УСПЕХИ И ПРОВАЛЫ ПЕРВОЙ «ПЯТИЛЕТКИ» ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ
АЛАБЕРДЕЕВ Р.Р.
кандидат экономических наук, доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности
Академии управления мвдроссии
Рассмотрены результаты и перспективы развития российского нефтегазового комплекса с точки зрения возможности выполнения принятой в 2003 г. Энергетической стратегии до 2020 г Сделан вывод, что взлет цен на нефть обеспечил благоприятные возможности для выполнения этой программы. Однако за 5 лет так не удалось решить тех проблем (прежде всего, институциональных), которые тормозят развитие отрасли.
Ключевые слова: нефтегазовый комплекс, энергетическая безопасность, долгосрочное планирование, изменения в добыче и транспортировке нефти и газа, модернизация экономики.
Коды классификатора JEL: P28, P41
Условия выработки Стратегии
Энергетическая сфера является ведущей отраслью в структуре советской, а потом и российской экономики. Эта сложный и многоплановый комплекс включает в себя отрасли по производству и транспортировке энергии - от системы разведки сырьевой базы до предприятий, производящих конечную продукцию, доставляющих и реализующих ее потребителям через систему коммуникаций.
Источниками энергии являются различные природные ресурсы, основу которых составляют нефтегазовые ресурсы (нефть обеспечивает 40%, газ - еще 23% энергопотребления) [11, с. 6]. Однако их использование связано с рядом трудностей - с ухудшением условий извлечения этих природных ресурсов, уменьшением их запасов и рядом других факторов. Поэтому на современном этапе экономического развития России остро встает вопрос об обеспечении энергетической безопасности.
Российская энергетика стоит перед новым вызовом, обусловленным экономическим ростом. Это требует качественно новой стратегии, ускорения развития ресурсной базы и транспортных сетей энергетических ресурсов, замены и масштабного ввода новых генерирующих мощностей, кардинального повышения надежности системы снабжения, улучшения энергоэффективности и многого другого, без чего наша энергетика превратится из локомотива развития страны в сдерживающий фактор. Энергетический вызов может быть нейтрализован только на основе самых последних достижений науки и техники, на основе инновационного развития.
Энергетика, являясь ведущим сектором экономики, имеет для страны особое значение. Она не только обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей отечественной экономики и консолидацию регионов России, но является также инструментом проведения внешней и внутренней политики, во многом определяет геополитическое влияние страны.
В доперестроечную эпоху энергетика всегда находилась в центре внимания, развивалась опережающими темпами и получала масштабное инвестирование. В 1990-е гг. энергетика столкнулась с серьезными проблемами: происходит десятикратное сокращение вводимых мощностей, а износ оборудования достигает угрожа-
© Алабердеев РР, 2009
TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1
TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1
ющих величин. 50% генерирующих и электропередающих мощностей и до 60% теплосетей страны выработали свой ресурс и нуждаются в замене, а от 10 до 20% из них находятся в аварийном состоянии [11, с. 9]. Снижается уровень капитализации в отраслях ТЭК, что ставит под угрозу само его существование. В этой связи, специалисты выделяют два основных сдерживающих фактора: недостаточность внутренних накоплений энергетических компаний, а также недостаточный объем привлечения средств отечественных и зарубежных инвесторов из-за плохого инвестиционного климата в российской экономике (и, особенно, в энергетике) и низкой ожидаемой доходностью в отраслях ТЭК [11, с. 9]. Высказывания этих специалистов, по нашему мнению, следует дополнить - определенный негативный вклад внесли и руководители компаний сферы ТЭК, которые в годы экономических реформ активно уводили прибыли компаний за рубеж, а оставшиеся суммы выплачивали основным акционерам в виде дивидендов или похищали их путем использования различных противоправных схем.
