Научная статья на тему 'Дети и Детское движение, школьники Луганска в условиях неопределенности'

Дети и Детское движение, школьники Луганска в условиях неопределенности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
183
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ВОЙНА / ДЕТИ / ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ЛУГАНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кудинов Владимир Андреевич

В статье рассматривается положение детей в условиях нестабильности социально-экономической и политической системы, военных действий в Луганской народной республике. Приводятся результаты двух исследований 2016 и 2017 годов об отношении детей к обществу, семье, школе, общественным подростковым объединениям, трансформации самоидентичности под влиянием нестабильности в условиях военных действий, угрозе жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children and the children’s movement, schoolchildren of Lugansk in the conditions of uncertainty

In the article, the position of children in conditions of instability of social, economic and political system, military operations in the so-called Lugansk People's Republic is considered. Here there are the results of two investigations undertaken in 2016 and 2017 about the relation of children to society, family, school, public teenage associations, transformations of self-identity under the influence of instability in the conditions of military operations, threat of life.

Текст научной работы на тему «Дети и Детское движение, школьники Луганска в условиях неопределенности»

УДК 329.78

Кудинов Владимир Андреевич

доктор исторических наук, профессор Костромской государственный университет

[email protected]

ДЕТИ И ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, ШКОЛЬНИКИ ЛУГАНСКА В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

В статье рассматривается положение детей в условиях нестабильности социально-экономической и политической системы, военных действий в Луганской народной республике. Приводятся результаты двух исследований 2016 и 2017 годов об отношении детей к обществу, семье, школе, общественным подростковым объединениям, трансформации самоидентичности под влиянием нестабильности в условиях военных действий, угрозе жизни.

Ключевые слова: идентичность, война, дети, детские общественные объединения, Луганская народная республика.

Современное 2018 г. состояние детства и школьников в Луганске, в непризнанной Луганской народной республике, зависит от неопределенности в политической, экономической, образовательной системе этого нового уникального общества и государственного образования. Оно характеризуется обострением экономических проблем и социальной напряженности.

Чтобы понять и дать научно обоснованный, опирающийся на достоверные сведения ответ о самосознании школьников, воспитательном потенциале детского объединения в условиях военных действий и их реализации, нужно знать всю совокупность факторов, влияющих на этот процесс. Среди них среда обитания, социально-экономическая ситуация в стране и регионе, влияющие на воспитательное пространство и воспитательную среду. А в условиях Луганщины, влияла и военная составляющая. Война, продолжающаяся с 2014 г.

Фактор нахождения в зоне военных действий стал влиять на жизнь и учебу, самоидентификацию и реализацию коммуникативных способностей каждого ребенка. Выявление этого влияния может составить баланс между общим и особенным, если сравнить школьников воюющей страны и мирно существующего региона.

Чтобы понять происходящее тем, кто живет в мирных условиях, понять влияние на школьников, детей, следует обратиться к документам, воспоминаниям жителей города. Несколько фактов из воспоминаний.

Л. Шаменко, директор Лутугинской школы интернета. «В течение августа 2014 г. обстрелы г. Лутугино не прекращались ни на минуту. На территорию Лутугинской школы-интерната попало 9 снарядов. Прямое попадание в здание школы. Пробиты стены в подвальном помещении, в 1 классе на 1 этаже. Все окна разбиты. Левое крыло школы на грани обрушения. Выведены из строя отопительная система, система водоснабжения, поломана коммуникационная система, в саду погибли плодовые деревья» [1, с. 156].

Л. Бондаренко, учитель школы № 5, г. Луганск: В июне 2014 г. «меня город встретил полупустыми улицами, выбитыми стеклами окон, которые в большинстве были заклеены крест накрест, белыми

лентами, воронками на дорогах и тротуарах. Разбиты учреждения, банки, магазины, аптеки. Банкоматы не работают. Не слышно детского смеха, в городе почти нет детей! Луганчане покидают город. .. .Я держу на ладони осколки мин, которые собрала во дворе своего дома. Их девять, они очень корявые, острые и тяжелые... Это девять возможных смертей и ранений, которые чудом избежали, находясь в подвале.». «Два месяца без электричества, все, что лежало в холодильниках, все заготовки, мясо пришлось выбросить». «В Счастье пули прилетели прямо в класс во время урока. Дети не пострадали». «Стояли под обстрелами в очереди за «гуманитар-кой», чтоб не умереть с голоду». Ирина, п. Ново-светловка: «Так как мы находились в подвалах, то не ели, не пили и даже не помышляли выглянуть из него.» [1, с. 175]. «Город-герой, захлебывающийся в крови, но не сдающийся киевским нацистам». «Прибытия гуманитарной помощи ждем сегодня, но не гарантировано. Вся помощь будет разделена среди нуждающихся» [1, с. 169-180].

