Научная статья на тему 'Детерминанты использования информационных продуктов в туризме'

Детерминанты использования информационных продуктов в туризме Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ В ТУРИЗМЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ КАРТЫ / АУДИОГИД / QR-КОДЫ / ОПРОС / ПОТРЕБИТЕЛЬ / СЕГМЕНТ РЫНКА / FRICTION COEFFICIENT / ROLLING LUBRICATION / BITE ANGLE / BREAKDOWN RATE REDUCTION PRACTICE / ALUMINUM ALLOYS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарханова Н. П., Романов В. А.

Информационные технологии активно используются в туризме, так как позволяют быстро получить оперативную информацию, а также способствуют экономической эффективности предприятий. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с информированностью в отношении использования информационных продуктов, а именно аудиогидов, интерактивных карт и QR-кодов. Изучение проводилось с использованием метода опроса. Результаты исследования показали, что аудиогиды и интерактивные карты наиболее известны потребителю. При этом основная масса потребителей хотела бы видеть на интерактивных картах информацию в виде условных знаков и без чрезмерной перегруженности. В отношении операционных систем отмечено, что респонденты старше 45 лет отдают предпочтение андроиду. Практически половина потребителей не готова платить за информацию. При формировании информационных продуктов в рамках программы развития туризма в РФ необходима четкая стратегия и тактика формирования рынка. В частности, стоит обратить внимание на геоинформационные системы (ГИС), но карты должны быть простыми в использовании и с незначительной оплатой или ее отсутствием. Интересует потребителя на картах информация о туристских достопримечательностях. Комплексная информация о достопримечательностях и разнообразных услугах на маршруте требуется лишь 10% путешествующих. Малоизвестны потребителю QR-коды, поэтому их использование с целью повышения доступности туристических достопримечательностей для отечественных туристов в настоящий момент проблематично. Необходимо повышать информативность в отношении данного продукта. Несмотря на активное использование информационных продуктов, человеческий фактор очень важен, поэтому половина респондентов традиционно предпочитают экскурсовода.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тарханова Н. П., Романов В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nformation technologies are actively used in tourism, as they allow to quickly obtain operational information, and contribute to the economic efficiency of enterprises. This article discusses the issues related to the awareness regarding use of information products, namely, audio guides, interactive maps and QR codes. The study was conducted using survey method. The results of the study showed that audio guides and interactive maps of the most famous consumer. Thus the majority of consumers would like to see on interactive maps information in the form of symbols and without excessive congestion. In respect of the operating systems noted that respondents older than 45 years prefer Android. Almost half of consumers are not willing to pay for information. In the formation of information products within the program of tourism development in Russia requires a clear strategy and tactics of formation of the market. In particular, you should pay attention to the geographic information system (GIS), but the map must be easy to use and with minimal charge or its absence. Consumer interests on the maps information about the tourist attractions. Comprehensive information on attractions and various services on the route would require only 10% travelling. A little-known consumer of QR codes, so using them with the aim of increasing the accessibility of tourist attractions for domestic tourists in the present.

Текст научной работы на тему «Детерминанты использования информационных продуктов в туризме»

4. Popova АХ., Kanavtsev M.V. Яо1' gosudarstva V raspredelenii ге8иг80У V 80УгешеппукЬ и81оу1уакЬ khozyaj stvovaniya // АРК - strategicheskij resurs ehkonoшicheskogo razvitiya gosudarstva. XXI шezhdunarodnaya agroproшysЫennaya vystavka «АОЯОЯШ'»: Materia1y шezhdunarodnogo kongressa. - 2015. - 8. 182-183.

5. Tikhonova N.E Fenoшen bednosti v sovremennoj Rossii // ZHurna1 «Sotsio1ogicheskie iss1edovaniya». - 2014. - №1. - 8. 7-19.

