Научная статья на тему 'ДЕТСКАЯ ОНКОЛОГИЯ: АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ, СМЕРТНОСТЬ, ИНВАЛИДИЗАЦИЯ) И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОРЯДКА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ'

ДЕТСКАЯ ОНКОЛОГИЯ: АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ, СМЕРТНОСТЬ, ИНВАЛИДИЗАЦИЯ) И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОРЯДКА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ОНКОЛОГИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шипова В.М., Рыков М.Ю.

Представлен анализ изменений основных показателей, характеризующих медицинскую помощь детям с онкологическими заболеваниями (заболеваемость, смертность, инвалидизация, число коек) и обзор действующей нормативной правовой базы по труду и онкологической помощи населению. Предложено научное обоснование изменений нормативно-правовой базы Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDIATRIC ONCOLOGY: ANALYSIS OF THE MAIN INDICATORS (MORBIDITY, MORTALITY, DISABILITY) AND WAYS TO IMPROVE MEDICAL CARE

The study analyzes changes in pediatric oncology (morbidity, mortality, disability, number of beds) and presents an overview of the current regulatory framework for labor and oncological care for the population and proposes scientific justification for changes in the legal framework of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКАЯ ОНКОЛОГИЯ: АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ, СМЕРТНОСТЬ, ИНВАЛИДИЗАЦИЯ) И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОРЯДКА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ»

DOI: 10.26347/1607-2502202207-08046-054

ДЕТСКАЯ ОНКОЛОГИЯ: АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ, СМЕРТНОСТЬ, ИНВАЛИДИЗАЦИЯ) И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОРЯДКА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Представлен анализ изменений основных показателей, характеризующих медицинскую помощь детям с онкологическими заболеваниями (заболеваемость, смертность, инвалиди-зация, число коек) и обзор действующей нормативной правовой базы по труду и онкологической помощи населению. Предложено научное обоснование изменений нормативно-правовой базы Российской Федерации.

Ключевые слова: детская онкология, организация здравоохранения, нормативно-правовая база

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

Финансирование: исследование не имело спонсорской поддержки.

Для цитирования: Шипова В.М., Рыков М.Ю. Детская онкология: анализ основных показателей (заболеваемость, смертность, инвалидизация) и пути совершенствования порядка оказания медицинской помощи. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2022; 7-8: 46-54. DOI: 10.26347/1607-2502202207-08046-054

PEDIATRIC ONCOLOGY: ANALYSIS OF THE MAIN INDICATORS (MORBIDITY, MORTALITY, DISABILITY) AND WAYS TO IMPROVE MEDICAL CARE

The study analyzes changes in pediatric oncology (morbidity, mortality, disability, number of beds) and presents an overview of the current regulatory framework for labor and oncological care for the population and proposes scientific justification for changes in the legal framework of the Russian Federation.

Keywords: pediatric oncology, healthcare organization, legal framework

Conflict of interest: The authors declare no competing interest Funding: the study had no funding.

For citation: Shipova VM, Rykov MYu. Pediatric oncology: analysis of the main indicators (morbidity, mortality, disability) and ways to improve medical care. Health Care Standardization Problems. 2022; 7-8: 46-54. DOI: 10.26347/1607-2502202207-08046-054

В.М. Шипова1, М.Ю. Рыков12

1 ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья

им. H.A. Семашко», Москва, Россия

2 ФГБОУ ВО «Тверской государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Тверь, Россия

Prof. Valentina Shipova1, Maxim Rykov1,2

1 N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia

2 Tver State Medical University, Tver, Russia

Действующий Порядок оказания онкологической медицинской помощи детям утвержден 10 лет тому назад1.

В последующий период времени произошли определенные изменения как в системе нормирования труда, так и в заболеваемости и планировании онкологической помощи взрослому и детскому населению [1—3].

1 Приказ Минздрава России от 31.10.2012 № 560н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «детская онкология». URL: https://base.garant.ru/70346920/

Изменения в системе нормирования труда связаны с утверждением в 2013 г. приказов Минтруда России, носящих межотраслевой характер 2

2 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.05.2012 № 235 «Об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда» URL: https:// base.garant.ru/70413700/; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.09.2013 № 504 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях» URL: https://base.garant.ru/70520216/

[2, 3]. В документах рекомендуется проводить пересмотр типовых отраслевых норм труда каждые 5 лет с даты их утверждения, а также при изменении организации труда, внедрении новой техники и технологии. Утверждение приказа о Порядках в 2012 г. и, если следовать Рекомендациям Минтруда России, пересмотр этих документов необходимо было провести в 2017 г. Но такого пересмотра проведено не было ни в указанный период времени, ни в последующие годы.

