УДК 373.51
https://doi.org/10.54158/27132838 2022 3 3 187 ЕБ1Ч: НТУОР! Научная статья
Отношение педагогов и родителей к проектно-исследовательской деятельности
школьников
И.Ю. Шиничева1'2 И, Л.М. Костина3
1'Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Санкт-Петербургский филиал, 2Школа № 375 с углубленным изучением английского языка Красносельского
района Санкт-Петербурга, -Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
г. Санкт-Петербург, Россия И shinirina ayandex.ru
Аннотация. На современном этапе развития образования существенно возрос интерес к проектно-исследовательской деятельности школьников, как со стороны научного сообщества, так и со стороны педагогов-практиков. Данный факт поставило перед необходимостью изучения отношения к проектной деятельности педагогов и родителей обучающихся. Это и стало целью нашего исследования.
В ходе работы нами были использованы опросные методы. В эмпирическом исследовании приняло участие более 300 респондентов. Полученные данные позволяют говорить о преобладании положительного отношения к проектно-исследовательской деятельности школьников как со стороны педагогов, так и со стороны родителей обучающихся. Выявленные отдельные трудности в обеих группах респондентов требуют дальнейшего изучения и могут стать предметом последующих научных исследований.
Ключевые слова: проектная детальность, исследовательская деятельность, обучающиеся, педагоги, родители школьников, отношение.
Для цитирования: Шиничева И.Ю., Костина Л.М. Отношение педагогов и родителей к проектно-исследовательской деятельности школьников // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022. Т. 3. №3. С. 187-198. https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_3_187
О Шиничева И.Ю., Костина Л.М., 2022
Q I Attribution Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License, cc by The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.
Original article
Attitude of teachers and parents to the design and research activity of schoolchildren
I Yu. Shinicheva1'2 IHI, L.M. Kostina3
s HSE University - St. Petersburg, 2School No. 375 St. Petersburg, -Herzen University St. Petersburg, Russia El shinirina ayandex.ru
Abstract. At the present stage of development of education, the interest in the design and research activities of schoolchildren has significantly increased, both from the scientific community and from teaching practitioners. This fact made it necessary to study the attitude to the project activities of teachers and parents of students. This was the aim of our study.
In the course of the work, we used survey methods. More than 300 respondents took part in the empirical study. The data obtained allow us to speak about the predominance of a positive attitude towards the design and research activities of schoolchildren, both on the part of teachers and on the part of the parents of students. The identified individual difficulties in both groups of respondents require further study and may be the subject of further scientific research.
Keywords: design detail, research activity, students, teachers, schoolchildren's parents, attitude.
For citation: Shinicheva IYu, Kostina LM. Attitude of teachers and parents to the design and research activity of schoolchildre. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2022;3(3):187-198. (InRuss.). https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_3_187
Введение
На современном этане развития образования школьников ставится задача формирования у них исследовательской компетентности. С введением Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования произошло расширение понятийного поля. В повседневный оборот вошли такие понятия, как исследовательская деятельность, проектная деятельность, исследователь и многие другие. Научное сообщество также обратило внимание на появление новых феноменов в сфере российского образования. Активно стали издаваться научные статьи и монографии, отражающие результаты их изучения. Так, в статье Е.В. Бережновой выделяется отличительный признак человека-исследователя, который заключается в производстве (педагогического) знания [1]. В свою очередь, мы в более ранних работах представили понятие ученик-исследователь, как субъект
образования, который в процессе учебной деятельности производит прикладное знание, обладающее субъективной новизной [2].
Литературный обзор. Формирование проектной-исследовательской деятельности обучающихся является предметом научных изысканий довольно давно. Предпосылками можно считать работы М.В. Ломоносова, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинского. И более поздние труды отечественных ученых В.И. Андреева, Ю.К. Бабановского, Л.И. Казанцевой, Г.В. Макотровой, В.А. Сластёнина и других.
Однако в последние десятилетия проектно-исследовательская деятельность стала вновь центром внимания ученых. Методологические основы исследовательской деятельности, академическая культура и другие наиболее общие и основополагающие феномены представлены в работах Е.Л. Ерохиной [3], Г.В. Тереховой.
Методы и технологии проектно-исследовательской деятельности освещены в ряде статей. Так, Ю.А. Прытков [4] изучает возможность использования информационных технологий в научной деятельности начинающих исследователей. Г.В. Терихова [5] концентрируется на методике ТРИЗ для формирования методологических аспектов исследовательской детальности школьников. Библиотека, как средство развития информационной культуры студентов изучается A.A. Федосовой [6]. Е.А. Бырылова в качестве средства развития исследовательской культуры обучающихся рассматривает научную лабораторию [7].
