СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕС В СФЕРЕ
ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА «ЛИТВА — ПОЛЬША — РОССИЯ»
Е. Г. Кропинова
* Балтийский федеральный университет им. И. Канта.
236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14.
Поступила в редакцию 10.07.2013 г. doi: 10.5922/2074-9848-2013-4-5 © Кропинова Е. Г., 2013
Исследованы основные инструменты международного сотрудничества России и ЕС, нацеленные на стимулирование инновационного развития туризма. Представлены конкретные примеры проектов, реализуемых в рамках программы приграничного сотрудничества «Литва — Польша — Россия» по направлению «Туризм». Особое внимание уделено анализу инноваций в туризме при реализации проектов сотрудничества и развития этой сферы в приграничных районах России и стран ЕС. Освещена роль инновационных видов туризма в региональном развитии территорий на примере Калининградской области РФ.
Отмечается, что в российских исследованиях подходы к определению инноваций в туризме носят ограниченный характер и не отражают всей сути инновационных процессов, а инновационное развитие часто сводится к внедрению новых информационных технологий. Необходимо учитывать и другие инновационные инструменты: при формировании инновационных туристических объектов притяжения — интерактивные сетевые музеи; при внедрении инноваций в продвижении туристического продукта — е-маркетинг. Инновациями в сфере государственного регулирования и стимулирования туризма может стать реализация инфраструктурных проектов через программы частно-государственного партнерства и др. Данные технологии способствуют переходу отдельно взятого субъекта хозяйственной деятельности, целой отрасли либо туристической дестинации на качественно новый уровень с позиций предоставления туристического продукта и повышения его конкурентоспособности.
Ключевые слова: инновации в туризме; региональное развитие; приграничное сотрудничество; региональная экономика; международное сотрудничество Россия — ЕС; развитие туризма в Балтийском регионе
Балтийский регион. 2013. № 4 (18). С. 67'—80.
Введение
Статья посвящена актуальной теме, затрагивающей сразу три важных источника инноваций. Во-первых, речь идет о туризме — одном из «пионеров» по созданию и внедрению инноваций в сфере услуг. Инновационность туризма состоит в использовании передовых технологий при реализации и продвижении турпродукта, ориентации на нововведения в сфере развития транспорта, а также в мобильности ноу-хау, поскольку его акторы завязаны на передвижении, что приводит к трансферу инноваций и др. Кроме того, в процессе развития отрасли возникают новые виды и формы туризма, а это само по себе инновационно.
Во-вторых, сотрудничество Евросоюза и России, в том числе в социально-экономической сфере, где инновационному развитию отдается приоритетная роль. При этом поддержка туризма как сектора экономики нашла отражение в программных документах как ЕС, так и РФ.
В-третьих, политика, проводимая Россией и Евросоюзом в отношении трансграничных регионов. Заключение договоров о местном приграничном передвижении между Российской Федерацией и Польской Республикой само по себе является инновационным политическим шагом и стимулом развития инноваций в приграничных регионах госу-дарств-участников.
Большая часть территории Калининградской области — российского эксклава на Балтике — приграничная. Южная граница (с Польшей) вплоть до 1990-х гг. представляла собой «железный занавес», что полностью исключало возможность взаимного обмена инновациями в туризме и делала периферийные регионы граничащих государств исключенными (полностью или частично) из процесса инновационного развития. В настоящее время, напротив, именно трансграничный обмен инновациями становится все более важным фактором инновационного развития туризма.
1. Понятие «инновация» в туризме
Инновации — одна из важных тем в современных исследованиях туризма. Они стали активно изучаться по мере возрастания роли туризма в региональной экономике, подтвержденной показателями мультипликативного эффекта туристической деятельности в смежных отраслях.
Наиболее значимые разработки в этом направлении в России были осуществлены членом президиума Международной туристской академии В. С. Новиковым и Г. М. Овчинниковой. Так, в работе В. С. Новикова «Инновации в туризме» [6] рассмотрены теоретические аспекты инновационной деятельности, выявлена взаимосвязь предпринимательства и инноваций, сущность и функции инновационной деятельности, приведе-
ны регулирующие ее нормативно-правовые акты. Большинство данных вопросов раскрыто применительно и к туристической деятельности.
