Научная статья на тему 'Дети и здоровье как базовые ценности современной России'

Дети и здоровье как базовые ценности современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
253
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДЕМОГРАФИЯ / ЗДОРОВЬЕ / НОВЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Захарова Н. А., Ноготкова М. П.

В статье исследуются проблемы современного транзитивного общества, такие, как особенности демографической ситуации, и ее влияние на процесс социализации детей, а также необходимость для современного отечественного социально-гуманитарного знания изучения и осмысления всех социокультурных процессов, происходящих в нашем обществе. Рассматриваются тенденции в изменениях уровня здоровья современных россиян, в организации для молодежи занятий физической культурой и спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children and Health as Fundamental Values in Russia

The article discusses the modern transitive society, including the demographic situation and its impact on the youth socialization in the Russian Federation. The authors analyze trends in health statistics and examine sports management for youth.

Текст научной работы на тему «Дети и здоровье как базовые ценности современной России»

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ

УДК 316.346.32

ДЕТИ И ЗДОРОВЬЕ КАК БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

H.A. Захарова, доцент, зав. кафедрой,

Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ).

М.П. Ноготкова, преподаватель,

филиал Московского государственного социального университета, г. Ивантеевка Московской обл.

The article discusses the modem transitive society, including the demographic situation and its impact on the youth socialization in the Russian Federation. The authors analyze trends in health statistics and examine sports management for youth.

В статье исследуются проблемы современного транзитивного общества, такие, как особенности демографической ситуации, и ее влияние на процесс социализации детей, а также необходимость для современного отечественного социально-гуманитарного знания изучения и осмысления всех социокультурных процессов, происходящих в нашем обществе. Рассматриваются тенденции в изменениях уровня здоровья современных россиян, в организации для молодежи занятий физической культурой и спортом.

Ключевые слова: социализация, демография, здоровье, новый тип личности.

Современное социально -гуманитарное знание обращено преимущественно к проблемам человека, к его социокультурному бытию и всей общественно-исторической практике, к проблемам сосуществования поколений в современном радикально трансформирующемся мире, к здоровью и долголетию всех живущих на Земле. Не менее значителен и интерес исследователей к детям и к самому социокультурному феномену детства.

Дети являются одной из значимых социально-демографических групп любого современного общества, они обеспечивают непрерывность исторического процесса, а также сохранение и изменение культуры, что становится особенно актуальным в современных объективных конкретно-исторических обстоятельствах, когда быстрыми темпами осуществляются инновационные процессы, происходит радикальное изменение культуры, ее норм, традиций и идеалов.

Особенности демографической ситуации в современном мире заключаются в том, что в масштабах всей Земли происходит не только возрастание общей численности человечества, но и заметное постарение населения планеты. Усиливающаяся миграция становится современным массовым процессом, который оказывает все большее влияние на все социальные процессы на планете, усиливая муль-тикультурные тенденции, особенно сильно влияющие на детей и молодежь.Исследования современного детства показывают, что процессы социализации и общего формирования детей связаны с деятельностью глобальных СМИ и сети Интернет, которые оказывают все более сильное воздействие на становление мировоззрения детей и подростков в любом регионеЗемли, в т.ч. в России.

Западные СМИ постоянно подчеркивают, что современная модернизация должна означать не только реализацию норм и идеалов

общества потребления, но и вестернизацию образа жизни всех народов, их всемерную американизацию. В этой связи логичным является возрастающее стремление народов к сохранению своей культуры, передаче ее ценностей, норм и идеалов своим детям, т.е. проблематика этнокультурной самоидентификации подрастающих поколений в любой стране становится все более актуальной и практически востребованной.

Для современного отечественного социально-гуманитарного знания очевидной является необходимость изучения и философского осмысления социокультурных процессов, происходящих в современной России в последние десятилетия. В стране длительное время осуществляется переход к рыночной экономике на основе реализации принципов либеральной идеологии, что существенно влияет на все сферы общественной жизни и социальную структуру общества, на жизнедеятельность всех россиян.

