Научная статья на тему 'Дети и молодежь новой России'

Дети и молодежь новой России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
81
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ДЕТИ / МОЛОДЕЖЬ / ЗДОРОВЬЕ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / CHILDREN / YOUTH / HEALTH / UPBRINGING / EDUCATION / INNOVATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Римашевская Наталья Михайловна

Успех перехода к инновационным технологиям зависит от доли молодых когорт в структуре рабочей силы, способных эффективно их осваивать. Демографический процесс активного старения и потеря в связи с этим качества населения определяют необходимость решения целого круга проблем, касающихся молодого поколения страны. Определение важнейших для страны проблем обосновывается данными государственной статистики и результатами специальных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children and youth in the new Russia

Success of the transition to innovation technologies depends on the share of younger cohorts in the structure of labour force that are capable of an effective mastering these technologies. The demographic process of intensive ageing and the corresponding loss of the quality of population predetermine the necessity of solving a series of problems concerning the younger generation of the country. Identification of the most important problem for the country is substantiated by the data from the state statistics and the findings of special surveys.

Текст научной работы на тему «Дети и молодежь новой России»

Человеческий и Трудовой потенциал

Н. М . РиМашевская

Аети и молодеть новой России *

В современной России отчетливо наблюдается столкновение (пересечение) двух независимых процессов: с одной стороны — демографического, характеризующегося активным старением и потерей в связи с этим качественных свойств населения, а с другой — переходом с приро-доориентированных к инновационным технологиям. Успех реализации этого перехода зависит от доли молодых когорт в структуре рабочей силы, способных когнитивно, эффективно и творчески их осваивать.

Этим определяется настоятельная необходимость специальных реформ, касающихся молодого поколения страны, направленных на решение активных и наиболее острых проблем.

Вырисовывается, по крайней мере, три круга важнейших задач в этой сфере.

* Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 11-02-00200а «Качество подрастающего поколения как основа модернизации современного российского общества: обостряющиеся проблемы, пути и направления их решения».

Первый круг касается масштаба, численности, структуры, качества детей и молодежи. Первая когорта «кризисных детей» повзрослела и стало очевидным, что доля молодых в составе населения сжимается, как «шагреневая кожа», в основном под влиянием снижения рождаемости как следствия общемировых тенденций, окрашенных российской спецификой.

За последние 15 лет численность детей в возрасте 0—17 уменьшилась почти на 12 млн, или, примерно, на 1/3, тем самым «урезая» масштабы молодежи (18—30 лет) на следующем временном отрезке.

И здесь следует отметить два обстоятельства: одно связано с сокращением репродуктивного потенциала, другое — с «ухудшением» репродуктивного поведения.

Первое возникает как следствие падения рождаемости, особенно в первой половине 1990-х годов и вступления в детородный возраст уменьшенных когорт, которые, к сожалению, не отличаются позитивным здоровьем. С 2002 по 2009 г. число женщин реп-

родуктивного возраста сократилось почти на 2 млн. Кроме того, известно, что свыше 1/3 беременных имеют осложнения в процессе вынашивания ребенка. Более того, негативный тренд здоровья может вести и ведет к бесплодию: (страдают от 10% до 20% супружеских пар) [1. С. 119].

В связи с этим все большее значение получает новый компонент увеличения рождаемости — вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ), основанные на экстракорпоральном оплодотворении, как это наблюдается во многих развитых странах, и высокими темпами развивается в России. Однако очевидно, что расширение возможностей использования ВРТ в значительной степени зависит от государственного финансирования.

Второе обстоятельство состоит в стремлении населения минимизировать число рождений или вовсе отказывается от детей (чайлдфри). По данным предыдущей переписи, более половины семей имеют одного ребенка (модель однодетной семьи). В значительной мере это связано с материальным положением и жилищными условиями семьи, ведь 10% работников имеют заработок ниже прожиточного минимума (ПМ), а около 40% не могут обеспечить себя и одного ребенка на уровне этой необычно низкой и убогой границы бедности. Около половины (по данным НОБУС) рождений происходят в семьях с доходом ниже ПМ или в семьях, которые сразу после родов попадают в группу бедности. И распространение анемии у беременных выступает отчетливым маркером низкого уровня материальной обеспеченности. Разумеется, различного рода пособия влияют на активизацию рождаемости, включая и материнский

капитал, но последний очень скоро становится «социальной» ловушкой, а население быстро адаптируется к используемым методам стимулирования. Главная роль в материальной обеспеченности семьи принадлежит все-таки уровню оплаты труда.

