оциология миграционных процессов
Е
ББК 74.044.97(2Рос-6Хан)в682 YAK 37.012(571.122)
В.П. ЗАСЫПКИН, Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ, Е.А. ШУКЛИНА
V.P. ZASYPKIN, G.E. ZBOROVSKIY, E.A. SHUKLINA
ДЕТИ МИГРАНТОВ В СЕВЕРНОМ РЕГИОНЕ: СОНИОАОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ СОНИОКУАЬТУРНОЙ АДАПТАНИИ
MIGRANTS' CHILDREN IN NORTHERN REGION:
SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF SOCIOCULTURAL ADAPTATION PROBLEMS
В статье подводятся итоги крупномасштабного в пределах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры социологического исследования проблем обучения и социокультурной адаптации детей мигрантов, которое проводилось на протяжении 2011-2012 годов коллективом лаборатории региональных исследований Сургутского государственного педагогического университета. На основе исследованных проблем и выявленных тенденций авторами сформулированы конкретные рекомендации для принятия управленческих решений в этой сфере.
Totals of large-scale sociological research devoted to the problems of Migrants' Children learning and their Sociocultural Adaptation organized on the territory of Khanty-Mansiysk Autonomous Region are summarized in the article. The research was organized over a period of 2011-2012 by the Regional Research Laboratory team of Surgut State Pedagogical University. The definite recommendations based upon investigated problems for management decisions of the sphere are stated by the authors.
Ключевые слова: мигранты, социокультурная адаптация, взаимодействие субъектов образования, межведомственное взаимодействие.
Key words: migrants, sociocultural adaptation, educational subjects' interaction, inter-agency interaction.
Традиционно в литературе в анализе миграционных процессов центральное место занимает такой их субъект, как взрослый мигрант (чаще всего, мужчина). Мы, выступая с позиции социологической науки, считаем, что этот подход сужает видение проблемы. В нашей работе акцент сделан на исследование социальных групп, участвующих в миграционном процессе, прежде всего, детей мигрантов, а также комплекс социальных условий, в которых они оказываются. Социологический анализ адаптации детей мигрантов непосредственным образом связан с изучением субъективной стороны их деятельности - потребностей, мотивов, ценностей, целей, жизненных планов, стратегий - а также с оценками способов их реализации. В нашем случае это, прежде всего, изучение образовательных потребностей детей мигрантов, выявление характера, уровня их развития, оптимальных условий и способов удовлетворения образовательных потребностей.
Специальное изучение факторов миграции не входило в наши исследовательские намерения, однако, рассматривая соотношение притягивающих и выталкивающих (pull/push) факторов на основе имеющегося материала, мы видим, что доминантным как среди первых, так и среди вторых является экономический фактор. Кроме того, среди значимых push-факторов
можно рассматривать военно-политические обстоятельства, которые характерны в равной степени как для трансграничных, так и внутренних мигрантов из региона Северного Кавказа1. Среди ри11-факторов весомое место занимают социальные и этнопсихологические причины, связанные с обеспечением состояния социального и социально-психологического комфорта для мигрантов, создающих потенциал для удовлетворения их социально-групповых и индивидуально-личностных потребностей. Комплекс этих условий создаёт неповторимую специфику региона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для миграции.
Особое значение среди социальных факторов занимает фактор образования. Опросы родителей показали, что в ряде случаев он может стать доминирующим фактором миграции. Важными ценностными характеристиками российского образования для мигрантов являются его качество, престиж, способность выступить средством изменения жизненной стратегии и определить будущее ребёнка.
Поскольку социальные взаимодействия общностей детей мигрантов и принимающего населения выступают как своеобразные столкновения социокультурных, цивилизационных и даже институциональных основ социальной организации социально-этнических общностей, проблему обучения детей мигрантов нужно рассматривать как комплексную социальную задачу.
Опрос педагогов и администрации школ показал рост актуальности проблем обучения мигрантов в ХМАО - Югре. В условиях углубляющейся сегрегации образовательных учреждений, дифференциации школ на «ми-грантские» и «не-мигрантские» педагоги констатируют необходимость либо создания достаточных условий для школы в деле реализации ею функций языковой и социокультурной адаптации детей мигрантов, либо выведения этих функций за пределы общеобразовательной школы.
