Научная статья на тему 'Особенности межэтнических авто- и гетеростереотипов'

Особенности межэтнических авто- и гетеростереотипов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
509
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ракитина О. В., Багдасарян Л. М.

В статье рассматриваются основные теоретические аспекты проблемы межэтнических стереотипов: понятие, функции, структурные компоненты, факторы формирования, свойства. Анализируются результаты эмпирического исследования стереотипов представителей армянской и русской этнических групп. Раскрывается содержание автои гетеростереотипов, определяется степень их соответствия, выделяются специфические характеристики.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the basic theoretical aspects of a problem of interethnic stereotypes are considered: concept, functions, structural components, factors of formation, property. Results of empirical research of stereotypes of representatives of the Armenian and Russian ethnic groups are analyzed. The maintenance of autoand heterostereotypes is revealed, degree of their conformity is defined, specific characteristics are allocated.

Текст научной работы на тему «Особенности межэтнических авто- и гетеростереотипов»

3. Бранский, В.П. Искусство и философия: роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи [Текст] / В.П. Бранский. - Калининград: Янтарный сказ, 2000. - 704 с.

4. Бахтин, М. М. Литературно-критические статьи [Текст] / М.М. Бахтин, С. Бочаров, В. Кожинов. - М.: Худож. лит., 1986. - 543 с.

5. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст] / Д. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.

6. Роджерс, К. Свобода учиться [Текст] / К. Роджерс, Д. Фрейберг - М.: Смысл, 2002. - 527 с.

7. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста [Текст] / Ю.М. Лотман. - М.: Искусство, 1970. -384 с.

8. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка [Текст] / П.Я. Гальперин. - М.: Изд-во МГУ 1985. - 45 с.

О.В. Ракитина, Л.М. Багдасарян ОСОБЕННОСТИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ АВТО- И ГЕТЕРОСТЕРЕОТИПОВ

В статье рассматриваются основные теоретические аспекты проблемы межэтнических стереотипов: понятие, функции, структурные компоненты, факторы формирования, свойства. Анализируются результаты эмпирического исследования стереотипов представителей армянской и русской этнических групп. Раскрывается содержание авто- и гетеростереотипов, определяется степень их соответствия, выделяются специфические характеристики.

O.V. Rakitina, L.M. Bagdasaryan FEATURES OF INTERETHNIC AUTO- AND HETEROSTEREOTYPES

In the article the basic theoretical aspects of a problem of interethnic stereotypes are considered: concept, functions, structural components, factors of formation, property. Results of empirical research of stereotypes of representatives of the Armenian and Russian ethnic groups are analyzed. The maintenance of auto- and heterostereotypes is revealed, degree of their conformity is defined, specific characteristics are allocated.

Одной из характерных черт современного общества является усиление кросскуль-турного взаимодействия, осуществляемого через процессы ассимиляции, интеграции и другие механизмы. При этом межэтническое восприятие людьми друг друга является одним из ключевых условий понимания и взаимодействия представителей различных культур. Этнические стереотипы являются важной составляющей межэтнического восприятия.

Целью нашего исследования являлось изучение особенностей автостереотипов и гетеростереотипов восприятия представителей русской и армянской этнических групп. Обозначим основные теоретические аспекты изучаемой проблемы.

Образы типичных представителей той или иной нации в стереотипной форме присутствуют в этническом сознании каждого народа. С точки зрения А.А. Бодалева, этнические стереотипы определяются как упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые обра-

зы каких-либо этнических групп или общностей, легко переносимые на всех представителей этих групп. Национальный стереотип, обозначая целиком этническую или национальную группу, предполагает наличие определенной черты у всех ее представителей [1].

Существенными компонентами этнических стереотипов являются национальный характер, ценностные ориентации, типичные черты внешнего облика.

Национальный характер — совокупность наиболее устойчивых психологических качеств, сформированных у представителей нации в определенных природных, исторических, экономических и социально-культурных условиях ее развития [5].

Определение ценностных ориентаций во многих теоретических и практических кросскультурных исследованиях часто дается в рамках теории Ф. Клакхона и Ф. Стродбека. Согласно их подходу, ценностные ориентации

- это сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие строй-

ность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общих человеческих проблем. Эта теория ценностных ориентаций основана на трех следующих положениях:

1. Люди во всех культурах призваны решать одни и те же общие человеческие проблемы.

2. Набор доступных решений ограничен, каждое решение в той или иной культуре может иметь разный ранг внутри данного набора.

3. Хотя одно из решений предпочитается чаще членами данной культуры, все потенциальные решения имеются в каждой культуре [2].

