УДК 159.923.2
Г. И. Корчагина
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОУТВЕРЖДЕНИЕ КАК СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются проблемы системоге-неза профессионального самоутверждения как деятельности. Описываются взаимосвязи компонентов системы психологической деятельности по профессиональному самоутверждению личности.
The problems of development of professional self-affirmation system as activity are examined in the article. Correlations between components of psychological activity of professional self-affirmation of an individual are described.
Ключевые слова: система психологической деятельности; компоненты системы психологической деятельности профессионального самоутверждения; уровни анализа системы профессионального самоутверждения.
Keywords: system of psychological activity; components of psychological activity of professional self-affirmation; levels of analysis of professional self-affirmation system.
Целью статьи является описание системоге-неза профессионального самоутверждения как деятельности.
В самом общем понимании профессиональное самоутверждение - психологическая система деятельности, которая представляет собой психологическую структуру деятельности, организованную в плане выполнения функций этой деятельности, достижения целей деятельности.
Обратимся к анализу основных понятий данного определения.
Психологическая система. Системный подход к исследованию объектов заключается в том, что они рассматриваются как системы. В исследовании систем существуют два направления:
- изучение процессов формирования системы, выявление механизмов её функционирования, исследование закономерностей взаимодействия отдельных компонентов системы, которые направлены на получение запрограммированного результата;
- изучение механизмов, порождающих новые системные качества, которые возникают в процессе взаимодействия отдельных компонентов системы и не сводятся к свойствам отдельно взятых элементов, её образующих.
Оба направления в исследовании систем являются самостоятельными, но, вступая во взаимодействие, применяются для исследования сложных явлений.
© Корчагина Г. И., 2009
Для выбора направления исследования конкретной системы важно определить саму систему и её границы, то есть критерии, по которым можно дифференцировать данную систему от других. Согласно определению систем «система считается заданной, если кроме компонентов, их связей и закона композиции или вида упорядоченности компонентов, указываются условия (границы) существования системы» [1].
Таким образом, основными критериями для выделения системы являются её цели (целевое назначение), наличие структуры (внутренней организации), функции.
Цели системы - то, ради чего существует конкретная система, что предполагает исследование вклада каждого компонента и всей системы в целом в достижение целей.
Структура системы - состав системы и взаимосвязи отдельных компонентов, образующих данную систему. Взаимодействие компонентов образует подструктуры. Каждая из подструктур и структура системы в целом проявляются в функционировании системы.
Функции системы - механизмы внутреннего и внешнего существования системы.
Внутренние функции системы обусловлены компонентами структуры, отношениями сопод-чинённости и координации между ними. Поэтому вся система является сложным иерархическим образованием:
- каждая подсистема рассматривается как составная часть вышестоящей, при этом она подчинена ей в своих проявлениях и в то же время сама определяет свойства вышестоящей системы на основе собственных свойств;
- нижележащие подсистемы преобразуются в свойствах вышестоящих в процессе взаимодействия с другими подсистемами того же порядка;
- вышестоящая система вовлекает в деятельность подчинённые подсистемы избирательно, в соответствии с целями конкретной деятельности, запрограммированного результата.
Внешнее функционирование рассматривается как информационное, материальное или энергетическое взаимодействие системы и среды. Внешнее функционирование системы обеспечивается адаптирующей активностью системы.
В целом, для всех систем характерны следующие свойства [2]:
- это нечто целостное, отличное от окружающей среды;
- целостность носит функциональный характер;
- система представляется дифференцируемой на множество взаимосвязанных элементов, обладающих вполне определёнными свойствами;
- отдельные элементы взаимодействуют в плане общего назначения системы;
- свойства системы не сводятся к свойствам образующих её компонент;
- система находится в информационном и энергетическом взаимодействии с окружающей средой;
- система изменяет характер функционирования в зависимости от информации о полученных результатах;
- системы могут обладать свойствами адаптивности.
Психологическая система обладает всеми свойствами, присущими системам вообще. Свойства психологической системы проявляются в её функционировании, то есть в деятельности.
Деятельность - специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей, а также выявление свойств личности и преобразование самого человека в ходе реализации деятельности.
Основным видом деятельности является трудовая (процесс создания потребительских стоимостей). Трудовая деятельность выступает в единстве трёх аспектов: предметно-действенном, физиологическом, психологическом. Задачами психологического исследования деятельности является раскрытие того, «как в процессе этой деятельности осуществляется субъективное отражение действительности и каков механизм психической регуляции деятельности», а также «изучение влияния деятельности на развитие психологических функций, процессов, состояний и свойств человека» [3].
