Научная статья на тему 'Детский спорт как вариант стратегии формирования человеческого капитала (на материале региона республики Хакасия и юга Красноярского края)'

Детский спорт как вариант стратегии формирования человеческого капитала (на материале региона республики Хакасия и юга Красноярского края) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
111
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ДЕТСКИЙ СПОРТ / РОДИТЕЛЬ РЕБЕНКА-СПОРТСМЕНА / ПАССИОНАРНОСТЬ / HUMAN CAPITAL / CHILDREN'S SPORT / PARENT OF A CHILD-ATHLETE / PASSIONARITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ибрагимов Р.Н.

В теории человеческого капитала объектом инвестиций могут служить любые способности и таланты человека. К ним можно отнести не только интеллект, но и потенциальные успехи человека в спорте. В структуре человеческого капитала особое место занимает мотивация, обеспечивающая действием целеполагание в эксплуатации человеческого капитала. В такой дефиниции она почти точно совпадает с понятием пассионарности. В виталистской парадигме именно пассионарность является главным фактором и в жизненной траектории отдельного индивида, и в динамике развития целых регионов и стран. В этом отношении побуждения к занятиям спортом со стороны детей и их родителей ещё актуальнее, т.к. спорт это наиболее простая и естественная форма выражения пассионарности. В статье представлены результаты первого этапа эмпирического исследования отношения родителей региона Республики Хакасия и юга Красноярского края к занятию спортом их детей, а также теоретико-методологические основания к постановке проблемы. Подтвержденной в исследовании базовой гипотезой служило предположение о преобладающем витально-иррациональном характере родительского попечения, что заставляет внести коррективы в понятие человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children's sports as a variant of the strategy of forming human capital (based on material from the region of the Republic of Khakasia and the south of the Krasnoyarsk territory)

In the theory of human capital, any person’s abilities and talents can serve as an object of investment. These include not only intelligence, but also the potential success of a person in sports. In the structure of human capital, a special place is occupied by motivation, which is volitional aspiration, which ensures the goal-setting in the exploitation of human capital. In such a definition, it almost exactly coincides with the concept of passionarity. In the vitalist paradigm, it is passionarity that is the main factor both in the life trajectory of an individual and in the dynamics of the development of entire regions and countries. In this regard, the incentives for sports on the part of children and their parents are even more relevant, because Sport is the simplest and most natural form of expression of passion. The article presents the results of the first stage of an empirical study of the attitude of parents in the region of the Republic of Khakassia and the south of the Krasnoyarsk Territory to the sport of their children, as well as theoretical and methodological grounds for posing the problem. The basic hypothesis confirmed in the study was the assumption of the prevailing vitalirrational nature of parental care, which forces us to make adjustments to the concept of human capital.

Текст научной работы на тему «Детский спорт как вариант стратегии формирования человеческого капитала (на материале региона республики Хакасия и юга Красноярского края)»

Детский спорт как вариант стратегии формирования человеческого капитала (на материале региона Республики Хакасия и юга Красноярского Края)

Ибрагимов Р.Н.

В теории человеческого капитала объектом инвестиций могут служить любые способности и таланты человека. К ним можно отнести не только интеллект, но и потенциальные успехи человека в спорте. В структуре человеческого капитала особое место занимает мотивация, обеспечивающая действием це-леполагание в эксплуатации человеческого капитала. В такой дефиниции она почти точно совпадает с понятием пассионарности. В виталистской парадигме именно пассио-нарность является главным фактором и в жизненной траектории отдельного индивида, и в динамике развития целых регионов и стран. В этом отношении побуждения к занятиям спортом со стороны детей и их родителей ещё актуальнее, т.к. спорт - это наиболее простая и естественная форма выражения пассионарности. В статье представлены результаты первого этапа эмпирического исследования отношения родителей региона Республики Хакасия и юга Красноярского края к занятию спортом их детей, а также теоретико-методологические основания к постановке проблемы. Подтвержденной в исследовании базовой гипотезой служило предположение о преобладающем витально-иррациональном характере родительского попечения, что заставляет внести коррективы в понятие человеческого капитала. Ключевые слова: человеческий капитал, детский спорт, родитель ребенка-спортсмена, пассионарность.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-011-00365

Человеческий капитал традиционно определяется как совокупность знаний, компетенций, талантов и мотиваций человека, служащие адресатом инвестиций и способные приносить прибавочную (добавленную) стоимость. В нашей концептуальной модели ставится акцент на видовом признаке «мотивация». Несмотря на то, что этот признак буквально заявляется в классических определениях человеческого капитала (например, у Г.Беккера [7, С.16]), в формулах расчета степени развитости человеческого капитала он явочным порядком практически не участвует.

