Научная статья на тему 'Детерминация профессионального самоутверждения личности'

Детерминация профессионального самоутверждения личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
503
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОУТВЕРЖДЕНИЕ / СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROFESSIONAL SELF-AFFIRMATION / SYSTEM OF PSYCHOLOGICAL ACTIVITY / DETERMINANTS OF PROFESSIONAL SELF-AFFIRMATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корчагина Галина Ивановна

В статье рассматриваются проблемы профессионального самоутверждения человека в ситуации глобализации. Профессиональное самоутверждение трактуется как система психологической деятельности. Предпринята попытка выявления личностных детерминант профессионального самоутверждения как подсистем качеств субъекта профессиональной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determination professional of self-affirmation of the person

The article is devoted to the problems of an individual's professional self-affirmation in the situation of globalization. Professional self-affirmation is interpreted as a system of psychological activity. An attempt is made to display personal determinants of professional self-affirmation as a sub-system of features that provide efficiency of realizing such activity.

Текст научной работы на тему «Детерминация профессионального самоутверждения личности»

ВОЗРАСТНАЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.923.2

Г. И. Корчагина

ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье рассматриваются проблемы профессионального самоутверждения человека в ситуации глобализации. Профессиональное самоутверждение трактуется как система психологической деятельности. Предпринята попытка выявления личностных детерминант профессионального самоутверждения как подсистем качеств субъекта профессиональной активности.

The article is devoted to the problems of an individual's professional self-affirmation in the situation of globalization. Professional self-affirmation is interpreted as a system of psychological activity. An attempt is made to display personal determinants of professional self-affirmation as a sub-system of features that provide efficiency of realizing such activity.

Ключевые слова: профессиональное самоутверждение, система психологической деятельности, детерминанты профессионального самоутверждения, качества субъекта профессионального самоутверждения.

Keywords: professional self-affirmation, system of psychological activity, determinants of professional self-affirmation, features of a subject of professional self-affirmation.

Развитие мировой экономики и нарастание социальной активности общества вызвали необратимые преобразования во всех сферах жизнедеятельности человека, сущность которых - глобализация.

Последствия воздействия этого процесса на человека не изучены, но исследователи по вопросам стратегических прогнозов глобальных изменений в мире (А. И. Юрьев, Л. М. Митина), считают, что человек стоит перед дилеммой: «либо он сам использует глобальные изменения в мире, или глобализация использует его как свою жертву» [1, с. 18]; «либо он должен измениться как отдельная личность, как профессионал и как частица общества, либо ему суждено исчезнуть с лица земли» [2, с. 3].

Человек, оказавшись перед таким жёстким выбором, вынужден решать задачи своей профессио-

КОРЧАГИНА Галина Ивановна - кандидат психологических наук, доцент по кафедре практической психологии ВятГГУ © Корчагина Г. И., 2009

нализации, ещё не присутствующие в его настоящем, но уже существующие в его будущем, которое приближается всё быстрее и быстрее.

Меняется стратегия профессионализации личности: важно признать как факт, «что ни корпорация, ни какая-либо ещё крупная организация не возьмёт на себя ответственность за наши проблемы - мы целиком предоставлены самим себе» [3, с. 137]. Построение отношений между сотрудником и организацией сейчас происходит не по типу «родитель - дитя», а «взрослый - взрослый»: полная осведомленность о перспективах развития компании, ответственность и забота о собственной конкурентоспособности и признание компанией права сотрудника самому выбирать путь профессионального развития.

Процесс глобализации обусловил решение исследовательских задач, связанных с поиском механизмов профессионализации конкретного человека в изменившемся мире: описать релевантные темпам и масштабам изменений механизмы профессиональной активности личности; определить критерии успешной реализации профессиональной активности; выявить такие качества личности, которые обеспечивают формирование профессиональной самоценности и профессиональной надёжности субъекта труда.