Основными характеристиками этнического стереотипа являются повышенная эмоциональность и устойчивость в отражении черт сте-реотипизируемой группы (Ю.П. Платонов,

2003). С помощью этнических стереотипов формируется значительная часть представлений о других народах. Н.М. Лебедева отмечает, что при определении этнического стереотипа часто подчеркивается, с одной стороны, его целостность, а с другой — наличие так называемого ошибочного компонента, препятствующего более полному, адекватному взаимопониманию людей и выступающего в качестве своеобразных шор, которые искажают видение особенностей поведения даже представителей собственного этноса [3].

Изменение национальных и этнических стереотипов происходит очень медленно и обусловлено взаимоотношением национальных и этнических групп.

На содержание этнических стереотипов оказывают влияние три группы факторов:

— специфика стереотипизируемой группы (ее этническая психология, система ценностей, закрепленная в культуре и в обыденном сознании, общественно-историческое развитие);

— социально-политические и экономические условия развития групп и специфика взаимоотношений между ними, сложившаяся на данный момент;

— длительность и глубина исторического контакта.

В отношении третьей группы факторов необходимо отметить, что далеко не всякое межэтническое общение формирует позитивные межэтнические стереотипы. Условиями

оптимальной организации контакта этносов выступают

— признание безусловного равенства сторон;

— наличие обстановки открытости и доверия;

— принятие общих, значимых для обеих сторон целей;

— уважение к традиционным нормам, ценностям, правилам поведения, образу жизни друг друга.

Выполнение перечисленных условий требует наличия в национальных идеологиях контактирующих этносов неконкурентных, недискриминационных стратегий.

Этнический стереотип, как и любой другой социальный стереотип, может быть автостереотипом, то есть описывающим собственную этническую группу, и гетеростереотипом, то есть описывающим другую этническую группу. На становление этнических авто- и гетеростереотипов влияют три группы условий:

— политическая, экономическая и религиозная системы общества, формирующие определенный набор норм, ценностей, идеалов, императивов. В идеале формирование этого набора происходит в непротиворечивом единстве, присущем ценностному отражению, ценностному атрибутированию действительности этнической элитой;

— социально-психологическая представленность норм, ценностей, идеалов и императивов внутри непосредственного окружения индивида. Установлено, что индивид тем легче идентифицирует себя с определенной группой, чем больше его коммуникативных связей замыкается внутри нее;

— индивидуально-психологическое бытие индивида, то есть совокупность реальных фактов его жизни.

Особенностью автостереотипов является стремление этнической общности внести в их содержание нечто от идеала, подчеркнуть наиболее самобытные черты национального характера. Например, установлено, что группы с более высоким статусом в экономической сфере имеют тенденцию характеризовать себя как компетентных и добившихся экономического успеха, а группы с более низким статусом - как отличающихся добротой, сердечностью, гуманностью, с одновременным снижением значимости тех качеств, которые и обеспечивают чужой

группе экономическое превосходство — деловитости, предприимчивости.

В работе Н.М. Лебедевой выделяются две функции, которые несет в себе этнический стереотип на социальном уровне. Во-первых, идеологизирующая, которая реализуется через формирование и сохранение групповой идеологии, объясняющей поведение группы. Во-вторых, идентифицирующая, проявляющаяся в создании и сохранении положительного образа «мы» через использование ритуалов и невербальных средств [3].

Для эмпирического исследования ауто-и гетеростереотипов армян и русских нами был использован комплекс психодиагностических методик: методика ценностных ориентаций М. Рокича, модификация методики незаконченных предложений и методика Т. Лири «Исследование представлений человека о себе и о других людях».

Исследование осуществлялось на двух подвыборках: в первую вошли представители армянской этнической группы, а во вторую представители русской этнической группы в возрасте от 17 до 30 лет.

Особенности автостереотипов армянской этнической группы. Исследование терминальных ценностей армянской группы показало, что к числу наиболее значимых относятся самостоятельность, то есть независимость в суждениях и оценках; приятное проведение времени, удовольствия, развлечения; равные возможности для всех. Наименее значимыми являются жизненная мудрость, здоровье; переживание прекрасного в природе и искусстве; интересная работа.

К числу приоритетных инструментальных ценностей армяне относят терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения; эффективность в делах, основанную на трудолюбии и продуктивной работе.

