желали выразить доброжелательное и уважительное отношение к другому не владели разнообразными формами выражения сочувствия, содействия. Значительная часть школьников в ситуациях, требующих оказания конкретной помощи людям, разрешала ситуации посредством рассуждения о помощи ограничиваясь при этом советами. Школьники проявляли внимание и доброжелательность по отношению к другому из близкого окружения, однако интересы другого, который не присутствует рядом, в своем преимуществе не учитывались школьниками. Учащиеся 10-го класса не поднимались в своих мировоззренческих взглядах на позицию человека, представляющего свою страну, планету Земля. Мировоззренческие взгляды отличались узостью и односторонностью видения окружающего им мира. Решение проблем гуманизации и гуманитаризации школьного образования связано с развитием нравственной сферы ребенка, что заставляет по-иному рассматривать как содержание учебно-воспитательного процесса, так и профессиональную подготовку педагогов. Формирование отношения у школьника к действительности зависит от содержания и организации деятельности, а поэтому система образования, с одной стороны, должна расширять уровень освоения знаний ребенка и способов его взаимодействия с миром, а, с другой, - наделять его средствами смыслового познания и присвоения мира, что в значительной степени будет содействовать развитию как познавательной, так и нравственной сфер личности.
Литература
1. Богданова О.С., Петрова В.И. Некоторые проблемы нравственного воспитания и развития младших школьников. - М., 1972. - 104 с.
2. Потанина Л.Т., Гусев А.Н.Связь образно-символического мышления с развитием ценностно-смысловых представлений личности // Вопросы психологии. 2008. № 2, с.30-40.
3. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. - М., 1997.
- 78с.
4. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. Методическое пособие. - М., 2008. - 224 с.
5. Щуркова Н.Е., Мухин М.И., Желаннова А.В.Новое воспитание в новой школе. - М., 2012. - 264с.
Ю.А. Серебренникова
ДЕТСКИЙ ТЕАТР КАК ФОРМА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
CHLDREN'S THEATER AS A FORM OF EDUCATION OF THE INDIVIDUAL IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION
Аннотация: в статье с учетом требований ФГОС затрагиваются вопросы воспитания младших школьников, связанные с их социализацией. В свете деятельностного подхода раскрываются основные направления организации детского театра в досуговой деятельности, рассматриваются содержание и форма детского театра как условия приобретения знаний и коммуникативных умений.
Ключевые слова: дополнительное образование; досуговая деятельность; детские объединения; детский театр.
© Ю.А. Серебренникова, 2012
Abstract: the article with the requirements of the Federal State Educational Standard address issues of education primary school children associated with their socialization. In light of the activity approach reveals the basic directions of the organization of children's theater in the clubs, or review the content and form of theater for children as a condition of the acquisition of knowledge and communication skills.
Keywords: additional education, leisure activities, children's groups, children's theater.
Произошедшие за последние десятилетия идеологические и социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества обусловливают появление новых взглядов на процесс социального и индивидуального становления личности. Возникает необходимость разработки и реализации более эффективных педагогических условий социализации подрастающего поколения. Важнейшими качествами личности являются активная жизненная позиция, умение осуществлять нравственный выбор, оценивать последствия принятого решения, нести ответственность перед собой и обществом [1].
И.С. Кон определяет этот процесс как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность» [4]. Близкое определение этому дает Б.Д. Парыгин: «вхождение в социальную среду, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития» [6]. Решение вопросов социализации принадлежит различным социальным институтам, одним из которых является система дополнительного образования, характеризующаяся значительной мобильностью содержания и форм педагогического воздействия в процессе становления личности. Дополнительное образование традиционно рассматривается как условие успешной социализации в современном динамическом обществе.
Дополнительное образование в педагогической теории и на практике определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации целого комплекса образовательных программ при оказании дополнительных образовательных услуг и иной информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах формирующейся личности ребенка. Становление системы дополнительного образования детей имеет давнюю историю и осуществляется на базе многолетнего опыта работы с детьми и тех традиций, которые связаны с внеклассным и внешкольным воспитанием и обучением. Это согласуется с требованиями современных образовательных стандартов, определяющих направление внеурочной деятельности.
Проблема организации внеучебного времени школьников не нова, она издавна волнует педагогов и родительскую общественность. Выдающийся отечественный педагог К.Д. Ушинский еще в середине 19 века отмечал, что у маленького человека быстро «портятся голова, сердце и нравственность», если он не знает, чем ему занять день. С мыслями К. Д. Ушинского тесно перекликаются мысли великого русского писателя А. М. Горького, который говорил, что на день надо смотреть, как на маленькую жизнь, надо проверять, чем богата эта жизнь. Иначе сказать, как уроки, так и свободное время ребенка должны быть заполнены специально организованной деятельностью, в процессе которой формируются названные качества личности [3].
