Научная статья на тему 'ДЕТИ И ДЕТСТВО, ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА: КОНФЕРЕНЦИЯ ПАМЯТИ ВИТАЛИЯ ГРИГОРЬЕВИЧА БЕЗРОГОВА'

ДЕТИ И ДЕТСТВО, ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА: КОНФЕРЕНЦИЯ ПАМЯТИ ВИТАЛИЯ ГРИГОРЬЕВИЧА БЕЗРОГОВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история образования / история детства / история культуры / учебник / школа / ученичество / history of education / history of childhood / history of culture / textbook / school / apprenticeship

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ромашина Екатерина Юрьевна

Третья научная онлайн-конференция «Дети и детство в истории культуры: современные междисциплинарные исследования. Памяти Виталия Григорьевича Безрогова (1959–2019)» состоялась 2–3 декабря 2022 г. Ее организаторами выступили факультет культурологии Российского государственного гуманитарного университета (председатель организационного комитета — декан Г.И.Зверева) и Институт инновационных образовательных практик Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого (сопредседатель — профессор Е. Ю. Ромашина). Будучи мемориальной, конференция, вместе с тем стала площадкой обсуждения широкого спектра вопросов по истории культуры и образования: изучение детства в междисциплинарном научном дискурсе; учебная книга и образовательные практики Европы и России; антропология детства и др. Отдельной тематической панелью конференции стал разговор о наследии Яна Амоса Коменского — к юбилею гения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN AND CHILDHOOD, HISTORY AND CULTURE: CONFERENCE IN MEMORY OF VITALY GRIGORIEVICH BEZROGOV

The third online scientific conference “Children and childhood in the history of culture: modern interdisciplinary research. In memory of Vitaly Bezrogov (1959–2019)” was held on December 2–3, 2022. It was organized by the Faculty of Cultural Studies of the Russian State University for the Humanities (Chairman of the Organizing Committee, Dean Galina Zvereva) and the Institute of Innovative Educational Practices of the Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (co-chairman Prof. Ekaterina Romashina). Being the memorial conference, at the same time, it became a platform for discussing a wide range of topics on the history of culture and education: the study of childhood in an interdisciplinary scientific discourse; textbooks and educational practices in Europe and Russia; the anthropology of childhood, etc. The special thematic panel was a conversation about the legacy of Jan Amos Comenius — to the anniversary of the genius.

Текст научной работы на тему «ДЕТИ И ДЕТСТВО, ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА: КОНФЕРЕНЦИЯ ПАМЯТИ ВИТАЛИЯ ГРИГОРЬЕВИЧА БЕЗРОГОВА»

Екатерина Ромашина

ДЕТИ И ДЕТСТВО, ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА:

КОНФЕРЕНЦИЯ ПАМЯТИ

ВИТАЛИЯ ГРИГОРЬЕВИЧА БЕЗРОГОВА

Третья научная онлайн-конференция «Дети и детство в истории культуры: современные междисциплинарные исследования. Памяти Виталия Григорьевича Безрогова (1959-2019)»1 состоялась 2-3 декабря 2022 г. Ее организаторами выступили факультет культурологии Российского государственного гуманитарного университета (председатель организационного комитета — декан Г. И. Зверева) и Институт инновационных образовательных практик Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого (сопредседатель — профессор Е. Ю. Ромашина). Будучи мемориальной, конференция, вместе с тем стала площадкой обсуждения широкого спектра вопросов по истории культуры и образования: изучение детства в междисциплинарном научном дискурсе; учебная книга и образовательные практики Европы и России; антропология детства и др. Отдельной тематической панелью конференции стал разговор о наследии Яна Амоса Коменско-го — к юбилею гения.

Ключевые слова: история образования, история детства, история культуры, учебник, школа, ученичество

В октябре 2014 г. Виталий Григорьевич Безрогов попросил меня написать обзор организованной им в библиотеке им. К. Д. Ушин-ского конференции «Начало учения дЬтем. Роль книги для начального обучения в истории образования и культуры». Хорошо помню, как тщательно выстраивала слова, согласовывала фото и маялась, подбирая синонимы: сказал, отметил, обозначил, подчеркнул... Держу в руках программу той давней конференции — почти те же фамилии, те же люди...