Рассматриваемые изменения в заболеваемости и фактическом развитии онкологической помощи населению основаны на анализе информации, содержащейся в статистических сборниках Росстата [1, 2]. Эти данные не по всем позициям отражают показатели, рассчитанные на один и тот же контингент детского населения. Так, если данные по заболеваемости выделяют возрастные группы 0—14 лет и 15—17 лет, то показатели инвалидности рассчитаны на всех детей 0—17 лет. Сравнение ряда показателей, определенных на все население, с аналогичными данными на детей позволяет выявить различия и характерные черты в динамике развития медицинской помощи детскому населению.

Фактическое число коек, указанное в сборниках, определяет эти данные по всему коечному фонду и по отдельным профилям коек, в том числе и по общему числу онкологических коек, но без дифференциации на взрослых и детей. Численность врачей, указанных в сборниках, сгруппирована по 14 специальностям, среди которых врачи-онкологи как самостоятельная специальность отсутствуют. Ранее информация о численности врачей всех специальностей содержалась в ежегодно издаваемых и публикуемых в открытой печати материалах ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России [3]. Однако с 2021 г. эти публикации прекращены.

Планово-нормативные показатели общего объема медицинской помощи определяются ежегодно утверждаемыми Постановлениями Правительства Российской Федерации о Программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ПГГ) на тот или иной год и последующий 2-летний период времени, а дифференциация этих данных — соответствующими письмами Минздрава России о формировании и экономическом обосновании территориальных программ государственных гарантий (ТПГГ) [4, 5].

Заболеваемость, инвалидность, смертность. Заболеваемость новообразованиями на фоне общей заболеваемости населения отражена в табл. 1 [6].

Общее число зарегистрированных заболеваний в 2019 г. по сравнению с 2010 г. выросло на 4,2%, а по новообразованиям — на 25,2% [6]. В 2020 г. эти показатели уменьшились. Примерно такая же динамика характерна и для заболеваний с диагнозом, установленным впервые в жизни. Уменьшение данных показателей в 2020 г. по сравнению с предыдущим периодом времени объясняется прежде всего заболеваемостью новой коронавирусной инфекцией СОУГО-19 и периодически возникающими ограничениями в оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях, в профилактической работе [6]. Так, например, в 2020 г. число профилактических осмотров детей 0—17 лет составило менее 70% от числа подлежащих осмотрам, а в 2019 г. эта цифра приближалась к 95%.

Заболеваемость детского населения (общая и по новообразованиям) представлена на рис. 1, который, как и последующие рисунки, изображен на полулогарифметической масштабной сетке, что позволяет наглядно показать динамику изменений и провести сопоставления в ряду цифр, отличающихся друг от друга в десятки и сотни значений [6].

Отмечается более значительный подъем показателей по новообразованиям с 2005 г. по 2010 г. (на 30%) по сравнению с данными увеличения общей заболеваемости детей (около 10%). Спад показателей в 2020 г. объясняется также как и данные по заболеваемости всего населения, вли-

Таблица 1 Заболеваемость населения: общая и по новообразованиям (на 100 тыс. населения)

Наименование показателя Величина показателя по годам

2010 2019 2020

Зарегистрировано заболеваний у пациентов

Все болезни 158 320,2 164 899,4 156 419,2

из них новообра- 4093,1 5122,9 4869,8

зования

в том числе с диагнозом, установленным впервые

в жизни

Все болезни 78 003,6 78 024,3 75 989,7

из них новообра- 1078,1 1188,3 983,3

зования

1000000 100000 10000 1000 100 10 1

171775 188687 177581

174694 172455 148679

341,0

444,0

478,0

469,0

493,0

408,0

■ Всего

2005

2010

2015

2018

2019

2020

Рис. 1 Динамика общей заболеваемости и заболеваемости злокачественными новообразованиями детей 0—14 лет (на 100 тыс. детей 0—14 лет) в 2005—2020 гг.

Смертность детей по всем причинам уменьшается, в том числе и по новообразованиям (рис. 4) [1, 8].

Однако темпы снижения показателя различны. Так, если общая смертность уменьшилась с 120,1 до 44,6 случаев на 100 тыс. детей (на 63%), то смертность по новообразованиям — с 4,8 до 2,8 (на 42%) [9].

