УДК 371.311.5
https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_2_69 EDN: CWDPYL
Научная статья
Л.М. Костина1 Э : , Н.В. Швецова2, И.Ю. Шиничева2
1 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
2 Школа № 375 с углубленным изучением английского языка Красносельского района Санкт-Петербурга г. Санкт-Петербург, Россия
Детерминанты выбора тематики проектов школьниками
Аннотация. В статье раскрываются причины интереса обучающихся к проектно-исследовательской в школе, специфика и методика использования проектной деятельности на занятиях со школьниками. Отмечается, что открыт вопрос определяющий причины выбора тематики проектов самими обучающимися. Решение обозначенной проблемы стало целью данного исследования. В проведенном исследовании были использованы опросные методы. Выборку составили 137 учащихся 9-11 классов. Результаты исследования показали, что существуют группы обучающихся, которые высказывают нейтральное, отрицательное или положительное отношение к проектной деятельности. Полученные данные позволяют говорить о преобладании положительного отношения к проектно-исследовательской деятельности в школе. К основным детерминантам выбора тема проекта школьниками можно отнести их собственный интерес к проблеме исследования и к личности учителя, с которым проект реализуется, а также приобретенные умения и опыт. В качестве не менее значимых причин указывались связь с будущей профессией или с дополнительной возможностью подготовке к ЕГЭ. Уточняется, что критерием успеха проектной работы становится не отметка, поставленная учителем, а реальные полученные умения и положительная оценка коллектива.
Ключевые слова: проектная детальность, исследовательская деятельность, обучающиеся, детерминанты содержания образования.
Для цитирования: Костина Л.М., Швецова Н.В., Шиничева И.Ю. Детерминанты выбора тематики проектов школьниками // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2023. Т. 4. № 2. С. 69-74. 1"1йрБ:// doi.org/10.54158/27132838_2023_4_2_69 ЕРЫ: CWDPYL_
Original article
L.M. Kostina1 ED, N.V. Shvetsova2, I.Yu. Shinicheva2,
1 Herzen University
2 School No. 375 St. Petersburg St. Petersburg, Russia El [email protected]
Determinants of the selection of project subjects schoolchildren
Abstract. The article reveals the reasons for the students' interest in design and research at school, the specifics and methods of using project activities in the classroom with schoolchildren. It is noted that the question is open that determines the reasons for choosing the subject of projects by the students themselves. Solving this problem was the goal of this study. In the study, survey methods were used. The sample consisted of 137 students in grades 9-11. The results of the study showed that there are groups of students who express a neutral, negative or positive attitude towards project activities. The data obtained allow us to speak about the predominance of a positive attitude towards design and research activities at school. The main determinants
.to., 2023
© Костина Л.М., Швецова Н.В., Шиничева И
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.
of the choice of the topic of the project by schoolchildren include their own interest in the research problem and the personality of the teacher with whom the project is being implemented, as well as the acquired skills and experience. As no less significant reasons, the connection with the future profession or with the additional opportunity to prepare for the Unified State Examination was indicated. It is clarified that the criterion for the success of project work is not the mark set by the teacher, but the real skills acquired and the positive assessment of the team.
Keywords: project detail, research activity, students, determinants of the content of education.
For citation: Kostina LM, Shvetsova NV, Shinicheva lYu. Determinants of the selection of project subjects schoolchildren. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2023;4(2):69-74. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_2_69 EDN: CWDPYL
Введение
На современном этапе развития российского образования наблюдается повышение значимости проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Подобную тенденцию мы можем проследить на трех уровнях: государственном, академическом и практическом.
Государственный уровень реализации про-ектно-исследовательской деятельности в школе определяется, прежде всего, государственным заказом, который выражен в федеральных образовательных стандартах. И в стандартах предыдущего поколения, и в новых ФГОС, введенных с сентября 2022 года развитию исследовательской компетентности школьников уделяется огромное внимание.
Обеспечение реализации государственно заказа с точки зрения науки определило академический уровень значимости реализации про-ектно-исследовательской деятельности в школе. Интерес научного сообщества существенно возрос в последние годы, что выражается в увеличении количества научных статей и диссертаций по данной тематике.
