Научная статья на тему 'Детсадовский буллинг как показатель отсутствия эмпатического воспитания ребенка'

Детсадовский буллинг как показатель отсутствия эмпатического воспитания ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1838
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСАДОВСКИЙ БУЛЛИНГ / ЭМПАТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОСТРАДАНИЕ / СОЧУВСТВИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баркан А. И.

Цель статьи обратить внимание работников дошкольных учреждений на эмпатическое воспитание ребенка, необходимость привить ему такие ценности, как сочувствие и сострадание, милосердие и толерантность, умение поставить себя на место другого человека, а также обратить внимание на те факторы риска, которые мешают привитию эмпатии детям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Баркан А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kindergarten bulling as an index of an absence of empathic upbringing of a child

The paper calls the attention of teachers of preschool institution to empathy education of the child. It is necessary to foster in the child the awareness of empathy and compassion, and tolerance and to be able to walk in the shoes of somebody else. The author emphasize the factors of risk that are in the away of fostering empathy to the children.

Текст научной работы на тему «Детсадовский буллинг как показатель отсутствия эмпатического воспитания ребенка»

Баркан А.И.

доктор медицинских наук, профессор, президент Международного Союза русскоязычных родителей и родителей детей из смешанных браков «Мир»

Вена, Австрия

Детсадовский буллинг как показатель отсутствия эмпатического воспитания ребёнка

Аннотация: Целью статьи является обратить внимание работников дошкольных учреждений на эмпатическое воспитание ребёнка, путём привития ему таких ценностей жизни как сочувствие и сострадание, милосердие и толерантность, умение поставить себя на место другого человека, а также обратить внимание на те факторы риска, которые мешают привитию эмпатии детям.

Ключевые слова: агрессия, буллинг, эмпатия, факторы риска, мешающие проявлению эмпатии воспитателями и детьми

В последнее время всё чаще и чаще начали появляться работы, свидетельствующие о возрастании агрессивности детей, начиная с дошкольного возраста. Причём, многие причины этой агрессии можно предотвратить уже во время нахождения ребёнка в детском дошкольном учреждении. Однако, несмотря на это, речь идёт о детсадовском буллинге. Оказалось, что многие из истоков школьного буллинга зарождаются уже в детском саду.

В то же время, акцентируя своё внимание в большинстве программ дошкольного образования, количество которых достигло уже 120, на формировании креативного потенциала ребёнка, выдвигая его на авансцену, за кулисами остаются нравственные и духовные ценности жизни, формированию которых не на бумаге, а на деле, придаётся всё меньшее и меньшее значение. А потом мы, взрослые, обвиняем детей в том, что уже с дошкольного возраста материальные ценности выступают у них на первый план, затмевая все остальные. Современное поколение наших детей, цифровое поколение «зет», не привыкло к сочувствию и состраданию, милосердие для них загадка.

Отдавая предпочтение, как выразился бы Платон, воспитанию «мнимомудрых» детей, мы забываем о возрастных возможностях развития у дошкольника такого качества как эмпатия.

В то же время, воспитание высокоэмпатического ребёнка, может стать профилактикой детсадовского и даже школьного буллинга в дальнейшем.

К сожалению, на сегодняшний день, многие родители и педагоги, заботясь о развитии коэффициента интеллекта, ничего не знают о коэффициенте эмоциональности, одним из показателей которого и является эмпатия - психологический феномен, позволяющий «как бы» почувствовать то, что творится в душе другого, отражая всё это и в собственной душе.

Британские учёные даже в экспериментах с людьми с крайней степенью сопереживания пытаются найти центр сопереживания человека.

Действительно, некоторые исследователи считают эмпатию врожденным чувством человека, ссылаясь на факты, что плач детей первых месяцев жизни уже может быть «коллективным». Но в то же время нельзя не прислушаться и к доводам других учёных, относящих эмпатию к формам просоциального поведения, возникающим в полтора-два года, когда ребенок уже может сопереживать горю другого в связи с развитием чувства своего «Я».

Для того чтобы ребенок адекватно проявил эмпатию, помимо эмоциональной отзывчивости, ему необходимо так же «созреть» и до понимания того, когда и почему его эмпатия необходима остальным, с кем он знаком или внезапно повстречался.

По мнению ведущих психологов, развитию эмпатии у детей должны содействовать три очень важных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

Благодаря когнитивному компоненту ребенок может представить, что чувствует тот, кому необходима его эмпатия в знакомой для него ситуации.