УДК 338.48

Канд. геогр. наук Н.П. ТАРХАНОВА (ЮУрГУ, [email protected]) Канд. экон. наук В.А. РОМАНОВ (Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС, [email protected]

ДЕТЕРМИНАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ

В ТУРИЗМЕ

Информационные технологии становятся неотъемлемой частью экономической деятельности. В настоящий момент осуществляется переход от традиционных к новым способам использования ресурсов за счет внедрения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и новых электронных услуг (электронные услуги) и тех преимуществ, которые они приносят [1]. Это объясняется поисками путей оптимизации существующего бизнеса за счет сокращения издержек. Такая модель предполагает, например, снижение количества издержек за счет уменьшения численности персонала при использовании аудиогидов. Применение информационных технологий вызывает много вопросов, но снижение издержек и повышение конкурентоспособности - это неоспоримый факт.

В туризме роль информационных продуктов и услуг особенно велика в связи с тем, что информацию нужно получить быстро и в удобной для потребителя форме [2]. Ассортимент информационных продуктов в туризме представлен региональными сайтами по туристическим центрам, виртуальными путешествиями и экскурсиями, системами бронирования и продаж, автоматизации бизнес-процессов турфирм, связанных с поисками и привлечением клиентов, формированием турпродукта с учетом пожеланий клиента [3]. Активное внедрение информационных услуг в туризме позволяет оптимизировать качество туристских услуг и достичь экономического эффекта. Для современного этапа развития рынка туризма в России, когда происходит переориентация на внутренний рынок, возрастает потребность в создании информационных баз данных по объектам, карт, электронных путеводителей, новых каналов маркетинга для продвижения созданных турпакетов. Кроме того, на рынке появился сегмент туристов, которые хотят самостоятельно формировать путешествие, и для них необходимы информационные продукты, удовлетворяющие определенные потребности. Например, загрузив на смарт - устройство интерактивную карту турист самостоятельно может спланировать маршрут, выбрать места ночлега и питания, получить информацию об объекте путем использования QR-кода, в том числе на разных языках.

Цель исследования. С целью изучения осведомленности и предпочтений клиентов в отношении информационных продуктов нами было проведено маркетинговое исследование. Основные задачи исследования состояли в изучении потребителя информационных продуктов. В частности, выявление предпочтений к продуктам, маркам, определение степени информированности о них, а также сегментирование рынка.

Материалы, методы и объекты исследования. Метод сбора информации опрос. Это связано с тем, что у опросов имеется преимущество перед другими методами, а именно гибкость. В частности, их можно использовать в разнообразных ситуациях и получать различную информацию быстрее, чем, например, в эксперименте или наблюдении. При опросе сбор информации происходит через использование разного рода вопросов. Не случайно до 90% исследований приходится именно на опросы. Одной из проблем при организации опросов является достижение репрезентативности. В зависимости от информации об объекте исследования и специфики самого исследуемого объекта могут использоваться различные подходы к формированию выборки. Количество респондентов, опрашиваемых в рамках одного проекта, зависит от масштабов целевого рынка. Например, маркетинговое Агентство StepbyStep количество опрашиваемых определяет как более 300 человек [4]. Принято считать, что участие в опросе меньшего числа респондентов может негативно сказаться на достоверности данных, а следовательно на точности маркетинговых решений, которые будут в последующем реализованы на основе результатов исследования.

Проводимый нами опрос был структурированный. По форме проведения -анкетирование. Контакт осуществлялся через электронную почту и посредством опроса клиентов турфирм с марта по апрель 2017 года. С целью формирования выборки использовался один из видов метода детерминированной выборки — удобная. В данную выборку отбираются только те респонденты, кто удовлетворяет определенным сформулированным требованиям [5]. Главное требование к респонденту — он должен быть пользователем информационных продуктов, используемых в туризме. Данный выбор объясняется тем, что информационные продукты (карты и аудиогиды) в настоящий момент не являются предметом массового потребления.

Таблица 1. Информация по респондентам

Информация по участникам Результаты

Пол

Мужской 42,8%

Женский 57,2%

Возраст

25-40 75%

Старше 40 25%

Образование

Высшее 26%

Среднее 74%

Уровень доходов (в рублях)

до 25000 28,6%

более 25 000 71,4%

Источник: собственные результаты

Инструмент исследования - анкета потребителя.

