Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб., 2002.
Малинович Ю.М. Экспрессия и смысл предложения: Проблемы эмоционально-экспрессивного синтаксиса. - Иркутск, 1989.
Шаховский В.И. Типы значений эмотивной лексики // Вопросы языкознания. - 1994. - №1.
Шаховский В.И., Сорокин Ю.А., Томашева И.В. Текст и его когнитивно-эмотивные метаморфозы (межкультурное понимание и лингвоэкология). - Волгоград, 1998.
Charleston, B.M. Studies on the emotional and affective means of expression in modern English // Schweizer anglistische Arbeiten. - Bern, 1960.
ДЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ
З.Г. Кривоусова
Роль детских журналов в формировании читательской культуры ребенка трудно переоценить. Это понимал Н.И. Новиков, организовавший выпуск первого в России периодического издания для детей. Название - «Детское чтение для сердца и разума» - подчеркивало сферы приложения сил, до настоящего времени определяющие основные направления деятельности русских литераторов и педагогов: воспитание высоких душевных качеств и развитие умственных способностей ребенка.
Известно, что журнал Новикова был еженедельным изданием, выходившим с 1785 по 1789 год как бесплатное приложение к газете «Московские ведомости». И сегодня частота выпуска и бесплатность «Детского чтения...» остаются беспрецедентными.
Заметим попутно: судя по заглавию, издатель первое место отводил сердцу, понимая, что для детей от шести до двенадцати лет воспитание чувств не менее, а может быть, и более важно, нежели развитие ума.
Достаточно широким возрастным диапазоном определялся жанровый состав первого русского издания, предназначенного для детей и подростков. В журнал включались повести, рассказы, сказки, басни, загадки, а также статьи познавательного характера. Отбирая и адаптируя материал для публикации, Новиков ориентировался на правильный разговорный стиль, старался избегать нарочитой назидательности, заменяя ее шуткой, аллегорией, прямым обращением к читателю.
Принципы Н.И. Новикова: сочетание художественного и научно-познавательного материала, установка на гармоничное развитие ребенка, уважительно-доверительное отношение к читателю, стремление заинтересовать его - легли в основу дальнейшего развития детской периодики в России. Присущие журналу черты демократизма, дух гуманиз-
ма, идеи патриотизма и гражданского долга нашли свое продолжение в «Невском зрителе» и «Сыне отечества», а позже - в «Литературной газете», на страницах которых отводилось место детскому чтению. Дальнейшее развитие литературы в России невозможно представить без детского журнала.
Издававшийся Н.И. Невзоровым «Друг юношества» (1807-1815), в 1813 году переименованный в «Друга юношества и всяких лет», наследовал просветительские традиции Новикова. Журнал «Библиотека для воспитания» (1843-1846), основанный Д.А. Валуевым, был ориентирован на славянофильские идеи. Пришедший на пост редактора П.Г. Редкин переименовал его в «Новую детскую библиотеку» (18471849) и превратил в научно-популярное издание. Примером литературно-художественного журнала стал ориентированный на реалистическое направление «Подснежник. Журнал для детского и юношеского возраста», выпускавшийся В.Н. Майковым.
В лучших журналах Х1Х века, предназначенных для подрастающего поколения, публиковались произведения известных русских и зарубежных авторов. Издатели стремились не только воспитать у детей и подростков - в зависимости от ориентации журнала - те или иные качества, но и пробудить у них любовь к чтению, приобщить к богатству русской и всемирной литературы.
Рубеж Х1Х-ХХ веков ознаменовался появлением новых детских журналов. Наиболее популярными среди них были «Задушевное слово» (1876-1917), «Игрушечка» (1880-1912), «Светлячок» (1902-1920), «Тропинка» (1906-1912), «Маяк» (1909-1918). Все они в большей или меньшей степени выполняли задачу нравственного воспитания читателей, прививали основы общечеловеческой морали, о чем свидетельствуют уже их названия. Значительное место на страницах этих журналов уделялось ручному труду: в «Игрушечке» это была рубрика «Игры и ручной труд», в «Светлячке» - приложения, содержащие различные игры, поделки, предлагаемые для самостоятельного изготовления. В «Маяке» появился раздел «Письма наших читателей и ответы на них», предполагавший обратную связь с подписчиками, а также рекомендательно-библиографический, раздел призванный руководить детским чтением.
