Научная статья на тему 'Детская субкультура как условие развития социальныx навыков у старшиx дошкольников'

Детская субкультура как условие развития социальныx навыков у старшиx дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
311
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / БАЗОВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ВНЕСИТУАТИВНО-ДЕЛОВАЯ ФОРМА ОБЩЕНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ФОРМЫ ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ / СПОСОБЫ ПРИМИРЕНИЯ / СЧИТАЛКИ / ТРАДИЦИОННЫЕ ДЕТСКИЕ ИГРЫ / SENIOR PRESCHOOLERS / BASIC SOCIAL SKILLS / OUT-OF-THE BOX-BUSINESS FORM OF COMMUNICATION / PERSONAL QUALITIES / BEHAVIORAL ACTIVITY / COMMUNICATIVE SKILLS / FORMS OF CHILDREN SUBCULTURE / THE WAYS OF RECONCILIATION / COUNTINGS / TRADITIONAL CHILDREN GAMES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Балбашова Валентина Александровна, Рыбакова Людмила Александровна

Статья посвящена актуальной проблеме развития социальныx навыков у старшиx дошкольников. Развитие социальныx навыков у старшиx дошкольников во взаимодействии со сверстниками в нашем исследовании рассмотрено с позиции социокультурного подхода. В статье приводится теоретическое обоснование и экспериментальное доказательство развития социальных навыков во взаимодействии со сверстниками у старших дошкольников при условии овладения ими формами детской субкультуры. Результаты исследования показали, что существуют статистически значимые различия в уровне развития коммуникативных навыков, личностных качеств, поведенческой активности между детьми владеющими формами детской субкультуры, и не владеющими данными формами. В статье приведено соотношение форм детской субкультуры (считалки, дразнилки-отговорки, способы примирения, детские традиционные игры и т. д.) и социальных навыков детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Балбашова Валентина Александровна, Рыбакова Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN'S SUBCULTURE AS A CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF SOCIAL SKILLS IN OLDER PRESCHOOLERS

. This article is devoted to the actual problem of social skills’ development of senior during cooperation, is considered, using the social-cultural aspect in our article. There is a theoretical justification and the experimental proovement of social skills’ development in cooperation with coeval of senior preschoolers, while mastering different forms of children subculture. The results of the research have shown, that there are statistically significant distinguishings in the level of developing of communicative skills, personal qualities, behavioral activity between children, having forms of children subculture and not having them. There is a ratio of forms of children subculture (countings, teasers, the ways of reconciliation, traditional children games, etc.) and social skills of senior preschoolers.

Текст научной работы на тему «Детская субкультура как условие развития социальныx навыков у старшиx дошкольников»

Психология

УДК 316.614.5

магистрант 3 курса профиля «Педагогическая психология» Балбашова Валентина Александровна

Нижнетагильский социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил); кандидат пс^ологически наук, старший преподаватель Рыбакова Людмила Александровна Нижнетагильский социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКОВ У СТАРШЖ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития социальных навыков у старшиx дошкольников. Развитие социальных навыков у старших дошкольников во взаимодействии со сверстниками в нашем исследовании рассмотрено с позиции социокультурного подхода. В статье приводится теоретическое обоснование и экспериментальное доказательство развития социальных навыков во взаимодействии со сверстниками у старших дошкольников при условии овладения ими формами детской субкультуры. Результаты исследования показали, что существуют статистически значимые различия в уровне развития коммуникативных навыков, личностных качеств, поведенческой активности между детьми владеющими формами детской субкультуры, и не владеющими данными формами. В статье приведено соотношение форм детской субкультуры (считалки, дразнилки-отговорки, способы примирения, детские традиционные игры и т. д.) и социальных навыков детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: старшие дошкольники, базовые социальные навыки, внеситуативно-деловая форма общения, личностные качества, поведенческая активность, коммуникативные навыки, формы детской субкультуры, способы примирения, считалки, традиционные детские игры.

