Научная статья на тему 'Совершенствование механизма информационного обеспечения в сфере внутреннего туризма России'

Совершенствование механизма информационного обеспечения в сфере внутреннего туризма России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
898
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ТУРИЗМЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТУРИЗМЕ / DOMESTIC TOURISM / INDIVIDUAL TOURISM / INFORMATION TECHNOLOGY IN TOURISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Озимина Любовь Анатольевна

Согласно законодательным актам, концепциям и стратегиям федерального и субъектного назначения, одним из приоритетных направлений хозяйственной деятельности является развитие внутреннего туризма, в том числе в аспекте оптимизация процессов предоставления индивидуального туристского сервиса. Для слаженного функционирования субъектов туристской индустрии важнейшую роль играет совершенствование информационного обеспечения туристской отрасли. Здесь следует уделить особенное внимание уровню развития информационных технологий, а также уровню подготовки персонала, обладающего не только специализированными знаниями в области туризма, но и более глубокими знаниями информационных технологий, используемых на предприятиях внутреннего и въездного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Озимина Любовь Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

According to the concepts and strategies of federal and subjective Russian legislation, development of domestic tourism is determined as one of the main goals of social and economic development of Russia. One of the crucial aspects influencing the stated goals is optimization process of individual tourist service. For the smooth functioning of tourist industry players an important role is given to improving the informational support of the tourism industry. A special attention should be given to the level of development of information technologies, as well as the level of personnel competitiveness which should include special knowledge not only in tourism, but also in those information technologies needed for the enterprises of domestic and inbound tourism.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма информационного обеспечения в сфере внутреннего туризма России»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СФЕРЕ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА РОССИИ

Аннотация. Согласно законодательным актам, концепциям и стратегиям федерального и субъектного назначения, одним из приоритетных направлений хозяйственной деятельности является развитие внутреннего туризма, в том числе в аспекте оптимизация процессов предоставления индивидуального туристского сервиса. Для слаженного функционирования субъектов туристской индустрии важнейшую роль играет совершенствование информационного обеспечения туристской отрасли. Здесь следует уделить особенное внимание уровню развития информационных технологий, а также уровню подготовки персонала, обладающего не только специализированными знаниями в области туризма, но и более глубокими знаниями информационных технологий, используемых на предприятиях внутреннего и въездного туризма.

Ключевые слова. Внутренний туризм, национальный туризм, индивидуальный туризм, информационное обеспечение в туризме, информационные технологии в туризме.

Ozimina LA.

INFORMATION SUPPORT DEVELOPMENT IN THE SPHERE OF DOMESTIC TOURISM IN RUSSIA

Abstract. According to the concepts and strategies of federal and subjective Russian legislation, development of domestic tourism is determined as one of the main goals of social and economic development of Russia. One of the crucial aspects influencing the stated goals is optimization process of individual tourist service. For the smooth functioning of tourist industry players an important role is given to improving the informational support of the tourism industry. A special attention should be given to the level of development of information technologies, as well as the level of personnel competitiveness which should include special knowledge not only in tourism, but also in those information technologies needed for the enterprises of domestic and inbound tourism.

Keywords. Domestic tourism, domestic tourism, individual tourism, information technology in tourism, information technology in tourism.

Внутренний туризм установлен приоритетным направлением туристской деятельности в РФ [1]. Это естественное положение, подтверждающее конституционное право граждан страны на отдых и досуг. На реализацию этого требования напарвлена Концепция [2] и «Стратегия развития туризма в РФ». В Концепции туризм представлен как значимая составляющая инновационного развития России. Указаны главные цели, задачи, принципы и направления госполитики в сферах туризма. Концепция базируется на приоритетах устойчивого развития туризма, отраженных в Стратегии национальной безопасности. В числе приоритетов указаны качество жизни граждан, высокий уровень обеспечения жизни. Развитие туризма важно для страны в целом, а также и для субъектов РФ. Туризм рассматривается как доходообразующая отрасль экономики страны, как способ и средство организации занято-

ГРНТИ 71.37.75 © Озимина Л. А., 2017

Любовь Анатольевна Озимина - аспирантка Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 (921) 407 89 14. E-mail: ozimina.lyubov@gmail.com.