Учебное пособие Г. Н. Овчинниковой «Инновации в социальнокультурном сервисе и туризме» посвящено инновационным процессам в целом (управлению инновациями, разработке программ и проектов нововведений, стратегическому управлению инновациями). Однако применительно к туристической деятельности, все эти процессы рассмотрены достаточно поверхностно, что приводит к завышению роли исследования как основы создания научного знания для инноваций. На наш взгляд, предложенные автором пособия «основные измеряемые достижения исследовательского процесса» как раз и являются результатом проводимых предприятием сферы туризма нововведений. К таковым отнесены:
— новый и улучшенный продукт или процесс обслуживания (усовершенствования), которые могут быть измерены качеством, сокращением материальных затрат и т. д.;
— новое применение старых объектов;
— замена туристского продукта в целях использования имеющихся средств производства и обслуживания;
— патенты, дающие конкурентные преимущества;
— лицензии на ноу-хау;
— чистый доход от применения исследования;
— повышение квалификации менеджеров и персонала;
— выгодное распоряжение побочными продуктами;
— ценная информация для продвижения и применения продукта [7, с. 22].
Вместе с тем следует отметить значительную проработку в пособии Овчинниковой инновационной сути социально-культурного сервиса и туризма и нельзя не согласиться со следующим утверждением автора: «Ориентация на потребительский спрос, проведение маневренной конструкторско-технологической и продуктовой политики, стремление к инновациям стали главными идеями инновационных преобразований в сфере социально-культурного сервиса и туризма» [7, с. 25—26].
Региональная специфика инноваций в туризме представлена очень ограниченно. Среди наиболее глубоких следует отметить работу нижегородских исследователей О. Ю. Ангеловой и Е. М. Дмитриевой «Инновационные направления развития туристских услуг в Нижегородской области». По их мнению, «инновационная деятельность в сфере туризма направлена на создание нового или изменение существующего продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности» [1, с. 17]. Однако приведенные ими примеры инноваций сводятся к единичным нововведениям: использование GPS-аудиогида, а также лазерного шоу для воспроизведения на поверх-
ности озера изображения града Китежа, куполов его церквей и др. К тому же в исследовании отсутствует комплексный подход к проблеме внедрения инноваций для достижения поставленных в целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области в 2012—2016 годах» задач.
Наиболее удачное, на наш взгляд, определение инноваций в туризме предложено В. С. Новиковым: «Инновации в туризме — результат действий, направленных на создание нового или изменение существующего туристского продукта, освоение новых рынков, использование передовых информационных и телекоммуникационных технологий, совершенствование предоставления туристских, транспортных и гостиничных услуг, создание стратегических альянсов для осуществления туристского бизнеса, внедрение современных форм организационно-управленческой деятельности туристских предприятий» [4, с. 344].
Вместе с тем стоит отметить: несмотря на то что в данном определении передана суть инноваций, сделано это с помощью перечисления их видов в туризме и их результатов, что можно назвать значительным ограничением с позиций создания новых видов инноваций. Кроме того, они не являются самоцелью при их проведении, а выступают инструментом (способом) дальнейшего продвижения или развития. Поэтому правильнее понимать под инновацией не «результат действия», а «процесс или инструмент/метод, применяемый для перехода субъекта предпринимательства в сфере туризма (турфирмы, гостиницы и др.) на иной, качественно новый этап развития». При этом при внедрении инноваций в туризме происходит усиление или даже повышение конкурентоспособности фирмы.
Не случайно в зарубежной литературе именно этому аспекту уделено наибольшее внимание. Так, португальские ученые О. А. М. Менесес и А. А. Ц. Тейхейра ^. A. M. Meneses и A. A. С Teixeira) с экономического факультета Университета г. Порто изучили роль поставщиков как источника инноваций в большинстве отраслей туризма. И лишь некоторые исследователи, такие как Евангелиста, Соете, Юнг и Марсили, а также Кастеллаки, рассмотрели роль пользователей/потребителей как источников инноваций в туризме [14].
