CHILDREN FROM SINGLE-PARENT FAMILIES AND CORRECTION OF THEIR ASSESSMENT OF A PROBLEMATIC FAMILY SITUATION Karimova D.S. (Republic of Uzbekistan)
Karimova Dildora Salimovna - Lecturer, DEPARTMENT OF GENERAL PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, NAVОI STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, NAWОI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article presents the experience of using projective methods in accompanying the development of a child from an incomplete family. Cohabitation with a single parent and the child's incorrect assessment of the real family situation complicates the choice of his relationship, becomes the reason for the wrong response in many situations. Awareness of internal states is possible due to the projection and involvement of the child in correctional and educational work in order to make difficulties in behavior generated by a lack of understanding of a problematic life situation.
Keywords: one parent family, problematical life situations, difficulties, projective methods, estimate, behaviour, correction.
ДЕТИ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ И КОРРЕКЦИЯ ИХ ОЦЕНКИ ПРОБЛЕМНОЙ
СЕМЕЙНОЙ СИТУАЦИИ Каримова Д.С. (Республика Узбекистан)
Каримова Дилдора Салимовна - преподаватель, кафедра общей педагогики и психологии, Навоийский государственный педагогический институт, г. Навои, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье представлен опыт работы по применению проективных методов в сопровождении развития ребенка из неполной семьи. Сожительство с единственным родителем и неправильная оценка ребенком реальной семейной ситуации затрудняют выбор его отношений, становятся причиной неправильного реагирования в многих ситуациях. Осознание внутренних состояний возможно благодаря проекции и подключению ребенка к коррекционно-воспитательной работе для преодоления трудностей в поведении, порожденных непониманием проблемной жизненной ситуации. Ключевые слова: неполная семья, семейная ситуация, проблемы, оценка, поведение, проекция.
Произошедшие в жизни общества перемены принесли серьезные социально-экономические и духовно-нравственные трудности, приведшие к дестабилизации традиционных семейных отношений. На фоне общего кризиса семья претерпела серьезные изменения - снизились ее роль и значимость в обществе, в целом упали жизненный уровень и благополучие, уменьшился ее размер и количество детей, не столь велики стали роли старшего брата и сестры, не безоговорочно - влияние старшего поколения. Но самое главное то, что резко возросло количество разводов, увеличилось число неполных семей.
Естественно, неполная семья - не приговор! Неполная семья есть группа ближайших родственников, состоящих из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Но воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо так же восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещение всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.
Низкая школьная успеваемость. Статистические исследования свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость;
Невротические нарушения и противоправное поведение - результат и реакция негативных переживаний.
Однако, выше сказанное не означает, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Просто его членам необходимо трезво осознавать особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям.
Как правило, опыт работы с неполной семьей свидетельствует, что проблемы могут возникать и при допущении следующих ошибок, как:
Отстраненность одного родителя от воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу («чтобы он был не хуже, чем другие») может формировать потребительскую психологию, что становиться причиной обоюдных переживаний и конфликтов;
Препятствие контакта ребенка с отцом, вплоть до настойчивого «искоренение» унаследованных от него качеств. Даже некоторые матери пытаются воспитать у дочерей отрицательное отношение к мужскому полу вообще;
Двойственное отношение к ребенку. Проявляющееся либо в приступах «чрезмерной любви», либо во вспышках раздражения, когда на нем вымещают собственные обиды, беды и разочарования. Такой стиль воспитания чреват и впоследствии у ребенка невроз;
Стремление матери сделать ребенка «образцовым, несмотря на то, что у него нет отца». Результаты могут быть неопределенными, так как ребенок может противиться чрезмерному давлению. В итоге он либо
становится пассивным, либо начинает «бунтовать», что детерминирует его активный уход в неформальные группы.