сти и повышения качества жизни населения, воспроизводства здоровья нации, развития социокультурной среды, воспитания патриотизма населения, а также как инструмент создания нравственного базиса развития сообществ.

Россия обладает мощным потенциалом для устойчивого развития национального туризма [5]. Развитие деятельности в этих направлениях является главной задачей Стратегии в части национального туризма. Среди задач Стратегии обозначены: закрепление и удержание достигнутых результатов, решение проблемы импортозамещения, переориентация большей части потребительского спроса состоятельного сегмента россиян на внутренний туризм. Обозначена целенаправленность туристской деятельности на духовное развитие граждан, воспитание патриотизма и просвещение населения; обеспечение роста качества жизни населения и его обеспеченности. Учитываются мировые тенденции развития и современное состояние туристских отраслей (перевозок, гостеприимства, деятельности организаторов туризма), госрегулирования в сфере экономики, культуры, работы с детьми и молодежью, системы соцобеспечения граждан, физкультуры и спорта, профобразования, создания новых рабочих мест для населения, сохранения и воспроизводства природных и культурно-исторических ресурсов.

Стратегия закладывает основу для решения задач, стоящих перед туристской отраслью, и является инструментом формирования планов работы регулятора и органов исполнительной власти, участников туристского бизнеса на всех уровнях, направления предпринимательских инициатив граждан в сфере туризма. Отметим, что высокая стоимость услуг является препятствием к росту потока путешествий самих россиян в рамках внутреннего туризма. Высокие цены на поездки по России в целях туризма связаны во многом с большими расходами на туристские перевозки.

Общей проблемой национального туризма является малокомфортная информационная среда. Это касается методов туристской навигации, целостности и объективности информационных ресурсов о туризме в регионах России, неудобства для потребителя графика работы объектов туристского показа, трудностей и малой автоматизации надежных систем предварительного бронирования, покупки билетов в музеи и театры. Свою лепту в этот процесс вносит повсеместная ориентация туристских предложений на унификацию программ туристских поездок, что ограничивает выбор туристов и саму возможность выбирать элементы предлагаемых туристской отраслью программ - составлять программы посещения туристских центров адекватно спросу, целям поездки, учитывать повторность посещения туристских и культурных центров и объектов экскурсионного показа.

Лидерами туристского предложения являются традиционные туристские центры, такие как Санкт-Петербург, туристские объекты Ленинградской области, Республики Карелия, города «Серебряного кольца» региона Северо-Запада России. При формировании туристского предложения, наряду с познавательными и образовательными целями, также надлежит учитывать и событийный туризм, который, наряду с удовлетворением потребности туристов участвовать в ярких событийных мероприятиях в крупных и региональных туристских центрах, позволяет не только сформировать идеологически выдержанную платформу патриотического настроения, взглядов и жизненных принципов участников, но и укрепить имидж России как страны, благоприятной для туризма. Это все создаст условия для развития туристской инфраструктуры, которая будет служить многие годы, привлекая новые и новые туристские потоки в регионы страны.

При составлении программ необходимо учитывать социальную их составляющую, в том числе финансовые обстоятельства (подушевой доход представителей сегмента потребителей). Необходимо выстроить возможности участников туристских поездок адекватно экономическому положению подавляющего большинства населения, а не только состоятельного сегмента общества. Туристы и организаторы туристских путешествий (туроператоры, руководители групп, учителя и работники школьных учреждений и др.) должны иметь возможность разумно минимизировать стоимость туристского обслуживания в поездках, сообразно имеющимся у желающих принять в них участие средствам. Направления развития и формирования туристского предложения дестинаций и системно организованных объектов показа (экскурсионных и событийных туров) необходимо планировать с учетом региональных особенностей и возможностей, а также уровня обеспеченности туристскими ресурсами и структуры экономики регионов.