Таким образом, главное внимание уделяется специфике механизмов отражения действительности и регуляции деятельности, раскрытию того, как внешние воздействия в конкретном случае преломляются через внутренние условия и как влияет деятельность на изменение её внутренних условий.
Совокупность механизмов побуждения, программирования, регулирования и реализации деятельности должна рассматриваться с позиций психологической системы деятельности [4].
Психологическая система деятельности включает следующие основные функциональные блоки (компоненты):
- мотив профессиональной деятельности;
- цели профессиональной деятельности;
- программа деятельности;
- информационная основа деятельности;
- принятие решения;
- подсистемы профессионально важных качеств.
Дадим краткие характеристики всем компонентам психологической системы деятельности, предложенные В. Д. Шадриковым при исследовании системы профессиональной деятельности.
Мотив профессиональной деятельности -внутреннее побуждение человека к определённой деятельности [5].
Цель профессиональной деятельности - это то, что должен получать человек в итоге деятельности (продукт, результат действий). Если человек достигает результата деятельности, то можно говорить о том, что результат деятельности и цель совпадают. В этом случае говорят об эффективной деятельности, для оценки которой существуют качественные и количественные параметры. К основным параметрам эффективности относятся производительность, качество, надёжность [6].
Программа деятельности - это описание «компонентного состава деятельности, способов выполнения отдельных действий. Программа определяет, что и как должен делать субъект для достижения цели деятельности» [7].
Информационная основа деятельности -«совокупность информации, характеризующей предметные и субъективные условия деятельности и позволяющей организовать деятельность в соответствии с вектором "цель-результат". Эффективность деятельности во многом определяется адекватностью, точностью и полнотой» [8].
Принятие решения - «процесс выбора одной альтернативы из нескольких возможных» [9].
Подсистемы профессионально важных качеств - сочетания «индивидуальных качеств субъекта деятельности, влияющих на эффективность деятельности и успешность её усвоения» [10].
Рассматриваемые критерии и свойства систем позволяют определить два направления анализа системы как целого: компонентного и функционального.
Компонентный анализ предполагает исследование структуры элементов (компонентов) деятельности. Его особенность в том, что система исследуется как статичное образование. Сущность компонентного анализа в ответе на вопросы: из каких компонентов состоит система, каково целевое назначение каждого компонента в системе и системы в целом.
Функциональный анализ рассматривает систему в динамике, определяет механизмы реализации системы деятельности как генезис её компонентов, а также определённые отношения между ними. Это предполагает несколько уровней анализа, которые лежат в основании системы. По мнению В. Д. Шадрикова, в настоящее время нет единых критериев для выделения уровней, лежащих в основе функционирования системы.
Вопрос этот является одним из наиболее сложных в методологии системного подхода. Так, В. Д. Шадриков в исследовании психологической
системы профессиональной деятельности выделяет следующие уровни: личностно-мотивацион-ный, компонентно-целевой, информационный, структурно-функциональный, индивидуально-психологический, психофизиологический.
Сочетание всех уровней и направлений анализа раскрывает сущность деятельности и даёт о ней системное представление.
Так как система не является статичным образованием, постоянно находится в развитии, то компонентный и функциональный направления анализа систем должны дополняться генетическим анализом..
Генетический анализ предполагает исследование объекта в двух аспектах:
- в конкретно-историческом (изменение деятельности в процессе изменения окружения, внешней среды),
- в системогенетическом (исследование закономерностей становления функциональной системы деятельности).
Генетический анализ должен проводиться на фоне общего компонентного и функционального анализов.
На основании выявленных направлений и уровней анализа системы как целого можно определить понятие системогенеза как подхода к исследованию систем.
Системогенез — процесс формирования системы, в ходе которого определяется компонентный состав системы, устанавливаются функциональные взаимосвязи между компонентами и происходит развитие отдельных компонентов в плане обеспечения достижения цели.
Данный подход в исследовании системы деятельности позволяет рассмотреть её «единую функциональную архитектуру» [11].
Таким образом, подробный анализ общего подхода в определении профессионального самоутверждения как системы психологической деятельности позволяет определить его более конкретно.
