Научная статья на тему '«Поле» детства'

«Поле» детства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
106
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Ключевые слова
«ПОЛЕ ДЕТСТВА» / КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИТСТИКИ / ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / ЗДОРОВЬЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / НРАВСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ / НАРКОМАНИЯ / АЛКОГОЛИЗМ / THE “FIELD” OF CHILDHOOD / QUALITATIVE AND QUANTITATIVE CHARACTERISTICS / CHILDREN / TEENAGERS / HEALTH / EDUCATION / MORAL STANDARDS / DRUG ADDICTION / ALCOHOLISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Римашевская Наталья Михайловна, Бреева Елена Борисовна

В статье рассмотрены проблемы детского населения в РФ. Дети в России сокращаются не только количественно, значительно ухудшаются их качественные характеристики. Основное внимание обращается на здоровье, образование, материальное положение детей и их семей, нравственный уровень (наркомания, алкоголизм подростков).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The “field” of childhood

The article deals with the problems of children in the Russian Federation. There is not only a decrease in the number of children in Russia but also a significant decline in their qualitative characteristics. The authors give a special consideration to health, education, material position of children and their families, their moral standards (drug addiction, alcoholism of teenagers).

Текст научной работы на тему ««Поле» детства»

Н.М. РиМашевская, Е.Б. Бреева

«Поле» ЗетстВо*

Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро меняющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь [1]. Именно подрастающее поколение, и прежде всего молодежь обладает творческим потенциалом и более высокой креативной деятельностью в сфере экономики. От ее реальных масштабов в человеческом капитале зависит эффективность и качество трудовых ресурсов.

В современных условиях реализации глубоких постсоветских реформ социально-экономического характера снижаются не только количественные параметры «поля» детства, связанные преимущественно с демографическими процессами, но, что более опасно, уменьшаются качественные характе-

* Статья подготовлена при поддержке РГНФ (грант 11-03-00200а, «Качество подрастающего поколения как основа модернизации современного российского общества: обостряющиеся проблемы, пути и направления их решения»).

ристики подрастающего поколения. На этом фоне более четко вырисовываются социально-демографические проблемы этого наиболее мобильного слоя общества.

«Поле» детства, его человеческий и социальный потенциал сжимается, как «шагреневая кожа». Так, в 2000 г. в России насчитывалось 34,5 млн человек, а в 2009 г. — 26,1 млн человек. По официальным прогнозам, в 2015 г. их число составит 24,2 млн, а к середине текущего столетия численность детей снизится до 10 млн с уменьшением их доли до 12%.

С 2000 г. наблюдается некоторый рост родившихся. Так, в 2006 г. их было на 9 тыс. больше, чем в 2005 г., а в 2007 г. — на 123 тыс., чем в 2006 г. Очень важно, что доля детей вторых и последующих рождений возросла до 42%, что свидетельствует об интенсивности рождаемости и позитивно скажется на процессе воспроизводства населения.

В целом за 4-летие (2007—2010 гг.), когда стали применяться новые меры демографической политики, по отношению к уровню 2006 г., детей родилось примерно на 950 тыс. больше.

В 2010 г. суммарный коэффициент рождаемости превысил уровень 1992 г. В отличие от смертности, рост рождаемости в 2007—2010 гг. происходил как за счет действия новых мер демографической политики, так и вследствие увеличения численности лиц репродуктивных возрастов. Так, если бы в 2009 г. сохранились повозрастные показатели рождаемости, которые были в 2005 г., то число рожденных детей было бы меньше почти на 300 тыс. (1472 тыс. вместо 1764 тыс.) [2. С. 109].