Эмоциональный компонент дает понять то, что ребенок сочувствует ему.

А поведенческий - выражается в действиях, диктуемых эмпатией, и помогающих нуждающимся в ней.

По мнению выдающегося психолога А.Валлона, ребенок на втором году жизни вступает в «ситуацию симпатии», а в четыре-пять лет в «ситуацию альтруизма» - бескорыстного желания помочь другому.

В связи с тем, что эмпатия - это двусторонний процесс, родительская эмпатия или эмпатия воспитателя не просто принимается ребенком, а всегда служит ему примером для подражания. Причём, фундамент эмпатии - первый уровень её, в основе которого лежит подражание матери и другим значимым для детей людям.

Безусловно, высокий уровень эмпатии у взрослых, окружающих ребёнка, способен сформировать высокий уровень эмпатии и у него.

В то же время, мы обратили внимание на ряд факторов риска, мешающим проявлению эмпатии воспитателям, к своим воспитанникам.

ФАКТОРЫ РИСКА, МЕШАЮЩИЕ ПРОЯВЛЕНИЮ ЭМПАТИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ К СВОИМ ВОСПИТАННИКАМ.

Факторы риска, мешающие проявлению эмпатии к своим воспитанникам, встречаются у некоторых воспитателей дошкольных учреждений. Среди этих факторов, по нашему мнению, наиболее значимыми оказались следующие факторы:

Эмоциональное неприятие ребёнка.

Отсутствие эмоциональной отзывчивости.

Низкий уровень эмпатии.

Дефицитарный и ложный эмпатические профили педагога.

Эмпатийная слепота.

Отсутствие навыков эмпатического общения.

Раздражающее поведение воспитанника.

Безразличие к судьбе ребёнка.

Нелюбовь к детям.

Отсутствие чувства удовлетворённости от своей профессии.

Синдром хронической усталости.

Синдром эмоционального выгорания.

Переполненность групп детского сада.

Постоянное ощущение цейтнота при выполнении режимных моментов в группе.

В то же время имеется и ряд факторов, мешающих проявлению эмпатии ребёнка к воспитателям детского сада.

ЧТО МЕШАЕТ ПРОЯВЛЕНИЮ ЭМПАТИИ РЕБЁНКА К ВОСПИТАТЕЛЯМ ДЕТСКОГО САДА.

Среди антиэмпатических факторов риска, мешающих проявлять детям эмпатию по отношению к воспитателям, по нашему мнению, чаще всего встречались следующие:

Возрастной эгоцентризм.

Высокий уровень тревожности дошкольника.

Низкая эмоциональная отзывчивость воспитателя.

Ощущения неприятия себя воспитателем группы.

Придирки воспитателя.

Постоянные упрёки по поводу поведения и успехов на занятиях в детском саду.

Приклеивание воспитателем негативных ярлыков воспитаннику.

Постоянные жалобы воспитателя на поведение ребёнка его родителям и заведующей детским садом.

Постоянное сравнивание воспитателем ребёнка с другими, по мнению педагога, более хорошими детьми в группе, не в пользу дошкольника.

Жестокость воспитателя по отношению к ребёнку и другим детям в группе детского сада.

Отсутствие у воспитателя эмпатии к животным, которое он не скрывал.

Постоянный отказ в выполнении просьб ребёнка, игнорирование их.

Демонстрация воспитателем своей власти над воспитанником.

Нелюбовь к воспитателю.

Как правило, нежелание эмпатировать воспитателю в нужный момент - это своеобразная реакция протеста ребёнка, неудовлетворённого общением с этим человеком. Поэтому при появлении такого ребёнка в группе детского сада, воспитатели должны задуматься - почему он так ведёт по отношению к ним. Задуматься и найти истинную причину происходящего.

ЧТО МЕШАЕТ ПРОЯВЛЕНИЮ ЭМПАТИИ РЕБЁНКА К СВЕРСТНИКАМ

Однако дети не всегда проявляют свою эмпатию не только к взрослым, но и к своим ровесникам. И для этого у них тоже есть свои веские причины.

Мы обратили внимание также на факторы, которые часто мешали проявлению эмпатии ребёнка к сверстникам. Среди этих факторов наиболее значимы.

Возрастной эгоцентризм.

Антиэмпатические установки в семье.

Неумение сопереживать и сочувствовать.

Низкая эмоциональная отзывчивость.

