Научная статья на тему 'Детская школа искусств как ресурсный центр профильного вуза: синергетический эффект сетевого взаимодействия'

Детская школа искусств как ресурсный центр профильного вуза: синергетический эффект сетевого взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
443
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИКА / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ШКОЛА ИСКУССТВ / ПРОФИЛЬНЫЙ ВУЗ КУЛЬТУРЫ / SYNERGETICS / SYNERGETIC APPROACH / NETWORK COOPERATION / ART SCHOOL / ART-ORIENTED HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калимуллина О. А.

Данная статья это проведенный авторский анализ сетевого взаимодействия детских школ искусств и профильных вузов культуры. В статье рассматриваются основные аспекты, позволяющие выстраивать единую систему с опорой на синергетические принципы в системе дополнительного образования, выявляются основные проблемы взаимодействия школа-вуз-школа. Предлагаются эффективные пути решения выявленных проблем с точки зрения практического взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Childrens’ art school as a resource centre of art-oriented higher education institutions: synergistic effect of networking

This article is carried out as the author's network cooperation of children's art schools and specialized universities of culture analysis. The article discusses the main aspects, allowing to construct a single system based on the synergetic principles in the system of continuing education, identifies the main problems of interaction between school, University and school. It also suggests effective solutions to the identified problems in terms of practical cooperation.

Текст научной работы на тему «Детская школа искусств как ресурсный центр профильного вуза: синергетический эффект сетевого взаимодействия»

6. Блог Ирины Чулковой «Методкомпот» .- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.facebook.com/groups/719431064801323/permalink/19336888 (дата обращения: 10.12.2018)

7. Чтение пользователей муниципальных библиотек Татарстана: Итоги социологического исследования / сост. Э.Г. Хусаинова, отв. ред. И.Г. Хадиев.- Казань: Милли китап, 2017.- 68 с.

8. Чтение пользователей муниципальных библиотек Татарстана: Итоги социологического исследования / сост. Э.Г. Хусаинова, отв. ред. И.Г. Хадиев.- Казань: Милли китап, 2018.- 80 с.

9. Бабина Д.И. Отношение молодежи к чтению: итоги социологического исследования // Литературное и читательское развитие в условиях библиотек: Сборник материалов седьмой межрегиональной Школы инноватики.- Челябинск, 2017.- С. 39-46.

10. Равинский Д.К. Воздвигать или рушить барьеры // Библиотечное дело. - 2009. - № 12. - C.

10-15.

11. Доклад Владимира Мединского о состоянии и перспективах развития библиотек в регионах на заседании Правительства 9 ноября 20126 года.- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/news/25226/ (дата обращения: 10.12.2018)

12. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://government.ru/media/files/Qx1KuzCtzwmqEuy7OA5XldAz9LMukDyQ.pdf (дата обращения:

24.12.2017)

13. На культурном форуме в Петербурге предложили создать концепцию развития библиотек.-[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/5799050 (дата обращения:

10.12.2018)

References

1. Chubar'yan O.S. CHelovek i kniga: Social'nye problemy chteniya.- M.: Nauka, 1978.- 112s.

2. Afanas'ev M.D. Za knigoj: Mesto chteniya v zhizni rabochego.- M.: Kniga, 1987.- 128s.

3. Butenko I.A. Kniga i chtenie na iskhode HKH veka. - M.: Nauka,1997. - 140s.

4. Kniga i chtenie v zerkale sociologii /Gos. b-ka SSSR im.V.I. Lenina. - M., 1990. - 208s.

5. Kalegina O.A. Prodvizhenie chteniya v processe bibliotechno-informacionnogo obsluzhivaniya / / Formi-rovanie ehkologicheskoj kul'tury - global'nyj trend sovremennosti: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj Godu ehkologii v Rossii, 4-5 dekabrya 2017 g. - Kazan': Izd-vo KazGIK, 2018. -S.123-127

6. Blog Iriny Chulkovoj «Metodkompot» .- [Electronic source]. - Access: https://www.facebook.com/groups/719431064801323/permalink/19336888 (date of access: 10.12.2018)

7. Chtenie pol'zovatelej municipal'nyh bibliotek Tatarstana: Itogi sociologicheskogo issledovaniya / sost. EH.G. Husainova, otv. red. I.G. Hadiev.- Kazan': Milli kitap, 2017.- 68 s.