С учетом угроз энергетической безопасности, в 2003 г. в России впервые была принята Энергетическая стратегия на период до 2020 г (далее Стратегия) [12]. Эту программу разработали для конкретизации целей, задач и основных направлений долгосрочной энергетической политики Российской Федерации на длительную перспективу с учетом складывающейся внутренней и внешней ситуации в энергетическом секторе и его роли в обеспечении единства экономического пространства Российской Федерации, а также политического, макроэкономического и научно-технологического развития страны.
Механизм разработки Стратегии вызвал существенные нарекания со стороны специалистов. Например, исполнительный директор Центра по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ) И. Башмаков указывал, что системными прогнозами развития ТЭК страны занимаются немногочисленные группы экспертов, а используемые ими модели и допущения часто непрозрачны, что превращает прогнозы в «черный ящик» даже для их основных потребителей - правительства и крупнейших энергетических компаний, не говоря уже о сторонних экспертах [2, с. 105]. Кроме того, вызывает сомнения выбранный горизонт планирования. На Западе, например, действуют несколько исследовательских групп, которые анализируют проблемы развития глобальной экономики, энергетики и климата с горизонтом до 2100 г. Даже 2030 г. - это слишком близкий рубеж, чтобы можно было добиться существенных изменений в траектории развития мировой цивилизации [1, с. 140-144].
Критикуя механизм разработки и принятия Стратегии энергетической безопасности, И. Башмаков пишет: «что если ее (Стратегии) цель - очертить спектр возможных траекторий развития энергетики страны в будущем, то необходимо наладить соответствующую систему прогнозирования. ...Приемлема американская модель где правительство ежегодно публикует прогноз до 2030 г. в трех вариантах. По мере изменения ситуации эти прогнозы ежегодно корректируются. В США есть несколько групп экспертов, которые специализируются на таком прогнозировании. Правительство тщательно анализирует все имеющиеся прогнозы и вырабатывает собственный. Этот прогноз совершенно прозрачен» [2, с. 105].
Несмотря на все недостатки Стратегии, этот документ впервые определил перспективы развития энергетики в России и в связи с этим весьма интересен для понимания перспектив развития российской экономики.
Основной целью Стратегии являются достижение максимального эффекта от использования ресурсного потенциала для развития экономики страны, энергетической безопасности, энергетической эффективности экономики, сохранения биологической среды и реализация экологической безопасности. Главной же задачей этого документа является определение путей достижения качественно нового состояния ТЭК, роста конкурентоспособности его продукции и услуг на мировом рынке на основе использования потенциала и установления приоритетов развития комплекса, формирования мер и механизмов государственной энергетической политики с учетом прогнозируемых результатов ее реализации.
После утверждения Стратегии прошло уже 5 лет. Это повод подвести предварительные итоги ее реализации.
Старые негативные факторы и новые цены
Необходимость выработки Стратегии вызвана тем обстоятельством, что к началу XXI века Россия так пока и не смогла устранить ряд факторов, негативно влияющих на функционирование и развитие ТЭК. Эти факторы, изложенные пять лет назад в Стратегии, сохраняются до сих пор.
Основными негативными факторами, сдерживающими развитие комплекса, остаются следующие явления.
1. Высокая (более 50%) степень износа основных фондов.
2. Практика продления ресурса оборудования, что закладывает будущее отставание в эффективности производства.
3. Сохраняющийся почти во всех отраслях ТЭК (кроме нефтяной отрасли) дефицит инвестиционных ресурсов и их нерациональное использование.
4. Несоответствие производственного потенциала ТЭК мировому научно-техническому уровню.
5. Отставание развития и объективный рост затрат на освоение перспективной сырьевой базы добычи углеводородов (особенно, в газовой отрасли).
6. Отсутствие рыночной инфраструктуры и цивилизованного энергетического рынка.
7. Высокая зависимость нефтегазового сектора и, как следствие, доходов государства, от состояния и конъюнктуры мирового энергетического рынка.
8. Отсутствие развитого и стабильного законодательства, учитывающего в полной мере специфику функционирования предприятий ТЭК.
