Научная статья на тему 'Результаты исследования копинг- стратегий осужденных в период социально-психологической адаптации к местам лишения свободы'

Результаты исследования копинг- стратегий осужденных в период социально-психологической адаптации к местам лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
491
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРЕССА / ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ОСУЖДЕННЫХ / OVERCOMING STRESS OVERCOMING BEHAVIOR / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF CONVICTED PERSONS AND THE COPING STRATEGIES OF PRISONERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Арзамиева Хеди Умаровна, Верещагина Марина Владимировна

Статья посвящена изучению доминирующих копинг-стратегий осужденных в период их социально-психологической адаптации к местам лишения свободы. Выявлены типичные индивидуальные стили совладания со стрессом на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Установлено, что у осужденных в период социально-психологической адаптации преобладают относительно продуктивные и непродуктивные стратегии преодолевающего поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Арзамиева Хеди Умаровна, Верещагина Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF THE STUDY OF COPING STRATEGIES OF CONVICTS IN THE PERIOD OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION TO PLACES OF IMPRISONMENT

The article is devoted to the study of the dominant coping strategies of convicts during their socio-psychological adaptation to places of detention. Typical individual styles of coping with stress at cognitive, emotional and behavioral levels are revealed. It is established that convicts during the period of social and psychological adaptation are dominated by relatively productive and unproductive strategies of overcoming behavior.

Текст научной работы на тему «Результаты исследования копинг- стратегий осужденных в период социально-психологической адаптации к местам лишения свободы»

развиться признаки технической одаренности ребенка. В процессе включения ребенка в развивающую среду необходимо поэтапно осуществлять мониторинг, который позволит определить эффективность педагогических методик, которые используются для развития технических способностей ребёнка.

В Елабужском институте Казанского федерального университета уже достаточно давно ведется активная работа по развитию и поддержке технической одаренности детей и молодежи. Основными направлениями работы вуза с техническими одаренными детьми являются такие проекты как Детский университет, Интеллектуальный детский лагерь для одаренных детей «ИнтеЛЛето», Летняя физико-математическая школа, Центр образовательной робототехники, студенческое конструкторское бюро «Эврика», ряд технических кружков для школьников и студентов, а также конкурсы и олимпиады по техническому творчеству [6].

Выводы. Многие педагоги в процессе работы с одаренными детьми встречаются с проблемами методического и диагностического характера. Поэтому очень важно учителям предметникам совместно с психологом разработать диагностический инструментарий. Необходимо организовать в школах систему работы с одаренными детьми. Тиражировать лучшие практики и методики по работе с одаренными детьми.

Ключевым аспектом в развитии технической одаренности является мотивация, желание и интерес заниматься техническим творчеством, потребность в создании новых промышленных продуктов и в достижении при этом значимых, лучших результатов, чем у других людей. Наличие и высокий уровень развития таких способностей как пространственное мышление, техническая понятливость и интеллектуальная лабильность при отсутствии мотивации не всегда являются гарантией реализации технической одаренности личности.

Ранняя диагностика технической одаренности и создание специализированной образовательной среды способствует развитию технических способностей детей и развитию творческого мышлоения.

Следует также отметить, что вовлечение детей и молодежи в конкурсное и олимпиадное движение по технологии в первую очередь способствует выявлению технической одаренности школьников и мотивирует их на ее дальнейшее развитие.

Литература:

1. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975. 302 с.

2. Психология субъекта профессиональной деятельности / Под ред. А.В. Брушлинского, А.В. Карпова. М. — Ярославль: ДИА-пресс, 2001. с. 23-53.

3. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Академия, 1996. - 416 с.

4. Хрусталева Т.М. Психология способностей. Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013. - 180 с.

5. Шевченко Ю.А. Психологическая модель технической одаренности как основа профессионального отбора и обучения // Профессиональные кадры в России XXI века: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы III Всероссийская конференция (21-22 ноября 2011 г. Москва). - URL: http://edu.rosuprava.ru/tezis.shtml (дата обращения: 16.09.2013)

6. Шатунова О.В., Седов С.А., Мерзон Е.Е., Ахметов Л.Г. Модель системы выявления, развития и поддержки технической одаренности детей и молодежи в условиях вуза // Поддержка и развитие технической одаренности детей и молодежи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 10 апреля 2015 г. - Елабуга: Изд-во ЕИ(Ф) К(П)ФУ, 2015. - С. 272-279.

