Научная статья на тему 'Детские виды деятельности в образовательном процессе детского сада'

Детские виды деятельности в образовательном процессе детского сада Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3208
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CHILDREN''S ACTIVITIES / CHILDREN''S INITIATIVES / ORGANIZATION OF CHILDREN''S ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атарова А.Н.

Статья посвящена проблеме детских видов деятельности, которые возникают как по инициативе дошкольников, так и специально организуются педагогами. Представлена характеристика различных подходов к организации детской деятельности, сложившихся в истории и теории дошкольного образования. Описываются результаты эмпирического исследования, посвященного тому, какие виды деятельности для детей в современном образовательном процессе организует педагог, и что выбирают сами дети в свободной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children''s activities in the kindergarten educational process

The article is devoted the problem of children''s activities that occur at the initiative of preschool children, as well at especially organized by teachers. We represent some characteristics of the different approaches to the organization of children''s activities have developed in the history and theory of pre-school education. It describes the results of an empirical study on that, what kinds of activities for children in the modern educational process are organizing by teacher, and what kinds of activities the children can choose themselves in the free activities.

Текст научной работы на тему «Детские виды деятельности в образовательном процессе детского сада»

В школе дети не только учатся, но и питаются, посещают экскурсионные мероприятия, гуляют, отдыхают. Большое внимание отводится прогулкам на свежем воздухе, которые проводятся ежедневно.

Огромное внимание отводится и гигиене. Помещение, в котором учатся дети постоянно проветривается и имеет оптимальную температуру.

Здоровьесберегающие технологии реализуются, прежде всего, на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.

Литература

1. Брагина С.А. Энциклопедия здоровья. - Волгоград: «Учитель», 2009.

2. Верескун Н.В. Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия с применением современных технологий. - Москва: «Планета», 2011.

3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М. «ВАКО» 2004.

4. Тареева Л.И. Активные формы обучения. - Волгоград: «Учитель», 2008.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, начальная школа, дети, индивидуальный подход.

Keywords: health saving technologies, elementary school, children, individual approach.

УДК 372.3

А.Н. Атарова

ДЕТСКИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА4

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, ann-atarova@yandex. ru

Развитие человека происходит в деятельности. С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и другие придавали

4 Atarova A.N. Children's activities in the kindergarten educational process.

деятельности решающее значение в развитии ребенка. Одним из принципов построения образовательного процесса в детском саду, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, является требование реализации содержания образовательной программы детского сада «...в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.». В связи с этим возникает вопрос — как организовать деятельность детей в педагогическом процессе детского сада, чтобы она имела действительно развивающий эффект?

Можно выделить два подхода к решению вопроса организации деятельности детей в детском саду. Первый подход связан с идеями «свободного воспитания». Начиная с конца XIX в., Ф. Фребель, О. Декроли, М. Монтессори развивают педагогические мысли, высказанные Я.А. Коменским, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци о том, что педагогический процесс должен быть направлен на развитие «природных дарований» детей, на обеспечение естественного роста и развития ребенка, раскрытие заложенных в нем потенций, через предоставления возможности ребенку действовать. Педагогический процесс детского сада строится на творческой деятельности ребенка, а программа детского сада выражается не в перечне учебных предметов, а в перечне видов детской деятельности — гимнастика, прогулки, движения, игры, организованные занятия с материалами, лепка и рисование, разговор, беседа, рассказ, заучивание стихов, музыка и пение, труд в природе. О. Декроли считал, что важным моментом является предоставление ребенку максимальной самостоятельности в выборе деятельности, в которой он, с одной стороны, получает знания самостоятельно, а с другой — закрепляет свои представления — составление коллекций, создание детских журналов, наглядных пособий и т.д., а воспитатель только помогает, консультирует детей [1].

М. Монтессори подчеркивала, что ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Поэтому так важно организовать среду, наиболее подходящую для удовлетворения его потребностей. Педагог в школе Монтессори воздействует на ребенка не прямо, а посредством дидактических материалов. Задача воспитателя — помочь ребенку организовать свою деятельность с помощью различных игр, приспособлений, с которыми ребенок действует по подготовленной педагогом программе.

В дальнейшем идеи педагогов XIX в. продолжали развиваться. Например, в советской педагогике, начиная с 20-х годов XX в., существовала установка «на непедагогичность какой-либо регламентации действий детей показом, примером действия (или слова) самого воспитателя. Если вопрос о том, что надо делать (рисовать, лепить и т.д.), воспитатель мог решить сам, то подсказывать, как сделать, как сказать считалось мерой, нарушающей процесс детского творчества» (А.П. Усова). В 1945-1950 гг. образовательный процесс в детском саду строился в основном по методу «заданий». Как отмечает А.П. Усова, «задания должны давать возможность детям широко проявить свою инициативу и творчество». Недостаток данного метода А.П. Усова видит в том, что дети должны самостоятельно добывать сведения, развивать умения. «Задача воспитателя сводится к тому, чтобы организовать обстановку для занятия, дать детям материал, тему и в дальнейшем предоставить им полную свободу» [6].

Подобным образом проектируется современный образовательный процесс в Германии. Например, И.А. Корепанова описывает типичный пример организации образовательной деятельности детей в группе детского сада г. Мюнхена: «Воспитатель объявляет с утра, что на протяжении дня дети будут делать аппликацию. В течение дня воспитатель приглашает каждого ребенка по очереди выполнить аппликацию. При этом он только рассказывает замысел, не демонстрируя образец. По завершении поделки ребенку предлагают убрать ее в свой рюкзак и отнести домой» [3].