В работе с ребенком из неполной семьи для исследования последнего в целях социально-педагогической поддержки включили несколько проективных методов, дающие возможность ребенку выявить свои переживания, отношения к членам семьи и оценки семейной ситуации, скорректировать чувства и модели поведения к родителям. При этом использовали следующие методы:
Кинетичный рисунок семьи для анализа внутреннего состояния ребенка, его статуса в семье. Рисунки детей из неполной семьи по симптом комплексов методики показали [1]:
- место ребенка среди остальных членов семьи и отношение к семейной ситуации: редко рисует себя в центре, чаще на периферии; очень маленькая фигура рядом до больших фигур остальных членов, преобладание предметов, животных и др. образов;
- отсутствие основных частей тело: пальцы, уши, нос, шея. Рот открыт, то есть говорит что-то, редко улыбка на лице;
- замещение одних членов семьи с другими. Вместо мамы - бабушка, вместо отца - сосед, вместо сестры -подружки и т.д.;
- отсутствующего члена семьи часто не дорисовывает, стирает резинкой, ставит в нижний угол листа и на другую сторону;
- образ матери, детализирован: лицо, одежда, волосы, подвижность фигуры, величина образа выше остальных фигур;
- фон рисунка - темный, преобладание туч, ветра, деревьев без листьев, корона дерева большая;
- птицы - маленькие, не летают, а сидят на ветках;
- дом - присутствует во всех рисунках. Он большой, много окон, занавески, цветы на балконах;
- фигуры членов семьи преобладающе статичны, прямо смотрят, большие расстояния между фигурами нежеланного родителя и ребенка. Ребенок и его братья и сестры близко друг к другу, близость и с родителем, с которым живет;
- тревожность, страхи, неуверенность переданы через нажим на листе, тонкие линии, штрихи;
в часть рисунков было показано и позитивное отношение к семейной ситуации: огромное солнце, лучи солнца - длинные, касаются дома и людей, цветы, поляны, скамейки, игрушки, звери и др.
Таким образом, подведя итоги применения данной методики можем заключить: ребенок очень чувствителен к сложившейся ситуации семье. Имеет сильное желание сверхкомпенсировать отсутствие второго родителя и заполнить дефицит общения, любви. В рисунке изображает плохие взаимоотношения между членами семьи.
В итоге, обобщение полученных результатов применения описанных выше проективных методов обеспечило проведение процесса коррекции самооценки и поведения. Дали возможность детям придумать сказку, изменяя реальность, типа «Волшебник из неполной семьи». Цель сказки - дать ребенку возможность через героя Волшебника посоветовать, сделать предложения другим детям, живущие как и он/она в неполных семьях. Волшебник заставляет ребенка переосмыслить свое отношение к семейной ситуации; предлагает модель поведения в разных проблемных семейных ситуациях, показывает способ выражение чувств, когда появляются трудности; самоконтроль действий; пример предотвращения нарушений в общении с родителем, правила сожительства в семье; позитивную мотивацию и отношение ребенка к себе и к родителю; предлагает, наконец, новые представления о перспективах жизни.
Таким образом, применение проективных методов и их модификации обеспечили решение поставленных нами целей и задач в работе с ребенком из неполной семьи:
1. Проведение диагностики и анализа чувств ребенка и его оценки о семейной ситуации - жизнь с одним родителем.
2. Типизация поведения ребенка и родителя.
Формирование моделей правильного поведения в трудной жизненной ситуации, адекватных социальным нормам стилей воспитания форм взаимоотношений.
Обосновать отклонения поведения, воспитания и социализации ребенка и организовать соответствующие изменения в работе с ним и семьей.
Этим обеспечивается полезность использования проективных методов в работе с ребенком из неполной семьи и гарантируется его полноценное развитие.
Список литературы /References
1. Ядгарова Г.Т. Социально-психологические характеристики неполных семей: Дис ... канд. психол. наук.
19.00.05. Т.: 2004. 145 с.
2. ГаффаровЯ. Юридическое воспитание в семье. Т.: «Узбекистан», 1991. 40 с.