Научная статья на тему 'Детство как потенциал социально-демографического развития России'

Детство как потенциал социально-демографического развития России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
304
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА И КАЧЕСТВА ДЕТСТВА / ЗДОРОВЬЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ / ASSESSMENT OF THE POTENTIAL AND QUALITY OF CHILDHOOD / HEALTH / EDUCATION / PHYSICAL DEVELOPMENT / SOCIALIZATION OF THE YOUNG GENERATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Римашевская Наталья Михайловна

В статье сформулированы главные направления социальной политики, реализация которых сегодня остро необходима с демографической, экономической и политической точек зрения. Целевая задача состоит в том, чтобы в контексте уменьшения численности детей обеспечить повышение их качественного потенциала. На первом месте в этой связи находится задача улучшения здоровья, начиная с момента рождения, затем идет образование и, наконец, социализация молодого поколения как фундамент разработки системной Программы государственной политики в отношении детства и молодежи. Проблемы социального реформирования современного общества, трансформации социально-экономического поведения, нравственных ценностей, качества жизни, приоритетности психосоциальных факторов в формировании здоровья требуют незамедлительных мультидисциплинарных мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Childhood as potential for socio-demographic development of Russia

The article formulates the main directions of social policy, realization of which is today critically urgent from the point of demography, economy, and policy. The purpose is to ensure raising the children’s qualitative potential in the context of their number reduction. In this connection the primary task is improvement of their health state from the moment of birth, then comes education and, finally, socialization of the young generation, as the basis for elaboration of a systematic Programme of the state policy regarding children and youth. The problems of social reformation of modern society, transformation of socio-economic behaviour, moral values, quality of life, priority of psychosocial factors in formation of health require taking immediate multidisciplinary measures.

Текст научной работы на тему «Детство как потенциал социально-демографического развития России»

Н РиМашевская

АетстВо кок потенииол

соииольно-демогрофического разбития России*

Будущее российского общества проявляется в том новом поколении, которое уже актуально существует сегодня в виде детского и молодежного сообщества. Социально-экономическое развитие страны во многом зависит от состояния здоровья и образования подрастающего поколения, от системы его социальных ценностей и ориентаций, от духовности и нравственности, от культурного заряда. Комплексное изучение, оценка потенциала и качества детства — важнейшее условие разработки эффективной государственной политики, ориентированной на сбережение народа и социально-демографическое развитие России.

Если глубокие социально-экономические реформы начались вместе с наступлением 1990-х, то родившиеся в то время поколения сегодня уже

* В основу статьи положено выступление автора на Всероссийской научно-практической конференции «Демографическое развитие России: задачи демографической политики и усиления социальной поддержки населения» (19-20 апреля 2011 г.)

достигли не только «потолка детства», но и перешли его рамки.

Сегодняшние дети через 10—15 лет будут составлять не только основную трудоспособную и творческую часть населения России, но и демографический фундамент; от них непосредственно зависит будущее страны во всех его ипостасях. Исследование проблем детства в российском социуме, а также отдельных возрастных и социальных когорт детей сквозь призму социально-демографического развития, позволяет по-новому рассмотреть структуры населения с позиции целевых ориентаций многогранной политики государства. Такой подход направлен на раскрытие причинных механизмов формирования различий в состоянии физического и социально-нравственного здоровья детей, идентификацию социальных проблем воспитания и образования, которые оказывают наибольшее влияние на количественные и качественные аспекты человеческого потенциала России в ближайшем будущем.

В современной России отчетливо наблюдается столкновение (или пе-

ресечение) двух независимых процессов.

Один из них — демографический, который характеризуется, как и во всех развитых странах, активным старением населения, а вместе с этим и ухудшением его качественных свойств. Средний возраст населения России составляет свыше 45 лет, приближаясь постепенно к 50.

Второй процесс имеет экономические основы и связан с переходом от природоориентированных к инновационным технологиям, охватившим все развитые страны. При этом нельзя абстрагироваться от того непреложного факта, что 80% новейших способов производства устаревает в течение 10 лет; а 80% работников получают свои профессиональные навыки на 10 лет еще раньше.

Успех этого перехода в значительной мере зависит от доли молодых когорт в структуре рабочей силы, так как именно они готовы к эффективной модернизации производства с использованием высоких технологий, время смены которых становится все короче и плотнее. Отсюда вытекает настоятельная необходимость специальных реформ, касающихся молодого поколения страны.