Профессиональное самоутверждение - система психологической деятельности, полиструктурное, многоуровневое образование. Подструктуры профессионального самоутверждения (функциональные блоки) образуют единую структуру. Каждая подструктура (мотив, цель, программа, информационная основа деятельности, принятие решений, профессионально важные качества субъекта) имеет свойства единой целостной структуры, которые проявляются в функционировании системы, направленной на достижение единой цели системы. Каждый функциональный блок и входящие в него компоненты находятся в постоянном развитии, это обеспечивает формирование и развитие системы деятельности.
Описывая данное состояние системы психологической деятельности профессионального са-
моутверждения, мы будем пользоваться понятием системогенез профессионального самоутверждения.
Профессиональное самоутверждение как психологическую систему деятельности необходимо анализировать в трёх направлениях: компонентном, функциональном, генетическом.
Компонентный анализ профессионального самоутверждения предполагает описание свойств элементов (компонентов), входящих в структуру психологической деятельности, в особом ракурсе. А именно, насколько каждый компонент позволяет достичь единой цели системы, а также какова цель системы в целом. Этот уровень анализа мы назовём компонентно-целевым.
Функциональный анализ профессионального самоутверждения определяет то, как между собой связаны компоненты в отдельные функциональные блоки: мотивации, цели, программы деятельности, информационной основы деятельности, принятия решений, профессионально важных качеств. Каждый функциональный блок имеет собственную структуру, которая выступает как подструктура общей структуры всей системы профессионального самоутверждения. Назовём этот уровень анализа структурно-функциональным.
Каждый блок системы деятельности несёт функциональную нагрузку, важную для системы профессионального самоутверждения в целом, то есть выполняет функции побуждения, программирования, регуляции, реализации деятельности личности.
Блок мотивации выполняет важнейшую функцию побуждения личности к профессиональному самоутверждению через формирование личностных смыслов деятельности. Понять механизмы реализации этой функции можно, выполнив мотивационно-смысловой анализ.
Функцию программирования деятельности личности по профессиональному самоутверждению выполняют блоки программы деятельности и принятия решения. Оба эти блока тесно связаны с блоком цели. Назовём этот уровень анализа программно-целевым.
Функцию регуляции деятельности выполняет блок информационной основы деятельности, он позволяет контролировать продвижение личности к цели профессионального самоутверждения. Этот уровень анализа обозначим как контрольно-информационный.
Функция реализации деятельности обеспечивается вовлечённостью личности как субъекта профессионального самоутверждения. Личность преобразует деятельность, а качества личности выступают теми внутренними условиями, которые делают возможным такое преобразование. «Понять закономерности системогенеза профессиональной деятельности невозможно без ана-
лиза того, как деятельность преломляется в профессионально важных качествах и как качества человека формируются в деятельности» [12]. Этот уровень анализа назовём субъектно-деятель-ностным.
Генетическое направление анализа учитывается в том, что функциональная система деятельности рассматривается в развитии всех её компонентов.
Таким образом, сочетание всех уровней и направлений анализа во всей полноте раскрывает сущность системогенеза профессионального самоутверждения как полиструктурного, многоуровневого образования.
Систему можно рассматривать как целостность со встроенными в неё функциональными блоками и как процессы развития каждого функционального блока в отдельности. Границы функциональных блоков можно выделить лишь теоретически. В конкретной деятельности субъекта профессионального самоутверждения они тесно взаимодействуют, взаимопроникают друг в друга.
Встаёт вопрос о том, с чего и как начинать анализ системы профессионального самоутверждения.
Уровни анализа профессионального самоутверждения имеют определённый порядок следования. Исследование системогенеза профессионального самоутверждения как деятельности может быть проведено по двум основаниям:
- по принципу построения психологической деятельности, принятому в психологической науке (А. Н. Леонтьев), когда исследуются мотивы, цели, предмет деятельности, то есть от частного к общему;
- по принципу описания системы как целостного образования, от общего к конкретному.
Логикой построения порядка уровней анализа мы выбираем подход от общего к конкретному, и уровни исследования профессионального самоутверждения как системы будут упорядочены следующим образом:
- компонентно-целевой;
- структурно-функциональный;
- мотивационно-смысловой;
- программно-целевой;
- контрольно-информационный;
- субъектно-деятельностный.
Обратимся к краткому описанию системы
профессионального самоутверждения по уровням анализа.