8. Chtenie pol'zovatelej municipal'nyh bibliotek Tatarstana: Itogi sociologicheskogo issledovaniya / sost. EH.G. Husainova, otv. red. I.G. Hadiev.- Kazan': Milli kitap, 2018.- 80 s.

9. Babina D.I. Otnoshenie molodezhi k chteniyu: itogi sociologicheskogo issledovaniya / / Literaturnoe i chitatel'skoe razvitie v usloviyah bibliotek: Sbornik materialov sed'moj mezhregional'noj SHkoly innovatiki.-CHelyabinsk, 2017.- S. 39-46.

10. Ravinskij D.K. Vozdvigat' ili rushit' bar'ery // Bibliotechnoe delo. - 2009. - № 12. - C. 10-15.

11. Doklad Vladimira Medinskogo o sostoyanii i perspektivah razvitiya bibliotek v regionah na zasedanii Pravitel'stva 9 noyabrya 20126 goda.- [Elektronic source]. - Access: http://government.ru/news/25226/ (data of address: 10.12.2018)

12. Koncepciya programmy podderzhki detskogo i yunosheskogo chteniya v Rossijskoj Federacii.- [Electronic source]. - Access: http://government.ru/media/files/Qx1KuzCtzwmqEuy7OA5XldAz9LMukDyQ.pdf (date of access: 24.12.2017)

13. Na kul'turnom forume v Peterburge predlozhili sozdat' koncepciyu razvitiya bibliotek.- [Electronic source]. - Access: https://tass.ru/obschestvo/5799050 (date of address: 10.12.2018)

УДК 37.014(470)

О.А.Калимуллина

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ КАК РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПРОФИЛЬНОГО ВУЗА: СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Данная статья - это проведенный авторский анализ сетевого взаимодействия детских школ искусств и профильных вузов культуры. В статье рассматриваются основные аспекты, позволяющие выстраивать единую систему с опорой на синергетические принципы в системе дополнительного образования, выявляются основные проблемы взаимодействия школа-вуз-школа. Предлагаются эффектив-

ные пути решения выявленных проблем с точки зрения практического взаимодействия.

Ключевые слова: синергетика, синергетический подход, сетевое взаимодействие, школа искусств, профильный вуз культуры.

Olga A.Kalimullina CHILDRENS' ART SCHOOL AS A RESOURCE CENTRE OF ART-ORIENTED HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS: SYNERGISTIC EFFECT OF NETWORKING. This article is carried out as the author's network cooperation of children's art schools and specialized universities of culture analysis. The article discusses the main aspects, allowing to construct a single system based on the synergetic principles in the system of continuing education, identifies the main problems of interaction between school, University and school. It also suggests effective solutions to the identified problems in terms of practical cooperation.

Key words: synergetics, synergetic approach, network cooperation, art school, art-oriented higher education institution.

Итак, хотелось бы начать с научного понятия снергетический эффект. Что же это такое и почему, на мой взгляд, именно с позиции синергетики целесообразно рассматривать взаимодействие между детскими школами искусств и профильными вузами.

«Синергетический эффект применим к проблематике педагогических систем, в основе которых лежит творческий процесс. Одна из главных задач педагогики - обучение, воспитание, развитие и саморазвитие ребенка, подростка как человека культуры. При этом часто воспитание переходит в самовоспитание, обучение в самообучение и образование в самообразование. Переход ребенка, подростка «организуемого» в «самоорганизующуюся» личность носит нелинейный характер»[3]. Процесс обучения в ДШИ и в вузе искусств подобен рождению порядка из беспорядка. Что касается социокультурной системы Детских школ искусств, то взаимоотношения в ней носят нелинейный, но творческий характер.

Главная особенность сетевого взаимодействия профильного вуза культуры и ДШИ c учетом синергетического эффекта в современных условиях состоит в том, чтобы интегрировать возможности и потребности ДШИ и вуза, обеспечив развитие в данном сегменте моти-вационно-потребностных установок в творчестве, создать условия для удовлетворения основных творческих потребностей со стороны школы и вуза, сформировав главный компонент творческого взаимодействия ДШИ-ВУЗ - целеполагания творческой деятельности и сформи-рованности умения применять основные творческие знания и навыки на практике.