Вырисовываются, по крайней мере, три круга важнейших проблем в этой сфере, требующих своего решения. Не только назову их, но и намечу их предварительные решения.

Первый круг касается масштаба, численности, структуры, качества детей и молодежи.

Доля (и численность) молодых в составе населения сжимается как «шагреневая» кожа в основном под влиянием снижения рождаемости, что является следствием общемировых тенденций, окрашенных российской спецификой.

Уменьшение рождаемости в России откликнется демографическим «эхом» на всем протяжении XXI в., подобно «эху» войны в XX столетии. Потенциальные матери ближайших 18—20 лет уже родились, и число женщин репродуктивного возраста в этот период известно. Их будет на 1/3 меньше, чем сегодня, что неизбежно снизит масштабы рождения даже при стабильных условиях поведения населения.

За последние 15 лет численность детей в возрасте 0—17 лет уменьшилась почти на 12 млн, или, примерно, на 1/3, тем самым «урезая» масштабы молодежи, приходящей на следующем возрастном этапе (18—30 лет).

Каковы причины этих процессов, характерные для России?

Здесь действуют по крайней мере два обстоятельства. Одно связано с сокращением репродуктивного потенциала, другое — с «ухудшением» репродуктивного поведения.

Первое возникает под воздействием следующих причин. Во-первых, как следствие падения рождаемости, особенно происшедшей в первой половине 1990-х годов, и вступление в результате этого в детородный возраст малых когорт (с 2002 по 2009 г. число женщин репродуктивного возраста сократилось в размере, близком к 2 млн человек). Во-вторых, наблюдается устойчивое снижение здоровья населения, включая детородные группы.

Известно, что больше 1/3 беременных страдают заболеваниями в процессе вынашивания ребенка, и также лишь 1/3 родов проходит без осложнений. А негативный тренд здоровья как женщин, так и мужчин, может вести к бесплодию, которое, по оценкам экспертов, сегодня присуще 8—20% супружеских пар.

В связи с этим все большее значение будет иметь новый компонент увеличения рождаемости — вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ), основанные на экстракорпоральном оплодотворении. Все более широкое использование биоинновационных технологий наблюдается во многих развитых странах мира. В России также в последнее время отмечаются высокие темпы их роста, но для своей реализации они требуют больших денежных затрат семьи. Очевидно, что расширение возможностей ВРТ в России в значительной степени зависит от специального государственного финансирования.

Второе обстоятельство, связанное со снижением рождаемости, состоит в стремлении населения минимизировать число рождений или даже вовсе отказаться от детей, вступив в такое движение как «чайлдфри». Не удивительно, что для России характерна модель однодетной семьи. По данным переписи 2002 г., более половины семей с детьми имеют одного ребенка, что в значительной мере связано с материальными условиями жизни населения. Ведь 10% работников (более 6 млн человек) имеют заработок ниже ПМ, т.е. менее 6 тыс. руб.; 40%, т.е 240 млн занятых, не могут обеспечить себя и одного ребенка на уровне ПМ. Кроме того, статистика НОБУСа свидетельствует о том, что около 1/2 рождений происходит в семьях с доходом ниже ПМ, или сразу после родов они попадают в эту группу бедности. Распространение анемии у беременных — это также убедительный маркер бедности.

Разумеется, различного рода пособия, установленные государством, влияют на активизацию рождаемости, включая и материнский капитал,

но последнее очень скоро становится «социальной» ловушкой, а население быстро адаптируется к используемым методам стимулирования родов. Главная роль в материальной обеспеченности семьи принадлежит все-таки оплате труда, обеспечивающей достойный уровень жизни и необходимые потребности семьи.

Реформы, активно осуществляемые с начала 1990-х, существенным образом повлияли на количественные параметры динамики населения, вызвав демографический кризис, который еще долго будет сказываться на воспроизводственных процессах населения. Но дело не только и, может быть, не столько в количественных потерях населения. Поэтому демографический кризис проявляется не только в естественной убыли, а скорее, в снижении качественных параметров населения.