Главная причина увеличения числа новорожденных — это вступление в детородный возраст более многочисленных поколений, пришедших в этот мир в 1980-е годы, когда проводилась активная пронаталистская политика. Отчасти, но существенно в меньшей мере, повлияли новые шаги правительства, установившего «материнский капитал» и другие меры социального характера. Однако известно, что население быстро адаптируется к такого рода мерам, и их влияние на репродуктивное поведение падает. Кроме того на снижение рождаемости воздействует ситуация, связанная с финансово-экономическим кризисом, в результате которого уменьшаются доходы основной части населения, происходит рост, цен падает уровень жизни. А уменьшение рождаемости скажется демографическим «эхом» на всем протяжении XXI в., подобно «эху» войны в XX столетии. Потенциальные матери ближайших 18—20 лет уже родились, и число женщин репродуктивного возраста в этот период известно. Их будет на 1/3 меньше, чем сегодня, что снизит масштабы рождения даже при стабильных условиях поведения населения.

Уменьшение репродуктивного потенциала вследствие вступления в де-

тородный возраст малых когорт рождения 1990-х годов осложняется ухудшением их здоровья. Сегодня около 40% беременных страдают заболеваниями, характерными для этого периода жизни женщин (анемия, болезни почек, системы кровообращения, поздний токсикоз), и меньшая часть родов протекает без осложнений. Более того, в последнее время выявляется значительная часть супружеских пар (17—19%), которые страдают бесплодием при абсолютной готовности иметь детей, что уменьшает российский репродуктивный потенциал и остро ставит вопрос о расширении практического использования вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), основанных на экстракорпоральном оплодотворении (ЭКО).

В середине 1980-х годов в России с особой силой вспыхнула сексуальная революция. Проповедь «отсутствия секса» в советское время с экранов кино, телевидения, мониторов заполнилась массовой антикультурой, наполнившей произведения искусства извращениями, усилением сексуальной пропаганды в школе, стремительным ростом полулегальной проституции и добрачных половых связей. Захватывая все более широкие области межличностных взаимодействий, сексуальная революция влияет на фундаментальные институты общества, его нравственные устои, брак и семью, рождаемость и смертность. Наблюдается снижение регистрации браков, рост числа разводов и распада семей, а также — упадок родительской любви и увеличение числа бездетных браков [3].

Интегрально это не может не приводить к снижению рождаемости. В том же направлении действуют материальные условия жизни. Они

включают две взаимосвязанные компоненты. Одна из них касается все более утверждающегося факта, что дети становятся помехой в самореализации (особенно у женщин) и достижении жизненных целей, вступая в конкуренцию с социальными благами. Ведь известно, что сегодня потребность в детях все в большей мере зависит от ценностных ориентаций родителей, и прежде всего женщины. Вторая компонента связана с материальной обеспеченностью, особенно с жилищной, что часто мешает иметь желаемое число детей. Около 2/3 семей нуждается в улучшении условий жизни.

Давно стало очевидным, что различного рода пособия на детей, включая и такое «мощное», как «материнский капитал», не могут стабильно стимулировать рождаемость. Главным фактором был, есть и будет устойчивый уровень доходов семьи, учитывающий жилищную обеспеченность и зависящий в первую очередь от заработков и трудовой мотивации работника. До тех пор, пока оплата труда (прежде всего — минимальная и близкая к ней) не будет гарантировать нормального воспроизводства работника и его ребенка, невозможно ждать увеличения рождаемости. А различного рода пособия, как «морковка», могут играть лишь роль, снижающую социальную поляризацию, возникающую между семьями с детьми и без них, при наличии достойного уровня трудового вознаграждения.

Реальная практика демографической политики как в России, так и в других странах, показывает, что экстраординарные меры действуют, как правило, 2—3 года. Затем население адаптируется к ним и все возвращается на круги своя. Для кардинального решения репродуктивных проблем

в стране необходимо радикальное повышение доходов, и прежде всего — заработков работников. Обе компоненты совместно определяют, какой ожидается рождаемость, будет семья иметь детей или откажется от них вовсе (чайлдфри), сколько намерена она их произвести и возможно ли это вне брака.

