Научная статья на тему 'ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ свойств личности ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЭТНОСА'

ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ свойств личности ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЭТНОСА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
212
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Афанасьев И. Н.

The specific psychological abilities and qualities In the structure of personality of Chuvash ethnic group on the basis of comparing them with similar character features of other ethnic group (Russian, mixed families ethnic marginalia) have been studied experimentally The obtained data are interpreted from the point of view of their conditionally by natural-geographical, historical-cultural, ethnic living conditions of the ethnic group.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ свойств личности ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЭТНОСА»

И.Н. Афанасьев

ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ свойств личности ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЭТНОСА

Чебоксарский филиал МГОПУ

Психологическая деятельность человека - результат спирального взаимодействия, с одной стороны, объективных воздействий окружающей действительности, влияющих на нее, с другой - субъективного их восприятия (сложившихся у представителей ТОШ или иного этноса, системы мышления, своеобразия проявлений эмоций и воли, традиционных представлений о характере взаимоотношений между людьми). Специфика этнопсихологического отражения закреплялась исторически. Появление человека, выделение его из животного мира, весь последующий ход развития был процессом социализации, развития у него качеств, необходимых для жизни в социуме, обществе.

Этнос, с точки зрения Л.Н. Гумилёва, не тождествен сложившемуся стереотипу поведения, он динамичен. Обряды, нормы, обычаи взаимоотношений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро. Этнос может измениться до неузнаваемости, оставаясь самим собой. Гумилёв отмечает, что нет ни одного реального признака для. определения любого этноса как такового, хотя в мире не было и нет человеческой особи, которая была бы внеэтнична. Члены этноса идентифицируют себя с ним. выработанным, в нем этническим стереотипам поведения. Он для них единственно возможный [1].

Таким образом, этническая принадлежность, обнаруживающаяся в сознании, не есть продукт самого сознания. Она - продукт действия внешних по отношению к нему факторов.

Происходящие в настоящее время в России общественные изменения оказывают огромное влияние на жизнь и культуру проживающих на ее территории этносов. Изучение психологических черт характера того или иного этноса на основе сопоставления их с аналогичными чертами характера других этносов позволяет объективно оценить проявления этнических свойств и качеств личности как внутри этнической общности, так и в межэтническом взаимодействии.

Целью экспериментального исследования явилось выявление специфических психологических свойств и качеств в структуре личности чувашского этноса. При этом сравнительный анализ авто- и гетеростереотипов позволил в последующем интерпретировать полученные данные с точки зрения их обусловленности природно-географическими, историко-кудьтур-

ными, этно-родовыми условиями жизнедеятельности этноса.

Для исследования были использованы «Методика изучения интертипных отношений» («Опросник Т. Лири», 1956), «Опросник 16 личностных факторов» (адаптация опросника 16 РР Р, Кэттелла, 1970).

Материал исследования интертипных отношений. Выборка испытуемых по методике диагностики межличностных отношений и свойств личности представлена в зависимости от этнической принадлежности. В качестве испытуемых были выбраны чуваши (п =120), русские (п =116), испытуемые из смешанных семей, этнические маргиналы (п =106). Так как мы. пытались выделить универсальные (обобщенные) измерения, то общая выборка испытуемых (п = 342) включала в себя различные подгруппы: школьников старших классов, студентов, сельских и городских жителей. Подгруппы были примерно уравнены по половому и возрастному признакам (возрастной диапазон от 15 до 60 лет, средний возраст 25-30 лет).

Методика исследования. Личностный опросник Т. Лири направлен на диагностику межличностных отношений и свойств личности, существенных при взаимодействии с другими людьми. Задача испытуемого при работе с опросником состоял в соотнесении каждой из 128 лаконичных характеристик с оценкой своего (аутостереотип) и чужого (гетеростереотип) этноса как типичного. Согласно «ключу», было определено 8 октантов дискограммы, отражающих варианты межличностных отношений. На основе обработки «сырых» баллов было составлено 8 дискограмм.