В рамках системогенетического подхода к исследованию профессиональной деятельности и профессионального становления личности (В. Д. Шад-риков, Ю. П. Поварёнков) доказано наличие системы различных видов профессиональной активности, каждая из которых вносит свой вклад в формирование, развитие, реализацию личности профессионала, регуляцию его профессиональной деятельности: учебно-профессиональная деятельность, профессиональное самоопределение, профессиональная адаптация, профессиональная идентификация, профессиональное общение, профессиональное познание и самопознание, профессиональная саморефлексия, профессиональная самоактуализация, профессиональное самоутверждение и др.

Все формы профессиональной активности обеспечивают реализацию трёх основных функций: формирование личности и деятельности профессионала, обеспечение реализации деятельности личности профессионала, саморегуляция или самодетерминация профессионального становления и реализации личности.

Несмотря на многообразие форм профессиональной активности личности, они имеют общую структуру компонентов, которая может быть раскрыта на основе концепции психологической системы профессиональной деятельности В. Д. Шад-рикова [4]: система мотивов профессиональной деятельности; цели профессиональной деятельности; программа деятельности (средства); информационная основа деятельности; принятие решения; подсистемы профессионально важных качеств.

Важнейшей формой профессиональной активности, которая позволяет не только адаптироваться к изменениям в современной динамичной профессиональной среде, но и утвердить себя в качестве профессионала (занять достойное место в социально-профессиональной системе, обеспечить себе постоянный профессиональный рост и развитие), выступает профессиональное самоутверждение личности.

Профессиональное самоутверждение с позиции системогенетического подхода является системой психологической деятельности по становлению и продвижению человеком себя в профессиональной сфере, целью которого выступает формирование и развитие профессиональной самоценности и профессиональной надёжности на основе оценок социально-профессиональной ситуации и качеств личности как субъекта труда.

Компонентами системы психологической деятельности являются: мотивы профессионального самоутверждения; цели профессионального самоутверждения; принятие решения о профессиональном самоутверждении; выбор средств (программы) профессионального самоутверждения; информационная основа деятельности по профессиональному самоутверждению; качества субъекта профессионального самоутверждения

Объективными факторами профессионального самоутверждения являются условия профессиональной деятельности, психологическое пространство для удовлетворения потребностей; субъективными факторами - система отношений к профессиональной деятельности (мотивационно-смысло-вые образования), профессионально значимые качества личности, его место в социально-профессиональной среде.

Объективные и субъективные факторы профессионального самоутверждения представляют собой систему, проецирующуюся на профессиональную деятельность, обеспечивающую удовлетворение разнообразных потребностей личности. По мнению В. Д. Шадрикова, «чем богаче потребности человека, тем более высокие требования он предъявляет к деятельности, но одновременно он может получить и большее удовлетворение от труда» [5, с. 34].

Эта закономерность имеет большое значение для поиска психологических детерминант профессионального самоутверждения личности. «Оценивая

связанные с профессиональной деятельностью факторы, способные удовлетворить потребности, с учётом своих способностей, а также условий деятельности, человек приходит к решению - принять или не принять профессию и если принять, то в какой мере и в каком аспекте. Принятие профессии порождает желание выполнять её определённым образом, порождает определённую детерминирующую тенденцию и служит исходным моментом формирования психологической системы деятельности» [6, с. 37].

Объективные факторы профессионального самоутверждения обусловлены процессом глобализации, изменяющим стратегии профессионализации личности.

В связи с изменениями стратегии профессионализации появились новые тенденции развития рынка труда.

Во-первых, отношение людей к своей профессиональной деятельности стало более осознанным и избирательным:

- сегодня люди чаще выбирают не вертикальные, а горизонтальные карьеры (постепенное продвижение вверх по служебной лестнице утратило свою привлекательность из-за отсутствия развитой иерархии во многих современных компаниях, где существующие должностные позиции утрачивают свой статус прежде, чем до них успевают дослужиться);

- люди в большей степени идентифицируют себя со своими занятиями или профессией, чем с компанией (это связано со сдвигом к специализированным знаниям, а также со стремлением испытать себя, добиться самостоятельности и самореализации);

- люди несут больше ответственности за каждый аспект своей карьеры (сами отвечают за качество своих профессиональных знаний, особенно это касается высокотехнологичных областей, поэтому готовы тратить много времени и денег на своё образование).

