Н РиМашевская
АетстВо кок потенииол
соииольно-демогрофического разбития России*
Будущее российского общества проявляется в том новом поколении, которое уже актуально существует сегодня в виде детского и молодежного сообщества. Социально-экономическое развитие страны во многом зависит от состояния здоровья и образования подрастающего поколения, от системы его социальных ценностей и ориентаций, от духовности и нравственности, от культурного заряда. Комплексное изучение, оценка потенциала и качества детства — важнейшее условие разработки эффективной государственной политики, ориентированной на сбережение народа и социально-демографическое развитие России.
Если глубокие социально-экономические реформы начались вместе с наступлением 1990-х, то родившиеся в то время поколения сегодня уже
* В основу статьи положено выступление автора на Всероссийской научно-практической конференции «Демографическое развитие России: задачи демографической политики и усиления социальной поддержки населения» (19-20 апреля 2011 г.)
достигли не только «потолка детства», но и перешли его рамки.
Сегодняшние дети через 10—15 лет будут составлять не только основную трудоспособную и творческую часть населения России, но и демографический фундамент; от них непосредственно зависит будущее страны во всех его ипостасях. Исследование проблем детства в российском социуме, а также отдельных возрастных и социальных когорт детей сквозь призму социально-демографического развития, позволяет по-новому рассмотреть структуры населения с позиции целевых ориентаций многогранной политики государства. Такой подход направлен на раскрытие причинных механизмов формирования различий в состоянии физического и социально-нравственного здоровья детей, идентификацию социальных проблем воспитания и образования, которые оказывают наибольшее влияние на количественные и качественные аспекты человеческого потенциала России в ближайшем будущем.
В современной России отчетливо наблюдается столкновение (или пе-
ресечение) двух независимых процессов.
Один из них — демографический, который характеризуется, как и во всех развитых странах, активным старением населения, а вместе с этим и ухудшением его качественных свойств. Средний возраст населения России составляет свыше 45 лет, приближаясь постепенно к 50.
Второй процесс имеет экономические основы и связан с переходом от природоориентированных к инновационным технологиям, охватившим все развитые страны. При этом нельзя абстрагироваться от того непреложного факта, что 80% новейших способов производства устаревает в течение 10 лет; а 80% работников получают свои профессиональные навыки на 10 лет еще раньше.
Успех этого перехода в значительной мере зависит от доли молодых когорт в структуре рабочей силы, так как именно они готовы к эффективной модернизации производства с использованием высоких технологий, время смены которых становится все короче и плотнее. Отсюда вытекает настоятельная необходимость специальных реформ, касающихся молодого поколения страны.
Вырисовываются, по крайней мере, три круга важнейших проблем в этой сфере, требующих своего решения. Не только назову их, но и намечу их предварительные решения.
Первый круг касается масштаба, численности, структуры, качества детей и молодежи.
Доля (и численность) молодых в составе населения сжимается как «шагреневая» кожа в основном под влиянием снижения рождаемости, что является следствием общемировых тенденций, окрашенных российской спецификой.
Уменьшение рождаемости в России откликнется демографическим «эхом» на всем протяжении XXI в., подобно «эху» войны в XX столетии. Потенциальные матери ближайших 18—20 лет уже родились, и число женщин репродуктивного возраста в этот период известно. Их будет на 1/3 меньше, чем сегодня, что неизбежно снизит масштабы рождения даже при стабильных условиях поведения населения.
За последние 15 лет численность детей в возрасте 0—17 лет уменьшилась почти на 12 млн, или, примерно, на 1/3, тем самым «урезая» масштабы молодежи, приходящей на следующем возрастном этапе (18—30 лет).
Каковы причины этих процессов, характерные для России?
Здесь действуют по крайней мере два обстоятельства. Одно связано с сокращением репродуктивного потенциала, другое — с «ухудшением» репродуктивного поведения.