При подготовке Стратегии была проведена оценка основных тенденций в экономике на среднесрочную и долгосрочную перспективы, выполненные на основе прогнозирования возможных сценариев развития и макроэкономических параметров, учитывающих как благоприятное, так и неблагоприятное сочетание внутренних и внешних факторов. Сегодня можно отметить, что развитие экономики России в 2000е гг. пошло по самому благоприятному сценарию, который обеспечен, прежде всего, высокими ценами на нефть и повышением спроса на российские углеводородные ресурсы в мире.
При разработке благополучного сценария развития экономики России в Стратегии предполагалось, что должны быть высокие цены на нефть (до 30 долл. за баррель в 2020 г.) и на газ (138 долл. на 1000 куб м в 2020 г.) [9]. Развитие мирового рынка энергоресурсов привело к тому, что цены на нефть к середине 2008 г. достигли 150 долл. Хотя затем (с августа) эти цены начали стремительно падать (ниже 50 долл. за баррель в декабре 2008 г.), однако они продолжают заметно превышать прогнозируемые Стратегией ориентиры.
Высокий спрос на энергоносители обусловлен тем, что создалась неблагоприятная политическая ситуация в некоторых странах-поставщиках энергоносителей на мировой рынок (Иран, Ирак, Венесуэла, Нигерия и др.), а также возрос спрос на эти товары со стороны развивающихся стран (Китай, Индия, Южная Корея, страны Азиатско-Тихоокеанского региона). Эксперты констатируют, например, что потребление нефти в АТР с 1965 г. увеличились в 6 раз, тогда как по миру в целом - менее чем в 2 раза [11, с. 129-130].
Перспективные направления развития
Из приведенных данных можно сделать вывод, что наиболее перспективным направлением развития ТЭК остается восточное направление. данное направление привлекательно и тем, что транспортировка углеводородных ресурсов на восток возможна исключительно через территорию России - при сценарии строительства трубопровода «Восточная Сибирь - Тихий Океан» (ВСТО) с выходом на побережье Тихого
TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1
TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1
108
алабердеев р.р.
океана (нефтяной терминал Козьмино). Это даст возможность предлагать углеводородные ресурсы различным странам АТР, что невозможно при строительстве трубопровода в направлении одного только Китая. Если б единственным покупателем на Востоке стал Китай, то возник рынок одного покупателя, что позволило бы ему диктовать свои ценовые условия.
Строительство первой очереди ВСТО должно было завершиться в 2008 г. Однако оно, увы, затягивается - с одной стороны, из-за изменения конфигурации и длины трубопровода, отвода трассы от озера Байкал, а, с другой стороны, из-за затягивания строительства подрядными организациями. В настоящее время установлен новый срок завершения строительства первого этапа трубопровода (Тайшет - Сковородино)
- 4-й квартал 2009 г. Строительство второго этапа (Сковородино - Козьмино), возможно, будет начато во втором полугодии 2009 г. О важности своевременного завершения строительства данного трубопровода свидетельствует тот факт, что стройка находится на контроле у Президента Российской Федерации. При встрече в Кремле в июне 2008 г. с президентом ОАО «АК Транснефть» Н. Токаревым он сказал по поводу этой стройки буквально следующее: «С теми подрядчиками, которые не выполнили свои работы, нужно разобраться по полной программе, предъявляя иски в судах, ис-требуя от них необходимые деньги, если были оплачены соответствующие части работ, если были внесены авансы или еще что-то. .Вы понимаете, что ВСТО - это очень важная магистраль для развития нашей страны, для решения как экономических, так и социально-политических задач. И, конечно здесь мы не должны допускать никаких сбоев в проведении работ и в сдаче этих работ под ключ в необходимые согласованные сроки» [8].
Чтобы не зависеть от сопредельных государств, строится также трубопровод через Балтийское море на Германию. О важности строительства этого трубопровода свидетельствует и ситуация по экспорту газа через территорию Украины в декабре 2008 г. -январе 2009 г., когда из трубопровода несанкционированно выкачивался газ предназначенный для стран Евросоюза, а потом транзит был полностью перекрыт в связи с чем Россия недополучила по экспортным контрактам более 1 млрд дол США [10].