Реформы, активно осуществляемые с начала 1990-х, существенным образом повлияли на количественные параметры динамики населения, вызвав демографический кризис, который еще долго будет сказываться «эхом» на воспроизводственных процессах населения. Но дело не только и, может быть, не столько в количественных потерях. Ведь демографический кризис проявляется как в естественной убыли, так и в снижении качественных параметров населения.

В свое время Питирим Сорокин отмечал, что глубокие реформы, а именно такие Россия пережила в 1990-х, действуют как орудие селекции человечества «шиворот-навыворот», убивая «лучшие» по своим наследственным свойствам элементы общества и способствуя выживанию «худших». В результате этих процессов гибнут, главным образом, люди биологически наиболее здоровые, энергетически — трудоспособные, психически — самые волевые, талантливые и умственно развитые, морально — наиболее устойчивые, обладающие прочными нравственными рефлексами. Это не может не влиять на ухудшение генофонда страны, и прежде всего — его молодых поколений [2. С.183—184].

Кроме того, отмечается и косвенное воздействие на качество населения — это следствие эмиграции преимущественно не только лучше образованной, но имеющей особые интеллектуальные способности, и в этом смысле, незаурядной части общества.

В связи с негативным сдвигом в генофонде российского населения особое внимание вызывают одаренные и талантливые дети России, способные компенсировать снижение качества, наступившее у «детей реформ». Однако, к сожалению, пока не сформированы социальные заказы и сама национальная идея развития и сохранения талантов в различных сферах интеллектуальной деятельности [3. С. 61-90].

Второй круг проблем связан с условиями и институтами формирования детства, когда закладываются основы качественных характеристик населения будущего.

Особое место принадлежит семье, которая сегодня переживает глубокие трансформации на базе перемен в матримониальном поведении населения, связанным с сексуальной, можно так сказать, революцией, пришедшей в Россию вместе с западными ветрами. Снижение брачности и повышение разводимости, замещение брака свободным партнерством, перенесение рождения детей на более поздний срок или отказ от них вовсе, увеличение доли неполных, преимущественно материнских домохо-зяйств - все это в значительной мере ослабляет процессы социализации подрастающего поколения и ведет к нестабильности семейных структур со всеми вытекающими последствиями, включая рост домашнего насилия [4. С.12.].

Существенное влияние на семейные отношения оказывает развитие гендерных моделей в обществе, которые находят свое воплощение в супружеской форме семьи, приходящей фактически на смену патриархальной и детоцентристской. Эта модель отмечается эгалитарными, равнозначны-

ми внутрисемейными отношениями, а стабильность брака связана прежде всего с желаниями и интересами супругов. Подобная форма определяется принципами социального либерализма, возникающая на базе развития рыночных отношений, обеспечивающая личную независимость каждого из супругов. В первую очередь это касается изменения в положении женщины, стремящейся иметь устойчивый экономический суверенитет. Рефлексивная модернизация семьи, которая реализуется в модели социального либерализма, приводит к существенно большему обеспечению гендерного равенства, особенно в сфере трудоустройства.

Данный тип семьи не только ослабил ограничение разводов, но и одобрил совместное проживание без оформления брака, в рамках которого около 2/3 не имеют детей. В переписи населения 2002 г. доля семей, возникших на базе гражданского брака, составляла чуть более 10%.

На первом этапе социализации детей рука об руку с семьей функционирует дошкольное образование, которое обеспечивает воспитание, обучение, развитие, а также присмотр, уход и оздоровление младшей возрастной группы. Формально государство гарантирует его общедоступность, но, к сожалению, фактически это не выполняется, что в значительной степени тормозит активизацию рождаемости, препятствуя эффективной женской занятости, приводя к серьезной недооценке выравнивания гендерной ассиметрии в современном российском обществе. А это влечет, как показывают исследования, за собой негативные последствия [5. С.109-122.].

