ДЕТИ, КРЕЩЕННЫЕ ВОЙНОЙ
КОНСТАНТИНОВА Виктория Денисовна
МАОУ СОШ № 24 г. Тамбова, 10 «А» класс.
Научный руководитель: Завражина Кристина Владимировна, к.э.н, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 24
Статья посвящена детям-участникам Первой мировой войны. Приводится сравнение ценностных представлений детей разных поколений.
Ключевые слова: война, дети, патриотизм, идеология.
С незапамятных времен дети принимали активное участие в военных действиях. Сражаясь с врагом, как взрослые подготовленные мужчины, с патриотизмом и энтузиазмом они вставали на защиту своей Родины. Независимо от пола и возраста детьми двигало стремление «бороться и побеждать». До XIX в. в армиях разных стран мальчишки, достигшие десяти лет, могли служить барабанщиками. В русской армии «сыны» или «воспитанники» полка также не были исключением.
Обожженные пламенем Первой мировой войны дети разных возрастов, социальных статусов, воспитанники разных учебных заведений (семинаров, гимназий, кадетских корпусов) просили у своих руководителей отпустить их на борьбу с врагом.
28 июля 1914 г. начался один из самых широкомасштабных вооруженных конфликтов в истории человечества. Огромное количество причин послужило началу военных действий, например, раздел опустошенных, ослабевших после многочисленных войн территорий. К началу Первой мировой войны Россия была ослаблена Русско-японской войной (1904-1905 гг.) В августе 1914 г. народ почувствовал ветер, пронизанный железным холодом, стуком лошадиных подков и запахом вражеского духа.
Все население приняло участие в войне. Женщины заменили мужчин на заводах, возникла нехватка товаров и, прежде всего, продуктов питания, и война стала делом не только солдат, но и всего населения. Правительство вводило жесткие меры по мобилизации тыла. В связи с этим стремительно росли цены на продовольствие, и значительная часть населения была ввергнута
в нищету. В то же время во много раз выросли прибыли компаний, выполняющих военные заказы. Тяжелый повседневный труд, стояние в очередях, голод и холод стали уделом миллионов людей.
Сделав обзор хода военных действий и ситуации в тылу, остановимся более подробно на образах детей в Первой мировой войне.
Многие юноши, не имевшие никакого военного опыта, выполняли свой долг, сражаясь с хорошо оснащенными немецко-австрийскими войсками. Это говорит о необыкновенном патриотизме, которым был заполнен военный воздух.
Стремясь помочь своим отцам и братьям, на фронт рвались ребята помладше, в возрасте от 7 до 13 лет. В пропагандистской литературе тех времен встречаются утверждения о том, что взрослые всячески потакали и содействовали боевым устремлениям своих детей. Вряд ли все обстояло так на самом деле. Скорее, полностью наоборот, ведь мало кто из родителей поможет своему сыну или дочери собраться и отправиться на явную погибель, даже во имя страны. В армию, на фронт дети бежали из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Екатеринбурга, Новгорода. Бежали русские, украинцы, белорусы, поляки и эстонцы. Обретя массовый характер, для родителей и станционных жандармов уход детей стал настоящей напастью. Только в сентябре 1914 г. в одном Пскове жандармы сняли с поездов более 100 детей, отправившихся на фронт. В газетах каждый день публиковались объявления о розыске пропавших без вести, удравших на войну ребятишках. На боевых позициях многие офицеры не хотели брать на себя ответственность за юных защитников отечества. Нередко дети оставались в части втайне от командования, только с разрешения командира подразделения. Но если дети попадали в воинскую часть, то свои обязанности, как правило, выполняли безукоризненно. Они подносили стрелкам патроны, передавали команды в качестве посыльных, на поле битвы собирали патроны и выносили раненых, участвовали в разведывательных операциях.
Просьбами и мольбами родителей вернуться домой были заполнены полицейские участки, газеты и телеграфы. Бежали
реалисты, гимназисты, кадеты и бесчисленное множество крестьянских ребятишек, о пропаже которых не станут давать объявление. Проданы портфели и галоши, съедены оставленные на запас куски хлеба. По всей стране объявлена информация, не допускающая появления детей на военных действиях, их отлавливают и отправляют поездами с контролерами по домам. Этих ребят не останавливает даже голод и видимая смертность. Любым способами норовят сбежать, устремляясь к своей цели, не почувствовать на себе реальную игру, а помочь своей истощенной Родине. Детьми управляла любовь, чистая и настоящая, чувство ответственности сопровождало «маленьких» героев. Но вот и настало «боевое крещение», первые выстрелы и удары пушечных снарядов начали уносить жизни не только врагов, но и «птенцов», только начинающих учиться летать. Настоящая картина отличается от той каждодневной «войнушки», в которую беззаботно играли все ребята. Искореженные войной, отправленные в общежития «маленькие» партизаны сбегали и оттуда и снова становились незаменимыми разведчиками и помощниками.
Обобщая вышеизложенное, можно заметить, что внутренние ценности современного человека отличаются от ценностей людей прежней эпохи.
К сожалению, некоторые современные дети растут без интереса к прошлому великой державы, из этого следует незнание истории: побед страны, знаменательных дат, народных подвигов. Конечно, не стоит обобщать, многие интересуются наукой, в большинстве своем это проявляется в стремлении создать что-то новое, что-то свое. Молодежь стала публиковать собственные статьи, очерки, рецензии на произведения и даже книги. Популярной темой является патриотическое воспитание нового поколения и общественная идеология, благодаря которой начинается формирование собственной точки зрения человека на жизнь и идеалы. В трудный для России период развала СССР общественная идеология потерпела крушение. Россия стала «чистым компакт-диском», на который можно было записать все что угодно. Люди стремились узнать что-то новое, опробовать то, что еще никогда не пробовали. Железный занавес был открыт,
информация поступала «воображаемыми томами» как положительная, так и отрицательная. Запад оказал сильное влияние на государство, пропагандируя свою политику. В это время многое было упущено из-за нестабильного положения страны. Переход к демократии был вполне осознанным и верным государственным решением. Свобода выражения мысли и слова позволила создавать собственные идеалы, конечно, не нарушающие законы Конституции РФ. Забытая на некоторое время отвага стала возвращаться к людям. Ведь изучая школьный курс истории России, дети имеют возможность подробно познакомиться с победами и поражениями, бытом и нравами, культурой и историческим наследием своей Родины. Ведь испокон веков человек защищает свою землю, не позволяя врагу посягнуть на свои владения, воюет и отстаивает имущество, чтит героев и правителей, жертвует своей жизнью.
На примере Первой мировой войны, мы можем убедиться в единой общественной идеологии, которая и в наше время движет народом, с помощью которой Россия была, есть и будет Великим государством!!!
ЛИТЕРАТУРА
1. Электронный Журнал «Дилетант». URL: http://www.diletant.ru/ firstwar/20234489/
2. История Первой мировой войны: документальный фильм / автор - Алексей Хохлов. URL: https://www.youtube.com/watch?v= sF24BArvaf0
3. История Первой мировой войны 1914-1918 гг. / под общ. ред. И.И. Ростунова. М.: Наука, 1975.
CHILDREN AND BAPTISM OF FIRE
Konstantinova V.D., MAOU School № 24 in Tambov, 10 class. Supervisor: Zavrazhina Kristina V., PhD of economic science, history and social science teacher MAOU School № 24.
The article is devoted to children - participants of the First World War. The comparison of value concepts of children of different generations. Key words: War, children, patriotism, ideology.