Научная статья на тему 'Роль семьи в модернизации современного российского общества'

Роль семьи в модернизации современного российского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2205
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
СЕМЬЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / FAMILY / MODERNIZATION / VALUES / SOCIALIZATION / HUMAN CAPITAL / SOCIO-CULTURAL SPACE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Демидова Елена Игоревна, Захаров Александр Викторович, Ефимова Елена Александровна

В статье изучается влияние института семьи на модернизационные процессы в обществе. Авторы прослеживают эволюцию семейно-брачных отношений, выявляют современные тенденции развития и ключевые проблемы института семьи. Основное внимание в статье уделяется мерам государственной поддержки российских семей, направленным на повышение материального благополучия, социального статуса и престижа семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF FAMILY IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY

This article studies the influence of family institution on modernization processes in society. The authors trace the evolution of family and marriage relations; identify modern development trends of family institution and its key issues. A huge role the family plays in the processes of reproduction, socialization of the younger generation, which are aimed at shaping the quality of human capital of Russia. The main attention is paid to the measures of state support to the Russian families, aimed at improving material well-being, social status and prestige of the family.

Текст научной работы на тему «Роль семьи в модернизации современного российского общества»

GRANT FUNDING AND THE DEVELOPMENT OF SOCIAL SCIENCES AND HUMANITIES IN RUSSIA: BIBLIOMETRICAL FINDINGS

Abstract. In the article on the base of the Web of Science data some aspects of the domestic and foreign grant funding in the development of the social sciences and humanities in Russia are discussed. The authors consider the thematic priorities of the Russian and foreign foundations in the context of the financial support of the social sciences and humanities in Russia. The thematic areas which reveal the strong dependence on the grant support, including the one from abroad have been marked out. The authors also examine the shares of the Russian Academy of Sciences and universities in the Russian publications flow in the Web of Science.

Keywords: social sciences, humanities, grant, foundation, publications

ДЕМИДОВА Елена Игоревна — д.и.н., профессор кафедры экономической и политической истории России Саратовского социально-экономического института — филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (410003, Россия, г. Саратов, ул. Радищева, 89; йеш[йоуа-е1епа@ yandex.ru)

ЗАХАРОВ Александр Викторович — д.и.н., профессор кафедры экономической и политической истории России Саратовского социально-экономического института — филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (410003, Россия, г. Саратов, ул. Радищева, 89; 2аНаюуЛ V2007@yandex.ru)

ЕФИМОВА Елена Александровна — к.и.н., доцент кафедры экономической и политической истории России Саратовского социально-экономического института — филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (410003, Россия, г. Саратов, ул. Радищева, 89; Не1епп79@шаИт)

РОЛЬ СЕМЬИ В МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация: В статье изучается влияние института семьи на модернизационные процессы в обществе. Авторы прослеживают эволюцию семейно-брачных отношений, выявляют современные тенденции развития и ключевые проблемы института семьи. Основное внимание в статье уделяется мерам государственной поддержки российских семей, направленным на повышение материального благополучия, социального статуса и престижа семьи.

Ключевые слова: семья, модернизация, ценности, социализация, человеческий капитал, социокультурное пространство

Глубокая трансформация экономического, политического и социокультурного уклада, ознаменовавшая 1990-е гг., привела к девальвации системы ценностей, изменению морально-этических установок россиян. Масштабная ревизия советских идеологических установок и стереотипов, однако, не привела к замещению их ценностными ориентирами позитивного характера. Стремительно набирающий силу духовный кризис сопровождался внедрением в социокультурное пространство России примитивных западных ценностей и пропагандой «общества потребления», что привело к определенной деградации российского социума.

Эти тенденции, приняв угрожающий характер для государственности России, поставили на первый план задачи духовно-нравственного возрождения общества, поиска фундаментальных основ нравственной модернизации. Особого внимания в деле обеспечения национальной безопасности страны требует воспитание подрастающего поколения как наиболее уязвимой категории российского общества, которая в силу отсутствия жизненного опыта проще поддается влиянию псевдолиберальных или радикальных идей. В условиях кризисных 1990-х гг., когда родители были вынуж-

дены в первую очередь добывать средства пропитания, дети и подростки остались без должного внимания с их стороны. Отчасти и пробелы в семейном воспитании привели к росту правонарушений в молодежной среде, отчуждению от трудовой деятельности, алкоголизму и наркомании. На смену традиционным ценностным ориентирам стали приходить активно насаждаемые западные эталоны, такие как материальное благополучие, карьеризм, вседозволенность, индивидуализм, которые деструктивны и разрушительны с точки зрения развития личности, семьи и государства.