Педагоги считают, что организация образовательной деятельности детей мигрантов обладает своей спецификой и характеризуется спектром проблем, решение которых не всегда возможно только в рамках школы, поскольку требует комплексного подхода.
Педагоги указывают, что для реализации успешной образовательной деятельности детей мигрантов необходимо решение вопросов прежде всего их языковой и социокультурной адаптации, организации взаимодействия с родителями и активного привлечения сторонних организаций (социальных служб, УФМС, диаспор и т.д.) к решению проблемы.
Анализ поставленной проблемы был осуществлён нами посредством изучения мнений педагогов об оптимальных формах реализации языковой, образовательной и социокультурной адаптации детей мигрантов в школе (в частности, о необходимости создания адаптационных центров, специализированных классов, классов коррекции; наполняемости классов и «квотах» на детей мигрантов в классе и школе; характере их предварительного тестирования; уровне дошкольной подготовки детей мигрантов; организации и формах дополнительного образования для детей мигрантов; организации работы с мигрантскими семьями и т.д.).
Нами было выявлено наличие потребности преподавателей в профессиональном обучении, переобучении и повышении квалификации, ориентированных на работу с детьми мигрантов, а также мнения учителей и руководителей образовательных учреждений относительно методик преподавания, взаимодействия с вузами, изучающими эту проблематику и способными оказывать реальную помощь педагогам.
1О критериях определения понятия «мигрант» см. подробнее совместную работу авторов: Проблемы обучения и социальной адаптации детей мигрантов в цифрах и диалогах: Монография / В.П. Засыпкин, Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина. - Ханты-Мансийск: Издательский дом «Новости Югры», 2012. - 212 с.
В ходе исследования мы показали представления учителей о характере и перспективах взаимодействия с диаспорами, их понимание возможностей организации дальнейшего взаимодействия и направлений работы, обеспечивающих оптимальность образовательной (в первую очередь языковой) и социокультурной адаптации детей мигрантов.
Особой актуальностью, с точки зрения педагогического сообщества, характеризуется проблема состояния нормативно-правовой базы, создающей условия для успешной работы с данной категорией детей, необходимых формальных и неформальных стимулов, обеспечивающих её эффективность.
Комплексный анализ социальной общности детей мигрантов дал нам возможность говорить об уровне их адаптации к образовательной деятельности, включённости в социокультурную среду, а следовательно, и об эффективности деятельности системы образования, которая в целом успешно работает над проблемами их обучения и адаптации. Большой комплекс показателей, перечисленных нами ниже, свидетельствует об этом.
Отношение детей мигрантов к образованию - базовая характеристика уровня их социокультурной адаптации. Оно рассматривалось нами сквозь призму таких различных показателей, как отношение к учебной деятельности, характер взаимодействия с учителями, гендерные предпочтения относительно учителей, уровень освоения русского языка, языковая адаптация, проблемы и факторы, её обусловливающие, мотивация образовательной деятельности, образование как ценность, перспективы образовательной деятельности, жизненные планы в отношении продолжения образования, включённость в систему дополнительного учебного и общекультурного образования.
Выявляя отношение детей мигрантов к учёбе, мы обнаружили, что им несколько больше, чем учащимся - не мигрантам нравится учиться. Учащиеся-мигранты позитивно относятся к учёбе, этот вид деятельности является для них привлекательным, соответствует образовательным потребностям, что косвенным образом подтверждают достаточно высокий уровень их интегрированности в образовательную среду и овладение навыками основной учебной деятельности. Для детей мигрантов и не мигрантов характерна одинаковая оценка степени сложности учёбы и самооценка успешности в учебной деятельности, что также демонстрирует достаточный уровень адаптированности иноэтничных мигрантов последней волны к образовательной деятельности.