Имеют место значительные изменения характеристик и уровня подготовки потребителей услуг сферы культуры и туристских услуг в обществе в целом. Потребности целевой аудитории учреждений

культуры и сферы туризма значительно переменились, а сама эта аудитория увеличилась в количестве за счет расширения спектра показателей - возраста, образования и подготовки, профессионального статуса и места постоянного жительства, широты доступа к современным информационным технологиям, ресурсам и наличия гаджетов. Повысился культурный и образовательный уровень целевой аудитории, подавляющее большинство представителей которой являются активными интернет-пользователями и имеют доступ эк лектронным музейным экспозициям и множественным базам знаний, являются участниками социальных сетей в Интернет-пространстве. Следует также учитывать существенное снижение возраста потребителей при резком росте их уровня образованности, информированности, коммуникабельности и мобильности.

Практика показывает, что имеет место устойчиво развивающаяся тенденция роста показателей индивидуальных посещений музеев, которые превышают показатели числа туристов из экскурсионных групп. Санкт-Петербург и Северо-Западный регион представляет собой центр культурно-познавательного, событийного и делового туризма страны. В туристском предложении во многом следует ориентироваться на организацию индивидуальных посещений музеев и других объектов туристского показа, развивая интерактивный компонент экспозиции. С другой стороны, не следует пренебрегать имеющимся потенциалом роста экскурсионного обслуживания, используя метод формирования совмещенных групп из участников (в общем случае туристов) для посещения объекта показа или события, прибывающих из различных регионов и местностей страны в организованном или индивидуальном порядке. При этом процесс должен иметь организованный характер на этапе предварительного планирования выбора и бронирования (заказа) туристских услуг и обслуживания.

Ставится задача сформировать правила и условия для предварительного бронирования и оплаты туристских услуг туристами-индивидуалами и организациями; предоставить туристам и иным заказчикам всю необходимую информацию, а для индивидуальных (самодеятельных) туристов - расписание движения транспорта, карты и схемы местности, памятки и путеводители, правила поведения и этикета в публичных местах, в гостиницах и других объектах гостеприимства, на предприятиях общественного питания, на объектах экскурсионного показа, режим работы объектов туристского интереса и средств общественного транспорта.

Туристская деятельность (деятельность организаторов туризма) во внутреннем туризме направлена на расширение сегмента познавательных и обучающих экскурсионных туров для подросткового и детского туризма. Главным направлением деятельности является прием российских туристов в Санкт-Петербурге и Москве. За многие годы работы туристские фирмы приняли в Санкт-Петербурге миллионы туристов-россиян - взрослых и школьников. Туроператоры внутреннего туризма предоставляют на рынок эксклюзивное и разнообразное экскурсионное обслуживание преимущественно познавательного и научающего направления, транспортное обслуживание, размещение в гостиницах города и пригородных пансионатах, питание.

Организуют туристское обслуживание специалисты, имеющие профессиональную подготовку и солидный опыт работы в туризме. Сопровождают туристские группы квалифицированные экскурсоводы и гиды-переводчики. В портфеле организаторов внутреннего туризма для национальных потребителей - более 3 тыс. различных экскурсий и туристских маршрутов. Гибкая ценовая политика и солидный интеллектуальный задел в создании туристского продукта позволяют туроператорам и иным организаторам туризма организовать любой тур по индивидуальному заказу клиента.

Туризм дает возможность путешествующему обрести опыт и знания. Причем, если знания можно получить не выходя из дома - из учебников, пособий и книг, а также из Интернета, то практический опыт (умения) можно получить лишь личным участием (в путешествиях). Эта истина известна еще с библейских времен и актуальна в настоящем. Потому важна организация системы экскурсионных туров познавательной и обучающей направленности. Познавательные туры предполагают высокий уровень содержательности экскурсионного сопровождения, гражданственность позиций научения, патриотическое воспитание экскурсантов и туристов, что развивает когнитивные способности и конатив-ные потребности участников.

