Научная статья на тему 'Детские оздоровительные центры в условиях инновационных проектов современности (итоги первой международной научно-практической конференции, проводившейся 19-21 сентября 2008 года в г. Таганроге Ростовской области при финансовой поддержке российского гуманитарного научного фонда, проект № 08-06-1409 г)'

Детские оздоровительные центры в условиях инновационных проектов современности (итоги первой международной научно-практической конференции, проводившейся 19-21 сентября 2008 года в г. Таганроге Ростовской области при финансовой поддержке российского гуманитарного научного фонда, проект № 08-06-1409 г) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Молодцова Т. Д., Ефремова О. И., Болдырева-вараксина А. В., Вараксин В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детские оздоровительные центры в условиях инновационных проектов современности (итоги первой международной научно-практической конференции, проводившейся 19-21 сентября 2008 года в г. Таганроге Ростовской области при финансовой поддержке российского гуманитарного научного фонда, проект № 08-06-1409 г)»

детские оздоровительные центры в условиях инновационных проектов современности

(итоги Первой Международной научно-практической конференции, проводившейся 19—21 сентября 2008 года в г. таганроге Ростовской области при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 08-06-1409 г)

т. Д. Молодцова, О. И. Ефремова,

А. В. Болдырева-Вараксина, В

Результатами работы Научно-практической конференции стали определение путей модернизации работы детских оздоровительных центров (ДОЦ) и основных направлений внедрения инновационных проектов организации оздоровительного отдыха детей и подростков в современных социокультурных условиях, расширение обмена опытом организации детского и молодежного оздоровительного отдыха между педагогами России, Украины, Беларуси. Научная актуальность проведенного мероприятия обусловлена выдвижением инновационных идей, а также обобщением и систематизацией инновационных подходов к организации летнего отдыха детей и молодежи в педагогических и психологических исследованиях последнего десятилетия.

Практическая актуальность проведенной конференции связана с разработкой рекомендаций по организации досуговой деятельности, в частности летнего оздоровительного отдыха детей и молодежи, с целью системной реализации

Н. Вараксин

образовательных задач, преодоления дезадаптации, отмечающейся у значительной части детей и подростков, внедрения инновационных педагогических идей, моделей, проектов в практике работы ДОЦ. Были предложены проекты решения таких актуальных проблем в организации летнего отдыха детей и молодежи, как: стагнация и резервирование устаревших содержания, форм и методов работы ДОЦ, закрытость и консервативность воспитательных коллективов детских центров, недостаточная квалификация педагогических кадров для работы в ДОЦ, неготовность к разрешению противоречия между социальным заказом и уровнем доходов населения, неприспособленность ДОЦ к работе с детьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности (патогенной дезадаптацией, инвалидностью), и других.

В ходе конференции были разработаны новые подходы к организации летнего оздоровительного отдыха детей и подростков в деятельности летних площадок при образовательных

заведениях общего типа, предложены новые проекты модернизации содержания подготовки педагогических кадров для работы в ДОЦ, выделен ряд новых аспектов работы отделов образования и социальных служб в организации летнего отдыха детей и молодежи, обозначены некоторые инновационные подходы к разработке теории и методики организации досуговой деятельности детей и молодежи. По проблемам организации летних площадок при образовательных учреждениях общего типа были предложены инновационные модели реализации преемственности образовательного процесса школы и досуговой деятельности учащихся в период летнего отдыха на основе краеведения (кандидат психологических наук доцент О. И. Ефремова, кандидат педагогических наук Т. В. Белоусова, Таганрог, Россия), расширения адаптационных возможностей детей и подростков и укрепления здоровья на базе комплекса коллективных творческих дел, туристических мероприятий, расширения начал детского самоуправления (В. Н. Белов, Арзамас, Россия), актуализации духовного и общекультурного развития детей и молодежи в разных видах творческой деятельности (кандидат педагогических наук доцент Л. В. Быкасова, Н. В. Земляненко, кандидат педагогических наук М. А. Пуйлова, Таганрог, Россия), на базе системы интеллектуальных игр (Н. С. Кондрашова, кандидат педагогических наук доцент С. Ю. Шалова, Таганрог, Россия). Теоретическую и практическую значимость представляли проекты углубления национально-регионального компонента образования в условиях работы пришкольных летних площадок (кандидат психологических наук доцент О. И. Ефремова, кандидат педагогических наук Т. В. Белоусова, Таганрог, Россия), организации волонтерских ученических отрядов на пришкольных площадках (Т. И. Митиче-ва, Арзамас, Россия), преодоления социальной дезадаптации детей-сирот (кандидат педагогических наук доцент И. П. Терновая, Таганрог, Россия).