На самом деле статус и значение дошкольного образования сегодня ра-

дикально меняются, о чем свидетельствует общемировая тенденция, которая требует не реставрации институтов советского периода, а формирования системы дошкольного образования нового типа и ее разных форм. Сфера дошкольного воспитания детей является фундаментальной основой выравнивания гендерных отношений в современном обществе.

Условия, уровень, доступность и качество образования в обществе определяют интенсивность и успешность экономического развития страны, что, прежде всего, зависит от правил и системы осуществляемого контроля, полученных молодым поколением знаний, институтом оценивания которых сегодня является Единый государственный экзамен (ЕГЭ). К сожалению, этот инструмент, насильственно внедренный в систему обучения «сверху» имеет немало недостатков. Среди них следующие: а) ЕГЭ используется как «клеймо» (или незамысловатое «клише»), заимствованное в западной идеологии. Оно отбрасывает все ростки нового и нетривиального на детском поле, которые не укладываются в раз и навсегда сформулированную матрицу, приспособленную для внедрения рыночных механизмов в образование; б) ЕГЭ оказался идеальным инструментом для подготовки молодого поколения к жизни в «обществе потребления», формируемого не в школах и университетах, а средствами массовой информации, которые выступают как инструмент манипуляций людьми; в) кроме того, прекращение финансирования обучения «троечников» (не набравших нужный балл) может означать только одно — снижение доступности высшего образова-

ния для определенного слоя людей; г) внедрение ЕГЭ не только не преодолело взяточничество при поступлении в вузы, как об этом громогласно провозглашалось, но обеспечило механизм «социального бумеранга», в результате чего одна коррумпированная система была заменена другой: коррупция из вузов переместилась в школу.

Наиболее острой, настоятельной и безотлагательной для решения является третий круг проблем — здоровье детей и молодого поколения во всех трех аспектах — физическом, психическом и социальном, когда здравоохранение выступает лишь как важный фактор.

Всероссийское обследование показывает, что могут быть признаны здоровыми меньше 1/3 детей (27,1%), 51,7% имеют функциональные отклонения или факторы риска заболеваний (II группа), у 16,2% состояние отягощено хроническими заболеваниями (III, IV и V группы). Это автоматически ведет к расширению ин-валидизации детей, которых в 2008 г. было зарегистрировано более 0,5 млн (а реально их численность достигла 1,5 млн); половина среди них получила статус инвалида в связи с расстройством психики, поведения и нервной системы, что сделало недоступным для них стандартное образование. Ежегодно 30% юношей в возрасте 17 лет признаются не годными к военной службе [6. С. 9].

Особую тревогу вызывает здоровье новорожденных, среди которых в 2008 г. 37,3% родились больными или заболели непосредственно после рождения. Их численность за период с 1990 г. возросла в 2,7 раза. Каждый 20-й (5,3%) сегодня рождается недоношенным, что не может не сказываться на здоровье в течение всего жизненного цикла ребенка.

Растет число зарегистрированных заболеваний и отчетливо фиксируется негативный тренд здоровья молодого поколения.

Исследования показывают: ухудшение состояния детей обусловлено устойчивой тенденцией снижения здоровья женщин, ростом патологии беременности и родов. В жесткой корреляции находится рост доли больных среди новорожденных и процент беременных, страдающих анемией: за последние 15 лет этот показатель увеличился в 3 раза, что в который уже раз заставляет нас настаивать на необходимости организации «кормлений» для беременных и кормящих матерей. Положительный эффект показывает практика других стран, существенно снижающая младенческую смертность.

Самое тревожное следствие указанной взаимосвязи здоровья родителей и детей состоит в том, что каждое следующее поколение в составе российского населения менее здорово, чем предыдущее, а более молодое оказывается еще менее здоровым, что является следствием «накопления груза патологий в поколениях».