Существующая статистика здравоохранения не дифференцирует коечный фонд по онкологии на взрослых и детей. Сравнения динамики общего коечного фонда и онкологических коек показывают разные тенденции. Так, общий коечный фонд уменьшался вплоть до 2019 г.; в 2020 г. увеличился в основном за счет дополнительного

1000000 100000 10000 1000 100 10

111452 135764 137384 136020 134160 121890

313,0 386,0 501,0 523,0 548,0 464,0

Всего

2005 2010 2015 2018 2019 2020

Рис. 2 Динамика общей заболеваемости и заболеваемости злокачественными новообразованиями детей 15—17 лет (на 100 тыс. детей 15—17 лет) в 2005—2020 гг.

янием заболеваемости СОУГО-19 на посещаемость и обращаемость детей в амбулаторно-по-ликлинические организации [1, 6].

Динамика заболеваемости детей 15—17 лет характеризуется примерно такими же трендами, только с несколько большей выраженностью. Так, подъем заболеваемости по всем болезням с 2005 г. по 2019 г. составляет 20%, а по новообразованиям — 75% (рис. 2) [6].

Одной из характеристик состояния здоровья является инвалидность. Инвалидность детей по всем болезням носит достаточно устойчивый характер, и ее рост за годы наблюдений составил 3,3% (рис. 3). Иная ситуация сложилась по инвалидности в связи с новообразованиями. Так, отмечается ежегодный прирост данных, а общий рост за годы наблюдений составил 41% [1, 7].

1000

100

10

198 188,4 188,5 195 199,7 204,5

5,4 5,5 Н- 6,4 Всего -1— 7,0 - 7,2 -Н 7,6

2005 2010

2015

2018

2019 2020

Рис. 3 Динамика общей численности детей-инвалидов и численности детей-инвалидов в связи с онкологическими заболеваниями в возрасте 0—17 (на 10 тыс. детей 0—17 лет) в 2005—2020 гг.

1000

10

Всего

120,1

2005 2010

2015

2018

2019 2020

Рис. 4 Динамика смертности детей от всех причин и от новообразований (на 100 тыс. детей) в 2005—2020 гг.

1000

2,7 2,8 3,0 3,1 3,1 3,2

2005 2010 2015 2018 2019 2020

Рис. 5 Динамика изменений общего коечного фонда и онкологических коек (взрослых и детских) в Российской Федерации: всего и по онкологии (на 10 тыс. населения) в 2005—2020 гг.

развертывания коек для госпитализации больных с новой коронавирусной инфекцией. На этом фоне число онкологических коек постоянно увеличивалось и даже в 2020 г. при уменьшении общей обеспеченности населения коечным фондом обеспеченность населения онкологическими кой -ками продолжала увеличиваться (рис. 5).

Планово-нормативные данные по медицинской помощи в амбулаторных условиях традиционно выражались в числе посещений. С 2013 г. осуществлен переход на новый объемный и финансовый показатель амбулаторно-поликлинической медицинской помощи — обращение по поводу заболеваний. С этого периода времени планово-нормативные данные ни в числе обращений, ни в числе посещений по отдельным врачебным специальностям, в том числе и по онкологии, не приводятся [10].

Сравнительные данные по планово-нормативным показателям по числу случаев госпитализации по онкологии, указанные в ПГГ и ТПГГ последних лет, представлены в табл. 2.

ПГГ предусматривает увеличение планово-нормативных данных, а ТПГГ, напротив, — уменьшение.

В ТПГГ наряду со случаями госпитализации приводятся данные по средней длительности пребывания пациентов и по числу койко-дней. Планирование развития сети медицинских организаций, внесение тех или иных изменений в этот процесс проводится, как правило, по числу коек. Обеспеченность населения коечным фондом приводится в статистических сборниках, од-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нако группировка этих данных не полностью совпадает с указанными в ТПГГ видами медицинской помощи.

Для сравнения фактического развития коечного фонда с планируемыми данными число кой-ко-дней, указанное в ТПГГ, нами переведено в число коек. Расчеты осуществлялись по алгоритму, постоянно представляемому в ТПГГ, с учетом определенной коррекции методики [11].

На первом этапе расчетов определен плановый оборот койки в году (табл. 3).

Плановый оборот койки в году (Б) рассчитывается по формуле:

Е =

365 -1

Т +

где tx — среднее время простоя койки на ремонт (10—15 дней); t0 — простой койки в связи с оборотом, то есть время, необходимое для санации койки после выписки больного и приема больного и время ожидания госпитализации; Т — средняя длительность пребывания больного на койке [11].