К советскому времени определились основные составляющие детских периодических изданий и пути их развития. Одни редакторы уделяли больше внимания общественно-политической ориентации молодого поколения («Северное сияние», «Красные зори», «Юные товарищи», «Юные строители»). Другие пытались увлечь детей, вкладывая
научно-познавательный материал в художественную форму, делая его одновременно и полезным, и занимательным чтением («Новый Робинзон», «Чиж», «Ёж»).
Заслуга в появлении этих журналов принадлежит организатору и вдохновителю Студии детской литературы, руководителю ленинградской редакции Детгиза С.Я. Маршаку. Главную задачу детской литературы в целом и периодики в частности он видел в воспитании «талантливого читателя». Одна из статей цикла «Заметки о мастерстве» так и называется - «О талантливом читателе». Маршак рассуждает в ней о распределении ролей писателя и читателя. «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова» [Маршак 1960, с. 244].
Детские периодические издания, выходившие в свет в 19201930-х годах под руководством С.Я. Маршака, объединили вокруг себя одаренных прозаиков, поэтов, художников. В «Воробье», а затем -в «Новом Робинзоне», «Чиже» и «Еже» сотрудничали Е. Шварц, Е. Данько, поэты-обэриуты А. Введенский, Ю. Владимиров, Н. Заболоцкий, Д. Хармс, Н. Олейников, «бывалые люди» Б. Житков, В. Бианки, М. Ильин, художники Е. Чарушин, Н. Радлов, В. Лебедев, Б. Антоновский. Свой вклад в развитие детской литературы и воспитание «талантливого читателя» внесли Т. Габбе, А. Любарская, Л. Чуковская и другие. О том, насколько серьезно и ответственно подходили члены редакции к подготовке каждого выпуска, свидетельствует Е. Шварц: «Каждая строчка очередного номера обсуждалась на редакционных заседаниях так, будто от нее зависело все будущее детской литературы» [Шварц 1991, с. 55].
В «Чиже», предназначенном для дошкольников, и особенно -в «Еже», предназначенном для детей постарше, наряду с веселыми рассказами помещались публицистические и сатирические заметки, материалы о научных открытиях и достижениях. Находили место в этих изданиях головоломки, шарады, загадки, а также полезные советы и творчество читателей. По признанию Н. Чуковского, «никогда в России ни до, ни после не было таких искренне веселых, истинно литературных, детски озорных детских журналов» [Чуковский 1991, с. 259].
Формирование навыков чтения, воспитание читательского вкуса -главная задача, стоящая перед издателями детской периодики во все времена. Появившийся в 1924 году и выдержавший испытание време-
нем «Мурзилка» до конца ХХ века сохранил разделы прозы и поэзии, истории в картинках (правда, все чаще напоминающие комиксы), рисунки-головоломки, загадки и обязательную переписку с читателями.
«Пионер», основанный в 1924 году, и «Костёр», выпускавшийся с 1936 года, задумывались как общественно-политические журналы для подростков 10-14 лет, подтверждением чему служат их названия. Однако со временем они превратились в литературно-художественные издания, на страницах которых уживались публицистика, стихи и проза советских и зарубежных авторов, научно-познавательные очерки, шахматные задачи, интеллектуальные игры (порой достаточно сложные) и даже песни с нотами. Нередко на обложки этих журналов выносились рисунки читателей, а на страницах постоянно находили место их письма, стихи, рассказы и публицистические заметки.
Несомненным достоинством детского журнала является периодичность выхода в свет, позволяющая публиковать повести и небольшие романы (как правило, с продолжением, в нескольких номерах), постепенно подготавливая подростков к восприятию классической русской и мировой литературы. Журнал можно получать по подписке или же приобрести отдельные его номера через сеть розничной продажи, что тоже дает ему некоторые преимущества перед книгой. Привлекательно и то, что именно периодика дает возможность напечатать новые произведения до выхода их в свет отдельными книгами, познакомить читателей с новыми именами, изучить читательский спрос.