С точки зрения компонентно-целевого анализа профессиональное самоутверждение как система психологической деятельности в целом направлено на достижение двух целей:
- достижение результата деятельности или функционирования всей системы;
- обеспечение организации процесса функционирования всех компонентов внутри системы.
Таким образом, можно описать результативную и процессуальную стороны профессионального самоутверждения.
Ориентация всей системы на достижение определённого результата выделяет профессиональное самоутверждение как систему из окружающей среды и дифференцирует её от других систем (профессионального самоопределения, профессиональной идентичности и др.)
Принято считать, что профессиональное самоутверждение наряду с другими «формами активности» является подсистемой системы более высокого порядка (метасистемы) - «профессионального становления и реализации личности» [13]. Все формы активности, входящие в неё, хотя и вступают между собой в различные виды отношений (конфликтные, компенсаторные, комплементарные), выполняют одни и те же функции, а значит их цели одинаковы по отношению к метасистеме: способствовать становлению и реализации личности как субъекта труда.
Показателями достижения профессионального становления и реализации субъекта труда выступают профессиональная продуктивность, профессиональная идентичность, профессиональная зрелость. Профессиональная продуктивность свидетельствует о степени соответствия возможностей человека социально-профессиональным требованиям и оценивается на основе параметров производительности, качества и надёжности. Профессиональная идентичность характеризует степень принятия содержания и условий труда, уровень их личностной значимости и оценивается на основе отношения субъекта к профессии как средству удовлетворения своих потребностей и самореализации, его отношения к себе как субъекту деятельности и развития, отношения к системе ценностей профессиональной общности. Профессиональная зрелость свидетельствует о сформированности личностного контура управления процессом профессионального развития, о степени осознания своих возможностей и потребностей, которые предъявляются личности. Комплексный показатель профессионального становления, сочетание всех трёх показателей, формируется на поздних этапах профессионализации и для каждого индивида имеет определённую степень выраженности.
На наш взгляд, цель профессионального самоутверждения как системы уникальна. Профессиональное самоутверждение способствует формированию прочной социально-профессиональной позиции в условиях конкуренции, того, что личности удалось достичь при совокупности внешних и внутренних условий, в определённый конкретно-исторический период жизни. «Самоут-
Сводная таблица взаимосвязей компонентов системы психологической деятельности профессионального самоутверждения
Компоненты психологической системы деятельности Мотивы деятельности Цели деятельности Программа деятельности Информационная основа деятельности Принятие решений о деятельности Качества субъекта деятельности
Мотивы деятельности Мотивы, побуждающие к профессиональному самоутверждению Соотнесение мотивов с целью-образом; целью-результатом профессионального самоутверждения Соотнесение возможностей достижения цели с мотивами (релевантность, иерархия показателей) Определение значимости отдельных признаков достижения цели в соответствии с мотивами Значимость решаемых задач для личности в соответствии с мотивами Система мотивов личности, детерминирующая развитие оперативных качеств для профсамоутверждения
Цели деятельности Представление о цели предстоящей деятельности и возможностей удовлетворения мотивов Образ нормативно одобряемой цели профессионального самоутверждения Анализ средств достижения цели Результативные признаки (цель-образ), процессуальные признаки(цель-задание) Ведущий критерий для принятия решения на основе приоритетной цели Соотнесение целей профессионального самоутверждения с операционными качествами личности
Программа деятельности Анализ субъективных и объективных условий удовлетворения мотивов профессионального самоутверждения Фиксированная цель (эталонные критерии для принятия решения о достижении цели, сравнение результата с нормативной целью) Представление о способах, компонентах деятельности по профессиональному самоутверждению Соотнесение признаков с компонентами и способами деятельности Алгоритм действий (нормативная основа деятельности), детерминированная, вероятностная Программа перехода операционных качеств профессионального самоутверждения в оперативные
Информационная основа деятельности Требования личности к деятельности, профессиональным задачам Соотнесение нормативно одобряемый цели с фиксированной целью профессионального самоутверждения Нормативно одобряемый способ деятельности по профессиональному самоутверждению Нормативная основа деятельности профессионального самоутверждения Выработка решающего правила и критерия принятия решения Структура оптативных качеств, критерии готовности оперативных качеств к реализации профессионального самоутверждения
Принятие решений о деятельности Критерии принятия профессиональной задачи в соответствии со структурой мотивов профсамоутверждения Параметры качественной и количественной оценки реализации цели профессионального самоутверждения Представление о программе достижения цели профессионального самоутверждения Проверка адекватности признаков информационной основы деятельности решаемым задачам Выбор альтернатив на основе оценочных критериев, способы принятия решений Критерии эффективности реализации оперативных качеств субъекта профессионального самоутверждения
Качества субъекта деятельности Сформированная структура мотивов профессионального самоутверждения (иерархия) Сформированная структура целей профессионального самоутверждения Индивидуальная программа деятельности по профессиональному самоутверждению Субъективно значимые информационные комплексы об объективных и субъективных условиях деятельности Индивидуальные способы подготовки и принятия решений Сформированные подсистемы оперативных качеств субъекта профессионального самоутверждения. Индивидуальный способ деятельности
верждение есть личностное положение в этом мире, обеспеченное или необеспеченное личност-но-психологически, профессионально, положение состоявшейся личности» [14].