Annоtation. This article is devoted to the actual problem of social skills' development of senior during cooperation, is considered, using the social-cultural aspect in our article. There is a theoretical justification and the experimental proovement of social skills' development in cooperation with coeval of senior preschoolers, while mastering different forms of children subculture. The results of the research have shown, that there are statistically significant distinguishings in the level of developing of communicative skills, personal qualities, behavioral activity between children, having forms of children subculture and not having them. There is a ratio of forms of children subculture (countings, teasers, the ways of reconciliation, traditional children games, etc.) and social skills of senior preschoolers.

Keywords: senior preschoolers, basic social skills, out-of-the box-business form of communication, personal qualities, behavioral activity, communicative skills, forms of children subculture, the ways of reconciliation, countings, traditional children games.

Введение. В возрасте 5-7 лет происходят качественные изменения в становлении новых форм взаимоотношений со сверстниками. Потребность в развитии внеситуативно-деловой формы общения обусловлена возникающим интересом к личности ровесника. Актуальность исследования обусловлена проблемой развития социальных навыков у старших дошкольников, выражающейся в повышенной агрессивности современных детей, отчужденности, неумении разрешать конфликты. Исчезновение детских играющих коллективов, увлечение компьютерными играми, регламентированное общение не способствуют развитию базовых социальных навыков.

Теоретическими основами нашего исследования явились труды Л.С. Выготского, И.С. Кона,

A.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, в которых разработаны теоретические положения о социальном развитии личности; работы М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина, Р.Г Церцвадзе об особенностях психического развития детей старшего дошкольного возраста [7; 8].

В нашем исследовании мы опираемся на определение социальных навыков американского социолога

B. Слота, раскрывающего их набор способов и приемов социального взаимодействия, которыми человек овладевает на протяжении всего жизненного пути и пользуется для жизни в обществе, устанавливает свое равновесие с другими.

Исследователи Я.Л. Коломинский, Р.С. Немов, Е.А. Панько, Т.В. Сенько к социальным навыкам дошкольников относят: личностные качества, коммуникативные навыки и поведенческую активность. Составляющими компонентами социальных навыков являются: когнитивный (знание о нормах и правилах поведения); эмоциональный (принятие норм и правил поведения, положительное отношение к себе и другим); поведенческий (умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам другого).

Развитие социальных навыков у старших дошкольников во взаимодействии со сверстниками мы рассматриваем с позиции детской субкультуры. Понятие «детская субкультура» В.В. Абраменкова определяет как смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в конкретно-исторической социальной ситуации развития [1].

С точки зрения теоретической концепции становления личной культуры субъекта познания (Н.В. Жукова, 2006) детскую субкультуру можно рассматривать как собственно образовательную среду развития внутреннего кросскультурного контекста дошкольника, как условие развития его социальных навыков [2].

Психологические исследования детской субкультуры В.В. Абраменковой, Н.В. Ивановой;

C.Н. Майоровой-Щегловой, И.О. Саидовой, Е.Н. Суворкиной, М.В. Осориной содержат описание основных форм детской субкультуры, к которым относят традиционные детские игры, считалки, дразнилки, отговорки от дразнилок, способы примирения, делание «Секретиков», постройки «Шалашей», детские приметы и другие [3; 4; 5; 6].

В таблице 1 представлено соотношение форм детской субкультуры и социальных навыков у дошкольников.

Соотношение форм детской субкультуры и социальных навыков детей старшего дошкольного возраста

Формы детской Субкультуры Социальные навыки

1 2

Дразнилки Умение вербально снимать агрессию. Создание условий для испытания детьми своих возможностей и определения их границ.

Отговорки от дразнилок Развитие эмоциональной устойчивости и самообладания. Умение отстаивать себя в адекватной форме словесной самозащиты.

Считалки Развитие умения распределять роли в игре. Развивать чувство справедливости. Умение предотвращать конфликтные ситуации.

