3. Федеральный закон Российской Федерации №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды».
4. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. М.: Финансы и статистика, 2000.
5. Постановление Правительства Московской области от 02.10.2009 № 802/41 «Об утверждении порядка ведения кадастра отходов Московской области».
6. Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
7. Федеральный закон Российской Федерации от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
8. Долгосрочная целевая программа муниципального образования «Сергиево-Посадский муниципальный район Московской области «Охрана окружающей среды в Сергиево-Посадском муниципальном районе на период 2010-2012 г.г.», утвержденная Постановлением Главы Сергиево-Посадского муниципального района от 27.10.2011 №1461-ПГ «Об утверждении новой редакции долгосрочной целевой программы муниципального образования «Сергиево-Посадский муниципальный район Московской области «Охрана окружающей среды в Сергиево-Посадском муниципальном районе на период 2010-2012 г.г.»
9. Экология и нравственное сознание в современном мире: материалы
Международной научно-практической конференции 29-30 апреля 2003 г. Сергиев Посад.
10. Федеральный закон от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
УДК 316.346.32.
ДЕТСТВО В ОБЩЕСТВЕ РИСКА: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД Добрынин Владислав Владимирович, доктор философских наук, профессор, заведующий
кафедрой социальной работы и социального управления, [email protected], Филиала Российского государственного социального университета,
г. Ивантеевка
Добрынина Валентина Ивановна, доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин, [email protected],
Институт бизнеса и деловой администрации Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва
В статье исследуются основные тенденции воспроизводства человеческого потенциала российского общества и формулируются наиболее важные проблемы современного российского детства. Авторы делают вывод, что решение этих проблем возможно только на основе современного междисциплинарного подхода к анализу такого значимого социокультурного феномена, как ребенок, который является основной и единственным залогом существования человечества.
Ключевые слова: ребенок, детство, междисциплинарный подход, общество риска.
The article researches basic tendencies in reproduction of human potential of the Russian society and formulates the most important problems of contemporary Russian childhood. The authors come to a conclusion that solving the problems is only possible on the basis of the contemporary interdisciplinary approach to the analysis of such an important sociocultural phenomenon as a child that is the basis and the only essential condition of the mankind’s existence.
Keywords: child, childhood, interdisciplinary approach, risk society.
Детство как особый социальный институт общества и сам ребенок как особые объекты научного анализа стали предметами исследования в социально-гуманитарном знании сравнительно недавно, практически где-то в середине XIX века. Естественно, и до этого времени существовало немало трудов, в той или иной степени рассматривающих детство как особый мир бытия каждого рожденного на Земле человека, его вначале преимущественно природные, а позже и определенные социокультурные основы. Еще в эпоху античности были заложены основы тех социальных технологий, на основе которых на протяжении многих веков воспитывались подрастающие поколения. Селекция детей на протяжении всей истории человечества осуществлялась уже в самом младшем возрасте, и их последующее воспитание, образование и обучение было направлено на то, что еще больше закрепляло их социально-правовой статус, жизненные установки, уклад жизни и все формы жизнедеятельности. Это способствовало сохранению существующих общественных отношений, стабилизации общества, укреплению его традиционных социальных институтов, сфер деятельности и культурных традиций.
Известно, что уже в трудах философов-просветителей обращалось особое внимание на роль воспитания ребенка и были сформированы представления о его активной и деятельной природе, которые существенно опередили столетиями существовавшую практику семейного и школьного воспитания. Неудивительно, что эти теоретические концепции Просвещения превращались в благие пожелания и очередные утопические прожекты преобразования мира с помощью хороших и правильных слов.
Однако с тех пор, когда во второй половине XIX века социально-гуманитарное знание стало соединяться с развивающейся современной наукой, будь то социология, демография, медицина, возрастная психология и др., исследование феномена детства как
особого транзитивного социального института, имманентно присущего каждому обществу, приобрело свой специфический исследовательский статус, а главное, в конце XX - начале XXI века оно стало иметь высокую практическую актуальность. Более того, проблематика детства приобретает общепланетарные масштабы, с детством оказались непосредственно связанными все глобальные проблемы современности, рассмотренные в конце ХХ века независимыми экспертами во главе с А. Печчеи в известных манифестах Римского клуба [5]. В настоящее время с достаточными основаниями можно считать детство одной из глобальных проблем современности, потому что каждая из глобальных проблем в той или иной степени зависит от понимания статуса ребенка и особенностей детства в современном мире.