С уверенностью можно утверждать, что синергетический эффект взаимодействия между вузом культуры и ДШИ заключается в возможности моделирования процесса эффективного решения основных отраслевых задач как вуза так и Школ искусств. Выявить проблемы, волнующие на сегодняшний день как вуз так и ДШИ.

Известно, что социологические и психолого-педагогические концептуальные положения о фактах и закономерностях воздействия воспитательной системы на подростков в учреждениях дополнительного образования, представлены в трудах Л. В. Байбородовой, Н. М. Борытко,В. А. Караковского, И. Г. Николаева, Л. И. Новиковой, С. Д. Полякова, М. И. Рожкова, Т. И. Шамовой, И. И. Фришман и др.

Разработка теоретико-методологических проблем социально-культурной деятельности, в том числе в подростковом и студенческом коллективе, посвящены исследования М. А. Ариарского, Е. И. Григорьевой, А. Д. Жаркова, Т. Г. Киселевой, Ю. Д.Красильникова, Р. А. Литвак, В. С. Русановой, В. М. Рябкова, Е. Ю. Стрельцовой, Ю. А. Стрельцова, Т. П. Степановой, В. Я. Суртаева, Д.В. Шамсутдиновой, Н. Н. Ярошенко и др.

И решая поставленный вопрос о сетевом взаимодействии Школы искусств и профильного вуза культуры, необходимо сначала разграничить особенности современной системы дополнительного образования и современного вуза культуры.

Современный вуз - быстро формирующийся организм, включающийся во все инновационные преобразования с учетом меняющейся парадигмы как в культурном так и образовательном поле.

Трудоустройство студентов вуза культуры -основная задача, которая может быть выведена в ранг определенной проблемы, так как в сфере культуры очень небольшие зарплаты, а как известно современная молодежь ориентирована на определенные экономические показатели, которые часто являются завышенными, хотя и обоснованными. «Синергетика исходит из принципа эволюционирования окружающего мира по нелинейным законам. В широком смысле эта идея может быть выражена в многовариантности или альтернативности выбора современного выпускника вуза культуры»[3,с.22].

«Сегодня проводя анализ современных ДШИ можно сделать вывод, что основными проблемами в поле школ искусств стали следующие:

- не стало четкой позиции на решение задач ранней профессиональной ориентации обучающихся;

- ежегодно уменьшается количество детей, обучающихся в ДШИ по программам академической направленности;

- во многих субъектах страны ДШИ стали финансироваться по остаточному принципу, что привело к ухудшению материально-технического состояния этих образовательных учреждений;

- у преподавателей ДШИ стала утрачиваться нацеленность на подготовку выпускника как будущего абитуриента вуза культуры, владеющего необходимыми навыками и умениями для продолжения образования;

- снизился социальный статус педагогических работников по отношению к учителям общеобразовательных школ;

- и конечно - низкая мотивационная составляющая, заработная плата преподавателей ДШИ совсем не интересна выпускникам вузов культуры, которые по логике должны выстраиваться в очередь, чтобы стать преподавателем ДШИ»[1].

В нормативных документах, регламентирующих роль учебных заведений культуры подчеркивается значение культуры подрастающего поколения в целом и развитие различных видов творческой активности в частности. Например, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, культуре отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала»[3]. В Законе Российской Федерации от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» государство закрепляет право каждого человека на все виды творческой деятельности. 25 декабря 2014 г. В. В. Путин утвердил «Основы культурной политики России» и отметил, что «культура - это главное, что дает любое общество, любой народ... Нам предстоит на деле вывести культуру на высоту общественного предназначения, добиться, чтобы она действительно стала естественным регулятором жизни, определяла поведение, поступки людей, влияла на их отношение к своей стране, семье, воспитанию детей».

В современной ситуации роль системы ДШИ необходимо кардинально пересмотреть.

Современные ДШИ должны стать звеном, обязательным сегментом целостной системы художественного образования, как когда-то это было.

Говоря о синергетическом эффекте в сетевом взаимодействии, в своем выступле-

нии я придерживаюсь классификации основных принципов синергетики.