В концепции реализуемого проекта понятие мотивации конкретизировано в концепте пассионарности. Его содержание благодаря Л.Н.Гумилеву общеизвестно и общепонятно [см.напр. 2, С.465], хотя часто встречается непонимание и неприятие этого концепта. Чтобы сэкономить на дискуссии, предлагается пойти гипотетико-дедуктивным путем от трех тезисов.

Тезис 1. Пассионарность и ее носители (пассионарии) существуют.

Тезис 2. Пассионарность - главное, решающее качество в самореализации человека.

Тезис 3. Признак пассионарно-сти выражен в носителях неравномерно («больше-меньше»), значит принципиальная возможность выразить ее в количественных и формализованных показателях существует.

Пояснение к тезису 1. Тезис очевиден во всех смысловых плоскостях и парадигмах. Он очевиден в парадигме «здравого смысла», т.к. у всех есть знакомые с прозвищем «шило в... мягком месте». Существование людей с повышенной активностью - в буквальном смысле медицинский факт. Это носители т.н. «гена авантюрности». Это означает, что пассионарность - реальный, объективно существующий социальный факт. Но пассионарность также очевидный факт и для социологического конструктивизма, ибо здесь реальность воздвигается «большинством голосов». Стигматы вроде «экстремист» или «гиперактивный ребенок» у всех на слуху.

Пояснение к тезису 2. Эталонные носители человеческого капитала, «отцы-основатели» бизнес-империй часто были троечниками на школьной или студенческой скамье (С.Джоббс, Д.Трамп, Г.Боинг и др.).

Итак, пассионарность является ключевым компонентом в структуре человеческого капитала. И поэтому, в качестве пояснения к тезису 3, частично решается методологическая проблема количественного измерения мотивации вообще и феномена пассионарности в частности. Пассионарности как особого рода индивидуальной и социальной энергии всё равно, в какие формы воплощаться. Эта «жидкость» может выливаться в «деструктивные»

и «конструктивные» емкости. «Деструктивная» разновидность пассионарности имела в истории множество воплощений - от восстания Спартака до Майдана. Но разрушительная пассионарность - тема особого исследования. «Конструктивная» пассионарность, в свою очередь, также проявляется во всех сферах общественной жизни - в политике, экономике, искусстве, во-лонтёрстве, в быту. И всё это -предметы особого рассмотрения.

Но самым простым способом «заземления» пассионарной энергии является физическая активность и, соответственно, ее привычная для нас социокультурная форма - спорт. [4, С.16] Этим соображением - что изучать сложное надо всегда начинать с изучения простого - и объясняется выбор данного направления исследования. Инвестиции в людей предполагают их возврат в будущем [5, С.84]; добавленную стоимость лишь будут вырабатывать объекты капитализации. В качестве объектов капитализации будущих успешных спортсменов можно рассматривать разные возрастные категории. Например, сейчас активно развивается спорт пожилых, и, помня, какую важную роль в расчете человеческого капитала играет фактор долголетия, спорт пожилых представляет собой особый исследовательский интерес.

Пока же, руководствуясь принципом «от простого - к сложному», мы должны сосредоточиться на самом очевидном объекте «спортивной капитализации» - на юных спортсменах. Поэтому объектом капитализации в данном формате выступают дети.

И подобные способ и направление капитализации могут приносить порой феноменальные дивиденды. Например, клуб «Барселона» решился на инвестицию в Л.Месси, когда тому исполнилось только 11 лет. Месси принес бизнес-структуре «Барселоны» к настоящему моменту несколько сотен миллионов долларов чистой прибыли. [1, С.438] И важно здесь не только, кто является объектом капитализации в области спорта - т.е. будущие успешные спортсмены - но и субъект капитализации, т.е. инвестор и выгодоприобретатель.

Классическая теория человеческого капитала усматривает три внешних субъекта капитализации человека - государство, бизнес и семья [3, С.102]. Внутренним субъектом является сам человек, инвестирующий в себя. Чистым примером автокапитализации является, например, биат-лонистка К.Мякарайнен, которая более десятка лет выступает на условиях самоокупаемости.