Первое возникает под воздействием следующих причин. Во-первых, как следствие падения рождаемости, особенно происшедшей в первой половине 1990-х годов, и вступление в результате этого в детородный возраст малых когорт (с 2002 по 2009 г. число женщин репродуктивного возраста сократилось в размере, близком к 2 млн человек). Во-вторых, наблюдается устойчивое снижение здоровья населения, включая детородные группы.
Известно, что больше 1/3 беременных страдают заболеваниями в процессе вынашивания ребенка, и также лишь 1/3 родов проходит без осложнений. А негативный тренд здоровья как женщин, так и мужчин, может вести к бесплодию, которое, по оценкам экспертов, сегодня присуще 8—20% супружеских пар.
В связи с этим все большее значение будет иметь новый компонент увеличения рождаемости — вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ), основанные на экстракорпоральном оплодотворении. Все более широкое использование биоинновационных технологий наблюдается во многих развитых странах мира. В России также в последнее время отмечаются высокие темпы их роста, но для своей реализации они требуют больших денежных затрат семьи. Очевидно, что расширение возможностей ВРТ в России в значительной степени зависит от специального государственного финансирования.
Второе обстоятельство, связанное со снижением рождаемости, состоит в стремлении населения минимизировать число рождений или даже вовсе отказаться от детей, вступив в такое движение как «чайлдфри». Не удивительно, что для России характерна модель однодетной семьи. По данным переписи 2002 г., более половины семей с детьми имеют одного ребенка, что в значительной мере связано с материальными условиями жизни населения. Ведь 10% работников (более 6 млн человек) имеют заработок ниже ПМ, т.е. менее 6 тыс. руб.; 40%, т.е 240 млн занятых, не могут обеспечить себя и одного ребенка на уровне ПМ. Кроме того, статистика НОБУСа свидетельствует о том, что около 1/2 рождений происходит в семьях с доходом ниже ПМ, или сразу после родов они попадают в эту группу бедности. Распространение анемии у беременных — это также убедительный маркер бедности.
Разумеется, различного рода пособия, установленные государством, влияют на активизацию рождаемости, включая и материнский капитал,
но последнее очень скоро становится «социальной» ловушкой, а население быстро адаптируется к используемым методам стимулирования родов. Главная роль в материальной обеспеченности семьи принадлежит все-таки оплате труда, обеспечивающей достойный уровень жизни и необходимые потребности семьи.
Реформы, активно осуществляемые с начала 1990-х, существенным образом повлияли на количественные параметры динамики населения, вызвав демографический кризис, который еще долго будет сказываться на воспроизводственных процессах населения. Но дело не только и, может быть, не столько в количественных потерях населения. Поэтому демографический кризис проявляется не только в естественной убыли, а скорее, в снижении качественных параметров населения.
В свое время Питирим Сорокин отмечал, что глубокие реформы, а именно такие Россия пережила в 1990-х, действуют как орудие селекции человечества «шиворот-навыворот», убивая «лучшие» по своим наследственным свойствам элементы общества и способствуя выживанию «худших». В результате этих процессов гибнут, главным образом, люди биологически наиболее здоровые, энергетически — трудоспособные, психически — самые волевые, талантливые и умственно развитые, морально — наиболее устойчивые, обладающие прочными нравственными рефлексами. Это не может не влиять на ухудшение генофонда страны, и прежде всего его молодых поколений. Более того, отмечается и косвенное воздействие на качество населения, возникающее в результате эмиграции преимущественно не только лучше образованной, но имеющей
особые интеллектуальные способности, и в этом смысле — незаурядной части общества. «Утечка умов» требует особого внимания, так как интеллектуальный потенциал — это главная ценность общества.
В связи с негативным сдвигом в генофонде российского населения получило понимание роли одаренных детей России, способных компенсировать снижение качества, наступившее у «детей реформ». Наука для этого обладает специальными методами, экспериментальными результатами и опытом по созданию моделей и социально-педагогических технологий выявления и сопровождения одаренных детей. Однако, к сожалению, не сформированы социальные заказы и национальная идея, а развитие и сохранение талантов в различных сферах интеллектуальной деятельности слабо реализуется. Очевидно, что региональные и федеральные власти должны прилагать максимум усилий для того, чтобы пестовать одаренных.