Таким образом, можно выделить два подхода к организации детской деятельности, сложившихся в истории и теории дошкольного образования. Первый подход акцентирует внимание на поддержке инициативы ребенка в выборе деятельности и ее содержания, роли среды и дидактических материалов в ее организации, поддерживающей позиции педагога. Педагогом регламентируется лишь время, отведенное на выполнение режимных моментов (завтрак, прогулка, дневной сон, свободная деятельность и т.д.), причем большая часть времени, проводимая ребенком в детском саду, отводится именно для свободной деятельности.

Второй подход ориентирован на активную роль педагога в организации и проведении деятельности детей и связан с проблемой обучения дошкольников в разных видах деятельности, использования элементов учебной деятельности в совместной деятельности педагога и детей. Например, А.В. Запорожец считал, что если деятельность ребенка выступает основным условием приобщения его

к социальному опыту, то она должна целенаправленно задаваться другими людьми в процессе общения с ними ребенка [2].

Современные исследователи говорят о новых проблемах организации деятельности детей в детском саду, связанных с изменением общества. Например, В.Т. Кудрявцев отмечает, что педагогическая теория и практика конца 19801990-х годов «подвергла профанации понятие "деятельность", сделав его дежурным и ни к чему не обязывающим», так как в сложившейся системе дошкольного образования «фактически отсутствует специальная работа по формированию деятельности детей». К деятельности детей относят «любую форму детских "занятий", любую организованную форму активности ребенка» [4]. В исследовании Е.О. Смирновой отмечается такая особенность современных дошкольников: если детям предлагается «поиграть в любую игру, во что они хотят», то около 36% детей подготовительной к школе группы выбирают другие, неигровые виды деятельности — рисование, конструирование, просмотр книг и т.д., что может свидетельствовать «о нежелании и неспособности детей играть»

[5].

Таким образом, с одной стороны, необходимо организовывать деятельность детей для передачи им социального опыта, а с другой — важно создавать условия для проявления дошкольниками самодеятельности, творчества.

В современном образовательном процессе можно выделить два источника деятельности детей:

• инициатива самих детей, самостоятельный выбор вида деятельности, ее содержания, партнеров и т.д.;

• инициатива взрослого, который организует совместную с ним деятельность детей или создает условия для их самостоятельной деятельности.

Какие виды деятельности для детей в современном образовательном процессе организует педагог, и что выбирают сами дети в свободной деятельности? Мы попросили воспитателей дошкольных учреждений Санкт-Петербурга рассказать, какую деятельность они организуют для детей, а какую деятельность дети инициируют сами.

В результате опроса воспитателей и наблюдением за деятельностью детей было выявлено соотношение видов деятельности, организуемых педагогами и инициируемых детьми в детском саду, по отношению к общему количеству выбираемых (предпочитаемых) видов деятельности, представлено в табл.

Таким образом, в образовательном процессе современного детского сада можно наблюдать деятельность детей, организуемую педагогами, и деятельность, инициируемую самими детьми. Выбор первой зависит от целей и задач, решаемых педагогом, его знания возможностей той или иной деятельности, умения ее организовать.

Таблица 1

Соотношение видов деятельности, организуемых воспитателями и инициируемых детьми, в % от общего количества выбираемых (предпочитаемых) видов деятельности в образовательном процессе

детского сада

Виды деятельности Организуемые Инициируемые

педагогом для детей детьми

Игровая 23 58

Продуктивная 16 23

Познавательно- 15 4

исследовательская

Коммуникативная (ре- 10 3

чевая)

Чтение 8 5

Досуговая 5 1

Трудовая 5 3

Двигательная 5 2

Учебная 2 1

Выбор второй зависит от инициативы ребенка, его интересов, желаний, возможностей и ограничивается только возможностями развивающей предметно-пространственной среды и правилами, которые устанавливает педагог. Нередко педагоги ограничивают свободную деятельность детей чрезмерной регламентацией образовательного процесса «чтобы успеть все по программе», пытаются контролировать свободную деятельность детей, руководить ею.

Литература

1. Альтернативное образование в поликультурном обществе: Хрестоматия / Сост. Е.И. Бражник, И.А. Свиридова, В.В. Смирнова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.

2. Запорожец А.В. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1986.

3. Корепанова И.А. Варианты организации самостоятельной деятельности детей в немецком детском саду // Детский сад: теория и практика. 2012. № 10. С. 104-112.

4. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход: В 2 ч. Ч. 1. Дубна, 1997.

5. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игровая деятельность современных дошкольников и ее влияние на развитие личности детей // Социология дошкольного воспитания: Труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XIX. М.: ЦСО РАО, 2006. То же [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.socioedu.ru/userfiles/file/274.pdf.

6. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. М.: Просвещение, 1981.

Резюме. Статья посвящена проблеме детских видов деятельности, которые возникают как по инициативе дошкольников, так и специально организуются педагогами. Представлена характеристика различных подходов к организации детской деятельности, сложившихся в истории и теории дошкольного образования. Описываются результаты эмпирического исследования, посвященного тому, какие виды деятельности для детей в современном образовательном процессе организует педагог, и что выбирают сами дети в свободной деятельности.

Ключевые слова: детская деятельность, детские инициативы, организация детских видов деятельности.

Summary.

Atarova A.N. Children's activities in the kindergarten educational process.

The article is devoted the problem of children's activities that occur at the initiative of preschool children, as well at especially organized by teachers. We represent some characteristics of the different approaches to the organization of children's activities have developed in the history and theory of pre-school education. It describes the results of an empirical study on that, what kinds of activities for children in the modern educational process are organizing by teacher, and what kinds of activities the children can choose themselves in the free activities.

Keywords: children's activities, children's initiatives, organization of children's activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.