Научная статья на тему 'Детерминанты верификации тоталитарных сект'

Детерминанты верификации тоталитарных сект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
672
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТОТАЛИТАРНЫЕ СЕКТЫ / КРИТЕРИИ ТОТАЛИТАРНЫХ СЕКТ / ДИСКРИМИНАНТНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нехвядович Э. А., Гурко Г. И., Белов В. Г., Парфенов С. А., Сапожников К. В.

Проблема изучения деятельности тоталитарных сект в обществе остается весьма актуальной в силу их разрушительного влияния на адептов, в связи с чем данное явление активно исследуется с целью оградить граждан от влияния тоталитарных сект путём их информирования, реализуя принцип «предупреждён значит вооружён». Одновременно, отношение к различным, иногда безопасным религиозным объединениям как к тоталитарным сектам также продолжает оставаться актуальным. В данном исследовании определен ряд детерминант и их веса в принятии решения по отнесению той или иной организации к тоталитарной секте. Разработан алгоритм дискриминации деятельности организации, как содержащей или не содержащей признаков тоталитарных сект, который может служить существенным подспорьем в экспертной деятельности при анализе тоталитарных сект и принятии социально-значимых решений в этой сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детерминанты верификации тоталитарных сект»

Детерминанты верификации тоталитарных сект

Нехвядович Э.А., Гурко Г.И., Белов В.Г., Парфенов С.А., Сапожников К.В.

Проблема изучения деятельности тоталитарных сект в обществе остается весьма актуальной в силу их разрушительного влияния на адептов, в связи с чем данное явление активно исследуется с целью оградить граждан от влияния тоталитарных сект путём их информирования, реализуя принцип «предупреждён - значит вооружён». Одновременно, отношение к различным, иногда безопасным религиозным объединениям как к тоталитарным сектам также продолжает оставаться актуальным. В данном исследовании определен ряд детерминант и их веса в принятии решения по отнесению той или иной организации к тоталитарной секте. Разработан алгоритм дискриминации деятельности организации, как содержащей или не содержащей признаков тоталитарных сект, который может служить существенным подспорьем в экспертной деятельности при анализе тоталитарных сект и принятии социально-значимых решений в этой сфере

Ключевые слова: тоталитарные секты, критерии тоталитарных сект, дискриминантный анализ

Nekhvyadovich E.A., Gurko G.I., Belov V.G., Parfyonov S.A., Sapozhnikov K. V.

Determinants of verification of totalitarian sects The problem of studying the activities of totalitarian sects in society remains very relevant due to their destructive influence on adepts, and this phenomenon is actively explored in order to protect citizens from the influence of totalitarian sects by informing them, implementing the principle of «warned - means armed». At the same time, the attitude towards various, sometimes safe, religious associations as to totalitarian sects also continues to be relevant. This study identifies a number of determinants and their weight in deciding whether to classify an organization as a totalitarian sect. An algorithm for discriminating against the activities of an organization as containing or not containing signs of totalitarian sects has been developed, which can serve as an essential tool in expert activity in the analysis of totalitarian sects and the adoption of socially significant solutions in this field. Keywords: totalitarian sects, criteria of totalitarian sects, discriminant analysis

Введение

В настоящее время в России насчитывается примерно 500 сект при общей численности их последователей около 1 миллиона человек [8, 10]. Основной состав адептов данных религиозных объединений составляют граждане РФ трудоспособного возраста, в связи с чем вовлечение их в секты отрывает их от полноценной жизни и деятельности и определяет важность и актуальность исследований, проводящихся в этом направлении.

Термин «секта» является международным и имеет несколько определений, имеющих схожий смысл. Сектантские организации оказывают разное влияние на социум и здоровье людей. Наибольшую опасность, по мнению многих авторов, представляют тоталитарные секты, деятельность которых представляет опасность для социума [1, 3, 9, 13, 14].

Полемика вокруг применения термина «тоталитарная секта» тоже велика [2, 11, 12, 14], многие ученые считают данный термин несостоятельным с научной точки зрения. Коллектив наших авторов в основном состоит из врачей, поэтому нам в данном предмете показался крайне полезным аспект влияния на здоровье адептов данных организаций, т.е. непосредственно медицинская тематика. В связи с чем термин «тоталитарная секта» в контексте данной статьи использован как синоним выражениям «деструктивная», «разрушительная для сознания адепта».

Сложность исследований состоит в том, что как таковой материал для исследований отсутствует - желающих исследовать себя на предмет собственного психического здоровья среди сторонников того или иного объединения, как показал анализ научных публикаций, не так много, и авторам приходится довольствоваться теоретическими рассуждениями. Не заменяя

предложенным в настоящей статье механизмом психолого-психиатрические исследования, мы, однако, предприняли попытку использовать массу имеющихся источников на данную тему, и предложить некоторый вариант её развития.