В том, что в советское время периодическая печать контролировалась государственными органами, были свои минусы (в частности - обилие в детских изданиях материалов нормативного характера, благополучно, впрочем, пропускавшихся читателями), но были и плюсы. Один из них - возрастная преемственность и практически полный охват детскими изданиями читателей всех возрастов: дошкольникам предназначались «Веселые картинки» (издаются с 1956 года), журнал с гибкой пластинкой «Колобок» (издается с 1969 года), младшим школьникам - «Мурзилка». Подросткам кроме «Пионера» и «Костра» предлагался целый ряд научно -популярных журналов по различным отраслям знаний: основанный в 1928 году «Юный натуралист», появившийся в 1936 году «Юный художник», а также «Юный техник», «Уральский следопыт» и другие. Для юношества с 1955 года стал издаваться журнал «Юность», сочетавший литературно-художественное и общественно-политическое направления, открывавший свои страницы и молодым авторам, и молодым читателям.
Переломные в жизни нашего общества 1980-е-1990-е годы породили большое количество детских изданий, редакторы которых стреми-
лись возродить традиции дореволюционной периодики и в то же время пытались найти новую, отвечающую злобе дня форму. Наиболее интересными и жизнеспособными оказались «Миша» (издается с 1983 года) и «Трамвай» (издается с 1990 года). Оба появились как альтернатива журналам советского толка и были лишены общественно-политической ориентации.
На рубеже ХХ-ХХ1 веков рождалось множество детских журналов («Наш паровоз», «Клёпа» и др.), большинство из которых оказались однодневками. Отсутствие цензуры и государственной политики в области печати привело к обилию яркой, красочной, изданной на дорогой бумаге, но некачественной продукции. Из детской периодики ушло или почти ушло главное установка на формирование читательского вкуса. Детские журналы перестали быть дешевым и доступным, но от этого не теряющим высокого художественного уровня чтением.
Сегодня можно отметить неплохие научно-популярные издания для младшего и среднего школьного возраста: «Тошка», «Геолёнок», продолжающие традиции «Юного натуралиста». Есть детское приложение к «Юному технику», живы «Веселые картинки», интересны «Веселые медвежата», «Винни-Пух и его друзья».
Большинство же периодических изданий, адресованных детям, не удовлетворяет элементарным требованиям. Журналы печатаются без соблюдения санитарных норм, на глянцевой или тонкой бумаге, очень крупным или слишком мелким шрифтом. Нарушается равновесие между словом и иллюстрацией, текст всё чаще уступает место пестрым компьютерным картинкам. В погоне за прибылью издатели, большей частью далекие от литературы и педагогики, не дают себе труда задуматься над концепцией, необходимой для нормального журнала, определяющей его «лицо». Детская периодика, призванная воспитывать литературный и художественный вкус, всё чаще превращается в собрание разнородных, ничем не связанных между собой, в произвольном порядке расположенных фрагментов. Названия многих современных журналов не соотносятся с содержанием публикуемых в них материалов. Нередко отсутствует, не соответствует действительности или запутан возрастной адрес, который, как известно, в детском издании должен быть четко определен.
К сожалению, оказалась без внимания издателей самая сложная и важная возрастная группа - подростки. Сегодня нельзя назвать достойного преемника советских «Пионера» и «Костра», сочетавших в себе информацию по разным отраслям знания с художественной прозой и
поэзией и развлекательно-развивающими материалами. «Ровесник» из вполне пристойного информативного издания превратился в откровенно «желтую» прессу.
Организация литературно-художественного журнала для среднего возраста - одна из насущных задач, поставленных временем перед литераторами и педагогами. Главная причина утраты у детей и подростков интереса к чтению заключается в том, что, по словам Н.И. Новикова, «детям читать нечего». Ликвидировать этот пробел может только хороший литературно-художественный журнал с традиционно устоявшимся в русской детской периодике набором рубрик. В нем должны быть проза, поэзия, публицистика, научно-популярные материалы из разных областей знания, задания на смекалку (и не только заполонившие сегодня периодику кроссворды, но и шарады, головоломки, загадки, языковые игры и логические задачи) и обязательно - разделы, предполагающие ручной труд, творчество читателей, переписку и сотрудничество с ними.
Литература
Маршак С.Я. О талантливом читателе // Соч. в 4 томах. - М., 1960. - Т. 4.
Чуковский Н. Высокое слово - писатель // Житие сказочника. Евгений Шварц. Из автобиографической прозы. Письма. О Евгении Шварце. - М., 1991.
Шварц Е. Записки о Маршаке // Житие сказочника. Евгений Шварц. Из автобиографической прозы. Письма. О Евгении Шварце. - М., 1991.