Опыт развитых стран наглядно показал, что достижение высокого уровня доходов при резком снижении духовности и нравственности приводит к разочарованию значительной части населения, к потере смысла жизни, тяжелым психологическим проблемам. Очевидно, что комплексная модернизация общества должна идти параллельно с его духовно-нравственным возрождением. Определяющую роль в этом процессе может и должен сыграть институт семьи, который, несмотря на все сложности, и сегодня является основой общественной интеграции, ее стабилизирующим фактором.

Семья является важнейшим агентом социализации, от которого во многом зависит формирование в гражданах тех социальных норм и ожиданий, в которых нуждается государство. Как отмечает академик Н.М. Римашевская, «семья является бесспорной общечеловеческой ценностью, транслятором культурного наследия, национальных традиций и этических норм, значение которых сегодня возрастает не только для каждой отдельной личности, но и для страны в целом» [Римашевская 1997: 57]. Поэтому именно благополучная семья является опорой государства и основой его стабильности.

Социальное государство, которым согласно Конституции является Российская Федерация, заинтересовано не только в воспроизводстве населения, но и в улучшении качества трудового потенциала, здоровья населения, в эффективной социализации детей, обеспечивающих его национальную безопасность и прогрессивное развитие. Эти задачи весьма актуальны в современной геополитической обстановке. Как справедливо отметил ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ В.А. Мау, «государство, которое сможет сформировать эффективную модель развития человеческого капитала, получит мощное преимущество в постиндустриальном мире» [Мау 2012: 115]. Роль семьи заключается в формировании качественного человеческого потенциала, нового поколения граждан, способных приносить пользу обществу. Реализовывать эту функцию семья сможет тогда, когда она основана на нравственности, духовном единении, общности жизненных целей родителей и детей. Благополучная семья является носителем тех традиционных ценностей и религиозных воззрений, с помощью которых она прививает любовь к Родине, уважение к правам и свободам других людей, к старшим поколениям, дает опору и защиту. Важную роль семья играет в формировании социокультурной среды, где важны высокая степень ответственности в труде и учебе, взаимопомощь, гуманность.

На современную российскую семью оказывают влияние множество факторов: социально-экономическое положение ее членов, семейная политика государства, социокультурное пространство, СМИ, а также общемировые тенденции развития семьи.

История семьи в России всегда шла в условиях трансформации общества. Урбанизация, индустриализация, масштабные экономические реформы оказали значительное влияние на демографическое поведение, семейно-брачные отношения, характер и способ ведения домохозяйства, структуру и размер семьи. Так, до начала XX в. в российском обществе господствовала патриархальная семья, в которой основная власть принадлежала отцу, а остальные члены беспрекословно выполняли его волю. В дореволюционном русском праве действительным признавался только религиозный брак, а развод, как и самовольное расторжение брака, были запрещены. Супруги обязаны были жить вместе. Объективности ради надо сказать, что у женщин не было возможности уйти из семьи, т.к. сферы применения их труда и доступ к образованию были ограничены, они полностью зависели от мужей в экономическом отношении.

Кардинальные изменения в области семейных отношений произошли после прихода к власти большевиков. С целью вовлечения женщин в революционное движение и общественное производство делались попытки ликвидировать патриархальные отношения в семье. Был принят декрет о гражданском браке, который заменил церковную регистрацию гражданской, предоставил женщине равные права в браке и семье. Вводились в действие законы о свободе развода, об уравнивании в правах детей, рожденных в зарегистрированном браке и вне его, признана общность имущества, нажитого в период брака, легализированы аборты.