Аня Емельянова Война глазами маленьких детей. Я как то сразу, резко - повзрослела. И умирать, конечно, не хотела Среди каштанов, вишен, тополей. Свет солнца затуманил едкий дым. Мать за водой. А вдруг да не вернется. Соседский мальчик. Он давно один, Взгляд сироты слезами отольется. [1, с. 193].

В школьном возрасте при межличностном общении в обычных, не военных условиях, преобладает мнение сверстников, а не взрослых, учителей, родителей. Влияет и деятельность общественного объединения детей. В Луганске же, с весны-лета 2014 года, с началом войны преобладающим становится мнение родителей. Исследование 2016 г. показало эти изменения. Исследование проводилось в г. Луганске Луганским национальным университетом имени Тараса Шевченко при участии Костромского государственного университета. Опрошено 317 школьников подросткового возраста. Повторное исследование проводилось в 2017 г., опрошено 305 школьников.

На межличностное взаимодействие влияют различные факторы. Среди них неуверенность в мире и окружающей жизни, неуверенность в себе, не-

© Кудинов В.А., 2018

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

263

СОЦИОКИНЕТИКА ДЕТСТВА

хватка коммуникативных знаний и опыта, стрессовая ситуация.

У подростков спросили: «Если Вы попадёте в затруднительную ситуацию, то к кому в первую очередь обратитесь за советом?». Ответы были следующие. К классному руководителю 4,2% девочек и 3,7% мальчиков. К школьному психологу или социальному педагогу - 1,5 и 1,5%. К своим родителям (или одному из них) - 68,2 и 57,6%. К другу или подруге 20,0% и 25,7%. Свой вариант 6,1% девочек и 11,5% мальчиков.

Авторы исследования выявили, что «На Донбассе мы столкнулись с проявлением резкого, а зачастую стремительного процесса трансформации идентичности, с началом обретения абсолютно новой самости, которая начала формироваться в условиях конфликта и сопряжённых с ним боевых действий» [2, с. 151].

Для понимания коммуникативных процессов выяснялись отношения подростков к измененным политическим составляющим и к сверстникам, которые с родителями покинули зону боевых действий и выехали в «киевскую» Украину. Оказалось, что 63,2% опрошенных подростков различным образом поддерживают общение с выехавшими одноклассниками, знакомыми, друзьями. Таким образом, политические оценки не приводят к отчуждению и разрушению коммуникации. Хотя у 8,5% из более 300 опрошенных,общение прекратилось совсем, а 28,3% практически не общаются. Мальчик 13 лет отметил в анкете: «Среди моих знакомых укропов нет».

Почти половина из опрошенных 53,8% подростков провели лето 2014 года на территории ЛНР, 2 респондента, мальчик 13 лет и девочка 12 лет намеренно указали в своих анкетах, что провели лето конкретно в подвале своего дома. Все это не могло не сказаться на мироощущении подростков. Из тех 46,2%, кто выехал из зоны боевых действий, на территории России или Украины, оказалось примерно одинаковое количество [2, с. 152].

Заметно среди школьников дружеское отношение к России. После получения образования жить и работать в России хотели бы 55,9% респондентов, 29,9% - жить и работать в ЛНР. Тем самым заметно, что Украина отторгает своих граждан, еще имеющих гражданство и паспорта Украины.

Война, стресс, вызванный этим социальным явлением, возможные потери близких, родителей изменили сознание подростков и убедили их в значимости семьи.

Результаты исследования показали, что под воздействием глубочайшего военно-политического кризиса на Донбассе произошли фундаментальные социальные изменения, изменились ценностные ориентации школьников.

С момента становления черт государственно -сти с 2014 г. в школах ЛНР появились новые ак-

центы в работе с подрастающим поколением. Стало больше форм работы, воспитывающих любовь к своей малой родине, культуре, истории, активизировались государственно-общественные детские объединения. Это привело к увеличению доверия к школе как социальному институту, учителям, классным руководителям. Второе социологическое исследование 2017 г., показало увеличение на 2-3 процента доверия к учителям, при сохранении общих тенденций [3, с. 218].