Екатерина Юрьевна Ромашина

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Тула

katerinro@yandex.ru

БОТ: 10.31860/2304-5817-2023-1-23-453-464

Третий год мы собираемся без него. Это странно. И уже почти привычно... На первой конференции в декабре 2020-го он смотрел на нас с фотографий, и у многих глаза были на мокром месте. В 2022-м — среди участников есть те, кто никогда не знал Безрогова лично. Конференция прирастает людьми, идеями и смыслами. Он был бы доволен — сомневаться не приходится.

«Дети и детство» изначально была заявлена как междисциплинарная конференция. Важной ее особенностью, на мой взгляд, стало то, что она счастливым образом не превратилась в «полидисциплинарную» — где каждый готов говорить о своем, но не готов слышать другого. Два полных и насыщенных дня в декабре 2022 г. доклады разнообразной тематики находили живой отклик и поддерживали неизменный интерес аудитории. Вопросы историков — филологам, антропологов — педагогам, психологов — философам помогли обнаружить новые и неожиданные повороты в исследованиях, определили иной ракурс рассмотрения и рассматривания общего проблемного поля истории детства, образования и культуры.

В научном событии приняли участие исследователи из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Краснодара, Петрозаводска, Тулы, Уфы, Белграда (Сербия), Болоньи (Италия) и др. Были представлены научные центры РАН и РАО: Институт Всеобщей истории, Институт этнологии и антропологии, Институт философии, Институт русской литературы (Пушкинский Дом), Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра, Институт стратегии развития образования; университеты — Болонский, Санкт-Петербургский, Московский им. М. В. Ломоносова, НИУ «Высшая школа экономики», Казанский (Приволжский) федеральный, Московский городской педагогический, Российский государственный гуманитарный, Тульский педагогический им. Л. Н. Толстого, Башкирский педагогический им. М. Акмуллы, Глазовский педагогический институт имени В. Г. Короленко; а также Российская государственная библиотека, Российский государственный архив древних актов и другие учреждения образования и науки.

Широкая география дополнилась «длинной» хронологией — от XIV до XXI вв. И приросла разнообразием статусов: доктора и профессора благосклонно слушали отважных молодых исследователей — аспирантов и даже магистранта (да здравствует смелая Юлия Ивченко!) и, надеюсь, своими вопросами не сбили с толку, а помогли начинающим углубиться в проблему или наоборот — воспарить над ней.

Как сказала мне на следующий день одна молодая коллега: «Я и не представляла, что бывают конференции, где всем интересно...» Бывают. Во всяком случае, мы все — и докладчики, и слушатели, и организаторы — сделали все, чтобы это оказалось именно так.

Доклады конференции были объединены в три тематических блока: история детства, учебная книга и образовательные практики Европы и России и антропологические исследования. Отдельную панель составили материалы, посвященные юбилею Яна Амоса Ко-менского (1592-1670).

«Вся история наполнена детством» — эту фразу Филиппа Арье-са участники конференции упоминали не раз. Доклады первой секции (модератор Наталья Галушина, РГГУ) были посвящены весьма разнородным явлениям, но рассмотренные кейсы «населили» мир детства, позволили увидеть ребенка в разнообразных социальных практиках и взаимосвязях — при французском королевском дворе, в фантазийном игровом пространстве, в уличной компании сверстников, на школьном выпускном, в детской и т. д.

Эффективное выстраивание подобных исследований возможно, только если автор успешно решает проблему источника и метода. Родительские поучения детям, автобиографические тексты и дневниковые записи, фотографии из школьных альбомов, заметки на полях тетрадей, рисунки, обложки журналов, — эти и другие источники с успехом были использованы в работе исследователей; а методы визуальной антропологии, социокультурной психологии, этнографии, статистики, «истории ментальностей» и др. помогли получить значимые результаты. История перестала быть «бездетной», на первый план вышли единичные события жизни реальных людей, их мир оказался заселен и обжит.

