Научная статья на тему 'Дети, крещенные войной'

Дети, крещенные войной Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
246
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЙНА / WAR / ДЕТИ / CHILDREN / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Константинова Виктория Денисовна

Статья посвящена детям-участникам Первой мировой войны. Приводится сравнение ценностных представлений детей разных поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children and baptism of fire

The article is devoted to children participants of the First World War. The comparison of value concepts of children of different generations.

Текст научной работы на тему «Дети, крещенные войной»

ДЕТИ, КРЕЩЕННЫЕ ВОЙНОЙ

КОНСТАНТИНОВА Виктория Денисовна

МАОУ СОШ № 24 г. Тамбова, 10 «А» класс.

Научный руководитель: Завражина Кристина Владимировна, к.э.н, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 24

Статья посвящена детям-участникам Первой мировой войны. Приводится сравнение ценностных представлений детей разных поколений.

Ключевые слова: война, дети, патриотизм, идеология.

С незапамятных времен дети принимали активное участие в военных действиях. Сражаясь с врагом, как взрослые подготовленные мужчины, с патриотизмом и энтузиазмом они вставали на защиту своей Родины. Независимо от пола и возраста детьми двигало стремление «бороться и побеждать». До XIX в. в армиях разных стран мальчишки, достигшие десяти лет, могли служить барабанщиками. В русской армии «сыны» или «воспитанники» полка также не были исключением.

Обожженные пламенем Первой мировой войны дети разных возрастов, социальных статусов, воспитанники разных учебных заведений (семинаров, гимназий, кадетских корпусов) просили у своих руководителей отпустить их на борьбу с врагом.

28 июля 1914 г. начался один из самых широкомасштабных вооруженных конфликтов в истории человечества. Огромное количество причин послужило началу военных действий, например, раздел опустошенных, ослабевших после многочисленных войн территорий. К началу Первой мировой войны Россия была ослаблена Русско-японской войной (1904-1905 гг.) В августе 1914 г. народ почувствовал ветер, пронизанный железным холодом, стуком лошадиных подков и запахом вражеского духа.

Все население приняло участие в войне. Женщины заменили мужчин на заводах, возникла нехватка товаров и, прежде всего, продуктов питания, и война стала делом не только солдат, но и всего населения. Правительство вводило жесткие меры по мобилизации тыла. В связи с этим стремительно росли цены на продовольствие, и значительная часть населения была ввергнута

в нищету. В то же время во много раз выросли прибыли компаний, выполняющих военные заказы. Тяжелый повседневный труд, стояние в очередях, голод и холод стали уделом миллионов людей.

Сделав обзор хода военных действий и ситуации в тылу, остановимся более подробно на образах детей в Первой мировой войне.

Многие юноши, не имевшие никакого военного опыта, выполняли свой долг, сражаясь с хорошо оснащенными немецко-австрийскими войсками. Это говорит о необыкновенном патриотизме, которым был заполнен военный воздух.

Стремясь помочь своим отцам и братьям, на фронт рвались ребята помладше, в возрасте от 7 до 13 лет. В пропагандистской литературе тех времен встречаются утверждения о том, что взрослые всячески потакали и содействовали боевым устремлениям своих детей. Вряд ли все обстояло так на самом деле. Скорее, полностью наоборот, ведь мало кто из родителей поможет своему сыну или дочери собраться и отправиться на явную погибель, даже во имя страны. В армию, на фронт дети бежали из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Екатеринбурга, Новгорода. Бежали русские, украинцы, белорусы, поляки и эстонцы. Обретя массовый характер, для родителей и станционных жандармов уход детей стал настоящей напастью. Только в сентябре 1914 г. в одном Пскове жандармы сняли с поездов более 100 детей, отправившихся на фронт. В газетах каждый день публиковались объявления о розыске пропавших без вести, удравших на войну ребятишках. На боевых позициях многие офицеры не хотели брать на себя ответственность за юных защитников отечества. Нередко дети оставались в части втайне от командования, только с разрешения командира подразделения. Но если дети попадали в воинскую часть, то свои обязанности, как правило, выполняли безукоризненно. Они подносили стрелкам патроны, передавали команды в качестве посыльных, на поле битвы собирали патроны и выносили раненых, участвовали в разведывательных операциях.