Путь радикальных трансформаций всех социальных институтов и организаций России происходит в условиях системного кризиса, который дополняется процессами депопуляции страны, что существенно осложняет всю социальную практику, и в первую очередь, вопросы преемственности культуры, сохранения и изменения традиционных базовых и инструментальных ценностей, составляющих основу русской ментальности. К числу традиционных базовыхценностейроссиян относятся вопросы здоровья и здорового образа жизни, проблемы детства и семьи, забота о больных, инвалидах и престарелых

На протяжении длительного периода в нашей стране из года в год сокращалась практически минимальная рождаемость, а, начиная с 1992 года — смертность среди населения РФ стала выше рождаемости, образуя, по образному выражению известного демографа члена-корреспондента РАН Н.М. Римашев-ской «Русский крест». Несколько поднявшаяся в последние годы рождаемость объясняется этим исследователем как отголосок сравнительно высокой рождаемости в 80-х годах прошлого века, новорожденные того времени достигли сейчас брачного возраста и несколько «поправили» удручающую картину, однако подходящие к брачному возрасту когорты рождения 90-х годов и начала XXI века слишком

малочисленны, чтобы восполнить недостачу населения.

Исследователи-оптимисты, считают, что естественные демографические процессы позволяют делать прогнозы о том, что к 2050 году население России будет составлять примерно 120 млн человек, пессимисты считают, что россиян будет не более 90 млн. При этом они опираются на официальные статистические источники, в которых приводятся неутешительные официальные данные относительно половозрастной структуры населения, здоровья и долголетия россиян.

Принятые в последние годы разнообразные социальные программы, имеющие целью реализацию конкретных задач по здравоохранению, охране материнства и детства, поощрению рождаемости и усилению внимания всех институтов власти к детству и здоровью россиян, к здоровому образу жизни, призваны обеспечить новый подход к здравоохранению, воспитанию, образованию и обучению подрастающих поколений, формированию качественно нового подхода властных структур любого уровня к указанной проблематике.

Современные исследования проблематики детства предполагают междисциплинарный и интегративный подход, т.к. на этой основе можно понять исторически меняющиеся тенденции формирования личности ребенка, его здоровья и образа жизни, определить значение современных каналов его социализации, выявить специфику адаптации в транзитивном российском обществе ирассмотреть проблематику детства как неотъемлемую часть всего современного социально-гуманитарного знания. В настоящее время характеристики детства в РФ обусловлены радикальными трансформациями российского общества, эволюцией его социальной структуры и объективно происходящими современными демографическими процессами. Все эти процессы в той или иной степени основаны на принципах либеральной идеологии, что предполагает становление института частной собственности, функционирование гражданского общества, реализацию демократии и наличие рыночных отношений. В современном российском обществе происходят и радикальные изменения базисных оснований познания общества, его нового понимания и интерпретации, а также в полной мере выявляется необходимость плюралистического и толерантного понимания всех соци-

альных объектов — социетальных систем, институтов и организаций, классов, социальных групп, каждого отдельного человека.

Изменяющаяся социальная практика современного человечества в конце XX века обосновала принципы экофилософии, подчеркивающие необходимость экологизации трех главных областей социального бытия: взаимоотношений человека с природой, взаимоотношений внутри человеческого общества, взаимоотношений человека с самим собой в рамках принципа гармонизации. Проблематика экологии человека является не только предметом теоретических исследований, но, в первую очередь, она отражает непосредственные реальные процессы бытия современного человека, его практическую жизнедеятельность, образ жизни, представления о здоровье. Специалисты справедливо отмечают, что отношение людей к своему здоровью в большинстве стран мира, в т.ч. в России, свидетельствует о низкой экологической культуре людей, их небрежном отношении к своему здоровью [5, с. 23-31, 45-65].

Вышеназванные направления экофилософии подчеркивают как социокультурную специфику формирования подрастающих поколений, так и новые демографические характеристики совокупного населения Земли, когда возрастание численности народонаселения сопровождается постарением населения высокоразвитых стран вплоть до их депопуляции, массовой миграцией с юга на север и с востока на запад, а значит и общей маргинализацией населения Земли. В современном мире не сокращается абсолютное число детей, но в процентном отношении ко всему совокупному населению Земли их становится меньше, поэтому возрастает «цена» каждого ребенка. Поэтому становятся остродискуссионными такие вопросы, как число детей в семье, легализация/ запрет абортов, нормы и принципы социальной политики в отношении детей и подростков.

В современных исследованиях, посвященных проблематике детства, подчеркиваются изменения возрастных особенностей детства и исторически меняющиеся статусные характеристики этой социально-демографической группы. Атрибутивными признаками детства называют: определенный временной интервал (от младенчества до юности, т.е. становления у каждого подрастающего ребенка саморефлек-

сии и самосознания); ведущие виды деятельности детей — игра, учение и труд; становление индивидуально-личностного сознания ребенка определяют инструментальная и знаковая деятельность и социальная коммуникация, а также конкретно-историческая субкультура детства; остается константным и в настоящее время доминирующее воздействие старших поколений на первичную социализацию детей, их физическое и психическое здоровье [8, с. 48-59].

