Баркан А.И.
доктор медицинских наук, профессор, президент Международного Союза русскоязычных родителей и родителей детей из смешанных браков «Мир»
Вена, Австрия
Детсадовский буллинг как показатель отсутствия эмпатического воспитания ребёнка
Аннотация: Целью статьи является обратить внимание работников дошкольных учреждений на эмпатическое воспитание ребёнка, путём привития ему таких ценностей жизни как сочувствие и сострадание, милосердие и толерантность, умение поставить себя на место другого человека, а также обратить внимание на те факторы риска, которые мешают привитию эмпатии детям.
Ключевые слова: агрессия, буллинг, эмпатия, факторы риска, мешающие проявлению эмпатии воспитателями и детьми
В последнее время всё чаще и чаще начали появляться работы, свидетельствующие о возрастании агрессивности детей, начиная с дошкольного возраста. Причём, многие причины этой агрессии можно предотвратить уже во время нахождения ребёнка в детском дошкольном учреждении. Однако, несмотря на это, речь идёт о детсадовском буллинге. Оказалось, что многие из истоков школьного буллинга зарождаются уже в детском саду.
В то же время, акцентируя своё внимание в большинстве программ дошкольного образования, количество которых достигло уже 120, на формировании креативного потенциала ребёнка, выдвигая его на авансцену, за кулисами остаются нравственные и духовные ценности жизни, формированию которых не на бумаге, а на деле, придаётся всё меньшее и меньшее значение. А потом мы, взрослые, обвиняем детей в том, что уже с дошкольного возраста материальные ценности выступают у них на первый план, затмевая все остальные. Современное поколение наших детей, цифровое поколение «зет», не привыкло к сочувствию и состраданию, милосердие для них загадка.
Отдавая предпочтение, как выразился бы Платон, воспитанию «мнимомудрых» детей, мы забываем о возрастных возможностях развития у дошкольника такого качества как эмпатия.
В то же время, воспитание высокоэмпатического ребёнка, может стать профилактикой детсадовского и даже школьного буллинга в дальнейшем.
К сожалению, на сегодняшний день, многие родители и педагоги, заботясь о развитии коэффициента интеллекта, ничего не знают о коэффициенте эмоциональности, одним из показателей которого и является эмпатия - психологический феномен, позволяющий «как бы» почувствовать то, что творится в душе другого, отражая всё это и в собственной душе.
Британские учёные даже в экспериментах с людьми с крайней степенью сопереживания пытаются найти центр сопереживания человека.
Действительно, некоторые исследователи считают эмпатию врожденным чувством человека, ссылаясь на факты, что плач детей первых месяцев жизни уже может быть «коллективным». Но в то же время нельзя не прислушаться и к доводам других учёных, относящих эмпатию к формам просоциального поведения, возникающим в полтора-два года, когда ребенок уже может сопереживать горю другого в связи с развитием чувства своего «Я».
Для того чтобы ребенок адекватно проявил эмпатию, помимо эмоциональной отзывчивости, ему необходимо так же «созреть» и до понимания того, когда и почему его эмпатия необходима остальным, с кем он знаком или внезапно повстречался.
По мнению ведущих психологов, развитию эмпатии у детей должны содействовать три очень важных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Благодаря когнитивному компоненту ребенок может представить, что чувствует тот, кому необходима его эмпатия в знакомой для него ситуации.
Эмоциональный компонент дает понять то, что ребенок сочувствует ему.
А поведенческий - выражается в действиях, диктуемых эмпатией, и помогающих нуждающимся в ней.
По мнению выдающегося психолога А.Валлона, ребенок на втором году жизни вступает в «ситуацию симпатии», а в четыре-пять лет в «ситуацию альтруизма» - бескорыстного желания помочь другому.
В связи с тем, что эмпатия - это двусторонний процесс, родительская эмпатия или эмпатия воспитателя не просто принимается ребенком, а всегда служит ему примером для подражания. Причём, фундамент эмпатии - первый уровень её, в основе которого лежит подражание матери и другим значимым для детей людям.
