Научная статья на тему 'Детерминанты и пути противодействия экономической преступности в нефтегазовом комплексе России'

Детерминанты и пути противодействия экономической преступности в нефтегазовом комплексе России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС / ВЕРТИКАЛЬНО ИНТЕГРИРОВАННЫЕ КОМПАНИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / БОРЬБА С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ / ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА / OIL AND GAS COMPLEX / VERTICALLY INTEGRATED COMPANIES / ECONOMIC CRIMES / FIGHTING ECONOMIC CRIMES / TRANSITIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алабердеев Раис Рашитович

В статье перечислены основные методы, используемые в нефтегазовом комплексе вертикально-интегрированными компаниями для получения незаконных доходов, и предлагаются законодательные меры, направленные на их пресечение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINANTS OF COUNTERACTING ECONOMIC CRIMES IN THE OIL AND GAS COMPLEX OF RUSSIA

The paper enumerates key methods that vertically integrated oil and gas companies use to get illegal profits and proposes legislative measures of counteracting them.

Текст научной работы на тему «Детерминанты и пути противодействия экономической преступности в нефтегазовом комплексе России»

УДК 343.37(47) ББК 67.518.1(2Р)

Р.Р. Алабердеев, кандидат экономических наук, доцент

ДЕТЕРМИНАНТЫ И ПУТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ

В статье перечислены основные методы, используемые в нефтегазовом комплексе вертикально-интегрированными компаниями для получения незаконных доходов, и предлагаются законодательные меры, направленные на их пресечение.

Ключевые слова: нефтегазовый комплекс; вертикально интегрированные компании; экономическая преступность; борьба с экономической преступностью; переходная экономика.

R.R. Alaberdeyev, Ph.D. in Economics, Ass. Professor

DETERMINANTS OF COUNTERACTING ECONOMIC CRIMES IN THE OIL AND GAS COMPLEX OF RUSSIA

The paper enumerates key methods that vertically integrated oil and gas companies use to get illegal profits and proposes legislative measures of counteracting them.

Key words: oil and gas complex; vertically integrated companies; economic crimes; fighting economic crimes; transitional economy.

Российская Федерация щедро наделена нефтяными ресурсами: она занимает 7-е место в мире по запасам нефти (6 % мировых запасов) и 2-е место - по объемам ее мировой добычи (12 % мировой добычи) [5, с. 20]. С 2000 г., когда начался очередной виток роста мировых цен на энергоресурсы, Россия ежегодно обеспечивала высокий прирост экспорта нефти, значительно опережая основных соперников по этому показателю*.

Учитывая богатство России энергоресурсами, следовало бы ожидать, что у нашей страны имеется огромный потенциал для обеспечения экономического роста и высокого уровня жизни. Однако этот потенциал далеко не всегда реализуется. Есть несколько обстоятельств, в силу которых Россия, будучи богата нефтью и иными природными ресурсами, остается относительно бедной страной.

Прежде всего, необходимо учитывать нестабильность доходов, связанную с колебаниями цен на углеводородные ресурсы на мировых рынках. При уменьшении цены на нефть резко сокращается поступление в страну валюты, как это было в 2009 г. При высоких же ценах возникает угроза так назы-

* За 2000—2008 гг. экспорт российской нефти возрос в 1,7 раза, с 144,4 до 243,1 млн т [4, с. 23-24].

ваемой «голландской болезни». Приток нефтяных денег «перегревает» национальную экономику и вызывает рост реального курса национальной валюты. В результате традиционные экспортные товары, не связанные с нефтью, теряют конкурентоспособность, а национальная экономика становится не-диверсифицированной. Если этот процесс чересчур запустить, то он может вызвать перекос экономики страны и социальное напряжение. В этой связи эффективное государственное управление считается принципиально важным аспектом успеха борьбы с «ресурсным проклятием» [2, с. 247-250].

Кроме того, эффективному использованию доходов от нефтедобычи оказывает существенное противодействие соблазн коррупции и злоупотреблений как при добыче углеводородных ресурсов, так и при освоении денежных средств. Эти преступные деяния оказывают сильное негативное влияние на экономическое, социальное и политическое состояние России.

В 2000-2009 гг. Президентом Российской Федерации и Правительством приняты определенные меры по стабилизации ситуации в нефтяной отрасли. Они несколько стабилизировали обстановку и позволили консолидировать в бюджете и в государственных фондах значительные средства от реализа-

60

© Алабердеев Р.Р., 2011

Criminology

Р.Р. АЛАБЕРДЕЕв. Детерминанты и пути противодействия экономической преступности в нефтегазовом комплексе России pwrmiof

QNUEL

ции нефти*. Однако, несмотря на принимаемые меры, сегодня Россия все еще не может похвастаться высокими достижениями в области регулирования нефтегазового комплекса.