Результаты и их обсуждение. Количественная обработка данных состояла в сопоставлении показателей свойств типичных этнических чувашей с гетеростереотипами русских и маргиналов. Полученные показатели были проанализированы на основе корреляционного подхода. Были выявлены наиболее значимые корреляционные связи, характеризующие наиболее типичные психологические свойства и характер чувашского этноса (табл. 1-3).

Автостереотип чувашей имеет самые высокие показатели по октантам Е, Е С - по 9.3. Русские и этнические маргиналы характеризуют чувашей по шкале Е довольно низко - соответственно 6.3 и 6.6. Самые низкие показатели в автостереотипе чувашей по октантам: В - 7.3, С - 7.4. Русские характеризуют чува-

шей максимально высоко по октантам: В - 9.9, О -9.6. Самые низкие баллы по октантам: Н - 5.9, Е -6.3. Этнические маргиналы в оценке чувашей выде-

ляют самые высокие баллы по октантам: А - 8.9, В -8.8, В - 8.7. Самые низкие баллы содержатся по октантам: II - 5.2, С - 6.5, Е - 6.6.

Т а б л и ц а

Показатели средних значений (М) и стандартных отклонений (б) интертипных отношений и свойств личности этнических групп

Октант Психологические тенденции Этническая принадлежность

I ипичный чуваш Типичный русский

Чув. Рус. Этн. марг. Обобщ. Рус. Чув. Этн. марг. Обобщ.

А Властный - М лидирующий 8.0 8.5 8.9 8.5 10.7 12.7 10.8 11.4

б 3.3 2.8 2.9 3.0 3.4 2.5 зТ 3.0

В Независимый - М доминирующий 7.3 9.9 8.8 8.7 8.2 11.6 7.9 9.2

б 2І 3.0 2.6 2.8 3.3 2.6 3.2 3.0

С I Грямолинейный - М агрессивный 7.4 7.4 6.5 7.1 8.1 8.8 — 7.4 8.1

б 14 3.3 2.5 2.7 278 2.4 2.7

Б Недоверчивый - М скептический 7.8 9.6 8.7 8.7 7.2 8.6 6.6 7.5

б 2.9 2.9 3.0 2.9 1 3.2 2.7 2.4 2.8

Е Покорный - М застенчивый 9.3 6.3 6.6 7.4 5.5 3.5 4.7 4.6

б 3.8 4.6 4.0 4.1 3.3 3.2 Г гГ Ґ :

К Зависимый - М послушный 9.3 8.6 8.4 8.8 6.3 7,2 7.2 6.9

б 3,4 3.3 2.9 3.2 3.0 2Л 2.2

С Сотрудничающий - М конвенциональный 9.3 7.7 7.5 8.2 9.0 8.0 8.4 8.5

б 3.2 3.7 *2.8 Г 3.2 2.9 2.9 2.8

11 Ответственный - М великодушный 7.9 5.9 5.2 6,3 9.3 7.5 8.5 8.4

б 3.4 3.9 3.5 3.6 3.6 2.8 3.7 3.7

11 чув. (М) Ш чув. (б) В рус. (М) И рус. (б) ЕО этн. (М) В эта. (б)

Рис. 1. Показатели средних значений и стандартных отклонений (типичный чуваш)

_ .но —

Очув. (Щ йчув. (б) В рус. (М) Шрус. (б) Иэтн. (Щ Шэтн. (б)

Рис. 2. Показатели средних значений и стандартных отклонений (типичный русский)

Рис. 3, Показатели средних значений и стандартных отклонений

Автостереотип русских совпадает с гетеростереотипами чувашей и маргиналов по максимальной выраженности октанты А: русские - 10,7, чуваши - 12.7, маргиналы - 10.8. Автостереотип русских имеет самые низкие баллы по октантам: Е - 5.5, Р - 6.3. Чуваши и этнические маргиналы оценивают русских максимально низко по октанте Е - 3.5 и 4.7. По октанте ¥ оценки русских чувашами и этническими маргиналами совпадают - по 7.2. Обобщенный портрет «типичный чуваш» имеет самый высокий показатель по октанте Р - 8.8, самый низкий показатель - по октанте Н - 6.3. Показатели октант незначительно выходят за рамки адаптивного поведения. Обобщенный портрет «типичный русский» имеет самый высокий показатель по октантам: А - 11.4, В - 9.2. Самый низкий показатель по октанте Е - 4.6. Показатель по октанте А значительно выходит за рамки адаптивного поведения (11.4), приближаясь к экстремальному поведению.

