Научная статья на тему 'Способы выявления информации о преступлениях, совершаемых в сфере нефтегазового комплекса России'

Способы выявления информации о преступлениях, совершаемых в сфере нефтегазового комплекса России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Способы выявления информации о преступлениях, совершаемых в сфере нефтегазового комплекса России»

1 См.: Ривман Д.В. Потерпевший от преступления: личность, поведение, оценка. Л., 1973. С. 49.

2 См.: Антонян Ю.М., Голубев В.П., Кудряков Ю.Н. Изнасилования: причины и предупреждение. М., 1990. С. 16.

3 См.: Центров Е.Е. Криминалистическая характеристика и особенности возбуждения дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности // Следователь. 1999. № 2 (19). С. 50-51.

4 Цит. по: Антонян Ю.М., Ткаченко А.А., Шостакович Б.В. Криминальная сексология. М., 1999. С.188

5 См.: Мишота В.А. Предупреждение сексуальных преступлений против несовершеннолетних в семье: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000.

6 См.: Антонян Ю.М.; Ткаченко А.А. Указ. соч. С. 174; Нагаев В.В. Сексуальное насилие над детьми по данным судебно-психиатрической экспертизы // Дети России: насилие и защита. Сыктывкар, 1997. С. 85-88.

7 Кон И.С. Сексуальное насилие над детьми // Дети России: насилие и защита. М., 1997. С 63-74.

8 См.: Кудрявцев И.А. Смысловая сфера у лиц с особенностями психосексуальной ориентации // Психологический журнал. Том 14. М., 1993. С. 37; Ярославцева Н.Д., Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Последствия сексуального насилия, перенесенного в детстве // Актуальные проблемы современного детства. М., 1996; Шигашов Д.Ю. Клинико-психологические аспекты виктимного поведения подростков // Дети России: насилие и защита: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 1997. С. 91-92.

9 См.: Сердюк Л.В. Насилие: криминологическое и уголовно-правовое исследование. М., 2002.

10 Цит. по кн. Криминология: Пособие / Под. ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. СПб., 2003. С. 66.

11 См.: Агрессия и психическое здоровье / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Б.В. Шостаковича. СПб., 2002. С. 287-295.

12 См. там же. С. 293-294.

13 См. там же. С. 294-296.

14 См.: Агрессия и психическое здоровье. С. 294-295.

15 См.: Старович 3. Судебная сексология. М., 1991. С. 111.

16 См. там же. С.112.

17 См.: Аномальное сексуальное поведение / Под ред. А.А Ткаченко, Г.Е. Введенского. СПб., 2003. С.73-75.

В.М. Егоршин*, A.B. Сидоренко**, H.A. Нигметов*

Способы выявления информации о преступлениях, совершаемых в сфере нефтегазового комплекса России

Нефтегазовый комплекс (НГК) представляет собой комплекс отраслей по добыче, транспортировке и переработке нефти и газа и распределению продуктов их переработки. В течение многих лет он является основой энергоснабжения страны, одним из ее важнейших народно-хозяйственных комплексов и одной из частей «несущей конструкции» российской экономики. Он обеспечивает все отрасли экономики и население широким ассортиментом моторных видов топлива, горюче-смазочных материалов, сырьем для нефтехимии, котельно-печным топливом и прочими нефтепродуктами.

В настоящее время, на долю России приходится около 13% мировых запасов нефти, 10% объемов добычи и 8,5% ее экспорта. В структуре добычи основных первичных энергоресурсов России на нефть приходится около 30 процентов. При этом необходимо учитывать зависимость от мирового уровня цен. Так, по подсчетам экспертов ОПЕК и Лондонской международной топливной биржи, удешевление барреля российской нефти марки URALS только на один доллар равнозначно недобору прибыли российскими компаниями примерно на 400 миллионов долларов США1.

По данным журнала "World Oil", Россия находится на шестом месте в мире по запасам сырой нефти, уступая только ближневосточным странам (Саудовской Аравии, Ираку, Кувейту, Ирану и Объединенным Арабским Эмиратам).

В то же время российскому бюджету нефть приносит далеко не те доходы, на которые можно было бы рассчитывать. Например, по итогам I полугодия 2002 г. из 1 трлн. рублей планируемых доходов бюджета нефтедобыча дала всего 11 % (чуть более 100 рублей на одного человека), а нефтепереработка - 8%. Торговля и общественное питание принесли 14%, транспорт - 9%, а все остальные отрасли - 58%2.

* Профессор кафедры ОРД ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук.