Исходя из самооценки армян, следует считать, что для них наиболее важными качествами являются самоконтроль, то есть сдержанность поступков и действий; заботливость по отношению к окружающим, к своей семье; смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов; правдивость, искренность; широта взглядов, умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки; твердая воля, так как достижение жизненных целей реализуется через трудолюбие, умение

настоять на своем, не отступать перед трудностями; независимость, которая характеризуется способностью действовать самостоятельно и решительно.

Самооценка национальных, общих для армян качеств, характеризующих их отношение к другим людям, позволила составить социально-психологический портрет типичного представителя армянской группы. Это человек, склонный к лидерству, энергичный, компетентный, авторитетный и успешный в делах; он любит давать советы, требует уважительного отношения к себе; по отношению к окружающим отзывчив, дружелюбен и любезен, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь, при этом, стремясь удовлетворить требования всех, бывает навязчивым в своей помощи и слишком активным по отношению к окружающим. Наряду с этим обладает эгоистическими чертами, требовательностью, откровенностью, прямолинейностью, строгостью и резкостью в оценке других, некоторой раздражительностью, подозрительностью, склонностью к критике социальных явлений и некоторых людей, негативизмом, проявляющемся в вербальной агрессии.

К собственным самобытным качествам армяне относят способность подчиняться, зависимость, мягкость, доверчивость, склонность к ожиданию помощи и советов от окружающих, дружелюбие и любезность со всеми, отзывчивость, стремление помочь и сострадание.

Исследование, проведенное нами с использованием методики незаконченных предложений, и последующий качественный анализ результатов показали, что армяне характеризуют себя как представителей древней нации, отличающихся приверженностью своей национальной культуре, традициям, обладающих острым умом и высокой образованностью.

Основной традицией армян является уважительное отношение к старшему поколению: когда в дом входит пожилой человек, молодые люди встают и садятся только после его предложения сесть. При людях, более старших по возрасту, не принято курить, громко разговаривать.

Основной чертой характера является гостеприимство - традиция встречать гостей с открытой душой, изобилие национальных блюд, приготовление домашних спиртных

напитков. В профессиональных и личных отношениях армяне отличаются коммуникабельностью, большим дружелюбием и доброжелательностью. От представителей других этнических групп их отличает трудолюбие, которое предполагает ответственное отношение к работе, эффективность в делах, способность не отступать перед трудностями.

По отношению к другим национальностям армяне проявляют терпимость, добродушие, выказывают уважение к традициям и культуре других народов, способны быстро устанавливать деловые контакты с представителями любых национальностей.

Внешний облик типичного представителя своей национальности армяне описывают так: средний рост, смуглый тип кожи, крупные карие глаза, темные густые волосы, выделяющийся нос.

Особенности гетеростереотипов русских относительно армян. Рассматривая ценности армян как компонент гетеростереотипа русских, необходимо в качестве приоритетных отметить следующие терминальные ценности: творчество, познание, удовольствие, приятное проведение времени, уверенность в себе, счастливая семейная жизнь. Эти суждения практически полностью совпадает с представлением армян о себе.

Анализируя результаты исследования инструментальных ценностей, нужно отметить, что наиболее приоритетными для армянской этнической группы в восприятии русских являются образованность, то есть широта знаний, высокая общая культура; с помощью образования армяне стремятся добиться высокого материального положения, имеют активные социальные контакты, стремятся к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Вместе с тем отмечается, что для армянского этноса свойствено умение настоять на своем, не отступать перед трудностями.

Наиболее типичными свойствами армян, по мнению русских, считаются склонность к лидерству, предполагающая энергичность, компетентность, авторитетность, успех в делах, любовь давать советы, требование уважительного отношения к себе (см. рис. 1). По отношению к окружающим армяне дружелюбны и отзывчивы, но в то же время обладают эгоистическими чертами, требовательны, прямолинейны, резки в оценке других, немного раздражительны. Вместе с тем, по мнению русских и в соответствии с самооценкой армян, у последних весьма ярко проявляются способность сострадать, подчиняться, зависимость, доверчивость, ожидание помощи.

* Армяне об армянах

"Русские об армянах

Рис. 1. Показатели выраженности типичных свойств представителей армянской этнической группы (с точки зрения армян и русских)

Условные обозначения: 1 — тенденция к лидерству; 2 — уверенность в себе; 3 — требовательность; 4 — скептицизм; 5 — уступчивость; 6 — доверчивость; 7 — добросердечность; 8 — отзывчивость

3

Качественный анализ результатов исследования с использованием методики незаконченных предложений показал, что армяне в восприятии русских - это нация, народ со своими традициями, глубокой исторической культурой, обрядами; это люди, которые знают и уважают старшее поколение, свои традиции и обычаи. Эти представления практически полностью совпадают с соответствующим компонентом автостереотипа самих армян.