Те же три внешних субъекта имеют место и в сфере спорта. Как происходит здесь процесс капитализации со стороны перечисленных инстанций, эмпирически может быть выявлено с помощью разных методов. Для социального государства вложение средств в перспективу спортивных успехов - это, в первую очередь, расходная статья бюджетов разных уровней, и здесь исследовательская стратегия сосредоточивается на анализе финансовых документов. А также разразившихся постфактум допинговых скандалов - методом контент-анализа публикаций СМИ. Бизнес-субъектов в спорте интересует, как правило, гарантированная при-

быль, поэтому он обычно ограничивается «короткими» инвестициями. Детерминация здесь глубже и тоньше, соответственно, и инструментарий, наряду с документальной аналитикой, должен обогащаться рядом качественных методов. [6, С.250]

Семья как инвестор - самый «туманный» из субъектов капитализации будущих спортсменов. Как и в случаях с государством и бизнесом, общие количественные показатели

- посещаемость спортивных секций

- вполне доступны для анализа. Но если мы точно знаем, что для государства вложения в детский спорт -это бюджетное невосполнимое обременение по выполнению социальных обязательств, а для бизнеса

- это вложения с перспективой быстрого возврата добавленной стоимости, то в случае с родителями (опекунами) юных спортсменов всё далеко не так однозначно. Даже сам экономический подход родителя к ребенку неодинаково выражен в разных странах, регионах и культурах. Скажем, во Франции или Финляндии ребенок - это фактически собственность государства, а родитель рассматривается здесь как временный наемный воспитатель. Для россиянина же случаи изъятия социальными службами детей из семьи, особенно по причине «избыточной любви», не просто не характерны, но пока даже непред-ставимы.

Итак, семей с детьми-спортсменами много, педагогических стратегий - тоже, и какова пропорция между этими стратегиями - неясно как в статическом, так и в динамическом (имея в виду, что соотношение мотиваций может претерпевать су-

щественные изменения со временем) аспектах. Оба аспекта лучше и адекватнее всего изучается формализованными количественными методами - анкетированием и, для выявления динамики среды, мониторингом. Этим был обусловлен выбор метода в нашем исследовании.

Исследование на вышеозначенную тему проводилось в рамках более широкой темы «Проблемы формирования человеческого капитала: региональное измерение». Территориально-демографической средой исследования было население Республики Хакасия (РХ) и некоторых районов юга Красноярского края, располагающихся в Хакасско-Минусин-ской котловине - Минусинского, Шушенского, Курагинского и Ермаков-ского. Данные районы тесно связаны с РХ экономически и культурно, что позволило объединить их в тематике нашего грантового проекта.

В настоящее время и Республика Хакасия, и южные районы Красноярского края находятся в состоянии экономической депрессии со всеми вытекающими отсюда социальными последствиями. А именно: перспектива трудоустройства в индустриальный сектор экономики и для взрослого, и для подрастающего поколения здесь существенно уже, чем в крупных агломерациях. Поэтому и понимание спортивной карьеры как одного из способов выживания здесь актуальнее, чем, например, престижная мотивация «стать именно великим спортсменом». Вопрос только в том, в каких степени и формах реагирует на эту проблему и перспективу само население региона.

Анкетирование носило выборочный характер. Выборка составля-

лась на основе статистических данных министерств спорта РХ и Красноярского краев и составила примерно 1/10, или 229 респондентов-родителей. В РХ было опрошено 123 респондентов, в Курагинском районе Красноярского края - 14, в Шушенском районе - 24, в Минусинске - 45, в с. Ермаковское - 23 респондента. Половая структура выборки: 37,6% мужчины, остальные -женщины. По возрасту: младше 25 лет 7,0%, 25-34 года 41,0%, 35-54 года 47,6%, старше - 1,7%. Половозрастные характеристики также учитывались в пропорции выборки.

Пропорция распределения респондентов по доходам по техническим причинам не могла быть увязана с генеральной совокупностью (т.е. с общим числом родителей), однако коррелировалась с общеэкономическими показателями по РХ и югу Красноярского края. Единственным отступлением оказалось число крайне бедных, которых не 1,3%, а около 7%. Не хватает на одежду 11,8%; на крупные бытовые приборы - 30,6%; на квартиру или автомашину - 43,7%, самых состоятельных - 10,9%.