** Заместитель начальника кафедры ОРД ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент, полковник милиции.

*** Адъюнкт кафедры ОРД ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России, майор милиции.

Российская нефтяная промышленность в ее нынешнем виде сложилась в результате предпринятой в начале 90-х гг. структурной перестройки отрасли, в ходе которой была в корне пересмотрена сложившаяся во времена существования СССР система, когда за всю нефтяную отрасль отвечало одно министерство. В основу реструктуризации был положен опыт западных нефтяных компаний, объединяющих предприятия всей технологической цепочки «от скважины до бензоколонки». Иными словами, был взят курс на создание вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК).

Начало перестройки системы управления топливно-энергетическим комплексом по пути разгосударствления положил Указ президента «Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений и организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества» от 14 августа 1992 г.

Структура нефтяного комплекса сформировалась в соответствии с Указами Президента Российской Федерации № 721 от 1 июля 1992 г. «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» и № 1403 от 17 ноября 1992 г. «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения».

Таким образом в результате «большой» приватизации 1995-1996 гг. и последующих структурных преобразований в нефтяном комплексе к настоящему времени сложились пять групп вертикально интегрированных нефтяных компаний:

1) ВИНК под контролем федерального центра «Роснефть» и «Сибнефть»;

2) ВИНК под контролем субъектов федерации «Татнефть» и «Башнефть»;

3) ВИНК, приватизированные преимущественно путем «самовыкупа» и находящиеся под контролем исторически существовавшего менеджмента «ЛУКойл» и «Сургутнефтегаз»;

4) ВИНК под контролем финансово-промышленных групп и нового менеджмента «ЮКОС», «ТНК-BP» и «Славнефть»;

5) ВИНК, сформированные за счет консолидации части активов сторонних собственников и вновь созданных производств «РуссНефть» и «ОНГ».

Необходимо отметить, что в настоящее время государственное регулирование финансовой политики компаний нефтяного комплекса осложняется структурными преобразованиями, произошедшими за период с 1998 по 2000 гг. В результате недальновидной политики правительства прямое управление нефтяными компаниями и предприятиями комплекса стало невозможным, т.к. доля государства в их собственности весьма низка (либо отсутствует). Предпринимаемые в последние годы (2001-2005) государством меры по консолидации активов в сфере нефтедобычи («Газпром», «Сибнефть» и «Роснефть») не привели к положительным изменениям в общей системе управления и регулировании финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) нефтяного комплекса Российской Федерации, что подтверждается сохранением и даже ростом использования на практике применявшихся ранее особо опасных схем уклонения от уплаты налогов российскими ВИНК.

При этом необходимо учитывать, что налоговые преступления - это нарушения налогового и уголовного законодательства, представляющие большую опасность для общества и наносящие государству ощутимый экономический и соответственно политический вред. Совершение этих преступлений выражается в умышленном занижении налогооблагаемой базы, полном или частичном неотражении результатов финансово-хозяйственной деятельности в документах бухгалтерского учета, неуплате налогов и т.д.

Налоговые преступления относятся к категории преступлений в сфере экономической деятельности. Следует отметить, что налоговые преступления, как и другие экономические преступления, характеризуются исключительно высокой латентностью. Среди причин высокого уровня латентности налоговой преступности следует выделить изобретательность налоговых преступников, использующих различные способы сокрытия совершаемых ими налоговых преступлений, отсутствие явных признаков, свидетельствующих об их совершении (признаки преступлений могут быть выявлены только в результате высококвалифицированных целевых проверок ФХД), а также наличие большого промежутка времени (от года и более) между моментом совершения и выявлением налогового преступления, что приводит к утрате доказательной базы.

В статье «Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития Российской экономики»3 В.В. Путин отмечает, что под устойчивым развитием применительно к

минерально-сырьевым ресурсам подразумевается гарантированное обеспечение экономической безопасности страны путем создания надежной минерально-сырьевой базы для удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики России, с учетом экономических, социальных, демографических, оборонных и других факторов. При этом подчеркивается, что рыночный механизм даже в развитых странах не обеспечивает решения стратегических задач природопользования, охраны природы, устойчивой экономической безопасности.

Там же указывается, что для достижения обозначенных целей усилия государства должны быть направлены на решение следующих проблем:

- совершенствование природно-ресурсного законодательства;

- углубление и совершенствование экономического механизма природопользования;

- уточнение и корректировка системы лицензирования и регламентации природопользования;

- разработка механизма аудита в области природопользования;

- расширения перечня видов природных ресурсов, используемых на платной основе;

- создание действенного механизма финансового обеспечения программ и мероприятий по воспроизводству и охране природных ресурсов;

- формирование критериев и требований к разграничению государственных и иных видов собственности на природные ресурсы;

- создание федерального фонда резервных месторождений полезных ископаемых и иных видов естественных богатств.