Второй круг проблем связан с условиями и институтами формирования детства, когда закладываются основы качественных характеристик будущего населения.
Особое место принадлежит здесь семье, которая сегодня переживает глубокие трансформации на базе перемен в матримониальном поведении населения, связанных с сексуальной, можно так оценить, революцией в России, пришедшей вместе с западными ветрами. Снижение брачности и повышение разводимости, замещение брака свободным партнерством, перенесение рождения детей на более поздний срок или отказ от них вовсе, увеличение доли неполных, преимущественно материнских домохо-зяйств — все это в значительной мере
ослабляет процессы социализации подрастающего поколения и ведет к нестабильности семейных структур. Чем моложе человек, тем сегодня он чаще соглашается, что брак устарел, а союз без формальной регистрации — это норма жизни. Однако в массовом сознании традиционная моногамная семья сохраняет свои позиции.
Существенное влияние на семейные отношения оказывает развитие гендерных моделей в обществе, которые находят свое воплощение в супружеской форме семьи, постепенно приходящей фактически на смену патриархальной и детоцентристской. Супружеская форма отличается эгалитарными, равнозначными внутрисемейными отношениями, а стабильность брака при этом связана прежде всего с желаниями и интересами супругов. Этот тип определяется как модель социального либерализма, возникающая на основе развития рыночных отношений, обеспечивающая личную независимость каждого из супругов. В первую очередь это касается изменения в положении женщины, стремящейся иметь устойчивый экономический суверенитет. Рефлексивная модернизация семьи, которая реализуется в модели социального либерализма, приводит к существенно большему обеспечению гендерного равенства, особенно в сфере трудоустройства. В том же направлении действует и революция в технологии контрацепции, а также большая доступность к абортам.
Данный тип семьи не только ослабил ограничение разводов, но и одобрил совместное проживание без оформления брака, в рамках которого около 2/3 партнеров не имеют детей. В прошлой переписи (2002 г.) доля семей, возникших на базе гражданского брака, составляла чуть более 10%.
Не случайно, что сегодня широко обсуждаются проблемы совершенствования семейного законодательства, которое протекает без учета новых обстоятельств, вызванных маркети-зацией социальной инфраструктуры, вырывая семью из общего контекста. А это неизбежно уводит от правильных решений.
На первом этапе социализации рука об руку с семьей функционирует дошкольное образование, которое обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте до 7 лет. Формально государство гарантирует его общедоступность и бесплатность, но, к сожалению, фактически это не выполняется, что в значительной степени тормозит активизацию рождаемости, препятствуя эффективной женской занятости, а также приводит к серьезной недооценке выравнивания гендерной ассиметрии в современном российском обществе.
На самом деле статус и значение дошкольного образования в современных условиях радикально меняются. И это — общемировая тенденция, которая требует не реставрации институтов советского периода, а формирования системы дошкольного образования нового типа и многообразных форм.
Условия, уровень, доступность и качество образования в обществе определяет интенсивность и успешность экономического развития страны. А это прежде всего зависит от правил и системы осуществляемого контроля полученных молодым поколением знаний, институтом оценивания которых сегодня является Единый государственный экзамен (ЕГЭ), с большим трудом и оговорками внедряемый «верховными властями» в рос-
сийские структуры. ЕГЭ используется как «клеймо» (или незамысловатое «клише»), заимствованное в западной идеологии. Оно отбрасывает все ростки нового и нетривиального на детском поле, которые не укладываются в раз и навсегда сформулированную матрицу, приспособленную для внедрения рыночных механизмов в образование через установление ГИФО (государственные именные финансовые обязательства). Фактически это инструмент оглупления населения путем ограничения его саморазвития. ЕГЭ оказался идеальным инструментом для подготовки молодого поколения к жизни в «обществе потребления», формируемого не в школах и университетах, а средствами массовой информации, которые выступают как средство манипуляций людьми. Кроме того, прекращение финансирования обучения «троечников» (не набравших нужный балл) может означать только одно — снижение доступности высшего образования для определенного слоя людей. Внедрение ЕГЭ не только не преодолело взяточничество при поступлении в вузы, как об этом громогласно провозглашалось, но обеспечило механизм «социального бумеранга», в результате чего одна коррумпированная система была заменена другой: коррупция из вузов переместилась в школу.
