УДК 329.78
Кудинов Владимир Андреевич
доктор исторических наук, профессор Костромской государственный университет
ДЕТИ И ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, ШКОЛЬНИКИ ЛУГАНСКА В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
В статье рассматривается положение детей в условиях нестабильности социально-экономической и политической системы, военных действий в Луганской народной республике. Приводятся результаты двух исследований 2016 и 2017 годов об отношении детей к обществу, семье, школе, общественным подростковым объединениям, трансформации самоидентичности под влиянием нестабильности в условиях военных действий, угрозе жизни.
Ключевые слова: идентичность, война, дети, детские общественные объединения, Луганская народная республика.
Современное 2018 г. состояние детства и школьников в Луганске, в непризнанной Луганской народной республике, зависит от неопределенности в политической, экономической, образовательной системе этого нового уникального общества и государственного образования. Оно характеризуется обострением экономических проблем и социальной напряженности.
Чтобы понять и дать научно обоснованный, опирающийся на достоверные сведения ответ о самосознании школьников, воспитательном потенциале детского объединения в условиях военных действий и их реализации, нужно знать всю совокупность факторов, влияющих на этот процесс. Среди них среда обитания, социально-экономическая ситуация в стране и регионе, влияющие на воспитательное пространство и воспитательную среду. А в условиях Луганщины, влияла и военная составляющая. Война, продолжающаяся с 2014 г.
Фактор нахождения в зоне военных действий стал влиять на жизнь и учебу, самоидентификацию и реализацию коммуникативных способностей каждого ребенка. Выявление этого влияния может составить баланс между общим и особенным, если сравнить школьников воюющей страны и мирно существующего региона.
Чтобы понять происходящее тем, кто живет в мирных условиях, понять влияние на школьников, детей, следует обратиться к документам, воспоминаниям жителей города. Несколько фактов из воспоминаний.
Л. Шаменко, директор Лутугинской школы интернета. «В течение августа 2014 г. обстрелы г. Лутугино не прекращались ни на минуту. На территорию Лутугинской школы-интерната попало 9 снарядов. Прямое попадание в здание школы. Пробиты стены в подвальном помещении, в 1 классе на 1 этаже. Все окна разбиты. Левое крыло школы на грани обрушения. Выведены из строя отопительная система, система водоснабжения, поломана коммуникационная система, в саду погибли плодовые деревья» [1, с. 156].
Л. Бондаренко, учитель школы № 5, г. Луганск: В июне 2014 г. «меня город встретил полупустыми улицами, выбитыми стеклами окон, которые в большинстве были заклеены крест накрест, белыми
лентами, воронками на дорогах и тротуарах. Разбиты учреждения, банки, магазины, аптеки. Банкоматы не работают. Не слышно детского смеха, в городе почти нет детей! Луганчане покидают город. .. .Я держу на ладони осколки мин, которые собрала во дворе своего дома. Их девять, они очень корявые, острые и тяжелые... Это девять возможных смертей и ранений, которые чудом избежали, находясь в подвале.». «Два месяца без электричества, все, что лежало в холодильниках, все заготовки, мясо пришлось выбросить». «В Счастье пули прилетели прямо в класс во время урока. Дети не пострадали». «Стояли под обстрелами в очереди за «гуманитар-кой», чтоб не умереть с голоду». Ирина, п. Ново-светловка: «Так как мы находились в подвалах, то не ели, не пили и даже не помышляли выглянуть из него.» [1, с. 175]. «Город-герой, захлебывающийся в крови, но не сдающийся киевским нацистам». «Прибытия гуманитарной помощи ждем сегодня, но не гарантировано. Вся помощь будет разделена среди нуждающихся» [1, с. 169-180].
Аня Емельянова Война глазами маленьких детей. Я как то сразу, резко - повзрослела. И умирать, конечно, не хотела Среди каштанов, вишен, тополей. Свет солнца затуманил едкий дым. Мать за водой. А вдруг да не вернется. Соседский мальчик. Он давно один, Взгляд сироты слезами отольется. [1, с. 193].