В ходе проведенного анализа результатов деятельности территориальных оперативных подразделений органов внутренних дел за 2005 г.в сфере ТЭК выявлены следующие тенденции, свидетельствующие о нарушениях действующего законодательства.

1. Сохранилась тенденция опережающего роста объемов кредиторской задолженности предприятий по сравнению с имеющейся дебиторской задолженностью. В то же время отмечается уменьшение прямых убытков организаций и рост величины среднемесячной начисленной заработной платы, что косвенным образом подтверждает улучшение финансового состояния коммерческих предприятий в регионе. Принимая во внимание указанные факторы и отсутствие адекватного роста выплат налоговых платежей, можно сделать вывод о широком использовании различных схем ухода от налогообложения и уменьшения налогооблагаемой базы субъектами предпринимательской деятельности.

2. Значительно уменьшилось количество взаимозачетных схем, что в первую очередь обусловлено переходом предприятий и организаций ТЭК на расчеты по безналичному и вексельному вариантам. В то же время продолжается безлицензионная деятельность по хранению и реализации нефтепродуктов. Широко развита практика использования договоров переуступки прав требования (цессии) с целью сокрытия реальных получателей денежных средств в условиях сращивания коммерческих структур с организованными преступными сообществами.

3. Продолжается использование фирм-посредников, осуществляющих многократную перепродажу углеводородного сырья и зарегистрированных как в зарубежных оффшорных зонах, так и в соответствующих отдаленных регионах России (Калмыкия, Эвенкия, Чукотка и др.), при этом финансово-хозяйственная деятельность таких организаций практически неподконтрольна налоговым и правоохранительным органам.

4. Значительное количество совместных предприятий со стопроцентной долей иностранного капитала, не подающих налоговую отчетность или сдающих «нулевые» балансы, используется для проведения разовых экспортно-импортных операций (в т.ч. и без всяческого бухгалтерского или налогового учета и оформления). Активизировалась деятельность иностранных предпринимателей, ведущих ФХД на территории Российской Федерации без регистрации совместных предприятий (выступая по доверенности от лица российских предпринимателей с выплатой таковому комиссионных процентов).

5. Одним из распространенных нарушений правил внешнеэкономической деятельности становится неисполнение условий внешнеэкономической сделки в части оплаты за поставленные товары (оказанные услуги), что мотивируется недобросовестностью зарубежных партнеров, а также одностороннее исполнение бартерных сделок.

6. Вскрыта тенденция роста числа внешнеэкономических сделок, заключаемых российскими предпринимателями без образования юридического лица (ПБОЮЛ). Такая организация ФХД позволяет им избегать ответственности при не возврате валютной выручки

из-за рубежа. Связано это с тем, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ, является исключительно руководитель организации.

7. Отмечен рост числа преступлений с использованием в качестве организаций-продавцов несуществующих фирм, что, в свою очередь, приводит к необоснованному завышению затрат организации и предъявлению к возмещению «якобы» оплаченного продавцу «входящего НДС».

8. Весьма актуальна на сегодня и проблема возврата НДС экспортерам-сырьевикам. Крупные нефтяные компании, стремясь максимально оптимизировать налогообложение, в итоге добиваются такого соотношения, когда сумма возмещаемого из бюджета НДС перекрывает суммы налогов, поступающих от них в бюджет.

Так в результате проверок, проведенных специалистами МВД России по г. Москве установлено, что одна из ведущих российских вертикально-интегрированных нефтяных компаний ОАО НК «Лукойл» в 2000 г., используя различные схемы «налогового планирования», добилась того, что возмещение НДС от экспорта на 1,3 млрд. рублей превысило сумму уплаченных этой компанией налогов. Аналогичная ситуация складывается и по другим крупнейшим нефтяным компаниям страны (в том же 2000 г. сумма НДС, возмещенная ОАО «Сибнефть» из федерального бюджета, превысила все налоговые начисления Омской области, подлежащие уплате в федеральный бюджет).

9. По данным, представленным МВД России и ГТК России, одним из самых распространенных нарушений при транспортировке за рубеж продукции ТЭК является занижение реального объема экспортируемого товара (контрабанда). В зависимости от используемого вида транспорта (трубопроводный, железнодорожный, морской) применяются различные методы сокрытия реальных объемов в учетах экспортируемой продукции.