При расчетах принято среднее время простоя койки из-за ремонта, равное 12,5 дней, как среднее из величин, рекомендуемых в ТПГГ (10—15 дней).

Следующий этап расчета состоит в определении планово-нормативного числа коек (К) на 10 тыс. населения, рассчитываемого по формуле:

К = (А х 10)/(365 - 12,5 - t х Е),

Таблица 2

Планово-нормативные данные по числу случаев госпитализации по онкологии

Год ПГГ на 1 застрахованное лицо ТПГГ на 1000 жителей

2020 0,01001 10,01

2021 0,010576 9,1

2022 0,010582 8,79

Таблица 3

Расчеты планового оборота онкологической койки

Планиру- Средняя

емый пе- длитель-

риод (год) ность

2020 10,8

2021 10,8

2022 10,8

Расчеты

(366 - 12,5)/(10,8 + 1) = 30,0 (365 - 12,5)/(10,8 + 1) = 29,9 (365 - 12,5)/(10,8 + 1) = 29,9

где А — число койко-дней на 1000 населения; t— время простоя койки в связи с ее оборотом; Е — оборот койки в году [11].

Планово-нормативный показатель числа койко-дней, устанавливаемый в ТПГГ, рассчитан на 1000 населения, а число коек в статистических сборниках и в практике здравоохранения определяется на 10 тыс. населения. В связи с этим в числитель формулы введен показатель, равный 10 (табл. 4).

Расчеты на 2021 г. проведены в двух вариантах. Так как в ТПГГ на 2021 г. при расчетах планового числа койко-дней допущены арифметические ошибки, причем не только по онкологии, но и по большинству других профилей отделений [6, 12]. В связи с этим число коек рассчитано с учетом как данных ТПГГ, так и итогов наших расчетов числа койко-дней. Данные табл. 4 показывают уменьшение планового числа онкологических коек с 3,34 на 2020 г. до 2,94 коек на 10 тыс. населения на 2022 г. Соотношения фактического и планового числа онкологических коек представлено на рис. 6.

Фактически развернутый коечный фонд по онкологии с 2010 г. по 2018 г. включительно превышал плановые показатели, в 2019 г. эти показатели сравнялись. В дальнейшем, в 2020 г. плановые показатели несколько превысили фактические показатели, планы на последние 2 года предусматривают сокращение обеспеченности населения онкологическим коечным фондом [13, 14].

Таким образом, рассмотренная динамика заболеваемости, инвалидности, смертности населения от новообразований не дает оснований для планируемого уменьшения обеспеченности населения коечным фондом по онкологии.

Рис. 6 Динамика изменений фактических и расчетных планово-нормативных показателей числа онкологических коек (на 10 тыс. населения) в 2005—2020 гг.

Порядки оказания онкологической помощи. В настоящее время действуют 2 приказа о Порядках оказания медицинской помощи по он-

«3 4

кологии: для детей и для взрослого населения . С 1 сентября 2022 г. вступает в силу новый приказ по детской онкологии и гематологии5.

Анализ указанных приказов содержит, как и подавляющее число документов такого рода, следующие системные ошибки в части норм труда:

1. Отсутствие указаний на расчетный способ установления и применения норм труда.

Приложения к приказам, в которых отражены нормы труда, названы как рекомендуемые штатные нормативы. Нормы численности в здравоохранении представлены в виде штатных нормативов и типовых штатов. Штатные нормативы используются при нормировании труда медицинских работников, и в нормативной записи содержатся слова: «должность устанавливается из расчета...». Например, должности врачей-онкологов амбулаторного приема устанавливаются из

3 Приказ Минздрава России от 31.10.2012 № 560н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «детская онкология». URL: https://base.garant.ru/70346920/

4 Приказ Минздрава России от 19.02.2021 № 116н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях». URL: https://base.garant.ru/400533605/

5 Приказ Минздрава России от 05.02.2021 № 55н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «детская онкология и гематология». URL: https://base.garant.ru/400457103/

Таблица 4

Расчеты планового числа коек (на 10,0 тыс. населения)

Планиру- Число койко-

емый пе- дней на Расчеты

риод (год) 1000 жителей

2020 108,11 (108,11 х 10)/(366 - 12,5 -

- 1 х 30,0) = 3,34

2021 98,41 (98,41 х 10)/(365 - 12,5 -

(по ТПГГ) - 1 х 29,9) = 3,05

98,28 (98,28 х 10) /(365 - 12,5 -

(по расчетам) - 1 х 29,9) = 3,05

2022 94,932 (94,932 х 10)/(365 - 12,5 -

- 1 х 29,9) = 2,94

расчета 0,2 должности на 10 тыс. прикрепленного городского населения, должности врачей-онкологов для работы в стационаре устанавливаются из расчета 1 должность на 25 коек6. Типовые штаты используются при нормировании труда немедицинского персонала, нормативы устанавливаются, как правило, на учреждение или подразделение в целом. Например, должность заведующего канцелярией устанавливается в учреждениях, отнесенных к I—II группам по оплате

« 7

труда руководителей .