В рамках туров представлено системное ознакомление с Санкт-Петербургом и его пригородами, музеями и национальным культурным достоянием, а также близлежащими субъектами федерации. Например, туроператор ИНТЕЛ-Т предлагает пакет экскурсионных туров по Санкт-Петербургу: Музейный Санкт-Петербург, Город морской Славы, Блокадный Ленинград, Санкт-Петербург - Северная

Венеция (каналы и реки) и др. Экскурсионные туры в Санкт-Петербург познавательного и научающего характера для школьников - это прекрасный отдых и возможность улучшить знание истории, литературы, архитектуры, живописи и даже естественных наук. В портфеле организаторов туризма также военно-патриотические туры, в том числе - революционный Петроград и Кронштадт, блокадный Ленинград, Ладога в Великой Отчественной войне, музеи Ладоги и Финского залива, история Северо-Запада России, Великий Новгород и становление государственности, крепости Северо-Запада, история русского православия - монастыри Южного Приладожья, Валаам, Коневец, Соловецкие острова, Оптина пустынь. Туристское предложение включает речные круизы в бассейне Невы, Ладоги и Онежского озера, по Волге, традиционное предложение круиза Санкт-Петербург - Москва.

Предлагаются широкий ассортимент индивидуальных и групповых туристских поездок в Санкт-Петербург, Москву и другие регионы, сборные туры. В программы включаются: размещение в гостиницах, богатый и разнообразный ассортимент экскурсий, индивидуальные туры и обслуживание, туры для взрослых (групповые), для школьников и студентов (групповые), семейные, познавательные, тематические, событийные. В туристском предложения есть путешествия в Псков, Карелию (Кижи), Золотое Кольцо, Великий Новгород, Великий Устюг.

При разработке поездок учитывается, что возможности восприятия информации у детей и подростков не безграничны. Именно поэтому в школе урок продолжается всего 45 минут, затем следует перемена (отдых), и количество уроков ограничено. В автобусных экскурсиях предусмотрены остановки и выходы. Экскурсовод проводит экскурс в форме диалога с детьми и школьниками. Экскурсии - это не лекции на колесах, а объективный показ объектов, красочный рассказ о них и событиях, связанных с ними, увязанный с историческими событиями. Турист или иной заказчик может подобрать маршрут, наиболее полно соответствующий желаниям, потребностям и возможностям. При этом не следует забывать, что финансовые возможности заказчиков, особенно в условиях экономического кризиса, разные. Поэтому цены на туристские услуги демократические. Планируя путешествие, следует учитывать, что цена туристских услуг и пакетов существенно зависит от сезона.

Организаторы путешествий на своих web-сайтах предлагают, как правило, программное средство, позволяющее в режиме on-line проводить самостоятельно выбор, планирование путешествия из всего пакета туристского предложения, в том числе на основе сборных туров. Организатор и заказчик (например, учитель, сопровождающий группу) имеет возможность выбрать из туристского продукта интересующий пакет экскурсий, исключающий повторение объектов (что важно для повторных туристов), удобное (доступное) время, способ и категорию размещения, питания, трансфер и собственно перевозку. Предложение компактно представляется таблично на экране компьютера и позволяет организатору (заказчику) оптимизировать выбор объектов и экскурсий по интересам, тематике, а также цене.

Подобная методика показала простоту пользования и доступность даже лицам, не имеющим специальных навыков (кроме общения в сети Интернет). Проект по развитию национального туризма «Система познавательных и научающих экскурсионных туров по России для групп школьников и студентов» и метод динамического составления программ туров с участием заказчика с последующим бронированием услуг содержит две составные взаимоувязанные части - пакет экскурсионных туров и систему on-line планирования, выбора состава услуг и цены пакета, а также бронирования тура. Предлагаемый заказчику пакет познавательных и научающих экскурсионных туров имеет разностороннюю направленность, учитывает характерные мотивации туристов. Пакет предусматривает часть экскурсионных туров как дополнение школьных программ по истории страны, освещению особенностей культурного и природного наследия России.