В докладе Ю. П. Крыловой (Институт всеобщей истории РАН) были проанализированы и представлены французские позднесред-невековые поучения, адресованные отцами и матерями ихподраста-ющим детям. Исследователь заинтриговала слушателей вопросом: почему авторы дидактической литературы так кратко и скучно писали о добродетелях, в то время как в рассказах о грехах не жалели ярких красок и не скупились на описания самых невероятных подробностей? Было ли добродетельное поведение такой редкостью, что сочинители никогда его не встречали, а потому не знали, как описать, или житийная литература не предоставляла подходящих поведенческих образцов? Особо в докладе был подчеркнут вопрос любви и гендерных отношений — от чего родители хотели предостеречь своих детей (дочерей в особенности)? Какое пове-

дение считали нормой? Кто должен был вооружить неопытные души в борьбе против греха? Французское средневековье — столь непохожее на современность — приоткрылось нам в реконструкции Юлии Петровны [Крылова 2023].

Вместе с В.Д.Любковым (Государственный академический университет гуманитарных наук) [Любков 2023] и Ю. О. Ивченко (Санкт-Петербургский государственный университет) слушатели смогли заглянуть в российскую детскую конца XVIII и XIX вв. На основе эго-документов (мемуаров и дневниковых записей) каждый из исследователей продемонстрировал особенности взаимоотношений взрослых и детей в семейных воспитательных практиках — в доме дмитровского купца И. А. Толченова и чиновника земского отдела Министерства внутренних дел А. В. Половцова. При всем содержательном несходстве этих кейсов и слушателей, и авторов докладов объединил интерес к теме и захватывающий нарратив.

О. П. Илюха (Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН) рассказала — и показала! —как выглядела советская кукла 1920-30-х гг., объяснила, какое место она занимала между интересами ребенка, педагогическим сознанием родителей и задачами государственной идеологии и пропаганды. История о пупсах-красноармейцах, которых раздевать неприлично, и потому одежда приклеивалась к ним намертво, просто потрясает — воистину у каждого времени свои герои и свои точки соединения сакрального и профанного.

Детским игровым практикам последней четверти XX — начала XXI вв. был посвящен доклад М. В. Суховой (Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко) [Сухова 2023]. На основе системы интервью исследователь реконструировала военные сюжетно-ролевые игры поколения 1970-90-х гг. Антропологический анализ фольклорно-игровых практик позволил Марии Владимировне воссоздать образы «своих» и «чужих», выявить особенности игрового пространства: состав играющих, правила и места игры, опознавательные знаки участников, игровой инвентарь и др. Исследователь полагает, что эти практики являются выразительным, генеративным средством организации мировоззрения и материального, социального бытия детской группы и детства в целом.

А. А. Сальникова (Казанский федеральный университет) предложила участникам конференции результаты анализа эссе «Я, моя семья и моя страна», написаных казанскими школьниками и сту-

дентами. Еще одним источником исследования стали школьные фотоальбомы 1990-х гг. На основе комплексного анализа постсоветская реальность предстала перед участниками конференции глазами «поколения стресса».

Другим направлением работы конференции стали сюжеты, связанные с историей учебных текстов и практик работы с ними (модератор секции Е. Ю. Ромашина, ТГПУ им. Л. Н. Толстого).