Таблица 2 Статистическая оценка различий в средних значениях показателей интертгтных отношений и свойств личности

Этническая принадлежность Шкала

А В С О Е р С 11

Типичные чуваши 8.5 8.7 7.1 8.7 7.4 8.8 8.2 6.3

Типичные русские 11.4 9.2 8.1 7.5 4.6 6.9 8.5 8.4

Различие 2.9 0.5 1.0 1.2 2.8 1.9 0.3 2.1

Достоверность различий 0.001 - 0.05 0.05 0.001 0.01 _ 0.01

Первые четыре типа межличностного поведения, соответствующие I - IV октантам, характеризуются преобладанием неконформных тенденций и склонностью к конфликтам (III — IV), выраженной независи-

мостью мнений, упорством, тенденцией к лидерству (I и И). Другие четыре октанта (V - VIII) представляют противоположную тенденцию. Преобладание по этим показателям свидетельствует о конформистских установках, покладистости (VII и VIII); неуверенности, склонности к компромиссам (V и VI).

Таблица 3 Показатели векторов доминирования

и дружелюбия

Этническая принадлежность Тенденция

Доминирование Дружелюбие

Чу в. Рус. Эти . марг. Чув. Рус. Этн. марг.

Типичные чувати -2,98 1.43 1.04 3.37 -3.2 -1.73

Типичные русские 12.42 7.16 7.15 -4.65 1.04 1.84

Фактор доминантности определялся по формуле V = 1 - V + 0.7 (II + III - VI - IV). Фактор дружелюбия -по формуле в = VII - III + 0.7 (VIII + VI - IV - II). Из таблицы можно видеть, что образ «типичного» русского у всех этнических групп ассоциируется с доминированием (показатели: автостереотип - 7.16; гетеростереотипы: чуваши.- 12.42, этнические маргиналы -7.15). Чуваши воспринимают себя более дружелюбными -3.37, чем в оценке, данной им русскими - (-3.2), и этническими маргиналами - (-1.73). Чуваши считают русских менее дружелюбным (-4.65). Русские по вектору дружелюбия оценивают чувашей также низко -(-3.2). Этнические маргиналы оценивают чувашей низко по вектору дружелюбия (-1.73), русских - более дружелюбными (! .84). Интерпретация данных должна опираться главным образом не на абсолютные величины показателей по октантам, а на совокупность их взаимоотношений. Интеркорреляции и выявляют такие наиболее значимые связи.

Рис. 4. Корреляционные плеяды октантов межличностных отношений автостереотипа чувашей

Анализ корреляционной плеяды показывает, что положительная корреляция просматривается у переменных А и В (р > 0.425**); А и С (р > 0.387**); В и С (р > 0.282**); В и Д (р > 0.332**); С и Д (р > 0.328**). Эти четыре октанты связаны с доминированием, между ними просматривается прямая зависимость. Октанты доминирования отрицательно коррелируют с октантами дружелюбия. Здесь наблюдается обратная зависимость: А и Е (р < -0,360**); В и Е (р < -0.391 **); В и Р (р < -0.244*); В и С (р < -0.475**); В и Н (р < -0.314*); О и С (р <-0.339**); В и Н (р < -0.251*).

Переменные дружелюбия имеют статистически значимую положительную корреляцию: Е и Р (р> 0.617**);ЕиО(р>0.421 **); Е и Н(р>0.314**); 1 и С (р > 0.382**); О и Н (р > 0.685**).

Рис. 5. Корреляционные плеяды октантов интертипных отношений гетеростереотипа чувашей, данная русскими

В гетеростереотипе чувашей русскими просматривается положительная связь между октантами А, В, С, О и Е, (3, Е

Рис. 6. Корреляционные плеяды октантов интертипных отношений гетеростереотипа чувашей, данная этническими маргиналами

В гетеростереотипе чувашей этническими маргиналами сохраняется та же закономерность, отмеченные октанты в основном положительно коррелируют между собой.