Либеральное законодательство первых лет советской власти имело двоякие последствия. С одной стороны, оно стало толчком для развития так называемого партнерского типа семьи, но с другой — поставило под сомнение само существование института семьи. Так, на 7 000 браков в Саратове во второй половине 1920-х гг. приходилось 47% разводов — огромная цифра, причем из 100 расторгнутых браков 32% были продолжительностью менее 1 года, 9% — менее 1 месяца, 18% — менее 2 месяцев,27% — менее 3—6 месяцев и лишь 26% — свыше 6 месяцев1. Эти цифры говорят о том, что советский легальный брак по существу являлся формой внебрачных половых отношений. Негативными последствиями государственного эксперимента в сфере семейных отношений 1920-х гг. стали рост абортов, рождение внебрачных детей и так называемое социальное сиротство, когда родители отказывались от ребенка и отдавали его в интернат, искренне полагая, что государство лучше позаботиться о детях, чем они сами.

В 1930-е гг. государственная власть, осознавая последствия поспешных решений для экономики, перешла к сильной реакции в сфере семейного права: посредством законодательства стало осуществляться принуждение граждан к выполнению своих семейных обязанностей, в результате чего на смену свободным отношениям пришла традиционная форма семьи. Государство фактически взяло под свою опеку семью как «ячейку общества». Советская модель семьи, основанная на относительном равноправии и партнерстве супругов, была наиболее распространенной вплоть до середины 1990-х гг. — до тех пор, пока на ее основе не возникли новые формы.

В современной России наиболее распространенной является малая нуклеарная семья, состоящая из одной брачной пары. Особенности брачно-семейных отношений позволили исследователям выделить три ее основные формы, которые существуют параллельно в зависимости от национально-культурных особенностей и личных предпочтений супругов.

Традиционная (патриархальная) семья, имея глубокие исторические корни, по-прежнему распространена у многих народов России. Возрождение этого типа семьи связано и с появившимися возможностями женщин заниматься только домашним хозяйством. В такой семье деятельность мужа является основным источником дохода, что позволяет ему принимать решения. Как правило, дети с раннего возраста подчиняются родителям, им прививается уважение к старшим, и особенно к матери. Признаки советской модели нашли свое воплощение в дето-центристской (современной) форме семьи, для которой свойственно сотрудничество всех членов, особое отношение к благополучию, воспитанию, образованию, здоровью детей. Даже несмотря на сложные отношения между супругами, брак в таких семьях сохраняется ради ребенка. В процессе воспитания детей главным является привитие нравственных ценностей и трудовых навыков. На современном этапе развития российского общества можно выделить супружеский (постсовременный) тип семьи, который характеризуется некоторой автономностью супругов, приоритетом интересов родителей над интересами детей, на первое место выходит эмоциональное взаимодействие супругов. Воспитание детей направлено на формирование индивидуальности человека.

В условиях глобализации и интеграции Россия не смогла остаться в стороне от навязывания новых «ценностей», распространение которых фактически привело к кризису института семьи. Согласно докладу ООН к 2014 г. показатели рождаемости практически во всех странах Европы и Северной Америки были ниже уровня,

1 Государственный архив новейшей истории Саратовской области. Ф. 1. Оп. 27. Д. 412. Л. 4.

необходимого для естественного воспроизводства населения. За последние 20 лет произошло резкое повышение возраста вступления молодых людей в брак (особенно в Норвегии и Великобритании), вместо чего все чаще стали поддерживаться внебрачные отношения. Во всех крупных регионах мира сократилась доля женщин и мужчин, когда-либо состоявших в браке1. Последствием этого стал высокий уровень внебрачных рождений детей (так, в Австралии и 7 странах Европы более половины всех родов происходит теперь вне брака). Распространение альтернативных типов брака (сожительство, однополые браки, браки с раздельным проживанием партнеров) стало показателем именно духовного кризиса обществ западного типа.

С конца 1990-х гг. тенденция распространения альтернативных браков наблюдается и в России. В данных условиях стремление государственной власти поставить в основу семейной политики именно нуклеарную семью с детьми (как для решения возникших демографических проблем, так и для достижения стабильности в обществе) весьма обоснованно. Несмотря на то что для большинства наших граждан создание семьи по-прежнему является приоритетной задачей, в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к распространению внесемейных ценностей, таких как карьера, доход, удовлетворение потребительского спроса и т.п. В свою очередь это приводит к девальвации семейного образа жизни, что проявляется в росте внебрачных союзов, снижении численности детей в семье, откладывании сроков ее создания. В 2008 г. примерно половина молодых людей в возрасте 18—40 лет не имели ни супругов, ни партнеров, живущих с ними одной семьей. Причем причины следует искать не в финансовых или жилищных проблемах, а в нежелании брать на себя ответственность и отказываться от личной свободы. Пренебрежение семейными ценностями подрывает духовное здоровье нации и препятствует развитию качественного человеческого потенциала.