Именно в этот период, когда население Земли стало насчитывать свыше 6 млрд. человек, специалисты по демографии сделали вывод о том, что рост численности населения мира в настоящее время происходит не за счет высокой рождаемости, как это было на протяжении многих веков, а за счет постоянного и массового увеличения продолжительности жизни населения в возрасте старше 65 лет. По данным официальных источников, если в 1980 г. дети в возрасте 0-4 года составляли примерно 600 млн. в совокупном населении Земли, а людей старше 65 лет было чуть больше 200 млн., то с 2005 года начинается снижение численности детей в самом младшем возрасте, в то время как численность старших возрастов уже достигла 600 млн. и будет неуклонно увеличиваться в связи с особенностями существующих в современном мире возрастных когорт.
Работники Отдела народонаселения Секретариата ООН, постоянно отслеживающие исследования в области демографии и защиты семьи во всем мире, отмечают, что происходит значительное изменение общего уровня рождаемости. Известно, что для простого воспроизводства народонаселения, т.е. сохранения его общей численности, необходимо рождение в каждом поколении не менее 2,1 ребенка на каждую женщину. В настоящее время авторитетные источники показывают, что среди высокоразвитых стран мира этот уровень воспроизводства характерен только для США, а в остальных странах Западной Европы и в Японии он ниже 2,1, причем в таких странах, как Япония, Германия и Италия этот показатель ниже 1,5, что и позволило американскому исследователю П. Бьюкенену сенсационно назвать свою книгу «Смерть Запада!» [4].
Белорусский исследователь Владислав Волкович анализировал проблемы народонаселения в странах Восточной Европы и пришел к выводу, что в таких странах, как Латвия, Венгрия, Литва и Румыния уровень воспроизводства составляет только
1,04-1,01, а в другой группе стран, куда входят Польша, Болгария, Чехия, Беларусь, Словакия, Молдова, Словения и Украина, этот показатель еще ниже - менее единицы, причем самый низкий показатель в этой группе в Украине (0,9).
Для современной России характерна начавшаяся с 1992 года депопуляция страны, которая, по образному выражению член-кор. РАН Н.М. Римашевской, называется «Русский крест» [6], и этот перевес смертности над рождаемостью определяется не только кризисными процессами, происходящими в российском обществе в последние два десятилетия, но он также непосредственно зависит от объективно-развивающихся процессов движения возрастных когорт, которые нельзя отменить ни правовыми нормами, ни социальными поощрениями.
Наметившееся в последние годы очевидное повышение рождаемости в России тот же исследователь, хорошо знающий специфику народонаселения страны, назвал «привет из 80-х гг.», когда был определенный «бум рождений», и дети тех лет, наконец, достигли среднего возраста активных рождений. Однако в стране с начала 90-х происходило существенное сокращение рождаемости, и когорты в возрасте активных рождений становятся все малочисленнее. Поэтому российские исследователи прогнозируют и дальнейшее сокращение народонаселения страны, аналогичное тому, что происходит и в других пока еще преимущественно высокоразвитых странах мира [1].
Тенденция к малодетности народонаселения Земли становится особенно очевидной, когда рассматриваются достаточно большие временные интервалы в жизни современных популяций.
Так, по данным официальных источников, рождаемость в Европе в 1965 году составляла 2,5, а в странах Азии - 5,7, по данным современных исследователей, в 2005 году она уже составила в Европе в среднем 1,5, а в странах Азии снизилась почти втрое -до 2,3. Даже такие традиционно многодетные континенты, как Латинская Америка и Африка за эти же годы существенно снизили уровень воспроизводства, в Латинской Америке оно упало с 5,4 до 2,0, а в Африке за последние сорок лет рождаемость снизилась с 6,8 до 4,7.