Практический уровень значимости проек-тно-исследовательской деятельности школьников определяется запросом самих обучающихся на практическую полезность данной деятельности. В одной из предыдущих статей нами было предложено понятие ученик-исследователь, как субъект образования, который в процессе учебной деятельности производит прикладное знание, обладающее субъективной новизной.
Литературный обзор
Проектно-исследовательская детальность школьников в последнее время все чаще становится предметом научных исследований. Фундаментальная основа данных исследований связана с активностью человека в процессе его жизнедеятельности и рассматривается в работах отечественных и зарубежных ученых [1]. Проектная деятельность как форма активности проявляется не только в применении знаний, даваемых учителем, но - «в способности преобразовывать мир, преодолевать собственную ограниченность» (В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман). Пози-
ции ученых, связанные с методологией и феноменологией проектной деятельности представлены в работах Е.Л. Ерохиной [2], реализацией технологий и методов реализации проектно-исследо-вательской деятельности обучающихся в работах А.К. Клепче, М.С. Лошкаревой [3; 4]. Проектное мышление характеризуется отношением к решению той или иной проблемы как к проекту, оно ориентировано на результат, а не на процесс, соответственно предоставляет свободу выбора средств достижения заданного результата. Максимальная эффективность процесса может быть достигнута эффективной постановкой проблемных задач, которая осуществляется с учетом дидактических правил и законов логики. Важным является выделение многослойности проектной деятельности:
• базовый слой - ценностный;
• научный (психолого-педагогический);
• технологический (методический).
Вместе с тем, вопрос изучения отношения к проектно-исследовательской деятельности и выбору ее тематики обучающимися остается до сих пор недостаточно изученным. Таким образом, проведенный анализ современных исследований позволяет говорить о значимости изучения проблемы проектно-исследовательской деятельности обучающихся, в том числе и с точки зрения определения детерминант выбора тематики проектов самими школьниками [5]. Данный аспект стал целью нашего дальнейшего эмпирического исследования.
Материалы и методы
Результаты теоретического анализа позволили говорить об актуальности проблемы отношения обучающихся к проектно-исследовательской деятельности в школе, что и определило проблему нашей дальнейшей работы.
Цель эмпирического исследования: определить детерминанты выбора тематики проектов учащимися 9-11 классов.
Задачи эмпирического исследования:
1. Выявить отношение обучающихся к проек-тно-исследовательской деятельности в школе.
2. Определить причины выбора тематики проектов обучающимися.
База исследования: образовательные организации Северо-Западного региона Российской Федерации.
Характеристика выборки: в исследовании приняли участие 137 учащихся девятых, десятых и одиннадцатых классов школ.
Поскольку преследовалась цель проведения первичного эмпирического среза, дифференциация по полу и возрасту не проводилась. Подобное разделение при увеличении выборки и проведении статистического анализа данных может стать
предметом дальнейших научных исследований. Методы эмпирического исследования:
1. Опросник «Отношение к проектной деятельности школьников»;
2. Опросник «Причины выбора темы проектов обучающимися».
Результаты исследования и их обсуждение
Рассмотрим результаты изучения эмоционального отношения к проектной деятельности школьников. Данные представлены на рисунке 1.
Анализ ответов респондентов показал,
отрицательно не определился
Рис. 1. Результаты изучения отношения школьников к проектной деятельности Fig. 1. The results of studying the attitude of schoolchildren to project activities
что подавляющее большинство учащихся положительно относятся к проектно-исследовательской деятельности в школе. Ребята отмечали заинтересованность тематике выбранных проектов, интерес к данной области знания или связь с будущей профессией. Многие обучающиеся рассматривают проектную деятельность как старт-ап и фундамент своей будущей жизни.
Около 9% респондентов высказали неопределенное отношение к проектной деятельности. Данный тип отношения может быть связан с нежеланием тратить много времени и сил при выборе темы и содержание проектной деятельности. В данной ситуации ребята часто перекладывают ответственность за результат на другого человека, чаще всего учителя.