Рассмотрим особенности формирования детей, живущих в условиях современной России, которая многими исследователями характеризуется как общество риска. За последнее десятилетие общее количество детей в РФ уменьшилось на 10 млн и составляет в настоящее время 27,6 млн человек, из которых не менее 700 тыс. являются социальными сиротами, а еще 650 тыс., или 1,8% детского населения являются детьми-инвалидами [2, с. 51—52]. Очевидно, что системный кризис российского общества, связанный с переходом к рыночным отношениям и радикальное изменение приоритетов в социальной политике государства (от патернализма к либерализации), существенно повлияли на каналы первичной социализации детей, в первую очередь, на социальный институт семьи, а также на систему образования и среду социального окружения, что существенно усиливает депривацию детей в российском обществе. Одновременно с тем возникают новые каналы социализации — массовые коммуникации и информационные средства, которые оказывают все более сильное влияние на первичную социализацию детей. Социокультурная адаптация городских детей в новые социальные отношения базируется на «виртуальной реальности», ориентирующей все население страны на нормы и стандарты общества потребления.

В конце XX века исследователи отмечали в качестве главных факторов, повлиявших на сокращение рождаемости в развитых странах мира, следующие: переход от традиционного к индустриальному, а затем постиндутриаль-ному обществу; урбанизацию; возрастающее участие женщин в общественном производстве: рост благосостояния семей и их желаний видеть своих детей культурными и успешными; а также становление сознательного родительства. По мнению коллектива исследователей из МГУ им. М.В. Ломоносова, улучшение

условий жизни россиян усиливает внесемейные ориентации населения, а не уровень потребностей в детях и противостоять этому может только активная просемейная политика, но даже и в этом случае появление новых мотиваций к рождению детей произойдет не сразу, а по мере распространения новых репродуктивных установок на среднедетность, что предполагает временной лаг не менее 30 лет [ 1, с. 27].

Современные актуальные вопросы качества населения, которые описываются экономистами через индексы развития человека, предполагают, что увеличение затрат на развитие каждого человека становится приоритетным направлением развития мировой экономики. Однако понимание детства как особой фазы в жизни человека пришло в социальное, естественнонаучное и философское знание сравнительно недавно. Так, педиатрия как особая часть медицины возникает только в середине XIX века, детская психология — в начале XX века, о правах ребенка заговорили только в конце XX века.

Современные отечественные исследователи считают, что на общее формирование детей и становление психики ребенка влияют: биогенетическая обусловленность психики; социокультурная деятельность и общение ребенка в предметном природном и социальном мире, которая организуется взрослыми; собственные субъектные усилия ребенка, направленные на выполнение деятельности, действий и операций и все это способствует интериоризации картины мира, становлению его высшихпсихи-ческих функций, а значит и его социализации и социокультурной адаптации [2, с. 35—41].

Практическая реализация либеральной модели существенно изменила современное российское общество и на фоне курса реформ, в первую очередь, формирования института частной собственности в стране происходит существенная поляризация населения, сопровождаемая минимализацией рождаемости и высокой смертностью населения, что приводит к депопуляции России.

В обществе риска жизненный путь человека зависит не столько от личностных качеств человека, а от уровня и качества его образования и это определяет интерес и потребность в детях для любого общества, заинтересованного в своем развитии.

Переход России к новым рыночным отношениям требует формирования принципи-

ально нового типа личности, способной жить в качественно новой для России социально-экономической среде становящихся рыночных отношений. Интеграция в эту среду легче всего осуществляется именно детьми, которые не знают (т. е. «не застали») других форм социальных отношении, воспринимая современную Россию как социальную данность.

