Научная статья на тему '"ДЕТСКАЯ ДЕРЕВНЯ SOS" И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ'

"ДЕТСКАЯ ДЕРЕВНЯ SOS" И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
94
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ДЕТСКАЯ ДЕРЕВНЯ SOS" / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / АГРЕССИВНОСТЬ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / МАРГИНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ / КОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Светлана Павловна

Излагаются результаты эмпирического исследования особенностей социально-психологической адаптации воспитанников НОУ «Детская деревня SOS - г. Псков», которые позволили разработать и внедрить в воспитательный процесс комплекс коррекционно-развивающих программ для эффективной социально-психологической адаптации детей к новым условиям жизнедеятельности, а также систему психологических семинаров для мам, испытывающих трудности в работе с приёмными детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванова Светлана Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"CHILDREN'S VILLAGE SOS" AND PECULIARITIES OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF ADOPTED CHILDREN

Presents the results of empirical research of social-psychological adaptation of students «Children's Village SOS - Pskov», which helped to develop and implement educational process in the complex management programs for effective socio-psychological adaptation of children to the new conditions of life, and psychological workshops for mothers who are experiencing difficulties in working with foster children.

Текст научной работы на тему «"ДЕТСКАЯ ДЕРЕВНЯ SOS" И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ»

Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2014. № 1. С. 68-75.

УДК 373 ББК 74.26

«ДЕТСКАЯ ДЕРЕВНЯ SOS» И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

ВОСПИТАННИКОВ

С. П. Иванова

ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет», Псков, Россия Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 13-16-60002

Излагаются результаты эмпирического исследования особенностей социально-психологической адаптации воспитанников НОУ «Детская деревня SOS — г. Псков», которые позволили разработать и внедрить в воспитательный процесс комплекс коррекционно-развивающих программ для эффективной социально-психологической адаптации детей к новым условиям жизнедеятельности, а также систему психологических семинаров для мам, испытывающих трудности в работе с приёмными детьми.

Ключевые слова: «Детская деревня SOS», социализация, социально-психологическая адаптация, психические состояния, агрессивность, тревожность, дезадаптация, маргинальная личность, психологические защиты, коррекция.

Одна из новых форм организации процесса социализации детей-сирот, детей без попечения родителей и детей, которым грозит потеря семьи, НОУ «Детская деревня SOS» (SOS-Kinderdorfer, SOS Children's Villages Intenational). Аббревиатура SOS появилась в названии организации от сокращения фразы «социальная поддержка» (англ. social support), которое также соотносится с международным обозначением сигнала бедствия и символизирует острую потребность самых уязвимых представителей общества-детей — в помощи и защите [1]. НОУ «Детская деревня SOS — г. Псков», основана в 2010 г. Здесь дети-сироты и дети, лишённые родительского попечения, живут и воспитываются в семьях, жизнедеятельность которых строится по типу многодетной неполной семьи — «мама» вместе с шестью детьми в возрасте от 1 года до 14 лет. Воспитанники живут по общепринятому распорядку, однако процесс их социализации и адаптации сопряжён с определёнными трудностями психологического характера. Об этом свидетельствуют результаты проведённого нами исследования, целью которого было выявление психических состояний (агрессии, тревожности) и социально-психологической адаптации воспитанников.

Материалы и методы исследования. В экспериментальных целях использовались следующие методы и методики: интервью с «мамами» НОУ «Детская деревня SOS — г. Псков», включающее анамнез жизнедеятельности воспитан-

ников, а также характеристику их поведения; наблюдение за поведением детей с помощью их ответов на вопросы в специальном бланке, а также карты наблюдения Стотта (КНС) [6], заполняемой педагогами и воспитателями образовательных учреждений, в которых обучались воспитанники; методики: А. Басса-А. Дарки в адаптации А. К. Осницкого, направленная на выявление агрессивности и враждебности; «Шкала явной тревожности (CMAS)», позволяющая определить уровень тревожности как относительно устойчивого образования и выявить степень её проявления уровня; «Тест школьной тревожности Филипса», предназначенный для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста; «Диагностика социально-психологической адаптации» К. Роджерса, Р. Даймонда [17], и «Незаконченные предложения» (детский вариант) В. М. Михала [18], проясняющая отношение воспитанников к себе и окружающим: к «маме» (по просьбам «мам» обследуемых подростков были исключены предложения, выявляющие отношение к родственникам), братьям, сёстрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний.

