Научная статья на тему 'Нетрадиционные формы религии: мормоны'

Нетрадиционные формы религии: мормоны Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1228
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРМОНЫ / ДЕСТРУКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СЕКТА / ДУХОВНОСТЬ / НЕФИТЫ / ЛАМАНИТЫ / АДЕПТЫ / ДУХОВНЫЙ ЭЛИТИЗМ / АГРЕССИВНЫЙ ПРОЗЕЛИТИЗМ / MORMONS / DESTRUCTIVE ORGANIZATION / SECT / SPIRITUALITY / NEPHITES / LAMANITES / ADEPTS / SPIRITUAL ELITISM / AGGRESSIVE PROSELYTISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Схакумид Жанна Николаевна

В статье представлены секты-долгожители: «Церковь Иисуса Христа», «Святых последних дней», которые, на данный, момент являются одними из наиболее активно действующих тоталитарных религиозных объединений из действующих в нашей стране. Проведены исследования действующих основных сект России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Alternative forms of religion: Mormons

The paper presents the sects-centenarians: "The Church of Jesus Christ," "Latter-day Saints," which, at present, are ones of the most active totalitarian religious organizations operating in our country. Existing major sects in Russia have been investigated.

Текст научной работы на тему «Нетрадиционные формы религии: мормоны»

УДК 299.93 ББК 86.391 С 92

Схакумид Жанна Николаевна, соискатель кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, т.: 8 918 3201160.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ: МОРМОНЫ

(рецензирована)

В статье представлены секты-долгожители: «Церковь Иисуса Христа», «Святых последних дней», которые, на данный, момент являются одними из наиболее активно действующих тоталитарных религиозных объединений из действующих в нашей стране. Проведены исследования действующих основных сект России.

Ключевые слова: мормоны, деструктивная организация, секта, духовность, нефиты, ламаниты, адепты, духовный элитизм, агрессивный прозелитизм.

Skhakumid Zhanna Nicholaevna, applicant of the Department of Philosophy and Sociology of the Adyghe State University, tel.: 8 (918) 3201160.

ALTERNATIVE FORMS OF RELIGION: MORMONS

(reviewed)

The paper presents the sects-centenarians: "The Church of Jesus Christ," "Latter-day Saints," which, at present, are ones of the most active totalitarian religious organizations operating in our country. Existing major sects in Russia have been investigated.

Keywords: Mormons, destructive organization, sect, spirituality, Nephites, Lamanites, adepts, spiritual elitism, aggressive proselytism.

После многих десятилетий атеизма и бездуховности сегодня возродился большой интерес к проблемам духовной жизни. Духовность становится модой, каждый пытается рассуждать о вере. Однако вера, духовность, религия - все это предметы слишком специфические, чтобы говорить о них без знания их законов. Сегодня часто рассуждают так: бездуховность и атеизм - это плохо, следовательно, любая вера и какая угодно духовность - это хорошо. Важно верить во что-то светлое и возвышенное, а различия между религиями принципиального значения не имеют. Но эти нехитрые рассуждения далеки от той глубины, которая была характерна для

людей, действительно верующих и серьезно мыслящих. Великий Достоевский, например, считал, что «католичество хуже атеизма, так как атеизм проповедует голый нуль, а католичество - Христа оболганного». Значит, не всякая «дорога к храму» ведет к Храму Истины, и не всякий приглашающий на «собрание по изучению Библии» приведет к Богу.

После десятилетий господства богоборческого материализма наступает время увлечения духовностью без разбора ее содержания. После десятилетий вытаптывания ростков духовности русское поле стало прорастать терниями и сорняками.

Секты существуют столько же, сколько существует христианство. Из истории христианства мы знаем, что с самого начала бытия христианской Церкви стали появляться гностические секты, а затем монотеизм, манихейство и т.п. Сектантское искушение постоянно присутствовало в истории Церкви.

Предтечами современных тоталитарных сект, вероятно, следует считать секты мормонов и иеговистов.

Религиозная реклама - следствие сектантской установки на постоянную вербовку новых сторонников (адептов). Новичок всегда окружается особым вниманием, его сознание должно быть активно перестроено. У мунитов это называется «бомбардировка любовью»: у вербуемого создается ощущение, что именно его ждали в секте, каждое его замечание с восторгом оценивается как весьма остроумное и глубокое, его не отпускают ни на минуту, чтобы не оставить его наедине с его мыслями и переживаниями (эта методика называется «сэндвич» - два сектанта должны буквально зажать как в тисках человека и не отпускать даже когда он отправляется в туалет). В секту легко попасть, но трудно выйти из нее, так как, во-первых, всегда находят компрометирующий человека материал, собираемый при поступлении в секту на особых процедурах «исповеди» или анкетирования. Во-вторых, вступивший в секту должен совершить поступок, ставящий его вне традиционных общественных и нравственных связей: отречься от родителей, от веры своих отцов, признать, порой письменно, всю свою предшествующую жизнь ошибкой. В-третьих, желающий покинуть секту подвергается давлению и преследованию бывших своих «собратьев», угрозам и шантажу.