Остановимся подробнее на законодательстве, регулирующем нефтегазовый комплекс, которое характеризуется обилием недостатков и пробелов. Эти недостатки и пробелы активно используются руководителями вертикально интегрированных компаний (ВИНК) в целях уклонения от возможной ответственности за совершаемые ими нарушения действующего законодательства.

Укажем основные методы, используемые названными компаниями для ухода от ответственности за экономические преступления.

1. Задачи по разработке и контролю программы по нефтедобыче, определению направлений дальнейших инвестиций, управлению переработкой, производством и реализацией нефти и нефтепродуктов, а также их реализацией на территории Российской Федерации возлагаются на закрытые акционерные общества (ЗАО), как правило, юридически никак не связанные с самой ВИНК и учрежденные формально сторонними организациями (в том числе - зарегистрированными в оффшорных зонах). Указанная схема позволяет руководству компании, будучи ее фактическими собственниками и осуществляя управление ее финансово-хозяйственной деятельностью, не являться таковыми юридически и избегать обязательств перед сторонними акционерами и государством.

Полномочия единоличного исполнительного органа возлагаются на управляющего из числа руководящих работников «управляющей компании», формально независимой от головной организации ВИНК. Как правило, на эту же компанию возлагаются задачи по разработке финансовой стратегии и регулированию финансовых потоков.

Существующая в крупнейших нефтяных компаниях страны система управления и принятия решений создает такие условия финансово-хозяйственной деятельности

* В частности, в бюджете Российской Федерации денежные средства, поступающие от реализации нефти, с 2004 г. стали учитываться отдельно, созданы стабилизационный и резервный фонды. 25 декабря 2008 г. вступил в силу Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [4].

дочерних обществ, при которых они фактически являются «производственными площадками» (цехами), находящимися на «бюджетном» финансировании у головной компании и не владеющими информацией о собственнике нефти или покупателе нефтепродукта, не говоря уже о возможности самостоятельно определять контрагентов и величину получаемой прибыли. Таким образом, непосредственно у добывающих, перерабатывающих, транспортирующих и сбытовых организаций ВИНК не имеется никаких официальных документов о содержании их финансово-хозяйственной деятельности или иных сведений, необходимых для исполнения правоохранительными органами возложенных на них законом обязанностей.

К особенностям управленческой деятельности в структуре ВИНК и ее дочерних обществах относится строго ограниченный объем информации, доступной тому или иному работнику компании. Всей ее полнотой обладает лишь узкий круг руководящих работников соответствующих «управляющих организаций» и головной компании. Они же принимают и наиболее важные и определяющие решения по добыче, переработке, транспортировке и реализации нефти и нефтепродуктов, а также о движении финансовых потоков и формах расчетов по заключенным договорам.

2. Исходя из принципа полного контроля за товарными и финансовыми ресурсами компании, руководителями ВИНК используется перевод контроля над реестром акций в собственную организацию-реестродержатель. Это позволяет контролировать движение акций, регистрировать сделки с ними «задним» числом, выдавать своим компаниям любые необходимые выписки и справки, ограничивая их получение со стороны сторонних организаций и лиц, регистрировать на собрании «нужных» акционеров и блокировать «не нужных».

3. Широко используется «легализация» сделок и иных действий через решения совета директоров или собрания акционеров, принимаемые «задним» числом и с нарушением законодательных норм. В совет директоров, как правило, выдвигаются люди, которым фактически переданы полномочия по решению вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации, но которые по своему статусу не являются должностны-

ми лицами в компании (заместители, помощники и т. п.). Указанные действия снимают вопросы заинтересованности в проведении тех или иных сделок и позволяют избежать административной и уголовной ответственности.

4. Сохраняется интерес среди руководителей ВИНК к переводу корпоративных доходов в личную собственность, к неэффективному использованию не только прибыли, но и заемных средств. Дивиденды крупным акционерам выплачиваются независимо от финансового состояния компании. Это означает, что компания принимает решение о выплате дивиденда основному акционеру независимо от возможности сделать это. Полученные дивиденды акционеры не стремятся вкладывать в развитие производства, для этого привлекают более дорогие внешние источники. Это приводит к росту долгового бремени корпораций, а ответственность по долгу перекладывается на общество и государственный бюджет в виде гарантий по кредитам*.

5. Слабая конкуренция - одно из важнейших препятствий, ограничивающих экономический рост и эффективность использования углеводородных ресурсов. Это способствует возникновению больших входных издержек, которые можно снизить лишь путем применения норм антимонопольного законодательства**.