Таким образом, обобщенный портрет «типичный чуваш» имеет самые высокие показатели по октантам Р’ (зависимый - послушный), В (независимый -доминирующий), О (недоверчивый - скептический). Самый низкий показатель - по октанте Н (ответственный - великодушный), С (прямолинейный - агрессивный), Е (покорный - застенчивый). Показатели октант, по сравнению с русскими, незначительно выходят за рамки адаптивного поведения. Авто- и гетеростереотипы чувашей имеют устойчивую положительную связь между октантами доминирования. Эта же закономерность присуща и для октант дружелюбия. Октанты доминирования отрицательно коррелируют с октантами дружелюбия, здесь имеет место обратная зависимость.

Психологические свойства и качества этнического характера чувашского народа были выявлены также на основе исследования профилей личности.

Методика. В эксперименте участвовали 300 испытуемых в возрасте 15-45 лет. Из них 100 испытуемых представители чувашской национальности, 100 - русской, столько же испытуемых из смешанных семей (этнических маргиналов). Репрезентативность выборки достигалась путем учета ряда обязательных условий. Отбор испытуемых производился из однородных совокупностей, группы были примерно уравнены по половому, возрастному, образовательному признакам.

Испытуемые характеризовали свой и чужой этнос исходя из 16 полярных профилей, выявленных Р.Б. Кэттелом (табл. 4, 5).

Таблица 4 Характеристика чувашей на основе авто-и гетеростереотипов

Я І Отрицат. полюс Чу в. Рус. Эгн. марг. Обобщ. портр. Положит. полюс

л Безразличный 6.9 4.9 6.4 6.0 Сердечный

в Менее сообр. 5.7 4.7 5.4 г 5.6 Более сообр.

с Неустойчив. 6,5 5.2 5,1 5.6 Спокойный

Е Скромный 4.1 6.3 5.3 5.2 Уверенный

Г Беззаботный 6.5 5.1 6,6 ' 6.0 Серьезный

с Безответств. 7.І 5.5 1" 6.5 и і Огеетственый

н Замкнутый 4.6 5.6 5.7 .3 Раскованный

1 Зависимый 4.5 4.1 6.1 4.9 Независимый

1 Подозрит. 7.0 4.4 5.9 5-І Доверчивый

м Практичный 5.1 4.3 5.5 5.0 Метательный

N Наивный 4.8 5.7 6.3 5.6 Расчетливый

О Самолов. 6.5 4.1 6.2 5.6 Беспокойный

01 Консерват. 5.1 5.4 5.3 5.3 Гибкий

02 Конформн. 4.7 4.5 5.2 4.8 Самодоетат.

да Импульс. 5.6 4.2 5.1 4.9 Самоконтр.

04 Расслабл. 6.0 6.3 5.9 6.1 Напряженный

Статистически значимые различия показателей средних типичных чувашей и типичных русских обнаружены по шкалам В, I), О, Н, К, М, М, О,

Сравнительный анализ полученных результатов позволил выявить следующие тенденции. В автостереотипе чувашей самые высокие баллы содержатся по профилю «безразличный - сердечный» - 6.9; «подозрительный - принимающий условия» - 7.0; «безответственный - ответственный» - 7.1.

Самые низкие показатели по шкале «покорный -уверенный» - 4.1. Русские считают чувашей более зависимыми самодовольными, импульсивными (соответственно 4.1, 4.1, 4.2). В гетеростереотипе чувашей русскими самые высокие баллы содержатся по профилям «покорный - уверенный» - 6.3, «возбужденный - сдержанный» - 6.3.

Этнические маргиналы приписывают чувашам высокие баллы по профилям «беззаботный ™ серьезный» -- 6.6; «безответственный - ответственный» --6.5; «наивный - расчетливый» - 6.3.

8 т-

[нчув. іру^іэти марг.

Рис. 7. Характеристика чувашей на основе авто- и гетеростереотипов

Таблица 5 Характеристика русских на основе авто-

и гетеростереотипов

| Отрицат. пштше Рус. Чув, Этн. марг. Обобщ. порт. Положит, полюс

А Безразличный 7.9 5.4 6.0 6.4 Сердечный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Менее сообр. 7.6 7.2 6.7 7.2 Более сообр.