Основной вывод сводится к тому, что необходимо всемерно ослаблять правила ЕГЭ как инструмента и механизма, действующего в процессе обучения.
Наиболее острым, настоятельным и безотлагательным для решения является третий круг проблем — здоровье детей и молодого поколения во всех трех аспектах — физическом, психическом и социальном.
Всероссийское обследование показывает, что лишь меньше 1/3 детей (27,1%) признаются здоровыми, принадлежа к первой группе; 51,7% имеют функциональные отклонения или факторы риска заболеваний (II группа), а у 16,2% — состояние отягощено хроническими заболеваниями (III, IV и V группы). Это не может не вести к расширению инвалидизации детей, которых в 2008 г. было зарегистрировано более полумиллиона (а реально — до 1,5 млн); половина среди них получила статус инвалида в связи с расстройством психики, поведения и нервной системы, что сделало недоступным для них стандартное образование. Ежегодно 30% юношей в возрасте 17 лет признаются негодными к военной службе.
Особую тревогу вызывает здоровье новорожденных, среди которых в 2008 г. 37,3% родились больными или заболели непосредственно после рождения. Их численность за период с 1990 г. возросла в 2,7 раза. Каждый двадцатый (5,3%) сегодня рождается недоношенным, что не может не сказываться на здоровье на всем протяжении жизненного цикла ребенка.
Растет число зарегистрированных заболеваний первого года жизни (2982,8 тыс. в 2000 г., 4120,2 - в 2008 г.); на 100 000 детей в возрасте 0-14 лет заболеваемость составила 146 236, а в 2008 - 182 714, т.е. в среднем по 2 диагноза на одного ребенка. Увеличиваются и относительные показатели болезней среди детей старших возрастов: за период 2000-2008 гг. они выросли почти в 1,5 раза. Приведенная статистика показывает, что отчетливо фиксируется негативный тренд здоровья молодого поколения.
Исследования показывают, что ухудшение состояния детей обусловлено устойчивой тенденцией сниже-
ния здоровья женщин, ростом патологии беременности и родов. Около 40% беременных и кормящих матерей страдают анемией. В жесткой корреляционной зависимости находится рост доли больных среди новорожденных и процент беременных, страдающих анемией: за последние 15 лет этот показатель увеличился в 3,2 раза. Что еще раз заставляет нас настаивать на необходимости организации «кормлений» для беременных и кормящих матерей.
В противном случае возникает замкнутый цикл: больная женщина -больной плод - больной ребенок -больной подросток - больные родители. Отчасти свой вклад в этот процесс делают и успехи медицины, обеспечивающие выживаемость недоношенных «маловесных» детей с тяжелой перинатальной патологией. Самое тревожное следствие указанной взаимосвязи здоровья родителей и детей состоит в том, что каждое последующее поколение в составе российского населения менее здорово, чем предыдущее, а более молодое оказывается еще менее здоровым. Подобные взаимосвязи являются следствием «накопления груза патологий в поколениях».
На протяжении жизненного цикла у ребенка происходит ухудшение здоровья по всем классам болезней. Одновременно снижаются и показатели физического развития: нормальный вес падает, увеличивается число низкорослых, уменьшаются функциональные возможности. Достижение репродуктивного возраста происходит в осложненном болезнями состоянии. Становясь родителями, они рожают больных детей. Так возникает эффект «социальной воронки», куда втягивается постепенно все большая часть населения страны.