Организация секты строго иерархична. Чтобы получить какой-либо результат, например, оправдать заплаченные деньги или просто проявленный интерес и потраченное время, необходим переход на следующую ступень.

Учение секты всегда претендует на то, что это высшая истина, причем истина «более свежая», чем истины всех прочих, особенно же - традиционных религий. Эти «истины» получаются сверхъестественным путем, через «откровения», видения, контакты с духами.

Членами сект становятся, прежде всего, люди с неустойчивой психикой, не имеющие ясных нравственных критериев (мерила), духовных и культурных знаний. Такие люди, ищущие, но не нашедшие твердых оснований в духовной жизни, как правило, легко внушаемы, то есть готовы отказаться от своей свободы и принять установки своих учителей. При этом человек получает иллюзорный смысл жизни, но мышление его может строиться лишь по примитивным схемам. В результате человек оказывается в полной зависимости от сектантского учения, участия в собраниях, указаний учителей и лидеров секты. Специалисты сравнивают сектантскую зависимость с наркотической.

Членам секты внушается мысль о том, что они - единственно спасенные люди, что все окружающие - люди «второго сорта» обреченные на погибель потому, что не разделяют учения секты. Без этого качества секта существовать не может, ведь иначе трудно объяснить себе и окружающим, почему члену секты необходимо отделиться в образе жизни от всех традиционных ценностей, почему он обязан постоянно рекламировать учение секты, почему членов секты не принимают в обществе. В сектах оккультного направления делается упор на «самосовершенствование», то есть развитие в человеке паранормальных способностей, отличающих членов секты от обычных людей.

Секта мормонов, официально известная под названием «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней», на данный момент является одним из наиболее активнодействующих тоталитарных религиозных объединений из действующих в нашей стране.

Если еще пару десятков лет назад слово «мормоны» было непривычно русскому уху, и в нашей стране о них знали лишь специалисты-религиоведы и люди, занимающиеся американской историей (или уж в крайнем случае, знакомство с мормонами ограничивалось «Этюдом в багровых тонах» А. Конан-Дойля), то сейчас

большинство населения нашей страны (особенно в крупных городах) как минимум слышали о существовании данной организации, а многие даже подвергались попыткам вербовки со стороны мормонских миссионеров. В настоящее время «Церковь святых последних дней» насчитывает 8 миллионов адептов и имеет ежегодный доход в 3 000 000 долларов (частично - за счет сбора «десятины» со своих адептов). 40 000 их миссионеров работают во всем мире. Мормоны составляют 75 % населения г. Солт-Лейк-Сити, административного центра штата Юта (США) [1].

Доктрина: кроме Библии, у мормонов имеются три «священные» книги, которые у них считаются не менее важными, чем сама Библия.

а) «Книга Мормон»;

б) «Учения и союзы»;

в) «Драгоценная Жемчужина».

«Книга Мормон» - эта книга является основой учения мормонов. В тех местах, где имеются противоречия между Библией и Книгой Мормон, истинными считаются высказывания последней. Эта книга состоит из 15 маленьких книжечек (всего 500 стр.). В них рассказывается история древнего населения Америки. Во времена строительства Вавилонской башни колено Иаредитов попало в Америку, разделилось и са-моистребилось в результате внутренней вражды и борьбы. В 600 г. до н.э., при пророке Лехе, в Америку приехали представители колена Манассии. Их потомки разделились на две группы: нефиты и ламаниты. Нефитам Христос явился после Воскресения и велел им основать церковь. По вине нефитов эта истинная Церковь исчезла, распалась. В 400 году по Р.Х. произошли последние сражения между нефитами и ламани-тами вблизи холма Кумора. Там пророк Мормон и его сын зарыли вышеназванные пластинки с записанными на них событиями (420-421гг.)[1].

Мормоны рассматривают Книгу Мормон как откровение, т.к. она, по их мнению, содержит то, что Иисус проповедовал в Свои «американские дни». Данные этой книги противоречат историческим, археологическим, этнографическим свидетельствам. Кроме того, со времени своего первого издания книга претерпела множество изменений, касающихся иногда смысла, иногда слов, а иногда действующих персонажей, причем последние изменения были сделаны даже в 1981г. Современные мормоны зачастую не в курсе этих подробностей. Более того, во многих местах это "откровение"

содержит заимствования из «Библии короля Якова», взятые вместе с теми ошибками, которые допустили авторы данного перевода Библии [2].

