Научная статья на тему 'Мотивы выбора занятий хоккеем на предварительном этапе подготовки'

Мотивы выбора занятий хоккеем на предварительном этапе подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1156
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОККЕЙ / МОТИВАЦИЯ / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП / СПОРТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатов Виктор Владимирович

Статья посвящена изучению мотивации занятий хоккеем на предварительном этапе многолетней подготовки. В работе представлены результаты опроса детей 6-7 лет, отражающие причины выбора начинающими хоккеистами данного вида спорта, знание требований, предъявляемых к игрокам этим видом спортивной деятельности. Рассмотрена роль средств массовой информации в формировании мотивационной готовности при выборе занятий хоккеем на этапе начальной спортивной специализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филатов Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motives for choice of hockey playing at the preliminary stage of preparation

The article is devoted to the study of motivation for the hockey playing at the preliminary stage of the long-term training. The study presents the results of the survey of children aged 6-7 years, reflecting the reasons for the choice by the novice hockey players of the sport, knowledge of the requirements posed to the players of this sports activity. The role of mass media in the formation of the motivational readiness while selecting the hockey playing at the stage of early sports specialization has been considered.

Текст научной работы на тему «Мотивы выбора занятий хоккеем на предварительном этапе подготовки»

3. Erikson, E.H. (1996), Identity: Youth and Crisis, Publishing Group "Progress", Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.10.2014.

УДК 796.966

МОТИВЫ ВЫБОРА ЗАНЯТИЙ ХОККЕЕМ НА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ

ПОДГОТОВКИ

Виктор Владимирович Филатов, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Статья посвящена изучению мотивации занятий хоккеем на предварительном этапе многолетней подготовки. В работе представлены результаты опроса детей 6-7 лет, отражающие причины выбора начинающими хоккеистами данного вида спорта, знание требований, предъявляемых к игрокам этим видом спортивной деятельности. Рассмотрена роль средств массовой информации в формировании мотивационной готовности при выборе занятий хоккеем на этапе начальной спортивной специализации.

Ключевые слова: хоккей, мотивация, спортивно-оздоровительный этап, спортивная ориентация.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.10.116.p216-219

MOTIVES FOR CHOICE OF HOCKEY PLAYING AT THE PRELIMINARY STAGE

OF PREPARATION

Victor Vladimir Filatov, the senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article is devoted to the study of motivation for the hockey playing at the preliminary stage of the long-term training. The study presents the results of the survey of children aged 6-7 years, reflecting the reasons for the choice by the novice hockey players of the sport, knowledge of the requirements posed to the players of this sports activity. The role of mass media in the formation of the motivational readiness while selecting the hockey playing at the stage of early sports specialization has been considered.

Keywords: hockey, motivation, health and fitness stage, sports orientation.

ВВЕДЕНИЕ

Для достижения высоких спортивных результатов в хоккее необходимо уже на начальных этапах подготовки выявить интересы и уровень притязаний детей к избранному виду спорта и формировать систему мотивов, стимулирующих и направляющих деятельность занимающихся в данном виде спорта [1, 2, 3]. При этом очень важно, чтобы выбор вида спортивной деятельности соответствовал задаткам и способностям юного спортсмена, иначе ребенок потеряет интерес к занятиям хоккеем, уверенность в себе [4]. Любой выбор вида спорта должен быть осознанным, а осознанный - значит мотивированный [5, 6].

К сожалению, до сих пор недостаточно изучены мотивы занятий хоккеем. Это и определило актуальность и научно-практическую значимость исследования. В связи с этим представляется интересным изучить первоначальные мотивы, мотивационную готовность прихода детей для занятий хоккеем, так как их формирование - одно из важнейших условий системы спортивной ориентации на спортивно-оздоровительном этапе [7].

Цель данного исследования - выявить причины, побуждающие детей 6-7 лет к занятиям хоккеем. Для этого мы подвергли специальному анкетному опросу 19 детей в возрасте 6-7 лет, учащихся СДЮСШОР Академии хоккея Санкт-Петербурга.

Анкета состояла из 7 вопросов:

1. Я начал заниматься хоккеем, чтобы стать мастером спорта; чемпионом мира, Олимпийских игр; здоровым, ловким, сильным, мужественным; потому что люблю этот вид спорта; чтобы легче поступить в высшее учебное заведение; чтобы играть в национальной сборной команде страны; чтобы играть в КХЛ и НХЛ; интереснее и с пользой проводить свободное время; потому что к нам пришел тренер и пригласил всех желающих заниматься хоккеем; у меня есть мечта стать похожим на известных в мире игроков хоккея; мне посоветовали заниматься хоккеем родители, друзья; в другие секции меня не принимали; секция хоккея находится рядом с домом; о наборе в секцию узнал из средств массовой информации.