В целом, на наш взгляд, если в деятельности организации, необязательно религиозной, имеются признаки тоталитарности (деструктив-ности), то необходимо проведение соответствующих исследований по оценке влияния этих признаков на членов организации и социум в целом для разработки определённого объема коррекционных мер психологического и юридического уровня. Однако, переход от тоталитарных сект (то есть религиозных организаций) к деструктивным организациям в целом в данной статье не предусмотрен и может являться одной из отдалённых задач научного поиска.

Термин «тоталитарные секты» в России был предложен А.Л. Дворкиным в девяностые годы прошлого столетия; согласно мнению данного автора, к ним относятся «особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками» [8, с. 22]. Восприятие членами тоталитарной секты своего лидера в тоталитарной секте доходит до сакрализации последнего. Они расценивают руководителя как лицо великое, неприкосновенное, защищают его, отказываются давать против него показания. В таком типе поведения членов тоталитарной секты явно прослеживается магифреническая симптоматика, что является критерием отклонения от нормы психического состояния адептов тоталитарной секты.

В зарубежных источниках [16, 19] также имеется определение тоталитарных сект, данное канадской организацией «Info-Calt», где также делается акцент на эксплуататорском отношении организации к своим адептам при осуществлении полного контроля за всеми сферами деятельности новообращённого. Аналогичными являются определения тоталитарных сект, используемые в Германии [17, 18] и Франции [15].

Исходя из вышеперечисленного, проблема тоталитарных сект, а именно, их негативное

влияние на социум путем практически полного исключения из него новообращённых граждан, является не только социальной проблемой России, но и международного сообщества. Влияние тоталитарных сект, как негативных факторов социума, на здоровье отдельно взятых индивидуумов так же весьма существенно [1].

По вопросу определения критериев, присущих сектам, в том числе тоталитарным, проведен ряд научных изысканий как в России, так и за рубежом, однако, исследований, посвящён-ных оценке величины вклада данных критериев в принятие решения отнести ту или иную организацию к разряду тоталитарных сект, в доступной литературе не найдено.

При этом проблема отношения к различным, иногда безопасным религиозным объединениям, как к тоталитарным сектам и, соответственно, борьба с ними стоит довольно остро по причине отсутствия терминологического единства, индивидуальной оценки деятельности религиозных объединений специалистами, априорного негативного отношения к любым отклонениям от традиционных религиозных учений [2, 10, 11].

Целью настоящего исследования явился анализ феноменологии дискриминации тоталитарной секты и общественной или общественно-религиозной организации, создание механизма выявления манифестации магифреничес-кой симптоматики, свойственной групповому поведению адептов.

Необходимо ещё раз отметить, что, ссылаясь на тех или иных авторов, своей задачей мы видели лишь вычленение свойств, имеющих отношение к предмету данной статьи, цель которой не предполагает оценку специфики религиозного, философского, социологического, филологического, лингвистического и культурологического подходов в исследовании сектантства. В задачи настоящего исследования не входит также дифференцировка между понятиями «секта» и «тоталитарная секта» по причине «размытости» трактовки первой. Так, например, Тертуллиан в своем труде «Апологетика» относил раннее христианство к секте. Сейчас же сектой может именоваться любая религиозная группа, имеющая свою идеологию, отличную от господствующей церкви или идеологии, что, несомненно, придаёт понятию «секта» серьёзный религиозно-политический подтекст.

Один из акцентов настоящего исследования сделан на выявлении факторов психотравмиру-ющего воздействия, которые присутствуют в деятельности организаций, значительно вредящих обществу и государству: тоталитарных сект и крайней их формы - деструктивных культов (сект-убийц), где активно пропагандируется убийство и самоубийство адептов. К таким факторам можно отнести, например, угнетающее воздействие лидера секты на психику адептов, что проявляется в магифренической симптоматике в коллективном поведении участников тоталитарной секты и, как следствие, сакрализации самого лидера.

Материал и методы

Достижение цели, поставленной в настоящем исследовании, осуществлено в несколько этапов.

На первом этапе проведён контент-анализ доступной литературы для формирования списка критериев, которые, по мнению различных авторов и социальных институтов, являются неотъемлемыми спутниками деятельности тоталитарных сект в России и за рубежом.

Второй этап заключался в уточнении данного списка, анализе содержания критериев и формировании окончательного перечня предикторов, которые затем будут включены в модель диагностики принадлежности той или иной организации к тоталитарным сектам.