Появление детей отражает прохождение первой ступени в демографическом процессе, который обеспечивает воспроизводство населения на каждом конкретном этапе и определяет его параметры. В дальнейшем возникают новые проблемы, которые связаны не только с количеством, но также с качеством молодого поколения и включают три важнейшие компоненты: здоровье, образование, социализация.

Более 1/3 новорожденных приходят в это мир уже больными или быстро заболевают непосредственно после рождения. В результате около 10 промилле по отношению к численности родившихся составляет младенческая смертность, т.е. в течение первого года число родившихся детей уменьшается.

Исследования показывают, что каждое последующее поколение детей обладает меньшим потенциалом здоровья: наши дети имеют меньший ресурс здоровья, чем мы, их родители, а дети наших детей, т.е. наши внуки, наделены еще меньшими возможностями прожить долгую здоровую жизнь. Так, на основе обследования, индивидуальный потенциал здоровья детей в 1989 г. составлял 4,2 балла, в 1991 г. — 4,0; в 1993 г. — 3,8, а в 1998 г. — лишь 3,18 балла. Это подтверждается данными общей заболеваемости — у новорожденных она увеличилась на 7,5%. По данным Минздрава (2002 г.), признаны здоровыми всего 32% но-

ворожденных (I группа), 52% имеют функциональные отклонения (II группа); а 16% — хронически больны (Ш-1У-У группы здоровья) [4. С. 9].

Детская заболеваемость растет почти по всем нозологиям. Но особую озабоченность вызывает весь комплекс невротических состояний и прежде всего — эпилепсия.

В течение жизненного цикла здоровье детей практически не улучшается; они не восстанавливают его, а постепенно теряют. Основной груз нездоровья ребенок приносит с собой при рождении. Все, или почти все, зависит от состояния родителей, и прежде всего — от матери, витальности ее поведения, качества объективных условий (доходы, жилище), в которых рождается ребенок, а также — от степени позитивного отношения матери к его появлению. Между тем, обследования показывают, что половина детей рождается в бедных семьях или с большим риском оказаться в них. Вступая в период взросления, такие дети не только не смогут освоить наукоемкие профессии, но, достигнув детородного возраста, будут играть негативную роль в процессе демографического воспроизводства, так как больные родители рожают больных детей. Наше общество попадает в некоторую «социальную воронку», из которой непросто выбраться. Кроме того нездоровые будут пополнять слой инвалидов.

Ухудшение здоровья детей обусловлено устойчивой тенденцией снижения здоровья женщин, ростом заболеваний в период беременности и родов. Происходит «накопление груза патологии в поколениях». Возникает замкнутый цикл: больная женщина — больной плод — больной ребенок — больной подросток — больные ро-

дители. И так далее. Отчасти свой вклад в этот процесс вносят успехи медицины, обеспечивающие выживаемость недоношенных, «маловесных», детей с тяжелой перинатальной патологией.

Второе обстоятельство сводится к тому, что на протяжении всего жизненного цикла у ребенка происходит ухудшение здоровья. По всем классам нездоровья за период 1990—2008 гг. наблюдался рост заболеваемости. Ухудшаются и показатели физического развития: нормальный вес в среднем снижается, увеличивается доля низкорослых, уменьшаются функциональные возможности. С возрастом увеличивается доля детей с хроническими заболеваниями. В 2008 г. зарегистрировано более 0,5 млн детей, имеющих ограниченные возможности здоровья; среди них почти половина получила статус инвалида в связи с расстройствами психики, поведения и нервной системы. Реальное число детей-инвалидов в России выше официального и составляет 1—1,5 млн. Основные причины инвалидизации: заболевания нервной системы (32%), психические расстройства (24%), врожденные аномалии (19%).

Борьба с негативным состоянием здоровья детей требует детального знания причин и рисков, вызывающих различные формы их заболеваний.