Распределение по видам спорта показало, что наибольшей популярностью среди потребителей спортивного воспитания пользуются различные единоборства (в совокупности 14,4%), футбол (32,3%) и волейбол (24,0%). Последние два варианта легко объяснимы сочетанием двух обстоятельств: 1) это командные виды спорта, занятие которыми в рамках одной секции может единовременно собрать до 50 детей; 2) наличие относительно недорогой первичной инфраструктуры (зал с волейбольной сеткой есть в

каждой школе, футбольная площадка - тоже). Популярность силовых единоборств резко возросла в регионе - как и по всей России - в конце 1980-х-начале 1990-х гг. и с тех пор устойчиво сохраняется.

Вопрос «Как давно Ваш ребенок посещает эту секцию?» преследовал задачу выявить распределение детей по стажу занятий конкретным видом спорта. Выявляемая здесь информация важна по двум причинам. Во-первых, занятия спортом, как и прочие факультативные занятия детей, представляют собой довольно динамичную и неопределенную картину. Посещение спортивных секций детьми не обладает такой же степенью обязательности, как посещение взрослыми мест работы и зависит от целого ряда субъективных факторов: «понравилось-разонравилось», удобство, родительская толерантность, эмоциональная близость с тренером, с другими детьми, посещающими секцию, и т.п. Этот фактор ставит перед спортивным руководством дополнительную задачу интенсивного и регулярного мониторинга ситуации с посещаемостью детских спортивных секций.

Во-вторых, разброс посещаемости, отраженный в ответах на вопрос, позволяет отразить широту предложения выбора и рейтинг популярности отдельных видов спорта. Это, в свою очередь, дает представление о двух показателях, имеющих непосредственное отношение к проблематике человеческого капитала. Первый - традиции популярности видов спорта, сложившиеся в регионе. Например, Хакасия и юг Красноярского края еще с 1960-х гг. являются одним из важнейших в России месторазвитий

хоккея с мячом. Местная команда «Саяны» регулярно борется за самые высокие места в чемпионате России; в г. Абакан однажды (1987 г.) даже проводился чемпионат мира по бэнди. То же самое можно сказать про традиции греко-римской и вольной борьбы, связанные с «культом» знаменитого олимпио-ника Ивана Ярыгина. Данный показатель отражает социокультурную составляющую человеческого капитала и является методологически качественным.

Другой показатель - коммерческая привлекательность представленных в распределении видов спорта. Дети ходят в те или иные секции не только потому, что им или их родителям это нравится, но и потому, что финансовое положение их семей это позволяет. В этом смысле распределение по видам спорта является косвенным, но очень важным показателем потребительской активности населения в целом и семей с детьми - в частности. Данный показатель является количественным и, следовательно, поддается формализации. Распределение по стажу посещения отражает принцип фильтрации будущих спортсменов по силе и устойчивости их мотивации.

Следующий вопрос «Что подвигло Вас устроить Вашего ребенка в данную секцию?» имел задачей выявить соотношение мотивов родителей обеспечить или поддержать занятия своих детей спортом. Это уже прямой выход на проблематику человеческого капитала. Его классическое выражение, а именно когда родители ясно и недвусмысленно рассматривают занятия ребенка спортом как выгодное вложение денег, сил и роди-

тельской любви, отражено в варианте ответа «считаем, что в спорте наилучшая для ребенка профессиональная перспектива». Значение здесь составило 6,6%.

Вариант «нам нравится именно этот вид спорта» является «бессознательной» вариацией классической теории. «Нам» - это родителям, конструирующим в своем сознании привлекательный бренд какого-либо вида спорта и навязывающим свой выбор ребенку. Что именно стоит за этой «бессознательно-тоталитарной» версией -действительная симпатия к спорту, реализация в ребенке несбывшихся собственных мечтаний или надежда на финансовую конвертацию спортивных достижений ребенка - для нас уже неважно, поскольку здесь значим сам факт приоритета родительского выбора и, к тому же, выяснить это без квалифицированной психологической экспертизы затруднительно.

Два следующих варианта укладываются в виталистскую парадигму, и также подразделяются на «сознательный» («ребенок активный, надо куда-то девать энергию») и «бессознательный» («мы ничего не решали, это была инициатива ребенка») подвиды. Сторонниками рационалистической стратегии «заземления энергии» выступили 24,9% респондентов; предоставили проявление инициативы ребенку (или имитировали демократизм) 29,3%. В сумме виталистские представления о спортивном воспитании составляют более половины опрошенных (54,2%), что в целом подтверждает концептуальную модель исследования.