Результаты исследования и их обсуждение. Интервью с мамами показало, что все воспитанники НОУ «Детская деревня SOS — г. Псков» —

дети из неблагополучных семей с синдромом материнской депривации. У одних детей мать и отец лишены родительских прав; у других — мать оставила ребёнка на воспитание соседке, а сама уехала на заработки, отца нет; у кого-то мать состоит на учёте у психиатра, лишена родительских прав, отца нет. Есть и такие дети, от которых мать написала отказ от ребёнка в роддоме; отец отбывает наказание, а мать умерла. Как следствие, дефицита родительской теплоты одной из главных характеристик этих детей, по словам «мам», является агрессивность, проявляющаяся во внешнем недовольстве, неадекватных протестующих действиях, враждебном отношении к другим; желании «взять своё» любой ценой, конфликтности, грубости; жёстких и резких реакциях на чьи-либо действия; излишней негативной активности, несдержанности, неумении контролировать себя, открытом выступлении против всех и др.

Включённое наблюдение за поведением детей в разных сферах жизнедеятельности в условиях Детской деревни SOS выявило у 53 % подростков высокий уровень агрессивного поведения, проявляющийся в озлобленности, задиристости, враждебности, гневе, склонности к насильственным действиям. Данные наблюдения подтвердили результаты тестирования подростков с помощью методики Басса — Дарки: у 55 % детей выявлен высокий индекс враждебности. Большинство подростков (80 %) склонны к вербальной агрессии. Их отличают психическая неуравновешенность, постоянные тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт, который влечёт за собой состояния напряжения и возбуждения. Малейшие неприятности выбивают их из колеи, вызывают у них вспышки раздражения, гнева и страха (особенно при любых реальных или мнимых умалениях их значимости, престижа или чувства личного достоинства). При этом воспитанники не умеют и не считают нужным скрывать свои чувства и отношение к окружающим и выражают их в агрессивных вербальных формах. 50 % подростков испытывают чувство вины, выражающееся в возможном убеждении в том, что они являются плохими детьми, поступают зло, а также угрызения совести. 40 % воспитанников склонны к проявлению физической агрессии — любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми и проявлять садистские тенденции, отличаются малой рассудительностью и сдержанностью,

плохим самоконтролем. У 40 % подростков выявлена косвенная агрессия, которая проявляется чрезмерной импульсивностью, слабым самоконтролем, низкой осознанностью своих действий; они очень плохо переносят критику и замечания в свой адрес, поэтому люди, критикующие их (учителя, родители, сверстники), вызывают у них чувства раздражения, обиды и подозрительности. 55 % детей испытывают раздражительность, т. е. готовность к проявлению негативных чувств (вспыльчивость, грубость и др.) при малейшем возбуждении. У 45 % младших подростков имеет место негативизм — всё, что задевает их личность, вызывает чувство протеста, поэтому критику и равнодушие окружающих они воспринимают как обиду и оскорбление и начинают сразу же активно выражать своё негативное отношение. У многих воспитанников выявлены также обида (25 %), проявляющаяся в зависти и ненависти к окружающим за действенные и вымышленные действия, а также подозрительность (30 %), проявляющаяся в различном диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