Учебник полифункционален, одна из реализуемых в нем задач — текстуальная и визуальная репрезентация окружающей жизни, определение взрослым для ребенка ценностных ориентиров, норм и правил восприятия мира, социума и себя. Эта функция диктует исследователю два ключевых вопроса: какова интенция автора (составителя, иллюстратора) и как заданная модель соотносится с «живым» образовательным процессом, практиками восприятия и освоения ребенком реальности, сконструированной и предписанной для него взрослыми. Но чем дальше по хронологии отстоит от нас историческое явление, тем труднее его реконструировать и описать, не экстраполируя современные представления и понятия на предшествующие эпохи. На этот раз на конференции были представлены исследования очень широкого хронологического диапазона: учебные пособия по философии и богословию в Киевской митрополии первой трети XVII в. (М. А. Корзо, Институт философии РАН), «Мир в рассказах для детей» В. П. Вахтерова и российская цензура начала XX в. (А. А. Сенькина, независимый исследователь), а также городские сюжеты в книгах для чтения образовательной системы «Школа 2100» (Ю. Г. Куровскаяи В. А. Щетинская, Институт стратегии развития образования РАО).

Во всех трех докладах разговор шел, прежде всего, о ценностях, транслируемых ребенку взрослыми: как осваивает мир тот, кто учится? какие пути познания и границы приемлемого для него очерчены и дозволены? какова в этом процессе роль его активной позиции? какие формы инициации и средства индоктринации используются авторами учебных текстов? Какова позиция властных структур в деле учебного книгоиздания? Эти и другие вопросы были заданы в докладах, а ответы на них прозвучали и в сообщениях, и в панельной дискуссии.

Социально одобряемое пространство «большого мира» всегда обозначается взрослым для ребенка — его нормативность задана как официальным дискурсом, так и общепринятыми культурными практиками. Это могут быть и школьные правила, и официальная

цензура детской литературы, и родительские запреты, и самоограничения перед лицом сверстников. Где проходит граница, какими средствами она маркируется, какие практики деятельности помогают ее преодолеть или напротив — соблюсти? Современному исследователю непросто заглянуть поверх очерченных пределов и понять разницу между декларацией и реальностью. Эта попытка осуществилась в докладах конференции, посвященных антропологии детства (модератор секции О. М. Щедрина, РГГУ).

Н. С. Галушина (Российский государственный гуманитарный университет) представила материалы анализа глубинных интервью родителей о проблемах детских читательских практик. Исследователь рассказала о реализации проекта, целью которого было определение того, как родители детей 9-13 лет в Москве и Московской области проблематизируют детское чтение с точки зрения культурно-ценностной модели «родительства», концептуальной рамки самообразования и саморазвития ребенка, принятых повседневных практик и семейных традиций, соотношения с социальными институтами и «инфраструктурой» чтения. Исследователь отметила, что среди позиций родителей как модераторов и «проектировщиков» детского чтения преобладает патерналистская — «приучить», «приобщить», «выбрать». Интересны оценочные аспекты взаимоотношений текста и экранизации, а также описание практик «соприкосновения» ребенка с книгой: запахи книжного магазина, сакральное и одновременно прагматичное пространство библиотеки, книжный «довесок» к другому подарку и т. д. Особо существенным мне показалось то, что читательские практики были рассмотрены Натальей Сергеевной в рамках дискурсивной теории — как диалог ребенка, взрослого и текста.

Необычный источник исследовательской информации предложил А. В. Кудряшов (Московский городской педагогический университет): обложки журнала «Вожатый» за 1953-1970 гг. В докладе шла речь о «зимних» номерах и отражении в них эстетики и идеологии новогодних праздников. Автор продемонстрировал динамику отношения к этим дням в СССР — от официального и государственного к партикулярному и семейному: иллюминация на Красной площади, праздник в Кремлевском дворце, елочные игрушки с пионерской атрибутикой (барабан, горн, вымпел и т.д.) в 1950-е гг.; «космический» и «интернациональный» новый год 1960-х; и, наконец, лыжи и коньки, костюмированный бал-маскарад, хоровод снежинок и зимний лес на обложках 1970-х гг. Исследователь интерпретировал визуальный ряд журнала как средство коммуни-

кации между редакцией, авторами и читателем, отражение социальной жизни и повседневности как детей, так и педагогических работников — вожатых.

