Научная статья на тему 'ДЕТСКИЕ ИГРЫ НАЧАЛА ХХ ВЕКА В ПРОСТРАНСТВЕ ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ДЕТСКИЕ ИГРЫ НАЧАЛА ХХ ВЕКА В ПРОСТРАНСТВЕ ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ДЕТСКИЕ ИГРЫ ТАТАРСКОГО НАРОДА / Ф. АГЕЕВ / ЖУРНАЛ "АК ЮЛ" ("СВЕТЛЫЙ ПУТЬ") / КЛАССИФИКАЦИЯ / МОРАЛЬНЫЙ АСПЕКТ / СМЕХ / ВООБРАЖЕНИЕ / GAME / CHILDREN''S GAMES OF THE TATAR PEOPLE / F. AGEEV / THE JOURNAL "BRIGHT WAY" / CLASSIFICATION / MORAL ASPECT / LAUGHTER / IMAGINATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Яковлева Елена Людвиговна

Объектом исследования стали игры, в которые играли татарские дети в начале ХХ века. Анализ этих игр стал возможен благодаря их фиксации и публикациям в периодическом журнале «Ак юл» («Светлый путь»), издаваемым Ф. Агеевым. В нем присутствовала рубрика, в которой печатали детские игры. Наличие игры в жизни ребенка позволяет характеризовать его в полном смысле как homo ludens. В арсенале игр татарских детей можно обнаружить командные, смешанные, домашние, универсальные, интеллектуальные, подвижные, состязательные, экстатические, ролевые, подражательные, игры-шанса. Исследование детских игр татарского народа позволил выявить в них общие для культурного феномена черты, направленные на развитие различных (интеллектуальных, физических, творческих, эстетических, нравственных, коммуникационных и других) способностей личности. Благодаря многофункциональности игра не только раздвигает горизонты бытия, но и предлагает ребенку множество возможностей самовыражения. Выступая в качестве культурного проекта, игра имеет своим истоком воображение, помогающее не только создавать мир игры, но и быть активным его участником. В современности возврат к традиционным играм оказывается актуальным. Вытесняющие их компьютерные игры оказываются технологизированными, что не создает благоприятных пространств для ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN’S GAMES OF THE BEGINNING OF THE XX CENTURY IN THE SPACE OF TATAR CULTURE

The object of the study was the games played by Tatar children in the early twentieth century. The analysis of these games became possible due to their fixation and publications in the periodical journal “Shining Path”, published by F. Ageev. There was a rubric in which children's games were printed. The presence of the game in the child's life allows us to characterize him in the full sense as homo ludens. In the arsenal of Tatar children's games one can find command, mixed, domestic, universal, intellectual, mobile, competitive, ecstatic, role-playing, imitative, chance games. The study of children's games of the Tatar people made it possible to identify features common to the cultural phenomenon, aimed at the development of various (intellectual, physical, creative, aesthetic, moral, communication, and other) abilities of the individual. Due to its multifunctionality, the game not only expands the horizons of life, but also offers the child many opportunities for self-manifestation. Speaking as a cultural project, the game has as its source an imagination that helps not only to create the game world, but also to be an active participant in it. In modern times, a return to traditional games turns out to be relevant. The computer games that drive them out turn out to be technologized, which does not create favorable spaces for the child.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКИЕ ИГРЫ НАЧАЛА ХХ ВЕКА В ПРОСТРАНСТВЕ ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК 793(=512.145)"19"