Выявленные показатели поведения воспитанников Детской деревни SOS (немотивированная злость, повышенная раздражительность, эмоциональная неуравновешенность, несдержанность, озлобленность, рассерженность, обида, подозрительность, чувство вины) указывают на наличие у многих из них негативных эмоциональных состояний. Изучение уровня тревожности как относительно устойчивого образования при помощи методики SMAS выявило три группы воспитанников. В первую группу (40 %) вошли спокойные, уравновешенные, оптимистичные подростки с низким и нормальным уровнем тревожности, что обеспечивает им эмоциональный комфорт, адаптацию и продуктивную деятельность. Во вторую группу (47 %) были включены подростки с повышенным уровнем тревожности, который хотя и обеспечивает оптимальный уровень «включенности» в ситуацию и создаёт условия для своевременного реагирования на изменение требований и правил, но ограничивает ресурсы взаимодействия в новой ситуации. В третью группу (13 %) вошли подростки с явно повышенной тревожностью как личностным образованием, носящим «разлитой», генерализованный характер.

Исследование уровня и характера тревожности с помощью «Теста школьной тревожности

Филипса» подтвердило факт наличия у преобладающего большинства воспитанников (50 %) повышенного уровня тревожности. Эта тревожность часто бывает связана с ограниченным кругом ситуаций, в частности, со школьной сферой жизни. Так, выявлен повышенный уровень: общей школьной тревожности — у 52 % девочек; страха ситуации проверки знаний — у 68,3 % девочек и у 50 % мальчиков; страха самовыражения — у 58,3 % девочек; страха несоответство-вать ожиданиям окружающих — у 50 % девочек. Установлены также близкий к повышенному уровень общей тревожности в школе — у 41 % мальчиков; проблемы и страхи в отношениях с учителями — у 48,8 % девочек и 39 % мальчиков; фрустрация потребности в достижении успеха — у 40,8 % девочек; переживания социального стресса — у 38,2 % девочек; низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — у 38 % девочек; страх несоответствовать ожиданиям окружающих — у 45 % мальчиков.

Как видим, большинство воспитанников Детской деревни SOS пребывают в негативном самооценочном состоянии, недовольстве собой и другими, застойных негативных эмоциональных состояниях. Эмоциональные состояния принято определять как отражение переживания человеком своего отношения к себе и к другим — в зависимости от актуальной жизненной ситуации (ситуативная составляющая), предшествующего состояния (трансситуативная составляющая), особенностей личности (личностная составляющая). Переживание выступает как активный внутренний процесс, реально преобразующий психологическую ситуацию, восстанавливающий душевное равновесие, позволяющий найти смысловое соответствие сознания и бытия. В данном контексте эмоциональные состояния выступают как индикатор трудности и оценка значимости ситуации для личности, а также как фактор, приводящий к изменению поведения в ситуации. Трудную ситуацию обычно рассматривают как целостную совокупность внешних объективно сложных условий и внутренних субъективных психически напряжённых состояний. Основными признаками трудной ситуации межличностного взаимодействия выступают непродуктивный стиль общения и негативные эмоциональные состояния всех вовлечённых в ситуацию лиц. Негативные эмоциональные состояния определённым образом влияют на разворачивание трудной ситуации. Через эмоциональный фон потенциальная проблема,

свойственная любой ситуации, становится непосредственной трудностью, реализующейся в межличностном взаимодействии. Можно предполагать, что проблемы и страхи в отношениях с учителями у воспитанников Детской деревни SOS создают общий негативный фон отношений с взрослыми, снижающий не только успешность обучения детей, но и самооценку личности в целом, осложняя процесс социально-психологической адаптации в целом.