Всего было опрошено 350 человек в возрасте от 25 до 45 лет и старше, так как это люди трудоспособного возраста, следовательно, имеющие возможность и (или) желание путешествовать (табл.1).

В анкете кроме общих вопросов о поле, возрасте, уровне доходов и образования содержались вопросы об информационных продуктах, которые знает потребитель, о стоимости, формах предоставления информации на интерактивных картах, функциях использования интерактивных карт, предпочтительной операционной системе и предпочтения при выборе между экскурсоводом и аудиоэкскурсией.

Результаты исследования. Исследование показало, что туристы больше всего осведомлены об аудиогидах (33%), приложениях для смартфонов с интерактивными картами (31%), менее о кодах (20%). При этом 16% респондентов не знают о вышеназванных информационных продуктах.

В табл. 2 показаны результаты по использованию информационных продуктов в зависимости от пола и возраста.

Таблица 2. Результаты опроса об информационных продуктах в зависимости от пола

и возраста по гендерному признаку

Виды информационных продуктов Пол Возраст (мужчины и женщины)

мужчины женщины от 25 до 45 старше 45

Аудиогиды 24% 40% 25% 50%

Интерактивные карты 36% 26% 42% 20%

QR-коды 25% 15% 28% 0%

Не знакомы с рассматриваемыми информационными продуктами 15% 17% 6% 30%

Источник: собственные результаты

Согласно полученным данным склонны к использованию аудиогидов более всего женщины и люди старше 45 лет. Эти же респонденты не знакомы с рассматриваемыми информационными продуктами.

Интерактивные карты и QR-коды используют более всего мужчины и люди до 45 лет. Сумма денежных средств, которые готовы заплатить за информационный ресурс, различна и колеблется в следующих пределах: от «не готов платить» (45%), от 100 до 200 рублей (20%) и не более 100 рублей (35%).

В табл. 3 приведены данные о респондентах по оплате за информационный ресурс по гендерному и возрастному признакам.

Таблица 3. Стоимость, которую готовы заплатить потребители за информационные ресурсы

по гендерному и возрастному признаку

Стоимость за информационный ресурс, которую готов заплатить потребитель информационных продуктов Пол Возраст (мужчины и женщины)

мужчины женщины от 25 до 45 лет старше 45 лет

Не готов платить 50% 40% 50% 33%

От 50 до 100 рублей 50% 40% 40% 56%

От 100 до 200 рублей 0% 20% 10% 11%

Источник: собственные результаты

Согласно проведенным исследованиям 50% мужчин и 40% женщин не готовы платить за информационный ресурс. Оплату за ресурс от 50 до 100 рублей считают приемлемой 50% мужчин и 40% женщин. Женщины (20%) склонны к оплате ресурса стоимостью более 200 рублей, в то время как мужчины не согласны с такой оплатой. В зависимости от возраста респондентов получается, что люди старше 45 лет готовы платить от 50 до 100 рублей, в то время как только 40% респондентов от 25 до 45 лет высказывается в пользу такой суммы платежа. Стоимость выше 200 рублей готовы заплатить лишь 10 и 11% респондентов.

На вопрос, какие функции используете при применении интерактивных карт, была получена следующая информация. Большую часть респондентов (45%) интересуют достопримечательности, которые можно посетить, на втором месте информация о местах

ночевок (35%). Комплексная информация о достопримечательностях, средствах размещения и питания и прочих услугах на маршруте требуется только 10% путешествующих.

Относительно форм предоставления информации на интерактивных картах были получены следующие результаты. Большая часть респондентов считает наиболее понятной форму предоставления информации в виде условных обозначений. Таких 58,1%, что больше на 16,2% по сравнению с теми, кто предпочитает схемы (табл. 4).

Согласно полученным данным возрастная категория более 45 лет предпочитает информацию в виде условных обозначений. В зависимости от пола особых различий не было выявлено (табл. 4).