Одним из ведущих направлений конференции явились содержание и организация подготовки педагогических кадров для работы в условиях ДОЦ. В ряде докладов и материалов был представлен теоретический и историкопедагогический анализ проблемы подготовки педагогических кадров для организации досуговой деятельности детей и подростков (док-

тор педагогических наук профессор Е. Н. Со-рочинская, Ростов-на-Дону, Россия, доктор педагогических наук профессор И. А. Винтин, Саранск, Россия, доктор педагогических наук профессор Т. Д. Молодцова, доктор педагогических наук профессор М. П. Целых, кандидат психологических наук доцент О. И. Ефремова, кандидат педагогических наук доцент К. С. Черевик, Таганрог, Россия). Некоторые участники конференции выделили и убедительно обосновали роль педагогических отрядов как формы подготовки студентов к работе вожатых в ДОЦ (доктор педагогических наук профессор И. А. Винтин, Саранск, Россия, кандидат педагогических наук доцент Т. С. Чальцева, Ростов-на-Дону, Россия, Н. В. Горшенина, Чебоксары, Россия).

Несомненную социальную ценность и практическую значимость имеет представленный на конференции опыт молодежного движения педагогических отрядов в Республике Мордовия и общественной организации «Союз педагогических отрядов», составляющих его объединений (содружество педагогических отрядов Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, ассоциация педагогических отрядов Историко-социологического института и др.). Отдельными участниками были предложены успешно апробированные на практике системные модели работы вуза по подготовке студентов к работе в детских оздоровительных центрах (кандидат педагогических наук доцент И. А. Барбашова, Бердянск, Украина, кандидат педагогических наук А. А. Малыхин, Запорожье, Украина, кандидат педагогических наук доцент Т. Е. Титовец, Минск, Беларусь, Т. И. Митичева, Арзамас, Россия), особо выделена роль летней педагогической практики и проанализированы теоретические и методические аспекты ее организации.

Интерес участников конференции вызвали доклады и материалы, в которых рассмотрены пути и методы совершенствования психологической подготовки вожатых (кандидат педагогических наук доцент Ю. В. Саенко, Таганрог, Россия, Р. П. Попок, Минск, Беларусь), пси-холого-педагогические аспекты организации игровой деятельности детей вожатыми в ДОЦ (кандидат педагогических наук доцент Е. В. Голуб, Бердянск, Украина). В докладах и материалах были представлены также некоторые практически значимые частные методические

аспекты подготовки педагогических кадров для работы в ДОЦ: развитие коммуникативных умений и навыков вожатых во временных детских коллективах (кандидат педагогических наук доцент А. В. Болдырева-Вараксина, Таганрог, Россия), подготовка студентов к воспитательной работе во временных детских коллективах на традициях народной педагогики (кандидат педагогических наук доцент В. В. Ткач, Бердянск, Украина), подготовка будущих педагогов к медиаобразовательной деятельности в условиях ДОЦ (кандидат педагогических наук доцент И. В. Челышева, Таганрог, Россия).