7. Daniel William Caldwell Educating Gifted Students in the Regular Classroom: Efficacy, Attitudes, and Differentiation of Instruction // Electronic Theses & Dissertations. 822. (2012)

8. Marilena Z. LeanaTascilar Interview with Albert Ziegler about Gifted Education // Journal for the Education of the Young Scientist and Giftedness 2014, Volume 2, Issue 2, 98-100

Психология

УДК 316.6

аспирант кафедры психологии Арзамиева Хеди Умаровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Северо-Осетинский государственный педагогический институт» (г. Владикавказ); кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии Верещагина Марина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОПИНГ- СТРАТЕГИЙ ОСУЖДЕННЫХ В ПЕРИОД СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К МЕСТАМ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Аннотация. Статья посвящена изучению доминирующих копинг-стратегий осужденных в период их социально-психологической адаптации к местам лишения свободы. Выявлены типичные индивидуальные стили совладания со стрессом на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Установлено, что у осужденных в период социально-психологической адаптации преобладают относительно продуктивные и непродуктивные стратегии преодолевающего поведения.

Ключевые слова: преодоление стресса, преодолевающее поведение, социально-психологическая адаптация осужденных, копинг-стратегии осужденных.

Annоtation. The article is devoted to the study of the dominant coping strategies of convicts during their socio-psychological adaptation to places of detention. Typical individual styles of coping with stress at cognitive, emotional and behavioral levels are revealed. It is established that convicts during the period of social and psychological adaptation are dominated by relatively productive and unproductive strategies of overcoming behavior.

Keywords: overcoming stress overcoming behavior, socio-psychological adaptation of convicted persons and the coping strategies of prisoners.

Введение. Актуальность исследования обусловлена развитием практической социальной психологии в отечественной пенитенциарной системе и возрастающим интересом к индивидуальному жизненному стилю

человека, который определяет устойчивый способ психической адаптации, влияющей на социальное окружение, на характер межличностных отношений, а также на развитие навыков саморегуляции личности

[11], что выступает одной из важнейших целей воспитания и социализации личности.

Согласно Концепции развития социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях необходимо изучать личностные особенности и особенности поведения осужденных лиц с целью последующей их психологической коррекции в условиях отбывания наказаний и предупреждения деструктивных явлений в местах лишения свободы [6]. Так, Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В.Е. Эминов [1], А.И. Мокрецов [10], А.И. Ушатиков [18], E.I. Megargee [20] и др. посвятили свои исследования выявлению психологических особенностей осужденных в условиях исправительных учреждений.

В настоящее время проблема преодолевающего поведения активно разрабатывается в психологии личности, социальной психологии, психотерапевтической практике и других отраслях психологической науки. Т.Л. Крюкова подчеркивает, что термин «копинг» - или «преодоление стресса» представляется в психологическом категориальном аппарате как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям [7]. Психологическое содержание «копинга» заключается в наилучшей адаптации человека к требованиям возникающей ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить ее требования. Следовательно, главная задача «копинга» - обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья, обусловленных удовлетворенностью социальными отношениями [12].

Исследователи Н.А. Сирота, Т.Л. Крюкова, Е.И. Рассказова, Т.О. Гордеева, Л.Р. Резяпова, Ю.Л. Сорокина, А.В. Смирнова и др. рассматривали различные вопросы, связанные с проблемой совладающего поведения личности и использованием копинг-стратегий. Так, О.Е. Самара изучает копинг-стратегии в контексте преодоления трудных жизненных ситуаций [14], И.И. Ветрова раскрывает связь с психологическими защитами и саморегуляцией поведения личности [4], Е.И. Рассказова, Т.О. Гордеева связывают копинг-поведение личности с процессами психической и социально-психологической адаптации