В нулевых годах в России была разработана и успешно реализовывалась государственная политика поддержки семьи, материнства и детства. 25 августа 2014 г. была утверждена Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года, которая направлена на поддержку, укрепление и защиту семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей своих функций, повышение качества жизни семей, а также обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития2. Принятый документ лишний раз подтверждает значимость проблемы поднятия престижа института семьи для государства. Главное место в стратегии занимает создание благоприятной экономической среды, повышение доходов семьи с детьми. По данным экспертов, рождение детей приводит к ухудшению уровня жизни семьи после рождения первого ребенка на 16%, второго — на 30%, третьего и последующих — более чем на 50%, причем это касается только полных семей.

Для предотвращения бедности российских семей на федеральном и региональном уровне были приняты меры по материальному стимулированию рождаемости, по поддержке молодых и многодетных семей. В декабре 2006 г. вступил в силу Федеральный закон N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в основе которого лежало внедрение с 2007 г. «материнского (семейного) капитала», который предназначался для семей, в которых родился второй ребенок. Сумма материнского капитала за период с 2007 по 2015 г. возросла с 250 до 453 тыс. руб. вследствие индексации, связанной с инфляцией. С целью сохранения и возможности инвестирования этих средств в будущее семьи было разрешено потратить их после достижения ребенком 3-летнего возраста на улучшение жилищных условий, образование детей либо на формирование накопительной части трудовой пенсии матери. Эта программа показала свою результативность в демографической сфере, послужив причиной повышения суммарного коэффициента рождаемости до 1,76. При этом рост показала рождаемость вторых

1 Доклад ООН «Мировая демографическая ситуация. 2014. Доступ: http://www.un.org/en/development/ desa/population/puMications/pdf/trends/Concise%20Report%20on%20the%20World%20Population%20 Situation%202014/ru.pdf (проверено 20.06. 2015).

2 Концепция государственной семейной политики в России на период до 2025 года. Доступ: http:// www.garant.ru/news/561926/#ixzz3dzdWspSX (проверено 20.06.2015).

и третьих детей — доля вторых рождений выросла с 30% в 2007 г. до 36,6% в 2012 г., а доля третьих рождений — с 7,6% до 10,8% за аналогичный период1.

Кроме того, на протяжении 2002—2015 гг. происходило увеличение основных государственных пособий на детей. Так, минимальный размер пособия по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет выросло со 100 руб. в 2001 г. до 2 718 руб. в 2015 г., по уходу за вторым и последующими детьми — до 5 436 руб. Значительно повысилось и единовременное пособие при рождении ребенка — с 1 500 руб. в 2001 г. до 14 497 руб. 80 коп. в 2015. Разработана и реализуется комплексная программа помощи многодетным семьям. Так, на основании указа Президента № 606 начиная с 2013 г. нуждающимся в поддержке семьям, в которых рождается третий ребенок и последующие дети, выплачивается специальное ежемесячное пособие до достижения ребенком 3-летнего возраста. Так как эти средства поступают на условиях федерального софинансирования и зависят от размера прожиточного минимума в каждом регионе, то по России сумма пособия варьируется, но в среднем составляет 7,7 тыс. руб. На 2014 г. данные выплаты были введены в 66 субъектах федерации, а с 2015 г. — в Крыму и Севастополе.

Федеральный закон «Об образовании» 2012 г. сохранил действующие ранее выплаты компенсаций родителям, чьи дети посещают учреждения дошкольного образования, в размере 20% платы на первого ребенка, 50% — на второго ребенка, 70% размера платы на третьего ребенка и последующих детей.

Значительное место в деле повышения экономических возможностей семей занимали долгосрочные федеральные программы, направленные на государственную поддержку молодых семей в обеспечении их жильем2. Их суть состоит в том, что семья, возраст супругов которой не превышает 35 лет, получает ипотечный кредит на льготных условиях, который может использоваться как для покупки квартиры, так и для строительства индивидуального дома. Кроме того, молодые семьи имеют право на получение субсидии, размер которой зависит от наличия или отсутствия детей (30% и 35% соответственно). Семье, в которой есть 3 и более детей, предоставляются дополнительные льготы при погашении кредита. За 9 лет работы программ «Молодая семья» и «Обеспечение жильем молодых семей» жилищные условия смогли улучшить около 300 тыс. семей, в т.ч. в Саратовской обл. за 2005—2010 гг. — 4 000 семей. С 2011 г. еще более 2 800 молодых семей решили жилищный вопрос.