Это подтвердили результаты исследования социально-психологической адаптации воспитанников Детской деревни SOS, полученные с помощью карты наблюдения Стотта. Анализ эмпирических данных показал, что 50 % детей имеют значительные нарушения механизмов личностной адаптации — их коэффициент дезадаптации находится в пределах от 31 до 75 баллов (вместо максимально допустимых 25 баллов). Эти дети находятся на грани клинических нарушений и нуждаются в специальной помощи, вплоть до вмешательства психоневролога. Нарушения проявляются и у девочек, и у мальчиков прежде всего по показателям враждебности по отношению к взрослым (у 35,7 % детей); глубокого состояния депрессии (у 32,1 % детей) и недоверия к новым людям (у 28,6 % детей). Кроме того, у большинства девочек Детской деревни SOS (64,3 %) также выражена тревожность по отношению к взрослым, а у большинства мальчиков (64,3 %) достаточно выраженными являются тревожность по отношению к другим детям, неугомонность (50 %), недостаток социальной нормативности (35,7 %).

Дополнительная информация о характере социально-психологической адаптации воспитанников Детской деревни SOS была получена с помощью методик «Диагностика социально-психологической адаптации (СПА)» и «Незаконченные предложения». Результаты тестирования с помощью СПА выявили у 53 % детей низкий результат по шкале эмоционального комфорта и у 33 % воспитанников Детской деревни SOS низкий уровень адаптации, что указывает на определённые трудности детей в привыкании к жизнедеятельности в новых условиях; насторожённое отношение ко всему новому, которое часто «принимают в штыки». Процесс адаптации к новым условиям жизнедеятельности осложняется наличием у всех подростков высоких показателей самопринятия (100 %) и стремления к доминированию (75 %), с одной стороны, и низких показателей принятия

других (67 %) и интернальности (75 %), с другой стороны. Это говорит о том, что воспитанники воспринимают себя как самодостаточных, имеющих свою точку зрения на всё, поскольку они, по их мнению, «очень хорошо ориентируются в житейских ситуациях», грамотно решают практические вопросы, по отношению же к другим демонстрируется авторитарный стиль отношения: большая часть подростков предпочитает вести себя так, как считает нужным, не склоняясь к устоявшимся мнениям и способам действий окружающих. При этом подростки не считают себя ответственными за своё поведение ни в области достижений, ни в области неудач, ни в области межличностных отношений. Бесспорно, такие качества, как энергичность, лидерство, упорство и настойчивость, несомненно, могли бы положительно сказываться на реализации адаптационных возможностей воспитанников Детской деревни SOS (они могли бы быть авторитарными лидерами, успешными в делах и требующими к себе уважения), однако стремление к доминированию на данном этапе характеризуется более жёсткой моделью поведения по отношению к окружающим с такими преобладающими чертами как: жестокость, резкость, доминантность, самодовольство, склонность к соперничеству.

Это проявилось и в ответах детей при выполнении проективной методики «Незаконченные предложения». Контент-анализ эмпирических данных показал, что в целом все подростки к своей новой семье относятся положительно, любят её; свою новую «маму» большинство детей (67 %) уважают, ценят и слушаются, однако считают её очень строгой («всё находится под её строгим контролем») и не могут сказать, что любят её. 47 % подростков ответили, что не любят своих братьев/сестёр, т. к. они «завидуют им во всём: в учёбе, в общении с другими детьми». На вопрос «Как вы относитесь к учителям и школе?» 40 % подростков ответили, что испытывают страх, 60 % сказали, что в школе ведут себя агрессивно, «много дерутся». По отношению к людям в целом все подростки ответили, что «испытывают насторожённость». Свои способности большинство подростков (67 %) не смогли оценить; 20 % детей оценили как «средние»; 13 % считают, что у них низкие способности, т. к. они «хотят учиться лучше, но у них не получается». На вопрос «Какие негативные переживания, страхи у них есть?» 47 % подростков указали, что боятся, что «мама не всегда будет с ними»; 33 % сказа-

ли, что испытывают негативные переживания из прошлого, 20 % детей испытывают страх за каждый прожитый день. На вопрос, выявляющий их отношение к болезни, 20 % подростков ответили, что у них очень низкий иммунитет («сколько мама не покупала бы витаминов, овощей и фруктов, им ничего не помогает»).