Социальные аспекты организации детского движения в СССР и Российской Федерации рассмотрел Б. В. Куприянов (Московский городской педагогический университет). Его доклад был посвящен лагерю комсомольского актива «Комсорг», созданному в 1970-80-е гг. в Костроме А. Н. Лутошкиным и Л. И. Уманским. «Фабрикой социального клея» назвал эту практику исследователь, подчеркивая ее функцию налаживания взаимодействия между взрослыми и детьми, но также задачу подготовки будущих лидеров социальных преобразований.

О.М.Щедрина (Российский государственный гуманитарный университет) представила доклад, посвященный роли медиаланд-шафта в формировании образов детства в 1990-х гг. Радостно было видеть столь заинтересованного начинающего исследователя, владеющего новой методологией (media, visual and memory studies) и умеющего привнести в традиционное проблемное поле необычные источники и свежий взгляд на потенциально заключенные в них смыслы. Ольга Михайловна рассмотрела образы «из детства» как элементы метаязыка, позволяющего выросшим людям вспоминать свое детство, словесно и графически оформлять свои впечатления и мысли о нем. Автором был проанализирован визуальный ме-диаландшафт 1990-х гг.: видео-игры, мультфильмы, мемы и др., а также повседневный опыт жизни и ритуальных действий в границах этого ландшафта. Именно в этот период, по мнению Щедриной, в представлениях о детстве появились не только образы реального мира и «картинки в букваре», но и «экранные» сюжеты, нередко определяющие мировосприятие ребенка и формирующие смысловое пространство целого поколения.

Несколько обособленным в этой секции воспринимался доклад Н. И. Куприянова (Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы) [Куприянов 2023], впрочем, вызвавший неподдельный интерес аудитории. Николай Иванович предложил алгоритм формирования у ребенка визуальной грамотности — способа формализации восприятия и конструирования изобразительных текстов. Исследователь выделил типовые элементы образной информации и описал методику обучения ребенка «синтаксису» визуальной речи. Надо сказать, автор этих строк пробовала подступиться к этой теме, но быстро ретировалась, сочтя формализацию в этой точке неконструктивной и невозможной. Тем

с большим интересом воспринимался и обсуждался собравшимися доклад Н. Куприянова.

3 декабря в рамках конференции состоялась тематическая панель «Ян Амос Коменский: к юбилею гения» (модератор М. В. Золотухина, РГГУ). Задуманная как международная, она по понятным причинам не слишком преуспела в этом качестве. Отметим, впрочем, участие в заседании исследователя из Сербии Майи Николо-вой, а также подключение в качестве слушателей давних друзей и коллег — Дорены Кароли (Болонский университет, Италия) и Марии Кристины Брагоне (Падуанский университет, Италия). Секцию также «благословил», но по техническим причинам не смог принять в ней участие, директор музея Яна Коменского в Наардаме (Нидерланды) Джон Эксальто.

Работа панели началась докладом О. Е. Кошелевой (Институт Всеобщей истории РАН, Российский государственный архив древних актов) «Переводы Orbis Pictus Яна Амоса Коменского в рукописном собрании БАН (СПб): опыт сравнения». Ольга Евгеньевна вернулась к проблеме разных вариантов списков русских переводов знаменитого учебника — эта тема звучала на конференции год назад, статья с анализом лейденской рукописи опубликована за это время в журнале Slovene [Безрогов 2021]. На этот раз исследователь обратилась к рукописям, хранящимся в библиотеке Российской Академии наук. Автор полагает, что это самые ранние переводы Orbis Pictus в двух разных вариантах. Ольгой Евгеньевной осуществлен их пилотный палеографический и текстологический анализ и рассмотрена роль в их создании и бытовании учительствовавших в Москве немецких славистов Эрнеста Глюка и Иоганна Пауса.

И. П. Кулакова (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова) сосредоточилась на проблеме трансфера образов и идей европейской эмблематики в культурное пространство России XVIII в. Одним из путей было использование гравюр Orbis Pictus в издательских практиках Московской гражданской типографии. В частности, исследователь говорила о роли в этом процессе Василия Киприянова — истинного создателя календаря, слывущего «Брюсовым» и Леонтия Магницкого — автора знаменитой «Арифметики».