Таким образом, единая цель профессионального самоутверждения как системы деятельности - это побуждение, программирование, регуляция, реализация состояния личности, при котором личность чувствует себя профессионально состоявшейся.
Это состояние определено В. Д. Шадриковым следующим образом: «Люди, профессионально самоутвердившиеся, получают определённый жизненный стержень, в их жизни проявляется смысл, они могут реализовать себя в профессии и через профессию. Это вносит стабильность во внутреннюю жизнь, способствует формированию стереотипов поведения и отражающих их конкретных личностных качеств» [15].
Понимание цели профессионального самоутверждения как «стабильности внутренней жизни» делает принципиально важным вопрос определения критериев достижения результата.
Сложность состоит в том, что в сознании личности самоутверждение, тем более профессиональное, понятийно представлено редко. По мнению К. А. Абульхановой-Славской, оно представлено в сознании специфическим образованием - профессиональной «Я-концепцией», которая проявляется в переживаниях и смысловых отношениях (мотивационно-смысловых образованиях) к профессии, профессиональным задачам; к себе как профессионалу; к динамике и механизмам профессионального развития. Смысловые отношения и переживания неотделимы от внутреннего мира личности. «Я-кон-цепция» включает «в себя внутренний мир личности» [16].
Внутренний мир - это «потребностно-эмоци-онально-информационная субстанция», формирующаяся на основе индивидуальных свойств и качеств [17].
Внутренний мир человека имеет структуру функциональной системы деятельности, так как «любая деятельность человека в своём внутреннем содержании и есть одна из сторон внутренней жизни человека» [18].
Профессионально утвердившийся человек, (человек со стабильным внутренним миром), -это тот, кто имеет сформированную систему деятельности по своему профессиональному самоутверждению, а именно:
- сформированную систему мотивов и смыслов, побуждающую к реализации профессионального самоутверждения;
- осознаваемую и принятую цель (может быть не одну) своего профессионального самоутверждения;
- программу достижения целей профессионального самоутверждения, которая соотнесена с возможностями внутреннего и внешнего мира личности;
- критерии достижения цели, которые выступают как переживания (субъективно-значимые для личности информационные комплексы);
- способ или правило разрешения противоречий, выбора альтернатив по ведущему критерию (цели);
- индивидуальный способ реализации деятельности профессионального самоутверждения (стереотипы поведения и отражающие их конкретные личные качества).
Все признаки отражают интегральный показатель - позицию профессионального самоутверждения.
Позиция профессионального самоутверждения - это состояние субъекта профессионального самоутверждения, которое имеет внешние и внутренние параметры.
С одной стороны, это состояние личности, которое переживается ею как определённое достижение в профессиональной сфере. Это переживание мы называем чувством профессиональной самоценности. Чувство профессиональной самоценности нельзя наблюдать непосредственно, его можно исследовать как мотивацион-но-смысловые отношения к профессиональным задачам и целям, которые человек ставит перед собой как субъект профессионального самоутверждения. Это продукты деятельности, знания и умения, способности и качества личности, которые человек считает предметом профессиональной гордости. В целом, профессиональная самоценность - субъективный результат реализации профессиональной активности, который выражается в удовлетворённости собой как профессионалом, стремлении к дальнейшему профессиональному росту, в управлении своим профессиональным развитием и карьерным продвижением.