Традиционные детские игры Навык произвольного поведения. Освоение игровых правил и умения следовать им. Умение сотрудничать в коллективе. Умение реализовывать себя в различных типах поведения, зафиксированных в культуре (показывающий — выполняющий).

Детские «Секреты» Навыки социального взаимодействия. Чувство доверия сверстнику.

Детские приметы Умение регулировать взаимоотношения в детском коллективе.

Способы примирения Навыки эмоциональной саморегуляции. Умение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации. Умения распознавать эмоции сверстников, распознавать их знак и модальность.

Загадки Чувство инициативы. Проявление своих возможностей.

Целью нашего исследования явилось теоретическое обоснование и экспериментальное доказательство развития социальных навыков во взаимодействии со сверстниками у старших дошкольников при условии овладения ими формами детской субкультуры.

Мы предположили, что детская субкультура является условием развития социальных навыков у старших дошкольников во взаимодействии со сверстниками, что существуют статистически значимые различия в уровне развития коммуникативных навыков, личностных качеств, поведенческой активности между дошкольниками, владеющими формами детской субкультуры, и не владеющими данными формами.

Изложение основного материала статьи. На базе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детских садов «Детство» комбинированного вида, структурное подразделение детский сад № 90 города Нижний Тагил нами было проведено эмпирическое исследование и опытно-экспериментальная работа. В исследовании принимали участие: воспитатель и воспитанники старшей группы в количестве 20 человек.

Исследование проxодило в четыре этапа: подготовительный, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольная диагностика.

На этапе констатирующего эксперимента уровень развития социальных навыков у старших дошкольников измерялся с помощью методики изучения личностного поведения ребенка Т.В. Сенько, методики Р.С. Немова «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?», методики Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько «Выбор в действии». Степень владения испытуемыми выборки формами детской субкультуры изучалась с использованием метода структурированного наблюдения (сконструированного на основе схемы наблюдения М.Я. Басова) и методики О.В. Стрелковой «Определение уровня навыков общения с помощью детской субкультуры».

По результатам констатирующей диагностики по соотношению всех диагностических показателей выявлен общий уровень развития социальных навыков у испытуемых выборки: у 40% — низкий уровень, у 60% — дошкольников средний уровень.

Представим качественное описание основных показателей развития социальных навыков.

Уровень развития коммуникативных качеств личности. Эксперт (воспитатель) отметила качества личности проявляющиеся у испытуемых данной выборки. Например: справедливости (девочка встала на защиту своего брата-близнеца, которого обзывал другой мальчик); вежливости (девочка нечаянно ударила другого ребенка, извинилась, предложила помириться с помощью «примирилки»); щедрости (девочка приносила часто в группу несколько кукол и беспрепятственно разрешала ими играть любому, взамен ничего не выпрашивая).

Уровень поведенческой активности. Испытуемые дошкольники, показавшие высокий уровень положительного доминирования (10% выборки) брали на себя инициативу в играх, задавали тон в общении, приободряли и хвалили других детей. Дети с отрицательным доминированием приказывали, могли оттолкнуть сверстника. Дети с положительным подчинением часто соглашались играть по инициативе

других сверстников. Дети с отрицательным подчинением ущемляли свои интересы, например, могли отдать любимые игрушки под нажимом сверстника.

Уровень навыков общения с помощью детской субкультуры. Опрос детей обнаружил, 40% детей имеют низкий уровень навыков общения с помощью детской субкультуры (например, отвечали, что в ответ на обзывания будут обижаться, драться) 55% — средний уровень (применяли простейшую отговорку «Сам такой») и 5% дошкольников имеют высокий уровень (использовали сложную отговорку «Кто так обзывается, тот так сам и называется»).

Степень владения формами детской субкультуры. Структурированное наблюдение показало низкую степень владения формами детской субкультуры у 50% дошкольников выборки, среднюю степень у 45% и высокую степень у 5% испытуемых.