Таким образом, процесс социально-психологической адаптации воспитанников Детской Деревни SOS проходит достаточно болезненно: многим из них сложно привыкнуть и полюбить свою новую «маму»; привыкнуть к опекающей роли по отношению к сиблингам; испытывают страхи за свою жизнь. Школа и встречи с учителями вызывают чувство тревоги и страх своей несостоятельности; насторожённость встречи с новыми людьми. Они часто болеют, не смотря на заботу со стороны новой «мамы». Перед нами агрессивная, но очень ранимая, неуверенная в себе личность, защищающаяся от внешнего мира, а не взаимодействующая с ним. Высокая напряжённость и фрустрированность не позволяют воспитанникам гибко и адекватно реагировать на изменяющиеся требования, что снижает их социализационный потенциал (имеют трудности в общении, часто оказываются изолированными в группе сверстников, у многих отмечается агрессия от тревоги, которая носит защитный характер) и затрудняет процесс вхождения в новую социальную группу, принятия правил.

Причины трудностей социально-психологической адаптации и особенностей взаимодействия с миром и другими людьми воспитанников Детской деревни SOS кроются в прошлом опыте. В современной науке жизнь и деятельность человека рассматриваются как обусловленные единством и взаимодействием биологического и социального факторов при ведущей роли социального фактора [14; 16; 19]. Человек обретает свою родовую сущность, главным образом, благодаря осуществляемому под контролем окружающих (взрослых и старших) нормированию поведения и мышления индивида посредством введения общепринятых норм поведения и ценностей, позволяющих «правильно», т. е. адаптивным образом, взаимодействовать с другими людьми. Основные направления социализации соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека — поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной, а её основу составляют такие социально-психологические механизмы,

как идентификация, то есть отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы поведения, которые свойственны окружающим; подражание является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т. п.); внушение — процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается; социальная фасилитация — стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее; конформность — осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении [14].

В процессе первичной социализации в условиях родительской семьи развивающаяся личность «усваивает» социальные значения категорий объектов, явлений и ситуаций, составляющих основное содержание повседневной жизни, благодаря чему ребёнок в состоянии правильно понять то, что происходит в доме, на улице, в общественных местах и, соответственно, правильно выстраивать своё поведение. Воспринимая поведение старших членов семьи как нормальное, обычное, ребёнок эмоционально отождествляется с родителями и воспроизводит стереотипы их поведения, не задумываясь над тем, насколько они правильны с точки зрения общества [12]. В процессе вторичной социализации человек усваивает системы социальных значений, характеризующих специфические подобласти человеческой культуры,— образцы, помогающие решить, что существует (представления и понятия об окружающем мире), что может быть (взаимосвязи), как относятся к тому, что есть, и что может быть (ценности), что с этим делать и как это делать (нормы) [2; 8; 11]. В связи с этим онтогенетическую социализацию можно определить как такой процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в ходе которого, оказываясь в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений, индивид приобретает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и их комплексы и другие особенности и подструктуры, которые в целом имеют адаптивное значение.

Понятия «социализация» и «адаптация» тесно взаимосвязаны: ребёнок социализируется, ак-

тивно адаптируясь к требованиям среды, а эффективная адаптация во многом определяется успешностью предшествующей социализации. Социально-психологическая адаптация — это процесс приведения основных параметров социальной и личностной характеристик человека в состояние динамического равновесия с новыми условиями среды жизнедеятельности как внешнего фактора по отношению к личности. Таким образом, адаптация может рассматриваться в двух направлениях: адаптация личности к новой внешней среде и адаптация как становление на этой основе её новых качеств. Причём данный процесс приспособления и реализации новых норм и ценностей должен иметь волевой и осознанный характер, иначе результатом этого процесса будет не адаптация, а внешнее приспособление, ведущее к конформному поведению, к лжеадаптации. Существенное отклонение личностных норм от общепринятых приводит к социальной дезадаптации либо к созданию новой общественной группы, если имеются единомышленники.