Безусловно, высокий уровень эмпатии у взрослых, окружающих ребёнка, способен сформировать высокий уровень эмпатии и у него.
В то же время, мы обратили внимание на ряд факторов риска, мешающим проявлению эмпатии воспитателям, к своим воспитанникам.
ФАКТОРЫ РИСКА, МЕШАЮЩИЕ ПРОЯВЛЕНИЮ ЭМПАТИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ К СВОИМ ВОСПИТАННИКАМ.
Факторы риска, мешающие проявлению эмпатии к своим воспитанникам, встречаются у некоторых воспитателей дошкольных учреждений. Среди этих факторов, по нашему мнению, наиболее значимыми оказались следующие факторы:
Эмоциональное неприятие ребёнка.
Отсутствие эмоциональной отзывчивости.
Низкий уровень эмпатии.
Дефицитарный и ложный эмпатические профили педагога.
Эмпатийная слепота.
Отсутствие навыков эмпатического общения.
Раздражающее поведение воспитанника.
Безразличие к судьбе ребёнка.
Нелюбовь к детям.
Отсутствие чувства удовлетворённости от своей профессии.
Синдром хронической усталости.
Синдром эмоционального выгорания.
Переполненность групп детского сада.
Постоянное ощущение цейтнота при выполнении режимных моментов в группе.
В то же время имеется и ряд факторов, мешающих проявлению эмпатии ребёнка к воспитателям детского сада.
ЧТО МЕШАЕТ ПРОЯВЛЕНИЮ ЭМПАТИИ РЕБЁНКА К ВОСПИТАТЕЛЯМ ДЕТСКОГО САДА.
Среди антиэмпатических факторов риска, мешающих проявлять детям эмпатию по отношению к воспитателям, по нашему мнению, чаще всего встречались следующие:
Возрастной эгоцентризм.
Высокий уровень тревожности дошкольника.
Низкая эмоциональная отзывчивость воспитателя.
Ощущения неприятия себя воспитателем группы.
Придирки воспитателя.
Постоянные упрёки по поводу поведения и успехов на занятиях в детском саду.
Приклеивание воспитателем негативных ярлыков воспитаннику.
Постоянные жалобы воспитателя на поведение ребёнка его родителям и заведующей детским садом.
Постоянное сравнивание воспитателем ребёнка с другими, по мнению педагога, более хорошими детьми в группе, не в пользу дошкольника.
Жестокость воспитателя по отношению к ребёнку и другим детям в группе детского сада.
Отсутствие у воспитателя эмпатии к животным, которое он не скрывал.
Постоянный отказ в выполнении просьб ребёнка, игнорирование их.
Демонстрация воспитателем своей власти над воспитанником.
Нелюбовь к воспитателю.
Как правило, нежелание эмпатировать воспитателю в нужный момент - это своеобразная реакция протеста ребёнка, неудовлетворённого общением с этим человеком. Поэтому при появлении такого ребёнка в группе детского сада, воспитатели должны задуматься - почему он так ведёт по отношению к ним. Задуматься и найти истинную причину происходящего.
ЧТО МЕШАЕТ ПРОЯВЛЕНИЮ ЭМПАТИИ РЕБЁНКА К СВЕРСТНИКАМ
Однако дети не всегда проявляют свою эмпатию не только к взрослым, но и к своим ровесникам. И для этого у них тоже есть свои веские причины.
Мы обратили внимание также на факторы, которые часто мешали проявлению эмпатии ребёнка к сверстникам. Среди этих факторов наиболее значимы.
Возрастной эгоцентризм.
Антиэмпатические установки в семье.
Неумение сопереживать и сочувствовать.
Низкая эмоциональная отзывчивость.
Отсутствие навыков эмпатийного поведения.
Ревность и соперничество между детьми.
Гендерное воспитание мальчиков.
Зависть к достижениям других детей.
Холерический темперамент.
Ощущение психологического дискомфорта.