Реализация всех этих мер поддержки семей с детьми в совокупности с другими федеральными и региональными программами позволила сделать значительный шаг на пути достижения материального благополучия и повышения качества жизни российской семьи. Результатом стало и то, что в 2013—2014 гг. впервые с начала 1990-х гг. был отмечен естественный прирост населения.

Несомненно, принимаемые государством меры по материальной поддержке семей играют важную роль, однако только экономическими мерами поднять престиж семьи невозможно. Семейные ценности относятся скорее к нравственным категориям, к сознанию человека, поэтому только повышение доходов не сможет кардинальным образом исправить ситуацию. Доказательством этого являются развитые страны Европы, в которых рост благосостояния не привел к увеличению рождаемости. Скорее наоборот, именно там возникло и набирает сторонников движение «чайлдфри», т.е. добровольной бездетности. Причинами этого явления и его популярности в странах Европы, Северной Америки, Австралии стали рост реальных доходов, которые можно потратить на собственный досуг и развлечения, дополнительное образование и на путешествия, а также социальная мобильность, нежелание засиживаться на одном месте. Препятствием на пути удовлетворения этих потребностей, а также ограничением личной свободы и времени, по мнению последователей этого движения, могут стать семья и дети.

1 Горовцова М. Материнский капитал: какие изменения можно ожидать в будущем? Доступ: http:// www.garant.ru/article/493842/#ixzz3dW0ps1ih (проверено 20.06.2015).

2 Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002—2010 годы»; Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011—2015 годы». Доступ: http://base.garant.rU/2306859/#ixzz3dracqiCk (проверено 20. 06. 2015).

Не осталась в стороне от этой негативной тенденции и Россия. Так, согласно последним опросам, примерно 17% молодых женщин Москвы в возрасте 30—40 лет заявляют, что не собираются иметь детей. Несколько лучше ситуация в провинции, где такого же мнения придерживается каждая 15-я девушка. Причем, как правило, это люди с высшим образованием, высоким социальным статусом, имеющие престижную работу и значительные доходы, т.е. как раз та категория, которая могла бы воспитать полноценное потомство, но отказалась от родительства ради карьеры или привычного комфорта.

Однако не только эгоизм и индивидуализм современных граждан являются причиной кризиса семьи. Падение авторитета семьи и девальвация семейных ценностей стало следствием широкой пропаганды в средствах массовой информации, где ежедневно в открытой студии разбирают семейные проблемы, разводы, факты жестокого обращения с детьми. Образ благополучной семьи — весьма редкое явление на российском телевидении, что определяется спросом телевизионной аудитории на семейные скандалы, интриги, а это в свою очередь — показатель духовного кризиса общества. Кроме того, есть и объективные причины, связанные с ограниченными возможностями женщин сочетать семейные и профессиональные обязанности.

Эта проблема весьма актуальна для России в настоящее время. В советский период дошкольными учреждениями были охвачены 100% всех детей. Большую роль в воспитании оказывали бабушки и дедушки. Экономические проблемы 1990-х гг. и резкий спад рождаемости практически полностью разрушили всю систему дошкольного образования, которая сейчас в условиях демографического бума постепенно восстанавливается, правда, очень медленно. На строительство, реконструкцию и ремонт зданий, предназначенных для дошкольных учреждений, было выделено 110 млрд руб., в 2015 г., несмотря на экономические сложности, по решению правительства на эти цели будет выделено дополнительно еще 10 млрд руб.1 Но несмотря на значительные подвижки в вопросе обеспечения детскими садами, по-прежнему наблюдается острый дефицит мест, особенно в крупных городах. По данным на март 2015 г. в целом по России очереди в детские сады ожидают около 230 тыс. детей в возрасте от 3 до 7 лет. Еще более острым является дефицит мест в яслях.