Предприниматель, осуществляющий нововведения, преодолевает сопротивление окружающей среды и препятствия на пути распространения новых форм организации производства, новых производственных технологий известных товаров и услуг, а также новых товаров и услуг, открытия новых рынков. Важнейшее условие реализации предпринимательской функции — развитый финансовый сектор экономики, обеспечивающий перелив капитала из одной отрасли в другую [10].
В работе Вайденфельда «Туризм и трансграничные региональные инновационные системы» отмечается, что управление знаниями и межфирменный обмен идеями, который приводит к инновациям, является жизненно необходимым для фирм и дестинаций, желающих достигнуть
и сохранить конкурентные преимущества. Обмен знаниями происходит в рамках сетей одновременно и на микро- и на макроуровне. На микроуровне (например, уровень индивидуальных фирм) создаются опытные знания и «домашние» знания, в то время как на макроуровне (например, на уровне межорганизационных сетей происходит передача более определенных (явных) знаний [15, p. 195].
Отсюда можно сделать вывод, что одна из особенностей туризма — его роль в социально-экономическом развитии территории. Это означает, что новаторами могут выступать не только предприниматели, заинтересованные в развитии собственного бизнеса, но и руководители органов власти, ставящие своей целью развитие территории (национальные, региональные и местные), и даже надправительственные организации (например, Европейская комиссия) через программы поддержки приоритетного направления.
2. Программы взаимодействия России и ЕС, нацеленные на развитие инноваций
Учеными Балтийского федерального университета им. И. Канта проведен анализ инструментов финансирования различных трансграничных проектов в области научно-технических разработок, реализуемых совместно Россией и Евросоюзом (например, Т. Н. Чекалина, 2008 [9], А. В. Белова, 2012 [2]). В их исследованиях показано изменение приоритетов программ по мере развития сотрудничества. Роль инновационной составляющей постоянно возрастает.
Одним из приоритетов программы «Регион Балтийского моря 2007—2013» является организация условий для создания и распространения инноваций в РБМ. При этом инновация определена в указанном документе как «успешное производство, освоение и использование нововведений в экономической и социальной сферах» [6].
Приоритетное направление программы — поддержка источников инноваций и усиление транснациональной передачи технологий и знаний, в частности, малыми и средними предприятиями (МСП). Другая цель — подготовка людей к освоению новых знаний.
В рамках названного приоритета предлагаются к софинансирова-нию следующие направления: оказание поддержки источникам инноваций; содействие передаче технологий и распространение знаний в регионе Балтийского моря; укрепление социального потенциала (человеческого капитала) в генерации и освоении новых знаний.
По окончании действия программы ожидаются следующие результаты [6]:
— повышенная международная производительность источников инноваций и улучшенные связи между малыми и средними предприятиями;
— усовершенствованный транснациональный трансферт технологий и знаний;
— расширенная общественная база для создания и использования инноваций.
В проекте новой программы, планируемой к реализации в 2014— 2020 гг., в качестве одного из трех основных тематических приоритетов значится поддержка научных исследований, технологического развития и инноваций.
3. Программа приграничного сотрудничества «Литва — Польша — Россия» как инструмент стимулирования развития инноваций в сфере туризма
Для Калининградской области в рамках сотрудничества России и ЕС наибольшее значение имеет программа приграничного сотрудничества «Литва — Польша — Россия». Ее цель — укрепление отношений между Польшей, Россией и Литвой посредством развития двухсторонних и трехсторонних связей, что предусматривает оказание содействия социально-экономическому развитию и повышению качества жизни населения всего региона.
Основополагающие принципы при ее составлении были обусловлены тем, что «территория Программы должна стать местом пересечения транспортных осей Восток — Запад и Север — Юг, торговых путей и туристических маршрутов. Кроме того, она должна стать приграничным регионом взаимопонимания между соседями, ведущими совместную деятельность по развитию и сохранению наиболее важных активов развития этой территории, таких как природное и культурное наследие и человеческий капитал (в частности, предпринимательство)» [8].