ЕЛ. Яковлева

Детские игры начала ХХ века в пространстве татарской культуры

Объектом исследования стали игры, в которые играли татарские дети в начале ХХ века. Анализ этих игр стал возможен благодаря их фиксации и публикациям в периодическом журнале «Ак юл» («Светлый путь»), издаваемым Ф. Агеевым. В нем присутствовала рубрика, в которой печатали детские игры. Наличие игры в жизни ребенка позволяет характеризовать его в полном смысле как homo ludens. В арсенале игр татарских детей можно обнаружить командные, смешанные, домашние, универсальные, интеллектуальные, подвижные, состязательные, экстатические, ролевые, подражательные, игры-шанса. Исследование детских игр татарского народа позволил выявить в них общие для культурного феномена черты, направленные на развитие различных (интеллектуальных, физических, творческих, эстетических, нравственных, коммуникационных и других) способностей личности. Благодаря многофункциональности игра не только раздвигает горизонты бытия, но и предлагает ребенку множество возможностей самовыражения. Выступая в качестве культурного проекта, игра имеет своим истоком воображение, помогающее не только создавать мир игры, но и быть активным его участником. В современности возврат к традиционным играм оказывается актуальным. Вытесняющие их компьютерные игры оказываются технологизи-рованными, что не создает благоприятных пространств для ребенка.

Ключевые слова: игра, детские игры татарского народа, Ф. Агеев, журнал «Ак юл» («Светлый путь»), классификация, моральный аспект, смех, воображение.

Современное пространство социального оказывается практически полностью погруженным в пространство и атмосферу игры, где активно эксплуатируется игровой инстинкт человека. Дело в том, что среди множества характеристик личности есть и Homo Ludens / человек играющий, выходящая сегодня на первый план. Об игре можно одновременно сказать, что она феномен и банально-обыденный, и загадочно-неуловимый. Это своеобразная спонтанно-импровизационная фантасмагория в бытии культуры и человека, порождающая (нередко невидимые) собственные миры, оказывающиеся значимыми для увлеченно-погруженных в нее участников. Игра онтологически объемлет собой все уровни бытия, тем не менее, гносеологически она трудно постижима. Неслучайно, чтобы немного приоткрыть тайны игры и понять ее, необходимо быть не сторонним наблюдателем, а включенным в нее актором.

Согласно философским трактатам, игра относится к числу феноменов, наделенных глубоким и многозначным смыслом, требующим серьезного отношения к нему. Игра обладает одновременно высокой степенью интеллектуализма и абсурдности, выражая дух изменчивости и неизмен-

ности, становления и статики, что приводит к ее многозначности, амбивалентности и диалогичности. Игра выступает средством двойного применения. С одной стороны, она, стимулируя творческий потенциал личности, делает развертывающийся в реальности собственный процесс непредсказуемым. С другой стороны, игра есть инструмент создания новой реальности, обладающей статусом фантазийности / виртуальности. Перечисленное даже при детальном исследовании постоянно оставляет зазоры, трудно поддающиеся рефлексивности, но ощущаемые интуитивно.

Игра, связанная с онто- и филогенезом, во все времена была первым элементом человеческой активности. Как экзистенциальный феномен игра особенно важна в мире детства, помогая ребенку войти в мир, понять его и самого себя, проявиться в социальной среде. Как справедливо заметил К.Д. Ушинский, в игре ребенок «уже зреющий человек», пробующий бытие и себя в нем. Игра есть способ обживания мира, присвоения и активного вхождения в него. Как правило, «в игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и процессов» (Ушинский, 1950, с. 439). В игровом процессе ребенок учится ставить задачи и решать их самостоятельно. Не имея полноценных знаний об окружающем мире, ребенок интуитивно решает многие проблемы, нередко принимая нестандартные решения. Благодаря этому осуществляется расширение его опыта и кругозора. Игра завораживает ребенка своей магией таинственности: никогда нельзя заранее предсказать, во что будет играть он, каким образом развернется действие, кто выиграет?

В игре ребенка, заряженной интеллектуально-нравственно-эстетическими импульсами, неразрывно сосуществуют серьезное и несерьезное, реальное и фантазийное, значимое и мимолетное, развлекающее и действенное, выступая стимулом к познанию мира и получению позитивных эмоций. Дополняя бытие, игра дарит колоссальную палитру переживаний, нередко подавляемых в реальной жизни. Благодаря игре ребенок учится подчиняться лидеру/правилам, формирует коммуникативные и нравственные качества (ответственность, коллективизм, благородство, взаимозаменяемость). Дело в том, что, «ребенок еще не двоит своей деятельности на труд и забаву, еще не знает другого труда, кроме игры; игра - приготовление к работе, игра для него исчерпывает лучшую часть его жизни, и потому он высоко ее ценит» (Симонов, 1988, с. 53).