10. Другим распространенным видом правонарушений является невозвращение из-за рубежа нефтепродуктов, полученных из нефти, вывезенной из страны на переработку за рубеж. С этой целью крупные партии нефти и других ресурсов вывозятся из России без оформления экспортных контрактов на нефтеперерабатывающие предприятия (как правило, Украины и Белоруссии), а затем, в нарушение обязательств по временному хранению и переработке, реализуются в странах Западной Европы и США. Для сокрытия незаконного вывоза нефтепродуктов в таможенные органы, как правило, предоставляются подложные документы о ввозе нефтепродуктов в Россию.

Проведенный анализ свидетельствует о практике целенаправленного формирования руководителями вертикально-интегрированных нефтяных компаний управленческих структур и финансово-хозяйственных отношений, обеспечивающих сокрытие реальной получаемой прибыли с целью уклонения от уплаты налогов с ФХД организаций. Необходимо отметить, что указанным целям подчинена деятельность компаний и соответствующий документооборот на всех технологических этапах, от добычи до реализации нефти и нефтепродуктов. Таким образом, данная противозаконная деятельность характеризуется системностью, особо крупными размерами ущерба государственным интересам при высоком уровне латентности, что подчеркивает особую общественную опасностью данной деятельности.

Многообразие и изощренность способов совершения вышеуказанных преступлений требуют принятия исчерпывающих мер по защите интересов государства и пополнению доходной части бюджета - прежде всего путем повышения эффективности проводимых правоохранительными органами оперативно-розыскных мероприятий. При этом проверочные оперативно-розыскные мероприятия должны базироваться на результатах предварительно проводимых углубленных аналитических исследований в отношении вертикально-интегрированных нефтяных компаний и естественных монополий, их дочерних и зависимых компаний, а также иных организаций, входящих в структуру указанных компаний, по следующим вопросам:

- история создания, оформления в вертикально-интегрированную нефтяную компанию (естественную монополию) и дальнейшего экономического развития;

- формирование и структура уставного капитала;

- структура управления в компании, лица ответственные за ведение финансово-хозяйственной деятельности;

- анализ финансово-хозяйственной деятельности, перспективные направления инвестиционных проектов, прирост объемов добычи нефти и производства светлых и темных нефтепродуктов (иных продуктов, товаров и услуг);

- сведения об учредительской деятельности юридического лица, его дочерних и иных зависимых обществ (с указанием перечня всех дочерних и зависимых обществ, а также всех обществ, учрежденных с участием дочерних и зависимых обществ), в динамике за последние три года;

- сведения о начислении и перечислении дивидендов на долю участия юридического лица в уставных капиталах дочерних и зависимых обществ в динамике за последние три года;

- ведение реестров акций юридического лица, список зарегистрированных лиц, имеющих право на получение доходов по ценным бумагам акционерного общества;

- эффективность управления деятельностью зависимых и дочерних организаций, система внутрихозяйственных взаиморасчетов и основные направления денежных потоков;

- распределение прибыли компании, а также ее дочерних (зависимых) обществ, начисление и перечисление дивидендов на долю участия компании в уставных капиталах дочерних и зависимых обществ;

- динамика показателей «чистые активы» и «капитализация» компании, причины их изменения;

- эффективность долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, кредитная политика компании (в т.ч. соотношение средств, вложенных в качестве оплаты доли в уставных капиталах дочерних обществ и полученных на долю участия дивидендов);

- анализ финансового состояния за трехлетний период (вертикальный и горизонтальный анализ уплотненного нетто-баланса, экспресс-анализ показателей оценки финансово-хозяйственной деятельности);

- государственные и общественные деятели, представляющие интересы компании;

- иная информация, имеющая значение для правоохранительной деятельности.

В качестве источников информации для анализа финансового положения предприятия служат формы отчета и приложения к ним, а также сведения из самого учета - в том случае, если анализ проводится внутри предприятия. Комплексный финансовый анализ предприятия необходимо проводить в динамике за несколько кварталов. При этом необходимо учитывать, что финансовый анализ (основанный на анализе баланса и отчета о прибылях и убытках) позволяет лишь получить ориентирующие материалы, указывающие на подозрительные операции в деятельности предприятия и сформировать перечень вопросов, на которые можно будет ответить только при более детальном изучении этой деятельности в ходе анализа, проводимого «за пределами» предприятия незаинтересованными специалистами (при внешнем анализе ФХД).