Высокая заболеваемость и смертность потребовала осуществления специального лонгитюдного исследования динамики здоровья и его факторную зависимость в режиме реального времени, выбрав для этого четыре когорты в Вологодской области [5]. Исследование показало:

■ за период с 1998 по 2007 г. общая заболеваемость выросла на 43%;

■ за период с 1995 по 2004 г. доля новорожденных абсолютно здоровых

(I группа) существенно снизилась, но увеличился удельный вес, в анамнезе которых выявлены функциональные отклонения (с 29 до 34%);

■ гендерный анализ свидетельствует о том, что здоровье девочек лучше, чем здоровье мальчиков;

■ состояние городских детей, по оценкам врачей, хуже, чем наблюдаемое в сельской местности; доля детей с хроническими заболеваниями в городах в 2—4 раза выше; аналогичная ситуация отмечается применительно к оценке физического развития;

■ основные факторы риска, оказывающие заметное воздействие на здоровье детей, включают: неудовлетворительное здоровье матери в период беременности, курение в семье, неблагоприятные экологические условия, анормальные жилищные условия, низкий уровень медицинской активности родителей; факторы риска сконцентрированы прежде всего в низкодоходных семьях, что приводит к ухудшению питания, невозможности приобретать необходимые средства по уходу за ребенком или обращаться к платным специалистам;

■ снижение потенциала здоровья детей, полученного при рождении, происходит поэтапно и ступенчато; основные критические периоды отмечены — в первый год жизни здоровые новорожденные составляют 60—40%, а к концу первого года — 20—15%); и в 6—7 лет, когда доля имеющих хронические заболевания увеличивается на 5-6%.

Обобщение факторов здоровья показывает выделение их в 3 основные группы: а) медико-биологические (здоровье матери, низкий уровень гемоглобина); б) условия,уровень и образ жизни (вредные привычки родителей, условия труда, характер вскар-

мливания); в) полноценное питание.

В органической взаимосвязи со здоровьем находится проблема обучения. Статистика показывает, что около 2,5 млн детей по причине физико-психических отклонений не могут получить стандартного образования. Примета последних 10-летий — значительное число детей в возрасте 7-18 лет, не обучающихся в школе. Причины — нездоровье, а также существенная доля подростков, изолированных от социума, которые являются сиротами или остались без попечения родителей, ограниченных в правах или вовсе их лишенных. Определенная часть детей школьного возраста в связи с нездоровьем не только не может посещать занятия в общеобразовательной школе, но не способна и не готова к обучению в домашних условиях. Усложнения учебных программ приводит к тому, что лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми. Половина имеет морфофункциональ-ные отклонения, у каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний, у 40% — хроническая патология. За последние 10—15 лет число здоровых выпускниц школ уменьшилось с 21,6% до 6,3%, т.е. более чем в 3 раза, с 43,9% до 75% увеличилось число школьниц, имеющих хронические болезни.

У школьников в России отмечается ухудшение нервно-психического здоровья. Частота психических заболеваний в детском возрасте достигла 15%, в подростковом — 20—25%, что в 10 раз выше, чем по данным официальной статистики обращаемости к психиатру.

Около 80% случаев систематической школьной неуспеваемости обусловлено различными состояниями

интеллектуальной недостаточности, включая дебильность и так называемую «задержку психического развития». Недоразвитость познавательной способности отмечена у каждого 10-го ребенка школьного возраста [6. С. 477].

Почти половина школьников отмечает эффект переутомления. Если не переломить этот негативный процесс, то кумулятивная численность неграмотных и малограмотных будет постоянно возрастать. Кроме того, при отсутствии сегодня обязательного посещения школы часть детей школьного возраста остается за рамками обучения.

Значительный урон понесло образование вследствие снижения его качества и доступности. О существенном падении позитивных характеристик основного (общего) образования как фундамента постижения профессиональных навыков на всех последовательных ступенях (начальное, среднее, высшее, поствысшее) свидетельствует сам факт обращения властей к ЕГЭ, от которого фактически уже отказались все развитые страны. ЕГЭ принципиально меняет само понимание того, что следует считать «образованностью» и «интеллектом». Теперь под последним понимается не умение мыслить и анализировать, а лишь объем информации, который школьник должен запомнить.