Символ веры мормонов состоит из 13-ти пунктов. Он составлен И. Смитом в 1841 году [3].

Так как девиз мормонов гласит: «оптимизм и вера - прогресс», то у них все заключается в развитии. Человек находится на пути, ведущем вверх, он является «богом в зародыше».

По учению мормонов, человек не рождается грешником, т.е. он не имеет наследственного греха. Грехом у мормонов считается возмущение человека против «основ прогресса».

После смерти человек становится причастным к различной степени славы. Существует три степени славы: 1) подземная; 2) земная; 3) небесная.

Недавно в нашей стране прошли выборы президента РФ, а в Америке, в борьбе за номинацию Республиканской партии, участвуют: Митт Ромни и Джон Хантсмен [4].

Центром мировых событий будущего мормоны считают Америку, т.к. мормоны якобы являются «народом Божьего завета последнего времени» - «новым Израилем». Вечность у мормонов является продолжением прогресса.

Мормоны - адепты одной из немногих религий, созданной на территории Соединенных Штатов. Однако часть жителей США относится к мормонам без особой симпатии. Многочисленные опросы общественного мнения демонстрируют, что у Церкви Иисуса Христа святых последних дней очень высоки отрицательные рейтинги, хотя число американцев, позитивно относящихся к мормонам, в последнее время растет [4].

Директор Исследовательского института религии и политики Джозеф Грибоски (Joseph Grieboski, Institute on Religion and Public Policy) считает, что этот факт мало повлияет на результаты нынешних выборов [5].

«То, что Митт Ромни - прихожанин Церкви святых последних дней, не особенно повлияло на ход праймериз Республиканской партии, - поясняет он. - С одной стороны, это вызвано тем, что к Ромни уже привыкли - поскольку он боролся за республиканскую номинацию в 2008 году. Но с другой стороны, Ромни набрал на конкурсе в Айове примерно столько же голосов, сколько в 2008 году. Частично это объясняется тем, что избиратели-протестанты с подозрением относятся к мормонам. Можно пред-

положить, что подобное произойдет и на праймериз в Южной Каролине, где велика доля консервативно настроенных протестантов» [5].

Мэтью Боумэн, профессор колледжа Хэмпден-Сидни (Matthew Bowman, Hampden-Sydney College), обращает внимание еще на один фактор - ошибку, которую совершили конкуренты Ромни. [5].

«Роберт Джеффрес, священнослужитель, который поддерживает оппонента Ромни Рика Перри, назвал церковь Ромни культом. Несмотря на то, что многих американцев интересует религия, которую исповедует Ромни, атака Джеффреса оказалась чрезмерно агрессивной. Американцам может нравиться или не нравиться та или иная религия, однако они однозначно выступают в поддержку религиозной свободы. Многие СМИ осудили заявление Джеффреса, и с тех пор критики религии Ромни практически не было слышно. Однако если Митт Ромни станет кандидатом Республиканской партии, то его религиозные воззрения могут быть подвергнуты более серьезному разбору», - считает Боумэн [5].

Рассуждая о сектах, их структуре, влиянии на общество, хотелось бы узнать, а каково мнение Церкви на существование и распространение сект? Поэтому я решила побеседовать с Отцом Максимом Свято-Екатерининского Кафедрального Собора (г. Краснодар).

1. Что в Вашем понимании означает слово «секта»?

- Честно говоря, всякий священнослужитель должен иметь свою позицию и быть в проблеме, но когда вопросы какие - то предметные, узкие, то лучше обращаться к специалистам по сектам. Я, к сожалению, узкой тематикой не занимался, но, тем не менее, поскольку вопрос задан, я постараюсь ответить. Секта - религиозная группа, содержащая искаженное вероучение и представляющая большую или меньшую религиозную, либо социальную опасность для общества. Хотя понятно, что это определение, которое я сейчас дал, не является точным определением секты, и является, наверняка, узким, однобоким ведением этой проблемы, так что ежели Вы меня попросите дать определение секте, то мне придется, конечно, взять учебник по сектоведению, чтобы не упустить ни один из аспектов сектантской тематики. Но это мое личное определение и оно не претендует на исчерпывающее отражение сути сект.

2. Почему люди попадают в секты?

- Когда человек родился, вырос в сектантской среде, как говорится «с молоком матери», он испытывает это как некую данность, изначально воспринимая секту как истинно правильное. Ну вот, к примеру, когда мама говорит ребенку, что вот так надо делать, то он даже не подвергается сомнению, что все должно быть именно так. И ежели он родился в сектантской среде, то он воспринимает это как истину. Конечно же, со временем, когда он уже становится юношей, вырастает, он может подвергнуть критическому анализу учения, сектантское устроение и либо оставить все неизменно, либо поменять свои убеждения.