2. Знакомы ли Вы с содержанием и спецификой занятий хоккеем.

3. Знаете ли Вы, какими качествами и способностями должен обладать хоккеист для успешных занятий этим видом спорта.

4. Считаете ли Вы, что добьетесь в избранном виде спорта больших успехов.

5. Как Вы считаете, есть ли у вас необходимые способности для занятий хоккеем.

6. Согласны ли родители с Вашим выбором этого вида спорта.

7. Оказывают ли Вам родители помощь в занятиях хоккеем.

Все вопросы были отобраны и включены в анкету на основе предварительных бесед с тренерами. Детей предварительно ознакомили с содержанием анкеты. Ее заполнение осуществлял тренер по результатам ответов респондентов на каждый вопрос.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ результатов анкетного опроса показал, что в качестве мотивов начала занятий хоккеем в большинстве случаев дети назвали такие, как желание стать матером спорта, победителем крупнейших соревнований - чемпионатов мира и Олимпийских игр; играть в составе национальной сборной команды или команд КХЛ и НХЛ. Указывали и такие мотивы, как: стать здоровым, ловким, сильным, мужественным, с интересом и пользой проводить свое свободное время. Все дети отмечали, что они пришли в секцию хоккея потому, что они любят этот вид спорта, он им очень нравится.

Многие дети начали заниматься хоккеем также потому, что у них есть мечта стать похожими на выдающихся игроков. В их числе респонденты в основном называли четырех известных хоккеистов: А. Овечкина (42,1%), В. Харламова (21,0%), И. Ковальчука (15,7%), В. Тихонова и П. Дацюка (10,5%).

Только 15% опрашиваемых указали, что занятия хоккеем они связывают с желанием легче поступить в высшее учебное заведение.

Большинство детей (79,0%) пришли в хоккейную секцию самостоятельно. 21% детей начали занятия в секции потому, что к ним в школу пришел тренер и пригласил их заниматься данным видом спортивной деятельности. Что касается родителей, друзей и других лиц, способствовавших выбору респондентами секции хоккея, то данные опроса показали, что только у 42,1% опрошенных этот фактор сыграл решающую роль в приобщении к систематическим занятиям хоккеем.

Только 15,78% детей в качестве причины занятий именно хоккеем назвали то обстоятельство, что в другие секции их не приняли.

63,16% детей выбрали занятия хоккеем потому, что секция находилась рядом с домом и им было удобно добираться к месту занятий.

При организации и проведении спортивной деятельности несомненный интерес представляет вопрос о роли средств массовой информации (телевидения, радио, газет, интернета) в приобщении детей к занятиям хоккеем. Полученные данные свидетель-

ствуют о том, что 52,63% опрошенных узнали о наборе в секцию хоккея из стендовых объявлений, размещенных на информационных щитах. Следовательно, роль региональных средств массовой информации при проведении ориентационной работы среди детей дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных школ, при выборе детьми того или иного вида спорта пока недостаточна.

В ходе опроса 85,5% детей ответили, что они знали о содержании и специфике занятий хоккеем, а 10,5% не имели никакой информации об этом.

На вопрос, известно ли им, какими качествами и способностями должен обладать хоккеист для успешного совершенствования в избранном виде спорта, 100% респондентов ответили положительно. Все опрашиваемые считают, что они обладают необходимыми для хоккея способностями. А на вопрос, почему они так считают, некоторые дети привели следующие аргументы: «много тренируюсь», «быстро бегаю», «умею хорошо отдавать пас», «обыгрываю соперника», «обладаю хорошей обводкой», «хорошо катаюсь на коньках», «я целеустремленный человек», «играю в защите и не позволяю сопернику забивать в ворота», «я быстрый, ловкий, сильный», «хорошо прыгаю», «имею хорошее игровое мышление», «являюсь бомбардиром команды», «у меня хорошие физические данные», «у меня сильные руки и сильные ноги», «потому что стараюсь, быстро бегаю, прыгаю».

Некоторые дети, хотя и ответили положительно на заданный вопрос, затруднялись назвать имеющиеся у них спортивно важные качества, необходимые для успешных занятий хоккеем.

Анализ ответов на эти вопросы показал, что все же многие респонденты имеют слабые представления о требованиях, которые предъявляет данный вид спорта к личности игроков. В большинстве случаев ответы носят общий характер. Вполне очевидно, что некоторые дети переоценивают свои спортивные возможности,

С другой стороны, некоторые указали на наличие у них необходимых для занятий хоккеем способностей: «имею игровое мышление», «обладаю хорошей обводкой», «отдаю хороший пас».