На третьем этапе анализировались, по данным литературы, действующие или действовавшие тоталитарные секты (группа 1, основная). Результаты этого анализа оформлялись в виде матрицы дихотомических переменных (0 - признака нет, 1 - признак есть). Для контроля матрица дополнялась характеристиками обычных общественных организаций, которые входили в группу 2. Всего в матрицу включено 14 тоталитарных сект и 11 разных общественных организаций и институтов, ничего общего с тоталитарными сектами не имеющих. Тоталитарные секты вошли в группу №1, не секты, соответственно, в группу 2. Наличие признаков в характеристике организации из первой или второй группы определялось группой экспертов, состоящей из 10 человек. Из доступных источников - публикаций в интернете [7, 10, 14], монографий [8], материалов интервьюирования членов тоталитарных сект и других источников - гото-

вились справочные материалы. Сбор данных проводился c помощью представления экспертам собранных справочных материалов по каждой организации и последующего анкетирования. В анкете отмечались признаки из списка критериев, полученного на втором этапе, которые, по мнению специалиста, имеются в характеристике исследуемой организации. При обобщении ответов, итоговое наличие/отсутствие признака выставлялось при согласованности мнений экспертов по нему, согласно коэффициенту конкордации Кендалла, более 0,7.

Существенным условием исследования явился междисциплинарный подход и исключительно коллегиальное решение специалистов, чему способствовала выбранная методика. В состав группы экспертов входили врачи, психологи, криминалисты и представители религии, изучающие, каждый со своей стороны, влияние пси-хотравмирующих событий, в том числе сект, на человека. Исходя из имеющихся данных, на наш взгляд, применённый метод является наиболее объективным и научно обоснованным, однако его результаты всё ещё могут быть рассмотрены только в качестве предположительных, т.к. изначально опираются на единственно доступную информацию открытых источников, достоверность которой подтвердить невозможно. Для получения более точных данных необходимы социологические, психиатрические и др. исследования адептов тоталитарных сект.

При проведении исследования выполнялась статистическая обработка полученных результатов на базе персонального компьютера в табличном процессоре Excel 2013 и пакете прикладных программ IBM SPSS Statistics 22,0. В соответствии с целью исследования, были рассчитаны веса предикторов в принятии решения для отнесения рассматриваемой организации к тоталитарным сектам на основании имеющихся номинальных данных. В соответствии с задачей и типом имеющихся данных, выбран метод дис-криминантного анализа с одновременным включением всех переменных. Валидность классифицирующей функции проверялась с помощью оценки собственного значения функции, величины канонической корреляции, Л Уилкса и проверки качества дискриминации. Задачей данного этапа явилась разработка алгоритма классификации организаций, как тоталитарных сект или не имеющих к таковым отношения.

Результаты исследования

Активное изучение деятельности различных сект в нашей стране своим началом уходит во времена СССР, когда были впервые выделены наиболее типичные черты, характерные для сектантства:

1. Чрезмерная претензия на истинность избранного пути;

2. Прямое членство (индивидуальное принятие каждого в религиозную секту);

3. Отрицание иерархического принципа управления;

4. Строгая дисциплина;

5. Большая по сравнению с церквями роль религиозных лидеров (авторитетов);

6. Стремление к замкнутости, обособленности, сепаратизму;

7. Нравственная строгость;

8. Психология избранничества;

9. Элитарность, повышенный фанатизм и нетерпимость к инакомыслящим;

10. Прозелитизм и активная миссионерская деятельность.

В российской литературе имеется труд [8], в котором автором обобщен ряд подходов к определению признаков тоталитарной секты, например, мнение христианских западных сек-товедов:

1. Наличие гуру (лидера), единственного члена секты, имеющего непосредственную связь с Богом;

2. Специфичная организация, с акцентом на жесткую дисциплину и беспрекословное подчинение;

3. Простое объяснение положительных сторон вступления в секту по принципу: «вступи -и получишь ...»;

4. Особенные религиозные ритуалы, зачастую позиционирующиеся как тайные и ни в коем случае не разглашаемые.

Также автор [8] приводит дополнительно еще несколько критериев:

1. Наличие собственного учения, литературы, их активная пропаганда и распространение;

2. Быстрая интеграция в государственные институты, в том числе получение разрешений на возведение собственных храмов, ведение предпринимательской деятельности, оказание услуг различного спектра населению;

3. Большой административный ресурс тоталитарных сект, позволяющий им практически безнаказанно нарушать законодательство.

4. Свой набор терминов, либо собственный язык;

5. Сложная организационная структура тоталитарной секты;

6. Наличие подразделения вооружённой охраны секты;

7. Наличие «карательного» подразделения;

8. Большой денежный капитал лидера, либо секты в целом.