В мае 2008 г. введен в эксплуатацию первый пусковой комплекс проекта «Север», который включает в себя магистральный нефтепровод «Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск» и морской терминал по перегрузке светлых нефтепродуктов в порту Приморск Ленинградской области. Ввод в эксплуатацию первой очереди этого проекта позволит создать конкурентные схемы экспорта российских нефтепродуктов и перенаправить грузопотоки из стран Балтии в российские порты. На юге планируется строительство Трансбалканского трубопровода (Бургас - Алексанропулис) через Черное море на Грецию и далее на рынки Западной Европы. Эти проекты позволят беспрепятственно и наиболее экономически эффективно экспортировать российские углеводороды на рынки различных регионов и своевременно выполнять условия контрактов.
Еще одним перспективным направлением развития ТЭК в современных условиях является освоение континентального шельфа России. дело в том, что месторождения углеводородов на суше эксплуатируются уже долгое время и имеют тенденции к истощению. Новые месторождения, которые разведаны в последнее десятилетие, расположены в неудобных, труднодоступных местах с суровыми климатическими условиями, что осложняет их освоение. Кроме этих месторождений у России есть разведанные запасы углеводородов на шельфе прилегающих морей. По мере истощения запасов углеводородов Западной Сибири придется заниматься их освоением.
По оценкам специалистов ВНИГНИ и ВНИИокеангеологии, перспективными с точки зрения наличия залежей нефти и газа являются 4 млн. кв. км континентального шельфа России из имеющихся 6 млн. Однако освоение этих месторождений затрудняется их высокой затратностью и рисками, связанными с работами по освоению и добыче. Это подтверждается тем, что пока не осваиваются даже разведанные месторождения шельфа Баренцева, Карского и Охотского морей. О перспективах возможного освоения этих месторождений специалисты говорят, что открытие на шельфе
месторождений, даже гигантских, еще не означает, как показывает опыт, что они будут разрабатываться раньше чем через 15-20 лет [3, с. 76-78].
Перспективным районом добычи нефти также является российский сектор Каспийского моря, где планируется к 2015 г. добывать не менее 8 млн. тн., а к 2020 г. довести уровень добычи до 20 млн. тн. нефти и конденсата. Освоение Северо-Кас-пийской и Тимано-Печорской нефтегазоносных провинций позволит в перспективе стабилизировать увеличение добычи нефти в европейской части страны на уровне 140-150 млн. тн. в год [5]. По нашему мнению наиболее перспективным из этих провинций по запасам нефти и по природно-климатическим условиям ее добычи является Северо-Каспийский регион, где по мнению различных специалистов ее запасы составляют от 17 до 250 млрд. баррелей. Наиболее осторожно по запасам нефти Каспийского региона высказываются представители российских научных и государственных структур, так генеральный директор РО «Союзморгео» Б.Сенин пишет, что «современные оценки извлекаемых ресурсов нефти в Каспийском море колеблются, в основном, в пределах от 4 до 30 и более млрд. тн. условного топлива. Наиболее оптимистические высказывания исходят от представителей Госдепартамента США, которые еще в 1999 г. сообщили, что «доказанные и возможные» запасы нефти на Каспии составляют 178 млдр. баррелей, стоимостью 4 трлн. долл. В 2007 г. Государственная нефтяная компания Азербайджанской республики (ГНКАР) сообщила, что запасы Каспийского региона составляют 40 млрд. баррелей. Для сравнения - запасы США составляют 222 млрд. баррелей нефти, а в Средеземном море - 17 млрд. баррелей [4, с. 54-60].
Кроме того, в Северо-Каспийском регионе прогнозируется увеличение добычи нефти российскими компаниями за рубежом, прежде всего, в странах Каспийского региона - Казахстане, Туркменистане, Узбекистане, Азербайджане. Российская компания «ЛУКОИЛ» успешно сотрудничает с Азербайджаном и Казахстаном, свои интересы в этом регионе имеет «Роснефть» и «Газпромнефть». При успешной реализации совместных проектов из этих стран также возможны поставки нефти российскими операторами в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего, в Китай.