Согласно Й. Шумпетеру [11], инновации возникают в результате новых комбинаций ресурсов и факторов производства. Инновационными видами деятельности при этом будут следующие:
1) производство новых товаров;
2) применение новых технологий;
3) внедрение новых материалов;
4) открытие новых рынков;
5) подрыв монополии конкурентов;
6) совершенствование организации и управления.
Несмотря на то что речь идет прежде всего о товарах и производстве, мы можем данный подход к инновациям применить и для услуг, в том числе в сфере туризма. Это возможно благодаря тому, что у него есть некоторые характеристики, свойственные промышленности. Аргументы, выдвигаемые для подтверждения данного тезиса: крупные капиталовложения, важность капитала и рабочей силы, собственные школы по подготовке кадров, свой специализированный финансовый сектор, отделы по изучению рынка, мощные производители, очень широкая сеть туроператоров, бюро путешествий, своя пресса.
С экономической точки зрения можно считать, что даже если туризм и не производит конкретных материальных благ из природных ресурсов, он видоизменяет пользование этими благами, превращая их в развлекательную, культурную «полезность». И хотя здесь не создаются материальные блага, есть создание стоимости. Все это является важным общим моментом индустрии и туризма [3].
Туристская инновационная система определена как «части и аспекты экономической структуры и институционального устройства, влияющие на обучение и инновации в туристических фирмах» и «представляющие собой географическую и секторальную системы в дести-нациях» [14, p. 93]. Они состоят из большого количества взаимосвязанных и имеющих отношение к туризму акторов, представленных общественным, некоммерческим и бизнес-секторами (например, организации, институты и частные лица) [16, p. 191—213]. Судя по всему, именно эти акторы и выступают основными целевыми группами в реализуемых в настоящее время программах ЕС. На их взаимодействие нацелены и мероприятия по стимулированию частно-государственного партнерства в России.
Рассмотрим, что происходит с индустрией туризма с позиций инновационных преобразований и что предпринимается в рамках взаимодействия РФ и ЕС для развития этого сектора.
1. Производство новых товаров (в случае с сектором туризма — тур-продуктов).
Программа приграничного сотрудничества нацелена на создание новых совместных туристических маршрутов. Из проанализированных нами 14 проектов 4 предусматривают (в числе прочего) их разработку и продвижение [8].
Например, проект «Создание туристического маршрута от Тильзитского мира 1807 г. до Таурогенской конвенции 1812 г.» (Creation of Tourist Route from the Tilsit Peace Treaty of1807 to Tauroggen Convention of 1812) сам по себе инновационный, поскольку предлагает туристам новое направление и способ познания истории эпохи Наполеоновских войн и славы русского оружия.
В рамках проекта «Перекрестки 2.0» (реализуется в 2012—2014 гг. под руководством автора статьи) также запланирована разработка четырех новых трансграничных маршрутов. Предполагается, что будет создан инновационный турпродукт через привлечение новых объектов показа, расположенных на побережье Вислинского и Куршского заливов. Основной упор при этом — на водные маршруты, что можно назвать инновационным для Калининградской области видом путешествий.
2. Применение новых технологий.
С этих позиций туризм относится к одному из наиболее инновационных видов деятельности, поскольку именно здесь активно используются новые технологии — начиная от бронирования и продаж и заканчивая использованием новых видов транспорта. В рамках программы приграничного сотрудничества можно найти и такие инновационные предложения, как, например, создание сети информационных киосков в
<#»
регионе действия программы и применение соответствующих технологий для муниципалитетов Калининградской области. В рамках проекта «Сеть туристских информационных центров — Туринфонет» (Tourism Information Network — TourInfoNet) запланировано приобретение, наполнение единой базой данных и размещение таких информационных киосков в семи муниципальных образованиях Калининградской области. Данное нововведение создаст условия для повышения оперативности получения туристами информации о туристическом потенциале местности.
3. Внедрение новых материалов.