Такая деятельность ребенка может продуктивно осуществляться в досуговой сфере. В социальном аспекте деятельность по интересам или хобби представляет собой постоянную, добровольную, эмоционально насыщенную деятельность, целью которой является развитие и саморазвитие личности. Деятельность по интересам, достигая уровня социально значимых инициатив, вносит свой вклад в создание новых социокультурных ценностей.
С педагогической точки зрения, досуг есть зона разнообразных форм активного общения, удовлетворяющая потребности ребенка в контактах. Такой досуг как
объединение по интересам выступает благоприятной сферой для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков. В сфере досуга дети более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью формировать их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, научение нормам поведения в обществе, что в социальной педагогике определяется как отработка механизмов социального взаимодействия. Правильно организованное досуговое время детей оказывает влияние и на их познавательную деятельность. Превалирование в досуге эмоций продиктовано основным назначением «досуговых» занятий - дать ребенку физиологически и психологически отдохнуть. Активному отдыху способствуют разнообразные переключения с обязательных дел на необязательные, с серьезных на веселые, с умственной нагрузки на физическую, с познания на развлечение [5].
В педагогическом плане деятельность культурно-досугового учреждения в системе дополнительного образования направлена не столько на то, чтобы дать каждому индивиду как можно больший объем знаний, а на то, чтобы через любимое занятие целенаправленно развивать различные стороны его личности: интеллект, нравственность, эстетические чувства. Работа современных культурно-досуговых центров должна строиться на перспективе, которая бы удовлетворяла не только потребности в отдыхе, но и развила бы способности личности. Таким образом, досуг выступает как фактор процесса становления и развития личности, усвоения ею культурных и духовных ценностей. Характерной особенностью детского досуга сегодня является возрастание в нем духовного начала, наращивание способов проведения свободного времени, соединяющих в себе развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества. Такими «синтетическими» формами организации досуга стали детские объединения [2].
В широком смысле под детским объединением мы понимаем реальное формирование, в которое самостоятельно и добровольно несовершеннолетние объединяются для совместной деятельности, удовлетворяющей их потребности. Процесс социализации и культурного развития личности участников детских объединений в отличие от традиционных коллективов художественной самодеятельности осуществляется не в жестких ролевых однозначно очерченных границах, а в процессе реально складывающихся досуговых ситуаций. Детские объединения обладают более высокой по сравнению с традиционными досуговыми коллективами (хоровыми, музыкальными, хореографическими и др.) степенью самоорганизации. Следует отметить, что одним из основных принципов работы детских объединений является самодеятельность как деятельность, совершаемая по личному начинанию, во время которой проявляются такие качества человека, как творчество, самостоятельность, ответственность, инициативность; это деятельность, направленная на реализацию общественно личностно значимых целей.
Важной формой деятельности детских объединений является детский театр. В формировании целостного потенциала личности он может играть роль специфического института социализации, включения в мир культуры в ее основных аспектах: нравственном, политическом, эстетическом, интеллектуальном, социально-психологическом. Синтетический характер театрального искусства является уникальным условием художественно-эстетического воспитания ребенка, благодаря которому детский театр занимает особое место в общей системе художественно-эстетического воспитания детей и юношества. Применение в практике учебно-воспитательной работы средств театрального искусства содействует расширению общего и художественного кругозора учащихся, общей и
Традиции школьного театра в России были заложены еще в конце XVII - начале XVIII века. Так, в середине XVIII столетия в Петербургском сухопутном шляхетском корпусе даже отводились специальные часы для «обучения трагедиям». Театральные постановки являлись составной частью академической жизни Смольного института благородных девиц, Московского университета и Благородного университетского пансиона, Царскосельского лицея и других элитарных учебных заведений России. В последней трети XVIII столетия в России зарождается и детский домашний театр, создателем которого явился известный русский просветитель и талантливый педагог А.Т. Болотов. Его перу принадлежали первые в России пьесы для детей - «Честохвал», «Награжденная добродетель», «Несчастные сироты» и др. В первой половине XIX века театральные ученические коллективы получают широкое распространение уже в гимназиях, причем, не только в столичных, но и в провинциальных. В частности, из биографии Н.В. Гоголя хорошо известно, что учась в Нежинской гимназии, будущий писатель не только успешно выступал на любительской сцене, но и сам руководил театральными постановками, писал декорации к спектаклям. В конце XIX - начале XX века в отечественной педагогике формируется осознанное отношение к театру как важнейшему элементу нравственного и художественно-эстетического воспитания [2].