Во-вторых, требования работодателей к профессиональным качествам своих работников пришли в соответствие со стратегическими преимуществами компаний.

По мнению экспертов по развитию современного рынка труда [7], высокой конкурентоспособностью сегодня обладает профессионал, быстро адаптирующийся к изменениям рынка труда, требованиям работодателей в связи с усложняющимися профессиональными задачами. Это предполагает проактивность личности как приверженность к идее непрерывного обучения, готовность пересматривать свои карьерные и профессиональные ориентиры, сознательное отношение к построению собственной карьеры, желание внести свой вклад в успех компании, а также отслеживание конъюнктуры рынка и прогнозирование того, какие каче-

ства и навыки понадобятся компании в будущем; хорошее знание своих сильных и слабых сторон, наличие плана совершенствования собственных навыков и повышения перспектив собственной занятости; способность расстаться с организацией, где возможности его профессионального становления и реализации личности ограничены.

Высокие требования к конкурентоспособности специалистов формируют осознанное и избирательное отношение человека к своей профессионализации, обеспечивают, с одной стороны, формирование профессиональной самоценности личности, с другой - профессиональную надёжность специалистов для развития производительности и инно-вационности организации как главных стратегических преимуществ.

Профессиональная самоценность - это субъективный результат реализации профессионального самоутверждения, который выражается в удовлетворённости, гордости собой как профессионалом, стремлении к дальнейшему профессиональному росту, в управлении своим профессиональным развитием и карьерным продвижением.

Профессиональная надёжность - это внешний (объективный) результат реализации профессионального самоутверждения, который «выражается в способности профессионала поддерживать сосредоточенность на достижении профессиональной цели, актуализацию профессиональных функций за счёт сформированной мотивации и социальных установок на совершенствование организации» [8].

Результатом профессионального самоутверждения на объективном уровне выступает формирование профессиональной надёжности как отражения социально-профессионального статуса специалиста (его место в социально-профессиональной системе); особая структура профессиональных мотивов личности, которые обеспечивают человеку возможность влиять на изменение социальной ситуации профессионального развития для ускорения профессиональной адаптации, профессионального развития и становления; на субъективном уровне - профессиональной самоценности, которая характеризуется удовлетворённостью собой как профессионалом, гордостью за результаты своего труда или оценку своего трудового вклада.

Критериями профессионального самоутверждения выступают лояльная надёжность, пробивная надёжность, исполнительная надёжность, удовлетворённость своим социально-профессиональным статусом, включённость «Я»-реального и «Я»-иде-ального в систему отношений к профессиональным задачам, особая система мотивов, способствующая удовлетворению потребности в гордости за результаты своего труда.

Лояльная надёжность обеспечивает быструю профессиональную адаптацию субъекта труда к требованиям выполнения профессиональных задач, ори-

ентацию на нормативный уровень профессиональной деятельности (следование должностным инструкциям), способствует достижению профессиональной идентичности как показателя профессионального становления личности. Профессиональная идентичность характеризуется степенью принятия субъектом своей профессиональной задачи, о чём можно судить по отношению человека к себе как профессионалу, отношению к системе ценностей соответствующей профессиональной общности.

Пробивная надёжность обеспечивает переход от нормативной основы профессиональной деятельности к инициативе, способствует формированию профессиональной зрелости как критерия профессионального становления личности. Профессиональная зрелость свидетельствует о сформированности личностного контура регулирования профессионального развития на основе умения личностью соотносить свои возможности, потребности, профессиональные требования, выбирать стратегию своего профессионального самоутверждения.