В рамках этого аспекта применительно к туризму мы рассматриваем внедрение новых видов деятельности (туризма), до этого не получивших развитие на данной территории в силу инфраструктурных и институциональных ограничений. Поскольку все проекты ЕС имеют своей целью устойчивое развитие, то новые формы и виды туризма, безопасные для окружающей среды, оказывающие на нее щадящее воздействие, являются инновационными. В рамках исследуемой программы все проекты, принятые к финансированию, отвечают принципам устойчивого развития. Устойчивое развитие приграничного туризма заявил проект «Улучшение инфраструктуры общественных территорий с целью усиления туристской привлекательности приграничного региона» (Improvement of public areas' infrastructure to increase tourism attractiveness in the cross-border region). Данный проект ориентирован на создание экологичных площадок (концертных и выставочных залов под открытым небом) для проведения мероприятий, ориентированных на туристов и отдыхающих. Это позволит создать новые точки притяжения для привлечения туристов из приграничных регионов.
4. Открытие новых рынков.
Если для России международного яхтенный туризм на калининградском побережье Балтики — в значительной степени инновационный вид деятельности (из-за отсутствия необходимой инфраструктуры), то для стран ЕС инновация в развитии данного сектора состоит в открытии новых рынков для потребителей этой услуги. Не случайно были поддержаны проекты, касающиеся развития водного туризма:
— «Возможности и преимущества совместного использования Вис-линского залива» (Opportunities and Benefits of Joint Use of the Vistula Lagoon). Проект предполагает создание условий для совместного использования залива, в том числе для развития транспорта и туризма. В частности, под руководством автора статьи изучаются вопросы развития рекреации и туризма в пределах трансграничной территории Вислинского залива;
— «Балтийское янтарное побережье» — инфраструктурный проект, направленный на строительство нового променада с яхтенной мариной в пос. Янтарный Калининградской области; его реализация сделает побережье региона доступным для развития яхтенного туризма.
Преимущества от реализации данных проектов для стран Евросоюза — расширение туристических маршрутов, посещение новых территорий.
5. Подрыв монополии конкурентов.
Привлекательность многих туристических маршрутов состоит в том, что они проходят через территорию нескольких государств. В этом плане выгодно отличаются Скандинавские страны и бывшие страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония), предлагающие совмещенные маршруты. Вместе с тем в силу геополитических условий Калининградская область продолжительное время (вплоть до 1990-х гг.) оставалась «белым пятном» на карте Балтийского региона. Это препятствовало реализации многих туристических маршрутов, делая их разорванными. Такая ситуация сложилась с веломаршрутом «ЕвроВело», водным маршрутом «Е-70» и рядом других. Данное положение делало регион Юго-Восточной Балтики менее конкурентоспособным по сравнению с соседними.
Программа приграничного сотрудничества нацелена на выявление проблем, препятствующих разработке совместных трансграничных туристических маршрутов, на содействие внедрению направлений туризма, получивших признание в других регионах Балтики.
6. Совершенствование организации и управления.
Во многих государствах ЕС, как и в России, существует правило, ограничивающее работу зарубежного экскурсовода на их территории. В результате туристические компании вынуждены нанимать на работу экскурсоводов из тех стран, по территории которых проходит туристический маршрут. Это создает сложности для всех участников процесса, в том числе для самих туристов, вынужденных достаточно часто получать информацию не от носителей языка. С целью решить эту проблему в рамках проекта «Перекрестки 2.0» реализуется мероприятие, направленное на переподготовку гидов-экскурсоводов из Литвы, Польши и России, специализирующихся на регионе Юго-Восточной Балтики. Гидам будет предоставлена возможность пройти аккредитацию, позволяющую работать на всей трансграничной территории (не ограничиваясь пределами своей страны). Данная инновация позволит сделать трансграничные туристические маршруты более привлекательными.
Помимо вышеперечисленных направлений инновационного развития туризма, адаптированных на основе предложенных Шумпетером видов инноваций, на наш взгляд, было бы целесообразно выделить дополнительно следующие, также актуальные для туризма.
7. Снижение фактора сезонности.
Для большинства курортов Балтийского региона характерна проблема сезонности. В связи с этим наиболее конкурентоспособной оказывается для них дестинация, обеспечивающая равномерную загрузку в течение всего года. Именно здесь и необходимы инновации. А наиболее эффективные меры являются и наиболее капиталозатратными, поскольку предполагают создание круглогодично функционирующих объектов инфраструктуры, таких как водогрязелечебницы, конгресс-залы, выставочные залы, музыкальные театры, тематические парки и пр.