Самая распространенная мотивация, как и ожидалось, носила

«оздоровительный» характер (28,4%), хотя преобладание этого варианта и не носило ярко выраженного характера. Вариант «камера хранения», предполагающий наибольшее равнодушие, («нужно было чем-то занять свободное время ребенка») выбрали 5,2% респондентов, что сопоставимо с погрешностью.

Следующий вопрос предполагал детализацию экономических резонов и мотивов семей, чьи дети занимаются спортом. Из таблицы №4 видно, что наибольшее финансовое участие родителей требуют такие статьи расходов, как покупка спортивной одежды и обуви (77,3%), финансирование сборов на соревнования (28,4%) и покупка спортинвентаря (20,1%). Цифры показывают, что родительское сообщество в регионе является не факультативным, не вспомогательным институтом, а одним из ключевых спонсоров детского спорта в РХ и на юге Красноярского края. Одновременно такое распределение значений показывает, что и для родительского сообщества, несмотря на преобладание «традиционалистских» мотиваций, вложение финансовых средств не является второстепенной функцией.

Разброс результатов также показывает, что в чистом виде рассматривают необходимость затрат именно как вложение инвестиций крайне незначительное число родителей. Это особенно заметно по двумерной таблице (столбец №7 «в спорте наилучшая для ребенка профессиональная перспектива»). Эффект капитализации возникает чаще не как результат рациональной стратегии, а как побочный эффект иных побудительных мотивов

- любви (28%), заботы (31,2%), утилизации активности (22,6%) и пр.

Бессознательный, стихийный характер капитализации хорошо заметен на еще одном показателе в этой таблице. Довольно большой процент родителей - 46,7% - убеждены, что все расходы на детский спорт должно нести государство в лице спортивного учреждения. Иными словами, финансирование занятий своих детей почти для половины родителей - неприятная, но вынужденная обязанность.

Подавляющее большинство родителей (76,5%) удовлетворены или условно удовлетворены материально-техническими условиями, в которых занимаются спортом их дети. Это неудивительно при том наборе видов спорта, который имеется в регионе. Это, как правило, малобюджетные виды спорта. Даже хоккей с мячом в плане экипировки и содержания инфраструктуры в несколько раз бюджетнее хоккея с шайбой. Справедливости ради надо сказать, что в последнее десятилетие в развитии спортивной инфраструктуры Хакасии произошли существенные сдвиги в лучшую сторону: построены новый спортивный центр, бассейн, реконструированы несколько стадионов. Так что в оценке материальных условий частично возможна и авансовая мотивация.

Та же картина наблюдается с отношением родителей к качеству работы тренерского состава. В РХ и на юге Красноярского края традиционно уделяется много внимания спорту вообще и детскому спорту в частности. Отрицательно оценивают работу тренерского состава не более 2%. Помня о том, что РХ и юг Красноярского края - не самый экономически благополучный регион,

что большинство родителей имеют достаток ниже среднего, что тренерские ставки также невысоки, можно интерпретировать столь высокую оценку тренерского труда примерно так: «Спасибо, что хотя бы работают». Также высокая оценка говорит о жизненной позиции самих родителей, в которой поддерживается здоровый баланс требовательности и благодарности.

В процессе анкетирования проверке подвергался также показатель эмоциональной привязанности родителей. Он характеризует перспективу капитализации будущих успехов как бы «от противного»: бизнес, если придерживаться простейшего обиходного смысла - а именно это ожидается от сканируемой среды - это когда «ничего личного». В этом смысле максимально отрицательное значение, замаскированное в варианте «ребенок молчит о своих неудачах», образует нулевое значение шкалы эмотивно-волевого освоения родителем своего статуса. Результат обнадеживает: на данной позиции оказалось количество респондентов, сопоставимое с погрешностью - 3,5%.

С другой стороны, если учитывать тенденции в психологии бизнеса, дело развивается тем успешнее, чем глубже его душевное сопровождение со стороны участников. В нашем случае участники эмоционального контакта - это родители. Для выявления качества и степени такого контакта были взяты крайние ситуации: негативная (проигрыш) и позитивная (выигрыш, успех).