Исполнительская надёжность обеспечивает формирование цели, которая детерминирует деятельность по профессиональному самоутверждению. На основе цели профессионального самоутверждения субъект планирует средства и программу её достижения, прогнозирует возможное развитие отношений и социально-профессиональной ситуации. Исполнительская надёжность способствует достижению профессиональной продуктивности как показателя профессионального становления личности, которая характеризует эффективность профессионального развития личности и степень соответствия результатов данного процесса социально-профессиональным требованиям.

Удовлетворённость социально-профессиональным статусом выражается соотношением оценок и самооценок профессиональных способностей и морально-нравственных качеств, разницей между «Я»-идеальным и «Я»-реальным в решении профессиональных задач.

В связи с этим становится актуальной задача определить качества субъекта, которые влияют на успешность профессионального самоутверждения, обеспечивая конкурентоспособность личности в организации и на динамичном рынке труда. Речь идёт о «вторичных психологических качествах» [9, с. 17], которые формируются в результате жизни человека в глобальном мире: в среде социально-технических условностей, правовых норм, экономических отношений, эквивалентов реальных ценностей натурального мира.

Каковы те «вторичные качества» (мы их называем подсистемами профессионально важных и профессионально значимых качеств личности), выступающие детерминантами успешного профессионального самоутверждения с точки зрения требований рынка труда?

Пилотажное исследование выполнено на основании экспертных оценок работодателями качеств личности, важных для успешного профессионального самоутверждения субъектов труда.

Процедура экспертных оценок предполагала работу с перечнем качеств личности, влияющих на успешность профессионализации вообще. Перечень качеств личности был сформирован на основе анализа теоретических источников и первоначально состоял из 45 элементов. Первичный анализ перечня с группой менеджеров по персоналу (имеющих опыт оценки персонала) сократил его до 23 элементов, были отобраны качества, влияющие на успешность профессионального самоутверждения.

После первичного анализа перечень качеств личности, важных для профессионального самоутверждения, выглядел следующим образом: ответственность; самостоятельность; практичность; ориентация на перспективу; ориентация на формальные отношения; уверенность в себе; ориентация на просоциальные нормы; социально-психологическая терпимость; эмоциональная устойчивость; социальное мышление; логическое мышление; целеполагание; планирование деятельности; проактивность; концептуализация; диагностическое использование концепций; создание социальных сетей и коалиций; объективность самооценки; самоконтроль; контроль за результатами деятельности; знание технологии работы, продукта; ориентация на развитие других.

При вторичном анализе эксперты (руководители динамично развивающихся компаний) оценивали каждый элемент по 7-балльной шкале по четырем параметрам:

- в какой степени данный элемент позволяет провести различие между высокоэффективным исполнением работы и исполнением среднего уровня;

- в какой степени данный элемент характерен для работы людей, находящихся на разных полюсах эффективности деятельности (самом высоком и самом низком);

- насколько серьёзны последствия в выполнении работы, если этот элемент не учитывается при профессиональном отборе человека;

- как скоро будет заполнена вакансия, если этот элемент будет включён в требования, необходимые для выполнения работы.

Далее экспертные оценки по каждому элементу и каждому параметру подвергались методам математической обработки: высчитывалось среднее арифметическое по каждому показателю для каждого элемента; надёжность полученных данных измерялась путём расчёта согласованности оценок экспертов; проводился корреляционный анализ рейтингов средних показателей по всем параметрам оценок; проводился факторный анализ всех показателей.

С помощью факторного анализа были выявлены три группы (подсистемы) качеств профессионального самоутверждения.

Первый фактор - лояльную надёжность субъекта профессионального самоутверждения - составили следующие качества:

- практичность;

- уверенность;

- эмоциональная устойчивость;

- ориентация на просоциальные нормы группы или коллектива;

- знание технологии работы;

- логическое мышление;

- диагностическое использование концепций.

