Научная статья на тему '«ДЕТСКИЙ ОРГАНАЙЗЕР» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ПЛАНИРОВАТЬ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

«ДЕТСКИЙ ОРГАНАЙЗЕР» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ПЛАНИРОВАТЬ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
планирование / инициатива / самостоятельность / «Детский органайзер». / planning / initiative / independence / "Children's organizer"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Василенко Марина Леонидовна, Малько Ирина Александровна, Реброва Наталья Владимировна

в статье рассказывается об универсальном дидактическом пособие «Детский органайзер», направленный на обучение у детей старшего дошкольного возраста умению планировать свою деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Василенко Марина Леонидовна, Малько Ирина Александровна, Реброва Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"CHILDREN'S ORGANIZER"AS A MEANS OF DEVELOPING THE ABILITY TO PLAN THEIR ACTIVITIES IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

the article talks about the universal didactic manual “Children's Organizer”, aimed at teaching children of senior preschool age the ability to plan their activities.

Текст научной работы на тему ««ДЕТСКИЙ ОРГАНАЙЗЕР» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ПЛАНИРОВАТЬ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

«ДЕТСКИЙ ОРГАНАЙЗЕР» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ПЛАНИРОВАТЬ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Василенко М.Л.1, Малько И.А.2, Реброва Н.В.3

1Василенко Марина Леонидовна - музыкальный руководитель высшей квалификационной категории 2Малько Ирина Александровна - воспитатель высшей квалификационной категории 3Реброва Наталья Владимировна - воспитатель высшей квалификационной категории, АНО ДО «Планета детства «Лада» Детский сад № 186 «Вазовец»,

г. Тольятти

Аннотация: в статье рассказывается об универсальном дидактическом пособие «Детский органайзер», направленный на обучение у детей старшего дошкольного возраста умению планировать свою деятельность.

Ключевые слова: планирование, инициатива, самостоятельность, «Детский органайзер».

"CHILDREN'S ORGANIZER"AS A MEANS OF DEVELOPING THE ABILITY TO PLAN THEIR ACTIVITIES IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE Vasilenko M.L.1, Malko I.A.2, Rebrova N.V.3

1Vasilenko Marina Leonidovna - music director of the highest qualification category 2Malko Irina Aleksandrovna - teacher of the highest qualification category 3Rebrova Natalya Vladimirovna - teacher of the highest qualification category, ANO DO "PLANET OF CHILDHOOD "LADA" KINDERGARTEN NO. 186 "VAZOVETS",

TOLYATTI

Abstract: the article talks about the universal didactic manual "Children's Organizer", aimed at teaching children of senior preschool age the ability to plan their activities. Keywords:planning, initiative, independence, "Children's organizer".

УДК 159.922.7

Умение планировать и организовывать свою деятельность является важным для каждого человека. Проблема формирования у детей самостоятельности, инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Исследования психологов доказывают, что в дошкольный период открываются благоприятные возможности для формирования данных качеств личности, ведь стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям, и мы, взрослые, поддерживаем и развиваем эту внутреннюю потребность растущего организма ребёнка. В старшем дошкольном возрасте дети достигают определенного уровня развития самостоятельности и инициативности в разных видах деятельности. С помощью взрослого умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности. Педагог планирует и организует, создает различные ситуации, побуждает инициативу совместно найти правильное решение проблемы, отслеживает динамику изменений, стимулирует их активность при выполнении выбранных по собственной инициативе дел.Поддержка детской инициативы -это незначительное оказание помощи ребёнку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью.

Один из целевых ориентиров в ФОП ДО обозначен следующим образом: «... развитие инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, интересами самого ребенка, а также способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения». Умение планировать свою деятельность является одним из важнейших условий последующего успешного обучения в школе, так как планирование -это сложный процесс, связанный с анализом, обобщением, умением предвидеть предстоящую работу, т.е. для достижения поставленной цели необходимо наметить определённые шаги и разработать последовательные действий. При планировании ребенок создает в речевой форме модель, программу своих действий. Он проговаривает цель, условия, средства, способы и последовательность выполнения задания. Дети старшего дошкольного возраста могут направлять свою инициативу, чтобы лучше и быстрее выполнить порученное или задуманное дело.

Обучение детей основам планирования является важным моментом в развитии учебных способностей, формировании памяти, мышления, внимания, речи. Ребенок учится подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевать трудности.

Формирование данного умения происходит только при обучении со стороны взрослого. Присутствие взрослого полностью меняет смысл деятельности ребенка и побуждает его к выполнению поставленной задачи, всё это способствует воспитанию у детей таких качеств, как инициатива, творчество, активизирует

становление процесса саморегуляции поведения.