В настоящее время чрезвычайно остро встала проблема интеллектуальной и духовной незанятости детей. И здесь школьный театр, оснащенный целым арсеналом приемов театральной педагогики, становится тем клубным пространством, где складывается уникальная воспитательная среда. При этом не следует воспринимать детский театр как упрощенную модель взрослого театра. Если суть взрослого театра -это искусство, то детского - это воспитание и развитие ребенка. Поэтому принципы построения детского театра отличаются своей спецификой. Если цель взрослого театра - это качественная постановка, то детского - это качественный процесс подготовки постановки. Если во взрослом театре продуктом деятельности является сам спектакль, то в детском - личность участника спектакля. Формирование социальной практико-ориентированной среды на базе детского театра предполагает участие актеров не только в деятельности театральной студии, но и в других делах организации. Таким образом, формируется гражданское сознание, развиваются социальные навыки, расширяется социальный опыт ребят.
Основными направлениями деятельности детского театра являются: гражданско-правовое, эстетическое, нравственное, военно-патриотическое. Деятельность театра разнообразна: изучение духовного наследия страны; реконструкция русских народных обрядов; постановка спектаклей с этнографическим комментарием; изучение военного прошлого; художественное чтение; концертная деятельность; участие в массовых мероприятиях района, округа, города; участие в фестивалях и конкурсах; этнографические экспедиции; разработка и проведение экскурсий в музее народного быта. Все представленные направления театральной деятельности в творческом коллективе должны быть объединены в единый педагогический процесс. Работа по данным направлениям помогает создать образовательную общность, объединяющую детей и взрослых, пробуждает интерес друг к другу, раскрепощает участников, помогает родителям лучше понять своего ребенка, повышает уровень коммуникативной культуры участников, способствует их духовному единению.
В качестве общего вывода, касающегося потенциала детского театра в сфере досуговой деятельности, можно заключить следующее. Прежде всего, театр предоставляет возможность для живого общения детей друг с другом, обеспечивает социальную активность, реализацию творческого потенциала личности. Кроме того, последовательно реализуется и принцип приоритета ученической самодеятельности. Даже в ситуации неверного выполнения ребенком задания открываются новые возможности его применения, новая модификация. Реализуется принцип приоритета ребенка: педагог видит в реакции детей на его задания подсказку для себя, реальную
«обратную связь». Также реализуется принцип дела, а не амбиций: «Сегодня ты играешь Иван-царевича, а завтра ты будешь участником массовки». Один из центральных приемов здесь - это работа над заданием малым группам. В ситуации взаимодополнения и постоянной смены ролевых функций эффективно работают и постоянно оттачиваются умения создавать общий лад в совместной работе. Возникает объективная необходимость включения в работу каждого участника группы. Наконец, реализуется принцип оценки деятельности. Отрабатывается такт в умении «судить» работу другой группы «по делу», а не по личным симпатиям и претензиям. Для этого педагог устанавливает деловые, конкретные критерии оценок выполнения заданий.
Таким образом, формы театрального действа надежно служат самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Детский театр как форма досуговой деятельности становится не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Решаются важнейшие задачи социализации ребенка в системе дополнительного образования.
Литература
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: МПСИ; 2001. -
352 с.
2. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002, -288 с.
3. Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях.
- М.: АПРИКиТ, 2004. - 35 с.
4. Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- 336 с.
5. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 200 с.
6. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. - СПбГУП, 2012. - 538 с.
А.А. Торгашкин
ПРОБЛЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В ПОСЛЕОКТЯБРЬСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ (1917-1991 ГГ.)
THE PROBLEM OF PREVENTING AND OVERCOMING NEGATIVE PERSONALITY TRAITS IN THE POST-OCTOBER PERIOD OF HISTORY (1917-1991 GG.)
Аннотация: в статье рассматривается проблема предупреждения и преодоления негативных качеств личности в послеоктябрьский период истории (19171991 гг.), с этой целью сделан историко-педагогический анализ исследуемой проблемы, который свидетельствует, что комплексный спектр проблем антисоциального, отклоняющегося поведения является предметом изучения многих наук: психиатрии, социологии, философии, права, психологии и педагогики.
© А.А. Торгашкин, 2012