Если ребенок терпит поражение, в подавляющем большинстве случаев (78,6%) преобладает родственное сопереживание. Более

сдержанная позиция «не вмешиваться» проявляется лишь в 14,8% случаев. Позитивный повод для демонстрации эмоциональной близости родителей и детей-спортсменов даёт почти точное повторение негативного. Устраивают праздник или иначе показывают свою радость 82,1% родителей; на эту группу накладывается пересечением группа, в которой родители подкрепляют общий успех какими-либо материальными вознаграждениями (14,8%). Всего лишь 8 респондентов (3,5%) - как и в негативном сценарии - ответили, что и своими успехами дети с ними не делятся. Именно эта позиция показывает, что если экономический мотив «капитализации ребенка» и имеет место, он точно не сопровождается эмоциональным отчуждением. И наоборот, двумерное распределение показало, что в совокупности практически все родители, прямо или косвенно, осознанно или неосознанно возлагающие надежды на экономическое или профессиональное будущее их детей, эмоционально переживают с детьми и их успехи, и их неудачи.

Ответы на вопрос «Связываете ли Вы свои представления о будущем Вашего ребенка со спортом?» распределились таким образом, что

перспективы превращения занятий спортом в источник заработка в будущем прямо или в снятом виде рассматриваются более чем третью родителей (37,1%). Резервом этой категории являются те, кто затруднился с ответом (14,0%). В промежутке между затруднившимися и теми, кто отрицает для себя спортивное будущее своих детей (15,7%) находится группа «фаталистов», т.е. родителей, для которых спортивные перспективы не являются предметом проблематизации, напряженного размышления. Таковых 33,2%.

Налицо определенный диссонанс с данными, дающими представление о целях и мотивах родителей, отдающих детей в спортивные секции. Напомним, там открыто поделились надеждами на успешное профессиональное будущее всего лишь 6,6%. Такой лаг объясняется тем, что далеко не все родители представляют себе своих детей именно профессиональными спортсменами, но при этом чувствуют, что любительский спорт или фитнес станет неотъемлемой составляющей их будущей жизни. В этом и состоит специфика стихийной, естественной капитализации.

Таблица 1

Связываете ли Вы свои представления о будущем Вашего ребенка со спортом?

Варианты ответа Число % от числа % от общего числа

ответивших ответивших опрошенных

да 85 37,1 37,1

нет 36 15,7 15,7

не думал(а) об этом 76 33,2 33,2

затрудняюсь ответить 32 14,0 14,0

Итого ответивших: 229 100,0 100,0

Не секрет, что родители часто проецируют на социализируемых

детей свои предпочтения, приоритеты, идеалы и мечты. Не секрет

также, что состояние спорта в региональном сообществе осмылива-ется и переживается тем актуальнее, чем ближе к субъекту предмет осмысления. Поэтому в ходе исследования апробировался не только рефлект, но и конструкт детского спорта, то есть коллективно воображаемое состояние спорта, которым мог бы («если бы довелось») заняться и ребенок, и сам родитель. Анкетный вопрос, посвященный данной проблеме, формировался как полузакрытый, позволяющий респондентам представить самостоятельное представление. В число нормативных включались варианты с высокодоходными разрекламированными (такими, как «большой теннис» или «хоккей с шайбой») и экзотические, редкие виды спорта («гольф»).

Выяснилось, что мечтам родителей в наибольшей степени соответствуют большой теннис (23,6%), конный спорт (конкур, выездка) (21,8%), хоккей с шайбой (16,6%). Немало голосов получили также гольф, автоспорт, паркур, художественная гимнастика и регби. Это ничто иное как социальный заказ, и, будем надеяться, власти республики и края отреагируют на аналитические записки с обозначенной информацией.

При этом двумерное распределение показало, что список желаемых видов спорта заполнялся пропорционально показателям платежеспособности. Большинство опрошенных родителей относятся к категориям «доход средний» (машина, но не квартира) и «доход ниже среднего» (холодильник, но не машина). Для представителей этих социальных страт обеспечение до-

ступа своих детей к занятиям престижными и/или экзотическими видами спорта - это даже не инвестиции, а жертва. Таким образом, и в данной позиции преобладающим является вариант стихийной капитализации.

Тема жертвенности нашла продолжение в следующем вопросе: «Предположим, что Ваш ребенок стал подавать в спорте большие надежды и для их реализации необходимо переехать поближе к крупному тренировочному центру, то...». Наиболее решительный и затратный вариант «мы готовы переехать даже за границу» выбрали 19,7% респондентов. Готовы переехать в столичные города (Москва, Санкт-Петербург) всего 7,0%.