В современных нормативных правовых документах в нормативной формулировке не указан расчетный способ установления должностей, что может привести к неоднозначной трактовке норм труда. Например, должность врача-детского онколога по приказу Минздрава России от 31 октября 2012 № 560н3 устанавливается следующим образом: 1 на 6 коек (п.2 Приложения № 3). Следовательно, и на 6 коек, и на 9 коек может быть установлена только одна должность врача, что приведет к разной нагрузке. Если в нормативной записи были бы включены слова «из расчета», то на 9 коек можно установить 1,5 должности.

Таким образом, в нормативную запись норматива численности должностей медицинских работников необходимо включить указания на расчетный способ формирования нормы труда.

2. Нарушение номенклатур должностей8, специальностей 9, коечного фонда по профилям медицинской помощи.

6 Приказ Минздрава СССР от 06.04.1987 № 500 «Штатные нормативы медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь онкологических диспансеров, диспансерных отделений и кабинетов» (п.1.1.1.1 и п. 1.1.2.1). URL: https:// base.garant.ru/4172840/

7 Приказ Минздрава России от 09.06.2003 № 230 с последующими изменениями «Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» (п. 1.1.13). URL: https://base.garant.ru/4179442/

8 Приказ Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» URL: https://base.garant.ru/70344038/

9 Приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н

«Об утверждении Квалификационных требований к

медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»» URL: https://base.garant.ru/71231064/

Соблюдение номенклатур является необходимым условием составления штатного расписания медицинской организации, записи в трудовую книжку, организации труда, соблюдения режима труда и отдыха, пенсионного обеспечения и т. д. Тем более такие нарушения не допустимы в нормативных правовых документах. К сожалению, несмотря на критические замечания в публикациях [15, 16], в действующих нормативных правовых документах по здравоохранению, в том числе и по оказанию онкологической помощи, продолжают наблюдаться такие нарушения.

Наиболее частые ошибочные наименования должностей касаются среднего медицинского персонала. Так, вместо наименования должности медицинской сестры палатной (постовой), обозначенной в номенклатурах, в штатных нормативах указывается должность медицинской сестры палатной, медицинской сестры (постовой), вместо медицинской сестры перевязочной, медицинской сестры процедурной — медицинская сестра перевязочная, процедурная [17].

Наиболее серьезным нарушением является несоблюдение приказа по номенклатуре коечного фонда10. В названии и тексте приказа Минздрава России от 05.02.2021 № 55н5, вступающего в силу 1 сентября 2022 г., в качестве профиля указано следующее: детская онкология и гематология. Такой профиль отсутствует в номенклатуре коечного фонда (табл. 5).

Как видно из таблицы, отделение нейроонко-логии, указанное в приказе № 116н11, также отсутствует как в профиле медицинской помощи, так и профиле коек.

Ответ на вопрос о том, как можно исправить название приказа Минздрава России от 5 февраля 2021 № 55н5 и соответственно определить, на какой контингент населения и на какую патологию направлен документ, можно получить из перечня заболеваний, указанных в приказе. В приказе Минздрава России от 5 февраля 2021 № 55н5 указаны следующие коды болезней по МКБ-10: С00-С97, D00-D89, то есть злокачественные но-

10 Приказ Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 555н «Об утверждении номенклатуры коечного фонда по профилям медицинской помощи». URL: https://base.garant.ru/70185840/

11 Приказ Минздрава России от 19.02.2021 № 116н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях». URL: https://base.garant.ru/400533605/

Таблица 5

Номенклатура коечного фонда по профилям медицинской помощи (извлечения из приказа Минздрава России от 17.05.2012 № 555н)10

вообразования и новообразования in situ. Если следовать этому положению, то врач-детский онколог-гематолог, а именно такая должность указана в приказе Минздрава России от 5 февраля 2021 № 55н, ведет пациентов со всеми онкологическими заболеваниями. В то же время в приказе Минздрава России от 31 октября 2012 № 560н, в котором основным действующим лицом является должность врача-детского онколога, уже обозначен один из указанных кодов болезней по МКБ-10, в частности, С00—С97. Следовательно, обращение к перечню болезней, указанных в приказах Минздрава России № 55н и № 560н, не разъясняет сложившуюся ситуацию и ставит вопрос о соотношениях этих двух нормативных правовых документов. В приказе Минздрава России № 55н нет указаний на отмену приказа № 560н, однако практика последних лет свидетельствует о том, что отмена того или иного документа может быть зафиксирована не только во вновь вступающем в силу приказе, но и в последующем в рамках так называемой регуляторной гильотины.