В школьном возрасте при межличностном общении в обычных, не военных условиях, преобладает мнение сверстников, а не взрослых, учителей, родителей. Влияет и деятельность общественного объединения детей. В Луганске же, с весны-лета 2014 года, с началом войны преобладающим становится мнение родителей. Исследование 2016 г. показало эти изменения. Исследование проводилось в г. Луганске Луганским национальным университетом имени Тараса Шевченко при участии Костромского государственного университета. Опрошено 317 школьников подросткового возраста. Повторное исследование проводилось в 2017 г., опрошено 305 школьников.
На межличностное взаимодействие влияют различные факторы. Среди них неуверенность в мире и окружающей жизни, неуверенность в себе, не-
© Кудинов В.А., 2018
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
263
СОЦИОКИНЕТИКА ДЕТСТВА
хватка коммуникативных знаний и опыта, стрессовая ситуация.
У подростков спросили: «Если Вы попадёте в затруднительную ситуацию, то к кому в первую очередь обратитесь за советом?». Ответы были следующие. К классному руководителю 4,2% девочек и 3,7% мальчиков. К школьному психологу или социальному педагогу - 1,5 и 1,5%. К своим родителям (или одному из них) - 68,2 и 57,6%. К другу или подруге 20,0% и 25,7%. Свой вариант 6,1% девочек и 11,5% мальчиков.
Авторы исследования выявили, что «На Донбассе мы столкнулись с проявлением резкого, а зачастую стремительного процесса трансформации идентичности, с началом обретения абсолютно новой самости, которая начала формироваться в условиях конфликта и сопряжённых с ним боевых действий» [2, с. 151].
Для понимания коммуникативных процессов выяснялись отношения подростков к измененным политическим составляющим и к сверстникам, которые с родителями покинули зону боевых действий и выехали в «киевскую» Украину. Оказалось, что 63,2% опрошенных подростков различным образом поддерживают общение с выехавшими одноклассниками, знакомыми, друзьями. Таким образом, политические оценки не приводят к отчуждению и разрушению коммуникации. Хотя у 8,5% из более 300 опрошенных,общение прекратилось совсем, а 28,3% практически не общаются. Мальчик 13 лет отметил в анкете: «Среди моих знакомых укропов нет».
Почти половина из опрошенных 53,8% подростков провели лето 2014 года на территории ЛНР, 2 респондента, мальчик 13 лет и девочка 12 лет намеренно указали в своих анкетах, что провели лето конкретно в подвале своего дома. Все это не могло не сказаться на мироощущении подростков. Из тех 46,2%, кто выехал из зоны боевых действий, на территории России или Украины, оказалось примерно одинаковое количество [2, с. 152].
Заметно среди школьников дружеское отношение к России. После получения образования жить и работать в России хотели бы 55,9% респондентов, 29,9% - жить и работать в ЛНР. Тем самым заметно, что Украина отторгает своих граждан, еще имеющих гражданство и паспорта Украины.
Война, стресс, вызванный этим социальным явлением, возможные потери близких, родителей изменили сознание подростков и убедили их в значимости семьи.
Результаты исследования показали, что под воздействием глубочайшего военно-политического кризиса на Донбассе произошли фундаментальные социальные изменения, изменились ценностные ориентации школьников.
С момента становления черт государственно -сти с 2014 г. в школах ЛНР появились новые ак-
центы в работе с подрастающим поколением. Стало больше форм работы, воспитывающих любовь к своей малой родине, культуре, истории, активизировались государственно-общественные детские объединения. Это привело к увеличению доверия к школе как социальному институту, учителям, классным руководителям. Второе социологическое исследование 2017 г., показало увеличение на 2-3 процента доверия к учителям, при сохранении общих тенденций [3, с. 218].
Исследование 2016 г. показала, что о детских и молодежных общественных объединениях слышали всего лишь 31,5% респондентов. Это говорит не только о том, что молодёжные объединения на территории ЛНР развиты слабо, но и о снижении их деятельности в военных условиях. Членами молодёжных объединений являются всего лишь 4 человека из 305 опрошенных. В общественной жизни дети в ЛНР участвуют через образовательные учреждения, школы, но имеют желание и потенциал для участия в детских общественных объединениях. Это подтверждается тем фактом, что в волонтёрских объединениях, различных кружках и секциях состоят 46,5% опрошенных, ещё 16,8% хотели бы в них состоять. Дети, подростки, да и молодёжь ЛНР имеют потенциальное желание участвовать в преобразованиях, которые начаты руководством ЛНР, общественными и молодёжными организациями. Об этом говорит и тот факт, что 77,6% опрошенных хотели бы изменить окружающий мир [2, с. 153].