Таким образом, последние десятилетия показали беспочвенность доводов демографов-алармистов о том, что бурный и практически неконтролируемый рост населения Земли приведет к перенаселенности планеты и к гибели от «перенаселенности» всех современных цивилизаций.
Практика жизни человечества за последние десятилетия убедительно показывает, что современное народонаселение планеты размножается не по природным, а по
современным социокультурным законам и на место многовековой ценности многодетной семьи, характерной для любого традиционного общества, все большее значение для почти всех народов мира приобретает ценность малодетной семьи.
Сам переход к этим принципиально новым ценностям современного бытия человека был обусловлен рядом важных объективных исторических обстоятельств: включением всех стран и континентов в глобальные процессы современности; масштабной урбанизацией Земли, т.к. уже половина населения планеты живет в городской среде и более трети населения являются внутренними или внешними мигрантами; постоянное возрастание вовлеченности женщин в работу по найму не способствует сохранению традиционных ценностей крепкой семьи и ее многодетности; целевая установка современных СМИ на массированную пропаганду ценностей общества потребления формирует, чтобы не сказать зомбирует, массовое сознание, ориентируя население на престижное обладание и другие, новые ценности бытия.
Очевиден общий вывод, который делают современные исследователи народонаселения планеты: на первый план и для всего человечества, и для каждой страны мира выходит не рост общего количества населения, а его качество. Современных исследователей социальных процессов в демографии интересуют не только половозрастные характеристики, естественный прирост и убыль населения, соотношение рождаемости и смертности, но и целый ряд других, преимущественно социокультурных процессов: состояние здоровья и образ жизни, уровень образования и квалификации, общий уровень жизни и формы жизнедеятельности, миграционные процессы и многие другие показатели, которые входят в интегративный показатель, разработанный современными исследователями - индекс развития человеческого потенциала.
Другими словами, во всем мире, хотя и неравномерно по странам, регионам и континентам, но происходит увеличение государственных, общественных и семейных экономических затрат на развитие каждого человека, начиная с самого раннего детства. Это становится приоритетным направлением развития мировой экономики. Исследователи подчеркивают, что на первый план для объективной характеристики современного общества выходят не величина дохода всего общества, его ВВП, совокупный капитал, материально-технические показатели, а характер распределения результатов экономического роста в интересах развития всего народа, что предполагает, в первую очередь, проявление заботы о самых незащищенных и уязвимых группах населения - детях и стариках.
Известный французский исследователь П. Бурдье в своей работе «Социальное пространство и генезис «классов»» [2], анализируя проблематику современного человека, показывает, что процесс становления современного человека - актора, или агента действия, может быть рассмотрен как итоговая сумма формирования его четырех основных капиталов.
Во-первых, это экономический капитал каждого человека, т.е. его ресурсы, деньги, товары. Во-вторых, это культурный капитал каждого человека, он включает не только уровень образования, но и авторитетность его дипломов и аттестатов. В-третьих, каждому человеку присущ и определенный социальный капитал, потому что каждый человек включен в определенную социальную сетку, принадлежит какому-то классу, социальной группе, имеет определенные властные и жизненные шансы. По мнению П. Бурдье, именно социальный капитал является атрибутивным признаком человека, основой всех существующих социальных отношений и структур современного общества. Наконец, для характеристики каждого человека необходимо рассматривать и его символический капитал, основу которого составляют престиж и репутация человека, его авторитет и популярность в обществе.
Рассмотрим эти позиции применительно к российским детям, которые осуществляют процесс первичной социализации в стране, находящейся в условиях системного кризиса, вызванного радикальной трансформацией всего общества, всех сфер социальной практики, когда все традиционные социальные институты первичной социализации - семья, система народного образования и даже среда социального окружения, т.е. первичные коллективы, в которых происходит процесс овладения социальными ролями и достижимыми статусами, а вместе с тем и самостановление личности ребенка, его самоидентификация, - находятся в неустойчивом и транзитивном состоянии.