Правительство ФРГ ещё в конце прошлого столетия предложило 17 признаков тоталитарных сект [18]:

1. Обещание получения всего, чего не хватало, при вступлении в секту;

2. Абсолютно новый взгляд на привычные вещи;

3. Очень простое мировоззрение членов секты, которым можно объяснить практически любой феномен;

4. Требование не проверять факты относительно секты, а принимать их на веру;

5. Наличие вождя, медиума или гуру;

6. Требование отвержения привычных мировоззрений, религии, убеждений при вступлении в секту, так как учение секты является единственно верным;

7. Критика секты со стороны общества является доказательством её правильности;

8. Высшая миссия секты - спасти человечество;

9. Расценивание секты её членами как высшего общества на фоне катящегося к катастрофе человечества;

10. Требование вступить в секту немедленно, без раздумий;

11. Особенные, отграниченные от остального мира, традиции, поведение, одежда, язык;

12. Требование разорвать связи с привычным окружением, семьей и т.д. при вступлении в секту;

13. Насаждаемая сектой своеобразная, подчас извращённая сексуальная культура;

14. Работа на секту, например, рекламирование самой организации, вербовка новых членов, строгий график религиозных обрядов, сбор денег в псевдо-благотворительные фонды;

15. Постоянный контроль со стороны других членов секты;

16. При наличии сомнений относительно успехов членства в секте, адепт подвергается резкой критике, выставляется виноватым в своих неудачах;

17. Требование беспрекословного подчинения дисциплине и правилам секты.

К критериям тоталитарной секты, по мнению канадского Info-Cult [8, 19], относятся:

1. Вера в исключительность лидера или гуру;

2. Сокрытие реальной цели существования секты от новообращённых, обман при вербовке;

3. Беспрекословное подчинение лидеру;

4. Лидер управляет всеми сферами жизни членов секты: сменить работу, завести семью и т.д. нельзя без его разрешения;

5. Акцент работы секты на добывание денег;

6. Лидер группы ни за то не отвечает ни перед кем и никому не подвластен;

7. Разрыв прежних связей новообращённого;

8. Требование от адептов жить и общаться только друг с другом;

9. Вопросы, сомнения и недовольство не приветствуются и даже наказываются, в том числе в назидание другим членам секты.

10. Курс, которому следует секта, зачастую противоречит устоям государства, что может провоцировать конфликты;

11. Использование целого набора психологических приёмов (игра на чувствах адепта, управление им путем устрашения, вызова чувства стыда и т.д.)

В работе «Les sectes» (Франция) [15] предложена целая методика: для отнесения организации к числу тоталитарных сект, необходимо наличие в её деятельности одного из трёх нижеперечисленных критериев: психические манипуляции, тройное разрешение и тройной обман.

1. Психические манипуляции: индоктрина-ция, контроль мышления, зависимость, давление. Эта характеристика использует три варианта методов:

- Когнитивная техника: заманчивые возможности вступления в секту, адепту активно навя-

зываются идеи секты (многочисленные встречи, курсы, семинары, исследования, чтения, аудиоматериалы, молитвы), которые постепенно вытеснят критическое отношение к теории, методам и практике секты.

- Поведенческая техника, хорошо известная психологам или психиатрам, которая состоит в том, что, начинаясь исподволь, провоцирует подчинение и зависимость, что приводит к потере свободной воли.

- Аффективная техника, при которой адепты проходят три этапа: привлечение обещаниями, лидером, группой, разрушение старых психологических установок, насаждение канонов секты.

2. Тройное разрушение:

- Индивидуума:

о личность, с точки зрения физиологии: недостаток питания, недостаток сна, тяжелая работа, опасные медицинские процедуры;

о психика: изменение личности, поведения и критического мышления;

о интеллект: сужение областей знаний, не имеющих отношения к секте;

о межличностные взаимоотношения: регрессия навыков общения, разрыв с родственниками;

о социальный: разрыв с обществом.

- Семьи: нападения, оскорбления, клевета; принудительное или добровольное прекращение общения, прекращение отношений между родителем и ребенком; разводы; вербовка детей и препятствия на пути их социализации.

- Общества: интеграция адептов во все сферы жизни общества, активная вербовка новых адептов, пропаганда антигосударственных настроений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Тройной обман:

- Интеллектуальный: адепт фактически получает «кота в мешке». Многообещающее послание секты является редуктивным и разрушительным.

- Моральный: жестокое обращение с некоторыми последователями вместо обещанного «рая на земле».

- Финансовый: мошеннические финансовые схемы.

Там же [15] предложены дополнительные индексы и критерии секты:

1. Индексы:

- непомерный характер финансовых потребностей;

- нарушения общественного порядка;

- победы в судебных тяжбах;

- использование традиционных экономических схем;

- попытка проникновения в государственные органы;

- собственный язык, либо своя терминология.