В то же время возникает задача по сбору дополнительной информации о проверяемом предприятии, которую целесообразно получить из существующих ведомственных баз данных. Однако, несмотря на то, что поиск оперативно значимой информации в существующих базах данных ведомств и организаций предусмотрен ст. 6 ФЗ «Об ОРД» как оперативно-розыскное мероприятие - наведение справок, которое является одним из наиболее перспективных способов сбора информации и обеспечивает необходимый уровень эффективности деятельности органов внутренних дел. Однако его внедрению в практику препятствуют действующие ведомственные нормативные акты, определяющие порядок информационного взаимодействия в подразделениях ГТК, Госкомстата и других ведомств.

Данное положение связано с существующими ведомственными нормами, которые позволяют получать информацию только по запросу в отношении конкретных юридических и физических лиц и в объеме, определяемом владельцем информационной базы, в то время как оперативным подразделениям органов внутренних дел зачастую необходимо иметь доступ ко всей базе данных для ведения широкого аналитического поиска. Кроме того, принцип формирования ведомственных баз данных не предусматривает использования единого идентификационного элемента объекта (используются ИНН, ОКПО, номер паспорта и т.д.), что не позволяет проводить качественную параллельную поисково-аналитическую работу в банках данных различных ведомств.

Ряд авторов4 в проведенных ими исследованиях проблем законодательного регулирования и стратегического управления развитием нефтегазового комплекса в России в первую очередь отмечает важность государственного регулирования, подчеркивает необходимость координации деятельности различных государственных институтов, осуществляющих контроль ФХД нефтегазового комплекса на базе четко определенных целей и приоритетов социально-экономического развития государства.

Мещеряков C.B. Меры противодействия интеллектуальному пиратству и распространению...

Отмеченные обстоятельства обусловливают особое значение проблемы своевременного совершенствования нормативно-правовых актов, регулирующих права субъектов оперативно-розыскной деятельности, с учетом специфики функционирования хозяйствующих субъектов в различных сферах экономики, т.к. именно своевременное их приведение в соответствие с реалиями сегодняшнего дня в максимальной степени влияет на эффективность деятельности не только оперативных подразделений МВД, но и иных служб и ведомств, ведущих борьбу с экономической преступностью.

1 См.: Балиев А. Добычу сократили, а цены продолжают падать // Российская газета. 2001. 14 ноября.

2 См.: Лужков Ю. Сегодня съедим, так завтра поглядим // Нефть России. 2003. № 1. С. 11.

3 См.: Путин B.B. Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития Российской экономики // Использование и охрана природных ресурсов. 2000. № 3. С. 2-9.

4 См., напр.: Симонова И.Ф. Проблемы стратегического управления развитием нефтегазового комплекса: Дис. ... докт. экономич. наук. М, 1997. С. 275, 288, 289.

C.B. Мещеряков*

Меры противодействия интеллектуальному пиратству и распространению контрафактной продукции. Проблемы экспертно-криминалистического исследования контрафактной аудиовидеопродукции

15-17 июля 2006 г. в Санкт-Петербурге прошел ежегодный саммит глав государств и правительств «Группы восьми». Участниками саммита обсуждались вопросы:

- глобальной энергетической безопасности;

- развития современных, эффективных образовательных систем для глобального инновационного общества;

- борьбы с инфекционными заболеваниями;

- прочие вопросы.

В рамках прочих вопросов участниками саммита были обсуждены вопросы по борьбе с интеллектуальным пиратством и контрафактной продукцией.

Совокупность расцвета интеллектуального пиратства и повсеместной массовой торговли на территории России контрафактной продукцией (аудио видеопродукция, программное обеспечение), распространенности в сети Internet пиратских сайтов, разработанных и поддерживающихся в России, стали одним из препятствий для принятия решения о вступлении России во Всемирную торговую организацию при проведении переговоров президентов: России - В.В. Путина и США - Джорджа Буша по данному вопросу.

16 июля 2006 г. участниками саммита «Группы восьми» было принято заявление под названием «Борьба с интеллектуальным пиратством и контрафактной продукцией»1, опубликованное на «Официальный сайте Председательства Российской Федерации в "Группе восьми" в 2006 году»2 и на официальном сайте «Президент России»3, в котором намечены конкретные меры по уменьшению пиратства и контрафактной торговли в области интеллектуальной собственности:

1) подтверждена приверженность наращиванию индивидуальных и совместных усилий государств-участников с целью борьбы с интеллектуальным пиратством и распространением контрафактной продукции, особенно в торговле пиратской и

* Старший эксперт ГУ Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы МЮ РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.