Следует сразу же подчеркнуть, что неустойчивость выступает как характерная особенность не только одной России, но и всего современного человечества, живущего в обществе риска. Отличительными чертами этого общества, как это отметил его «первооткрыватель», немецкий социолог У. Бек, является то, что все происходящие в нем социокультурные процессы осуществляются хаотически, имеют явно выраженный нелинейный и вероятностный характер, а быстрые темпы изменений в социальных институтах и учреждениях общества, равно как изменения самой социальной структуры общества и, в особенности, разнонаправленность происходящих в нем массовых
процессов, делают процесс формирования каждого человека достаточно длительным и непредсказуемым [3].
Для современного общества риска характерна общая нестабильность и неравномерность развития как в масштабах всей Земли, так и внутри регионов каждой страны, и даже внутри каждой из традиционных сфер практической деятельности современного человека - в экономике, политике, социально-бытовой и духовных сферах жизни. Эти неравномерности и общая нестабильность существенным образом влияют на первичную социализацию российских детей.
Прежде всего, отметим тот факт, что за последнее десятилетие в России существенно сократилось общее число детей, сейчас их в стране - 27,6 млн. Это на 10 млн. меньше предыдущих периодов, имеется в виду начало перестройки, уже после распада СССР и становления Российской Федерации.. Вместе с тем, за эти же годы, по сравнению с предыдущими периодами существенно выросло число детей - социальных сирот (их в стране сейчас не менее 720 тыс., по данным комиссии Государственной Думы), а также удручает высокая численность детей-инвалидов. Их насчитывается свыше 650 тысяч, что составляет не менее 1,8% от общей численности детей в стране.
Урбанизационные процессы в советский период истории шли все возрастающими темпами, и если сразу после Октябрьской революции в стране горожан было не более 12%, то уже давно свыше 70% населения России живут в городах и в полной мере ощущают все достоинства и недостатки суперурбанизации - в области экологии, в однобоком развитии экономики, ориентированной преимущественно на ВПК, в неразвитости всей социально-бытовой сферы и особенно в кризисном состоянии всего коммунально-жилищного хозяйства. Социологами давно установлен тот непреложный факт, что неконтролируемый рост численности населения городов за счет внутренних и внешних мигрантов, особенно в условиях кризисного состояния общества, порождает целый ряд негативных социальных процессов: рост маргинализации населения,
нестабильность семьи, усиление девиантного и делинквентного поведения детей и подростков, существенную алкоголизацию и наркотизацию населения, вспышки социальных болезней (туберкулез, гепатит), а также высокую склонность к агрессивному поведению многих горожан, особенно характерную в условиях низкого достатка и большой, а во многих случаях и хронической безработицы.
В таких социокультурных обстоятельствах у большинства населения существенно угасает, а порой и полностью пропадают, казалось бы, «общечеловеческая» потребность и интерес к детям, о чем свидетельствуют современные эмпирические исследования (даже у
самых благополучных групп населения очевидно стремление отложить рождение детей на «потом», по достижении определенного карьерного уровня) и, не менее неутешительные данные приносит общегосударственная статистика, сообщающая о браках - разводах, абортах - рождениях, возрасте рожениц, их семейном положении. Эти цифры дают очень интересный материал для социологического анализа обстоятельств, в которых происходят современные процессы воспроизводства подрастающих поколений россиян.
За последние двадцать лет существенно изменилась социальная структура российского общества, в ходе радикальных изменении экономики и под влиянием господства либеральной идеологии в стране был создан институт частной собственности, сформировались определенные рыночные отношения, реализуются принципы демократии во всех сферах социальной практики, формируются основы гражданского общества. Все это не могло не отразиться на населении огромной страны, большая часть которой, в том числе и самая молодая и активная часть населения, в полной мере почувствовала наличие существенных деприваций, коренным образом влияющих не только на образ жизни, но и на все жизненные планы и стратегии россиян, на их собственный, неотчуждаемый человеческий капитал.