По самооценкам детей мигрантов, уровень овладения ими русским языком высок. Он адекватен восприятию и освоению школьной программы, практически не препятствует общению со сверстниками. Этот факт является важным показателем успешности социокультурной адаптации респондентов. Основная нагрузка в языковой адаптации приходилась на дополнительные занятия в школе. Часть респондентов занимались дома, при этом очень низка доля тех, кто обращался к платным дополнительным занятиям. Почти половина респондентов не нуждалась в дополнительных занятиях или по тем или иным причинам не прибегала к ним. Основная проблема освоения русского языка для детей мигрантов состоит в том, что он не является языком внутрисемейного общения. Отсутствие языковой практики в семье почти для каждого пятого мигранта - фактор дезадаптации.
Будущее дети мигрантов во многом связывают с перспективами продолжения образования и профессионального становления, обусловленного образовательной деятельностью, хотя в отличие от детей не мигрантов они ориентированы на продолжение образования преимущественно на начальном профессиональном уровне. Ориентация на работу сразу же после окончания школы у детей мигрантов выражена так же слабо, как и у не мигрантов. Школьное образование для детей мигрантов - важный адаптационный фактор, напрямую связанный с профессиональным образованием и перспективой получения в будущем хорошей, с их точки зрения, профессии.
Характеризуя структуру образовательной мотивации детей мигрантов, необходимо отметить, что её основой, прежде всего, являются мотивы инструментального типа, увязывающие школьное обучение с ориентацией учащихся на получение профессии и дальнейшего профессионального образования. Второй крупный блок мотивов - самореализационный, он объединяет мотивы образовательной деятельности, имеющие терминальный характер -потребность стать культурным человеком, приобрести разносторонние и глубокие знания, раскрыть свои способности, научиться самостоятельно работать над собой. Третий блок характеризует коммуникационные мотивы -«учиться вместе с друзьями». И, наконец, четвёртый блок - это мотивы вынужденного типа: «организовать своё время до момента поступления на работу, ухода в армию, замужества и т.п.», «просто получить аттестат об окончании средней школы», «это простая обязаловка, необходимость». В структуре мотивов последний блок занимает незначительное место.
Учёба является наиболее значимой сферой самореализации только для 6,2% детей мигрантов. Ей предшествуют по важности межличностное общение дома, в семье, с ближайшим окружением. Сфера свободного времени, индивидуальных инициатив его распределения и использования, раскрытия личностного потенциала доминирует над жёстко нормативной образовательной деятельностью. Другими словами, образование в том виде, в котором существует, не может предоставить учащемуся условий для личностного самораскрытия, которые создаются в сфере свободного времени.
Анализируя включённость детей мигрантов в систему дополнительного образования, мы рассматривали два его блока: учебное и общекультурное. Анализ уровня потребностей детей мигрантов в дополнительном образовании, углубляющем знания школьной программы, показал, что доминантной была и остаётся потребность в знаниях по русскому языку. Это отметили более половины всех учащихся, что является очень высоким показателем. Причём сама потребность превышает возможности её удовлетворения более чем в два раза. Достаточно велико желание детей получать дополнительное образование по математике и иностранному языку: его высказала почти половина учащихся мигрантов. Каждый третий готов дополнительно изучать химию, каждый четвёртый - физику, каждый пятый - историю, каждый десятый - литературу, информатику, биологию. Различия между детьми мигрантов и не мигрантов заключаются в предпочтении отдельных предметов: первыми - русского языка, вторыми - математики. Кроме того, различия проявляются в том, что среди не желающих получать дополнительное образование детей мигрантов почти в 3 раза меньше, чем в группе коренных жителей.
Анализ уровня приобщённости детей мигрантов к занятиям в кружках, секциях, студиях, школах искусств и т.д. показал, что практически 70% из них в той или иной мере заняты общекультурным дополнительным образованием. Чаще всего это занятия в спортивных секциях (в первую очередь по боксу, борьбе, секции спортивных игр, восточным единоборствам, плаванию, лёгкой атлетике). Фактор включённости в систему дополнительного образования учащихся мигрантов является свидетельством высокого уровня их адаптированности к образовательной и социокультурной среде. Сравнение занятий мигрантов и не мигрантов показывает смещение потребностей мигрантов в сторону активных видов спорта. В остальном характер потребностей в определённых видах общекультурного дополнительного образования этих групп учащихся практически идентичен.