Таблица 4 . Формы предоставления информации на интерактивных картах

в зависимости от возраста и пола

Формы предоставления информации на интерактивных картах Пол Возраст (мужчины и женщины)

мужчины женщины от 25 до 45 лет старше 45 лет

Схемы 50% 40% 50% 33,3%

Условные обозначения 50% 60% 50% 66,7%

Источник: собственные результаты

На вопрос относительно предпочтительной операционной системы были получены ответы: андроид и IOS. При этом 60% женщин из числа опрошенных предпочитают IOS, в то время как мнения мужчин разделились поровну между андроидом и IOS (табл. 5).

Таблица 5 . Предпочтения при выборе операционной системы в зависимости от пола и возраста

Предпочтения при выборе операционной системы Пол Возраст (мужчины и женщины)

мужчины женщины от 25 до 45 лет старше 45 лет

Андроид 50% 40% 33,3% 100%

IOS 50% 60% 66,7% —

Источник: собственные результаты

Таблица 6 . Предпочтения при выборе между экскурсоводом и аудиогидом в зависимости от пола и возраста

Предпочтения при выборе между экскурсоводом и аудиогидом Возраст Возраст (мужчины и женщины)

мужчины женщины от 25 до 45 лет старше 45 лет

Экскурсовод 50% 89% 51,4% 95%

Аудиогид 50% 11% 48,6% 5%

Источник: собственные результаты

В зависимости от возраста респондентов мнения разделились. Опрашиваемые старше 45 лет предпочитают андроид, в то время как более молодые предпочитают IOS (табл. 5).

На вопрос, если бы у вас был выбор между аудиогидом и обычным экскурсоводом, более 50% опрошенных высказались в пользу живого общения с экскурсоводом. При этом 89% женщин выбрали экскурсовода. В зависимости от возраста тенденция в пользу живого общения сохраняется, однако возрастная категория до 45 лет в количестве 48,6%высказалась

в пользу аудиогида (табл. 6). Это обстоятельство указывает на необходимость увеличения доли аудиогидов, например, при проведении экскурсий в музеях.

Выводы. Таким образом, среди информационных продуктов наиболее востребованы аудиогиды и интерактивные карты, QR-коды не получили широкой известности. Это необходимо учитывать при формировании стратегии развития туристических зон и музеев, так как последние пытаются активно внедрять данные системы в целях обеспечения туристов доступной информацией о туристских объектах. Стоимость, которую готовы заплатить потребители за информационные услуги, составляет от 50 до 100 рублей, при этом 45% не готовы платить. Следовательно, при формировании информационных продуктов в рамках программы развития туризма в РФ необходимо принять во внимание, что потребитель пока не готов к оплате за информационный ресурс. Связано это, со сложной экономической ситуацией и отсутствием понимания того, что за информацию необходимо платить.

При организации туристической навигации и информирования следует учесть, что при использовании интерактивных карт большинство опрошенных хотели бы получить информацию об объектах посещения и размещения, что указывает на упрощенный вариант составления карт. При этом предпочтительной формой отражения информации являются условные обозначения. При формировании приложений необходимо учитывать тот факт, что респонденты старше 45 лет предпочитают операционную систему андроид, в то время как более молодые IOS.

Несмотря на использование аудиогидов, более 50% респондентов предпочитают живое общение, наряду с этим возрастная категория до 45 лет более активно высказывается в пользу аудиогидов. Это указывает на перспективность и позволяет расширять ассортимент данной услуги.

Литература

1. Chiabai A., Platt S., Strielkowski W. Eliciting users' preferences for cultural heritage and tourism-related e-services: a tale of three European cities. // Tourism Economics. - 2014. -№20(2). P. 263-277.

2. Барлиани И.Я. Использование геоинформационных систем в туристическом бизнесе //Интерэкспо Гео-Сибирь. -2015. -№ 1. том 6 [Электронный ресурс]: Статьи. - Режим доступа: http://www. // URL: CyberLeninka.ru>article/n...geoinformatsionnyh...v... (дата обращения: 2.11.2017).

3. Классификация информационных технологий в туризме [Электронный ресурс] // NPARK: [сайт]. URL: http://www.npark.ru/klassifikaciya-informacionnyx-texnologij-v-turizme-page1.html. (дата обращения: 2.11.2017).