Исследование 2016 г. показала, что о детских и молодежных общественных объединениях слышали всего лишь 31,5% респондентов. Это говорит не только о том, что молодёжные объединения на территории ЛНР развиты слабо, но и о снижении их деятельности в военных условиях. Членами молодёжных объединений являются всего лишь 4 человека из 305 опрошенных. В общественной жизни дети в ЛНР участвуют через образовательные учреждения, школы, но имеют желание и потенциал для участия в детских общественных объединениях. Это подтверждается тем фактом, что в волонтёрских объединениях, различных кружках и секциях состоят 46,5% опрошенных, ещё 16,8% хотели бы в них состоять. Дети, подростки, да и молодёжь ЛНР имеют потенциальное желание участвовать в преобразованиях, которые начаты руководством ЛНР, общественными и молодёжными организациями. Об этом говорит и тот факт, что 77,6% опрошенных хотели бы изменить окружающий мир [2, с. 153].

При ответах на вопрос «С кем бы вы хотели проводить эти изменения» наблюдается слабо выраженная возрастная корреляция. Школьники 1415 лет в основном хотели бы проводить их в компании своих сверстников, так как для них важно одобрение и компания ровесников. 12-13 летние респонденты предпочитают совместную деятельность с учителями, родителями, старшими товарищами. В мероприятиях, проводимых школами, участвуют более 76% школьников. Все это подтверждает социальную активность подростков Лу-ганщины в условиях социокультурной нестабильности. Через год группой исследователей Луганска и Костромы было проведено новое исследование по уже известным вопросам. Что позволило проследить динамику изменений и их направленность.

В исследовании 2017 г. была просьба к подросткам назвать известные им детские и молодежные организации. Были названы «Молодая Гвардия», «Исток», «Молодая Республика», «Луганск - русский город», «Импульс», «Булат», «Олимпиец», «Доброволец» и некоторые другие [3, с. 217]. За год увеличилось число известных в подростковой среде детских и юношеских объединений, что свидетельствует о возросшем интересе подрастающего поколения Луганщины к совместной деятельности, а так же о том, что ценности и идеалы,

264

Вестник КГУ ^ 2018

транслируемые этими общественными объединениями, соответствуют запросам подростков.

Все сказанное позволяет сделать вывод о взаимообусловленности воспитания и развития общества. И субъективная ценность воспитания человека может быть определена лишь при оценке качественных изменений в самом человеке. Война, переживаемый стресс подростков Луганщины привели к качественному изменению личности подростков, к изменениям в ценностных ориентациях. В условиях нестабильности социально экономической ситуации, постоянной военной угрозе, возрастает роль семьи, школы, общественных детских объединений, благодаря которым подростки ощущают свою защищенность.

Библиографический список

1. Детское и молодежное движение: история и современность: материалы междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. В. А. Кудинов. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2016. - 326 с.

2. Кусургашев В.Н. Траснформация ценностных установок подростков под воздействием военных действий на Донбассе в 2014 // Детское и молодежное движение: история и современность: материалы междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. В.А. Кудинов. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2016. - С. 151.

3. Создание Луганской Народной Республики и военные действия на Луганщине глазами участников и очевидцев: сб. исторических источников / авт., сост. Т.Ю. Анпилогова и др. - Луганск: Изд-во Альма матер, 2015. - 400 с.

4. Технологии воспитания в общеобразовательных организациях: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Кострома, 13-14 апреля 2017 г. / сост. А.Г. Кирпичник, О.В. Миновская, А.Г. Самохва-лова, О.Б. Скрябина, Е.В. Тихомирова; под ред. Л.И. Тимониной. - Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2017. - 410 с.

References

1. Detskoe i molodezhnoe dvizhenie: istoriya i sovremennost': materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / otv. red. VA. Kudinov. - Kostroma: KGU im. N.A. Nekrasova, 2016. - 326 s.

2. Kusurgashev VN. Trasnformaciya cennostnyh ustanovok podrostkov pod vozdejstviem voennyh dejstvij na Donbasse v 2014 // Detskoe i molodezhnoe dvizhenie: istoriya i sovremennost': materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / otv. red. V.A. Kudinov. - Kostroma: KGU im. N.A. Nekrasova, 2016. - S. 151.

3. Sozdanie Luganskoj Narodnoj Respubliki i voennye dejstviya na Luganshchine glazami uchastnikov i ochevidcev: sb. istoricheskih istochnikov / avt., sost. T.YU. Anpilogova i dr. -Lugansk: Izd-vo Al'ma mater, 2015. - 400 s.

4. Tekhnologii vospitaniya v obshcheobrazovatel'nyh organizaciyah: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. Kostroma, 13-14 aprelya 2017 g. / sost. A.G. Kirpichnik, O.V Minovskaya, A.G. Samohvalova, O.B. Skryabina, E.V. Tihomirova; pod red. L.I. Timoninoj. - Kostroma: Izd-vo Kostrom. gos. un-ta, 2017. - 410 s.

Педагогика. Психология. Социокинетика J 14 4

265

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.