С Неустойчив. 5.5 6.2 5.8 5,6 Спокойный

Е Скромный 6.6 7.4 6.5 6.8 Уверенный

Р Беззаботный 6,4 5.7 5.6 __ Серьезный

С Безответств. 7.0 6.0 6.5 Ответственный

Н Замкнутый 7.2 7.6 7.2 73 Раскованный

I Зависимый 7.4 7.6 6.3 7.1 Независимый

I Подозрит. 6.8 5.3 6.3 6.1 Доверчивый

м I Грактичный 6.3 4.8 5.2 5.4 Мечтательный

N Наивный 6.5 7.1 6.3 6.6 Расчетливый

О Самодов. 6.2 4.3 5.4 5.6 Беспокойный

01 Консервах. 6.5 6.1 6.5 6.4 Гибкий

02 Конформн, 6.5 7.1 7.3 7.0 Самодоетат.

рз Импульс. 5.7 5.6 6.2 5.8 Самоконтр.

04 Расслабл. 5.5 4.9 6.2 5.5 Напряженный

9

®чув. а рус @этн март.

Рис. 8. Характеристика русских на основе авто- и гетеростереотипов

Рис. 9. Характеристика обобщенных портретов на основе авто- и гетеростереотипов

Русские характеризуют себя выше по профилям «безразличный - сердечный» - 7.9; «менее сообразительный - более сообразительный» - 7.6; «зависимый - независимый» - 7.4.

В автостереотипе русских содержатся низкие баллы по профилям: «неустойчивый-спокойный», «возбужденный - сдержанный» - 5.5; «импульсивный -самоконтролируемый» - 5.7.

Рис. 10. Корреляционные плеяды профилей личности чувашей (на основе гетеростереотипа русских)

Гетеростереотип русских чувашами содержит самые высокие баллы по профилю «замкнутый - раскованный», «зависимый - независимый» - по 7,6; «покорный - уверенный» - 7.4. Низкие баллы по профилю - «подозрительный - принимающий условия» -5.3; «консервативный-принимающий условия»-4.8.

Этнические маргиналы, давая оценку русским, максимальные баллы ставят по профилям: «конформный - самодостаточный» - 7.3; «замкнутый - раскованный» - 7,2, Самые низкие баллы - по профилям «консервативный - творческий» - 5.2; «самодовольный - беспокойный» - 5.4.

В обобщенном портрете «типичный чуваш» четыре профиля тяготеют к отрицательному полюсу: «конформный - самодостаточный» - 4.8; «зависимый - независимый» и «импульсивный - самоконтролируемый» - 4.9; «практичный - мечтательный» -5.0. Наиболее ярко выраженные профили, относящиеся к положительному полюсу: «безответственный -ответственный» - 6.4; «расслабленный - напряженный» -6.1; «беззаботный - серьезный», «безразличный - сердечный» - по 6.0.

Рис, 11. Корреляционные плеяды профилей личности (на основе автостереотипа чувашей)

В автостереотипе чувашей профиль О (безответственный - ответственный) коррелирует положительно с семью другими профилями - с А, В, С, Р, Ц 1,03.

С шестью профилями положительно коррелируют профили 1 (зависимый - независимый), 03 (импульсивный - самоконтролируемый), (>2 (конформный - самодостаточный). Профиль I имеет значимые корреляции с С, С)3, К, Н, Е, <32, Профиль '0*3 положительно коррелирует с профилями. В, С, О, I, К, 02. Профиль <32 положительно коррелирует с (£3, СМ, Ы,

H, I, Ь. Помимо этого профиль С (неустойчивый -спокойный) связан с четырьмя другими (В, Р, С. Ц, (23). Профиль N (наивный - мечтательный) связан с

I, С*3, 01, (32, Н. Профили В (более сообразительный - менее сообразительный) и!,. (подозрительный -доверчивый) положительно связаны с четырьмя другими профилями.

Таким образом, перечисленные выше профили несут большую нагрузку в психологическом' портрете представителей чувашского этноса, содержат информацию, наиболее полно характеризующую этнический характер чувашей.