4. Маркетинговое агентство Step by Step [Электронный ресурс] // Step by Step [сайт]. URL: http://www Step -by-Step.ru. (дата обращения: 2.11.2017).

5. Ермаченкова О.А. Маркетинговые исследования в туризме // Молодой ученый. - 2014. -№4. - С. 513-515.

Literatura

1. Chiabai A., Platt S., Strielkowski W. Eliciting users' preferences for cultural heritage and tourism-related e-services: a tale of three European cities. // Tourism Economics. - 2014. -№20(2). P. 263-277.

2. Barliani I A Ispolzovanie geoinformacionnyh system v turisticeskom bianese //Interekspo Geo-Sibir 2015. -№ 1. Tom 6 [Elektronnyj resurs]: Stati. - Rezim dostypa: http://www. // URL: CyberLeninka.ru>article/n.. .geoinformatsionnyh.. .v... (data obrascheniya: 2.11.2017).

3. Klassifikacia informacionnyh tehnologij v turisme [Elektronnyj resurs] // NPARK: [sajt]. URL: http://www.npark.ru/klassifikaciya-informacionnyx-texnologij-v-turizme-page 1.html. (data obrascheniya: 2.11.2017).

4. Marketingovoe agenstvo Step by Step [Elektronnyj resurs] // Step by Step [sajt]. URL: http://www Step -by-Step.ru. (data obrascheniya: 2.11.2017).

5. Ermancenkova O.A Marketingovye issedovania v turisme // Molodoj uchenyj. - 2014. -№4. -P. 513-515.

УДК 631.11(075)

Канд. экон. наук В.А. ПАВЛОВА (СПбГАУ, [email protected]) Канд. геогр. наук А.Г. ОСИПОВ (Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского, [email protected])

НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНКИ ЗЕМЛИ

Как многогранное социально-экономическое явление, оценка земли базируется на научных достижениях различных направлений: естественного, технического, правового, экономического и других циклов. Так, среди естественных наук мы видим использование достижений почвоведения и почвенного картирования; в техническом отношении оценка земли базируется на передовых методах геоинформатики (географические и земельно-информационные системы); правовая сторона оценки земли регулируется гражданским, земельным и другими направлениями юридической науки. Оценка земли в экономическом касательстве базируется как на общую экономическую теорию, так и на отраслевые экономики.

Цель исследования - выявить современный научный инструментарий оценки земельных ресурсов.

Материалы, методы и объекты исследования. В рамках данной работы авторами были использованы такие методы научного исследования, как аналитический, монографический, картографический.

Результаты исследования. Рассмотрим обозначенные направления более подробно. Классификация почв является одной из существенных форм визуализации научной логики и уплотнения информации. Можно предположить, что в перспективе будет применен генетический принцип классификации почв нашей планеты, а диагностика выделяемых таксонов (порядков, групп, типов и др.) будет базироваться на количественной субстантивной характеристике профилей почв и слагающих ее горизонтов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Относительная сопоставимость качественного состояния планетарных земельных ресурсов допустима на базе единой системы классификации земель. Система комплексного экологического и экономического учета (СЭЭУ) использует две системы классификации земель. Руководство «Land Cover Classification System» («Система классификации покрова земли», (FAO 2005a), подготовленное совместно Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО), Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП), и «Cooperazione Italiana», служит международным стандартом, определяющим классификацию наземного покрова в увязке с жизнедеятельностью человека. Таким образом, устанавливается прямая связь между земным покровом и деятельностью живущих на земле людей. Например, «луга» - это вид почвенно-растительного покрова, в то время как «пастбищные угодья» - это вид землепользования для нужд животноводства. Другая классификация была разработана ФАО на основе глобальных статистических баз данных по структуре сельскохозяйственного и лесохозяйственного землепользования [1].

Использование обозначенной классификации ограничивается отсутствием материалов почвенного исследования. Важность проведения почвенных и иных обследований и изысканий состоит в том, что изучение и оценка земель должны рассматриваться не как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.