При этом внедрение новых технологий, например при обновлении музейных экспозиций или создании новых выставочных залов, эффективно влияет на повышение спроса на данный вид отдыха, что повышает загрузку музеев и делает турцентр более привлекательными для посещений.
В рамках проекта «Музеи через границы» планируется реконструировать музей «Фридландские ворота» в Калининграде, который расположен в здании — объекте историко-культурного наследия, Фридланд-ских воротах. Музей превратится в интерактивную площадку, что станет возможным благодаря моделированию пространства в 3Д-измере-нии. Кроме того, предполагается оборудование выставок таким образом, чтобы они стали доступнее как для российских, так и иностранных туристов, в первую очередь из соседних приграничных регионов Польши и Литвы.
8. Равномерность распределения потоков туристов по территории.
Партнеры проектов программы достаточно равномерно распределены вдоль приграничной территории. Поддержку получили и проекты, ориентированные на продвижение уже существующих, но непопулярных туристических маршрутов, так и новые идеи, позволяющие повысить привлекательность территории через создание новых туристических маршрутов. Так, проект «Развитие активного туризма как общая площадка для российско-польского сотрудничества» нацелен на организацию совместных видов активного туризма между муниципалитетами Элка (Польша) и Озерска (Россия) — как наиболее периферийными.
9. Распространение/перетекание инноваций через границы.
Вопросам изучения влияния границ на развитие туризма посвящен
ряд работ. Например, Гелбман и Тимоти в работе «От вражеских границ к туристическим достопримечательностям» [12] наряду с общепринятым определением границы между странами как линии, «ограничивающей национальный суверенитет путем разграничения места, где государство практикует свой правовой авторитет (фильтруя потоки товаров и людей)» [12, р. 240], подчеркивают, что «они [границы] также маркируют особые отличия в политических и идеологических системах, административных системах, экономических и социальных структурах и могут в значительной степени влиять на туристический опыт» [12, р. 241].
Программа приграничного сотрудничества нацелена на стимулирование взаимодействия между людьми, проживающими по разные стороны границы. Это, несомненно, приводит к трансферу знаний и умений. Опыт создания музеев под открытым небом эпохи викингов на территории Польши, изначально заимствованный у Скандинавских государств, получил развитие в проекте «Заливы как перекрестки туризма и взаимодействия народов Юго-Восточной Балтики: от истории к современности» программы приграничного сотрудничества «Перекрестки 2.0». По итогам проекта появится первый в России музей под открытым небом, отражающий быт и традиции народов, проживавших в эпоху викингов на территории нынешней Калининградской области.
Заключение
Таким образом, в программах сотрудничества России и ЕС инновационному развитию туризма уделяется значительное внимание. Это обусловлено уникальностью туризма как особого сектора услуг, с одной стороны, наиболее восприимчивого к инновациям, с другой — выступающего «проводником» инновационного развития территорий.
Усиление роли туризма в приграничных территориях позволяет ускорить инновационное развитие туризма в географическом и секторальном разрезе. Секторальный экономический рост возможен благодаря мультипликативному эффекту туризма, охватывающего многие сектора экономики. Территориальное распространение инноваций посредством туризма происходит благодаря географическим особенностям данного вида деятельности, не имеющей, по сути, границ.
Для приграничные регионов, в значительной степени периферийных с позиций распространения инноваций (в силу удаленности от столиц и других крупных городов — центров концентрации новых идей), туризм становится «агрегатом» производства и распространения инноваций. При этом они проникают и в другие, напрямую или опосредованно связанные с ним отрасли экономики.
Программа приграничного сотрудничества «Литва — Польша — Россия» является инструментом социально-экономического развития приграничных территорий, в том числе благодаря инновационности реализуемых в ее рамках проектов. В проектах туристической направленности, принятых к финансированию в составе этой программы, можно отметить следующие инновационные направления: инновационные турпродукты; инновационные идеи модификации существующих турпродуктов; инновационные туристские объекты притяжения; инновации в средствах размещения и транспорта; инновации в туристской инфраструктуре; инновации в продвижении туристского продукта; возрождение традиций и культуры территории через инновационные подходы к визуализации и представлению; инновационные проекты в этнографическом/этническом туризме; инновационные технологии в туризме; инновации в сфере государственного регулирования и стимулирования, нацеленные на развитие и поддержку туризма.