6. Из-за того, что решение суда обладает силой принудительного исполнения, а процедура его обжалования требует длительного времени, в качестве основания для освобождения от ответственности и подтверждения «законности» предпринятых действий зачастую используются решения арбитражных судов и судов общей юрисдикции, действую-

* В 2009 г. самые крупные выплаты дивидендов зафиксированы в компании ТНК-ВР — более 82 млрд руб., что в четыре раза выше отраслевого лидера «Роснефти». В десятку крупнейших вошли «Лукойл», МТС, «Сургутнефтегаз», «Северсталь», Evraz Group, «Газпром нефть», «Не-винномысский азот», «Роснефть», НТМК, заплатившие в совокупности около 400 млрд руб. Щедрость российских компаний к своим акционерам в разгар мирового экономического кризиса не соответствует тенденциям на развитых фондовых рынках. Так, европейские компании снизили и будут продолжать снижать дивиденды в ближайшее время пытаясь зарезервировать как можно больше денег в условиях рецессии [3].

** Добычу нефти и производство горючего в современной России на 90—95 % контролируют несколько крупных компаний.

щих под давлением или иным воздействием со стороны ВИНК*.

7. Особое место в структуре бизнеса ВИНК занимает трансфертное ценообразование, приводящее к уменьшению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в Российской Федерации путем использования сделок со связанными с ним организациями, находящимися в другом государстве. Свои противоправные действия нарушители оправдывают высокими налогами [5]. При этом ими декларируются цены, не соответствующие мировым ценам, которые в сходных условиях были бы оговорены между независимыми контрагентами. Применение трансфертных цен на практике дополняется использованием оффшоров, «фирм-однодневок», вексельными, кредитными, лизинговыми, давальческими схемами, направленными на сокращение декларируемой прибыли.

8. Значительные вложения российских нефтяных компаний в реализацию своих иностранных проектов практически ничего не дают российскому бюджету. С точки зрения интересов государства такая деятельность означает фактический вывоз капитала и приводит к уменьшению инвестиций на территории Российской Федерации в смежных отраслях промышленности и в собственно нефтяной отрасли.

Широко распространена схема деятельности российских компаний, предусматривающая создание за рубежом Российской Федерации совместных предприятий с последующим получением от них многомиллионных (миллиардных) кредитов. Как правило, расчет по данным кредитам осуществляется посредством поставок углеводородного сырья по фиксированным (сниженным) ценам, в результате чего осуществляется значительный отток капитала за пределы государства.

9. Не прекратилось приобретение дешевого прямогонного бензина предприятиями розничной торговли (наряду с товарными сортами бензина). Этот бензин используется предпринимателями для смешения с кон-

* Например, с 2004 г. не выполняется решение о взыскании с ОАО «Самаранефтегаз» доначисленных налогов и штрафных санкций об уплате налогов и налоговых санкций на сумму 1,825 млрд руб. по результатам выездной налоговой проверки за 2002 г. Данное решение неоднократно отменялось и вновь принималось.

Criminology

Р.Р. АЛАБЕРДЕЕв. Детерминанты и пути противодействия экономической преступности в нефтегазовом комплексе России poumatof

QNUEL

диционным бензином и достижения увеличения объема товарного топлива. При этом октановое число такого бензина не соответствует стандартам. С целью увеличения октанового числа используются различные присадки (тетраэтилсвинец (ТЭС), пиролизная смола, различные гексановые фракции, ме-тилобутановый эфир, соединение марганца и железа, метилтретбутиловый эфир, нафталин). Смешав указанные присадки с суррогатом, получают бензин с временным октановым числом от 92 до 95 и даже 98.

10. Пробелы в законодательстве позволяют использовать территориальные хранилища Российского агентства по государственным резервам с целью получения в собственность значительных объемов нефтепродуктов по заниженным ценам с последующей их реализацией по подложным документам с ценой, превышающей первоначальную в 3-4 раза. Указанные схемы финансово-хозяйственной деятельности характеризуются широким использованием фирм-однодневок и переадресацией финансовых потоков в адрес сторонних организаций.

С целью устранения наиболее значимых и активно используемых преступными элементами недостатков и пробелов действующего законодательства необходимо внести серьезные изменения и дополнения в законодательство, регулирующее гражданско-правовые отношения, в налоговое законодательство, а также в законодательство об акционерных обществах и др.

1. Необходимо закрепить на законодательном уровне ряд правовых норм, которые не позволят или значительно затруднят использование в финансово-хозяйственной деятельности сделок с «фирмами-однодневками».