Научный интерес к феномену детской игры обнаруживается в античности. Уже Аристотель акцентировал внимание на том, что словесные игры развивают интеллект. О важности игры в педагогической практике писали И.Г. Песталоцци, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, утверждая, что она формирует у ребенка знания, технические навыки и моральные качества. К. Гросс считал детскую игру первой формой социализации, благодаря чему осуществляется подготовка ко взрослой жизни. Ж. Пиаже трактует игру как форму творчества, обладающую целенаправленностью и заинте-

ресованностью. Й. Хейзинга усматривает в игре процесс формирования духовных ценностей, необходимых в социокультурном пространстве. По утверждению нидерландского ученого игра формирует бескорыстность, благородство, мужество, смекалку, солидарность и состязательность, что проявится в жизнедеятельности личности вне игрового пространства.

У татарских мыслителей мы не найдем конкретных исследований, посвященных миру детской игры, но у них особое место занимают проблемы воспитания и образования. Именно в их контексте обнаруживаются идеи, связанные с игрой как одним из методов получения знаний, а также способом релаксации. Так, в поэтических строчках Г. Тукая зафиксирован алгоритм детской жизни: «Кончил дело - играй!». Татарские богословы писали о пользе игр, основанных на физических упражнениях и оказывающих положительное воздействие на функционирование организма, укрепление мышц и работу мозга. Р. Фахретдин в работе «О правилах гимнастики» для юношей и девушек заключил: «гимнастика пробуждает интерес к учебе и ремеслу» (Габдрафикова, 2015, с. 155). Особо богослов пишет о таких свойствах физических игр как их выполнение на свежем воздухе.

Изучение детских игр татарского народа высветило проблемную ситуацию, связанную с тем, что, как справедливо заметил писатель, литературовед и фольклорист Гали Рахим, «татарских детских игр довольно много, пока их мало собрано, а собранные не приведены в надлежащий порядок» (Там же, с. 332). Данная лакуна обусловила наш научный поиск татарских детских игр начала ХХ века.

Реконструировать игры, в которые играли татарские дети в начале ХХ века, становится все сложнее. На сегодняшний день оказывается не так много источников информации, посвященных данной теме. Неслучайно удивительным оказывается тот факт, что они фиксировались на страницах периодики. Выросший на протяжении XIX века уровень грамотности татарского населения привел к появлению в начале ХХ века огромного количества изданий, рассчитанных на детскую аудиторию (например, выпускались серии детских книг «Школьный подарок», «Детский сад», «Детская душа» и др.). Помимо этого, в периодике, рассчитанной на взрослую аудиторию, были рубрики, посвященные детворе. Печатная продукция для детей обладала нравственно-воспитательным характером, иллюстрировалась фотографиями и рисунками, что особенно привлекало внимание детской аудитории. Известно, что в издаваемом в Москве в 1905/1907 году первом детском журнале на татарском языке «Воспитание молодежи» принимал участие татарский писатель и публицист Фатих Амирхан. Особой любовью у детской аудитории пользовался казанский журнал «Ак юл» («Светлый путь»), издававшийся первым профессиональным татарским детским писателем Фахрель-Исламом Невмятуллови-чем Агеевым / Фахрелисламом Нигматулловичем Агиевым (18871938 гг.). Его считают знатоком мира детства и затейником, устраивавшим для детей многочисленные тематические вечера. Самого Ф. Агеева орга-

низация мероприятий для детей с разнообразными играми погружала в воспоминания о собственном детстве (Эмирхан, 1989, б. 252).

0 благосклонности читательской аудитории к журналу свидетельствует рецензия в казанской газете «Юлдуз», написанная в 1913 году: «красиво отпечатанный журнал своим содержанием и рисунками является радостью для детей. По выбору статей и рисунков видно, что журнал имеет успех. Достаточно открыть один номер и бегло просмотреть его, чтобы убедиться в том, что у издателей этого журнала есть своего рода идея и озабоченность. Писать, понимая психологию детей, большое дело» (Мир ислама, 1913, с. 693). Забегая вперед, отметим: журнал прекратил свое существование в 1916 году по неизвестным причинам.