Экономический капитал каждого современного российского ребенка (если следовать терминологии П. Бурье) весьма незначителен, хотя бы потому, что институт частной собственности в стране складывался не из традиционного наследственного капитала, в основе которого лежала жизнь и деятельность 2-3 поколений, а за счет процессов приватизации экономических богатств страны, в первую очередь, монополизации природных богатств и последующей ваучеризации страны. В результате этих процессов возникла и функционирует сравнительно небольшая группа магнатов-миллиардеров, а подавляющее большинство россиян не являются владельцами каких бы то ни было значимых ресурсов, товаров или денежных капиталов. Все прогнозы и социальные ожидания относительно роста среднего класса российского общества, который должен был стать основой нового строя, все еще не подтвердились на практике, за исключением постоянно растущей группы чиновников разного ранга, от наиболее значимых для страны - федеральных - до наиболее значимых для населения - местных и муниципальных.
Рождение ребенка в современной России определяется федеральными и местными законами, согласно которым родители единовременно получают определенную законом сумму денежного вознаграждения, а затем и постоянную (в течение определенного срока) социальную помощь. Особо следует подчеркнуть значение современного, определяемого
федеральным законом «Материнского капитала», который, по мысли создателей этого закона, может лечь или в основу первоначального взноса будущей ипотеки ребенка (что весьма сомнительно при существующих ценах на жилье), или быть основанием для оплаты его будущего высшего образования, что также не менее проблематично.
В этом смысле материнский капитал (на второго и последующих детей) является определенным символом, подчеркивающим, что современному российскому государству небезразличен каждый новорожденный россиянин, особенно, если он не единственный, а рожден в многодетной семье.
Для социологов очевидно, что это будут или дети в религиозно настроенной семье, независимо от конфессии родителей, или, что также достаточно очевидно, дети в социально неблагополучных семьях, родители таких детей ухитряются паразитировать даже на детских пособиях.
Вторым по значимости капиталом П. Бурдье считает культурный капитал, его составляют, во-первых, образованность самого человека, ее широта и глубина, а, во-вторых, что особенно важно в современном транзитивном обществе, авторитет имеющихся у человека разнообразных дипломов, аттестатов и других аналогичных сертификаций, удостоверяющих именно степень образованности человека. Эта же проблема интересовала и представителей критически настроенной группы философов постмодерна, которые, анализируя существование людей в современном западном обществе, обществе потребления, подчеркивали, что в мире потребления человека интересуют не сами вещи, предметы или процессы, а их определенные символы или симулякры, с помощью которых человек демонстрирует свою принадлежность к обществу потребления. Жизнь в обществе потребления заставляет человека быть на должной высоте, и обладание дипломом престижного учебного заведения как раз и выступает таким значимым символом или знаком. Это - симулякр, который с успехом может заменить реальные знания.
Сам термин «культурный капитал» подчеркивает тот факт, что каждому человеку, с самого раннего возраста приходится адаптироваться в культуру, в тот способ упорядочения мира, его ценностей и норм, формирования человеческих отношений, которые не передаются по наследству, а воспитываются старшими поколениями у младших. Нормами культуры и стандартами поведения ребенок овладевает уже в процессе первичной социализации, сначала в семье, а затем в среде ближайшего социального окружения. В современном быстро изменяющемся мире нормами культуры определенного типа ребенок овладевает и с помощью массовых коммуникаций, в первую
очередь, ТВ. Вместе с тем, социологи, изучающие специфику культурных процессов, предостерегают, что при нарушении процесса преемственности культуры от поколения к поколению, например, русские культурные традиции могут быть утрачены за жизнь всего 2-3 поколений.
Культурный капитал ребенка формируется и в системе народного образования. В России она включает сеть дошкольных, школьных и разнообразных других учебных заведений от ПТУ до университетов и академий. Приобщение к знаниям через систему народного образования может существенно повысить шансы молодого человека, впервые приходящего на рынок труда.
Современная философия постмодерна, в частности З. Бауман, утверждает, что знание является той базисной основой, на которой вырастает не только свобода доступа к жизненным ресурсам, но и сама возможность их выбора. Именно знание, в отличие от денег, власти и влияния (жизненных ориентиров эпохи модерна), становится одним из основных источников и реального богатства и не менее реальных конфликтов, которые возникают не только между людьми, но и между народами и государствами. Научить ребенка учиться, сформировать у него потребность в получении нового знания, потребность в самоактуализации своего творческого потенциала - одна из наиболее важных задач, стоящих перед современным человечеством.