Для удобства заказчика (организатора бронирования) предложена новая форма дистанционного взаимодействия: заказчик на сайте организатора туризма может самостоятельно выбрать и заказать оптимальный по времени, составу и цене пакет услуг, предоставляемых в дестинации посещения, вид размещения, питания, трансфер, пакет экскурсий и участия в событийных мероприятиях. Предусматривается возможность формирования индивидуально посещения, а также сборных и групповых туров. Выбранный пакет подтверждается заказчиком и отправляется (по Интернету) оператору, который проверяет реальность исполнения, возможность посещения выбранных экскурсий, время, трансфер, подтверждает цену и после окончательного согласования заказчиком принимает заказ и осуществляет бронирование услуг и выставляет счет для оплаты.

Далее осуществляется процедура собственно обслуживания туристов. Важно отметить, что для формирования экскурсионного обслуживания принимаются сборные группы туристов (из разных городов, прибывающие в разное время в пределах единовременного обслуживания). Данная система туристского обслуживания в совокупности предоставляет разносторонние возможности оптимизации обслуживания в удобной для заказчика форме по приемлемой (для обеих сторон) цене.

Использование широкого спектра современных 1Т-технологий и компьютерного сервиса вызывает совершенно новые проблемы в организации подготовки специалистов для организаторов туризма. Организация работ на предприятии туризма на основе знаний информационных технологий и программного обеспечения компьютерных систем требует привлечения специалистов совершенного иного уровня обучения и практической подготовки, которые должны обладать особым спектром знаний, умений и навыков. Времена Томаса Кука ушли безвозвратно и, несмотря на то, что основы туризма и технологий остались те же, практическая их реализация с использование компьютерного сервиса возможна только специалистами высокой квалификации, владеющими приемами формирования web-сайта и его обслуживания применительно к особенным задачам организатора туризма, обслуживания этих программных комплексов и разработки новых, адаптированных на изменение и гибкое приспособление к изменению потребительского спроса.

В связи с этим, специалисты туризма, массово выпускаемые по традиционным учебным программам, практически не востребованы и вынуждены искать себе работу в других отраслях. Их потенциальные рабочие места занимают специалисты других специализаций и направленности со знаниями, умениями и практическими навыками в области современных компьютерных технологий. Возникающая задача сродни проблемам, которые стоят при организации бухгалтерского учета. Сегодня уже ни одна бухгалтерия не работает вне сферы электронного учета, а бухгалтер, не владеющий практическими навыками работы в программной среде, не может найти себе работу. В то же время, в системе компетенций для профессии при подготовке специалистов для туристской отрасли вопросы подготовки и требований в области 1Т-технологий при организации продвижения и реализации явно недостаточны и не отражают современных насущных потребностей.

Таким образом, туристская отрасль состоит на пороге информационной революции, для решения задач которой необходима перестройка всей системы: начиная от правового регулирования туристской деятельности и деятельности туристской индустрии в целом, методики и системы статистики туристских потоков, системы договорных отношений на уровне электронного документооборота, учета движения средств в отрасли с оценкой всех уровней дохода, изучения и разработки систем на основе применения новых форм оплаты туристских услуг на базе криптовалют до системы подготовки и переподготовки кадров всех сегментов туристской индустрии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» № 132-ФЗ от 24 ноября 1996 г.

2. Концепция социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. и Стратегия развития туризма в РФ на период до 2020 г., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 31 мая 2014 г. № 941-р и Программа мероприятий по реализации положений этой Стратегии.

3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537.

4. БиржаковМ.Б. Введение в туризм. СПб.: Герда, 2014. 546 с.

5. Сухов Р.И. Технологии и организация продаж в туристском агентстве. Ростов-на-Дону: Март, 2010. 306 с.

6. Яблочков Н.А. Туристская информационная система №^ТОиЯ // Развитие потенциала внутреннего туризма России на современном этапе. Материалы ХУШ-й науч.-практ. конф., Лосево (Ленинградская область), 24 сентября 2016 г. СПб.: Астерион, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.