В сложившихся условиях, в том числе с учетом отмеченных недостатков приказа Минздрава России № 560н, необходима разработка нового проекта приказа по Порядку оказания онкологической помощи детям.

3. Установление нормативной численности должностей для обеспечения круглосуточной работы.

Штатно-нормативное обеспечение круглосуточной работы в современных нормативных правовых документах обозначается в виде:

— числа коек на 1 круглосуточный пост;

— числа должностей для работы круглосуточного поста.

Методика формирования численности должностей для круглосуточного режима работы достаточно полно освещена в специальной литературе [10, 11]. Она основана на расчетах годового бюджета рабочего времени должности и соотношении этих данных с годовым размером работы круглосуточного поста.

Годовой бюджет рабочего времени должности (Б) определяется по следующей формуле:

Б = m х q - n - z,

где m — число часов в день, устанавливаемое путем деления недельной продолжительности рабочего времени на 5; q — число рабочих дней в году по пятидневной рабочей неделе; n — число часов сокращения рабочего времени в предпраздничные выходные дни в течение года; z — число рабочих часов, приходящихся на отпускной период времени [11].

Недельная продолжительность рабочего времени различна в зависимости от наименования должности и (или) специальности, характера и условий труда12, а также места расположения учреждения (например, для женщин, работающих в учреждениях, расположенных в городской или сельской местности). Отпускной период времени даже одной и той же должности различается по регионам расположения медицинской организации, например в Центральном регионе и в районах Крайнего Севера. Кроме того, ежегодно меняется годовой бюджет рабочего времени в зависимости от разного числа рабочих дней в году, а также числа часов сокращения рабочего времени в предпраздничные дни в течение года. Все эти обстоятельства свидетельствуют о том, что годовой бюджет является переменной величиной и, следовательно, и число должностей медицинских работников при организации круглосуточного режима не может быть выражено какой-либо конкретной неизменной цифрой.

Таким образом, в нормативном правовом документе для организации круглосуточного поста медицинских работников должна указываться

12 Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности». URL: https://base.garant.ru/1212987

Профиль меди- Профиль койки

цинской помощи

Гематология Гематологические

Детская онкология Онкологические для детей

Онкология Онкологические,

онкологические торакальные,

онкологические абдоминальные,

онкоурологические,

онкогинекологические,

онкологические опухолей головы и

шеи,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

онкологические опухолей костей,

кожи и мягких тканей,

онкологические паллиативные

лишь одна цифра: число коек на 1 круглосуточный пост. Число должностей для обеспечения круглосуточного режима работы необходимо рассчитывать ежегодно в каждой медицинской организации на основании представленных данных.

4. Установление должностей заведующих отделениями.

В штатных нормативах, определяемых приказами Минздрава СССР, для установления должностей заведующих отделениями указывались следующие данные:

— минимальное число врачей амбулаторного приема, числа коек, при которых устанавливается должность заведующего-врача соответствующей специальности;

— порядок введения должности заведующего: сверх должностей врачей, вместо должности или части должности врачей.

Например, в соответствии со штатными нор-

13

мативами онкологиче ских диспансеров «должности заведующих отделениями стационара устанавливаются при наличии в отделении не менее 40 коек. В отделениях до 60 коек должность заведующего вводится вместо 0,5 должности врача-онколога, а в отделениях с числом коек 60 — сверх должностей врачей...».

В современных нормативно-правовых документах, касающихся норм труда при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях, в некоторых случаях указывается порядок установления должностей заведующих, а при оказании медицинской помощи в больничных условиях эти данные отсутствуют. Следовательно, по умолчанию можно предположить, что должность заведующего больничным учреждением всегда устанавливается сверх должностей врачей. Например, в детском онкологическом отделении (на 18 коек) заведующий отделением — врач де-

1 14

тскии онколог устанавливается 1 на отделение . При этом не указано, как определить численность должности заведующего в отделениях другой мощности.