Характеризуя влияние социального взаимодействия в учебном коллективе на адаптацию детей мигрантов к образовательной деятельности, отметим, что, по их оценкам, образовательная среда для них комфортна, неагрессивна, создаёт условия для интеграции в коллектив класса, школы. Учащиеся мигранты позитивно оценивают своё непосредственное окружение в образовательном учреждении (одноклассников-сверстников), избегают его негативных характеристик, что свидетельствует об их лояльном отношении к образовательной среде и условиям коммуникации в учебном заведении.
К старшим классам учащимися мигрантами, которые были объектом нашего исследования, достигнут достаточно высокий уровень интегрирован-ности в образовательную среду. Вместе с тем необходимо также подчеркнуть некоторые проблемы их адаптации на фоне сравнения с учащимися - представителями коренного населения. Так, у учащихся мигрантов:
• сложнее складываются отношения со сверстниками;
• более низкий уровень удовлетворённости характером общения с одноклассниками;
• более низкая удовлетворённость положением в классе, имеются сложности с с оценкой своего места в коллективе;
• часто входят в группу неинтегрированных, атомизированных членов учебного сообщества.
Среди мигрантов больше учащихся, проблемно взаимодействующих с педагогами. При усреднённой похожести оценок отношений с учителем детей мигрантов и не мигрантов у первых наблюдается больший разброс между позитивными и негативными оценками отношений с учителями. Дети мигрантов - неоднородная общность учащихся, у 70,2% отношения выстраиваются достаточно легко, однако 14,9% респондентов испытывают сложности во взаимодействии с учителями.
Каждый десятый учащийся мигрант ощущает недостаток общения с учителями. В этом отношении они не отличаются от местных жителей, поэтому проблемы их взаимодействия с педагогами связаны не столько с количеством, сколько с качеством общения, теми взаимными претензиями, которые высказывают учителя и 14,9% детей мигрантов по отношению друг к другу.
Социальная общность детей мигрантов не отличается от не мигрантов особенностями гендерного взаимодействия «учитель/ученик» и в отношении предпочтения педагогов-мужчин или педагогов-женщин. Образ школьного педагога в целом гендерно нейтрален, большинство детей (63,1%) не видят различий между педагогами-мужчинами и педагогами-женщинами, не увязывают авторитетность педагога с его гендерными характеристиками.
Анализ влияния семейного окружения детей мигрантов на их адаптационные процессы выявил, что оно выполняет важную защитную функцию. Родители для респондентов - это «оплот стабильности», их «тылы», позволяющие ощущать собственную защищённость. В трудных жизненных обстоятельствах дети мигрантов рассчитывают, прежде всего, на помощь родителей. Они удовлетворены своими отношениями с родителями и более позитивно оценивают свои отношения с ними, чем не мигранты.
Специфика этих отношений, описанных через спектр характеристик-ассоциаций, показывает, что доминантными свойствами отношений с родителями у детей мигрантов являются уважение, любовь, взаимопонимание, близость, доверие; благодарность. Дети мигрантов в сравнении с детьми не мигрантов чаще отмечают по отношению к своим родителям «благодарность», «уважение», «любовь», «уверенность», но в меньшей степени «взаимопонимание, близость, доверие», «дружбу».
В негативной части шкалы отношения с родителями у детей мигрантов присутствует меньшая настороженность, конфликтность, враждебность, агрессия, но большее подавление и недоверие.
В целом необходимо отметить, что относительно благополучная ситуация, которая зафиксирована в исследовании, характерна для учащихся старших классов, практически прошедших адаптацию, и это свидетельствует о её эффективности. Что же касается учащихся младших классов, то там, по оценкам учителей, социальных педагогов и руководителей образовательных учреждений, ситуация значительно более напряжённая.