[12], О.Л. Ковалева и Ю.П. Деревянко описывают специфику копинг-стратегий девушек, характеризующихся склонностью к нарушению пищевого поведения [5]. А.В. Смирнова [15], Ю.Л. Сорокина [16], О.Р. Тенн, В.В. Зацепин [17] и другие исследователи изучали копинг-поведение в возрастном аспекте, Т.Н. Чибирова, М.В. Верещагина определяли этнокультурные и половозрастные особенности копинг-стратегий [3], а Ю.П. Ахмадеева [2], Л.Р. Резяпова [13] и О.Е. Самара [14] исследовали гендерные различия в совладающем поведении. Несмотря на изученность проблемы копинг-поведения личности, вопросам использования копинг-стратегий осужденными в условиях социальной изоляции не уделялось должного внимания. При этом, мы считаем, что знания о механизмах психологического преодоления трудных жизненных ситуаций осужденными в период социально-психологической адаптации к местам лишения свободы выступает основой для построения эффективной воспитательной системы пенитенциарных учреждений, направленной на успешную ресоциализацию и интеграцию осужденных в общество.

Цель нашего исследования - изучение доминирующих копинг-стратегий осужденных в процессе социально-психологической адаптации к местам лишения свободы.

Изложение основного материала статьи. Исследование было проведено на базе ФКУ СИЗО-1 по Чеченской Республике. В диагностической работе приняли участие 120 человек, из них 100 осужденных мужчин и 20 осужденных женщин в возрасте от 19 до 58 лет. На момент проведения психодиагностической работы респонденты находились в местах лишения свободы от 2 до 6 месяцев.

С помощью методики определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма [9] мы установили индивидуальные стили совладания со стрессом у лиц, находящихся в местах лишения свободы, выявив непродуктивные паттерны их поведения, относительно продуктивные копинги и ресурсные стратегии преодоления стресса на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.

В результате проведенной диагностики можно отметить, что наиболее типичной копинг-стратегией на когнитивном уровне (см. табл. 1) является «растерянность», представляющая собой непродуктивную копинг-стратегию, когда осужденные не знают, что делать, им кажется, что они не смогут разрешить сложившихся проблем и выпутаться из трудностей.

Таблица 1

Копинг-стратегии когнитивного уровня у осужденных в период социально-психологической

адаптации

Когнитивные копинг-стратегии Кол-во осужденных, в % Ранг, R

Игнорирование (О) 10,25 5

Смирение (Н) 0 9,5

Диссимиляция (О) 7,69 7

Сохранение самообладания (О) 5,13 8

Проблемный анализ (П) 10,25 5

Относительность (О) 10,25 5

Религиозность (О) 0 9,5

Растерянность (Н) 23,08 1

Придача смысла (О) 17,95 2

Установка собственной ценности (О) 15,39 3

где П - продуктивный копинг, О - относительно продуктивный копинг, Н - непродуктивный копинг

Также предпочитаемыми стилями совладания со стрессом являются «придача смысла» и «установка собственной ценности», которые выступают относительно продуктивными стратегиями преодолевающего поведения. Осужденные с данными копинг-стратегиями стараются придавать своим трудностям особый

смысл, преодолевать их, стремясь к самосовершенствованию. Они считают, что в данный момент времени сами не могут справиться с возникшими трудностями, но со временем справятся и с ними, и даже с более сложными ситуациями.

Реже встречаются относительно продуктивные стратегии преодоления «игнорирование», при котором осужденные считают, что «на данный момент есть что-то важнее, чем трудности»; «относительность», характеризующаяся сравнением своих трудностей с более тяжелыми проблемами других; и продуктивная стратегия «проблемный анализ», заключающаяся в стремлении анализировать, взвешивать и искать объяснение в том, что случилось. Менее представленной является относительно продуктивная стратегия «сохранение самообладания», сопровождающаяся контролем над собой в трудные минуты и стремлением «никому не показывать своего состояния».

Не свойственны лицам, находящимся в исправительном учреждении, такие непродуктивные стили преодоления трудных и стрессовых ситуаций высокого эмоционального напряжения как «смирение» и «религиозность», отражающие фаталистический взгляд на жизненные проблемы: «это судьба» и «так угодно Богу».

На эмоциональном уровне осужденные по-разному разрешают трудные и стрессовые ситуации высокого эмоционального напряжения (см. табл. 2).