Отдельный кластер работ посвящен развитию проектно-исследовательской деятельности при изучении различных предметов. Так, Н.В. Сторожева раскрывает возможность использования исследовательского подхода при изучении биологии [8]. Л.Г. Пащенко рассматривает организацию исследовательской деятельности в области физической культуры [9]. A.A. Ишкабулов формирует исследовательскую деятельность школьников на уроках географии [10]. Е.И. Мычко и A.B. Сапунов описывают технологии
формирования учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках истории [11].
Таким образом, анализ результатов научных исследований, представленных в настоящее время в работах различных авторов, позволяет говорить о все возрастающем интересе ученых и практиков к различным аспектам проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
Материалы и методы
В свете полученных данных теоретического анализа научных источников, возникает закономерный вопрос об отношении субъектов образования к проектно-исследовательской деятельности школьников. Ответ на данной вопрос определил проблему нашего дальнейшего эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: определить специфику проявления отношения педагогов и родителей к проектной деятельности школьников.
Задачи эмпирического исследования:
1. Определить отношение педагогов образовательных организаций к проектной деятельности школьников.
2. Выявить отношения родителей обучающихся к проектной деятельности школьников.
База исследования', образовательные организации Северо-Западного региона Российской Федерации
Характеристика выборки', в исследовании приняли участие 386 респондент. Из них: 206 педагогов образовательных организаций; 180 родитель обучающихся.
Методы эмпирического исследования:
1. Опросник «Отношение к проектной деятельности педагогов».
2. Опросник «Отношение к проектной деятельности родителей обучающихся»
Результаты исследования и их обсуждение
Остановимся подробнее на результатах изучения отношения педагогов к
проектной деятельности школьников. Результаты представлены на рисунке 1
Рис. 1. Результаты изучения отношения педагогов к проектной
деятельности школьников
Fig. 1. The results of studying the attitude of teachers to the project
activities of schoolchildren
Анализ полученных ответов педагогов показал, что большинство учителей относятся к проектной деятельности школьников положительно и понимают ее смысл и эффективность. Педагоги отмечают роль проектно-исследовательской деятельности в развитии самостоятельности и критичности мышления учащихся, их познавательного интереса и повышения учебной мотивации.
Приведем высказывания педагогов, которые затрудняются обозначить свое отношение к проектной деятельности в школе: идея хорошая, но недостаточно подготовлены учителя, нужен опыт и время.
Отрицательное отношение к проектной деятельности в школе высказала небольшая часть педагогов: пустая трата времени; дети не готовы к такой деятельности, все делают учителя; дополнительная нагрузка на учителей; нет сопровождения и четкой организации проектной деятельности.
Таким образом, результаты исследования показали положительное
отношение к проектной деятельности обучающихся у подавляющего большинства педагогов. Отрицательные ответы были связаны, преимущественно, с высокой профессиональной загрузкой и низкими навыками руководства и организации нового вида деятельности.
Рассмотрим результаты изучения отношения родителей к проектной деятельности школьников. Результаты представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты изучения отношения родителей к проектной
деятельности школьников Fig. 2. The results of studying the attitude of parents to the project
activities of schoolchildren
Положительное отношение родителей к проектной деятельности в школе подтверждается ответами о том, что данная деятельность развивает самостоятельность, расширяет кругозор, развивает исследовательские способности детей, помогает выйти за пределы школьной программы, более глубоко погружает в изучаемую область знаний, учит отбирать и систематизировать информацию, необходимый навык для обучения в вузе. Скорее положительно, если ребенок будет успевать делать уроки и посещать кружки
Приведем аргументы родителей, которые затрудняются высказать свое
отношение к проектной деятельности в школе: не до конца понимают, зачем
это нужно и ничего не знают про проектную деятельность; не совсем понятно,
что требуется от ребенка; не понимают долю участия педагога в проектной деятельности и переживают, что им придется сидеть с ребенком, а как делать проект, не знают.
Отрицательное отношение родителей к проектной деятельности в школе связано с загруженностью их детей и непониманием того, что развивает проектная деятельность у выпускников школы. Так же есть мнение некоторых родителей о ненужности такой деятельности, если за нее не ставят оценку. Можно предположить, что для родителей показателем успешности ребенка на сегодняшний день является оценка, а не развитие необходимых навыков для дальнейшей жизни и обучения.
Таким образом, результаты показали преобладание положительного отношения родителей обучающихся к проектной-исследовательской деятельности школьников. Отрицательные ответы, в основном, связаны с недостатком информированности или опыта участия родителей в подобной детальности.
Заключение
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
1. Анализ научных исследований показал наличие возрастающего интереса к проблеме проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Данный факт поставил перед необходимость изучения отношения к проектной деятельности субъектов образования.