На констатирующем этапе эксперимента по соотношению всех диагностических показателей выявлен общий уровень развития социальных навыков у испытуемых выборки: у 40% — низкий, у 60% дошкольников средний уровень.

Группирующей переменной в проведении статистической обработки данных нами была выбрана шкала «Уровень развития коммуникативных качеств» (по методике Немова Р. С.). Выборка была разделена на две группы: в группу 1 /один/ вошли дошкольники, имеющие «очень низкий» и «низкий» уровни (п=7), в группу 2 /два/— показавшие «средний» и «высокий» уровни развития коммуникативных качеств.

Проведен сравнительный анализ с использованием метода непараметрической статистики — критерий и-Манна-Уитни для независимых выборок двух групп испытуемых: группы 1 и группы 2 с разным уровнем развития коммуникативных качеств.

Выявлены значимые различия в развитии навыков положительного доминирования дошкольников с низким и высоким уровнем развития коммуникативных навыков, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Результаты различий двух групп детей старшего дошкольного возраста по показателям

личностного поведения

Переменные Средний ранг группа 1 N1=7 Средний ранг группа 2 п2=13 и-Манна-Уитни р-уровень значимости

Методика изучения личностного поведения ребенка (Т.В. Сенько)

Положительное доминирование 7,00 12,38 20,000 0,049

Примечание: при п1=7 и п2=13 икрит = 20 при р = 0,05; икрит = 13 при р = 0,01

Старших дошкольников с низким уровнем развития навыков положительного доминирования отличает во взаимодействии со сверстниками использование приказного тона, упрямство, в ответ на ограничения. Испытуемые данной группы часто болезненно воспринимают критику и неудачи.

Старшие дошкольники с высоким уровнем развития навыков положительного доминирования умеют завлечь в игру других детей, правильно объяснить правила. За помощью взрослых для разрешения конфликта обращаются редко, самостоятельны.

Выявлены статистически значимые различия в развитии навыков взаимодействия с окружающими людьми у дошкольников с низким и высоким уровнем развития коммуникативных навыков. У дошкольников группы 2 с высоким показателем уровня развития навыков взаимодействия с окружающими людьми выявлены более высокие средние значения по таким коммуникативным качествам как «Вежливость», «Щедрость», «Отзывчивость», «Справедливость», чем у дошкольников группы 1 с низким показателем уровня развития взаимодействия с окружающими людьми. Результаты различий двух групп по показателям взаимоотношения с окружающими людьми представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты различий двух групп детей старшего дошкольного возраста по показателям взаимоотношения с окружающими людьми

Переменные Средний ранг группа 1 N1=7 Средний ранг группа 2 п2=13 и-Манна-Уитни р-уровень значимости

Опросник «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (Р.С. Немов)

Вежливость 5,79 13,04 12,500 0,004

Щедрость 5,79 13,04 12,500 0,004

Отзывчивость 6,14 12,85 13,000 0,01

Справедливость 6,71 12,54 19,000 0,022

Примечание: при п1=7 и п2=13 икрит = 20 при р = 0,05; икрит = 13 при р = 0,01

Для доказательства того, что существуют различия в уровне развития социальных навыков у старших дошкольников, владеющих формами детской субкультуры, и не владеющих данными формами, был проведен сравнительный анализ по показателю «Формы детской субкультуры, используемые в обычной деятельности», и по показателю «Детские традиционные игры», представленный в таблице 4.

Результаты различий испытуемых группы 1 и группы 2 по показателям «Формы детской субкультуры, используемые в обычной деятельности» и «Традиционные детские игры»

Переменные Средний ранг группа 1 п1=7 Средний ранг группа 2 п2=13 и-Манна-Уитни р-уровень значимости

Структурное наблюдение, сконструированное на основе схемы наблюдения М.Я. Басова

Формы детской субкультуры, используемые в обычной деятельности 7,14 12,31 20,000 0,037

Традиционные детские игры 7,00 12,38 20,000 0,038

Примечание: при п1=7 и п2=13 Шрит = 20 при р = 0,05; Шрит = 13 при р = 0,01

Обнаружены статистически значимые различия по показателям «Формы детской субкультуры, используемые в обычной деятельности» и «Традиционные детские игры» у дошкольников с низким и высоким уровнем развития коммуникативных навыков. У испытуемых группы 1 с низким уровнем развития коммуникативных навыков средние значения данных показателей значительно ниже, чем у испытуемых группы 2.