На протяжении жизненного цикла у ребенка происходит ухудшение здоровья по всем классам болезней. Одновременно снижаются и показатели физического развития. Достижение репродуктивного возраста часто происходит в осложненном болезнями состоянии, а больные родители, как известно, рожают больных детей. Так возникает эффект «социальной воронки», куда втягивается постепенно все большая часть населения страны.

Обобщенный уровень психического здоровья молодого поколения отражает распространенность в нем алкоголизма, наркомании, олигофрении и суицидов.

Высокая заболеваемость, смертность детей и подростков заставила осуществить специальное лонгитюд-ное исследование динамики здоровья и его факторную зависимость в режиме реального времени, выбрав для этого четыре когорты в Вологодской области, среди которых первой когорте сегодня уже 15 лет. Исследование показало следующее:

■ за период с 1998 по 2007 г. общая заболеваемость выросла на 43%;

■ за период с 1995 по 2004 г. доля новорожденных абсолютно здоровых (I группа) существенно снизилась, но увеличился удельный вес тех, в анамнезе которых выявлены функциональные отклонения (с 29% до 34%);

■ гендерный анализ свидетельствует о том, что здоровье девочек лучше, чем здоровье мальчиков, и это воздействует в дальнейшем на смертность мужчин;

■ здоровье и физическое развитие городских детей, по оценкам врачей, хуже, чем сельских; доля детей с хроническими заболеваниями в городах в 2—4 раза выше;

■ основные факторы риска, оказывающие заметное воздействие на здоровье детей, включают: неудовлетворительное здоровье матери в период беременности, неблагоприятные экологические условия, анормальное жилище, низкий уровень медицинской активности и низкие доходы семьи, что приводит к существенному ухудшению питания;

■ потери потенциала здоровья детей, полученного при рождении, происходит поэтапно и ступенчато; основные критические периоды отмечены — в первый год жизни (при рождении 60—40% здоровых, а к концу первого года эта доля снижается до 20—15%); и в 6—7 лет, когда доля име-

ющих хронические заболевания увеличивается на 5-6%.

Обобщение основных проблем в состоянии молодого поколения страны позволяет сформулировать главные направления социальной политики, реализация которых сегодня остро необходима с демографической, экономической и политической точек зрения. Целевая задача состоит в том, чтобы в контексте уменьшения численности детей обеспечить повышение их качественного потенциала. На первом месте в связи с этим находится задача улучшения здоровья, начиная с момента рождения, затем идет об-

разование и далее социализация молодежи как фундамент разработки системной Программы государственной политики улучшения детства. Выявленные проблемы органически взаимосвязаны, и их решение должно основываться на единой теоретико-методологической базе. Проблемы социального реформирования современного общества, трансформации социально-экономического поведения, нравственных ценностей, качества жизни, приоритетности психосоциальных факторов - все это требует незамедлительных мультидисципли-нарных мер.

Литература

1. Русанова Н. Е. Репродуктивные возможности демографического развития. М.: Спутник +, 2008.

2. Сорокин П. Социология революции. М.: Росспен, 2005.

3. Лунякова Л. Г. Одаренные дети в Рос- сии // Дети реформ. М.: Издательский центр: Институт экономических стратегий, 2011.

4. Разорвать круг молчания... О насилии в отношении женщин / Кол. моногра-

фия под ред. Н. М Римашевской. М.: URSS, 2005.

5. Баллаева Е. А. Социальные функции дошкольного воспитания // Дети реформ. М.: Издательский центр: Институт экономических стратегий, 2011.

6. Доклад о состоянии здоровья детей Российской Федерации по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г М., 2003.

А. А. Шабунова

ЁочестВо ноВого поколения*

Важнейшей проблемой устойчивого развития Российской Федерации является сокращение численности населения. За период с

1992 г. по 2009 г. она уменьшилась на 4,3%, естественная убыль в стране составила 13 млн человек. Прогнозы численности населения России

* Работа выполнена при поддержке РГНФ грант № 11-02-00200а «Качество подрастающего поколения как основа модернизации современного российского общества: обостряющиеся проблемы, пути и направления их решения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.