Адаптация ребёнка в новой для него приёмной семье это не только функционирование, взаимосвязь личности с широким кругом новых внешних обстоятельств, но и его саморазвитие. Выросшие в социально и материально неблагополучных семьях дети по прибытии в НОУ «Детская деревня SOS» сталкиваются с иными ценностями, нормами, типами поведения. Новые реальности жизнедеятельности в сочетании с внутренними противоречиями, когда одновременно продолжают действовать и старые уклады жизни, прочно закреплённые в психологии и менталитете предшествующих поколений и используемые биологическими родителями и близкими людьми, создают сложный конгломерат социальных позиций, полей, отношений. Все эти процессы в той или иной степени отражаются в сознании и поведении детей, вызывая у них состояние амбивалентности, проявляющееся в нерешительности, ощущении внутренней неустойчивости, тревоги, которые при оптимуме интенсивности приводят к психологическим расстройствам и срывам, заставляя прибегнуть к той или иной форме психологической защиты [3; 4; 7; 20]. На индивидуально-личностном уровне (ситуации межличностного взаимодействия) психологическая защита реализуется посредством формирования специфической регулятивной системы и комплекса защитных механизмов и алгоритмов поведения: уход — увеличение дистанции, прерывание контакта, выход

за пределы досягаемости воздействия; изгнание (вытеснение) — увеличение дистанции, удаление, вытеснение источника воздействия; блокировка (ограждение, преграда) — контроль воздействия, достигающего субъекта защиты, выставление преград, ограждение психики от внешнего воздействия; управление — контроль за процессом воздействия, влияние на его характеристики и источник (воздействия); затаивание (маскировка) — контроль информации о самом субъекте защиты, её искажение, сокрытие или сокращение подачи; игнорирование — контроль информации об источнике воздействия, наличии или характере угрозы (опасности); ограничение количества такой информации или её искажённое восприятие.

Следствием внутренней психологической дестабилизации личности является нарушение межгрупповых механизмов взаимопонимания, регулирующих контакты между людьми [9; 15]. Если в привычных условиях межгрупповые механизмы взаимопонимания (физиогномическая редукция, социальная категоризация, групповая идентификация, социальное сравнение, стереоти-пизация, атрибуция, децентрация и др.) дают готовые права, обязанности, привилегии, освобождающие от необходимости думать и создавать новые правила поведения, то в непривычных социокультурных условиях контакта с малознакомыми и незнакомыми людьми их использование

может стать причиной взаимного непонимания, появления внутреннего напряжения в отношениях, растущего сопротивления партнёру, желания добиться своих целей за счёт ущемления другого, недоверчивого отношения к устремлениям тех, с кем человек взаимодействует. Даже если возникшее противоречие не манифистиру-ется в асимметричных способах социального поведения (доминировании, манипуляции, соперничестве) и межличностном конфликте, само его наличие вызывает к жизни взаимное стремление защищаться. Постепенно у ребёнка формируется психология «пешки», глобальное ощущение своей зависимости от других (феномен «выученной беспомощности»), сознание вины и стыда за себя; создаётся культ «самокритики», признания даже в совершении тех неодобряемых поступках, которые он никогда не совершал [5; 7; 13]. Дальнейшая социальная деградация личности приводит к разделению людей на «хороших» и «плохих», «своих» и «чужих», поскольку из сложного, противоречивого, неопределённого реального мира он переходит в «нереальный мир ясности, упрощённости» [4; 10; 20]. Вместе с тем именно совмещения элементов разного опыта воспитанников НОУ «Детская деревня SOS» могут привести к обогащению личности, создавая предпосылки для развития её творческих способностей.

Список литературы

1. Анализ опыта организации сопровождения замещающих семей на примере детских деревень SOS. М. : Спутник+, 2011. 39 с.