Нерешенные проблемы
Одним из основных направлений развития ТЭК в Стратегии отмечено развитие внутреннего рынка энергоносителей. Сегодня с полной уверенностью можно сказать, к сожалению, что все попытки правительства России, направленные на создание этого рынка, провалились. Как таковой данный рынок отсутствует, это связано с отсутствием биржевой торговли углеводородными ресурсами. Данное обстоятельство способствует тому, что руководители нефтегазовых компаний используют различные схемы по сокрытию прибыли (такие как, например, установление внутрикорпоративных цен и др.). Отсутствие биржевой торговли углеводородами позволяет любую операцию с продуктами комплекса признавать рыночной, так как не установлены официальные источники информации о рыночных ценах на товары комплекса и биржевые котировки.
Согласно Стратегии, к 2020 г. российский ТЭК будет в основном работать на отечественном оборудовании, а доля импортного оборудования снизится до 5-10%. Однако, по состоянию на сегодняшний день, существенных изменений в этом направлении не происходит. Работники комплекса продолжают отдавать предпочтение импортному оборудованию более высокого производственного качества. По официальным данным ОАО «АК Транснефть» от 7 июня 2008 г., при строительстве нефтеперекачивающей станции «Сковородино» все станции будут оснащены усовершенствованными насосами швейцарского производства, которые отличаются высокой производительностью [8]. В сфере нефтедобычи, по прогнозам статистических и маркетинговых агентств, для значительного обновления парка бурового оборудования России потребуется 15 лет.
TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1
TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1
Центральное место в Стратегии уделяется энергетической безопасности - защищенности страны, общества и граждан от угроз в сфере обеспечения энергетическими ресурсами. В этой связи необходимо отметить, что в настоящее время основные угрозы исходят от тотальной монополизации комплекса, что ведет к деградации всей энергетической сферы. Это обусловлено тем, что монопольная среда не способствует развитию комплекса, ведет к повышению цен путем всевозможных корпоративных сговоров - как между субъектами монополий, так и с представителями государственных контролирующих и правоохранительных структур. Данное обстоятельство подтверждается тем, что до настоящего времени в России не решена проблема с качеством нефтепродуктов. Л. Рубан, в частности, отмечает, что 90% производимого в стране бензин не соответствует экологическим требованиям по содержанию серы, бензола и свинца: они соответственно в 10, 5 и 2 раза выше, чем у бензинов производимых в странах Европы и в Америке. По дизельному топливу
- абсолютно аналогичная ситуации с той лишь разницей, что 75% топлива содержит в 100 раз, а остальные 25% - в 7 раз больше серы, чем регламентировано европейскими стандартами. При этом следует отметить, что при стоимости нефти 12-20 долл. за баррель цена отечественных бензинов и дизельного топлива, несмотря на их низкое качество, сопоставимо со стоимостью подобных продуктов в США. Состояние производства моторных и трансмиссионных масел также оставляет желать лучшего [11, с. 25-30].
Российская экономика так и не смогла провести качественные изменения по модернизации технологий, остается высокоэнергозатратной. В нашей стране затрачивается при производстве товаров и услуг в 5 раз больше энергии, чем в Западной Европе, в 3 раза больше, чем в Норвегии, в 10 раз больше, чем в США, в 2 раза больше, чем в развивающихся странах. Столь высокая энергоемкость экономики ставит Россию по показателю удельного потребления энергии на душу населения в один ряд с США, где ВВП на душу населения выше нашего в разы. В то же время большинство развивающихся экономик (Китай, Индия), сопоставимых с Россией по показателю ВВП на душу населения, потребляют многократно меньше энергии на душу населения, чем Россия. В результате этого разрыва между потреблением энергоресурсов и эффектом данного потребления Россия оказывается неконкурентоспособной.