Список литературы
1. Ангелова О. Ю., Дмитриева Е. М. Инновационные направления развития туристских услуг в Нижегородской области // Вестник СГУТиКД. 2012. № 2 (20). С. 16—19.
2. Белова А. В. Инструменты научно-технического сотрудничества России и Европейского союза в инновационной сфере // Балтийский регион. 2012. 4(14). С. 137—149.
3. Кропинова Е. Г. Регионально-экономический анализ формирования территориальных рекреационных систем. СПб., 2005.
4. Кропинова Е. Г. Факторы формирования трансграничного туристско-рекреационного региона «Юго-Восточная Балтика» // Балтийский регион. 2011. № 1. С. 106—114.
<р
5. Новиков В. С. Инновации в туризме : учеб. пособие. М., 2010.
6. Регион Балтийского моря : программа трансграничного сотрудничества. URL: http://www.eu.baltic.net (дата обращения: 21.09.2012)
7. Овчинникова Г. Н. Инновации в социально-культурном сервисе и туризме : учеб. пособие. Уфа, 2006.
8. Стратегия и цели программы приграничного сотрудничества «Литва — Польша — Россия». URL: http://www.lt-pl-ru.eu/ru,1,2 (дата обращения: 11.07.2013).
9. Чекалина Т. В. Развитие и пространственная дифференциация трансграничного сотрудничества в Балтийском регионе : автореф. дис. ... канд. геогр. наук. Калининград, 2007.
10. Хаггет П. Пространственная диффузия — путь к слиянию районов // География: синтез современных знаний. М., 1979. С. 340—366.
11. Шумпетер Й. Экономическая теория развития. М., 1982.
12. Gelbman A., Timothy D.J. From hostile boundaries to tourist attractions // Current Issues in Tourism. 2010. № 13 (3). P. 239—259.
13. Hagerstrand T. Spatial diffusion as an Innovation Process. Lund, 1953.
14. The Innovative Behaviour of Tourism Firms — Comparative Studies of Denmark and Spain / J. Sundbo [et al.] // Research Policy. 2007. Vol. 36/1. P. 88—106.
15. The Innovative Behaviour of Tourism Firms / O.A.M. Meneses, A. A. C. Tei-xeira // Economics and Management Research Projects : An International Journal. P. 25—35.
16. WeidenfeldA. Tourism and cross border regional innovation systems // Annals of Tourism Research. 2013. Vol. 42. P. 191—213.
Об авторе
Елена Геннадиевна Кропинова, кандидат экономических наук, кандидат географических наук, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Россия.
E-mail: [email protected]
COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND THE EU IN THE FIELD OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF TOURISM:
THE CASE OF THE LITHUANIA - POLAND - RUSSIA CROSS-BORDER COOPERATION PROGRAMME
*
E. Kropinova
Immanuel Kant Baltic Federal University
14, A. Nevski Str., Kaliningrad, 236041, Russia
Received on July 10, 2013
To study the key instruments of international cooperation between Russia and the European Union aimed at stimulating innovative development of tourism co-financed by the EU and Russia. The author describes specific projects implemented in
the framework of the Lithuania-Poland-Russia cross-border cooperation programme for 2009—2013 in the field of tourism. Special attention is paid to analysing tourism innovations that have emerged as a result of the projects aimed at cooperation and tourism development in the border regions of Russia and the EU countries. A number of projects have been implemented under the supervision and with the participation of the author. The article focuses on the role of innovative types of tourism in the regional development of territories in the case of the Kaliningrad region.