По мнению русских, для армянской этнической группы значима традиция гостеприимства. Армяне уважительно и с большой радостью относятся к каждому человеку, находящемуся у них дома. В качестве важной составляющей традиций отмечаются особенности национальной кухни: острота вкуса, добавление в пищу специфических приправ, употребление большого количества зелени; хорошо приготовленный шашлык как украшение армянского стола. В качестве древнейшей армянской традиции упоминается похищение невест.

К самобытным чертам характера армян, по мнению русских, относится доброжелательность, которая проявляется по отношению к друзьям, родным, знакомым; вспыльчивость как проявление темперамента; уважительное отношение к старшему поколению; дружелюбие и терпимость к представителям других национальностей. Последний компонент соответствует автостереотипу армян.

В качестве характерных черт внешнего облика армян русские отмечают карие глаза, темные волосы, форму носа, то есть компоненты гетеростереотипа русских и автостереотипа армян также полностью совпадают.

Особенности автостереотипов русской этнической группы. Наиболее значимыми терминальными ценностями, входящими в автостереотипы русских, являются возможность творческой деятельности; удовольствия, развлечения, приятное времяпровождение; общая хорошая обстановка в стране, сохранение мира между народами как условие благополучия каждого; счастливая семейная жизнь.

Наиболее приоритетными инструментальными ценностями оказались ответственность, основанная на чувстве долга и умении держать слово; самоконтроль, характеризующийся самодисциплиной, сдержанностью;

рационализм, предполагающий способность здраво и логично мыслить, принимать рациональные решения; честность, правдивость, искренность, терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения.

В результате самооценки национальных, типичных для русских качеств, характеризующих их отношение к другим людям, выявились следующие особенности: склонность к лидерству, предполагающая энергичность, компетентность, авторитетность, успех в делах; склонность к соперничеству; требовательность, прямолинейность, откровенность, ироничность. Вместе с тем русские ответственны, по отношению к людям проявляют деликатность, доброту, заботу, ласку; они также склонны к сотрудничеству, стремятся быть в согласии с мнением окружающих, помогать в трудных ситуациях, при этом русские хотят быть в центре внимания, заслужить любовь и признание окружающих; им не чужды эгоистические черты, авторитарность, подозрительность, они критичны по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям. Самостоятельность сочетается с зависимостью, ожиданием помощи и советов от других, доверчивостью, скромностью, робостью, уступчивостью.

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что русские позиционируют себя как народ, проживающий на территории РФ, как представители самой древней и многочисленной славянской нации.

Основными традициями русского этноса являются народные гуляния, песни, что, по мнению респондентов, говорит о жизнерадостности как характерной черте русского народа. К основной традиции была отнесена также русская баня, которая, по выражению опрашиваемых, «закаляет русский дух».

Основными чертами характера русских являются жизнерадостность, открытость, что говорит о простоте русской души, оптимистичность, способность не падать духом, преодолевать все жизненные трудности, встречающиеся на жизненном пути. Отмечается, что испокон веку русский народ славился своим гостеприимством. В любой семье с уважением принимают гостей, которых «встречают хлебом и солью».

По отношению к другим национальностям русские терпимы, доброжелательны, готовы прийти на помощь всем нуждающимся людям.

Основными особенностями внешнего облика являются славянская красота, светлая кожа, голубые глаза, русые волосы.

Особенности гетеростереотипов армян относительно русских. К числу приоритетных терминальных ценностей русских, с точки зрения армян, относятся хорошая обстановка в стране, сохранение мира между народами как условие благополучия каждого (то есть русская этническая группа воспринимается армянами как дружелюбная и миролюбивая по отношению к другим народам); общественное признание, потребность в уважении окружающих; счастливая семейная жизнь. Это говорит о том, что гетеростереотипы армян достаточно адекватны автостереотипам русских.

Наиболее приоритетными инструментальными ценностями для русского человека, по мнению армян, являются терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения; эффективность в делах; этот показатель (характерный и для самих армян) говорит о таких качествах, как трудолюбие и продуктивность; честность, открытость, искренность. Русские, с точки зрения армян, в большей степени склонны самостоятельно действовать и принимать ре-

шения, чем сами армяне, которые считают представителей своего народа более зависимыми, привязанными к своим традициям, обычаям. Русские, по их мнению, принимают обдуманные и правильные решения, умеют здраво и логично мыслить. Эти представления армян о русских совпали с мнением русских о себе.