Многие актуальные проблемы летнего оздоровительного отдыха обсуждались в рамках направления конференции, посвященного роли отделов образования и социальных служб в организации досуговой деятельности детей и молодежи в период летних каникул. Особое внимание участников конференции было уделено обсуждению докладов по проблемам физического и психологического здоровья детей и молодежи (кандидат психологических наук доцент В. Н. Бородулин, кандидат педагогических наук доцент А. В. Болдырева-Вараксина, Таганрог, Россия), юридического и медицинского обеспечения летнего отдыха (кандидат педагогических наук доцент В. Н. Вараксин, Е. В. Усатая, Таганрог, Россия), преодоления патогенной дезадаптации детей и подростков-инвалидов, а также с малыми и затихающими формами туберкулезной инфекции (кандидат педагогических наук доцент О. С. Рыжова, Ростов-на-Дону, Россия, Л. Я. Жилина, Таганрог, Россия), организации работы с воспитанниками детских домов и школ-интернатов (А. С. Толкачева, Бердянск, Украина, О. П. Мищенко, Таганрог, Россия). На секции анализировалась роль в организации работы ДОЦ со стороны не только отделов образования, но и таких учреждений и социальных служб, как муниципальные учреждения здравоохранения (поликлиники, санатории-профилактории, санитарно-эпидемиологические станции), медико-санитарные части предприятий и учреждений, юридические службы, образовательные учреждения интернатного типа (санаторная школа-интернат, детский дом), учреждения дополнительного образования (центры воспитательной работы, дома детского художественного творчества, станции юных техников), службы социальной

защиты населения, учреждения культуры (музеи). Остроактуальные вопросы, касающиеся юридических аспектов медицинского обеспечения летнего отдыха детей и подростков, а также пути их решения были заявлены в докладах кандидата педагогических наук доцента

В. Н. Вараксина и Е. В. Усатой (Таганрог, Россия). Системный анализ взаимодействия ДОЦ с социальными учреждениями был представлен в материалах кандидата социологических наук доцента Т. В. Кузьменко и кандидата философских наук доцента Л. В. Митякиной (Саранск, Россия).

В ряде докладов и материалов конференции анализировалась роль образовательных учреждений и социальных служб в организации такой инновационной формы отдыха молодежи, как профильный оздоровительный лагерь (кандидат педагогических наук доцент Л. В. Турик, Таганрог, Россия, Р. П. Попок, Минск, Беларусь, кандидат социологических наук доцент Т. В. Кузьменко, кандидат философских наук доцент Л. В. Митякина, Саранск, Россия). Интересен опыт таких профильных лагерей, как экспериментальный лагерь труда и отдыха, представляющий собой своеобразную модификацию волонтерского движения (Мордовия), профильный лагерь образовательной направленности для одаренных детей и молодых людей с привлечением к работе ведущих ученых по интересующему отдыхающих профилю (Беларусь), профильные смены туристско-краеведческой, спортивно-оздоровительной, художественной, экологической, интеллектуально-познавательной направленности (Южный регион России, Северный Кавказ). Обсуждались концептуальные основы и возможные модели профильных смен в ДОЦ. В докладах и материалах кандидата педагогических наук доцента К. С. Черевик (Таганрог, Россия) и И. Ю. Киреева (Туапсе, Россия) был разносторонне представлен инновационный опыт работы Всероссийского детского центра «Орленок» как учреждения дополнительного образования.

Наиболее многочисленной по числу выступающих была секция, посвященная пси-холого-педагогическим аспектам теории и практики организации досуговой деятельности. Здесь активно обсуждались общетеоретические проблемы социализации личности в условиях ДОЦ (доктор педагогических наук

профессор Т. Д. Молодцова, кандидат педагогических наук доцент Т. Д. Скуднова, кандидат педагогических наук доцент Л. И. Мло-чешек, кандидат педагогических наук доцент А. В. Курепина, Таганрог, Россия, О. Н. Беляк, Бердянск, Украина), проблемы предупреждения и преодоления разных видов дезадаптации детей и подростков в досуговой деятельности (кандидат педагогических наук доцент