The current approaches to defining tourism innovations in Russian and international studies are not comprehensive and do not reflect the essence of innovative processes. Innovative development is often reduced to the introduction of new information technologies, i. e. informatization replaces innovative development. However, it is important to take into account other innovative tools: for instance, interactive network museums in developing innovative tourist attraction objects, e-marketing in introducing innovations in tourist product promotion, programmes of private-public partnership in the field of public regulation and tourism stimulation, etc. These technologies contribute to the transition from a certain economic agent, the industry as a whole, or a tourist destination to a fundamentally new level in terms of tourist product presentation and increase of competitiveness. The sources for innovations in tourism are both the providers and consumers of tourist services. In those regions where tourism is considered an economic priority, local authorities and even super-governmental organisations, such as the European Commission (through different co-financing programmes), can also become innovators.
Key words: tourism innovations, regional development, cross-border cooperation, regional economy, Russia-EU international cooperation, tourism development in the Baltic region
References
1. Angelova, O. Yu., Dmitrieva, E.M. 2012, Innovacionnye napravlenija raz-vitija turistskih uslug v Nizhegorodskoj oblasti [Innovative directions of development of tourist services in Nizhny Novgorod region], Vestnik Sochinskogo gosu-darstvennogo universiteta turizma i kurortnogo dela [Izvestiya of the Sochi State University for Tourism and Recreation], no. 2 (20), p. 16—19.
2. Belova, A. 2012, The instruments of Russia — EU research and technological co-operation in the sphere of innovations, Balt. Reg, no. 4, p. 99—108. doi: 10.5922/2079-8555-2012-4-11.
3. Kropinova, E.G. 2005, Regional’no-jekonomicheskij analiz formirovanija territorial’nyh rekreacionnyh sistem [Regional-economic analysis of the formation of territorial recreation systems], Saint Petersburg, Saint Petersburg State University Press.
4. Kropinova, E. 2011, The factors affecting the development of the South-Eastern Baltic tourism and recreation region, Balt. Reg., no. 1, p. 93—100. doi: 10.5922/2079-8555-2011-1-12.
5. Novikov, V. S. 2010, Innovacii v turizme [Innovation in tourism], Moscow, Akademija.
6. The Baltic Sea Region Programme 2007—2013, available at: http://www. eu.baltic.net (accessed 21 September 2012).
ф
7. Ovchinnikova, G. N. 2006, Innovacii v social’no-kul’turnom servise i turizme [Innovations in social and cultural services and tourism], Ufa, Ufa State Academy of Economics and Service.
8. Legal basis, Cross-border Cooperation Programme Lithuania — Poland—Russia 2007—2013, available at: http://www.lt-pl-ru.eu/en,1,2 (accessed 11 July 2013).
9. Chekalina, T. V. 2007, Razvitie i prostranstvennaja differenciacija transgra-nichnogo sotrudnichestva v Baltijskom regione [Development and spatial differentiation of cross-border cooperation in the Baltic region], thesis abstract, Kaliningrad, Immanuel Kant State University of Russia.
10. Haggett, P. 1979, Prostranstvennaja diffuzija — put’ k slijaniju rajonov. Geografija: sintez sovremennyh znanij [Spatial Diffusion: An Historical Geography of Epidemics in an Island Community], Moscow, Progress, p. 340—366.
11. Schumpeter, I. 1934, The theory of economic development, Cambrige, Mass., Harvard University Press.
12. Gelbman, A. Timothy, D.J. 2010, From hostile boundaries to tourist attractions, Current Issues in Tourism, no. 13 (3), p. 239—259.
13. Hagerstrand, T. 1953, Spatial diffusion as an Innovation Process, Lund.
14. Sundbo, J. et al. 2007, The Innovative Behaviour of Tourism Firms — Comparative Studies of Denmark and Spain, Research Policy, Vol. 36/1, p. 88-106.
15. Meneses, O.A.M., Teixeira, A.A.C. 2011, The innovative behaviour of tourism firms, Economics and Management Research Projects: An International Journal, Vol. 1, no. 1, p. 25—35, available at: http://webapps.fep.up.pt/oaij/index.php/EMRP _IJ/article/view/5/22 (accessed 21 September 2012).
16. Weidenfeld, A. 2013, Tourism and cross border regional innovation, Annals of Tourism Research, Vol. 42, p. 191—213.
About the author
Dr Elena Kropinova, Department of Social Services and Tourism, Immanuel Kant Baltic Federal University, Russia.
E-mail: [email protected]