Еще одним негативным фактором является морально и материально устаревшая технологическая база ТЭК. Отставание по объемам капиталовложений в развитие комплекса достигает 130 млрд руб. в год по отношению к уровню, определенному Стратегией. В последние 10-15 лет инвестиции использовались преимущественно для простого воспроизводства в отрасли ТЭК. Однако и для этого средств было недостаточно. В результате в ТЭК накапливалась значительная доля изношенного оборудования, происходило некомпенсированное выбытие производственных фондов, снижение или стагнация технического уровня и экономической эффективности энергетики.
Энергетическую безопасность страны может обеспечить только равномерное использование всех источников энергии, которыми она располагает. У нас же доля газа в структуре энерготарифа достигла 63% от общей суммы расходов на органическое топливо. Данная доля имеет тенденцию к росту в среднем на 2,3% в год. Это, по нашему мнению, угрожающе много. Необходимо более сбалансировано задействовать различные энергетические источники, дифференцированно подходя к вопросу развития отраслей энергетики в различных регионах.
Институциональные аспекты энергетической политики
Учитывая важность топливно-энергетического комплекса и его энергетической составляющей, руководством страны уделяется повышенное внимание совершенствованию институтов («правил игры») в нефтегазовом комплексе как основном поставщике энергоносителей.
Принимаются меры по укреплению рыночного и политического статуса государственных нефтегазовых компаний, таких, как «Газпром» и «Роснефть». Осуществляется активный государственный «пиар» как собственно нефтегазовой тематики, так и позитивных новостей, связанных с распределением доходов от нефтегазового экспорта.
Однако не все специалисты разделяют позицию руководства страны по этому вопросу.
Так, президент Института энергетической политики В. Милов пишет о том, что возможность решить все социальные проблемы россиян или добиться быстрой модернизации страны за счет нефтедолларов - это вредная иллюзия. Россия (в отличие от многих ближневосточных, африканских и латиноамериканских стран) является высокоиндустриальным государством с огромной территорией, что требует поддержания ресурсоемкой транспортной инфраструктуры с высоким внутренним спросом на энергоносители. Кроме того, ориентация только на экспорт углеводородов способствует возникновению отрицательных последствий «голландской болезни» - потере конкурентоспособности наукоемкими национальными производствами в результате обильного притока нефтедолларов в добычу сырья, роста заработной платы и издержек, удорожания национальной валюты [6, с. 6].
Следует подчеркнуть, однако, что подобные негативные последствия наступят не фатально, а при неумелом использовании поступающих в страну нефтедолларов. Чтобы эти последствия не наступили, необходимо направить поступающую валюту на создание новых технологий, модернизацию оборудования различных отраслей ТЭК, на создание энергосберегающих технологий, на развитие фундаментальной науки, бесплатной медицины, образование, в туристический бизнес и др.
Отказываться от интенсивной добычи и экспорта углеводородов, по нашему мнению, не целесообразно, пока эти ресурсы востребованы и за них платят хорошие деньги. Важным стимулирующим фактором торговли углеводородами является то обстоятельство, что в настоящее время во всем мире интенсивно ведутся работы по изысканию новых видов топлива. При их обнаружении может наступить закат эры нефти и газа. К обрушению высоких цен на нефть и газ может также повлиять обнаружение ранее неизвестных значительных запасов углеводородов в других районах мира. В средствах массовой информации периодически проходит сведения об этом, что не исключает их фактического подтверждения.
О значимости российского ТЭК свидетельствует то обстоятельство, что доходы бюджета России от экспорта углеводородов составляют более 50%. Учитывая значительность поступающих в страну средств от реализации углеводородных ресурсов, в январе 2004 г. Минфин основал Стабилизационный фонд для аккумуляции в нем части бюджетных доходов, полученных от роста мировых цен на нефть выше базовой цены. На 1 января 2008 г. в стабилизационный фонд от продажи нефти и газа поступило 3,8 трлн. руб. [7, 47-48] - очень существенный страховой запас в условиях мирового финансово-экономического кризиса.