С другой стороны, это состояние субъекта, которое можно наблюдать извне: в оценках продуктов его деятельности, знаний и умений, способностей и качеств другими людьми, которое мы называем профессиональной надёжностью личности. Профессиональная надёжность - результат реализации профессиональной активности, который выражается в способности поддерживать сосредоточенность на достижении профессиональной цели, актуализацию профессиональных функций за счёт сформированной мотивации на совершенствование организации.
У каждого человека есть определённые сценарии достижения позиции профессионального самоутверждения как профессиональной самоценности и профессиональной надёжности. Не все сценарии осознаются личностью, строятся в
соответствии с целью и мотивами личности, а значит человек не всегда осознаёт себя субъектом своего профессионального самоутверждения.
Быть субъектом профессионального самоутверждения - значит иметь способность к организации этой деятельности, владеть архитектурой функциональной системы профессионального самоутверждения (знать компоненты деятельности и способы её реализации). Процессуальная сторона профессионального самоутверждения состоит в качестве обеспечения функционирования системы деятельности.
С позиции структурно-функционального анализа профессиональное самоутверждение - это сложная динамическая взаимосвязь всех компонентов системы деятельности - системогенез. Для иллюстрации этой идеи представим сводную таблицу взаимодействия компонентов (см. таблицу).
В таблице каждый компонент представлен как отдельный функциональный блок в общей структуре (по вертикали) и как развитие компонента во взаимодействиях с другими компонентами (по горизонтали).
На пересечениях компонентов системы деятельности находятся теоретически предполагаемые нами продукты их взаимодействия, которые возможно исследовать и получить описание состояния субъекта профессионального самоутверждения.
Три следующих уровня анализа (мотиваци-онно-смысловой, программно-целевой, контрольно-информационный) - углублённое исследование функциональных механизмов реализации профессионального самоутверждения.
Субъектно-деятельностный уровень анализа предполагает характеристику субъекта профессионального самоутверждения. В определении субъекта мы придерживаемся точки зрения К. А. Абульхановой-Славской [19]:
- субъект обладает особым способом организации, то есть превращение личности в субъекта происходит как в процессе овладения деятельностью, так и в организации этой деятельности;
- субъект способен к разрешению противоречий своими силами;
- субъект целенаправленно и оптимально использует свои возможности и имеющийся опыт как способы решения жизненных задач и проблем;
- субъект нацелен на совершенствование своей личности как индивидуальности;
- субъект стремится к достижению «высшего уровня» своей жизни, оптимальному уровню функционирования.
Субъект профессионального самоутверждения владеет архитектурой функциональной системы профессионального самоутверждения (знает компоненты деятельности и способы её реализации); соотносит цели, мотивы профессионального самоутверждения с реальными возможностями, которые предоставляет ему профессия, разрешает противоречия между ними; оптимально использует свои способности, то есть переводит их из операционального состояния в оперативные (профессионально важные) качества; находится в состоянии стремления к достижению высшего уровня жизни -формированию своей профессиональной самоценности и профессиональной надёжности как позиции профессионального самоутверждения.
Итак, с позиции системогенеза профессиональное самоутверждение является системой психологической деятельности, полиструктурным, многоуровневым образованием. Цель профессионального самоутверждения - в обеспечении оптимального функционирования субъекта в профессиональной сфере: достижения им определённого состояния профессиональной самоценности и профессиональной надёжности как показателей позиции профессионального самоутверждения.
Примечания
1. Тюхтин В. С. Отражение, системы, кибернетика. М.: Наука, 1972. С. 15.
2. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. Репр. воспр. текста издания 1982 г. М.: Логос, 2007. С. 29.
3. Ломов Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 5. С. 18.
4. Шадриков В. Д. Указ. соч. С. 24.
5. Там же. С. 24.
6. Там же. С. 26.
7. Там же. С. 62.
8. Там же. С. 65.
9. Там же. С. 77.
10. Там же. С. 86.
11. Там же. С. 33.
12. Там же.
13. Поварёнков Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности. Ярославль: Канцлер, 2008. С. 162.
14. Психология индивидуальности: Новые модели и концепции / под науч. ред. Е. Б. Старовойтенко, В. Д. Шадрикова. М.: НОУ ВПО МПСИ, 2009. С. 49.
15. Шадриков В. Д. Мир внутренней жизни человека. М.: Университетская книга: Логос, 2006. С. 89.
16. Психология индивидуальности. С. 51.
17. Шадриков В. Д. От индивида к индивидуальности: Введение в психологию. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2009. С. 119.
18. Там же. С. 135.
19. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1977. 224 с.