2. Асп, Э. Введение в социологию / Э. Асп. СПб. : Алетейя, 1998. 151 с.

3. Бассин, Ф. В. О силе «Я» и психологической защите / Ф. В. Бассин // Вопр. философии. 1969. № 2. С. 11-15.

4. Берн, Э. Трансактный анализ и психотерапия / Э. Берн. СПб. : Братство, 1994.

5. Грачёв, Г. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты / Г. Грачёв. М., 1998.

6. Гурова, Е. В. Диагностика психического развития детей : учеб.-метод. пособие / Е. В. Гурова, Н. Ф. Шляхта, Н. Н. Седова. М. : Ин-т молодёжи, 1992.

7. Доценко, Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита / Е. Л. Доценко. М. : МГУ, 1997.

8. Ерастов, Б. С. Социальная культурология / Б. С. Ерастов. М., 1994. Ч. 1. 256 с.

9. Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. М., 1986.

10. Зеличенко, А. Психология духовности / А. Зеличенко. М., 1996.

11. Кармин, А. С. Основы культурологии. Морфология культуры / А. С. Кармин. СПб., 1997.

12. Клочко, В. Е. Коммуникативная среда как фактор становления ментального пространства человека / В. Е. Клочко // Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе / под ред. В. И. Кабрина, О. И. Муравьёвой. Томск : Томск. гос. ун-т, 2004. 282 с.

13. Ковалёв, Г. А. О системе психологического воздействия: (К определению понятия) / Г. А. Ковалёв

// Психология воздействия (проблемы теории и практики) : сб. науч. тр. АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии / ред. А. А. Бодалев. М., 1989.

14. Мудрик, А. В. Социализация человека / А. В. Мудрик. М. : Академия, 2004. 304 с.

15. Панфёров, В. Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопонимания людей / В. Н. Панфёров // Вопр. психологии. 1982. № 2. С. 139-141.

16. Парыгин, Б. Ф. Социальная психология: проблемы методологии, истории и теории / Б. Ф. Пары-гин. СПб., 1999.

17. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб. : Речь, 2001. 688 с.

18. Психологические тесты : в 2 т. / под ред. А. А. Карелина. М. : Владос, 2002.

19. Розум, С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С. И. Розум. СПб. : Речь, 2006. 362 с.

20. Фрейд, З. Психология «Я» и защитные механизмы / З. Фрейд. М., 1993.

Сведения об авторе

Иванова Светлана Павловна — доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии развития и образования Псковского государственного университета, Псков, Россия. Svetlana97551@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and Healthcare. 2014. № 1. P. 68-75.

«CHILDREN'S VILLAGE SOS» AND PECULIARITIES OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF ADOPTED CHILDREN

S. P. Ivanova

Doctor of Psychology, Professor, Head of the Department of Psychology of Development and Education of Pskov State University, Pskov, Russia. Svetlana97551@mail.ru

Presents the results of empirical research of social-psychological adaptation of students «Children's Village SOS — Pskov», which helped to develop and implement educational process in the complex management programs for effective socio-psychological adaptation of children to the new conditions of life, and psychological workshops for mothers who are experiencing difficulties in working with foster children.

Keywords: «Children's village SOS», socialization, social-psychological adaptation, psychological states, disadaptation, state of marginality, psychological defenses.

References

1. Analiz opihta organizacii soprovozhdeniya zamethayuthikh semeyj na primere Detskikh derevenj SOS [Analysis of experience in organizing support replacement lo-mei on the example of SOS Children's Villages]. M. : Sputnik+, 2011. 39 s.

2. Asp, Eh. Vvedenie v sociologiyu [Introduction to Sociology] / Eh. Asp. SPb. : Aleteyjya, 1998. 151 s.

3. Bassin, F. V. O sile «Ya» i psikhologicheskoyj zathite [The power of "I" and the psychological defense] / F. V. Bassin // Voprosih filosofii. 1969. № 2. S.1 1-15.

