на вредных производствах труд несовершеннолетних до 15 лет запрещался. Этим пунктом было положено еще одно нововведение - о запрете детского труда на специальных производствах, оказывающих вредное влияние на организм.

5) на владельцев производств возлагались обязанность предоставлять возможность малолетним, не имеющим свидетельства об окончании курса народного училища, посещать школу. Необходимость в получении образования несовершеннолетними работниками давала возможность улучшать эффективность индустриального производства, снабжая его квалифицированными работниками. Также повышение грамотности в целом влияло на прогресс развития государства и общества.

Принятие указанного нормативного правового акта способствовало уменьшению рабочего времени подростков. В этом заключается его гуманистическая, прогрессивная роль. Вместе с тем, закон был несовершенен. Во-первых, он содержал нормы, которые разрешали в течение двух лет с момента его вступления в силу, допускать к работе на производствах детей до 10 лет и использовать в ночное время труд детей в возрасте от 12 до 15 лет. Во-вторых, требование обязательного обучения малолетних рабочих было расплывчатым: не устанавливались субъекты, организующие деятельность таких учебных заведений, не определялись их типы. В-третьих, вопросы, связанные с функционированием фабричной инспекции, не были конкретизированы: не оговаривалось, какие предприятия подчиняются действию закона, как контролировать время использования труда детей, как определять возраст рабочих, как привлекать к ответственности за нарушения.

Таким образом, можно сделать выводы, что первым законам об ограничении продолжительности рабочего времени несовершеннолетних, которые составили основу формирования фабричного законодательства в Российской империи, были присущи серьезные недостатки.

Индустриальное развитие в России в первой половине XIX века, ознаменовалось ростом количества предприятий, появлением машинного производства и

увеличением потребностей промышленности. Наличие машинного производства позволило владельцам предприятий отказаться от использования физической силы взрослых работников. В связи с этим увеличилось количество привлекаемых к труду несовершеннолетних лиц. Детский труд был менее затратным для собственников предприятий и приносил большие прибыли.

Массовое привлечение детей для работы на производствах приводило к их физической и умственной деградации. Рабочее время несовершеннолетних лиц не ограничивалось нормативными актами по причине отсутствия таковых. После ряда массовых забастовок вопросы регулирования рабочего времени детей выносились на повестку правительственными комиссиями, принятые законодательные акты на местах не исполнялись.

Исполнение законов о рабочем времени игнорировалось в связи с отсутствием контроля за их соблюдением. Впоследствии была создана фабричная инспекция. Однако ее малочисленный состав не позволял качественно контролировать применение законов на производствах. Например, в 1885 г. вся фабричная инспекция состояла из 20 человек, которые должны были контролировать 26 тысяч предприятий и условия труда 870 тысяч работников. К 1899 г. численность фабричной инспекции выросла до 257 человек, но на каждого инспектора в среднем приходилось по 80 предприятий и по 5520 рабочих, при этом круг обязанностей фабричных инспекторов резко увеличился. Следует отметить, что органы, контролирующие соблюдение фабричного законодательства, существовали не во всех регионах. Например, в Сибири и Средней Азии практически некому было следить за его исполнением.

В принятых законах не было четких формулировок о рабочем времени, времени отдыха, что позволяло владельцам предприятий игнорировать исполнение законодательства. Нередки были случаи, когда предприниматели, ссылаясь на технические условия производств, добивались возможности приостановления отдельных норм закона или, наоборот, применения отдельных частей по решению различных инстанций. Ответственность за неисполнение норм законов о рабочем времени либо отсутствовала, либо не соответствовала характеру нарушений.