Такой скепсис в отношении столиц объясним: они слишком далеки от Хакасии, слишком хлопотным представляется переезд, и неоправданно малым - бонус, ибо семья всё равно остаётся в России. Вероятно, преобладающим мотивом здесь служит «если уж сниматься с места, так за рубеж». Кстати, большинство родителей, выбравших эти два варианта (88,2% по двумерному распределению), принадлежат к стратам «доход средний» и «выше среднего»; то есть их готовность к решительной географической мобильности имеет веский экономический background.

Это, в свою очередь, довольно яркий штрих к явлению, выходящему за рамки «детско-спортивной» тематики - к эрозии пассионарности из провинциальных местностей. Этот эффект часто фигурирует в отечественных исследованиях; с ним столкнулся и автор в ходе других исследований (например, «Молодежный экстре-

мизм в республиках Тыва и Хакасия»). Молодые пассионарии готовы уезжать из отдалённых территорий в метрополию и за границу не только поодиночке, но и в составе семей. Что тревожит.

«Готовы переехать в близлежащий крупный город» 38,0% опрошенных. Для Хакасии и юга Красноярского края такими адресами миграции служат Красноярск, Кемерово, Новосибирск, реже - Томск и Иркутск. Аналогично обстоит дело и с привлекательностью перечисленных городов как крупных спортивных центров.

Глагол «придётся» в формулировке «нам придётся отказаться от переезда» использовался преднамеренно, чтобы вычленить и подчеркнуть мотив жертвенности. Этот вариант выбрали 33,2% респондентов. Как и ожидалось, им воспользовались преимущественно представители малоимущих слоёв с доходом ниже среднего.

Важным для исследования был также вопрос социогенеза, образования общностей на базе родитель-ства детей-спортсменов. Во-первых, коммуникация здесь осложняется опосредованным - через детей - характером контактов. Во-вторых, занятия детей спортом носят факультативный характер, который можно было бы расценить как несущественный и необязательный.

Тем не менее, оказалось, что социальная роль «родитель ребенка-спортсмена» обладает достаточно высоким коммуникативным потенциалом. «Тесно дружат» 16,6% респондентов, «знакомы и регулярно созваниваются» 29,3%, «знакомы ша-почно» 24,9%. Лишь четверть (27,1%) не изъявляют желания сближаться с

другими родителями. Можно с уверенностью заключить, что представленные показатели косвенно свидетельствуют о своеобразной сетевой структуре, которая потенциально или в снятом виде обогащает спектр институтов гражданского общества. Но этот тематический дрейф нуждается в отдельном исследовании. По крайней мере, при описании пассионарно-сти часто упоминается высокий потенциал социогенеза (пассионарная индукция), и в этом смысле можно вести речь не только о детях-спортсменах как о естественных носителях признака, но и об их родителях, находящих время, силы и смысл поддержания коммуникативных связей.

Вывод. Классическое понимание человеческого капитала предполагает рациональную стратегию инвестирования в формирование и развитие талантов, способных в перспективе принести прибыль. При этом одним из основных субъектов капитализации человека в классической парадигме выступает семья. Такая парадигма зародилась и получила наибольшее распространение в США и Европе.

В нашем исследовании были предприняты несколько корректировок с целью прояснить действие абстрактных формул и положений применительно к российской глубинке. В первую очередь это касается дисциплинарного базиса дискурса «человеческий капитал». Классическая (и неоклассическая) теория - экономическая, и строится дедуктивным образом из общестра-новых показателей, одним из которых, кстати, является ожидаемая продолжительность жизни, проще говоря - здоровье.

Мы пошли обратным путем: здоровье, а конкретнее - практики по

его развитию, следует изучать индуктивными методами, от конкретного - к абстрактному, в дисциплинарных рамках социологии. Тематические рамки также были предельно конкретны: характеристики семьи как капитализатора детского спорта в пределах ограниченной территории проживания. Из об-щестрановых вводных данных использовалась лишь информация, что в России, в отличие от Запада, семья не является первичным капи-тализатором и выгодоприобретателем от вложений в будущего гражданина. Одним из немногих исключений здесь как раз и является детский спорт.

В ходе исследования выяснилось, что классическим эталонам формирования человеческого капитала напрямую соответствует ничтожно малое число семей. Очень немногие рассматривают занятия спортом собственного ребенка как рациональное вложение средств. Гораздо чаще в результатах возникали варианты, где сам ребенок с его естественной пассионарностью выступал целью, а не средством. Проще говоря, в подавляющем большинстве случаев мотивами действий родителей выступали любовь, забота, сопереживание, стремление придать активности ребенка конструктивные формы.