2. Критерии:

- психическая дестабилизация;

- разрыв адептов с привычной средой;

- физическое насилие в секте;

- вербовка детей;

- безусловная преданность лидеру;

- учение, предполагающее совершение деяний, противоречащих закону или затрагивающих права и достоинство человека.

В отечественном обзоре, посвященном тоталитарным сектам в США [7], приведён следующий перечень критериев:

1. Наличие лидера секты, живого или мёртвого;

2. Культовое знание - «схема счастья»;

3. Черно-белая доктрина «МЫ-они»;

4. Индоктринация фобий членам группы, в частности, боязни покинуть секту;

5. Отрыв от привычной реальности, разрыв контактов со старым окружением;

6. Эзотерический разрыв, т.е. незаметная подмена канонов учения, за которыми новообращённый пришел в секту, другими, реальными целями существования организации;

7. Смещённая система ценностей, например, разрешение убийства в интересах секты;

8. Активный прозелитизм - введение в секту новых членов;

9. Новояз (особый язык секты);

10. Закрытость секты от попыток самостоятельного проникновения извне, попасть можно только через опытного вербовщика.

К признакам тоталитарной секты Роберт Дж. Лифтон [12] относит:

1. Тотальный контроль за адептом;

2. Непонятная структура и скрытые реальные цели секты для адепта;

3. Все представляется в черно-белом свете: сектанты - правы, остальные - неправы;

4. Культ исповеди (покаяния) - отчеты руководству;

5. Абсолютная истинность учения секты, декламируемая адепту;

6. Перевод адепта на мышление стопорящими клише;

7. Доктрина, прививаемая адепту, замещает ему человеческий опыт;

8. Определение тех, кто достоин жить, а кто - нет.

По результатам контент-анализа открытых источников российской и зарубежной литературы можно подытожить, что проблема деятельности тоталитарных сект в социуме весьма острая, активно исследуется: и правительствами, и отдельными исследователями предпринимаются попытки оградить граждан от влияния сект путём их информирования, реализуя принцип «предупреждён - значит вооружён». Однако, внушительная часть материалов, публикуемых в сети «Интернет», за исключением, конечно, научно-периодических изданий, имеет скорее публицистический, нежели научный, стиль изложения: акцент сделан не на доказательности приводимых тезисов, а на их эмоциональности, побуждающей читателя сопереживать авторам материала и людям, попавшим под влияние секты, и негативно относиться к сектантству. Такие публикации, пусть и написанные с самыми благими намерениями, не могут быть приняты на веру в научном поиске, поэтому необходима детальная проработка полученных данных с целью обобщения материалов и выделения критериев, присущих тоталитарным сектам.

Таким образом, в конце первого этапа нашего исследования из различных источников было выделено чуть менее сотни критериев (94 элемента), характерных для сектантства. Данный список является слишком объемным, поэтому необходимо провести критический анализ разнородных перечней критериев для отбора или формирования небольшого, но, в то же время, ёмкого списка для дальнейшей работы, что и явилось задачей второго этапа исследования.

Если принадлежность организации к тоталитарной секте обозначена, как внешний критерий (фактор Б, см. таблицу 1), то значения критериев могут быть разделены на два полюса, где положительный полюс означает наличие признака, отрицательный - его отсутствие. Среди 94 имеющихся критериев немалое коли-

чество является сходными по смыслу, а некоторые описывают один признак, но с разных сторон. После исключения «повторов» осталось 19 признаков, которые представлены в таблице 1.

После группировки по смыслу, 19 признаков обобщено и преобразовано в 10. Результаты данного синтеза позволяют подробно описать особенности деятельности исследуемой организации для последующего анализа. Необходимо отметить, что каждый из представленных ниже критериев являет собой компонент психотравмирующего воздействия на адептов в тоталитарной секте:

1. Члены тоталитарной секты исповедуют единственно верное, активно пропагандируемое учение, заключающееся в ином толковании Священного Писания или других религиозных догматов, либо абсолютно новое учение. Позиция секты полярна. Её учение - венец всех учений. Ко всем остальным учениям, мировоззрениям и религиям отношение негативное, враждебное, вплоть до применения насилия.

2. Тоталитарная секта стремится к замкнутости, отграниченности от культуры окружающего социума. Вновь прибывающие в секту обязаны порвать со всем кругом общения вне секты: семьёй, друзьями, знакомыми; отказаться от своих убеждений, веры и т.д. В некоторых тоталитарных сектах общение и проживание адептов разрешено только с другими членами секты.

3. Члены тоталитарной секты воспринимают своего лидера как гуру или медиума, авторитета, единственно имеющего прямую связь с Богом (умершим основателем). Восприятие адептами руководителя имеет под собой ма-гифреническую основу, придающую святость и неприкосновенность личности лидера: он -единоличный правитель, он ни перед кем не отвечает, в том числе, перед представителями власти региона, где он находится.