У каждого ребёнка по отношению к каждому ребёнку могут быть и свои сугубо индивидуальные факторы риска, которые взрослым желательно распознать, чтобы помочь дошкольнику наладить свои взаимоотношения с друзьями. Такие взаимоотношения необходимы каждому ребёнку.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТЕПЕНЬ ЭМПАТИИ РЕБЁНКА К ЛЮДЯМ.
Безусловно, развивая эмпатию у детей, родители и воспитатели должны также учитывать и наличие или отсутствие факторов способствующих или препятствующих проявлению её у ребёнка. Среди этих факторов, прежде всего, мы обратили внимание на следующие факторы:
Степень близости с человеком, нуждающимся в эмпатии (родители, родственники, чужие).
Оценка самого ребенка - кем является для него этот человек: друг или нет, хороший или плохой.
Частота общения ребенка с этим человеком (очень часто, часто, редко, очень редко, увидел впервые и т.д.)
Причина проявления эмпатии, стимул к ней (плач, рыдания, испытание боли на глазах ребенка, наказание, радость и т.д.)
Темперамент ребенка (меланхолик, флегматик, сангвиник, холерик).
Особенности характера (мягкость, отзывчивость, агрессивность).
Опыт жизни (был ли перед глазами ребёнка пример для эмпатического подражания, опыт испытания боли, наказания , радости и т.д.).
Какой по счету ребенок в семье (первые дети более склонны к эмпатии). Единственный ребенок или нет ( единственный ребёнок, не зная чувства ревности и соперничества, склонен к эмпатии).
Насколько выражен альтруизм у ребенка (чем больше, тем выше его эмпатийность).
Все вышеописанные, общеизвестные или же обнаруженные нами в процессе работы с детьми факторы, связанные с проявлением или отсутствием эмпатии, желательно знать как родителям, так и воспитателям детей для того, чтобы вовремя обратить на них внимание, и сделать соответствующие выводы.
Благодаря возможному влиянию на многие из этих факторов, можно вырастить высокоэмпатийного ребёнка.
Конечно, от всех вышеперечисленных факторов риска избавиться просто не возможно, ведь, в конце концов, не вернёшь снова прошлое, в котором сделано много ошибок или были какие-то не зависящие от людей обстоятельства. Однако есть и такие факторы риска, которые можно изменить в сегодняшнем дне.
Например, из факторов, мешающих проявлению эмпатии воспитателей к воспитанникам, можно изменить все факторы, связанные с отсутствием эмпатии у воспитателей, подобрав на эту должность высокоэмпатичных педагогов и воспитателей, любящих детей, толерантно относящихся к шалостям и баловству воспитанников.
Кроме того, в дошкольных учреждениях необходимо заниматься профилактикой синдрома эмоционального выгорания и хронической усталости педагогов. Заведующие дошкольных учреждений должны следить за количеством детей в группах соответственно утверждённым стандартам и распределить так режимные моменты, чтобы воспитатели и дети не испытывали бы постоянного цейтнота, приводящего к стрессу.
Из факторов, мешающих проявлению эмпатии ребёнка к воспитателям, можно устранить факторы, зависящие от отношения к детям воспитателей группы, от отношений, вызывающих всевозможные реакции протеста ребёнка, - путём устранения придирок и упрёков, приклеивания ярлыков, постоянных сравнений детей друг с другом, жалоб родителям и заведующим ДОУ на поведение дошкольника, жестокого обращения с детьми, подчёркивания своей власти над ребёнком, отказов от выполнения просьб воспитанников...
Из факторов, мешающих проявлению эмпатии ребёнка к сверстникам, можно устранить факторы, связанные с ревностью и соперничеству детей друг к другу, а также завистью, не принимая во внимание менее значимые факторы.
В любом случае, говоря о профилактических и корригирующих мероприятиях, связанных с нивелированием факторов риска, мешающих проявлению эмпатии, необходимо тщательно взвесить даже самую малейшую возможность ликвидации этого фактора, и постараться уменьшить количество таких факторов до минимума.
Всё это поможет вырастить нам не только высокоэмпатического ребёнка, но и значительно снизит число случаев проявления детсадовской дедовщины.