Наиболее тяжелым следствием социально-экономических трансформаций явилась не только поляризация в уровне материальной обеспеченности населения, но и в степени образовательного потенциала, которая интенсивно нарастает. Возникло два полюса, на одном из них сосредоточено население, получающее особые услуги интеллектуальной подготовки, начиная с дошкольных и просветительских

учреждений общего, специального, и среднего и особой системы высшего профессионального обучения. На другом полюсе сосредоточены, можно сказать, маргиналы, лишенные даже общего среднего образования. Неравенство в степени образования, а также в депривации общих и профессиональных знаний имеет существенные негативные последствия как для каждой личности, так и для общества в целом. Оно носит не только и не столько экономический характер, сколько социальный и политический. Большой разброс в уровне профессиональной подготовки влияет на включенность в трудовой потенциал, снижает оценку человеческого капитала и качества населения в целом, уменьшает конкурентоспособность работника, что влечет за собой не только низкую оплату труда, но устойчивую безработицу, особенно среди молодежи, всплеск социальных девиаций, сопровождаемых протестным потенциалом.

Обострилась проблема недоступности учреждений дошкольного образования. При увеличении охвата детскими дошкольными учреждениями (ДДУ) за период с 2000 до 2008 г. с 55% до 59% очередь для определения в них детей выросла в 7 раз. На начало 2009 г. 1716 тыс. детей нуждались в устройстве в дошкольные образовательные учреждения [2. С. 220]. Вместе с тем эти учреждения играют роль не только инструмента подготовки к школе, но определяют возможность участия матерей в полной и оплачиваемой занятости.

Общество заинтересовано в постоянном повышении профессионализма своих граждан не меньше, чем каждый из них в отдельности. Это означает, что власти должны жестко определять минимальные стандарты

получения образования, гарантируемые государством для всех и каждого, чтобы ни один гражданин не остался за «границей» стандарта качественного и доступного образования. И решение этой задачи имеет приоритет при определении направлений использования государственных ресурсов.

Общественный интерес состоит в том, чтобы не допустить существование потребителей и производителей с уровнем образованности ниже некоторого уровня. А все более широкие потребности экономики, выходящие за рамки этого стандарта, определяет рынок как в смысле масштабов, так и в отношении качества. Разумеется, что государство может быть заинтересовано в обеспечении и на более высоком уровне профессиональной подготовки с учетом требований новейших технологий. Но это уже следующая ступень в системе приоритетов, когда он выходит контрагентом на рынок.

Таким образом вырисовывается компромисс между общественной ценностью и требованиями рынка в секторе социализации и обучения, предупреждая конфликт возможных интересов.

Повышение качества детей и молодежи невозможно без укрепления культурно-нравственного здоровья нации, усиления ее духовности, которые интенсивно размываются под натиском «вестернизации», пришедшей в Россию вместе с формированием рынка. Основой негативных тенденций в этой области являются следующие обстоятельства:

■ проживание около 1/3 детей в бедных семьях, где текущие доходы ниже прожиточного минимума (ПМ): 10% работников имеют заработок ниже ПМ, а 40% — ниже ПМ для него и одного ребенка. При определении

границы бедности, а, следовательно, и численности бедных, нужно переходить к новой парадигме, учитывающей методологию построения прожиточного минимума и величину минимальной заработной платы, исходя из новой метрики построения государственных стандартов;

■ маргинализация определенного слоя детей и существование так называемого детского «социального дна», которое активно настроено против устоев общества и содержит высокий протестный потенциал [7. С. 9]; их поставляют семьи, попавшие под колесо социально-экономических реформ, и сегодня — в связи с финансово-экономическим кризисом; в них процветают бедность, алкоголизм, постоянные напряжения, а в результате — домашнее насилие [8. С. 12];

■ неполные и материнские семьи, возникающие в результате сверхсмертности мужчин в трудоспособном возрасте, нестабильности семейных структур и высокой рождаемости вне брака;

■ асоциальное поведение детей и молодежи, среди которых расширяются алкоголизм, наркомания и криминальность. Потребление несовершеннолетними наркотических средств продолжает оставаться острой социальной и медицинской проблемой. Отмечается рост раннего алкоголизма (численность более 50 тыс.), наблюдается дальнейшее увеличение количества подростков, состоящих на учете с диагнозом «алкогольный психоз».