«Среди положений синергетики в педагогической деятельности отмечаются следующие: условием динамического развития системы является наличие в ее структуре неустойчивых, неравновесных состояний; поле путей развития системы содержит альтернативы и определяется внутренними свойствами системы; определяющими для перехода системы на новый уровень развития могут стать малые воздействия; механизмы синергетического управления строятся на принципе резонанса внутренних свойств системы и слабых воздействий. В современной педагогической науке выделяют три важнейшие составляющие использования идей синергетики в образовании: дидактические аспекты адаптации идей синергетики в содержании образования; использование их в моделировании и прогнозировании развития образовательных систем; применение в управлении учебно-воспитательным процессом. Синергетический подход к формированию творческой направленности личности - новая неизученная область социокультурного знания, и мы доказываем, что он должен опираться на положения синергетического подхода. Досуговая сфера, это та область, где через хаос появляется истина, через творческий беспорядок - творческий шедевр»[3, с19].

Известно, чтобы школы искусств развивались в ногу с постоянно меняющейся парадигмой в образовании, необходимо:

1. Реализовывать предпрофессиональные и общеразвивающие программы для того, чтобы максимально привлекать подрастающее поколение к современным направлениям творческой деятельности;

2. Развивать у детей и подростков комплекс различных творческих способностей, формирующих творческий потенциал и соответствующих требованиям, предъявляемым высшими

и средним учебными учреждениями по профилю подготовки;

3. Максимально полно взаимодействовать с профильными вузами для того, чтобы выявить и в дальнейшем продвигать творческую направленность в профессиональном становлении детей и подростков по выбранному ими художественно-творческому направлению;

4. Необходимо расширять географию деятельности сетевого взаимодействия системы — организацию культурно-просветительской работы, всесоторнюю интеграцию форм и методов творческого развития в иные сферы общественной жизни;

5. Выстраивать систему профессиональной подготовки кадров для ДШИ с учетом синер-гетического эффекта, по предварительному Госзаказу.

Анализируя современную парадигмальную ситуации в системе дополнительного образования, изучая тенденции, проблемы, перспективы, следует признать несоответствие существующих форм обучения современному состоянию общества.

Уверена, что для более эффективного сетевого взаимодействия профильного вуза и школ искусств необходимо разработать ряд мер, способствующих наиболее полному и всестороннему раскрытию творческого потенциала и профессиональной направленности школ в процессе создания инновационной модели сотрудничества:

- необходима разработка и внедрение единых государственных стандартов и требований к профессиональным и социокультурным компетенциям педагогических работников школ искусств, при этом данную категорию педагогов необходимо уравнять по социальному статусу с учителями общеобразовательных школ в части нормы педагогической нагрузки, уровня заработной платы, льгот при устройстве на работу в ДШИ;

- должна быть разработана и внедрена система материальной (надбавки, премии) мотивации за:

1) преподавание предпрофессиональных программ;

2) прохождение добровольной аттестации педагогическими работниками ДШИ;

3) «прохождение программы переподготовки и повышения квалификации в средних и высших образовательных учреждениях соответствующего профиля.

- создана система профессиональной творческой мотивации (выдвижение на конкурсы, гранты, предоставление возможности реализации авторских методик и т.п.);

- должна осуществляться подготовка профессионально грамотных творчески направленных педагогических кадров в области искусства в высших учебных заведениях, которые смогли бы реализовывать профессиональные программы в области искусства;

- ввести практику повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки педагогических работников системы на базе существующих учреждений дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и переквалификации кадров; разработать соответствующие методики, рекомендации и программы»;

- соответствующие структуры должны укреплять и развить систему организаций, осуществляющих методическое обеспечение образовательного процесса в ДШИ (методические региональные центры, ресурсные центры), предусматривая, что проведение процедуры аттестации педагогических работников ДШИ должно осуществляться с участием органов власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере культуры;

- необходимо общеобразовательные школы, в которых есть профильные творческие классы и ДШИ сделать базами педагогической практики для соответствующих студентов творческих средних и высших образовательных учреждений.

В свете заявленной проблемы, считаю необходимым остановиться на ряде вопросов, которые, на мой взгляд, могут кардинально преломить сложившуюся на сегодняшний день ситуацию по взаимодействию вузов культуры и школ искусств.