13 Приказ Минздрава СССР от 06.05.1987 № 500 «Штатные нормативы медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь онкологических диспансеров, диспансерных отделений и кабинетов» (п. 1.1.9). URL: https://normativ.kontur.ru/

14 Приказ Минздрава России от 31.10.2012 № 560н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «детская онкология» (Приложение № 5 п.1). URL: https://base.garant.ru/70346920/

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Планируемые нормативные показатели по сокращению коечного фонда по онкологии не соответствуют выявленной динамики заболеваемости, инвалидности, смертности населения от новообразований, а также основным тенденциям в фактическом обеспечении населения онкологическими койками.

Необходим пересмотр нормативно-правовой базы по труду по онкологической помощи населению, в том числе и детскому.

ЛИТЕРАТУРА

1. Здравоохранение в России: Стат. сб./Росстат. М.: 2021. 171 с.

2. Россия в цифрах. 2021: Крат. стат. сб./Росстат. М., 2021. 275 с.

3. Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения (статистические материалы). М.: ЦНИИОИЗ, 2020. 56 с.

4. Щепин В.О., Шипова В.М., Миргородская О.В. Государственные гарантии медицинской помощи и нормы труда в здравоохранении. Бюллетень Национального Научно-исследовательского института общественного здоровья имени H.A. Семашко. 2021; 2: 26—35. https://doi.org/10.25742/NRIPH.2021.02.004

5. Каприн А.Д., Старинский В.В., Петрова Г.В. Злокачественные новообразования в России в 2018 году (заболеваемость и смертность). М.: МНИОИ им. П. А. Герце -на — филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России, 2019. 250 с.

6. Шипова В.М. Регулирование трудовых отношений в здравоохранении. Сборник нормативно-правовых актов с комментариями. Под ред. Р.У. Хабриева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. С. 115—131.

7. Шипова В.М., Берсенева Б.А. Наименование специальностей и должностей медицинских работников: Учебное пособие, 2021. 156 с.

8. Логинова Б.А., Потехина М.В., Арансон В.М., Кравченко H.A. Организация и планирование сети больниц. Под ред. Б.А. Логиновой. М.: Медицина, 1985. 256 с.

9. Шипова В.М. Штатное расписание медицинской организации. Под ред. Р.У. Хабриева. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. С. 28—36.

10. Шипова В.М., Берсенева Б.А., Михайлов Д.Ю. Актуальные вопросы планирования численности должностей при разных режимах работы: Учебное пособие. М.: ООО «Светлица», 2020. 144 с.

11.Герчук Я.П. Графики в математико-статистическом анализе. М.: Статистика, 1972. 80 с.

12. Гвдаков В.А., Бантьева М.Н., Маношкина Г.М., Мельников Ю.Ю. Показатели работы коек круглосуточного пребывания онкологического профиля в Российской Федерации. Менеджмент в здравоохранении. 2020; 10: 12—18. https://doi.org/10.37690/1811-0185-2020-10-12-18

13. Александрова Г.А., Голубев H.A., Тюрина Г.М. и др. Социально — значимые заболевания населения России в 2019 году (статистические материалы). М.: РНО ФГБУ «ЦННИОНЗМинздрава России», 2020. М.: 2020. 77 с.

14. Нечаева О.Б. Сеть онкологических медицинских организаций, 2017. Доступно по: https://mednet.ru/images/ stories/files/CMT/2016onko.pdf. Ссылка активна на 10.02.2022.

15. Руголь Л.В., Сон ИМ., Стародубов В.И., Меньшикова Л.И. Проблемы организации стационарной медицинской помощи и подходы к ее модернизации. Социальные аспекты здоровья населения. 2020; 66(1). https:// doi.org/10.21045/2071-5021-2020-66-1-1.

16. WHO report on cancer: setting priorities, investing wisely and providing care for all. Geneva: World Health Organization; 2020. Licence: CC BY-NC-SA 3.0 IGO

17. Шипова B.M., Берсенева E.A. Актуальные проблемы планирования онкологической помощи. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени H.A. Семашко. 2020; 1: 4—9. https://doi.org/10.25742/NRIPH.2020.01.001

REFERENCES

1. Health care in Russia. Statistical collection by the Russian statistics bureau. Moscow; 2021. 171 p.

2. Russia in numbers. 2021. Brief statistical collection by the Russian statistics bureau. Moscow; 2021. 275 p.

3. Resources and activities of medical healthcare organizations (Statistical materials). Moscow, Federal Research Institute for Health Organization and Informatics, 2020. 56 p. Russian

4. Shchepin VO, Shipova VM, Mirgorodskaya OV. State guarantees of health care and work standards in healthcare. Bulletin of Semashko National Research Institute of Public Health. 2021; 2: 26—35. https://doi.org/10.25742/NR-IPH.2021.02.004. Russian

5. The state of oncological care for the population of Russia in 2018. Kaprina AD, Starinskiy VV, Petrova GV, editors. Moscow: Herzen Moscow State Medical Research Institute of the Ministry of Health of the Russian Federation; 2019. 250 p. Russian.