Лидер тоталитарной секты управляет как лично, так и через помощников всеми сферами жизни адептов, особенно новообращённых. Может требовать исповедей от адептов (отчетов об их работе).

4. Тоталитарные секты имеют сложную структуру, где каждый член занят подобранной ему работой на благо лидера либо самой организации, осведомлён о секте, её структуре и целях только в минимально необходимом объё-

Таблица 1 фактор Э

Положи те ЛЬНЫЙ полюс Критерий Отрицатель ный полюс (Я-)

Чата лита риая секта Не секта

+ Учение, единственно верное;, остальные -ложные -

+ Негативное отношение к другим религиям -

+ ^Замкнутость организации

+ Общение - только с другими членами -

+ Обрыв прежних связей

+ Магифре ниче екая симптоматика восприятия лидерских качеств руководителя секты -

+ Структура организации секты, наличие специальных подразделений (карательного и т.д.) -

] вербовка

+ Приманивание новых членов обманом -

+ С трогая дисциплина, система наказаний -

+ Собственные обряды

+ Своя одежда

+ Новояз

+ Психологическая работа с членами для их >'держания и насаждения канонов секты -

+ Дефадация члена секты, как личности -

+ Интеграция в государственн ые институты -

+ Легализация деятельности секты через сектор бизнеса -

+ Большой административный рееурс лидера, либо секты в целом -

Финансовый акцент на деятельности секты -

ме, причём не всегда достоверно, либо не осведомлён вовсе. В составе секты могут быть специальные подразделения, например, охранное, карательное, связей с общественностью и т.д.

Таблица 2

Веса критериев в принятии решения отнесения организации к тоталитарным сектам

№ Критерий Вес

1 Учение 0,579

2 Отчуждение 0,067

3 Лидер 0.497

4 Организация 0,662

5 Специальный очбор 0,194

6 Современные методы вербовки 0,150

7 Дисциплина -0,026

К Деструктивные атрибуты 0,786

9 Психическое воодействие 0,508

10 Ад ми] шетративны й ресурс -0,265

5. Отбор новых членов тоталитарной секты проводится специально подготовленным адептом, индивидуально. Другими способами попасть в ряды секты нельзя.

6. Характерная для любых сект вербовка в случае с тоталитарными сектами выходит на «новый уровень»: учение может транслироваться любыми средствами массовой информации: радио, телевидение, интернет и т.д. Проводятся проповеди в собственных храмах тоталитарной секты. Организуются съезды, в том числе, международные. Печатная литература производится миллионными тиражами в своих типографиях.

7. Внутри тоталитарной секты царит строгая дисциплина, беспрекословное послушание лидеру, внедрена и активно используются системы непрерывного контроля и наказаний за неповиновение или сомнения, в том числе публичных и жестоких.

8. Традиции, ценности, ритуалы, системы обрядов, модели поведения в тоталитарной секте, в отличие от обычной секты, могут быть извращены вплоть до оправдания насилия, в том числе сексуального, самопожертвования, нарушения общественного порядка, пропаганды антигосударственных настроений, грабежа, наркоторговли, убийства.

9. Для удержания адептов в тоталитарной секте и подавления у них критического взгляда на организацию используется целый арсенал психологических методик: устрашение угрозой жизни самого члена секты и его близких, их гонениями, критика, игра на чувстве стыда и дру-

гих чувствах члена секты, насилие. Проводятся постоянные занятия, семинары в целях активной подмены понятий, насаждения канонов секты. Со временем происходит редукция адепта как члена социума, семьи, как личности. Снижаются интеллектуальные возможности, волевые качества. Исход - слепо повинующийся адепт, не задающий лишних вопросов и не сомневающийся в святости лидера и его великих целях.

10. Тоталитарная секта может активно интегрироваться в государственные институты. Используются финансовые схемы (в том числе мошеннические). Лидер и секта в целом обладают внушительным административным ресурсом и/или капиталом. Члены тоталитарной секты в некоторых случаях занимают государственные посты. Деятельность секты может легализоваться через бизнес.

Для определения вклада, который вносит каждый из вышеперечисленных критериев, на третьем этапе проведен дискриминантный анализ. Для упрощения работы с критериями, им присвоены краткие наименования с сохранением смыслового наполнения, согласно нумерации, указанной выше:

1.Учение;

2. Отчуждение;

3. Лидер;

4. Организация;

5. Специальный отбор;

6. Современные методы вербовки;

7. Дисциплина;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Деструктивные атрибуты;

9. Психическое воздействие;

10. Административный ресурс.