Второй фактор - пробивная надёжность субъекта профессионального самоутверждения - представлен следующими качествами:

- мотивация достижения;

- проактивность;

- объективность самооценки;

- самоконтроль;

- контроль за результатами своей деятельности;

- способность к формированию социальных сетей;

- низкая ориентация на групповые нормы.

Третий фактор - исполнительская надёжность

субъекта профессионального самоутверждения -состоит из следующих качеств:

- целеполагание;

- планирование деятельности;

- ориентация на перспективу;

- социальное мышление;

- ориентация на формальный уровень служебных отношений.

Стоит заметить, что о реализации профессионального самоутверждения нельзя судить по одному критерию. По аналогии с «интегральным показателем профессионального становления» [10, с. 103] существует и интегральный показатель профессионального самоутверждения. Комплексный критерий профессионального самоутверждения имеет характерную степень выраженности для каждого профессионала, определяющуюся сочетанием и абсолютной величиной критериев, а также специфику проявления на каждом этапе профессионального развития личности.

Для проверки результатов нашего эмпирического исследования на жизнеспособность были изучены профессиональные качества торговых агентов, имеющих разные уровни успешности профессионального самоутверждения [11]; место, занимаемое ими в социально-профессиональной системе [12]; сотношение «Я»-реального и «^»-идеального в системе конструктов отношений к служебным функциям [13].

Целью исследования явилось выявление подсистем качеств профессионального самоутверждения торговых агентов, имеющих стаж работы в должности не менее года (п = 53).

В первую группу вошли испытуемые (п = 14), имеющие высокий и средний социально-профессиональный статус в системе своей профессиональной среды, высокий показатель продуктивности деятельности, удовлетворённость своим профессиональным «Я» («Я»-реальное и «Я»-идеальное включены в систему отношений к служебным функциям). Им свойственна особая система профессиональных качеств, где системообразующей выступает ярко выраженная профессиональная практичность (точный расчёт собственных усилий в соответствии с получаемой выгодой). Мотивом профессионального самоутверждения выступает гордость за достигнутый результат (выполненный план, заработанные деньги). Из рисунка видно, что в систему качеств профессионального самоутверждения включены отдельные качества из подсистем «лояльная надёжность», «пробивная надёжность» и «исполнительская надёжность». Сама система профессиональных качеств является достаточно интегрированной.

Рис. 1. Система профессиональных качеств торговых агентов с высоким уровнем профессионального самоутверждения:

1. Эмоциональная устойчивость.

2. Мотивация достижения.

3. Ответственность.

4. Уровень продуктивности.

5. Формальные отношения.

6. Практичность.

7. Социально-психологическая терпимость.

8. Ориентация на просоциальные нормы.

9. Альтруизм.

10. Уверенность.

11. Социально-психологическая устойчивость.

Во вторую группу (п = 27) вошли торговые агенты, имеющие средний уровень профессионального самоутверждения. Им свойственны средний и низкий социально-профессиональный статус в своей профессиональной среде; значительное расстояние между «Я»-реальным и «Я»-идеальным, средний уровень продуктивности деятельности. Система качеств выглядит менее интегрированной, системообразующим качеством является мотивация одоб-

рения. Высокая потребность в признании снижает пробивную надёжность личности, а мотивация достижений не связана с практичностью, что не позволяет быть нацеленным на высокую результативность работы.

Рис. 2. Система профессиональных качеств торговых агентов со средним уровнем профессионального самоутверждения:

1. Ориентация на перспективу.

2. Ориентация на просоциальные нормы.

3. Мотивация одобрения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Уверенность в себе.

5. Мотивация достижения.

6. Социально-психологическая устойчивость.

7. Эмоциональная устойчивость.

8. Социально-психологическая терпимость.

9. Уровень продуктивности.

10. Ответственность.

11. Альтруизм.

12. Практичность.

13. Доверчивость.