2. Внести соответствующие изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:

- исключить из числа уполномоченных лиц, имеющих право представлять документы на государственную регистрацию организаций, лиц, действующих на основании доверенности;

- установить, что документы на государственную регистрацию уполномоченным лицом должны представляться непосредственно в регистрирующий орган (без возможности

направления по почте). В случае если у регистрируемого юридического лица несколько учредителей, необходимо ввести обязанность удостоверения всеми учредителями своей подписью заявления, представляемого в регистрирующий орган, указания паспортных данных (либо в соответствии с законодательством Российской Федерации данных иного документа, удостоверяющего личность), а также идентификационного номера налогоплательщика;

- включить в полномочия регистрирующего органа осуществление контроля за подлинностью и достоверностью паспортных данных руководителей и учредителей юридического лица при государственной регистрации лиц.

3. В налоговой сфере необходимо разработать порядок, регламентирующий получение налогоплательщиком вычетов в зависимости от добросовестности контрагента:

- при осуществлении операций на внутреннем рынке ограничиться зачетом налога на добавленную стоимость в счет будущих налоговых платежей организации;

- разработать дифференцированный подход к исчислению и уплате налога на добычу полезных ископаемых с сохранением условий прозрачности, простоты администрирования и защищенности от возможных злоупотреблений.

4. В антимонопольное законодательство внести изменения, где предусмотреть бесспорное изъятие выгоды, полученной от монополистической деятельности, и трехкратные штрафные санкции. Этими мерами необходимо добиться, чтобы издержки от монополистической деятельности в разы превышали возможные выгоды.

При принятии новых законодательных актов необходимо учитывать следующие принципиальные моменты:

- юридический адрес предприятия должен совпадать с фактическим;

- следует внести наступление уголовной ответственности за непредставление финансово-хозяйственной документации контролирующим органам, в том числе и по закрытым предприятиям (опыт Нидерландов);

- при ликвидации предприятия руководитель обязан обеспечить сохранность финансово-хозяйственной документации в течение семи лет с обязательным уведом-

лением налогового органа о месте ее хране- на изменение законодательства, направлен-ния (опыт Нидерландов, Испании, Герма- ного на противодействие коррупционной

нии и др.). преступности, широко распространенной в

Особое внимание необходимо обратить нефтегазовом комплексе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жебит М. Заправщики грозят пистолетом // Рос. газ. — 2010. — 14 апр.

2. Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики государственного управления. Коррупция в нефтяном секторе / под ред. Э. Кампоса и С. Праднаха. — М. : Альпина Паблишер, 2010.

3. Ружанская Л., Лукьянов С. Особенности дивидендной политики российских компаний и интересы инвесторов // Вопр. экономики. — 2010. — № 3.

4. О противодействии коррупции : Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 // Рос. газ. — 2008. - 30 дек.

5. Топливно-энергетический комплекс России : 2000-2008 гг. : справочно-аналитический обзор / под общ. ред. В.В. Бушуева, А.М. Мастепанова, А.И. Громова. — М. : Институт энергетической стратегии (ГУ ИЭС), 2009.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATED)

1. Zhebit M. Zapravshshiki grozyat pistoletom // Ros. gaz. — 2010. — 14 apr.

2. Mnogolikaya korruptsiya. Vyyavlenie uyazvimykh mest na urovne sektorov ekonomiki gosudarstvennogo upravleniya. Korruptsiya v neftyanom sektore / pod red. E. Kamposa i S. Pradnakha. — M. : Al'pina Pablisher, 2010.

3. Ruzhanskaya L., Luk'yanov S. Osobennosti dividendnoy politiki rossiyskikh kompaniy i interesy investorov // Vopr. ekonomiki. — 2010. — № 3.

4. O protivodeystvii korruptsii : Federal'nyy zakon ot 25 dekabrya 2008 g. № 273-FZ //Ros. gaz. — 2008. — 30 dec.

5. Toplivno-energeticheskiy kompleks Rossii : 2000-2008 gg. : spravochno-analiticheskiy obzor / pod obshsh. red. V.V. Bushueva, A.M. Mastepanova, A.I. Gromova. — M. : Institut energeticheskoy strategii (GU IES), 2009.

Информация об авторе

Алабердеев Раис Рашитович (Москва) — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности. Академия управления МВД России (125171, Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8, e-mail: [email protected])

Information about the author

Alaberdeyev, Rais Rashitovich (Moscow) — Ph.D. in Economics, Ass. Professor, Chair of Operative Investigation Activities. Academy of Management of Russian Ministry of Internal Affairs (Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh st., 8, Moscow, 125171, e-mail: [email protected])

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.