А. В. Болдырева-Вараксина, кандидат психологических наук С. В. Котлярова, Т. А. Евсеева, И. А. Пташинский, Таганрог, Россия, кандидат педагогических наук доцент О. С. Рыжова, Ростов-на-Дону, Россия), воспитательной работы с временным детским коллективом (кандидат педагогических наук доцент Л. И. Лысенко, Т. А. Маркова, кандидат педагогических наук доцент Е. В. Трубникова, С. В. Яцук, Таганрог, Россия, кандидат педагогических наук доцент И. Ф. Шумилова, Л. В. Чемонина, Бердянск, Украина). Во многих докладах и материалах не только данной секции, но и конференции в целом в качестве первостепенно важных в методологии и теории летнего оздоровительного отдыха поднимались проблемы воспитания гражданственности и патриотизма у детей и молодежи (кандидат психологических наук доцент О. И. Ефремова, кандидат педагогических наук Т. В. Белоусова, Ф. В. Гура, Таганрог, Россия, Т. Н. Пиняева, Саранск, Россия, кандидат педагогических наук А. А. Малыхин, Запорожье, Украина, кандидат педагогических наук доцент В. В. Ткач, Бердянск, Украина и др.). В докладе кандидата педагогических наук доцента М. М. Русиновой (Таганрог, Россия) анализировались особенности формирования культуры межнациональных отношений, толерантного сознания в условиях ДОЦ. В некоторых докладах рассматривались проблемы медиаобразования в досуговой деятельности детей и подростков (кандидат педагогических наук доцент Е. В. Мурюкина, кандидат педагогических наук доцент Н. П. Рыжих, Таганрог, Россия).

Структурно работа конференции включала пленарное заседание, работу четырех секций, заключительное заседание, работу круглого стола по проблеме «Пути обновления содержания досуговой деятельности детей и подростков», студенческую конференцию «Жизнь во временном детском коллективе, ее позитивные и негативные аспекты», мастер-класс «Проведение студенческой конференции по итогам лет-

ней педагогической практики в детских оздоровительных центрах Азовского и Черноморского побережья» (Е. Л. Буршит, Таганрог, Россия). При подготовке конференции были организованы мастер-классы «Ролевая игра как средство коррекции личности» (ведущий — Р. П. Попок, Минск, Беларусь) и «Парламентские дебаты во временном молодежном коллективе» (ведущие — кандидат педагогических наук доцент

В. Н. Вараксин, кандидат педагогических наук доцент Л. А. Турик, Таганрог, Россия), материалы супервизии этих мастер-классов обсуждались на заседании круглого стола и секции «Психолого-педагогические аспекты методики организации досуговой деятельности». При подготовке конференции ее организаторы были командированы в г. Минск (профессор Т. Д. Мо-лодцова) и г. Бердянск (профессор Т. Д. Молод-цова, доцент О. И. Ефремова, доцент В. Н. Вараксин), где изучался опыт организации и исследования проблем летнего оздоровительного отдыха детей и молодежи в Беларуси и на Украине. Собранные в ходе командировок методические материалы, наглядные пособия экспонировались участникам конференции на специально подготовленных стендах и выставках. Была проведена также выставка отрядных уголков, стенгазет, творческих работ детей и подростков, отражающих опыт работы ДОЦ Азовского и Черноморского побережья. Для участников конференции была специально организована выставка книг, учебных пособий, исследований преподавателей Таганрогского государственного педагогического института (Россия) и Бердянского государственного педагогического университета (Украина) о современных формах досуговой деятельности. Представленные на выставках материалы вызвали интерес у участников конференции. Работа мастер-класса «Проведение студенческой конференции по итогам летней педагогической практики в детских оздоровительных центрах Азовского и Черноморского побережья» (Е. Л. Буршит, Таганрог, Россия) получила высокую оценку всех присутствующих: отмечены высокий теоретический и практический уровень деятельности ведущего мастер-класса, инновационный характер применяемых методов работы с группой студентов (использование элементов социально-психологического тренинга, рефлексивно-ролевой игры, групповой дискуссии, новых информационных технологий), компетентность

участников студенческой конференции, их эрудированность, креативность, готовность участвовать в диалоге с учеными, специалистами по проблемам оздоровительного отдыха детей и молодежи.