В свое время Питирим Сорокин отмечал, что глубокие реформы, а именно такие Россия пережила в 1990-х, действуют как орудие селекции человечества «шиворот-навыворот», убивая «лучшие» по своим наследственным свойствам элементы общества и способствуя выживанию «худших». В результате этих процессов гибнут, главным образом, люди биологически наиболее здоровые, энергетически — трудоспособные, психически — самые волевые, талантливые и умственно развитые, морально — наиболее устойчивые, обладающие прочными нравственными рефлексами. Это не может не влиять на ухудшение генофонда страны, и прежде всего его молодых поколений. Более того, отмечается и косвенное воздействие на качество населения, возникающее в результате эмиграции преимущественно не только лучше образованной, но имеющей

особые интеллектуальные способности, и в этом смысле — незаурядной части общества. «Утечка умов» требует особого внимания, так как интеллектуальный потенциал — это главная ценность общества.

В связи с негативным сдвигом в генофонде российского населения получило понимание роли одаренных детей России, способных компенсировать снижение качества, наступившее у «детей реформ». Наука для этого обладает специальными методами, экспериментальными результатами и опытом по созданию моделей и социально-педагогических технологий выявления и сопровождения одаренных детей. Однако, к сожалению, не сформированы социальные заказы и национальная идея, а развитие и сохранение талантов в различных сферах интеллектуальной деятельности слабо реализуется. Очевидно, что региональные и федеральные власти должны прилагать максимум усилий для того, чтобы пестовать одаренных.

Второй круг проблем связан с условиями и институтами формирования детства, когда закладываются основы качественных характеристик будущего населения.

Особое место принадлежит здесь семье, которая сегодня переживает глубокие трансформации на базе перемен в матримониальном поведении населения, связанных с сексуальной, можно так оценить, революцией в России, пришедшей вместе с западными ветрами. Снижение брачности и повышение разводимости, замещение брака свободным партнерством, перенесение рождения детей на более поздний срок или отказ от них вовсе, увеличение доли неполных, преимущественно материнских домохо-зяйств — все это в значительной мере

ослабляет процессы социализации подрастающего поколения и ведет к нестабильности семейных структур. Чем моложе человек, тем сегодня он чаще соглашается, что брак устарел, а союз без формальной регистрации — это норма жизни. Однако в массовом сознании традиционная моногамная семья сохраняет свои позиции.

Существенное влияние на семейные отношения оказывает развитие гендерных моделей в обществе, которые находят свое воплощение в супружеской форме семьи, постепенно приходящей фактически на смену патриархальной и детоцентристской. Супружеская форма отличается эгалитарными, равнозначными внутрисемейными отношениями, а стабильность брака при этом связана прежде всего с желаниями и интересами супругов. Этот тип определяется как модель социального либерализма, возникающая на основе развития рыночных отношений, обеспечивающая личную независимость каждого из супругов. В первую очередь это касается изменения в положении женщины, стремящейся иметь устойчивый экономический суверенитет. Рефлексивная модернизация семьи, которая реализуется в модели социального либерализма, приводит к существенно большему обеспечению гендерного равенства, особенно в сфере трудоустройства. В том же направлении действует и революция в технологии контрацепции, а также большая доступность к абортам.

Данный тип семьи не только ослабил ограничение разводов, но и одобрил совместное проживание без оформления брака, в рамках которого около 2/3 партнеров не имеют детей. В прошлой переписи (2002 г.) доля семей, возникших на базе гражданского брака, составляла чуть более 10%.

Не случайно, что сегодня широко обсуждаются проблемы совершенствования семейного законодательства, которое протекает без учета новых обстоятельств, вызванных маркети-зацией социальной инфраструктуры, вырывая семью из общего контекста. А это неизбежно уводит от правильных решений.

На первом этапе социализации рука об руку с семьей функционирует дошкольное образование, которое обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте до 7 лет. Формально государство гарантирует его общедоступность и бесплатность, но, к сожалению, фактически это не выполняется, что в значительной степени тормозит активизацию рождаемости, препятствуя эффективной женской занятости, а также приводит к серьезной недооценке выравнивания гендерной ассиметрии в современном российском обществе.

На самом деле статус и значение дошкольного образования в современных условиях радикально меняются. И это — общемировая тенденция, которая требует не реставрации институтов советского периода, а формирования системы дошкольного образования нового типа и многообразных форм.