Вместе с тем, присутствовали ответы учащихся явно указывающие на их отрицательное отношение к проектной деятельности в целом. Примером подобного отношения могут быть высказывания типа: «Надо это делать, я и делаю», «Не хочу это делать», «Хочу сменить тему» и т.д. По нашему мнению, подобные ответы могут быть связаны с негативным опытом проектной деятельности, недостаточной организацией данного процесса, отсутствием видимых результатов, низкой
мотивацией со стороны самих учеников, одноклассников и педагогов-руководителей и пр.
Таким образом, результаты исследования показали наличие положительного отношения к проектной-исследовательской деятельности у учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ.
Далее рассмотрим результаты изучения детерминант выбора тематики проектов обучающимися.Данныепредставленынарисунке2. Рассмотрим более подробно ответы обучающихся на вопрос о причинах и предпосылках выбора тематики проектов в школе. Более половины респондентов объяснили свой выбор личным интересом к теме проектно-исследовательской деятельности. По нашему мнению, данный факт существенно повышает заинтересованность учеников и повышение их мотивации к данному виду деятельности, что, в свою очередь, приводит к положительному эмоциональному отношению к проектной деятельности в целом.
Около 20% учеников написал, что не ориентируется на собственные интересы при выборе темы проектной деятельности. Более значимым для подростка здесь является личность учителя. Он либо выбирает учителя, а тема в таком случае вообще не имеет значения. Либо
Рис. 2. Результаты изучения детерминант выбора тематики проектов школьниками Fig. 2. The results of the study of the determinants of the choice of project topics by schoolchildren
выбирает тему, которую предложил учитель, тем самым снимая с себя всякую ответственность за выбранную сферу проекта.
Более осознанный выбор темы проектной деятельности продемонстрировали 19% обучающихся. Они отметили связь тематики проектов с будущей профессией, когнитивным развитием или успехами в ученой деятельности (ЕГЭ).
Лишь 4% учащихся недовольны темой или вообще не хотят заниматься проектно-исследова-тельской деятельностью в школе. Данные результаты согласуются с оценкой общего отношения к проектной деятельности, результаты которой представлены нами выше.
Таким образом, в качестве детерминант выбора тематики проектно-исследовательской деятельности учащимися 9-11 классов можно выделить следующие:
1. Собственный интерес учащихся к теме,
области знания или проблеме проекта.
2. Положительное отношение к педагогу.
3. Направленность на собственное когнитивное развитие.
4. Направленность на успешность в обучении или в будущей профессиональной деятельности.
Полученные результаты говорят о тесной связи у учеников 9-11 классов положительного отношения к проектной деятельности с тематикой реализуемых проектов. Данные могут быть использованы педагогами при планировании и реализации проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
Дифференциация результатов по репрезентативным признакам (пол, возраст, тип поселения) может стать предметом последующих исследований.
Список литературы
1. Гущина Ю.А. Возможности технологии проектной деятельности в развитии саморегуляции у младших подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-2. С. 59-62. EDN: WZKSHN
2. Ерохина Е.Л. Методологические подходы к обучению субъектов исследовательской деятельности основам академической культуры // Казанский педагогический журнал. 2015. № 4-2 (111). С. 298301. EDN: TZZXNT
3. Клепче А.К. Важность использования технологии проектной деятельности для достижения требований ФГОС СОО к личностным результатам обучения // Вестник научных конференций. 2022. № 3-3 (79). С. 65-66. EDN: CNUIPW
4. Лошкарева М.С., Маликова Л.О., Шибаев И.А. Составляющие теоретизации и уточнения идей проектной деятельности: проблемы, модели, принципы, условия, технологии // Новые информаци-
онные технологии в нефтегазовой отрасли и образовании: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф.-конкурса, Тюмень, 16-17 февраля 2022 г. / отв. ред. О.Н. Кузяков, О.В. Баюк. Тюмень, 2022. С. 109-113. EDN: BYLYFZ