Дошкольники группы 1, не владеющие формами детской субкультуры, редко участвовали в детских традиционных играх, не соблюдали правила игры, не являлись инициаторами игр.

Дошкольники группы 2, владеющие формами детской субкультуры, являлись активными участниками детских традиционных игр, умели распределять роли в игре, способны были разрешить конфликтные ситуации без участия воспитателя.

На опытно-экспериментальном этапе с целью подтверждения гипотезы исследования был разработан комплекс игр-занятий по созданию условий развития социальных навыков у старших дошкольников во взаимодействии со сверстниками. Была предпринята попытка в рамках дошкольного образовательного учреждения ознакомить детей с традиционными формами детской субкультуры, традиционными детскими играми. При этом учитывался принцип автономности детской субкультуры, предоставлялись возможности самостоятельной игры. Деятельность детей не была строго регламентирована. Так как, основные культурные ценности передаются из поколения в поколение детьми, то в эксперимент были вовлечены выпускники детского сада и группа 2. В дошкольном возрасте ребенок еще не способен найти свой способ поведения, поэтому использование словесных шаблонов «как надо делать», «что надо говорить» помогает защитить себя и достойно разрешить конфликтную ситуацию.

В содержание комплекса игр-занятий были включены детские традиционные игры, приветствия-поддевки, отговорки от дразнилок, считалки, делание «Секретиков», постройка «Шалаша». Делание «Секретов» развивали доверие. Девочки показывали свои секреты своим подругам, показывая тем самым, что они самые близкие друзья. Стишки-примирилки, например, «Мирись, мирись, больше не дерись, если будешь драться, я буду кусаться», способствовали примирению без участия взрослого. Приметы: «Наступи и мне, а то у меня будет беда» предотвращали конфликты. Дразнилки-поддёвки развивали умение не обижаться и чувство юмора. «Скажи паровоз» — «Паровоз» — «У тебя сто колёс». «Обзывалки» испытывали на эмоциональную устойчивость и регулировали поведение ябед: «Ябеда-корябеда, Соленый огурец На полу валяется Никто его не ест».

Высмеивали хвастовство и высокомерие: «Командир полка — Нос до потолка, Уши до дверей, А сам как воробей».

Отговорки: «Говоришь на меня. Переводишь на себя», «Обзывайся хоть охрипни. Ничего ко мне не липнет» учили культурной форме словесной самозащиты. Считалки позволяли совершать справедливый выбор водящего.

Контрольная диагностика испытуемых группы 1 (дошкольников с низким показателем по уровню развития коммуникативных качеств, не владеющих формами детской субкультуры) показала следующие результаты.

После проведенного комплекса игр-занятий у 86% испытуемых выборки повысился до среднего уровня показатель коммуникативных качеств личности; возросла на 15% поведенческая активность по показателю «Положительное доминирование»; произошли значимые сдвиги в увеличении показателей качеств личности и поведенческой активности (ИД > ВД). Обнаружена положительная динамика по двум качествам личности «Вежливость» и «Щедрость»; у 45 % детей наблюдается положительная тенденция к увеличению показателей «Отзывчивость» и «Справедливость».

Выводы. Детская субкультура является условием развития социальных навыков у старших дошкольников во взаимодействии со сверстниками. Существуют статистически значимые различия в уровне развития коммуникативных навыков, личностных качеств, поведенческой активности между детьми, владеющими формами детской субкультуры, и не владеющими данными формами. Литература:

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: учебное пособие М.: ПЕР СЭ, 2008. 431 с.