2. Результаты изучения отношения педагогов к проектной деятельности школьников показало преобладание преимущественно положительной направленности. Отдельные отрицательные отзывы были связаны с высокой профессиональной загрузкой педагогов и с проблемами организационного характера.
3. Преимущественно положительное отношение к проектной деятельности обучающихся было выявлено у родителей школьников.
Отдельные отрицательные ответы были связаны с выбором родителей занять своих детей чем-то, на их взгляд, более полезным. Также необходимо отметить наличие у ряда респондентов четкой направленности на высокие отметки по узкому кругу предметов без желания развивать у своих детей какие-бы то ни было исследовательские навыки.
Таким образом, результаты полученного исследования говорят о наличии положительного отношения субъектов образованиям к реализации проектно-исследовательской деятельности. Данный факт ставит перед необходимостью дальнейшего научного сопровождения проектно-исследовательской деятельности обучающихся и методической поддержки педагогов и родителей школьников.
Список литературы
1. Бережнова Е.В. Культура педагога-исследователя // Вестник "ОРЛЕУ" -KST. 2013. № 1 (1). С. 10-14. EDN: XTZXOH
2. ПисаренкоИ., Костина JL, КарповаМ., ШиничеваИ. Культура исследователя в проектной деятельности обучающихся основной школы // Norwegian Journal of development of the International Science. 2021. № 63-2. C. 32-35. https://doi.org/10.24412/3453-9875-2021-63-2-32-35 EDN: BBSSCG
3. ЕрохинаЕ.Л. Методологические подходы к обучению субъектов исследовательской деятельности основам академической культуры // Казанский педагогический журнал. 2015. № 4-2 (111). С. 298-301. EDN: TZZXNT
4. Прытков Ю.А. Использование новых информационных технологий в научной работе начинающих исследователей // Интеграция науки и практики в современных условиях: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф., Пятигорск, 19 февраля 2017 г. М.: Перо, 2017. С. 77-81. EDN: YHECUR
5. Терехова Г.В. Формирование аспектов методологической культуры школьника-исследователя на основе ТРИЗ // Методология педагогики:
актуальные проблемы и перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Челябинск, 05 февраля 2009 г. Челябинск: Цицеро, 2009. С. 141-142.
6. Федосова А. А. Моделирование процесса развития информационной культуры исследователя в библиотеке учреждения высшего образования // Вестник белорусского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 4 (38). С. 153-160. EDN: XCSJQJ
7. БырыловаЕ.А. Студенческая лаборатория как способ формирования культуры исследователя // Подготовка педагогов в контексте инновационных изменений в высшем образовании: сб. статей науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 04 июня 2019 г. СПб.: Астерион, 2019. С. 169-174. EDN: MHUYLC
8. Сторожева Н.В. Возможности использования исследовательского подхода на уроках биологии при проведении практических работ // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 5. С. 55-57. EDN: MVSDLJ
9. Пащенко Л.Г. Современные проблемы организации исследовательской деятельности школьников в области физической культуры // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016. № 1. С. 72-80. EDN: VPZUBH
10. Ишкабулов А.А. Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры на уроках географии по ФГОС ООО // Вестник науки и образования. 2018. № 4. С. 47-51. EDN: YSJBOJ
11. Мычко Е.И., Сапунов А.В. Технология формирования учебно-исследовательской культуры в сельской школе Калининградской области на уроках истории западной России // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. № 5. С. 10-15. EDN: OYONTZ
References
1. Berezhnova EV. Kul'tura pedagoga-issledovatelya = Culture of the educator-researcher. Vestmk "ORLEU" - KST. 2013;(1): 10-14. (In Russ.). EDN: XTZXOH
2. Pisarenko L, Kostina L., Karpova M., Shinicheva I The culture of the researcher in the project activities of primary school students. Norwegian Journal of development of the International Science. 2021;(63-2):32-35. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/3453-9875-2021-63-2-32-35 EDN: BBSSCG
3. Erokhina EL. Methodological approaches to teaching the basics of the subjects of research activities of academic culture. Kazan Pedagogical Journal. 2015;(4-2):298-301. (In Russ.). EDN: TZZXNT
4. Prytkov YiiA. Ispol'zovanie novykh informatsionnykh tekhnologii v nauchnoi rabote nachinayushchikh issledovatelei. = The use of new information technologies in the scientific work of novice researchers. In: integrals iya nauki i praktiki v sovremennykh usloviyakh: materialy VIIIMezhdunar. nauch.-prakt. konf = Integration of science and practice in modern conditions: materials of the VIII Intern, scientific-practical, conf, February 19 2017, Pyatigorsk. Moscow: Pero Publ.; 2017. p. 77-81. (In Russ.). EDN: YHECUR
5. Terekhova GV. Formirovanie aspektov metodologicheskoi kul'tury shkol'nika-issledovatelya na osnove TR1Z = Formation of aspects of the methodological culture of a student-researcher based on TRIZ. In: Metodologiya pedagogiki: aklual'nye problemy i perspektivy: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf = Methodology of Pedagogy: Actual Problems and Prospects: Proceedings of the Intern, scientific-practical. Conf, February 05 2009, Chelyabinsk. Chelyabinsk: Tsitsero Publ.; 2009. p. 141-142. (In Russ.).