Нехватка мест в детских садах и яслях резко сокращает возможности матерей. Притом на помощь старшего поколения в настоящее время тоже рассчитывать не приходится, т.к. в силу экономических обстоятельств пенсионеры вынуждены продолжать профессиональную деятельность. И все чаще женщины отдают предпочтение профессиональной деятельности в ущерб семейным ценностям. Неблагоприятная ситуация на рынке труда заставляет отложить на будущее рождение первого ребенка, отказаться от второго и третьего, чтобы не потерять хорошее рабочее место и сделать карьеру [Ефимова 2012: 36]. В настоящее время государство ищет дополнительные возможности защиты интересов родителей. Так, сейчас для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, предусмотрены бесплатные программы дополнительного профессионального обучения и переподготовки, чтобы приобрести новую специальность или повысить квалификацию. В стадии обсуждения находится вопрос о помощи в трудоустройстве родителей на рабочие места с гибким графиком работы. По инициативе Общественной палаты в Совет Федерации направлен проект сокращения рабочего дня для родителей, причем это должен быть не конкретный день, а квота в несколько часов, которую можно было бы выбирать в зависимости от надобности. На наш взгляд, для решения проблемы совмещения работы и семейных обязанностей можно использовать опыт других стран, например Франции, где широко применяется гибкий график работы для лиц, имеющих детей. Власть не только обеспечивает детей местами в детские сады и ясли, но и помогает, в т.ч. финансово и в поиске няни.

Как отмечалось выше, задачи семьи в государственном масштабе не сводятся только к воспроизводству населения. Не менее важна ее общественно значимая

1 «Единая Россия»: в очередях в детские сады в целом по России стоят 230 тыс. человек. Доступ: http://tass.ru/obschestvo/1824220 (проверено 20. 06. 2015).

воспитательная функция. Становление гражданского общества в России во многом зависит от поколения будущих граждан. И насколько качественным будет этот человеческий потенциал, во многом зависит от семьи, ведь традиции семейного воспитания оказывают непосредственное влияние на социализацию ребенка. Никто не сможет дать ему столько любви и внимания, а если нужно — строгости, как родители. Как отмечают специалисты, влияние семьи на ребенка гораздо значительнее, чем влияние других факторов. Если оценивать степень влияния в процентном соотношении, то на долю семьи приходится 40%, СМИ — 30%, школы — 20%, улицы — 10%. Характер семейных отношений определяет социальные идеалы и установки ребенка в будущем. Так, неблагоприятная семейная обстановка порождает физическое, сексуальное и психологическое насилие, в некоторой степени способствует росту наркозависимости и алкоголизации населения. По мнению экспертов, аморальное поведение родителей, низкий культурный и образовательный уровень, грубые ошибки в воспитании детей, жестокость по отношению к ним ведут в будущем к серьезной деформации сознания, вследствие чего подрастающий молодой человек неправильно воспринимает ценности, принятые социумом, и выбирает асоциальную модель поведения.

Увеличение числа преступлений и правонарушений напрямую связано с ростом числа неблагополучных семей. Деградация семьи приводит к тому, что она уже не может выполнять все присущие ей функции по воспроизводству и воспитанию человеческого потенциала. Воспитание детей в таких семьях не способствует социализации и должному становлению личности, а, напротив, лишь усугубляет положение. В подтверждение этого статистика неутешительно свидетельствует о росте числа правонарушений, совершенных детьми и подростками, и, что самое страшное, ежегодно увеличивается число преступлений, совершенных ими с особой жестокостью. Конечно, отчасти детская безнадзорность стала следствием экономического и духовного кризиса общества. Некоторые родители просто не в состоянии создать своим детям нормальные условия жизни. Однако, как это ни странно, безнадзорные дети встречаются и в материально благополучных семьях. Причину этого, вероятно, нужно искать в том, что родители, занятые работой и личными проблемами, самоустраняются от воспитания детей. Одной из проблем, свойственной, прежде всего, благополучным на первый взгляд семьям, является отсутствие элементарного общения и доверительных отношений между родителями и детьми. Карьерный рост и материальное благополучие становятся приоритетными и вытесняют воспитательные функции. Дети, испытывая дефицит общения с родителями, компенсируют его Интернетом, компьютерными играми и т.п. Нарушение эмоционального взаимодействия может привести к снижению познавательной активности детей, что впоследствии негативно отразится не только на их обучении, но и на психологическом самочувствии. Кроме того, недостаток доверительного контакта создает препятствия на пути адаптации ребенка к новым жизненным условиям, т.к. отношения с родителями являются фундаментом всех других социальных связей, которые ему предстоит устанавливать и создавать в будущем.