Включение в анализируемую матрицу организаций, не имеющих ничего общего с тоталитарными сектами, обусловлено необходимостью «обучения» алгоритма «отличать» тоталитарную секту от не секты. Обычная организация из всех критериев, присущих тоталитарным сектам, может иметь только, например, строгую дисциплину, что характерно для силовых структур, либо может быть интегрировано в государственную систему, как политическая партия. Это обстоятельство «подскажет» математической функции, что тот или иной критерий встречается не только у сект, поэтому его вес в решении классификации будет соответствующим образом уменьшен.

Итак, с помощью дискриминантного анализа получены стандартизованные коэффициенты критериев, отражающие их вклад в классификацию (таблица 2)

Значение центроидов групп «тоталитарные секты» (группа 1) и «не секты» (группа 2) равно соответственно, 4,375 и -5,569, следовательно, все критерии, кроме структуры, имеют положительный вклад, и наличие таких признаков у рассматриваемой организации говорит в пользу отнесения её к тоталитарной секте. Константа дискриминации (А), с которой сравнивается значение классифицирующей функции (Э) для определения организации как тоталитарной секты или не секты, равно среднему арифметическому центроидов и составляет -1,193. Если значение функции Э > А, следовательно, оно ближе к центроиду группы 1 (секты), при Э < А организация классифицируется, как не имеющая отношение к сектам.

Отрицательный вклад критериев «Дисциплина» и «Административный ресурс» говорит о том, что не только у тоталитарных сект, но и у многих обычных организаций имеется строгая дисциплина, например, у охранных организаций, и большой административный ресурс членов организации, например, у политической партии, что, впрочем, не противоречит здравому смыслу. При этом, разумеется, нельзя расценивать наличие этих критериев как однозначный аргумент против отнесения организации к числу тоталитарных сект, т.к. наиболее точна только комплексная оценка ситуации по всем десяти критериям.

Среди критериев, как видно из таблицы 2, наибольшие веса имеют критерии «Учение», «Лидер», «Организация», «Деструктивные атрибуты» и «Психическое воздействие», следовательно, данные факторы можно назвать ведущими в формировании тоталитарной секты.

Полученная функция объясняет 98,2% дисперсии зависимого признака, различия между группами статистически достоверны (Л = 0,036; р < 0,001), точность классификации 100%. Всё это говорит о применимости дискиминантной функции Э при анализе деятельности организаций.

С помощью нестандартизованных коэффициентов предложена формула классифицирующей функции Э:

Рисунок 1 - Алгоритм отнесения деятельности организации к сектантской

Э = -9,46 + Уч*2,91 + 0тч*0,15 + Лид*2,50 + Орг*3,33 + Сп0*0,41 + + СМВ*0,34 - Д*0,07 + ДАтр*2,78 + ПсВ*2,53 - АдмР*0,52, где

Уч - учение; Отч - отчуждение; Лид - лидер; Орг - организация; СпО - специальный отбор; СМВ - современные методы вербовки; Д - дисциплина; ДАтр - деструктивные атрибуты; ПсВ -психическое воздействие; АдмР - административный ресурс.

Алгоритм поддержки принятия решения, разработанный на основе списка критериев, формулы дискриминирующей функции Э и значения константы дискриминации представлен на рисунке 1.

Заключение

Следует отметить, что перед современным российским обществом весьма остро стоит вопрос о представителях различных организаций, использующих техники манипулирования сознанием личности для вербовки и удержания своих членов и осуществляющих тотальный контроль мыслей, чувств и поведения своих приверженцев с целью удовлетворения интересов лидеров или самодовлеющей группы, что делает актуальным любые исследования данного явления.

По результатам исследования выделено 10 критериев, с помощью которых можно оценивать деятельность исследуемой организации. Необходимо отметить, что все они являются факторами психотравмирующего воздействия на людей. Ведущими в формировании тоталитарной секты можно считать критерии «Учение», «Лидер», «Организация», «Деструктивные атрибуты» и «Психическое воздействие».

Полученный нами алгоритм дискриминации деятельности организации, как содержащей или не содержащей признаков тоталитарных сект, может служить существенным подспорьем в экспертной деятельности при анализе тоталитарных сект и принятии социально-значимых решений в этой сфере.

Выводы

1. Проблема изучения деятельности тоталитарных сект в обществе остается весьма актуальной в силу их разрушительного влияния на адептов, в связи с чем данное явление активно исследуется с целью оградить граждан от влияния тоталитарных сект путём их информирования, реализуя принцип «предупреждён - значит вооружён». Одновременно, отношение к различным, иногда безопасным религиозным объединениям как к тоталитарным сектам также продолжает оставаться актуальным.