Коллизия принятых законов также связана с понятием заводов, фабрик, ремесленных и кустарных предприятий. Первые законы о рабочем времени, как правило, регулировали рабочее время на крупных заводах и фабриках. Под понятием фабрик и заводов понимались промышленные заведения. Большая часть мелких предприятий не подходили под данное определение. В Уставе о промышленности указывалось, что мануфактуры, фабрики и заводы отличаются от ремесел тем, что имеют в большом виде заведения и машины; у ремесленников же нет их, кроме ручных машин и инструментов [10]. Данное разъяснение достаточно расплывчато и не имеет четких правовых критериев различия между предприятиями.

В то же время в России было множество ремесленных и кустарных предприятий, а условия труда детей на мелких, «ремесленных» и «кустарных» предприятиях не регулировались указанными законами. Кроме того, детский труд применялся и в сферах: сельскохозяйственной, строительной, торговой, обслуживания, транспортной, горнодобывающей и других. Общего трудового законодательства о регулировании рабочего времени на тот момент не существовало.

В результате принятых нормативных актов несовершеннолетние работники были определены в качестве особого субъекта трудовых отношений с установлением правового статуса, отличного от взрослых рабочих. Предприниматели больше не имели права на нарушение условий использования детского труда. Конечно не всеми предпринимателями нормы закона исполнялись неукоснительно. Однако это положило начало законодательному регулированию рабочего времени и условий труда несовершеннолетних лиц. В связи с этим впервые началась разработка норм, направленных на охрану трудовой деятельности несовершеннолетних работников.

Изменение политико-правовых основ занятости подростков на производствах способствовало принятию первых нормативных актов о регулировании детского труда. Что позволило заложить основу для улучшения положения несовершеннолетних работников и условий охраны труда. Владельцы предприятий были вынуждены считаться с законодательством, часто в ущерб собственным интересам. В этом заключалась гуманистическая и прогрессивная роль принятых законов.

Список литературы

1. Конвенция № 182 Международной организации труда «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» // Официальный сайт Международной организации труда.

URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/convention182.shtml (Дата обращения: 11.09.2018)

2. Казанцев Б.Н. Рабочий вопрос и фабрично-заводское законодательство в крепостной России. Дис. ...

канд. истор. наук. - М., 1955. - 211 с.

3. Шипулина А.В. Ивановская промышленность в период 30-80-х годов XIX века (от мануфактуры к фабрике). Дис. ... канд. истор. наук. Иваново, - М., 1949. - 195 с.

4. Закон от 7 августа 1845 г. «О воспрещении фабрикантам назначать в ночные работы малолетних менее 12-летнего возраста» // ПС3РИ (1825-1881). Т. ХХ (1845). Ч. I. № 19262.

URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (Дата обращения: 15.09.2018)

5. Литвинов-Фалинский В.П. Фабричное законодательство и фабричная инспекция в России/ В.П. Литвинов-Фалинский, СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1900. - 356 с.

6. Туган-Барановский М. И. Избранное. Русская фабрика в прошлом и настоящем. Историческое развитие русской фабрики в XIX веке. М.: Наука, 1997. - 735 с.

7. Давидович Я.И. Правовое положение и регулирование труда промышленных рабочих в царской России. Автореф. дис. ... докт. юр. наук. Я.И. Давидович. - М., 1947. - 65 с.

8. «Капитал» К. Маркса и проблемы современного капитализма / М.: Изд-во Московского университета, 1968. - 510 с.

9. Закон от 1 июня 1882 г. «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах» // ПСЗ РИ (1881-1913). Т. II (1882). № 931

URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (Дата обращения: 15.09.2018)

10. Устав о промышленности // СЗРИ. Т. XI. Ч. II. СПб. 1893. URL:https://www.runivers.ru/bookreader/book388215/#page/1/mode/1up (Дата обращения: 16.09.2018)

Starostin V. A. Child Labour in Russia in the 19th Century // Scientific Notes of V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Philosophy. Political science. Culturology. - 2020. - Vol. 6 (72). - № 1. - P. 128-137.