6. Fedosova A. Modeling the development process of a researcher's information culture in the library of a higher education institution. Bulletin Of The Belarusian State University of Culture and Arts. 2020;(4): 153-160. (In Russ.). EDN: XCSJQJ
7. ByrylovaEA. Studencheskaya laboratoriya kak sposob formirovaniya kul'tury issledovatelya = Student laboratory as a way to form a researcher's culture.
In: Podgotovka pedagogov v kontekste innovatsionnykh izmenenii v vysshem obrazovanii: sb. statei nauch.-prakt. konf = Training of teachers in the context of
innovative changes in higher education: sat. articles scientific and practical, conf., June 04 2019, Saint Petersburg, Saint Petersburg: Asterion Publ.; 2019. p. 169-174. (In Russ.). EDN: MHUYLC
8. Storozheva NV. Vozmozhnosti ispol'zovaniya issledovatel'skogo podkhoda na urokakh biologii pri provedenii prakticheskikh rabot = Possibilities of using the research approach in biology lessons during practical work. Eksperiment i innovatsii v shkole. 2009;(5):55-57. (In Russ.). EDN: MVSDLJ
9. Paschenko LG. Modern challenges of organizing research activities in the field of physical training and sports among school students. Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2016;(l):72-80. (In Russ.). EDN: VPZUBH
10. Ishkabulov AA. Aktivizatsiya poznavatel'noi deyatel'nosti i issledovatel'skoi kul'tury na urokakh geografii po FGOS OOO = Activation of cognitive activity and research culture in geography lessons according to the Federal State Educational Standard. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2018;(4):47-51. (In Russ.). EDN: YSJBOJ
11. Mychko EI, Sapunov AV. Tekhnologiya formirovaniya uchebno-issledovatel'skoi kul'tury v sel'skoi shkole Kaliningradskoi oblasti na urokakh istorii zapadnoi Rossii = The technology of formation of educational and research culture in a rural school of the Kaliningrad region at the lessons of the history of Western Russia. VestnikImmanuel Kant Baltic Federal University. 2012;(5): 10-15. (In Russ.). EDN: OYONTZ
Информация об авторах:
Шиничева Ирина Юрьевна, магистрант 2 курса программы «Управление образованием», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Санкт-Петербургский филиал (190008, г. Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, д. 1, Россия), заместитель директора, Школа № 375 с углубленным изучением английского языка Красносельского района Санкт-Петербурга (198328, г. Санкт-Петербург, проспект Кузнецова, д. 19, литер А, Россия), email: [email protected]
Костина Любовь Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (191186, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48, Россия), Scopus AuthorlD: 7005814805, Researcher ID Web of Science: S-3779-2019, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0472-7640, SPIN-код: 7362-2483, AuthorlD: 541517, email: [email protected]
Вклад авторов: Авторы внесли равный вклад в исследовательскую работу.
Конфликт интересов: Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила в редакцию: 21.04.2022 Одобрена после рецензирования: 11.05.2022 Принята к публикации: 26.05.2022
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. Information about the authors:
Irina Yu. Shinicheva, Master Student of the 2nd year, HSE University - St. Petersburg (1 Soyuza Pechatnikov Str., St. Petersburg 190008, Russia), Deputy Director, School No. 375 St. Petersburg (19 letter A Kuznetsova Ave., St. Petersburg 198328, Russia), email: [email protected]
Lyubov M. Kostina, PhD, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Developmental Psychology and Pedagogy of the Family, Herzen University (48 Moiki Nab. of the River, St. Petersburg 191186, Russia), Scopus AuthorlD: 7005814805, Researcher Ш Web of Science: S-3779-2019, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0472-7640, SPIN-код: 7362-2483, AuthorlD: 541517, email: [email protected]
Contribution of the authors: The contribution of the authors is equal.
Conflict of interests: The authors declare that there is no conflict of interest.
Received: 21.04.2022
Approved after reviewing: 11.05.2022
Accepted for publication: 26.05.2022
The authors have read and approved the final manuscript.