Возникновение психогенно обусловленных соматических расстройств в детском и подростковом возрастах за счет высокой частоты и выраженности дезадаптирующих воздействий ведет к значительному снижению психического здоровья, способствует более быстрому формированию психосоматических заболеваний на ранних возрастных этапах и в последующий период взрослой жизни. Пусковыми факторами в формировании психологического и психического неблагополучия у детей и подростков являются: неблагоприятный семейный, гигиенический и социальный микроклимат, порождаемый чрезмерной занятостью родителей (эгоизм родителей, снижение их ответственности и авторитета, неправильные подходы к обучению и воспитанию ребенка, плохое жилье, питание, бедность); перегруженность детей в школах или, напротив, отсутствие возможностей для дополнительного обучения, для удовлетворения потребностей и интересов ребенка; компьютеризация и, особенно, «интернизация» школ в ущерб изучению и освоению национального классического наследия.
Обобщенный уровень психического здоровья молодого поколения отражает распространенность в нем психических заболеваний, алкоголизма и наркомании, олигофрении и суицидов. Вызывает тревогу вследствие этого в дальнейшем и психическое здоровье всего населения страны.
Высокая заболеваемость и смертность детей и подростков заставила осуществить специальное лонгитюд-ное исследование динамики здоровья и его факторную зависимость в режиме реального времени, выбрав для этого четыре когорты в Вологодской области. Исследование позволило сделать ряд важных выводов:
■ за период с 1998 по 2007 г. общая заболеваемость детей и подростков выросла на 43%;
■ за период с 1995 по 2004 г. доля новорожденных абсолютно здоровых (I группа) существенно снизилась, но увеличился удельный вес новорожденных, в анамнезе которых выявлены функциональные отклонения (с 29 до 34%);
■ гендерный анализ свидетельствует о том, что здоровье рожденных девочек лучше, чем здоровье мальчиков;
■ здоровье и физическое развитие городских детей, по оценкам врачей, хуже, чем сельских; доля детей с хроническими заболеваниями в городах в 2—4 раза выше;
■ основные факторы риска, оказывающие заметное воздействие на здоровье детей, включают: неудовлетворительное здоровье матери в период беременности, неблагоприятные экологические условия, анормальное жилище, низкий уровень медицинской активности семьи; низкие доходы семьи, что приводит к ухудшению питания; невозможность приобретать необходимые средства по уходу за ребенком или обращаться к платным специалистам;
■ снижение потенциала здоровья детей, полученного при рождении, происходит поэтапно и ступенчато; основные критические периоды отмечены: в первый год жизни (при рождении 60—40% здоровых, к концу первого года их число снижается до 20—15%); и в 6—7 лет, когда доля имеющих хронические заболевания увеличивается на 5—6% в год.
Лонгитюдное исследование, проводимое под патронатом региональных властей, позволило сформировать эффективную программу — «Здоровье
детей», реализация которой имела большое практическое значение, в том числе обеспечив снижение заболеваемости новорожденных с 40,4% в 2002 г. до 32,5% в 2007 г.
Обобщение основных проблем в сфере детства позволяет сформулировать главные направления социальной политики, реализация которых сегодня остро необходима с демографической, экономической и политической точек зрения. Целевая задача состоит в том, чтобы в контексте уменьшения численности детей обеспечить повышение их качественного потенциала. На первом месте
в связи с этим находится задача улучшения здоровья, начиная с момента рождения, затем идет образование и наконец, социализация молодого поколения как фундамент разработки системной Программы государственной политики в отношении детства и молодежи. Проблемы социального реформирования современного общества, трансформации социально-экономического поведения, нравственных ценностей, качества жизни, приоритетности психосоциальных факторов в формировании здоровья требуют незамедлительных мульти-дисциплинарных мер.