Учитывая состояние и важность топливно-энергетического комплекса для страны, по нашему мнению, назрела необходимость в разработке энергетической Стратегии развития. Для разработки этой Стратегии Правительству Российской Федерации необходимо объявить конкурс среди научных учреждений и коллективов на разработку проекта Стратегии, предварительно создав экспертную комиссию при Правительстве Российской Федерации. Поступающие на конкурс работы должны тщательно изучаться экспертной комиссией с привлечением специалистов соответствующих отраслей. На основе поступивших вариантов Стратегий и должна быть разработана государственная стратегия. После разработки Стратегия должна быть опубликована в периодической печати для публичного обсуждения и внесения предложений заинтересованными ведомствами и структурами, а лишь затем утверждаться Правительством Российской Федерации.
При организации данной работы Правительство должно учитывать, что для разработки действенной Стратегии необходимо, прежде всего, выстроить систему сбора
TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1
TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1
сведений о состоянии добычи, транспортировки, переработки и реализации углеводородных ресурсов. Современная система сбора этих сведений, к сожалению, не позволяет объективно оценивать ситуацию в отраслях комплекса. В этой связи ряд авторов предлагают ускорить разработку форм статистической отчетности и форматов единого топливно-энергетического баланса (ЕТЭБ), разговоры о необходимости разработки которых ведутся более 70 лет (с конца 1930-х гг.) [2, с. 106].
Стратегия должна быть направлена на модернизацию отраслей энергетической сферы - перевод их на инновационный путь развития, преодоление структурных диспропорций, создание общероссийского рынка углеводородных товаров и на преодоление ценовых диспропорций между взаимозаменяемыми энергетическими ресурсами (уголь, газ, нефть и т.п.). Необходимо направить усилия по совершенствованию действующего законодательства в этой сфере - например, в законе «О недрах» нужно заложить принцип дифференцированного налогообложения для нефтегазовых предприятий в зависимости от затрат и сложности извлекаемых природных ресурсов, что будет способствовать инвестированию финансов в освоение новых месторождений.
Одним из ключевых вопросов экономической безопасности в сфере ТЭК должно стать создание целостной системы управления государственным имуществом, с четким определением границ государственной собственности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Башмаков И.Россия - 2050 // Вопросы экономики. 2008. № 8.
2. БашмаковИ. Энергетика России: стратегия инерции или стратегия эффективности? // Вопросы экономики. 2007. № 8.
3. КарагановВ.В., Кульпин Л.Г., Мурзин Р.Р., Симонов Ю.А. Шельф России: прогноз добычи углеводородов до 2030 г. и инфраструктура технико-технологического обеспечения // Нефтяное хозяйство. 2006. № 6.
4. Катаева Е.Г, Рубан Л.С. Каспий - море возможностей. М.: Академия, 2008.
5. Конторович А.Э.,Кожубаев А.Г. Прогноз развития нефтегазового комплекса России и экспорта нефти, нефтепродуктов и газа на новых рынках АТР (http://www.sibai. rn/content/view/427/541/).
6. МиловВ. Может ли Россия стать нефтяным раем? // Pro et Contra. 2006. № 2-3 (32).
7. НекипеловА., Голанд Ю. От замораживания к инвестированию: новые подходы к денежно-кредитной и валютной политике // Вопросы экономики. 2008. № 3.
8. Разобраться по полной программе - президент РФ о проблемах строительства нефтепровода «Восточный Сибирь - Тихий океан» (http://ria-sibir.ru/viewnews/27915. html).
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.08.2003 №1234-р. «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года».
10. Россия потеряла $1,1 млрд по контрактам на поставку газа. (http://top.rbc.ru/eco nomics/14/01/2009/273996.shtml).
11. Рубан Л.С. Восточный маршрут российских углеводородов. М.: ДА МИД РФ, РГГУ, 2008.
12. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года утверждена распоряжением Правительства Рос-сийской Федерации от 28 августа 2003 г № 1234-р (http://energos.perm.ru/doc/1234-p_RP_28_08_2003.doc).