В нашем исследовании выявлено наличие в школьных коллективах межнациональных конфликтов между детьми мигрантов и коренных жителей. Школа - важнейшее звено в формировании этих отношений. Её деятельность во многом определяет уровень культуры самих детей, закладывает пер-
спективы их будущего развития. Школа при работе с детьми мигрантов сталкивается с проблемами высокой степени сложности, поскольку призвана создавать модель толерантных отношений в локальных рамках образовательного учреждения, используя для этого стратегии и методы, которые являются итогом кропотливого ежедневного труда и педагогического творчества. Реализация этой модели - залог успешной социальной адаптации детей мигрантов. Вместе с тем школа - живой организм, педагоги ежедневно сталкиваются с новыми ситуациями, оперативное решение которых далеко не всегда даёт позитивные результаты.
При этом, по оценкам респондентов, уровень остроты проблем отношений между мигрантами и не мигрантами в школе, степень их сложности, многоплановости педагоги часто недооценивают и замалчивают. Они далеко не всегда склонны рефлексировать по этому поводу, выстраивая межличностные отношения с учащимися мигрантами. Сталкиваясь с ситуацией межнациональных противоречий, они не в полной мере понимают глубину и характер конфликта, ищут способы оптимизации взаимоотношений между учащимися, порой не имея для этого достаточных ресурсов (культурных, интеллектуальных, организационных, методических и др.). Часто педагоги не осознают, что проблемы взаимодействия между детьми мигрантов и не мигрантов, ушедшие «внутрь», маскируемые, становятся латентными причинами многих непрогнозируемых поступков и проявлений в отношениях между детьми в учебном коллективе, а также между учащимися и учителями.
Рассогласования между ними отчётливо видны в материалах нашего исследования. Прежде всего, это проявление негативного этноцентризма с демонстрацией взаимного неприятия и собственного превосходства, а также комплекс противоречий конкурентного характера, связанного с противопоставлением друг другу различных этносов, и интолерантное восприятие ими друг друга.
В округе накоплен большой опыт разработки концепции и создания системы образовательной и воспитательной деятельности по формированию толерантности в рамках отдельных образовательных учреждений. Создание модели «Школа - территория толерантности» реализуется параллельно с усилиями муниципалитетов и общественных организаций, активно работающих в этом же направлении в конкретных населённых пунктах (национальные фестивали, праздники и мероприятия разного уровня, работа с диаспорами и др.). Вместе с тем анализ результатов исследования показывает ограниченность возможностей школы для решения проблем социальной адаптации детей мигрантов потому, что они транслируются той социальной средой, в которой живут учащиеся (наличие социального неравенства, правовая незащищённость, ограниченный доступ к социальным услугам и т.д.). Так, проблемы мигрантофобии привносятся в школу извне и проявляются в ней в специфических формах. Примером тому могут служить черты социального портрета детей мигрантов, «нарисованного» учащимися - представителями коренного населения на фокус-группах, проведённых в «мигрантских» (с большим числом детей мигрантов) и обычных школах.
Педагоги и администрация образовательных учреждений всё более осознают, что в условиях роста миграции целесообразно создание комплексной системы воспитательной и образовательной работы по социальной адаптации и формированию культуры толерантности. Речь идёт не просто о проведении отдельных мероприятий, но и переосмыслении содержания образования, методов педагогической деятельности сквозь призму проблематики отношений между детьми мигрантов и не мигрантов.
Базовой составляющей данной системы должна стать работа с учителями, имеющая социокультурную и социально-психологическую направленность. Эффективность этой деятельности будет напрямую зависеть от работы педагогов над собой, получения ими новых знаний, формирования новых профессиональных и личностных качеств, профессионального роста.
Педагоги отмечают, что не обладают широким спектром возможностей воздействия на детей мигрантов, но понимание особенностей их национальной культуры и национального характера создаёт социально-психологические и социально-педагогические предпосылки для выстраивания отношений и с ребёнком, и с родителями. Нет сомнений в том, что специальная психолого-педагогическая и социокультурная подготовка была бы чрезвычайно полезной педагогам, укрепила, расширила и обосновала бы те педагогические прозрения и интуитивные находки, которые составляют основу социально-педагогического взаимодействия с детьми мигрантов.