Условия, уровень, доступность и качество образования в обществе определяет интенсивность и успешность экономического развития страны. А это прежде всего зависит от правил и системы осуществляемого контроля полученных молодым поколением знаний, институтом оценивания которых сегодня является Единый государственный экзамен (ЕГЭ), с большим трудом и оговорками внедряемый «верховными властями» в рос-

сийские структуры. ЕГЭ используется как «клеймо» (или незамысловатое «клише»), заимствованное в западной идеологии. Оно отбрасывает все ростки нового и нетривиального на детском поле, которые не укладываются в раз и навсегда сформулированную матрицу, приспособленную для внедрения рыночных механизмов в образование через установление ГИФО (государственные именные финансовые обязательства). Фактически это инструмент оглупления населения путем ограничения его саморазвития. ЕГЭ оказался идеальным инструментом для подготовки молодого поколения к жизни в «обществе потребления», формируемого не в школах и университетах, а средствами массовой информации, которые выступают как средство манипуляций людьми. Кроме того, прекращение финансирования обучения «троечников» (не набравших нужный балл) может означать только одно — снижение доступности высшего образования для определенного слоя людей. Внедрение ЕГЭ не только не преодолело взяточничество при поступлении в вузы, как об этом громогласно провозглашалось, но обеспечило механизм «социального бумеранга», в результате чего одна коррумпированная система была заменена другой: коррупция из вузов переместилась в школу.

Основной вывод сводится к тому, что необходимо всемерно ослаблять правила ЕГЭ как инструмента и механизма, действующего в процессе обучения.

Наиболее острым, настоятельным и безотлагательным для решения является третий круг проблем — здоровье детей и молодого поколения во всех трех аспектах — физическом, психическом и социальном.

Всероссийское обследование показывает, что лишь меньше 1/3 детей (27,1%) признаются здоровыми, принадлежа к первой группе; 51,7% имеют функциональные отклонения или факторы риска заболеваний (II группа), а у 16,2% — состояние отягощено хроническими заболеваниями (III, IV и V группы). Это не может не вести к расширению инвалидизации детей, которых в 2008 г. было зарегистрировано более полумиллиона (а реально — до 1,5 млн); половина среди них получила статус инвалида в связи с расстройством психики, поведения и нервной системы, что сделало недоступным для них стандартное образование. Ежегодно 30% юношей в возрасте 17 лет признаются негодными к военной службе.

Особую тревогу вызывает здоровье новорожденных, среди которых в 2008 г. 37,3% родились больными или заболели непосредственно после рождения. Их численность за период с 1990 г. возросла в 2,7 раза. Каждый двадцатый (5,3%) сегодня рождается недоношенным, что не может не сказываться на здоровье на всем протяжении жизненного цикла ребенка.

Растет число зарегистрированных заболеваний первого года жизни (2982,8 тыс. в 2000 г., 4120,2 - в 2008 г.); на 100 000 детей в возрасте 0-14 лет заболеваемость составила 146 236, а в 2008 - 182 714, т.е. в среднем по 2 диагноза на одного ребенка. Увеличиваются и относительные показатели болезней среди детей старших возрастов: за период 2000-2008 гг. они выросли почти в 1,5 раза. Приведенная статистика показывает, что отчетливо фиксируется негативный тренд здоровья молодого поколения.

Исследования показывают, что ухудшение состояния детей обусловлено устойчивой тенденцией сниже-

ния здоровья женщин, ростом патологии беременности и родов. Около 40% беременных и кормящих матерей страдают анемией. В жесткой корреляционной зависимости находится рост доли больных среди новорожденных и процент беременных, страдающих анемией: за последние 15 лет этот показатель увеличился в 3,2 раза. Что еще раз заставляет нас настаивать на необходимости организации «кормлений» для беременных и кормящих матерей.

В противном случае возникает замкнутый цикл: больная женщина -больной плод - больной ребенок -больной подросток - больные родители. Отчасти свой вклад в этот процесс делают и успехи медицины, обеспечивающие выживаемость недоношенных «маловесных» детей с тяжелой перинатальной патологией. Самое тревожное следствие указанной взаимосвязи здоровья родителей и детей состоит в том, что каждое последующее поколение в составе российского населения менее здорово, чем предыдущее, а более молодое оказывается еще менее здоровым. Подобные взаимосвязи являются следствием «накопления груза патологий в поколениях».