В современной России у старших поколений сохранилась высокая оценка знания, поэтому они из года в год, несмотря на разные превходящие негативные обстоятельства, делают все, от них зависящее, чтобы дети, окончив среднюю школу, продолжали получать послесреднее образование. В настоящее время численность студентов в РФ составляет 279 человек на каждые 10 тысяч населения. Это высокая цифра, и ей можно было бы гордиться, если бы коммерциализация образования и превращение большинства вузов в сервисные учреждения, которые обслуживают своих клиентов, не породила бы таких негативных «социальных технологий» современного обучения, которые зачастую предполагают грубую фальсификацию образования, погоню за престижными или модными дипломами, а не стремление к вершинам современного знания.
Третьим капиталом П. Бурдье называет социальный капитал человека, который складывается из его принадлежности к определенному классу, какой-то группе, что во многом определяет властные и жизненные шансы каждого человека. Исследователь считает социальный капитал атрибутивным признаком человека, той стартовой площадкой, с которой начинается жизненный путь каждого человека. В современной социологии достаточно подробно рассмотрены вопросы социальных статусов и
социальных ролей, показана эта проблематика в условиях существования зарытых и открытых обществ, при тоталитаризме и в странах с развитой либеральной идеологией.
В условиях современной России, которая относится не только к обществу с высокими социальными рисками, но и к переходному типу общества, где транзитивными являются и социальные институты и учреждения, и сама социальная структура общества, все его социальные сети, именно социальный капитал человека значит существенно больше, чем в странах развитой либеральной демократии. Социальный капитал
современного россиянина зависит от социальной, этнической, региональной и даже
конфессиональной принадлежности человека, а также от типа и формы семьи, которая особенно значима для первичной социализации ребенка.
Характерные особенности современной российской семьи - ее нестабильность и малодетность - в условиях сравнительно низкого достатка формируют такие типичные социальные характеристики многих и многих современных молодых россиян, как завышенную самооценку единственного, а потому и горячо любимого ребенка, его иждивенчество, нежелание подчиняться правилам поведения, принятым в семье, ее семейным культурным традициям. Именно в семье осваиваются стандарты поведения, и те фиксированные установки, на базе которых складывается не только мировоззрение человека, но и последующая жизненная траектория, и индивидуально-личностная, во многом уникальная, судьба.
В ряде других работ П. Бурдье определял социальный капитал как совокупный
капитал всего общества, подчеркивая, что именно социальный капитал является тем
подлинным богатством, которым обладает та или иная страна и это богатство не может возникнуть стихийно, его взращивание является плодом совместных усилий государственных, общественных, религиозных, гражданских и многих других учреждений и организаций, неуклонно работающих над возрастанием стоимости социального капитала. Социальный капитал - продукт общественных отношений и конкретных материальных и социальных практик, он важное средство достижения групповой солидарности, т.к. опосредован политическими организациями, религиозными традициями, доминирующими ценностными ориентациями общества. Развитый социальный капитал дает существенные преимущества человеку в достижении жизненных целей, карьере, доступе к информации, в защите и преумножении имущества. Именно социальный капитал можно определять как базисную основу либерального общества. Вместе с тем, формирование и развитие социального капитала каждого
индивида определяется не только обществом, но и ежедневной самостоятельной работой каждого человека, его волевыми усилиями.
Собственная, индивидуальная работа каждого человека, стремящегося добиться определенных целей, достичь определенных социально значимых символов, получить от общества социальный престиж, авторитет, уважение от окружающих, заслужить высокую репутацию и популярность, в конечном итоге способствует становлению его символического капитала. При этом, как отмечает П. Бурдье, человек не только повышает свой символический капитал, но одновременно с тем происходит изменение и приращение и всех других, имеющихся у него капиталов.
Этот символический капитал человека формируется в процессах общения с другими людьми, в его коммуникативной деятельности, потому что только в общении с себе подобными человек учится уважать других людей, разделять их вкусы и ценности, учится слышать и понимать самого себя и других. Еще задолго до работ современных социологов, в начале прошлого века проблематика становления сознания ребенка и интериоризация им ценностей мира взрослых была обстоятельно рассмотрена в психологических работах Ж. Пиаже и Л.С. Выготского, а также в трудах последователей философии встречи или диалога М. Бубера и К. Левинаса. Эти теоретикометодологические труды выявили роль и значение общения для становления человека, значимость взаимодействия человека с группой и способствовали разработке целого ряда эффективных технологий, лежащих в основе практически всех современных концепций воспитания, образования и обучения подрастающих поколений.