Рост массового приобщения молодежи к потреблению психоактивных веществ произошел в 1997—2002 гг., когда в жизнь вступило новое «рыночное» поколение, не обремененное ценностным «барьером» прошлого и обладающее более индивидуализиро-

ванным сознанием, чем их родители. За этот период средний возраст начала потребления табачных изделий снизился на 3,5 лет, алкогольных напитков — на 2,5 лет, наркотических средств — на 3,5 лет. С учетом интенсивности потребления наркотиков, психоактивных веществ и алкоголя по отдельным возрастным группам можно считать, что среди детей подобное поведение касается 1 млн подростков. Опасность сложившейся ситуации состоит в том, что, во-первых, срок жизни наркоманов невелик, кроме того в качестве негативных последствий выступает деградация личности и криминальное поведение. В 2008 г. на профилактическом учете состояло более 6,4 тыс. несовершеннолетних в связи с употреблением с вредными последствиями наркотических, психотропных, сильнодействующих и одурманивающих средств.

Значительное влияние на качественные характеристики детей, а, следовательно, качество человеческого потенциала и на генофонд нации оказывает рост детей-наркоманов, детей-алкоголиков. По данным статистики, которая фиксирует только тех, кто обратился за помощью в медицинские учреждения, среди подростков РФ с 1990 по 2008 г. число впервые взятых на учет с диагнозом «наркомания» увеличилось почти в 2 раза [2. С. 273]. Следует отметить тот факт, что средний возраст впервые употребивших наркотики понижается и составляет 15—17 лет. В последние годы участи -лись случаи, когда наркотики пробуют дети в возрасте 9—13 лет. Подростки не видят опасности в наркотиках. Так, результаты проведенного нами обследования показали, что 20% школьников считают, что эпизодическое употребление наркотиков не приносит вреда

здоровью человека, люди практически не рискуют, употребляя наркотики эпизодически; 22% — что нет вреда и от их постоянного употребления [9. С. 134].

В последние годы отмечается утяжеление наркозависимости. Подростки злоупотребляют наркотиками в 6 раз чаще, чем в целом все население. Смертность от употребления наркотиков возросла у подростков в 42 раза (у всего населения — в 12 раз). Решение проблемы затрудняется тем, что наркотики выступают средством общения подростков, поэтому остановить этот процесс становится все более сложным. Причем наркомания поражает теперь не только неблагополучных детей. Грань между детьми группы риска и благополучными детьми становится все более размытой. Одна из причин этого феномена — изменение механизма реализации наркотиков. До недавнего времени они распространялись в основном на дискотеках, в школах, местах организованного отдыха. Теперь, стараясь уйти из мест повышенного контроля со стороны правоохранительных органов, основной акцент продаж делается на места временного скопления молодежи — улицы, дворы, парки (здесь распространяется до 80% наркотиков).

Отмечаются факты массовой продажи школьникам наркотиков по сверхнизким ценам и даже бесплатной раздачи с целью обеспечить привыкание к наркотикам как можно большего числа молодежи. Однако власти не предпринимают особых усилий. Создается впечатление, что проблема замалчивается. Сейчас она в большей степени беспокоит родителей подростков, столкнувшихся с этим на собственном опыте, и специалистов, занимающихся ее изучением, понима-

ющих, какую угрозу распространение наркотиков несет не только каждому подростку, но и нации в целом.