Этнос характеризуется всегда множеством, признаков, представляет собой сложный комплекс исторически сложившихся особенностей. Архаичная психология родового человека соединяла его с естествен-

ной природной средой. Человек спонтанно создавал этнокультурную среду, в шторой он следовал законам развития биосферного, социально-природного порядка; при этом он обладал так называемым родовым экологическим сознанием, что обеспечивало ему возможность существования в освоенных природных условиях. На начальном этапе социогенеза люди не выделяли себя из окружающего мира, мыслили себя частью единой природы. Поэтому первая характеристика архаической эпохи - высокая степень психологического включения человека в мир природы.

Человек наделял природное окружение своими психологическими свойствами. Этим обусловлена вторая характеристика сознания человека в архаическую эпоху - субъектное восприятие мира природы (субъект-обьектная неразделенность с природой).

Взаимодействие с природой в целом, безусловно, прагматично, поскольку главная его цель - обеспечить роду физическое выживание. В то же время род целиком погружен в природу не только физически, но и духовно: он как бы растворяется в ней. Отсюда следует третья характерная черта этой эпохи: наряду с доминированием прагматического во взаимодействии человека с миром природы присутствуют и непрагматические элементы.

Однако в процессе развития человеческого общества, формирования сознания и появления определенной физической независимости от природы исходное психологическое единство с ней начинает' разрушаться. Этот процесс характерен и для чувашского этноса. Природа все больше воспринимается кок нечто существующее вне человека, независимое и даже противостоящее ему [2].

Ментальность того или иного этноса связана со способами жизнеобеспечения - подбиранием, производством и отъемом. Каждый из этих способов существования вырабатывал в ходе исторического процесса определенные черты характера, отношение к другим, людям, специфичные для каждого этноса стереотипы поведения [3].

Чувашский этнос до настоящего времени сохраняет в основном такие формы жизнеобеспечения, как подбор и производство. Отъем как способ поддержания. жизни чужд чувашской ментальности. Основная масса сельского населения и большая часть горожан поддерживают свою жизнь на основе выращивания сельскохозяйственной продукции, выращивания птиц и скота. Агрессия по отношению к соседним этносам, решение проблем, на основе территориальных и других притязаний не свойственны чувашскому народу. Это подтверждается общей толерантностью, миролюбием чувашей, стремлением решать проблемы только на основе взаимного согласия и договоренности.

Мемориальная фаза близка к этническому гомеостазу, фазе этногенеза, знаменующей завершение самого процесса этногенеза. Понятие «мемориальная

фаза» применимо к субэтносам, изолировавшим себя от других этносов. Чуваши и составляют такой реликтовый этнос [4].

В ранних религиозных верованиях чувашей события приводятся в действие такой же личной волей, как и у человека. Здесь мы находим приписывание личной жизни всей природе. Консервативность, а значит, и глубокая информационная ценность свидетельствует о стойком бытовании отдельных элементов религиозных представлений у чувашей до наших дней [2].

Психологию этноса на ранних этапах развития формировала естественная природная среда, где законам развития биосферного, социально-природного порядка следовал родовой человек. На этом этапе высокая степень психологического включения человека в мир природы приводила к приписыванию природному окружению своих психологических свойств. В чувашском этническом характере кроется понимание своей неразделимости с природой, восприятие природных объектов как полноправных субъектов взаимодействия. Все исследователи чувашей отмечают исключительную связь с природой. В отношении чувашей к природе, в опыте историко-культурного освоения ими жизненного пространства дошло до нас древнее мифологическое восприятие, опредмеченное в воспитательной практике [3].

Сравнительный анализ интертипных отношений и свойств личности выявил, что у чувашей ярко выражены следующие свойства личности: недоверчивость, скептицизм, покорность, застенчивость, зависимость, послушность. В то же время показатели вектора дружелюбия преобладают над вектором доминирования. Обобщенный портрет «типичный чуваш» имеет самые высокие показатели по октантам «зависимый - послушный», «недоверчивый - скептический», «независимый - доминирующий». Следует отметить, что показатели этих шкал не выходят за рамки адаптивного поведения.