При ответах на вопрос «С кем бы вы хотели проводить эти изменения» наблюдается слабо выраженная возрастная корреляция. Школьники 1415 лет в основном хотели бы проводить их в компании своих сверстников, так как для них важно одобрение и компания ровесников. 12-13 летние респонденты предпочитают совместную деятельность с учителями, родителями, старшими товарищами. В мероприятиях, проводимых школами, участвуют более 76% школьников. Все это подтверждает социальную активность подростков Лу-ганщины в условиях социокультурной нестабильности. Через год группой исследователей Луганска и Костромы было проведено новое исследование по уже известным вопросам. Что позволило проследить динамику изменений и их направленность.
В исследовании 2017 г. была просьба к подросткам назвать известные им детские и молодежные организации. Были названы «Молодая Гвардия», «Исток», «Молодая Республика», «Луганск - русский город», «Импульс», «Булат», «Олимпиец», «Доброволец» и некоторые другие [3, с. 217]. За год увеличилось число известных в подростковой среде детских и юношеских объединений, что свидетельствует о возросшем интересе подрастающего поколения Луганщины к совместной деятельности, а так же о том, что ценности и идеалы,
264
Вестник КГУ ^ 2018
транслируемые этими общественными объединениями, соответствуют запросам подростков.
Все сказанное позволяет сделать вывод о взаимообусловленности воспитания и развития общества. И субъективная ценность воспитания человека может быть определена лишь при оценке качественных изменений в самом человеке. Война, переживаемый стресс подростков Луганщины привели к качественному изменению личности подростков, к изменениям в ценностных ориентациях. В условиях нестабильности социально экономической ситуации, постоянной военной угрозе, возрастает роль семьи, школы, общественных детских объединений, благодаря которым подростки ощущают свою защищенность.
Библиографический список
1. Детское и молодежное движение: история и современность: материалы междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. В. А. Кудинов. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2016. - 326 с.
2. Кусургашев В.Н. Траснформация ценностных установок подростков под воздействием военных действий на Донбассе в 2014 // Детское и молодежное движение: история и современность: материалы междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. В.А. Кудинов. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2016. - С. 151.
3. Создание Луганской Народной Республики и военные действия на Луганщине глазами участников и очевидцев: сб. исторических источников / авт., сост. Т.Ю. Анпилогова и др. - Луганск: Изд-во Альма матер, 2015. - 400 с.
4. Технологии воспитания в общеобразовательных организациях: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Кострома, 13-14 апреля 2017 г. / сост. А.Г. Кирпичник, О.В. Миновская, А.Г. Самохва-лова, О.Б. Скрябина, Е.В. Тихомирова; под ред. Л.И. Тимониной. - Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2017. - 410 с.
References
1. Detskoe i molodezhnoe dvizhenie: istoriya i sovremennost': materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / otv. red. VA. Kudinov. - Kostroma: KGU im. N.A. Nekrasova, 2016. - 326 s.
2. Kusurgashev VN. Trasnformaciya cennostnyh ustanovok podrostkov pod vozdejstviem voennyh dejstvij na Donbasse v 2014 // Detskoe i molodezhnoe dvizhenie: istoriya i sovremennost': materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / otv. red. V.A. Kudinov. - Kostroma: KGU im. N.A. Nekrasova, 2016. - S. 151.
3. Sozdanie Luganskoj Narodnoj Respubliki i voennye dejstviya na Luganshchine glazami uchastnikov i ochevidcev: sb. istoricheskih istochnikov / avt., sost. T.YU. Anpilogova i dr. -Lugansk: Izd-vo Al'ma mater, 2015. - 400 s.
4. Tekhnologii vospitaniya v obshcheobrazovatel'nyh organizaciyah: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. Kostroma, 13-14 aprelya 2017 g. / sost. A.G. Kirpichnik, O.V Minovskaya, A.G. Samohvalova, O.B. Skryabina, E.V. Tihomirova; pod red. L.I. Timoninoj. - Kostroma: Izd-vo Kostrom. gos. un-ta, 2017. - 410 s.
Педагогика. Психология. Социокинетика J 14 4
265