- Я назову, пожалуй, основные причины:

1.Духовный голод человека. Знаете, говорят: « свято место пусто не бывает». В человеке изначально заложена жажда духовных познаний. Вот как А.С. Пушкин в стихотворении писал:

« Духовной жаждою пленен,

В пустыне мрачной я влачился,-

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился...»

Духовная жажда - она у человека есть, и вот после 70-летия безбожия общество сейчас обладает этой жаждой, и она может удовлетворяться либо увлечением музыкой, образованием, но кто-то реализует жажду в атеизме, кто-то в субкультуре. Я, как представитель православия, убежден, что самые лучшие представители удовлетворяют духовную жажду в православии, но некоторые и в сектах, сектантских движениях.

2. Люди, до конца не узнав православие, и в силу тех или иных причин, когда они сталкиваются с трудностями, испытаниями, и не в состоянии их преодолеть, но при этом до конца не воцерковившись, разочаровываются в православии и уходят в секты. Хотя ежели человек познал Бога в православии, у него был опыт познания Бога, то позже он уже никогда не уйдет из него, даже если он увидит какие то соблазны, потому что эти соблазны относятся к внешнему проявлению Церкви, либо тех или иных представителям, которые в целом не характеризуют православие как таковое. Видя какое-то непристойное поведение, либо явление в церковной среде священнослужителей, либо других верующих, которые ведут себя, к сожалению, не

очень хорошо, соблазняются, и считают, что в целом вся Церковь такая же и православие такое же. И многие неутвердившиеся соблазняются и уходят в секты.

3. Что делать, чтобы не попасть в секту?

- Если человек религиозно - дефферентен, то его могут сектанты спокойно обольстить и убедить, что истина, и они тогда станут сектантами, попадут в секту. Нужно также узнавать истину и я призываю узнавать православное вероучение и убедиться в истинности православия, и тогда православный человек не попадет в секту.

В заключении можно сделать следующие выводы: секты - это не новое явление. Сколько существовало человечество, столько существовали и секты, состоящие из групп фанатиков, следующих за неким харизматическим лидером. Но в XX веке у них появилось нечто новое; систематическое использование современных психологических наработок, направленных на подавление воли человека и контролирование его мыслей, чувств и поведения. Наша страна традиционно многоконфессиональна; всю ее историю люди, исповедующие различные религии, жили бок о бок друг с другом, с уважением относясь к праву соседа веровать по-своему, свободно и сознательно выбирать свои религиозные убеждения. Но именно этого права стремятся лишить человека тоталитарные секты.

Секты самым фундаментальным образом нарушают гражданские права тех, кого они пытаются обратить. Они превращают ничего не подозревающих людей в рабов. Опыт показывает, что людям, попавшим в секту, будет нанесен серьезный вред. Разрушатся семьи, будет подорвано здоровье, деньги и собственность будут потеряны и в конце концов, когда человек все-таки покинет секту, перед ним встанет проблема вновь научиться самостоятельной жизни, которую он далеко не всегда в состоянии решить. В среднем, человеку, нашедшему в себе силы, чтобы порвать с сектой, для полного выздоровления требуется около двух лет.

Литература:

1. Берснева Т., Рычкова В. Духовно-психическая безопасность личности // ОБЖ.

2006. №9. С.47-49.

2. Берснева Т., Рычкова В. Мормоны // ОБЖ. 2006. №2. С.55-57.

3. Петров В.П., Петров С.В. Общие приемы воздействия тоталитарных сект и методы защиты от них // ОБЖ. 2010. №5. С.46-49.

4. Петров В., Петров С. Деструктивные организации и защита от них // ОБЖ.

2007. №12. С.48-54.

5. Полищук Ю., Петрова Е. Не сотвори себе кумира // ОБЖ. 2000. №5. С.52-54.

References:

1. Bersneva T., Rychkova V. Spiritual and psychological security of a person / / Life safety. 2006. № 9. P.47-49.

2. Bersneva T., Rychkova V. Mormons //Life safety. 2006. № 2. P.55-57.

3. Petrov V.P., Petrov S.V. Common methods of exposure of totalitarian sects and methods of protection against them // Life safety. 2010. № 5. P.46-49.

4. Petrov V., Petrov S. Destructive organizations and protection from them / / Life safety. 2007. № 12. P.48-54.

5. Polishchuk Yu., Petrova E. Do not make yourself an idol / / Life safety. 2000. № 5. P.52-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.