Основополагающая жизненная стратегия человека складывается под влиянием взаимодействий всех четырех индивидуально-личностных капиталов. Как представляется, процесс становления современного ребенка, его превращение в гражданина определенного конкретно-исторического общества и предполагает обеспечение возможностей для формирования всех его неразрывно связанных между собой капиталов
- экономического, культурного, социального и символического.
Завершая статью, хотелось бы сделать некоторые общие выводы, касающиеся особенностей протекания периода детства в условиях современного российского общества:
- детство в современной России амбивалентно и дихотомично, как и вся социокультурная практика современного российского общества;
- детство как особый социальный институт современной России характеризуется переходным состоянием, уходящим от представлений о ценности детства в традиционном
обществе к пониманию детства как базисной основы социального капитала современного общества;
- дети являются по целому ряду показателей особой группой риска в населении страны (здоровье, положение в семье и обществе, образование, межличностные коммуникации);
- парадоксальность положения ребенка в современной России проявляется в ряде социально значимых тенденций:
- при минимальной рождаемости, аналогичной странам западной Европы, смертность среди новорожденных (до года) сопоставима с аналогичными цифрами из Африки и Азии;
- медики отмечают неудовлетворительное состояние здоровья среди новорожденных, до 32% из них рождаются с врожденной патологией, вплоть до инвалидности;
- на фоне общей малодетности семей существует огромное количество социальных сирот, и растет число «отказных» детей;
- детская когорта из года в год становится меньше по численности, а девиантное и делинквентное поведение детей растут, алкоголизация, наркотизация, токсикомания и табакокурение широко представлены в детских возрастах;
- реализация принципов либеральной идеологии в образовании резко увеличила число детей, практически не получающих образования, а с другой стороны, способствовала росту численности студенчества, половина из которых получает образование на коммерческой основе и безотносительно к запросам современного рынка труда;
- дети являются главными жертвами общества потребления, деятельность современных СМИ, связанная с безудержной рекламой и пропагандой изобилия находится в прямом противоречии с реальной практикой жизни детей в современной России;
- практически полное отсутствие в стране реальной деятельности детских, юношеских и молодежных организаций существенно осложняет воспитание детей в нормах и ценностях российских культурных традиций.
Все вышеизложенное позволяет сделать главный вывод относительно того, что воспитание, образование и обучение детей - главная цель всех современных государств, стремящихся к сохранению и преумножению своего населения, а значит и к своему
историческому существованию. Эффективное решение этой исторической задачи возможно только на основе современного междисциплинарного подхода к анализу такого значимого социокультурного феномена, как ребенок, который является основной и единственным залогом существования человечества.
Литература
1. Антонов А.И., Медков В.М., Архангельский В.Н. Демографические процессы в России в 21 веке. М., 2002.
2. Бек У.Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2003.
3. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.
4. Бьюккенен П.Смерть Запада. М., 2003.
5. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1976.
6. Римашевская Н.М. Русский крест / Природа. 1997. № 5.
ФИЛОСОФИЯ
УДК 18:687
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС ИЛИ ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО КОСТЮМА Реснянский Сергей Иванович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой философии и культурологи, [email protected],
Ефимова Людмила Владимировна, соискатель, кафедра философии и культурологии, [email protected],
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
г. Москва
В статье рассматриваются эстетические особенности русского костюма, а также сопоставляются разные виды художественного творчества, что способствует развитию эстетического вкуса.
Ключевые слова: эстетика, вкус, национальный костюм.
The article covers aesthetic peculiarities of the Russian costume, provides a comparison of various kinds of artistic creativity developing artistic taste.
Keywords: aesthetics, taste, national costume/
Первые представления о красоте, а потребность в ней является естественной составляющей существа разумного, человек черпал из окружающего мира. Постепенно от