Таблица 2

Копинг-стратегии эмоционального уровня у осужденных в период социально-психологической

адаптации

Эмоциональные копинг-стратегии Кол-во осужденных, в % Ранг, R

Протест (О) 7,69 6

Эмоциональная разрядка (Н) 0 7,5

Подавление эмоций (Н) 17,95 3

Оптимизм (П) 23,08 2

Пассивная кооперация (О) 28,2 1

Покорность (Н) 12,82 4,5

Самообвинение(Н) 12,82 4,5

Агрессивность (Н) 0 7,5

где П - продуктивный копинг, О - относительно продуктивный копинг, Н - непродуктивный копинг

У одних осужденных наиболее используемой копинг-стратегией является относительно продуктивная стратегия «пассивная кооперация», которая основывается на доверии другим людям в преодолении своих трудностей. Иные обладают продуктивной стратегией «оптимизм», что характеризует их как уверенных в том, что есть выход из трудной ситуации. У третьих доминирует непродуктивная стратегия «подавление эмоций».

Менее представленными являются непродуктивные стратегии «покорность», что сопровождается состоянием безнадежности, и «самообвинение», когда осужденные признают себя виноватыми и считают, что получают наказание по заслугам; и относительно продуктивная стратегия - «протест», связанная с глубоким возмущением несправедливостью судьбы по отношению к осужденному, против чего он и протестует.

Такие непродуктивные стратегии, как «эмоциональная разрядка», сопровождающаяся отчаянием и рыданиями, и «агрессивность», проявляющаяся в состоянии «бешенства и агрессии» осужденным не свойственны.

На поведенческом уровне (см. табл. 3) респонденты используют все копинг-стратегии, предложенные Э. Хаймом.

Таблица 3

Копинг-стратегии поведенческого уровня у осужденных в период социально-психологической

адаптации

Поведенческие копинг-стратегии Кол-во осужденных, в % Ранг, R

Отвлечение (О) 7,69 5,5

Альтруизм (О) 5,13 7,5

Активное избегание (Н) 10,26 4

Компенсация (О) 5,13 7,5

Конструктивная активность (О) 7,69 5,5

Отступление (Н) 23,08 1,5

Сотрудничество (П) 17,94 3

Обращение (О) 23,08 1,5

где П - продуктивный копинг, О - относительно продуктивный копинг, Н - непродуктивный копинг

Наиболее распространенными копингами являются непродуктивная стратегия «отступление», когда осужденные изолируются и стремятся к одиночеству. Эти данные согласуются с результатами исследований И.С. Худяковой [19] и Т.Ю. Лапшиной [8] о преобладании негативного состояния одиночества у осужденных лиц в период их социально-психологической адаптации к условиям исправительного учреждения. Также типичной является противоположная «отступлению» относительно продуктивная стратегия «обращение»,

проявляющаяся в поиске людей, способных помочь советом, и ресурсная стратегия «сотрудничество», заключающаяся в активной позиции взаимодействия с другими людьми в преодолении трудностей.

Далее по частоте встречаемости следует непродуктивная стратегия «активное избегание», проявляющаяся в вытеснении мыслей о трудностях, относительно продуктивные стратегии «отвлечение», когда осужденные погружаются в деятельность, стараясь забыть о трудностях, схожие по содержанию «конструктивная активность», «компенсация» и «альтруизм», отражающая стремление помогать людям с целью вытеснения мыслей о своих трудностях.

Выводы. Таким образом, наиболее типичными индивидуальными стилями разрешения трудных и стрессовых ситуаций, обусловленных высоким эмоциональным напряжением, являются относительно непродуктивные и непродуктивные копинг-стратегии. При этом на когнитивном уровне - это стратегия «растерянности», связанная с незнанием осужденных, что им делать для того, чтобы «выпутаться из трудностей» и копинг «придача смысла», когда они стараются наделить особым смыслом свою жизнь, стремясь к преодолению трудностей через самосовершенствование; на эмоциональном уровне - «пассивная кооперация», сопровождающаяся доверием другим людям в преодолении собственных трудностей и «подавление эмоций»; на поведенческом - «отступление», связанное с состоянием негативного одиночества, и «обращение», обусловленное поиском людей, способных помочь. Продуктивные стратегии преодолевающего поведения, помогающие быстро и успешно совладать со стрессом, не являются типичными индивидуальными стилями преодоления трудных и стрессовых ситуаций высокого эмоционального напряжения у осужденных в период социально-психологической адаптации к местам лишения свободы. Полученные результаты исследования, сформулированные в выводах, могут быть использованы в работе с осужденными, отбывающими наказание в условиях изоляции от общества, в целях осуществления дифференцированного подхода к организации исправительных воздействий в рамках пенитенциарных служб.