Третья группа (п = 13) представлена торговыми агентами с низким уровнем профессионального самоутверждения. Им свойственны средний и низкий уровни социально-профессионального статуса в их профессиональной среде; невключенность «Я»-реального в систему отношений к служебным функциям; низкий уровень продуктивности профессиональной деятельности. Мотивом деятельности выступает удовлетворенность от процесса работы, которая обусловлена завышенной самооценкой, слабой ориентацией на групповые нормы. Мотивация достижения направлена на защиту чувства своего превосходства. Система профессиональных качеств личности не связана с продуктивностью работы, самоутверждение личности носит защитный характер.

Подсистемы качеств личности различны по своему содержанию и взаимосвязям у профессионалов с разным уровнем профессионального самоутверждения. Значит, они по-разному детерминируют профессиональное самоутверждение людей с различным уровнем социально-профессионального статуса; с различной структурой профессиональ-

ных мотивов, которые обеспечивают человеку возможность влиять на изменение социальной ситуации профессионального развития для ускорения профессиональной адаптации, профессионального развития и становления; с разным уровнем профессиональной самоценности, которая характеризуется удовлетворённостью собой как профессионалом.

Рис. 3. Система профессиональных качеств торговых агентов с низким уровнем профессионального самоутверждения:

1. Социально-психологическая устойчивость.

2. Ориентация на просоциальные нормы.

3. Самоуверенность.

4. Мотивация одобрения.

5. Мотивация достижения.

6. Ориентация на ситуацию.

7. Ответственность.

8. Практичность.

9. Альтруизм.

10. Доверчивость.

11. Социально-психологическая терпимость.

12. Уровень продуктивности.

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что профессиональное самоутверждение как система психологической деятельности детерминирована объективными и субъективными факторами, формирующими подсистемы качеств личности как субъекта профессионального самоутверждения. Подсистемы качеств профессионального самоутверждения, реализующиеся в профессиональной деятельности, обеспечивают профессиональную самоценность (как субъективный результат реализации профессиональной активно-

сти, выражающийся в удовлетворённости собой как профессионалом, стремлении к дальнейшему профессиональному росту, в управлении своим профессиональным развитием и карьерным продвижением) и профессиональную надёжность личности в социально-профессиональной системе (как внешний результат реализации профессиональной активности, который выражается в способности профессионала поддерживать сосредоточенность на достижении профессиональной цели).

Примечания

1. Стратегическая психология глобализации: психология человеческого капитала: учеб. пособие / науч. ред. А. И. Юрьев. СПб.: Logos, 2006. 512 с.

2. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: Москов. психол.-соц. ин-т; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. 400 с.

3. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / пер. с англ. М.: Изд. дом «Класси-ка-XXI», 2007. 421 с.

4. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности, репр. воспр. текста издания 1982 г. М.: Логос, 2007. 192 с.

5. Там же. С. 34.

6. Там же. С. 37.

7. Стюарт-Котце Р. Результативность: секреты эффективного поведения / пер. с англ.; под. научн. ред. В. П. Мушинский. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2007. 288 с.

8. Сарычев С. В. Надёжность группы в напряжённых и экстремальных ситуациях совместной деятельности (социально-психологические основы). Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2007. 155 с.

9. Юрьев А. И. Указ. соч. С. 17.

10. Поварёнков Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности. Ярославль: Канцлер, 2008. 400 с.

11. Сидоренков А. В. Многомерный профессионально-психологический личностный тест (МППЛТ-1.2). Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2007613408 Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Москва, 2007.

12. Мельников В. Г. Динамическая модель группы: теория и практика развития группы, организации. Киров: КОГУП «Кировская областная типография», 2001. 176 с.

13. Бодров В. А, Бессонова Ю. В., Сыркина А. Л. Исследование содержательных характеристик ценностно-смысловой сферы профессионала методом репертуарных решёток // Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности / под ред. В. А. Бодрова и А. Л. Журавлёва. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. С. 353374.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.