Как показали исследования, модель семейного поведения оказывает непосредственное влияние на формирование характера ребенка и его отношений с окружающими. Так, наиболее оптимальной является стратегия сотрудничества всех членов семьи. Дети, выросшие в таких семьях, имеют собственную позицию, но в то же время более способны к компромиссу. Такие отношения характеризуются эмоциональной близостью, равноправием, низким уровнем конфликтности. Детям легче устанавливать межличностные связи.

Противоположностью стратегии сотрудничества являются стратегии подчинения (беспрекословное выполнение указаний взрослых, неспособность отказать) и противодействия (действие наперекор мнениям и советам родителей, частое применение грубости и отрицания в общении). Стратегии подчинения и противодействия имеют одинаковые основания в родительском воспитании, они обусловлены авторитарностью, чрезмерным контролем и требовательностью, конфликтностью, ограничением свободы и ответственности или излишней демонстрацией любви и

внимания. Дети из таких семей намного сложнее проходят процесс социализации, чаще возникают трудности в общении с коллективом.

Неблагоприятный климат в семье и отсутствие взаимопонимания снижают воспитательные функции семьи. Низкий образовательный уровень и культурная ограниченность родителей приводят к падению их авторитета у ребенка.

В условиях модернизации большое значение имеют механизмы саморазвития, самосовершенствования и самореализации личности, воспитание способности искать нестандартные пути решения проблем в различных жизненных ситуациях, направленные на формирование интеллектуального потенциала общества. Социализация детей в семье, с одной стороны, должна способствовать социальной адаптации к меняющимся условиям жизни и окружению, но в то же время развивать некоторую автономность по отношению к обществу, умение формулировать и отстаивать свои жизненные интересы и позиции.

Подрастающее поколение должно воспитываться в духе приоритета обязанностей и ответственности по отношению к правам. На наш взгляд, попытки поставить права человека выше обязанностей приводят к печальным последствиям. Примером может быть модель ювенальной юстиции, распространенная в некоторых странах Западной Европы, в основе которой права ребенка ставятся выше прав родителей, учителей и воспитателей. Благородные, на первый взгляд, цели по защите интересов детей на деле приводят к противопоставлению их взрослым, функции которых фактически сводятся к обслуживанию ребенка. Либерализация воспитания приводит к отмене наказаний ребенка, т.к. оно может быть расценено как насилие над ним. Угроза изъятия детей из семьи не позволяет родителям применять хоть какие-то меры воздействия, что не дает в полной мере реализовы-вать воспитательные функции. По сути, система ювенальной юстиции разрушает семейные ценности, дискредитирует весь институт семьи.

В России тоже есть сторонники внедрения ювенальной юстиции, но большинство экспертов все-таки полагают, что грубое вмешательство в семейное воспитание противоречит многовековым социокультурным устоям и способно принести больше вреда, чем пользы. Государственная позиция по этому вопросу более взвешенная, чем на Западе. Так, в докладе в Совете Федерации президент В.В. Путин отметил: «...ежегодно в России около 51 тысячи родителей ограничиваются в правах либо вообще их лишаются, и почти 62 тысячи детей становятся сиротами при живых родителях. <...> Было много сделано для устранения таких ситуаций, для устройства детей в приемные или замещающие семьи, но все-таки главная задача, я думаю, все вы со мной в этом согласитесь, — возвратить ребенка в родную семью. Понятно, что это порой сложно. Иногда соответствующим социальным службам легче и удобнее просто изолировать детей от таких неблагополучных семей, .но все-таки нужно делать все возможное, чтобы помочь .родителям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, вернуться к нормальной жизни»1.

Большую роль в воспитании полноценного потомства имеет доступность спортивных, культурных и иных секций, которые не только способствуют социализации детей, но и помогают развивать их внутренний потенциал. Физическое воспитание в семье дисциплинирует, повышает интеллектуальный, нравственный, эстетический, эмоциональный уровень детей, формирует привычку к повседневной работе. Трудовая деятельность также является важным средством развития личности. Дети с раннего возраста должны приучаться соблюдать установленный порядок в семье и приобщаться к совместному труду. Это позволит почувствовать общность интересов, ответственность каждого перед семейным коллективом. Труд развивает человека физически, приносит радость и определенное благополучие.