Учителям необходимы также знания и определённые навыки социально-психологической реабилитации детей мигрантов, прибывших из зон военных конфликтов. Понимание уровня сложности проблемы позволит педагогу вовремя организовать работу специалистов-психологов с такими детьми.
Педагоги высоко оценивают реализацию воспитательной работы через организацию внеучебных мероприятий: конкурсов, праздников, фестивалей, посвящённых национальным культурам. Эти мероприятия не только знакомят учащихся с культурой других народов, но и дают возможность увидеть её проявления в своих одноклассниках, людях, которые их окружают ежедневно. Вместе с тем эти мероприятия не затрагивают сути социальных проблем мигрантов, а поэтому и не снимают уровня социальной напряжённости как в обществе, так и в школьном сообществе.
Опыт исследования показал, что практически каждая школа в округе имеет серьёзные проекты по формированию культуры толерантности. Они позволяют решать проблемы в каждом отдельном образовательном учреждении и разрабатываются в зависимости от уровня потребности в них и степени остроты проблем социальной адаптации детей мигрантов. Педагоги считают, что проблема формирования культуры толерантности непреходяща. Она относится к тому типу проблем, решить которые раз и навсегда невозможно в силу того, что меняется ситуация, увеличивается миграционный поток, в школу снова и снова приходят дети мигрантов.
Необходимо отметить, что система образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры эффективно решает проблему обучения детей мигрантов. Однако новые вызовы времени требуют оперативного решения новых проблем, которые либо уже актуализированы, либо назревают, превращаются в угрозы и риски развития не только сферы образования, но и целого ряда социальных подсистем, общества в целом.
Постановка вопроса о системном подходе к социальной адаптации детей мигрантов является важным результатом нашего исследования. Причём мы не склонны считать, что на уровне управления образованием этой системы нет. Она, безусловно, есть и до определённого времени давала возможность эффективно работать, но те принципы и формы организации, на которых она построена, уже не позволяют реагировать на новые вызовы и вновь назревшие проблемы. И, прежде всего, потому, что те задачи, которые были делегированы образовательным учреждениям, уже невозможно решать только на их уровне. Школа исчерпала собственные резервы (финансовые, временные, трудовые, организационные), которые позволили бы ей комплексно решать вопросы обучения и адаптации детей мигрантов. Требуется совершенствование правовой, нормативной базы, касающейся финансирования, поиск новых путей и способов взаимодействия школы с системой дополнительного образования и культуры, семьёй, органами опеки и попечительства, внутренних дел, УФМС, общественными этническими объединениями и т.д. Другими словами, необходима управленческая воля относительно выстраивания системы отношений образовательного учреждения, которое само уже не может решать комплекс сложных проблем, выходящих за рамки его компетенции, с другими структурами.
Целесообразно начинать с создания информационной базы (демографической статистики по мигрантам, статистики детской миграции по образовательным учреждениям, статистики по опорным школам, разработки методологической базы, понятийного аппарата, результатов репрезентативных исследований по проблемам школ и т.д.), методической базы, системы подготовки и переподготовки учителей во взаимосвязи с вузами округа, системы взаимосвязи школ и учреждений дополнительного образования для мигрантов, школ и учреждений культуры, ориентирующихся на решение проблем социокультурной адаптации мигрантов, системы обмена информацией управления образованием и УФМС, управления образования и органами внутренних дел.
Особая проблема - это дальнейшее развитие институциональной базы образования в области обучения и адаптации детей мигрантов. Речь идёт, прежде всего, о чётком определении наиболее актуальных и насущных проблем и задач системы образования в этой области и оптимизации условий их решения в рамках правового поля. Сложность этой проблематики показывает, что единого решения здесь быть не может, необходимо конструирование многообразных и гибких организационных моделей системы обучения и адаптации детей мигрантов, ориентированных на все разнообразие ситуаций и случаев их включения систему образования, потребностей и проблем, с которыми сталкиваются как сами дети, так и образовательные учреждения. Особая значимость этой работы определяется тем, что именно система образования определяет успешность нивелирования многих негативных социальных последствий миграции в обществе в целом.