5. Pisarenko I., Kostina L., Karpova M., Shinicheva I. The culture of the researcher in the project activities of primary school students // Norwegian Journal of development of the International Science. 2021. № 63-2. P. 32-35. https://doi.org/10.24412/3453-9875-2021-63-2-32-35 EDN: BBSSCG
References
1. Gushchina JA. Possibilities of project activity technology in the development of self-regulation in younger adolescents. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2022;(76-2):59-62. (In Russ.). EDN: WZKSHN
2. Erokhina EL. Methodological approaches to teaching the basics of the subjects of research activities of academic culture. Kazan Pedagogical Journal. 2015;(4-2):298-301. (In Russ.). EDN: TZZXNT
3. Klepche AK. Vazhnost' ispol'zovaniya tekhnologii proektnoi deyatel'nosti dlya dostizheniya trebovanii FGOS SOO k lichnostnym rezul'tatam obucheniya = The importance of using the technology of project activities to achieve the requirements of the federal state educational standard of the soo for personal learning outcomes. Vestnik nauchnykh konferentsii. 2022;(3-3):65-66. (In Russ.). EDN: CNUIPW
4. Loshkareva MS, Malikova LO, Shibaev IA. Sostavlyayushchie teoretizatsii i utochneniya idei proektnoi deyatel'nosti: problemy, modeli, printsipy, usloviya, tekhnologii = Components of theorizing and clarifying the ideas of project activities: problems, models, principles, conditions, technologies. In: Kuzyakov ON, Bayuk OV. (eds.) Novye informatsionnye tekhnologii v neftegazovoi otrasli i obrazovanii: materialy IX Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.-konkursa = New information technologies in the oil and gas industry and education: materials of the IX Intern. scientific-practical. conf.-competition, 16-17 February 2022, Tyumen. Tyumen; 2022. p. 109-113. (In Russ.). EDN: BYLYFZ
5. Pisarenko I, Kostina L, Karpova M, Shinicheva I. The culture of the researcher in the project activities of primary school students. Norwegian Journal of Development of the International Science. 2021;(63-2):32-35. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/3453-9875-2021-63-2-32-35 EDN: BBSSCG
Информация об авторах:
Костина Любовь Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (191186, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48, Россия), Scopus Author ID: 7005814805, Researcher ID Web of Science: S-3779-2019, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0472-7640, SPIN-код: 7362-2483, Author ID: 541517, еmail: [email protected]
Швецова Наталья Витальевна, педагог-психолог, ГБОУ Школа № 375 с углубленным изучением английского языка Красносельского района Санкт-Петербурга (198328, г. Санкт-Петербург, проспект Кузнецова, д. 19, литер А, Россия), еmail: [email protected]
Шиничева Ирина Юрьевна, заместитель директора, ГБОУ Школа № 375 с углубленным изучением английского языка Красносельского района Санкт-Петербурга (198328, г. Санкт-Петербург, проспект Кузнецова, д. 19, литер А, Россия), еmail: [email protected]
Вклад авторов: Авторы внесли равный вклад в исследовательскую работу. Конфликт интересов: Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила в редакцию: 11.02.2023 Одобрена после рецензирования: 20.03.2023 Принята к публикации: 26.03.2023
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. Information about the authors:
Lyubov M. Kostina, Candidate of Sciences in Psychology, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Developmental Psychology and Pedagogy of the Family, Herzen University (48 Moiki Nab. of the River, St. Petersburg 191186, Russia), Scopus Author ID: 7005814805, Researcher ID Web of Science: S-3779-2019, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0472-7640, SPIN-код: 7362-2483, Author ID: 541517,
email: [email protected]
Natalia V. Shvetsova, Teacher-psychologist, School No. 375 St. Petersburg (19 letter A Kuznetsova Ave., St. Petersburg 198328, Russia), email: [email protected]
Irina Yu. Shinicheva, Deputy Director, School No. 375 St. Petersburg (19 letter A Kuznetsova Ave., St. Petersburg 198328, Russia), email: [email protected]
Contribution of the authors: The contribution of the authors is equal. Conflict of interests: The authors declare that there is no conflict of interest.
Received: 11.02.2023
Approved after reviewing: 20.03.2023
Accepted for publication: 26.03.2023
The authors have read and approved the final manuscript.