Специалисты отмечают, что современную российскую семью, где происходит первичная социализация детей, отличают нестабильность, малодетность и нуклеарность [4, с. 3—8]. Большинство современных детей рождается в городской семье, однако достаток большинства этих семей не позволяет их относить к среднему классу, поэтому уже в раннем детстве в урбанизированной среде дети осознают реально существующие депривации. Для российской городской среды характерна непростая экологическая обстановка, влияющая на здоровье детей и подростков, а значит и на темпы и сроки их адаптации к обществу. Изучение бюджета времени российских семей показывает, что в своей массе занятия физической культурой и спортом перестали быть характерным времяпрепровождением в большинстве семей, опрашиваемые отмечали, что на это у них нет свободного времени; спортивный инвентарь (например, лыжи или коньки) стоит чрезвычайно дорого, особенно если его покупать всем членам семьи; резко сократилось число спортплощадок и дворовых стадионов; коммерциализация спорта оставила за его пределами многих желающих. Сокращение времени, отводимого на физическую культуру, характеризующее современных молодых россиян, сказывается на их здоровье и особенно на процессах воспроизводства, т.е. на здоровье рожениц и новорожденных. Статистика бесстрастно свидетельствует, что по родовым травмам и послеродовым осложнениям Россия находится где-то среди африканских, а не европейских государств [9, с. 14—18]. Конечно, во многом это зависит от системы здравоохранения, но немаловажную роль играет и пренебрежение россиян к своему здоровью. Практически во всех возрастах люди, пренебрегающие занятиями физической культурой, оказываются в плену самых разнообразных болезней, а, учитывая современное состояние российского здравоохранения, пожалуй, самым простым и действенным способом профилактики и борьбы с болезнями являются постоянные

занятия физкультурой, а в период ремиссии — реабилитационно-оздоровительной и лечебной физкультурой, этому надо научить детей с самого раннего возраста.

Социологические исследования констатируют, что содержание ребенка в современной России обходится объективно дороже, чем взрослого, а воспитывать детей — труд неоплачиваемый, безвозмездный и тяжелый. Поэтому многие соотечественники выживают за счет детей, как уже родившихся, так и еще нерожденных, отложенных «до лучших времен», количество абортов в стране практически не уменьшается. Основную цену за переход к новому общественному устройству и к рыночной экономике заплатили дети, которых в стране стало существенно меньше. Об этом свидетельствует и официальная статистика.

Вторым значимым каналом социализации детей всегда являлась система образования. В современной России эта деятельность становится все более коммерциализированной и сервисно-ориентированной (особенно в высшем звене), а потому недоступной для многих потенциальных студентов, особенно для тех, кто живет за пределами больших городов.

Вместе с тем в настоящее время десятки тысяч детей школьного возраста остаются за пределами школы, это снижает средний уровень образованности подрастающих поколений, а значит, обрекает их на низкоквалифицированный и малооплачиваемый труд.

Исследования показывают, что все более значимым каналом социализации современных детей становятся СМИ, особенно телевидение, которые формируют не только массовое сознание, но и направленно ориентируют подрастающие поколения на ценности общества потребления, весьма далекие от реального мира детства современных россиян. Навязчивый мир рекламы воспитывает множество «зряшных» потребностей у детей, формирует их стремление к обладанию миром вещей и услуг, делая семейный бюджет еще более напряженным, а отношения родителей с детьми все более конфликтными. Ребенок не обладает свойством самостабилизации и самоорганизации, и в его жизни должна быть постоянная соответствующая коррекция и поддержка со стороны взрослых. Отсутствие такой поддержки и одновременно с тем постоянного контроля со стороны родных и близких приводит к возрастанию девиантного и делинквентного поведения детей, к росту социальных сирот и «детей улицы», о чем свидетельствуют цифры официальных статистических источников.

В настоящее время именно дети оказались наиболее незащищенными в результате всех трансформаций в России, а перед многими несовершеннолетними гражданами РФ встает вопрос не только и не столько о благосостоянии, сколько об их выживании в жестоком российском обществе риска.

Литература

1. Антонов А.И., Медков В.М. и др. Демографические процессы в России в XXI веке. М.: Изд-во «Грааль», 2002.

2. Социальное положение и уровень жизни населения России. М. : ИИЦ «Статистика России», 2003.

3. Кардин В. Бедные люди: нищета — болезнь трети россиян // Новое время. 2003. № 6.

4. Кочеткова А. и др. Современный российский человеческий потенциал: социокультурный подход // Alma

mater, ВВШ. 2006. № 11.

5. Келле В.Ж. Образ жизни и здоровье // Доклад на всероссийской научной конференции РАН «Здоровье как

проблема гуманитарного знания», 2002.

6. Левченко Р.Ф. Эволюция биосферы до и после появления человека. СПб., 2004.

7. МаслоуА. Мотивация и личность. СПб., 1999.

8. Олпорт Г. Становление личности: Избр. труды. М., 2002.

9. Римашевская Н.М. Население и глобализация. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.