Сравнительный анализ профилей личности типичных чувашей и типичных русских показал, что чуваши имеют более ярко выраженные качества: скромность, замкнутость, зависимость, подозрительность, наивность, консервативность, конформность, импульсивность, напряженность. Следует отметить, что чуваши не признают за собой никаких исключительных достоинств (хотя и обладают ими), добровольно подчиняют себя требованиям общей дисциплины. Чувашских детей с детства учили ограничивать свои потребности соответственно существующим материальным условиям жизни народа, относиться ко всем людям с уважением, проявлять необходимую терпимость к мелким недостаткам людей, одновременно критически относиться к своим заслугам и недостаткам. К скромности чувашских детей обязывало то обстоятельство, что в воспитательной практике доминировала установка: человек как природное существо

бренно, а как социальное существо - силен своей принадлежностью к человеческому роду. Таким образом, скромность являлась формой осознания личностью своих обязанностей перед социумом и окружающими людьми. Тактичность - свойство личности, являющееся воспитанной способностью, переросшей в привычку соблюдать меру в общении, не допуская действия и слов, которые могут быть неприятны собеседнику или окружающим. В чувашских детях с малых лет терпеливо воспитывали чувство меры во всем, уважение к родителям, родственникам, старикам.

Выявленные психологические свойства и качества в структуре личности чувашского этноса можно объяснить следующими детерминирующими условиями их формирования.

Чувашскому этносу присуща высокая степень психологической включенности в мир природы. В психической структуре чувашей имеет место архаичное наделение природного окружения своими свойствами (субъектное восприятие природы). Чуваши наделяли все окружающие их предметы свойствами живого существа, а в некоторых случаях и способностями человека: сознанием, волей, речью. Это объясняется тем, что в силу ограниченности своей практики человек прошлого не был способен выделить себя из мира природы, сознательно противопоставить себя как субъекта познания и действия окружающим предметам и явлениям. Не будучи в состоянии провести четкой границы между собой и природой, человек пытался осмыслить явления природы по аналогии с собой как живые, сознательные существа, а их изменения и взаимодействия объяснял сознательными актами поведения.

Чувашский этнос до настоящего времени сохранил такие формы жизнеобеспечения, как подбор и производство. Производство требует, с одной стороны, строгой последовательности операций для получения желаемого результата, и значит, разделения труда, а с другой - координации усилий всех его участников. При таком способе жизнеобеспечения выра-

батываются настойчивость, упорство в достижении долгосрочной цели, терпение. Отъем как способ существования социума обязательно нуждается в тех других способах существования, на которых он мог бы паразитировать. Отъем как способ поддержания жизни чужд чувашской ментальности. Агрессия по отношению к соседним этносам, решение своих проблем на основе соперничества не свойственны чувашскому народу. Это подтверждается общей толерантностью, миролюбием чувашей, стремлением решать свои проблемы только на основе взаимного согласия и договоренности.

Преобладание дружелюбных черт характера над доминированием можно объяснить тем, что на протяжении всей истории жизнь этноса обеспечивалась не на основе соперничества с соседними этносами, а на основе изнурительного труда для собственного выживания. Чувашский этнос в течение 700 лет (с 1236 г. до начала XX в.) находился в зависимости от других народов, что и сформировало своеобразную психологию чувашей. Долгое время чуваши входили в состав Казанского ханства в качестве зависимых подданных с полной потерей в последующем своей самостоятельности. Политика насильственной христианизации, проводимая в последующем, также поставила чувашей в полную зависимость от проводимой русским царизмом политики. Народ, сумевший сохранить свой менталитет, свою культуру, но вынужденный зависеть от более сильных соседей, выработал в себе недоверчивость, зависимость, покорность, послушность, подозрительность. Адаптация к условиям постоянного подчинения, унижения, зависимости привела к выработке именно этих негативных свойств личности. Итак, судя по складу характера, психологических особенностей и свойств современного чувашского этноса, можно утверждать, что он обладает теми же чертами, какими обладали предки болгары, несмотря на то, что чувашскому народу пришлось пережить потерю политической самостоятельности, господство и влияние соседних народов, навязывание чужих религий.

Литература

1. Гумилёв Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993.

2. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта / Пер. с англ. М., 1993.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей. М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.