Не менее значимой является проблема злоупотребления алкоголем. Употребление подростками алкогольных напитков запрещено законом. Однако в действительности результаты некоторых обследований свидетельствуют, что 7 из 10 опрошенных впервые попробовали алкогольные напитки в возрасте 10—11 лет. По мнению медиков, 1/4 часть юношей и 1/6 часть девушек, употребляющих алкоголь, являются потенциальными алкоголиками. Сложность ситуации в том, что если к наркотикам подростки в большинстве случаев приобщаются через друзей и знакомых, то к алкоголю — через членов семьи. По мнению некоторых исследователей, они же — основные поставщики алкоголя для подростков.

Отклонение в поведении детей и молодежи в значительной мере связано с потерей нравственных ориентиров и деформированием социальных ценностей, так как от старых общество спешит отказаться, а новые здоровые постулаты еще не стали в ряду социальных императивов.

Обобщение основных проблем в сфере детства позволяет сформулировать главные направления социальной политики, реализация которых сегодня остро необходима с демографической, экономической и политической точек зрения. При этом целевая задача состоит в том, чтобы в контексте увеличения численности детей обеспечить повышение их качественного потенциала. На первом месте в этой связи находится задача улучшения здоровья, начиная с момента рождения, затем идут цели образования, социализации и духов-

ности во всей их комплексной взаимосвязи, как фундамент разработки системной Программы, посвященной социально-демографическому развитию потенциала детей в России.

Оценивая современные проблемы российских детей, а значит и российского общества, хочется процитировать слова Питирима Сорокина: «Судьба любого общества зависит прежде всего от свойств его членов. Общество, состоящее из идиотов или бездарных людей, не будет обществом преуспевающим... И, обратно, общество, состоящее из талантливых и волевых лиц, неминуемо создает и более совершенные формы общежития. ...Внимательное изучение явлений расцвета и гибели целых народов показывает, что одной из основных причин их было именно резкое качественное изменение состава их населения в ту или иную сторону» [10].

Если не будет принято никаких мер, ухудшение количественных и качественных характеристик населения может привести к тому, что экономика России окончательно станет «сырьевой». А сама Россия — сырьевым придатком богатых стран. Такой экономике нужно будет 50—60 млн человек с минимальным образованием и запросами. Ей потребуется не интеллект, а простая сноровка и физическая сила.

Вместе с тем экономика может успешно развиваться лишь там, где здоровые и образованные люди могут реализовать себя, где достойная заработная плата, возможность полноценно работать и отдыхать, иметь семью, цели в жизни, уверенность в своем будущем. «Встарь, — отмечает по этому поводу Г. Бокль, — богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие

страны — те, в которых человек наиболее деятелен» [11. С. 172]. Именно такой работник будет наиболее конкурентоспособен, наиболее устойчив к стрессам и нервно-психическим

нагрузкам, наиболее мотивирован достигать лучших результатов в работе. В условиях кризиса, переживаемого в стране и мире, эта задача становится особенно актуальной.

Литература

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

2. Российский статистический ежегодник. 2009. Стат. сборник. М., 2009.

3. Сорокин П.А. Американская сексуальная революция. М.: ИСЭПН РАН, 2006.

4. Доклад о состоянии здоровья детей

Российской Федерации по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г. М., 2003.

5. Римашевская Н.М., Бреева Е.Б., Ша-бунова А.А., Барсукова Р. Т. Мониторинг подрастающего поколения: тенденции и особенности развития // Народонаселение. 2007. № 1.

6. Государственная политика вывода

России из демографического кризиса. М.: Экономика, 2007.

7. Римашевская Н.М. Обеднение населения и «социальное дно» //Народонаселение. 1999. № 2.

8. Разорвать круг молчания. О насилии в отношении женщин.... /Под ред. чл.-кор. РАН Н.М.Римашевской. М.: КомКнига, 2005.

9. Бреева Е.Б. Дезадаптация детей и проблемы национальной безопасности России. М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К», 2004.

10. Сорокин П. Социология революции. М.: Территория будущего, РОССПЭН, 2005.

11. Цит. по: Фуллер М., Бек Дж. Возрождение экономики самураев. М.: Добрая книга, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.