Издаваемый Ф. Агеевым журнал соответствовал требованиям, предъявляемым периодическим изданиям для детей. В нем печатались научно-популярные статьи об окружающем мире (в том числе по географии, истории, биологии, зоологии), произведения татарских авторов (рассказы, стихотворения), переводные сочинения. Особое место в журнале занимали рубрики, посвященные играм. К сожалению, они были непостоянными, и дети с огромным нетерпением ждали их. Несмотря на небольшое количество игр, представленных в журнале «Ак юл» («Светлый путь»), тем не менее они разнообразны, что позволяет провести их классификацию:

1 - по составу командные и смешанные;

II - по пространству разыгрывания домашние и универсальные, в них можно играть в любом пространстве (замкнутом и открытом, маленьком и большом);

III - по воспитательно-образовательной направленности интеллектуальные, развивающие смекалку, мышление, внимание, память, фантазию и воображение; подвижные, основанные на движении и тренировке, развивающие ловкость, быстроту реакции, определенную двигательную искусность; агональные или состязательные; экстатические, связанные с постижением смысла бытия, что в детском варианте демонстрируется в виде интеллектуальной игры;

IV - по образности ролевые, подражательные и театрализованные;

V - игры-шанса/случая (Развивающие детские игры татар, 2017).

Подчеркнем, приведенная нами классификация является одной из

возможных, ввиду того, что не существует единой классификации игр. Тем не менее, она свидетельствует о том, что детские игры татар начала ХХ века ничем не отличались от игр народов мира различных эпох. Они содержат в себе универсальные признаки игры как культурного феномена, выступая в качестве эффективного метода воспитания и образования. Каждая игра, демонстрируя серьезную несерьезность/несерьезную серьезность, включает в себя признаки, выделенные классиком игрологии И. Хейзингой: добровольность, интермедийность, инобытийность, неординарность, эстетичность, вовлеченность, ограниченность в пространстве и времени, фиксированность системой правил, сплачивающий характер.

Процессуальность игрового действия, связанная с заданностью условий и становящейся ситуативностью, позволяют говорить об импровизационно-сти игры: она всегда одна и в тоже время разная.

Игры татарских детей основаны на подражании и удвоении мира, на функционировании ума и воображения, являя собой тип игры-мимесиса, обнаруживаемый в языковых, текстовых и театрализованных играх. Состязательно-соревновательный аспект игр, встречаемый в подвижных и интеллектуальных играх, говорит о наличии у татарских детей игры-агона. Построение интеллектуальных конструкций и постижение новых смыслов, попытки игры со случаем свидетельствуют о типе игры-экстазиса в татарском пространстве.

Командные и в большинстве своем смешанные по своему составу игры татарских детей могут разыгрываться как в замкнутом, так и на открытом пространстве (например, на природе, что оказывает благоприятное влияние на организм ребенка). В играх татарских детей начала ХХ века мы не увидим возрастных ограничений и социальных различий, которые постепенно начали уходить в прошлое. Об этом свидетельствуют многие исследователи. Так, в начале ХХ века «ученическая скамья в городской школе стала местом социабельности. На ней рядом сидели дворяне, купеческие дети, мещане, выходцы из солдатских чинов, чиновного происхождения, а также дети разнорабочих», что способствовало уничтожению социальных предрассудков среди молодого поколения (Вишленкова, 2005, с. 907).

Вовлеченность в игровое пространство разновозрастных детей способствует развитию коммуникативных и нравственных качеств, а также помогает младшим по возрасту игрокам приобщиться к более сложному формату игры. Свободная форма, импровизационность и различная направленность игр (развивают интеллект, духовные и физические навыки) позволяет отнести их к любимому времяпровождению детей. В данные игры дети могли играть в свободное время, а также на занятиях и в перерывах между ними в рамках образовательного процесса. Игры заполняли собой повседневность ребенка, привнося в нее атмосферу праздничной приподнятости.