В ходе работы круглого стола по проблемам обновления содержания досуговой деятельности детей и подростков были проведены анализ и обобщение материалов работы секций, обозначены перспективные линии дальнейшего исследования досуговой деятельности и организации летнего отдыха детей и молодежи, намечена программа дальнейшего сотрудничества участников конференции по исследованию обсуждаемого круга проблем. В обсуждении проблем досуговой деятельности и летнего отдыха детей и молодежи особое внимание было уделено ряду вопросов: методологическим основам организации летнего отдыха (системный, культурологический, полисубъектный, деятельностный, гендерный подходы), роли оздоровительных центров как института социализации личности в разные периоды взросления, типологии ДОЦ по критериям направленности деятельности детей и подростков (укрепление здоровья, отдых, воспитательная, развивающая направленность) и профилизации работы ДОЦ (туристско-краеведческий, спортивно-оздоровительный, художественный, экологический, интеллектуальнопознавательный профили, благотворительность и общественно-полезная деятельность, социально-адаптационный профиль), особенности работы оздоровительных центров с детьми в условиях социального расслоения общества и неравенства материальных возможностей, теории и методике организации оздоровительного отдыха детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности, социально дезадаптированными, с девиантным, аддиктив-ным и делинквентным поведением. Многие выступающие констатировали необходимость расширения и разнообразия форм совместной деятельности педагогов и воспитанников в ДОЦ. Большой вклад в обсуждение вопросов методологии и теории летнего отдыха внесли такие исследователи, как доктор педагогических наук профессор Е. Н. Сорочинская (Ростов-на-Дону, Россия), доктор педагогических наук профессор Т. Д. Молодцова, кандидат педагогических наук профессор В. В. Гура, кандидат педагогических наук доцент В. Н. Вараксин, кандидат психологических наук доцент О. И. Ефремова (Таган-

рог, Россия), кандидат педагогических наук доцент И. А. Барбашова, кандидат педагогических наук доцент Е. В. Голуб (Бердянск, Украина), редактор журнала «Воспитание школьников» Н. А. Тихонова (Москва, Россия).

В ходе обсуждения был высказан ряд интересных идей по частным аспектам организации летнего отдыха в ДОЦ. Так, участников «круглого стола» заинтересовало предложение создавать в детских лагерях системы интернет-общения отдыхающих с родителями в целях лучшей адаптации детей в непривычных условиях и снятия волнения и напряжения родителей, разлученных с детьми (кандидат педагогических наук доцент Е. В. Трубникова, Таганрог, Россия). В рамках обсуждения организации летнего отдыха детей-инвалидов обсуждалась проблема иждивенческой, потребительской позиции, складывающейся у таких детей, были высказаны идеи о путях ее преодоления — например, через включение в общественно-полезную деятельность в составе гетерогенных (вместе со здоровыми детьми) групп (Л. Я. Жилина, Таганрог; кандидат педагогических наук доцент О. С. Рыжова, Ростов-на-Дону, Россия). Присутствующие высказали идеи, что в лагерях комбинированного типа, где дети-инвалиды отдыхают вместе со здоровыми сверстниками, родители обеих групп детей должны быть информированы о специфике лагеря во избежание негативных эффектов шоковой реакции, отторжения, возмущения. Обсуждались требования к специалистам, работающим в лагерях комбинированного типа: они не должны предъявлять завышенные требования к здоровым детям, не следует акцентировать особенности отношения к детям с ОВЖ, должно проявляться искреннее, заинтересованное и проникнутое педагогическим оптимизмом отношение к обеим категориям детей (кандидат педагогических наук доцент А. В. Болдырева-Вараксина, Таганрог, Россия).

Одной из центральных проблем «круглого стола» была подготовка вожатых для детских оздоровительных центров. Обсуждались примерное содержание спецкурса по подготовке вожатых, тематика курсовых и выпускных квалификационных работ, посвященных организации детского оздоровительного отдыха, содержание и методы проведения инструктивного лагеря; была обозначена цель формирования личностной готовности студентов к работе в условиях ДОЦ, стержневой основой которой выступает

личностная значимость деятельности вожатого, отмечалась недопустимость узкоинформационного подхода к подготовке вожатых (информирование о различных формах и методах работы с детьми во временных детских коллективах). Выступающие охарактеризовали модель личности идеального вожатого, включающую такие качества, как креативность, новаторство, эрудицию, инициативу, коммуникабельность, любовь к детям и интерес к общению с ними, артистичность, демократичность в сочетании с умением не впадать в панибратство, стремление к постоянному самосовершенствованию, искренность. Весьма значим личный пример вожатого и его авторитет — он должен быть цельной натурой, интересной личностью, носителем позитивных социально-культурных эталонов. Участники «круглого стола» отметили, что на современном этапе подготовка вожатых ДОЦ в большей степени теоретическая, а не практическая, констатировали актуальность практико-ориентиро-ванной вузовской подготовки педагогических кадров для работы во временных детских коллективах.