2. Жукова Н.В. Контексты в образовании субъекта: монография. М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005. 84 с.

3. Иванова Н.В. Социализирующие возможности детской субкультуры [Электронный ресурс] // Воспитание и обучение детей младшего возраста: сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции, 2016. Режим доступа: https://cyberieшnka.ш/artide/n/sotsiaHziшyuscЫe-vozmozhnosti-detskoy-subkultuy, свободный (дата обращения 22.01.2018).

4. Осорина М.В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований // Советская этнография. 1983. № 3. С. 35-45.

5. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / Изд. СПб. и др.: Питер, 2000. 270 с.

6. Саидова И.О. Детская субкультура как фактор активного обучения младших школьников: на материале дагестанской национальной школы: дис. ... канд. пед. наук. Махачкала. 2002. 150 с.

7. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. 2011. № 1. С. 45-54.

8. Церцвадзе Р.Г., Крылова, В.В. Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2016. № 9.3. С. 36-37.

Психология

УДК: 159.9

кандидат психологических наук, доцент Басалаева Наталья Владимировна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); кандидат педагогических наук, доцент Захарова Татьяна Вячеславовна Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА» В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Аннотация. В статье описаны результаты экспериментального исследования психологических особенностей подростков «группы риска». Показано, что сельская местность оказывает влияние на формирование психологических особенностей подростков «группы риска». Кроме того, авторы отмечают о необходимости организации социально-педагогического сопровождения подростков в условиях сельской местности.

Ключевые слова: подростки «группы риска», сопровождение, социально-педагогическое сопровождение, отклоняющееся поведение.

Annotation. The article describes the results of an experimental study of the psychological characteristics of adolescents of the "risk group". It is shown that the countryside influences the formation of psychological characteristics of adolescents of the "risk group". In addition, the authors note the need to organize social and pedagogical support for adolescents in rural areas.

Keywords: adolescents of the «risk group», accompaniment, socio-pedagogical accompaniment, deviant behavior.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. Одной из актуальных проблем современности является работа с подростками «группы риска», так как правонарушения среди детей данной категории с каждым годом увеличивается, а именно: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция.

Согласно статистическим данным в Красноярском крае число подростков «группы риска» с 2015 года по 2018 год увеличилось на 5% [3].

В связи с этим приоритетом нынешней государственной политики в отношении данных детей признается обеспечение гарантии их прав на выживание, эволюцию и защиту. В соответствии с законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», система образования обязана быть адаптирована к возможностям ребенка, а также должны быть сформированы условия для детей «группы риска», а дифференциация социального и индивидуального в развитии личности ребёнка требует социально-педагогического сопровождения.

Изложение основного материала статьи. В отечественной психологии подростков «группы риска» рассматривают как категорию несовершеннолетних лиц, подверженных влиянию негативных факторов, и имеющих отклоняющееся поведение. М.Г. Бочило отмечает, что для подростков «группы риска» характерен риск отклонения в поведении, представляющего отдельные поступки или систему поступков, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам и являющегося результатом неблагополучного социального развития, нарушения социализации, возникающих на различных возрастных этапах.

При этом автор выделяет наиболее ярко проявляющиеся следующие особенности подростков «группы риска»: высокий уровень аффективности; импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию; недифферецированную направленность реагирования; высокий уровень готовности к девиантным действиям, склонность к агрессивности и враждебности [2].

Опираясь на результаты исследования А.А. Хвана, мы пришли к выводу, что проживание в сельской местности выступает некой социокультурной ситуацией, негативным фактором, влияющим на психологические особенности подростков «группы риска»: заниженная самооценка; неразвитость коммуникативных способностей, неумение устанавливать стабильные отношения с окружающими; неуверенность в себе; отсутствие позитивного социального опыта. Автор отмечает, что село как замкнутая система предлагает ограниченный набор вариантов реализации подростка как личности, как человека в плане

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.