Майя Николова (UNIHUB, Белград, Сербия) рассказала участникам конференции об изданиях трудов Яна Амоса Коменского в Сербии — от первой публикации «Великой дидактики» в 1907 г. до современных издательских проектов.

Финальным докладом панели стало сообщение Е. Ю. Ромашиной (ТГПУ им. Л. Н. Толстого) об одной из рецепций Orbis Pictus в России — трехтомнике «Все в картинах» (1862) Августы Пчель-никовой (Цейдлер), который в свою очередь был переводом и переработкой немецкого сочинения Карла Лаукхарта (1857) [Безрогов 2022].

При подведении итогов конференции участниками были высказаны предложения о проведении в следующем году особой «молодежной секции» или постановке акцента на участии в работе начинающих исследователей; также обсуждались возможности учреждения онлайн-семинара по антропологии детства. Кроме того, прозвучала актуальная информация о пополнении открытого информационного ресурса «История школьного учебника» (http://primer.tsput.ru), который был создан на основе коллекции В. Г. Безрогова и в настоящий момент представляет собой полнотекстовую базу почти тысячи цифровых копий учебных пособий из 20 стран с 1561 г. по 1940 г. Создатели напоминают, что ресурс является площадкой для встреч, дискуссий, обмена мнениями и результатами исследований специалистов России и зарубежных научных центров — здесь представлены работы по истории учебника и контактные данные.

Видео-трансляция конференции размещена в открытом доступе в сети Интернет, итоговые статьи опубликованы в журналах: #Уче-ничество. 2023. № 1 и Вестник РГГУ. Серия Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2023.

В завершении хотелось бы выразить признательность хозяевам конференции — факультету культурологии РГГУ и лично доктору исторических наук, профессору, декану Г. И. Зверевой, а также членам оргкомитета Н.С.Галушиной, М.В.Золотухиной, О. М. Щедриной.

Примечания

1 Читателям, не знакомым с трудами В. Г. Безрогова, рекомендуем текст в «Википедии», написанный его коллегами В. К. Пичугиной, Г. В. МакаревичиЕ. Ю. Ромашиной. А также подборку статей на ресурсе «История школьного учебника»: http://primer.tsput.ru/issledovaniya/.

Литература Исследования

Безрогов 2021 — Безрогов В. Г., Кошелева О. Е., Ромашина Е. Ю. «Свет видимый»: Лейденская рукопись среди русских переводов Orbis Pictus // Slovene. 2021. Vol. 10. №2. C. 124-162. DOI: 10.31168/23056754.2021.10.2.6.

Безрогов 2022 — Безрогов В. Г., Ромашина Е. Ю., Левинсон К. А., Тете-рин И. И. «Смотри, это город!» Прогулки с Яном Амосом Коменским, Карлом Лаукхардом и Константином Ушинским // Одиссей. Человек в истории. 2022. № 28. С. 320-343.

Жиркова 2023 — Жиркова М. А. «Живая азбука» Саши Черного: первые издания и отклики // #Ученичество. 2023. № 1. С. 23-34. DOI: 10.22405/29491061-2023-1-23-34.

Крылова 2023 — Крылова Ю. П. Учебники на будущее? Французские моралисты XIV-XV вв. о любви и грехе // #Ученичество. 2023. № 1. С. 5-12. DOI: 10.22405/2949-1061-2023-1-5-12.

Куприянов 2023 — Куприянов Н. И. Визуальная педагогика. Проблемы чтения и построения изобразительного текста // #Ученичество. 2023. №1. С. 47-61. DOI: 10.22405/2949-1061-2023-1-47-61.

Любков 2023 — Любков В. Д. Детство и дети: опыт анализа текста дмитровского купца И. А. Толченова // #Ученичество. 2023. № 1. С. 13-22. DOI: 10.22405/2949-1061-2023-1-13-22.