Одним из направлений государственной политики, направленной на сохранение института семьи в том виде, в котором это необходимо обществу, должна стать популяризация семейных ценностей на основе создания положительного имиджа семьи через кинематограф, СМИ, организацию масштабных конкурсов и кон-

1 Путин В.В. Государственная политика в сфере семьи, материнства и детства. Встреча президента Российской Федерации и Совета палаты. — Вестник Совета Федерации. 2014. № 4-5. С. 24. Доступ: http://council.gov.ru/media/files/41d4d7917f6ad1afi3f4.pdf (проверено 20.06.2015).

ференций, посвященных данной проблематике. В XXI в. имеются широкие возможности использования информационных технологий в процессе воспитания, которые, к сожалению, в должной степени не востребованы. Не на самом высоком уровне сегодня находится детский кинематограф. Если в Советском Союзе из 150 фильмов, ежегодно выходящих на экран, обязательно было 30 детских, на которых выросло не одно поколение, то сейчас юношеская тематика представлена в основном мультипликацией, а фильмов для подростковой аудитории практически нет.

В условиях модернизации в современной России институт семьи имеет определяющее значение для будущего развития государства и становления гражданского общества. Именно в семье закладываются важные для любого общества духовно-нравственные ценности, такие как патриотизм, гражданственность, гуманность, справедливость, уважение к культуре и традициям народов, что немаловажно для многонациональной России. Огромную роль семья играет в процессах воспроизводства населения, социализации подрастающего поколения, направленных на формирование качественного человеческого капитала, без которого России будет весьма сложно достигнуть прогресса и сохранить лидирующие позиции в мире. Помимо этого, благополучная семья может стать дополнительным фактором консолидации и стабилизации в условиях разновекторной жизни российского общества. В связи с этим поднятие престижа семьи, повышение ее экономической самостоятельности, создание условий для обеспечения здоровья ее членов, а также профилактика семейного неблагополучия должны стать приоритетными задачами государства на ближайшее будущее.

Статья выполнена в рамках научно-исследовательского проекта «Социокультурные факторы модернизации современного российского общества (региональный аспект)» по государственному заданию Министерства образования и науки РФ.

Список литературы

Ефимова Е.А. 2012. Гендерные аспекты гуманизации экономики в России. — Постигая прошлое и настоящее России: межвузовский сборник научных трудов (под ред. Е.И. Демидовой). Вып. 3. Саратов: ИЦ СГСЭУ. С. 31-37.

Мау В. 2012. Человеческий капитал: вызовы для России. — Вопросы экономики. № 7. С. 114-132.

Римашевская Н.М. 1997. Роль семьи в условиях социальных трансформаций. М.: Институт этнологии и антропологии РАН. 116 с.

DEMIDOVA Elena Igorevna, Dr.Sci.(Hist.), Professor of the Chair of Economic and Political History, Saratov SocioEconomic Institute - the branch of Plekhanov Russian University of Economics (89, Radischeva St, Saratov, Russia, 410003; demidova-elena@yandex.ru)

ZAKHAROV Aleksandr Viktorovich, Dr.Sci.(Hist.), Professor of the Chair of Economic and Political History, Saratov Socio-Economic Institute - the branch of Plekhanov Russian University of Economics (89, Radischeva St, Saratov, Russia, 410003; ZaharovAV2007@yandex.ru)

EFIMOVA Elena Aleksandrovna, Cand.Sci.(Hist.), Associate Professor of the Chair of Economic and Political History, Saratov Socio-Economic Institute - the branch of Plekhanov Russian University of Economics (89, Radischeva St, Saratov, Russia, 410003;Helenn79@mail.ru)

THE ROLE OF FAMILY IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY

Abstract. This article studies the influence of family institution on modernization processes in society. The authors trace the evolution of family and marriage relations; identify modern development trends of family institution and its key issues. A huge role the family plays in the processes of reproduction, socialization of the younger generation, which are aimed at shaping the quality of human capital of Russia. The main attention is paid to the measures of state support to the Russian families, aimed at improving material well-being, social status and prestige of the family. Keywords: family, modernization, values, socialization, human capital, socio-cultural space

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.