Дети, молодежь и медиа: социологический аспект
Детских телепрограмм становится все меньше
А. В. Шариков кандидат педагогических наук, профессор,
В последнее время много говорят о фактическом исчезновении из эфира детских телевизионных программ. Так ли это? Для ответа на данный вопрос были проанализированы сетки 16 крупнейших российских телеканалов в первом полугодии 2003 года. Анализировались: «Первый канал», «Россия», НТВ, ТВЦ, «Культура», ТВС, ТНТ, СТС, Рен-ТВ, ДТВ, ТВ-3, 7ТВ, MTV, МузТВ, «Euronews», «Rambler». Анализ велся с использованием баз данных, производимых компанией «TNS/Gallup AdFact», которая занимается мониторингом эфирных событий. В данной системе регистрации эфира компания «TNS/Gallup AdFact» самостоятельно определяет, к какой категории следует отнести ту или иную передачу. Сразу же заметим, что результат этой категоризации не всегда совпадает с классификацией телепрограмм, представляемой самими каналами.
Оказалось, что в общей структуре вещания рассматриваемых каналов детско-юношеские программы занимают весьма скромное место. Суммарный объем данного вида вещания за полугодие составил всего лишь 174 часа, в среднем менее часа в день на все шестнадцать каналов (или менее 4 минут на один канал). Доля в общем объеме вещания составила 0,3%. Для сравнения: доля мультфильмов (которые априори понимаются как программы, адресованные детям, что не всегда справедливо) за тот же период была в двенадцать раз больше, составив 4,2% от общего объема вещания. Этому долевому показателю соответствует 2103 эфирных часа или в среднем 12 часов эфира в день на 16 каналах (или по 44 минуты на канал).
Мультфильмы транслировались на пятнадцати из шестнадцати рассматриваемых каналов, в то время как детско-юношеские программы -фактически только на шести. Это «Первый канал», «Россия», «Культура», ТВЦ, СТС и ТНТ. Если принять за 100% объем всего детско-юношеского вещания, то наибольшая доля его приходится на канал ТВЦ (38,3%). За ним следуют: «Первый канал» (27,9%), СТС (13,6%), «Россия» (9,1%), «Культура» (6,4%) и ТНТ (4,6%). В сумме долевые показатели этих шести каналов составляют 99,9% всего детского вещания по «гэллаповской» классификации.
Согласно данным «TNS/Gallup AdFact» в эфире анализируемых каналов в первом полугодии 2003 года присутствовали всего лишь 20 названий рубрик и отдельных трансляций для детей. Перечислим их. На «Первом канале»: «Дисней-клуб», «Ералаш» (который, строго говоря, должен быть отнесен к кинопоказу), «Новый Ералаш», «Следствие ведет
Колобков», «Субботний Ералаш», «Твинисы», «Царь горы», «Шпаргалка». На канале «Россия» только одна передача - «Спокойной ночи, малыши!». На канале «Культура»: «В гостях у Маэстро», «Помогите Телеку», «Дикие животные», «Не хочу быть взрослым», а также разовый показ - «Гала-концерт XIII фестиваля детского творчества «Надежда». На ТВЦ: «АБВГДейка», «Новогоднее путешествие», «Отчего, почему», «Ступеньки». На ТНТ - «Мамина школа». На СТС - «Улица Сезам». Из данного списка по количеству выходов лидировали: «Ералаш» (134 за полугодие), «Спокойной ночи, малыши!» (117), «Помогите Телеку» (117), «Улица Сезам» (55), «Твинисы» (54) и «Отчего, почему» (49).
Однако присутствие детско-юношеских программ в сетке вещания еще не означает, что они доступны юным зрителям. Следует учесть ряд других обстоятельств. Во-первых, зону вещания. Лишь два телеканала охватывают практически всю территорию Российской Федерации - «Первый канал» (около 99% всего населения страны) и «Россия» (около 97%). А, например, канал ТВЦ при сравнительно большом объеме детско-юношеского вещания недоступен подавляющему большинству российских телезрителей - его могут смотреть менее трети россиян. Несколько лучше обстоит дело с каналами «Культура», СТС и ТНТ, охватывающими около половины населения. Поэтому с наибольшей вероятностью аудитория детско-юношеских программ сосредотачивается на «Первом канале» и телеканале «Россия».
Второе обстоятельство связано с тем, что детские программы за редким исключением помещают в неудобное для зрителей время. В самом деле, в прайм-тайм (условимся считать его для детей с 18:00 до 21:00) выходили всего три детские программы: «Ералаш», «Спокойной ночи, малыши!» и «Помогите Телеку». В раннем утреннем эфире (до 8:00) присутствовали четыре регулярные рубрики: «Твинисы», «Шпаргалка», «Улица Сезам», «Отчего, почему». Иногда к ним добавлялся и «Ералаш». В интервале с 8:30 до 15:00 в эфире размещались «Мамина школа», «АБВГДейка», «В гостях у Маэстро», «Дисней-клуб», «Ералаш», «Следствие ведет Колобков», «Твинисы», «Царь горы» и отдельные трансляции. В интервале с 15:00 до 18:00 обнаружены лишь две регулярные рубрики - «Ералаш» и «Ступеньки». Таким образом, в интервалах времени, где собирается максимум целевой аудитории, детско-юношеский эфир скуден. И потому, учитывая оба обстоятельства, легко понять, что дети-телезрители фактически попадают лишь на две программы: «Ералаш» и «Спокойной ночи, малыши!».
Итак, российской детворе реально доступны очень немногие детско-юношеские телепередачи. И причину мы видим в двух тенденциях. Первая из них - рейтинговое давление. Каналы яростно соревнуются между собой за более высокие рейтинги. И мало кто соглашается принять к сведению простую истину: детские передачи по определению не рейтинговые. Принято считать, что детско-юношеское вещание «просаживает» рейтинг канала. Ибо рейтинг рассчитывается обычно относительно населения в возрасте от 18 лет и старше. И несчастные создатели детских программ недоумевают, почему
их сгоняют с эфира, по сути дела, упрекая в том, что взрослое население не смотрит передачи, адресованные детям.
Вторая причина - детские передачи «мешают» размещению рекламы, поскольку реклама в них запрещена по закону. Кстати, одна из уловок телепродюсеров - не квалифицировать нужную передачу как детскую или юношескую. Например, известная рубрика «Умницы и умники» («Первый канал»), адресованная старшеклассникам, определяется не как юношеская, а как игровая развлекательная. Это дает право на размещение рекламы. Ибо детская или юношеская означает «не рекламоемкая».
Можно ли разрешить эти противоречия? Отечественный опыт показывает, что упование на «невидимую руку рынка» или на социальную ответственность вещателей в России почему-то не работает. Результат получается тогда и только тогда, когда власть проявляет озабоченность данной проблемой и принимает жесткие меры, как это случилось с символом отечественного ТВ - вечной передачей «Спокойной ночи, малыши!», изгнанной с ОРТ за «низкие рейтинги».