Обратим внимание на один факт: отсутствие в классификации одиночных игр, тем не менее, не исключает их. В некоторые игры можно играть самостоятельно, тренируя собственные навыки. Например, ребенок, произвольно выбирая какую-либо тему и развивая собственное воображение, способен в одиночку сыграть в такие игры как «Рассказ», «Стихотворение-песня», «Сырая (недописанная) песня», «Стихи по заказу». В перечисленных играх ребенок осуществляет тренировку интеллектуальных и творческих способностей, импровизируя на заданную тему.

Огромное внимание к подвижным и агональным играм неслучайно: в конце XIX века в татарском буржуазном обществе стали уделять внимание физическому развитию. Неслучайно физическая культура постепенно начала вводиться в образовательный процесс как в школах, так и в училищах.

Преподаватели использовали подвижные детские игры на переменах, внося посредством них элемент разминки в учебный процесс. Дело в том, что «вера в собственные силы, а не упование на судьбу или Бога, способствовали развитию зарождающегося увлечения общества спортом» (Габдрафикова, 2015, с. 154). Не только зрелищность и состязательность, но и идея укрепления здоровья, пришедшая с Запада, оказалась привлекательной татарам. Так, «летом во время пикников или на дачах проводили время за различными подвижными играми», где «помимо старинных народных детских игр, в обиход входили и их европейские вариации» (Габдрафикова, 2015, с. 154). Во время сабантуя устраиваются состязания в агональных и подвижных играх, где победу одерживают «ловкие, активные и сильные, а неловкие и неуклюжие неудачники высмеиваются» (Турнерелли, 2005, с. 605).

Несмотря на состязательность между игроками/командами, тем не менее в играх татар присутствует моральный аспект. Он включает в себя строгое следование игровым законам, что демонстрирует уважение к игре/партнеру/противнику. Сам командный дух воспитывает в игроках чувства сплоченности, честности, взаимовыручки, соучастности, ответственности. Игра учит коммуникации в коллективе, умению моделировать и выстраивать стратегические парадигмы, прогнозируя ситуацию.

В детских играх татар начала ХХ века обнаруживается еще одна характерная для игры черта, связанная со смехом (по М.М. Бахтину, «смехом на миру»). Вызванный игровой ситуацией или игроком смех снимает напряжение, разрешает возникшие проблемы и сплачивает коллектив. При этом «настоящий смех, амбивалентный и универсальный, не отрицает серьезности, а очищает и восполняет ее. Очищает от догматизма, односторонности и окостенелости, от фанатизма и категоричности, от элементов страха или устрашения, от дидактизма, от наивности и иллюзий, от дурной одноплановости и однозначности, от глупой истошности. Смех не дает серьезности застыть и оторваться от незавершимой целостности бытия. Он восстанавливает эту амбивалентную целостность» (Бахтин, 1990, с. 137). Например, если в игре «Рассказ», создаваемой коллективом, сделать акцент на небывальщине, то в результате мы получим смеховую ситуацию. Каждый игрок, фантазируя на заданную тему, привнесет неожиданные повороты в развертывании сюжетной линии. В итоге все игроки с удовольствием посмеются над невероятной историей, являющейся плодом коллективного творчества и фантазии.

Особое место в татарской детской игре занимает воображение, что значительно расширяет возможности игроков и помогает проявляться им интеллектуально/творчески/нравственно. Только на первый взгляд не существует связи между интеллектуальной и творческой деятельностью, а также нравственными проявлениями личности. Но, как замечают многие исследователи, «связь между ними есть, и притом тесная. Ребенок, который в стремлении себя выразить орудует кисточками, красками, бумагой, картоном, камешками и пр., вырезает, клеит, лепит и так далее и тому по-

добное, тем самым развивает в себе определенные навыки: умение обращаться с материалами, быть до известной степени конкретным, точным, что содействует формированию общих научных навыков» (Родари, 2013, с. 236). Как интеллектуальные, так и нравственные проявления индивида «имеют творческий аспект, выражающийся в том, что истинный ученый умеет пользоваться для своих опытов простейшими имеющимися под рукой средствами» (Родари, 2013, с. 236), соблюдая этический кодекс. Развитие и функционирование воображения имеет далеко идущие последствия. Воображение выступает в роли истока и генератора игрового пространства, задающего тон как в формировании игрового отношения, так и развертывания игрового процесса. Благодаря силе воображения игровой процесс каждый раз развертывается по-новому: в него вплетаются непредсказуемые эпизоды и появляются необычные ситуации, что дарит колоссальную палитру эмоций и ощущений игрокам. Перечисленное расширяет горизонты бытия и дарит переживание его полноты. Сам игрок преображается и, приобретая опыт, становится Другим.