Литература:

1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. -М.: Юристъ, 1996. - 336 с.

2. Ахмадеева Ю.П. Гендерные различия в копинг-стратегиях (на примере студентов МГУ имени М.В. Ломоносова). - М., 2012. - URL: http://knowledge.allbest.ru/ (дата обращения: 9.06.2019).

3. Верещагина М.В., Чибирова Т.Н. Этнокультурные и половозрастные особенности копинг-стратегий. Молодые ученые в решении актуальных проблем науки. Материалы V международной научно-практической конференции (г. Владикавказ, 19-21 июня 2014 г.). - Владикавказ: Издательство «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», 2014. - 655 с.

4. Ветрова И.И. Связь совладающего поведения с контролем поведения и психологической защитой в системе саморегуляции. // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы. / Под ред. Журавлева А.Л., Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. - М., Изд-во Ин-та психологии РАН, 2008. - С. 179-196.

5. Ковалева О.Л., Деревянко Ю.П. Специфика кпинг-стратегий девушек со склонностью к нарушению пищевого поведения // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: -Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 63. - Ч. 4. - С. 294-297.

6. Концепция развития социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях на период до 2010 года. - М.: УСПВРО ФСИН России, 2006. - 14 с.

7. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. - Кострома: Авантитул, 2004. - 214 с.

8. Лапшина Т.Ю. Психологические особенности переживания одиночества у лиц, находящихся в условиях групповой (тюремной) изоляции: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.06. -Ростов-на-Дону, 2007. - 181 с.

9. Методики определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма. URL:http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=gkg331&from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text(дата обращения: 11.07.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Мокрецов А.И. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание / А.И. Мокрецов, В.В. Новиков. - М.: НИИ ФСИН России, 2006. - 220 с.

11. Нартова-Бочавер С.К. "Coping behavior" в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. - №5. - С. 18-27.

12. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований // Психологические исследования, 2011. № 3 (17). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.06.2019).

13. Резяпова Л.Р. Исследование гендерных различий в копинг - стратегиях. Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. - М., 2012. URL:http://knowledge.allbest.ru/ (дата обращения: 14.06.2019).

14. Самара О.Е. Гендерные особенности копинг-стратегий у работников МЧС. - Одесса: Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова, 2011. - 94 с.

15. Смирнова А.В. Половозрастные и семейные факторы становления совладающего поведения у детей младшего школьного возраста: Диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.13. - СПб, 2010. - 281 с.

16. Сорокина Ю.Л. Совладающее поведение студентов вуза. Сб. международной научно-практической конференции «Психология совладающего поведения». - Кострома, 2007. - 278 с.

17. Тенн О.Р., Зацепин В.В. Стратегии совладающего поведения женщин, переживающих экзистенциальный кризис // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010. - № 3. URL: http://ppip. su. (дата обращения: 12.06.2019).

18. Ушатиков А.И. Психологические особенности осужденных, обусловленные их возрастом и полом / А.И. Ушатиков, Б.Б. Казак // Основы пенитенциарной психологии. - Рязань, 2001. - С. 131-142.

19. Худякова И.С. Психологические особенности переживания одиночества человеком в закрытой среде: на примере мест лишения свободы: диссертация, кандидата психологических наук: 19.00.01.- Томск, 2013. - 242 с.

20. Megargee E.I. Undercontrolled and overcontrolled personality types in extreme antisocial aggression // Psychological Monographs. 1966. - P. 611-617.