2. Предложенные в данном исследовании 10 критериев (учение; отчуждение; лидер; организация; специальный отбор; современные методы вербовки; дисциплина; деструктивные атрибуты; психическое воздействие; административный ресурс), характерные для тоталитарных сект, позволяют подробно описать особенности деятельности такой организации для последующего анализа и принятия экспертного решения (возможно, после проведения дополнительных исследований) об отнесенности изучаемой организации к тоталитарной секте. Также вышеперечисленные критерии являются компонентами психотравмирующего воздействия на адептов. Необходимо отметить, что наличие магифренической симптоматики в восприятии лидерских качеств руководителя тоталитарной секты наряду с собственным учением, строгой организацией, использованием деструктивных атрибутов и психическим воздействием являются одними из цементирующих факторов формирования тоталитарной секты.

3. Рассчитанные веса критериев в принятии решения об отнесении деятельности организации к тоталитарной секте и предложенный на их основе механизм выявления деструктивнос-ти сект валидны и могут быть применены на практике. При этом они играют достаточно существенную роль при принятии окончательного решения в связи с их высокой дискриминан-тной способностью.

Литература

1. Абдулганеев, Р.Р. Деструктивные культы и тоталитарные секты как источник распространения религиозного экстремизма / Р.Р. Абдулганеев // Юридическая наука. - 2012. - № 1.

- С. 76-79.

2. Артюхов, М. Н. Секта: научная терминология или компрометация новых религиозных движений / М.Н. Артюхов // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - T. 7, №5, ч. 2. - С. 123-126.

3. Асланян, В.Ю. Психологическое воздействие служителей деструктивных религиозных культов как предмет профессиональной оценки экспертами-психологами : дисс. ... канд. пси-хол. наук. - М., 2009. - 203 с.

4. Белов, В.Г. Здоровье подростка как системное личностное качество / В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов // Управленческое консультирование.

- 2013. - № 6 (54). - С. 109-116.

5. Белов, В.Г. Психологическая защита и ее роль в процессе формирования адаптационной системы человека / В.Г. Белов, Г.М. Бирюкова, В. В. Федоренко // Гуманизация образования. -2009. - № 3. - С. 66-71.

6. Белов, В.Г. Социальная поддержка как фактор смягчения кризисного состояния человека / В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. -2012. - Т. 18, № 2. - С. 56-60.

7. Вайкина, А.А. Тоталитарные секты в США / А.А. Вайкина // Международный научный журнал «Символ науки». - 2016. - № 5. - С. 242246.

8. Дворкин, А.Л. Сектоведение : тоталитар. секты : Опыт систем. исслед. / А.Л. Дворкин. - Н. Новгород : Изд-во Братства во имя св. князя Александра Невского, 2000. - 693 с.

9. Зарубина, Р.В. Секты и национальная безопасность / Р.В. Зарубина // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2009. -№ 1. - С. 155-160.

10. Итоговая декларация конференции «Тоталитарные секты и демократическое государство» [электронный ресурс]. - Новосибирск, 2004. URL: http://www.sektainfo.ru/sekty-i-kulty/ spisok-sekt/ (дата обращения 18.5.2018 г.)

11. Курилов, В.А. Понятия секты, религиозного экстремизма и клерикализма в отечественных исследованиях второй половины ХХ - на-

чала XXI в. / В.А. Курилов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2015. - С. 221-229.

12. Лифтон, Р. Дж. Технология «Промывки мозгов». Психология тоталитаризма / Р. Дж. Лифтон. - СПб., 2005. - 578 с.

13. Мудрик, А.В. Диссоциальное воспитание в контркультурных организациях / А.В. Мудрик // Проблемы современного образования. -2001. - № 4. - С. 16-21.

14. Пронина, Т.С. Тоталитарные секты в современной России: региональный опыт исследования / Т.С. Пронина // Вестник Тамбовского университета. - 2008. - № 11 (67). - С. 578581.

15. Gloor, D. Les sects. Approche sociologique et typologie, caractàristiques et mйcanismes des

derives sectaires / D. Gloor. - Gymnase de Morges, 2004 - 23 p.

16. Lalich, J. Take back your life : recovering from cults and abusive relationships / J. Lalich, M.Tobias. - Berkeley, Calif. : Bay Tree, 2006. - 372 p.

17. Murken, S. Prgvention im Bereich der «So genannten Sekten und Psychogruppen.» / S. Murken. - Trier, 2004. - 48 s.

18. Rbhle, A. ??? «SEKTEN» ??? Risiken und Nebenwirkungen / A. Rbhle, I. Kunst. - Berlin : Senatsverwaltung fbr Schule, Jugend und Sport, 1997. - 130 s.

19. The risk of overestimating and underestimating «religious cults» in South Africa // Stellenbosch Theological Journal. - 2012. - P. 194207.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.