The article considers with the problem of child labor in Russia in the period of industrial production origin. The development of economic relations as a result of the growth of productive forces, the involvement of minors in the labor sphere and their have led to the destabilization of the socio-political situation, mass protests of

employees of enterprises. As a result of the merciless exploitation of child labour, there was no possibility of attending schools and receiving primary education, and child mortality increased, which threatened the future existence of the nation and the state. This caused an urgent need to regulate working time. Over time, child labour has become one of the reasons for the mass discontent of workers. The key reasons were, on the one hand, the most difficult working conditions and unregulated working hours of minors, on the other - the reduction in the number of jobs for adult workers.

The exploitation of child labour and the widespread discontent of workers have had a key political impact on the development and adoption of the first laws on the working hours of underage workers in Russia. Thus, the basis for the formation of domestic legislation in the field of juvenile labor was laid.

Key words: the child labour exploitation, working conditions, working hours, labour relations and the legal status of minors.

References

1. Konventsiya № 182 Mezhdunarodnoi organizatsii trada "O zapreshchenii i nemedlennykh merakh po iskoreneniyu naikhudshikh form detskogo truda" [Convention No. 182 of the International Labour Organization "Concerning the Prohibition and Immediate Action for the Elimination of the Worst Forms of Child Labor"]. Ofitsial'nyi sait Mezhdunarodnoi organizatsii truda.

URL: http://www.ilo.org/ilolex/russian/docs/conv175.htm. (Accessed: 11.09.2018)

2. Kazancev B.N. Rabochij vopros i fabrichno-zavodskoe zakonodatel'stvo v krepostnoj Rossii. [Working

Question and Factory Legislation in the Fortress Russia]. Candidate's thesis, Moscow, 211 p.

3. Shipulina A.V. Ivanovskaja promyshlennost' v period 30-80-h godov XIX veka (ot manufaktury k fabrike)

[Industry of Ivanovo City in the period of 30-80-year's of XIX Century (from manufactory to factory)]. Candidate's thesis, Moscow, 195 p.

4. Zakon ot 7 avgusta 1845 g. «O vospreshhenii fabrikantam naznachat' v nochnye raboty maloletnih menee 12-

letnego vozrasta» [About Prohibition Factory to Appoint in the Night Work of Minors Less than 12 Years

of Age]// PSZRI (1825-1881). T. XX (1845). Ch. I. № 19262.

URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (Accessed: 15.09.2018)

5. Litvinov-Falinskij V.P. Fabrichnoe zakonodatel'stvo i fabrichnaja inspekcija v Rossii. [Factory Law and

Factory Inspection in Russia ]. SPb., A.S. Suvorin's Typography, 1900, 356 p.

6. Tugan-Baranovskij M. I. Izbrannoe. Russkaja fabrika v proshlom i nastojashhem. Istoricheskoe razvitie

russkoj fabriki v XIX veke. [Russian Factory in the Past and Present. The Historical Development of the Russian Factory in the XIX century]. Moscow, Nauka, 1997, 735 p.

7. Davidovich Ja.I. Pravovoe polozhenie i regulirovanie truda promyshlennyh rabochih v carskoj Rossii. [The

Legal Status of Industrial Workers and Work Regulation in Tsarist Russia]. Extended abstract of doctoral thesis, Moscow, 1947, 65 p.

8. Kapital i problemy sovremennogo kapitalizma [Kapital and Problems of Modern Kapitalizm]. Moscow

Izdatel'stvo Moskovskogo Universiteta, 1968, 510 p.

9. Zakon ot 1 ijunja 1882 g. «O maloletnih, rabotajushhih na zavodah, fabrikah i manufakturah». [About Young

Workers in Factories and Manufactories]. // PSZRI (1881-1913). T. II (1882). № 931 URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (Accessed: 15.09.2018)

10. Ustav o promyshlennosti [Industry Charter]// SZRI. T. XI. Ch. II. SPb. 1893. URL:https://www.runivers.ru/bookreader/book388215/#page/1/mode/1up (Accessed: 16.09.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.