Отсутствие навыков эмпатийного поведения.

Ревность и соперничество между детьми.

Гендерное воспитание мальчиков.

Зависть к достижениям других детей.

Холерический темперамент.

Ощущение психологического дискомфорта.

У каждого ребёнка по отношению к каждому ребёнку могут быть и свои сугубо индивидуальные факторы риска, которые взрослым желательно распознать, чтобы помочь дошкольнику наладить свои взаимоотношения с друзьями. Такие взаимоотношения необходимы каждому ребёнку.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТЕПЕНЬ ЭМПАТИИ РЕБЁНКА К ЛЮДЯМ.

Безусловно, развивая эмпатию у детей, родители и воспитатели должны также учитывать и наличие или отсутствие факторов способствующих или препятствующих проявлению её у ребёнка. Среди этих факторов, прежде всего, мы обратили внимание на следующие факторы:

Степень близости с человеком, нуждающимся в эмпатии (родители, родственники, чужие).

Оценка самого ребенка - кем является для него этот человек: друг или нет, хороший или плохой.

Частота общения ребенка с этим человеком (очень часто, часто, редко, очень редко, увидел впервые и т.д.)

Причина проявления эмпатии, стимул к ней (плач, рыдания, испытание боли на глазах ребенка, наказание, радость и т.д.)

Темперамент ребенка (меланхолик, флегматик, сангвиник, холерик).

Особенности характера (мягкость, отзывчивость, агрессивность).

Опыт жизни (был ли перед глазами ребёнка пример для эмпатического подражания, опыт испытания боли, наказания , радости и т.д.).

Какой по счету ребенок в семье (первые дети более склонны к эмпатии). Единственный ребенок или нет ( единственный ребёнок, не зная чувства ревности и соперничества, склонен к эмпатии).

Насколько выражен альтруизм у ребенка (чем больше, тем выше его эмпатийность).

Все вышеописанные, общеизвестные или же обнаруженные нами в процессе работы с детьми факторы, связанные с проявлением или отсутствием эмпатии, желательно знать как родителям, так и воспитателям детей для того, чтобы вовремя обратить на них внимание, и сделать соответствующие выводы.

Благодаря возможному влиянию на многие из этих факторов, можно вырастить высокоэмпатийного ребёнка.

Конечно, от всех вышеперечисленных факторов риска избавиться просто не возможно, ведь, в конце концов, не вернёшь снова прошлое, в котором сделано много ошибок или были какие-то не зависящие от людей обстоятельства. Однако есть и такие факторы риска, которые можно изменить в сегодняшнем дне.

Например, из факторов, мешающих проявлению эмпатии воспитателей к воспитанникам, можно изменить все факторы, связанные с отсутствием эмпатии у воспитателей, подобрав на эту должность высокоэмпатичных педагогов и воспитателей, любящих детей, толерантно относящихся к шалостям и баловству воспитанников.

Кроме того, в дошкольных учреждениях необходимо заниматься профилактикой синдрома эмоционального выгорания и хронической усталости педагогов. Заведующие дошкольных учреждений должны следить за количеством детей в группах соответственно утверждённым стандартам и распределить так режимные моменты, чтобы воспитатели и дети не испытывали бы постоянного цейтнота, приводящего к стрессу.

Из факторов, мешающих проявлению эмпатии ребёнка к воспитателям, можно устранить факторы, зависящие от отношения к детям воспитателей группы, от отношений, вызывающих всевозможные реакции протеста ребёнка, - путём устранения придирок и упрёков, приклеивания ярлыков, постоянных сравнений детей друг с другом, жалоб родителям и заведующим ДОУ на поведение дошкольника, жестокого обращения с детьми, подчёркивания своей власти над ребёнком, отказов от выполнения просьб воспитанников...

Из факторов, мешающих проявлению эмпатии ребёнка к сверстникам, можно устранить факторы, связанные с ревностью и соперничеству детей друг к другу, а также завистью, не принимая во внимание менее значимые факторы.

В любом случае, говоря о профилактических и корригирующих мероприятиях, связанных с нивелированием факторов риска, мешающих проявлению эмпатии, необходимо тщательно взвесить даже самую малейшую возможность ликвидации этого фактора, и постараться уменьшить количество таких факторов до минимума.

Всё это поможет вырастить нам не только высокоэмпатического ребёнка, но и значительно снизит число случаев проявления детсадовской дедовщины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.