По мнению армян, наиболее типичными качествами русских являются склонность к лидерству, предполагающая энергичность, компетентность, авторитетность, успех в делах, добросердечность. Эти представления армян совпали с мнением русских при оценивании самих себя (см. рис. 2).

Наряду с этим русские, по мнению армян, обладают эгоистическими чертами, ориентированы на себя, склонны к непримиримости, настойчивы, упрямы, энергичны и вместе с тем доверчивы, ожидают помощи и советов от других.

Проведенный нами качественный анализ результатов исследования гетеростереотипов армян с использованием методики незаконченных предложений позволил выявить следующие самобытные черты русского человека.

В представлениях армян, русские — это многочисленный народ со славянской внешностью, с высокоинтеллектуальными способностями, принадлежащий к христианской вере, свободолюбивая нация.

3

|__________Армяне о русских____________________________Русские о русских_______________|

Рис. 2. Показатели выраженности типичных свойств представителей русской этнической группы

(с точки зрения армян и русских)

Условные обозначения: 1 — тенденция к лидерству; 2 — уверенность в себе; 3 — требовательность; 4 — скептицизм; 5 — уступчивость; 6 — доверчивость; 7 — добросердечность; 8 - отзывчивость.

В качестве основных традиций русских армянами отмечался обычай встречать гостей караваем, что, по их мнению, свидетельствует о русском гостеприимстве. В любом доме и семье русские радушно принимают знакомых и незнакомых людей, дают ночлег, угощают всем, чем только могут. Интересно отметить, что к числу основных традиций русских армяне очень часто относили также охоту и рыбалку.

Армяне считают, что основными чертами характера русского этноса являются дружелюбие, жизнерадостность, коммуникабельность, раскрепощенность, что дает возможность легко находить общий язык с окружающими. Также им присущи такие качества, как простота души, трудолюбие, выносливость. Русские тоже считают, что для них характерно простодушие и жизнерадостность.

По отношению к другим национальностям русские терпимы, доброжелательны, готовы прийти на помощь. Напомним, что русские, оценивая себя, выделили те же самые характеристики.

При описании типичных черт внешности русских армяне отмечают славянскую

красоту, белую кожу, голубые глаза, русые волосы. Эти характеристики также полностью совпадают с автостереотипными представлениями русских.

Таким образом, осуществленное нами исследование межэтнических авто- и гетеростереотипов позволило сформулировать следующие выводы:

Автостереотипы армян и русских характеризуются своей спецификой, которая выражается в различных приоритетных ценностях, в своеобразии типичных качеств, проявляющихся в отношениях с другими людьми и в деятельности, в чертах национального характера, в особенностях внешности.

Отдельные компоненты гетеростереотипов и русских, и армян достаточно сходны с компонентами автостереотипов воспринимаемой этнической группы, при этом гетеростереотипы представителей армянской этнической группы характеризуются большей степенью соответствия автостереотипам русских.

В целом межэтнические стереотипы восприятия армян и русских характеризуются общей позитивностью и толерантностью.

Библиографический список

1. Бодалев, А.А. Познание человека человеком [Текст] / А.А. Бодалев, Н.В. Васина. - СПб.: Речь, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Зотова, О.И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения [Текст] / О.И. Зотова, М.И. Бобнева // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975.

3. Лебедева, Н.М. Введение в этническую кросскультурную психологию [Текст] / Н.М. Лебедева. - М.: Ключ, 1999.

4. Платонов, Ю. П. Основы этнической психологии [Текст]: учебное пособие / Ю.П. Платонов. - СПб., 2003.

5. Социологическая психология [Текст] // Новый мир. - 1966. - № 6. - С. 187-205.

А.А. Ушанова СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНЫХ РЕАКЦИЙ

В статье обосновывается актуальность исследования проблемы агрессии в подростковой среде. Приведены некоторые источники знаний подростков о моделях агрессивного поведения. Представлена интерпретация результатов исследования и изучения степени выраженности агрессии и различных комнонентов агрессивного поведения. Рассматриваются структуры качеств личности подростков в зависимости от уровней проявления агрессивных реакций.

А.А. Ushanova STRUCTURES OF THE TEENAGER PERSON WITH DIFFERENT LEVELS OF DISPLAY OF AGGRESSIVE REACTIONS

In the article the urgency of research of a problem of aggression is proved in the teenage environment.

Some sources of teenagers knowledge about models of aggressive behaviour are resulted. Interpretation of research results and investigation of a degree of expressiveness of aggression and various components of aggressive behaviour is presented. Structures of qualities of the person of teenagers depending on levels of display of aggressive reactions are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.