Просьбами и мольбами родителей вернуться домой были заполнены полицейские участки, газеты и телеграфы. Бежали

реалисты, гимназисты, кадеты и бесчисленное множество крестьянских ребятишек, о пропаже которых не станут давать объявление. Проданы портфели и галоши, съедены оставленные на запас куски хлеба. По всей стране объявлена информация, не допускающая появления детей на военных действиях, их отлавливают и отправляют поездами с контролерами по домам. Этих ребят не останавливает даже голод и видимая смертность. Любым способами норовят сбежать, устремляясь к своей цели, не почувствовать на себе реальную игру, а помочь своей истощенной Родине. Детьми управляла любовь, чистая и настоящая, чувство ответственности сопровождало «маленьких» героев. Но вот и настало «боевое крещение», первые выстрелы и удары пушечных снарядов начали уносить жизни не только врагов, но и «птенцов», только начинающих учиться летать. Настоящая картина отличается от той каждодневной «войнушки», в которую беззаботно играли все ребята. Искореженные войной, отправленные в общежития «маленькие» партизаны сбегали и оттуда и снова становились незаменимыми разведчиками и помощниками.

Обобщая вышеизложенное, можно заметить, что внутренние ценности современного человека отличаются от ценностей людей прежней эпохи.

К сожалению, некоторые современные дети растут без интереса к прошлому великой державы, из этого следует незнание истории: побед страны, знаменательных дат, народных подвигов. Конечно, не стоит обобщать, многие интересуются наукой, в большинстве своем это проявляется в стремлении создать что-то новое, что-то свое. Молодежь стала публиковать собственные статьи, очерки, рецензии на произведения и даже книги. Популярной темой является патриотическое воспитание нового поколения и общественная идеология, благодаря которой начинается формирование собственной точки зрения человека на жизнь и идеалы. В трудный для России период развала СССР общественная идеология потерпела крушение. Россия стала «чистым компакт-диском», на который можно было записать все что угодно. Люди стремились узнать что-то новое, опробовать то, что еще никогда не пробовали. Железный занавес был открыт,

информация поступала «воображаемыми томами» как положительная, так и отрицательная. Запад оказал сильное влияние на государство, пропагандируя свою политику. В это время многое было упущено из-за нестабильного положения страны. Переход к демократии был вполне осознанным и верным государственным решением. Свобода выражения мысли и слова позволила создавать собственные идеалы, конечно, не нарушающие законы Конституции РФ. Забытая на некоторое время отвага стала возвращаться к людям. Ведь изучая школьный курс истории России, дети имеют возможность подробно познакомиться с победами и поражениями, бытом и нравами, культурой и историческим наследием своей Родины. Ведь испокон веков человек защищает свою землю, не позволяя врагу посягнуть на свои владения, воюет и отстаивает имущество, чтит героев и правителей, жертвует своей жизнью.

На примере Первой мировой войны, мы можем убедиться в единой общественной идеологии, которая и в наше время движет народом, с помощью которой Россия была, есть и будет Великим государством!!!

ЛИТЕРАТУРА

1. Электронный Журнал «Дилетант». URL: http://www.diletant.ru/ firstwar/20234489/

2. История Первой мировой войны: документальный фильм / автор - Алексей Хохлов. URL: https://www.youtube.com/watch?v= sF24BArvaf0

3. История Первой мировой войны 1914-1918 гг. / под общ. ред. И.И. Ростунова. М.: Наука, 1975.

CHILDREN AND BAPTISM OF FIRE

Konstantinova V.D., MAOU School № 24 in Tambov, 10 class. Supervisor: Zavrazhina Kristina V., PhD of economic science, history and social science teacher MAOU School № 24.

The article is devoted to children - participants of the First World War. The comparison of value concepts of children of different generations. Key words: War, children, patriotism, ideology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.