Сухова 2023 — Сухова М. В. «Немцы в городе»: образ врага в детских игровых практиках (последняя четверть XX — начало XXI вв.) // #Ученичество. 2023. № 1. С. 35-46. DOI: 10.22405/2949-1061-2023-1-35-46.

References

Bezrogov 2021 — Bezrogov, V., Kosheleva, O., Romashina, E. (2021). "The Visible World": The Leiden Manuscript and Its Place among the Translations of Orbis Pictus. Slovene, 10 (2), 124-162. DOI: 10.31168/2305-6754.2021.10.2.6. (In Russian).

Bezrogov 2022 — Bezrogov, V., Romashina, E., Levinson, K., Teterin, I. (2022). "Smotri, eto gorod!" Progulki s YAnom Amosom Komenskim, Karlom Laukkhardom i Konstantinom Ushinskim ["Look, it's a city!" Walks with Jan Amos Comenius, Karl Laukhard and Konstantin Ushinsky]. Odissej. CHelovek v istorii, 28, 320-343.

Krylova 2023 — Krylova, YU. (2023). Uchebniki na budushchee? Francuzskie moralisty XIV-XV vv. o lyubvi i grekhe [Textbooks for the future? French

moralists of the 14th-15thcenturies on Loveland sin]. #Uchenichestvo, 1, 5-12. DOI: 10.22405/2949-1061-2023-1-5-12.

Kupriyanov 2023 — Kupriyanov, N. (2023). Vizual'naya pedagogika. Prob-lemy chteniya i postroeniya izobrazitel'nogo teksta [Visual pedagogy. Problems of reading and constructing visual text]. #Uchenichestvo, 1, 47-61. DOI: 10.22405/2949-1061-2023-1-47-61.

Lyubkov 2023 — Lyubkov, V. (2023). Detstvo i deti: opyt analiza teksta dmitro-vskogo kupca I. A. Tolchenova [Childhood and children: Analysis of the text by Dmitrov merchant I. A. Tolchenov]. #Uchenichestvo, 1, 13-22. DOI: 10.22405/2949-1061-2023-1-13-22.

Suhova 2022 — Suhova, M. (2022). "Nemcy v gorode": obraz vraga v detskih igrovyh praktikah (poslednyaya chetvert' XX — nachalo XXI vv.) [The Germans in the city: The image of the enemy in children's game practices (last quarter of the 20th century — beginning of the 21st century)]. #Uchenichestvo, 1, 35-46. DOI: 10.22405/2949-1061-2023-1-35-46.

ZHirkova 2023 — ZHirkova, M. (2023). "ZHivaya azbuka" Sashi CHernogo: pervye izdaniya i otkliki ["The living alphabet" by Sasha Cherny: First edition sand responses]. #Uchenichestvo, 1, 23-34. DOI: 10.22405/2949-1061-20231-23-34.

Ekaterina Romashina

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University; ORCID: 0000-0003-0655-2183

CHILDREN AND CHILDHOOD, HISTORY AND CULTURE: CONFERENCE IN MEMORY OF VITALY GRIGORIEVICH BEZROGOV

The third online scientific conference "Children and childhood in the history of culture: modern interdisciplinary research. In memory of Vitaly Bezrogov (1959-2019)" was held on December 2-3, 2022. It was organized by the Faculty of Cultural Studies of the Russian State University for the Humanities (Chairman of the Organizing Committee, Dean Galina Zvereva) and the Institute of Innovative Educational Practices of the Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (co-chairman Prof. Ekaterina Romashina). Being the memorial conference, at the same time, it became a platform for discussing a wide range of topics on the history of culture and education: the study of childhood in an interdisciplinary scientific discourse; textbooks and educational practices in Europe and Russia; the anthropology of childhood, etc. The special thematic panel was a conversation about the legacy of Jan Amos Comenius — to the anniversary of the genius.

Keywords: history of education, history of childhood, history of culture, textbook, school, apprenticeship

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.