Многие из выступающих, в том числе практические работники детских оздоровительных центров, обращали внимание на проблемы воспитания у детей и подростков гражданских качеств, патриотизма, фрустрационной толерантности к социальным сложностям, коллективизма как антипода корпоративности в условиях социального расслоения, развития медиакомпетентности и готовности противодействовать манипулятивным влияниям СМИ, характеризовали формы и методы работы ДОЦ по решению этих задач. В частности, выступающие констатировали целесообразность реализации идей народной и музейной педагогики, приоритетности задач патриотического воспитания, реализуемой, например, в условиях тематических смен.

В числе проблем организационного плана отмечались необходимость разработки национального стандарта деятельности оздоровительных лагерей на федеральном уровне, актуальность введения в ДОЦ службы психологического здоровья в составе социального педагога, заместителя директора по воспитательной работе, психолога, осуществляющего психологическую поддержку детей в адаптационный период пребывания в лагере, оказывающего помощь воспитателям и вожатым в

ходе формирования временного детского коллектива, помощь воспитанникам в разрешении возникающих конфликтов, необходимость сотрудничества педагогов ДОЦ с инспекцией по делам несовершеннолетних в целях профилактики, а не только коррекции делинквентного поведения. Некоторые участники «круглого стола» отметили инновации организационного характера, вводимые в отдельных лагерях. Так, в оздоровительном летнем лагере «Красная гвоздика» (г. Бердянск, Украина) практикуются элементы санаторного отдыха и оздоровления детей (например, при участии медиков создана и функционирует солевая комната, в которой организованы сеансы ингаляций, сопровождаемые слушанием музыки для релаксации). В том же лагере выделено специальное помещение, где оборудована часовня для удовлетворения духовных запросов верующих воспитанников, проводятся встречи со священнослужителем местной церкви. В числе других организационных проблем обсуждался вопрос о целесообразности создания разновозрастных отрядов, были отмечены положительные и отрицательные аспекты гетерогенных по возрасту отрядов (ДОЦ «Солнечная поляна», г. Таганрог, Россия).

На заседании «круглого стола» и заключительном пленарном заседании, посвященном подведению итогов конференции, была отмечена целесообразность проведения серии научнопрактических конференций по более узкой проблематике: например, кадровая подготовка к работе в ДОЦ, коллективизм — корпоративность в системе ДОЦ, междисциплинарный подход в исследовании проблем детского оздоровительного отдыха, авторские системы организации работы ДОЦ, специфика организации летнего отдыха для детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности, позитивные и деструктивные аспекты социализации в условиях временного детского коллектива. Констатировалось, что междисциплинарный характер проблем организации оздоровительного отдыха детей и подростков целесообразно отражать в диссертационных исследованиях.

Резолюция конференции отразила возможные перспективы дальнейшего сотрудничества ее участников по исследованию проблем теории и практики оздоровительного отдыха детей и подростков. В частности, участниками конференции было решено обратиться в ректора-

ты вузов с ходатайством по поводу заключения договоров о взаимодействии в поле указанной проблематики. Участники конференции констатировали актуальность обсуждаемых проблем, высокий научный уровень конференции, ее продуктивность в плане развертывания дальнейших исследований. Было выявлено и обозначено общее поле проблем по организации оздоровительного отдыха детей и подростков в РФ, Украине, Беларуси, отмечалась целесообразность содействия разработке этого поля и творческому обмену между преподавателями вузов. Констатировалась особая актуальность проблем методологии и теории летнего оздоровительного отдыха, социализации детей и подростков во временных детских коллективах

Поступила 19.12.08

и преодоления их дезадаптации, подготовки педагогических кадров для работы в ДОЦ, внедрения педагогических инноваций в ДОЦ, теории и методики патриотического, нравственного, трудового, экологического воспитания во временных детских и молодежных коллективах. Отмечены перспективность развития научноисследовательской работы студентов, аспирантов и преподавателей по проблемам детских оздоровительных центров, целесообразность проведения серии международных конференций по проблемам детского оздоровительного отдыха. В качестве одной из возможных форм научного сотрудничества ученых России, Украины и Беларуси было заявлено проведение интернет-конференций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.