Сегодня существуют ряд противоречий, требующих экстренного решения.

На сегодняшний день в вузах культуры сложилась ситуация, что по окончании вуза не все выпускники имеют возможность трудоустроиться по специальности в государственные учреждения, хотя в ДШИ существует определенный кадровый голод.

В современных ДШИ постоянно открываются новые направления, перспективные инновационные, а преподавателей, способных их развивать нет, хотя известно, что и вузы культуры не стоят на месте, открывая все новые и новые специальности, такие как звукорежиссура , кинооператорское искусство, краеведение и т.п. эти направления, как известно, очень востребо-

ванные в системе современных ДШИ.

Однако, необходимо отметить и тот факт, что на примере синергетического сотрудничества между КазГИК и школой им. Балакирева существует определенное синергетическое сетевое взаимодействие.

На примере основного здания школы и филиалов можно сказать, что взаимодействие происходит по следующим направлениям:

- наши выпускники активно работают почти во всех филиалах и в основном здании;

-проводимые институтом курсы повышения квалификации для работников социокультурной сферы посетили около 90% преподавателей ДШИ;

- в проводимых в вузе Международных и всероссийских конкурсах по различным направлениям (хореография, театр, музыкальное направление) с удовольствием участвуют коллективы ДШИ им. Балакирева.

И подводя итог необходимо сказать, что именно сетевое взаимодействие между Школой искусств и вузом культуры обладает синергетическим эффектом, так как именно в процессе данного взаимодействия работают все механизмы педагогической синергетики.

Литература

1.Никитин, А.А. Концепция развития детских школ искусств Российской Федерации: мнение специалиста. /А.А. Никитин// Внешкольник: дополнительное образование и социальное воспитание детей: - 2013.-№5. С.16.

2. Проект концепции развития детских школ искусств в РФ. //Внешкольник: дополнительное образование и социальное воспитание детей: -2013.-№5. С. 3.

3.Калимуллина, О.А. Формирование творческой направленности студенческой молодежи в условиях досуговой деятельности: синергетический подход: автореф. дисс... д-р. пед. наук // О.А.Калимуллина - Казань, 2014. - 42с.

References

1.Nikitin, A.A. Koncepciya razvitiya detskih shkol iskusstv Rossijskoj Federacii: mnenie spe-cialista. /A.A. Nikitin// Vneshkol'nik: dopolnitel'noe obrazovanie i social'noe vospitanie detej: - 2013.-№5. S.16.

2. Proekt koncepcii razvitiya detskih shkol iskusstv v RF. //Vneshkol'nik: dopolnitel'noe ob-razovanie i social'noe vospitanie detej: -2013.-№5. S. 3.

3. Kalimullina, O.A. Formirovanie tvorcheskoj napravlennosti studencheskoj molodezhi v uslo-viyah dosugovoj deyatel'nosti: sinergeticheskij podhod: avtoref. diss. d-r. ped. nauk // O.A.Kalimullina - Kazan', 2014. - 42s.

УДК 351

О.А.Калимуллина, Н.Н.Гребенкина

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

В статье рассматриваются возможности социального взаимодействия в сфере противодействия коррупции выпускников вузов по направлениям подготовки Социально-культурная деятельность и Юриспруденция на основании приобретенных профессиональных компетенций в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, антикоррупционное просвещение, образовательная среда, антикоррупционная компетентность, противодействие.

Olga A.Kalimullina, Natalya N.Grebenkina SOCIAL INTERACTION IN THE SPHERE OF COUNTERACTION CORRUPTION AS AN ELEMENT OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF UNIVERSITY GRADUATES. In article deals the possibilities of social interaction in the field of counteraction corruption of University graduates in the areas of Socio-cultural activities and Jurisprudence on the basis of acquired professional competencies in the framework of the implementation of the Federal state educational standards of new generation are discussed.

Keywords: socio-cultural activities, anti-corruption education, educational environment, anti-corruption competence, counteraction.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коррупция - специфическое социальное явление, которое может развиваться во времени, проявляться в различных сферах общественной жизни и зависеть от формы организации современного общества.

Коррупция в России препятствует развитию экономики, демократических институтов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.