Полученные данные показывают, что информационная готовность респондентов к выбору предмета специализации находится на низком уровне.

Изучение мотивов, связанных с достижением успеха в избранном виде спорта свидетельствует, что у многих детей они разнообразны. Одни считают, что в будущем они могут принять участие в чемпионатах мира и Олимпийских играх; вторые надеются играть в составе национальной команды страны или командах КХЛ, НХЛ; третьи - выиграть чемпионат России. Есть респонденты, которые хотят выиграть Кубки Гагарина, Стэнли или победить сборную команду Канады.

Большое внимание при проведении спортивной ориентации в отдельных публикациях уделяется роли родителей в приобщении детей к систематическим занятиям спортом. Согласно результатам опроса все респонденты считают, что их родители были согласны с выбором этого вида спорта. 52,63% указали, что родители оказывают им помощь в занятиях хоккеем, а 47,3% - нет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. В результате проведенного исследования выявлены наиболее распространенные мотивы занятий хоккеем на спортивно-оздоровительном (предварительном) этапе, их процентные соотношения, дающие возможность тренеру при проведении спортивно-ориентационной работы точнее определять причины, побуждающие ребенка выбрать именно данный вид спорта.

2. Установлено, что мотивы занятий хоккеем могут быть направлены, как на сам процесс занятий, так и на результат. В первом случае мотивацией является удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в двигательной активности, а так-

же получение впечатлений, непосредственных эмоций, связанных с игровой деятельностью (стать здоровым, сильным, мужественным и т.д., т.е. в основе мотивации лежит стремление к физическому совершенствованию). Во втором случае мотивация проявляется в том, чтобы быть мастером спорта, чемпионом мира и Олимпийских игр, победителем крупнейших соревнований, похожим на известного спортсмена.

3. Важное значение в дошкольном возрасте имеют также внешние факторы, являющиеся непосредственным толчком, приводящим ребенка в хоккейную секцию (подражание товарищам, место нахождения спортивной секции и др.).

4. Выявлено, что дети старшего дошкольного возраста слабо информированы о содержании и специфике занятий хоккеем. Поэтому необходимо шире использовать средства спортивного просвещения (телевидение, газеты, Интернет, встречи со спортсменами и тренерами, участие в показательных выступлениях для формирования привлекательности и устойчивого интереса к данному виду спорта).

ЛИТЕРАТУРА

1. Бриль, М.С. Отбор в спортивных играх / М.С. Бриль. - М. : Физкультура и спорт, 1980.

- 127 с.

2. Семенов, Л.А. Определение спортивной пригодности детей и подростков : учебно-методическое пособие / Л.А. Семенов. - М. : Сов. спорт, 2005. - 142 с. - ISBN: 5-85009-969-7.

3. Мукалляпов, А.Г. Педагогические условия развития спортивных способностей юных хоккеистов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Мукалляпов А.Г. - Челябинск, 2000. - 19 с.

4. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика избранного вида спорта (хоккей): отбор в хоккее : учеб. пособие / Ю.Ф. Курамшин, Л.В. Михно ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб. : [б. и.], 2013. - 173 с.

5. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2011. - 508 с. : ил. -(Мастера психологии). - ISBN 978-5-459-00574-5.

6. Осташев, П.В. Прогнозирование способностей футболиста / П.В. Осташев. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 96 с.

7. Хоккей : программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. - М. : Сов. спорт, 2012. - 101 с. - ISBN 978-5-9718-0159-9.

REFERENCES

1. Brill M.S. (1980), Selection in sports, Physical culture and sport Moscow.

2. Semenov L.A. (2005), Determination of fitness of children and adolescents: educational-methodical manual, Soviet sport, Moscow, ISBN: 5-85009-969-7.

3. Mukallapov A.G. (2000), Pedagogical conditions for the development of athletic abilities of young hockey players, dissertation, Chelyabinsk.

4. Kuramshin, Yu.F. and Mikhno, L.V. (2013), Theory and methodology chosen sport (hockey): selection in hockey: education. manual, Lesgaft University, St. Petersburg.

5. Ilyin E.P. (2011), Motivation and motives, Peter, St. Petersburg, ISBN 978-5-459-00574-5.

6. Ostashev P.V. (1982), Forecasting abilities of the player, Physical culture and sport, Moscow.

7. Hockey: the program of sports training for youth sports schools, specialized youth school of Olympic reserve (2012), Soviet sport, Moscow, ISBN 978-5-9718-0159-9.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.10.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.