В заключении отметим следующие моменты. Одним из мощных средств, помогающих входить в мир, осваивать его и проявлять себя в нем оказывается игра. В жизни ребенка игра выполняет множество функций, в том числе связанных с воспитанием и образованием, формированием интеллектуальных, физических, творческих, эстетических, профессиональных, нравственных, коммуникативных навыков. Детские игры многогранны: они выполняют роль не только механизма культуры, но и особого состояния, открывающего перед ребенком колоссальные возможности. Игра оказывается для ребенка значимой сферой, довольно полной и плотной реальностью, помогая проявить и понять себя. Можно утверждать, что для ребенка игра оказывается культурным проектом, который он реализует, вкладывая определенный смысл. В этом проекте ребенок заявляет о себе в качестве активного актора, внимательно следящего за развертыванием игрового действия и проявляющего себя в нем в соответствии с ситуацией. Принимая решения, ребенок оказывается ответственным не только за себя, но и свою команду. В игре ребенок в полном смысле оказывается Homo Ludens, раскрывая себя-для-себя (субъективный модус, связанный с индивидуализацией) и себя-для-мироздания (объективный модус, связанный с социальностью). Необходимо подчеркнуть, что детские игры татар оказываются составным компонентом игр народов мира, в них присутствуют характерные черты игры, что позволяет говорить об их архетипичности и универсальности.

Интерес к традиционным играм, в том числе татарского народа, в современности обусловлен рядом причин. Современные дети перестают играть в традиционные игры, что стирает их из культурной памяти и нарушает преемственность. Инноватизм и высокотехнологичность развития проникают и в мир игры, кардинально меняя его. На первый план сегодня выходят компьютерные игры, практически полностью замещающие собой

дворово-уличную культуру с ее играми, имеющими древние корни и алгоритмы. Компьютерная игра трансформирует не только мир игры, но и облик самого игрока, попадающего под власть высоких технологий и приобретающего постепенно электронную зависимость. Из игры уходит воображение и непосредственность, заменяясь заданными программистами алгоритмами. Сам игрок превращается в придаток машины, начиная действовать механически. У него формируется отчужденная форма бытия, не способствующая многогранным проявлениям в жизни. Перечисленное актуализирует вечное возвращение к традиционным играм, в том числе татарского народа, которые оказываются способными восстановить гармонию, научить взаимодействовать с людьми в реальном мире и объединить их, тренировать разнообразные навыки, пробовать себя в различных качествах, разнообразить рутинность и сформировать креативность.

Источники и литература

1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. 545 с.

2. Вишленкова Е, Малышева С., Сальникова А. Казанское житье. Казань: DОМО «Глобус», 2005. 1184 с.

3. Габдрафикова Л. Татарское буржуазное общество: стиль жизни в эпоху перемен (вторая половина XIX - начало ХХ века). Казань: Татар. кн. изд-во, 2015. 276 с.

4. Мир ислама. Т. II. Вып. IX. СПб., 1913. 720 с.

5. Развивающие детские игры татар: по страницам журналов начала ХХ века / Под ред. А.В. Тимирясовой. Казань: Казанский инновационный университет, 2017. 148 с. (Серия: Сокровищница Татарстана).

6. Родари Дж. Грамматика фантазии. М.: Самокат, 2013. 238 с.

7. Симонов П.В. Информационная теория эмоций и психология искусства // Искусствознание и психология художественного творчества. М., 1988. С. 50-65.

8. Турнерелли Э. Казань - древняя столица ханов. Казань: DОМО «Глобус», 2005. 1184 с.

9. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. В 8 т. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1950. Т. 8. 775 с.

10. Эмирхан Ф. Эсэрлэр. Т. 3. Казан: Татар. кит. нэшр., 1989. 382 б.

Е.Л. Яковлева

ХХ гасыр башы балалар уеннары татар мэдэнияте мэйданында

Мэкалэдэ тикшерY объекты булып ХХ гасыр башында татар балалары уйна-ган уеннар тора. Элеге уеннарны анализлау Ф. Агеев тарафыннан чыгарылучы «Якты юл» периодик журналындагы басмалар h9M аларны теркэY ярдэмендэ мемкин булды. Журналньщ бер рубрикасында балалар уеннарын бастыралар. Баланьщ тормышында уенныц булуы аны тулы мэгънэдэ homo ludens дип бэялэргэ мемкинлек бирэ. Татар балалары уеннары хэзинэсендэ команда, катнаш,

ей, универсаль, интеллектуаль, хэрэкэтчэн, ярыш, экстатик, ролевой, ияреп уй-научы, шанс уеннар. Татар халкыньщ балалар уеннарын тикшеренY аларнын мэдэни феномен ечен уртак сыйфатларын ачарга мемкинлек бирде. Ул Yзен-чэлеклэр шэхеснен терле (интеллектуаль, физик, ижади, эстетик, эхлакый, ком-муникатив hэм башка) сэлэтлэрен YCтерYгэ юнэлдерелгэн. Купфункциональлек ярдэмендэ уен яшэеш чиклэрен генэ ачмый, э балага Yзен кYрсэтергэ кYп мем-кинлеклэр тэкъдим итэ. Мэдэни проект сыйфатындагы уеннын башында уен деньясын тезергэ, шулай ук аныц актив катнашучысы булырга ярдэм итуче кYзаллау тора. Хэзерге заманда да традицион уеннарга кайту актуаль булып чыга ала. Аларны кысрыклап чыгаручы компьютер уеннары технологик характерда, бала ечен уцайлы мохит тудырмый.

Ачкыч сузлэр: уен, татар халкыныц балалар уеннары, Ф. Агеев, «Якты юл» журналы, классификация, эхлакый мэсьэлэ, келу, кYзаллау.

E.L. Yakovleva

Children's games of the beginning of the XX century in the space of tatar culture

The object of the study was the games played by Tatar children in the early twentieth century. The analysis of these games became possible due to their fixation and publications in the periodical journal "Shining Path", published by F. Ageev. There was a rubric in which children's games were printed. The presence of the game in the child's life allows us to characterize him in the full sense as homo ludens. In the arsenal of Tatar children's games one can find command, mixed, domestic, universal, intellectual, mobile, competitive, ecstatic, role-playing, imitative, chance games. The study of children's games of the Tatar people made it possible to identify features common to the cultural phenomenon, aimed at the development of various (intellectual, physical, creative, aesthetic, moral, communication, and other) abilities of the individual. Due to its multifunctionality, the game not only expands the horizons of life, but also offers the child many opportunities for self-manifestation. Speaking as a cultural project, the game has as its source an imagination that helps not only to create the game world, but also to be an active participant in it. In modern times, a return to traditional games turns out to be relevant. The computer games that drive them out turn out to be technologized, which does not create favorable spaces for the child.

Keywords: game, children's games of the Tatar people, F. Ageev, the journal "Bright Way", classification, moral aspect, laughter, imagination.

Информация об авторе:

Яковлева Елена Людвиговна - доктор философских наук, кандидат культурологии, профессор, ЧОУ ВО «Инновационный университет имени В.Г. Тими-рясова» (г. Казань); e-mail: mifoigra@mail.ru

Яковлева Елена Людвиг кызы - философия фэннэре докторы, культурология кандидаты, профессор, В.Г. Тимирясов ис. Инновация университеты (Казан шэhэре)

Yakovleva Elena L. - doctor of philosophical sciences, candidate of culturology, professor, head of the Department of Philosophy and Socio-Political Disciplines, Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov (Kazan)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.