Творческая группа нашего детского сада разработала и внедрила в работу с детьми старшего дошкольного возраста универсальное дидактическое пособие «Детский органайзер», направленный на обучение детей умению планировать свою деятельность. Мы знаем, что планирование - сложный процесс, ведь для достижения поставленной цели необходимо наметить определённые шаги и разработать последовательные действия, приложить усилие, волевую активность, предвидеть результат и наметить поиск наилучшего пути достижения цели. Данное умение является одним из важнейших условий последующего успешного обучения в школе. Работа с детским органайзером осуществляется согласно разработанному ситуативно-календарному планированию, в котором заложены педагогические провокации, говорящие стены, образовательные кампусы, проблемный вопрос, материалы и оборудование на каждое предметное пространство группы: «Веселые нотки» - музыкально-театральная деятельность, «Говорок» - коммуникативная деятельность, «Здоровячок» - оздоровительная деятельность, «Золотые ручки» - творческая деятельность и др. В конце каждой недели отражен результат запланированной детской деятельности (коллективный и индивидуальный продукт недели).

Как выглядит органайзер? Это коробочка - индивидуальный накопитель в форме куба. Украшается органайзер и подписывается ребёнком самостоятельно, поэтому каждый органайзер индивидуален и неповторим. На гранях куба имеются карманы, в которые вкладываются карточки-символы, соответствующие виду выбранной ребёнком деятельности.

На первом - «Обучающем» - этапе педагог рассказывает детям, что это за накопитель, что он хранится на детском шкафчике в раздевальной комнате. Объясняет, что каждому нужно выбрать, чем он хочет сегодня заняться: рисовать, конструировать, выполнять опыты, тренироваться и т.д. Вместе обследуют групповое пространство, рассматривают материалы, оборудования, игры, задания и т.д., которые для них подготовил педагог. Он сообщает, что предложенные задания ребята могут выполнить самостоятельно или в паре, подгруппе. Знакомит с карточками-схемами, на которых отражён вид уголка, например, «Изобретатели» -разные виды конструктора, символическое изображение - один, два, несколько человечков, картинки для презентации выполненной работы - подарок, выставка, макет игры и т.д. Педагог демонстрирует, как будет выглядеть органайзер с заполненными кармашками, например, в уголке «Изобретатели» я буду строить робота вместе с другом из магнитного конструктора,который потом покажем малышам из соседней группы.

На втором этапе - «Совместное использование» - педагог обращает внимание детей на то, что выбрать одно задание могут несколько детей, но способы выполнения и презентация у каждого будут свои. Так, нарисовать медведя можно мелками, гуашью, карандашами. Педагог направляет, обучает детей, поддерживает у них желание оказать другому помощь, научить тому, что хорошо умеет делать сам. Привлекает к участию родителей в обсуждении выбранной детской деятельности и анализу полученных результатов.

На третьем этапе - «Самостоятельное использование» - происходит осознание ребёнком не только цели, но и мотивов выбора, способов ее достижения, например, все увидят, что мы придумали нового робота, которого покажем малышам, или мы откроем выставку роботов. Наполняя среду группы разнообразными заданиями, материалами (это макеты, перфокарты, алгоритмы, лабиринты, мини-квесты, мнемотаблицы, схемы и многое другое), педагог тем самым способствует формированию у детей познавательных действий, умению выбирать нужное из усвоенных ранее навыков работы с предоставленной информацией, уважительного отношения к собственным результатам и к результатам деятельности окружающих. Нам, взрослым, порой трудно бывает предугадать, какие знаки, символы, картинки могут понадобиться детям для внесения их в органайзер.

Мы слушаем детей, учитываем их интересы, находим новые, тем самым расширяя созданный банк иллюстраций, а иногда вместе с детьми придумываем свои символы, которые будут необходимы им в работе. После дневного сна подводится итог дня, где в общем круге каждый ребёнок имеет возможность рассказать о своей деятельности и подвести итог выполненной работы: «Я молодец!» «Нужно еще немного постараться», «Мне необходимо продолжить работу», «Мне помогли друзья». Ребята под руководством взрослого учатся анализировать проделанную работу и планировать следующую, видеть результаты других детей.

Рассматривая органайзер, родители видят, чем был увлечен ребёнок, удалось ли ему выполнить задуманное. Они заинтересованы в наполнении развивающей среды группы, так как это расширяет возможности детей в получении знаний и реализации задуманного.

Атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить индивидуальность, реализовать свой выбор, выразить свои чувства и мысли царит в каждом уголке, где ребёнок смотрит вокруг на происходящее с интересом, удивлением, открывает для себя чудесный мир предметов, событий, явлений. Мы, педагоги, являемся равноправными участниками различных видов детской деятельности, направляем, поддерживаем ребят, формируем уважительное отношение к идеям, мыслям, чувствам других детей.

Список литературы /References

1. Гуськова Т.В. Можно ли воспитать ребёнка самостоятельным? Дошкольное воспитание -№82009г. С 6569

2. Репина Т., Башлакова Л. Воспитатели и дети, их общение //Дошкольное воспитание. - 1989. - № 10. - С. 63-65.

3. Уманец Л.И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников//Вопросы психологии. - 1987. - № 4. - С. 61-67.

4. Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» / авт.-сост. В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева. — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2018г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.