4. Bern, Eh. Transaktnihyj analiz i psikhoterapiya [Transactional analysis and psychotherapy] / Eh. Bern. SPb. : Bratstvo, 1994.

5. Grachev, G. Informacionno-psikhologicheskaya bezopasnostj lichnosti: sostoyanie i vozmozhnosti psikhologicheskoyj zathitih [Information-psychological security of the person: the state and the possibility of psychological defense] / G. Grachev. M., 1998.

6. Gurova, E. V. Diagnostika psikhicheskogo razvitiya deteyj [Diagnosis of mental development of children] : ucheb.-metod. posobie / E. V. Gurova, N. F. Shlyakhta, N. N. Sedova. M. : Institut molodezhi, 1992.

7. Docenko, E. L. Psikhologiya manipulyacii: fenomenih, mekhanizmih, zathita [Psychology manipulation: phenomena, mechanisms, protection] / E. L. Docenko. M. : MGU, 1997.

8. Erastov, B. S. Socialjnaya kuljturologiya [Social Cultural Studies] / B. S. Erastov. M., 1994. Ch. 1. 256 s.

9. Zdravomihslov, A. G. Potrebnosti. Interesih. Cennosti [Needs. Interests. Values] / A. G. Zdravomihslov. M., 1986.

10. Zelichenko, A. Psikhologiya dukhovnosti [Psychology spirituality] / A. Zelichenko. M., 1996.

11. Karmin, A. S. Osnovih kuljturologii. Morfologiya kuljturih [Foundations of Cultural Studies. The morphology of the culture] / A. S. Karmin. SPb.,1997.

12. Klochko, V. E. «Kommunikativnaya sreda kak faktor stanovleniya mentaljnogo prostranstva cheloveka [Communicative environment as a factor of mental Space Affairs Human] / V. E. Klochko // Mentalitet i kommunikativnaya sreda v tranzitivnom obthestve / pod red. V. I. Kabrina, O. I. Muravjevoyj. Tomsk : Tomskiyj gos. un-t, 2004. 282 s.

13. Kovalev, G. A. O sisteme psikhologicheskogo vozdeyjstviya (K opredeleniyu ponyatiya) [About the psychological impact (the definition of the concept)] / G. A. Kovalev // Psikhologiya vozdeyjstviya (problemih teorii i praktiki) : sb. nauch. tr. APN SSSR, NII obtheyj i pedagogicheskoyj psikhologii / red. A.A. Bodalev. M., 1989.

14. Mudrik, A. V. Socializaciya cheloveka [Socialization of human] / A. V. Mudrik. M. : Akademiya, 2004. 304 s.

15. Panferov, V. N. Kognitivnihe ehtalonih i stereotipih vzaimo-ponimaniya lyudeyj [Cognitive standards and stereotypes understanding people] / V. N. Panferov // Voprosih psikhologii. 1982. № 2. S. 139-141.

16. Parihgin, B. F. Socialjnaya psikhologiya: problemih metodologii, istorii i teorii [Social psychology: problems of methodology, history and theory] / B. F. Parihgin. SPb., 1999.

17. Praktikum po vozrastnoyj psikhologii [Workshop on developmental psychology] / pod red. L. A. Go-loveyj, E. F. Rihbalko. SPb.: Rechj, 2001. 688 s.

18. Psikhologicheskie testih [Psychological tests] : v 2 t. / pod red. A. A. Karelina. M. : Vlados, 2002.

19. Rozum, S. I. Psikhologiya socializacii i socialjnoyj adapta-cii cheloveka [Psychology of socialization and social adaptation of the person] / S. I. Rozum. SPb. : Rechj, 2006. 362 s.

20. Freyjd, Z. Psikhologiya Ya i zathitnihe mekhanizmih [Psychology «I» and protective mechanisms] / Z. Freyjd. M., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.