6. Shipova VM. Regulation of labor relations in health care. Collection of normative- legal acts with comments. Khabriev RY, editor. 4th edition. Moscow: GEOTAR-Me-dia; 2021. P. 115—131. Russian

7. Shipova VM, Berseneva EA. Names of specialties and positions of medical workers: Textbook, 2021. 156 p. Russian

8. Loginova EA, Potekhina MV, Aranson VM, Kravchen-ko NA. Organization and planning of a network of hospitals. Loginova EA, editor. Moscow: Medicine; 1985. 256 p. Russian

9. Shipova VM. The staffing of a medical organization. Khabriev RY, editor. Moscow: GEOTAR-Media; 2015. P. 28—36. Russian

10. Shipova VM, Berseneva EA, Mikhailov DYu. Topical issues of planning the number of posts in different modes of operation: a tutorial. Moscow: Svetlitsa; 2020. 144 p. Russian

11. Gerchuk YaP. Graphs in mathematical and statistical analysis. Moscow: Statistics; 1972. 80 p. Russian

12. Evdakov VA, Banteva MN, Manoshkina EM, Melnikov YY. Efficiency indicators of the round-the-clock hospital beds of the oncologic profile in the Russian Federation. Healthcare management. 2020; 10: 12—18. https://doi.org/ 10.37690/1811-0185-2020-10-12-18. Russian

13. Aleksandrova GA, Golubev NA, Tyurina EM, et al. Socially significant diseases of the Russian population in 2019 (statistical materials). Moscow: Russian Research Institute of Health of the Ministry of Health of Russia; 2020. 77 p. Russian

14. Nechaeva OB. Network of oncological medical organizations, 2017. Cited on 10.02.2022. https://mednet.ru/imag-es/stories/files/CMT/2016onko.pdf. Russian

15. Rugol LV, Son IM, Starodubov VI, Menshikova LI. Problems related to inpatient care organization and approaches towards its modernization. Social Aspects of Population Health. 2019; 66(1): 1. https://doi.org/10.21045/2071-5021-2020-66-1-1. Russian

16. WHO report on cancer: setting priorities, investing wisely and providing care for all. Geneva: World Health Organization; 2020. Licence: CC BY-NC-SA 3.0 IGO

17. Shipova VM, Berseneva EA. Oncological care planning current problems. Bulletin of Semashko National Research Institute of Public Health. 2020; 1: 4—9. https://doi.org/ 10.25742/NRIPH.2020.01.001. Russian

Поступила/Received: 20.04.2022 Принята к опубликованию/Accepted: 25.05.2022

Сведения об авторах:

Шипова Валентина Михайловна — д-р мед. наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. H.A. Семашко». 105064, Россия, Москва, ул. Воронцово поле, 12, стр. 1. E-mail: vschipova@yandex.ru. https://orcid.org/0000-0002-8957-921X

Рыков Максим Юрьевич — канд. мед. наук, доцент, заведующий кафедрой онкологии факультета дополнительного профессионального образования, советник при ректорате по научной работе ФГБОУ ВО «Тверской государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, научный сотрудник ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени H.A. Семашко». 170100, Россия, Тверь, ул. Советская, 4. E-mail: wordex2006@rambler.ru. https://orcid.org/0000-0002-8398-7001

About the authors:

Prof. Valentina M. Shipova — Sc.D. in Medicine, chief researcher, N.A. Semashko National Research Institute of Public Health. E-mail: vschipova@yandex.ru. https://orcid.org/0000-0002-8957-921X

Maxim Yu. Rykov — Ph.D. in Medicine, Associate Professor, Head of the Department of Oncology, Faculty of Additional Professional Education, Advisor to the Rectorate for Research in Tver State Medical University, Tver, Russia; researcher, N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia. E-mail: wordex2006@rambler.ru. https://orcid.org/ 0000-0002-8398-7001

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.