Психология

УДК 316.614.5

магистрант 3 курса профиля «Педагогическая психология» Балбашова Валентина Александровна

Нижнетагильский социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил); кандидат пс^ологически наук, старший преподаватель Рыбакова Людмила Александровна Нижнетагильский социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКОВ У СТАРШЖ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития социальных навыков у старших дошкольников. Развитие социальных навыков у старших дошкольников во взаимодействии со сверстниками в нашем исследовании рассмотрено с позиции социокультурного подхода. В статье приводится теоретическое обоснование и экспериментальное доказательство развития социальных навыков во взаимодействии со сверстниками у старших дошкольников при условии овладения ими формами детской субкультуры. Результаты исследования показали, что существуют статистически значимые различия в уровне развития коммуникативных навыков, личностных качеств, поведенческой активности между детьми владеющими формами детской субкультуры, и не владеющими данными формами. В статье приведено соотношение форм детской субкультуры (считалки, дразнилки-отговорки, способы примирения, детские традиционные игры и т. д.) и социальных навыков детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: старшие дошкольники, базовые социальные навыки, внеситуативно-деловая форма общения, личностные качества, поведенческая активность, коммуникативные навыки, формы детской субкультуры, способы примирения, считалки, традиционные детские игры.

Annotation. This article is devoted to the actual problem of social skills' development of senior during cooperation, is considered, using the social-cultural aspect in our article. There is a theoretical justification and the experimental proovement of social skills' development in cooperation with coeval of senior preschoolers, while mastering different forms of children subculture. The results of the research have shown, that there are statistically significant distinguishings in the level of developing of communicative skills, personal qualities, behavioral activity between children, having forms of children subculture and not having them. There is a ratio of forms of children subculture (countings, teasers, the ways of reconciliation, traditional children games, etc.) and social skills of senior preschoolers.

Keywords: senior preschoolers, basic social skills, out-of-the box-business form of communication, personal qualities, behavioral activity, communicative skills, forms of children subculture, the ways of reconciliation, countings, traditional children games.

Введение. В возрасте 5-7 лет происходят качественные изменения в становлении новых форм взаимоотношений со сверстниками. Потребность в развитии внеситуативно-деловой формы общения обусловлена возникающим интересом к личности ровесника. Актуальность исследования обусловлена проблемой развития социальных навыков у старших дошкольников, выражающейся в повышенной агрессивности современных детей, отчужденности, неумении разрешать конфликты. Исчезновение детских играющих коллективов, увлечение компьютерными играми, регламентированное общение не способствуют развитию базовых социальных навыков.

Теоретическими основами нашего исследования явились труды Л.С. Выготского, И.С. Кона,

A.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, в которых разработаны теоретические положения о социальном развитии личности; работы М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина, Р.Г Церцвадзе об особенностях психического развития детей старшего дошкольного возраста [7; 8].

В нашем исследовании мы опираемся на определение социальных навыков американского социолога

B. Слота, раскрывающего их набор способов и приемов социального взаимодействия, которыми человек овладевает на протяжении всего жизненного пути и пользуется для жизни в обществе, устанавливает свое равновесие с другими.

Исследователи Я.Л. Коломинский, Р.С. Немов, Е.А. Панько, Т.В. Сенько к социальным навыкам дошкольников относят: личностные качества, коммуникативные навыки и поведенческую активность. Составляющими компонентами социальных навыков являются: когнитивный (знание о нормах и правилах поведения); эмоциональный (принятие норм и правил поведения, положительное отношение к себе и другим); поведенческий (умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам другого).

Развитие социальных навыков у старших дошкольников во взаимодействии со сверстниками мы рассматриваем с позиции детской субкультуры. Понятие «детская субкультура» В.В. Абраменкова определяет как смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в конкретно-исторической социальной ситуации развития [1].

С точки зрения теоретической концепции становления личной культуры субъекта познания (Н.В. Жукова, 2006) детскую субкультуру можно рассматривать как собственно образовательную среду развития внутреннего кросскультурного контекста дошкольника, как условие развития его социальных навыков [2].

Психологические исследования детской субкультуры В.В. Абраменковой, Н.В. Ивановой;

C.Н. Майоровой-Щегловой, И.О. Саидовой, Е.Н. Суворкиной, М.В. Осориной содержат описание основных форм детской субкультуры, к которым относят традиционные детские игры, считалки, дразнилки, отговорки от дразнилок, способы примирения, делание «Секретиков», постройки «Шалашей», детские приметы и другие [3; 4; 5; 6].

В таблице 1 представлено соотношение форм детской субкультуры и социальных навыков у дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.