Такая стратегия, если эту жизненную позицию можно назвать стратегией, является преимущественно иррациональной, в отличие от классической теории человеческого капитала. Само собой, иррационально-стихийное отношение родителей к занятиям их детей вовсе не означает неуспешности их «стратегии». Наоборот, стихий-

ность, естественность - это важнейшие, фундаментальнейшие характеристики витального компонента в структуре человеческого капитала. В отличие от знаний и умений пассионарный мотив не нарабатывается системой упражнений, но без энергии, направленной в конструктивное русло никакие знания и умения не принесут не только обогащения, но даже элементарной пользы.

В этом смысле «стихийно-вита-листские» стратегии, преобладающие в социальном поведении родителей юных спортсменов Хакасии и юга Красноярского края, заметно преобладают, что может служить основанием для сдержанного оптимизма.

Литература

1. Балаге Г. Месси - гений футбола. М.: Эксмо, 2017. - 624 с.

2. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилёв. -М.: Айрис-пресс, 2013. - 560 с.

3. Диденко Д. В. Интеллектуа-лоемкая экономика: человеческий капитал в российском и мировом социально-экономическом развитии. -СПб.: Алетейя, 2015. - 408 с.

4. Захаров М.А. Социология и философия спорта в образовательном пространстве СГАФКСТ: состояние и перспективы / М.А. Захаров // Теоретико-методологические проблемы физической культуры и спорта: сборник статей. - Смоленск: СГАФКСТ, 2005. - 211 с.

5. Плискевич Н.М. Человеческий капитал в трансформирующейся России - М.: Институт экономики РАН, 2012. - 231 с.

6. Супиков В.Н. Социальные проблемы спорта: курс лекций. / В.Н. Су-пиков. - Смоленск - Пенза, 2006. - 314 с.

7. Becker G.S. Human Capital. N.Y.: Columbia University Press, 1964, 264 pp.

Children's sports as a variant of the strategy of forming human capital (based on material from the region of the Republic of Khakasia and the south of the Krasnoyarsk territory) Ibragimov R.N.

Katanov Khakass State University In the theory of human capital, any person's abilities and talents can serve as an object of investment. These include not only intelligence, but also the potential success of a person in sports. In the structure of human capital, a special place is occupied by motivation, which is volitional aspiration, which ensures the goal-setting in the exploitation of human capital. In such a definition, it almost exactly coincides with the concept of passionarity. In the vitalist paradigm, it is passionarity that is the main factor both in the life trajectory of an individual and in the dynamics of the development of entire regions and countries. In this regard, the incentives for sports on the part of children and their parents are even more relevant, because Sport is the simplest and most natural form of expression of passion. The article presents the results of the first stage of an empirical study of the attitude of parents in the region of the Republic of Khakassia and the south of the Krasnoyarsk Territory to the sport of their children, as well as theoretical and methodological grounds for posing the problem. The basic hypothesis confirmed in the study was the assumption of the prevailing vital-irrational nature of parental care, which forces us to make adjustments to the concept of human capital. Keywords: human capital, children's sport, parent of a child-athlete, passionarity.

References

1. Balage G. Messi - the genius of football. M .:

Eksmo, 2017 .-- 624 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Gumilyov L.N. Ethnogenesis and biosphere of

the Earth / L.N. Gumilyov. - M .: Iris-press, 2013 .-- 560 p.

3. Didenko D. V. Intellectual-intensive economy:

human capital in the Russian and world socio-economic development. - St. Petersburg: Aletheia, 2015 .-- 408 p.

4. Zakharov M.A. Sociology and philosophy of

sport in the educational space SGAFKST: status and prospects / M.A. Zakharov // Theo-retic-methodological problems of physical culture and sports: a collection of articles. - Smolensk: SGAFKST, 2005 .-211 p.

5. Pliskevich N.M. Human Capital in Transforming Russia - M.: Institute of Economics, RAS, 2012. - 231 p.

6. Supikov V.N. Social problems of sports: a

course of lectures. / V.N. Su-peaks. -Smolensk - Penza, 2006 .-- 314 p.

7. Becker G.S. Human Capital. N.Y .: Columbia

University Press, 1964, 264 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.