На протяжении жизненного цикла у ребенка происходит ухудшение здоровья по всем классам болезней. Одновременно снижаются и показатели физического развития: нормальный вес падает, увеличивается число низкорослых, уменьшаются функциональные возможности. Достижение репродуктивного возраста происходит в осложненном болезнями состоянии. Становясь родителями, они рожают больных детей. Так возникает эффект «социальной воронки», куда втягивается постепенно все большая часть населения страны.

Возникновение психогенно обусловленных соматических расстройств в детском и подростковом возрастах за счет высокой частоты и выраженности дезадаптирующих воздействий ведет к значительному снижению психического здоровья, способствует более быстрому формированию психосоматических заболеваний на ранних возрастных этапах и в последующий период взрослой жизни. Пусковыми факторами в формировании психологического и психического неблагополучия у детей и подростков являются: неблагоприятный семейный, гигиенический и социальный микроклимат, порождаемый чрезмерной занятостью родителей (эгоизм родителей, снижение их ответственности и авторитета, неправильные подходы к обучению и воспитанию ребенка, плохое жилье, питание, бедность); перегруженность детей в школах или, напротив, отсутствие возможностей для дополнительного обучения, для удовлетворения потребностей и интересов ребенка; компьютеризация и, особенно, «интернизация» школ в ущерб изучению и освоению национального классического наследия.

Обобщенный уровень психического здоровья молодого поколения отражает распространенность в нем психических заболеваний, алкоголизма и наркомании, олигофрении и суицидов. Вызывает тревогу вследствие этого в дальнейшем и психическое здоровье всего населения страны.

Высокая заболеваемость и смертность детей и подростков заставила осуществить специальное лонгитюд-ное исследование динамики здоровья и его факторную зависимость в режиме реального времени, выбрав для этого четыре когорты в Вологодской области. Исследование позволило сделать ряд важных выводов:

■ за период с 1998 по 2007 г. общая заболеваемость детей и подростков выросла на 43%;

■ за период с 1995 по 2004 г. доля новорожденных абсолютно здоровых (I группа) существенно снизилась, но увеличился удельный вес новорожденных, в анамнезе которых выявлены функциональные отклонения (с 29 до 34%);

■ гендерный анализ свидетельствует о том, что здоровье рожденных девочек лучше, чем здоровье мальчиков;

■ здоровье и физическое развитие городских детей, по оценкам врачей, хуже, чем сельских; доля детей с хроническими заболеваниями в городах в 2—4 раза выше;

■ основные факторы риска, оказывающие заметное воздействие на здоровье детей, включают: неудовлетворительное здоровье матери в период беременности, неблагоприятные экологические условия, анормальное жилище, низкий уровень медицинской активности семьи; низкие доходы семьи, что приводит к ухудшению питания; невозможность приобретать необходимые средства по уходу за ребенком или обращаться к платным специалистам;

■ снижение потенциала здоровья детей, полученного при рождении, происходит поэтапно и ступенчато; основные критические периоды отмечены: в первый год жизни (при рождении 60—40% здоровых, к концу первого года их число снижается до 20—15%); и в 6—7 лет, когда доля имеющих хронические заболевания увеличивается на 5—6% в год.

Лонгитюдное исследование, проводимое под патронатом региональных властей, позволило сформировать эффективную программу — «Здоровье

детей», реализация которой имела большое практическое значение, в том числе обеспечив снижение заболеваемости новорожденных с 40,4% в 2002 г. до 32,5% в 2007 г.

Обобщение основных проблем в сфере детства позволяет сформулировать главные направления социальной политики, реализация которых сегодня остро необходима с демографической, экономической и политической точек зрения. Целевая задача состоит в том, чтобы в контексте уменьшения численности детей обеспечить повышение их качественного потенциала. На первом месте

в связи с этим находится задача улучшения здоровья, начиная с момента рождения, затем идет образование и наконец, социализация молодого поколения как фундамент разработки системной Программы государственной политики в отношении детства и молодежи. Проблемы социального реформирования современного общества, трансформации социально-экономического поведения, нравственных ценностей, качества жизни, приоритетности психосоциальных факторов в формировании здоровья требуют незамедлительных мульти-дисциплинарных мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.