Научная статья на тему 'ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРТИНЫ МИРА У СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРТИНЫ МИРА У СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная деятельность / выбор профессии / профессиональный образ мира студентов / социальная ситуация развития / высшее образование / личностно ориентированный подход / professional activity / choice of profession / professional image of the world of students / social situation of development / higher education / professional “I-concept”

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ф.У. Базаева, И.Е. Емельянова

В статье рассматривается проблема формирования профессионального образа мира личности в условиях современной системы высшего профессионального образования. Профессиональный образ мира представлен как сложноструктурированный феномен, отражающий ценностно-смысловое отношение человека к избранной профессиональной сфере и регулирующий его поведение и способы взаимодействия с окружающей действительностью. Особое внимание уделяется анализу влияния профессионального образования на становление профессионального образа мира студентов. Данный процесс рассматривается в неразрывной связи с возрастными особенностями развития личности, в частности с социальной ситуацией развития. Также автор акцентирует внимание на широком круге внешних и внутриличностных факторов, оказывающих воздействие на формирование профессионального образа мира у студентов (профессиональное самоопределение, кризис идентичности, компетентностный подход в обучении и др.). В контексте обозначенных тенденций модернизации системы высшего профессионального образования раскрываются задачи, стоящие перед современным профессиональным обучением в части обеспечения максимально благоприятных условий для личностно-профессионального становления студентов и формирования у них адекватного, гармоничного профессионального образа мира. Подчеркивается необходимость комплексного научно-методического сопровождения образовательного процесса для успешной реализации данной задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINANTS OF THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL PICTURE OF THE WORLD AMONG UNIVERSITY STUDENTS

The article discusses a problem of forming a professional image of the world of an individual in the conditions of the modern system of higher professional education. The professional image of the world is presented as a complex structured phenomenon that reflects the value-semantic attitude of a person to the chosen professional field and regulates his behavior and ways of interacting with the surrounding reality. Particular attention is paid to the analysis of the impact of vocational education on the formation of the professional image of the world of students. This process is considered in an inextricable connection with the age characteristics of personality development, in particular, with the social situation of development. In addition, the author focuses on a wide range of external and intrapersonal factors that affect the formation of the professional image of the world of students (professional self-determination, identity crisis, competence approach to learning, etc.). In the context of the indicated trends in the modernization of the system of higher professional education, the tasks facing modern vocational training in terms of providing the most favorable conditions for the personal and professional formation of students and the formation of an adequate, harmonious professional image of the world are revealed. The need for comprehensive scientific and methodological support of the educational process for the successful implementation of this task is emphasized.

Текст научной работы на тему «ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРТИНЫ МИРА У СТУДЕНТОВ ВУЗА»

Библиографический список

1. Николаева Е.И. Психология детского творчества. Санкт-Петербург: Питер, 2010.

2. Бреан А., Скейе ГУ. Музыка и мозг: как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект. Москва: Альпина Паблишер, 2020.

3. Пермякова М.Е., Ткаченко Е.С. Влияние занятий музыкой на когнитивное развитие детей младшего школьного возраста. Образование и наука. 2016; № 4 (133): 155-170.

4. Rauscher F.H., Shaw G.L., Ky K.N. Music and Spatial Task Performance: A Causal Relationship. 1994.

5. Кирносова Е.Н. «Эффект Моцарта»: proet contra. Наука XXI века: вопросы, гипотезы, ответы. 2017; № 2 (23): 29-34.

6. Jenkins J.S. The Mozart effect. J R Soc Med. 2001; № 94 (4): 170-172.

7. Steele K.M., Dalla Bella S., Peretz I., Dunlop T. and oth. Prelude or requiem for the 'Mozart effect'? Nature. 1999.

8. Newman J., Rosenbach J.H., Burns K.L., Latimer B.C., Matocha H.R., Vogt E.R. An experimental test of "the mozart effect": does listening to his music improve spatial ability? Percept and Mot Skills. 1995; № 81 (3 Pt2): 1379-1387.

9. Vuoskoski J.K., Gram-Nilsen E. The Influence of the Moving Image on Music-Induced Emotions. Psychological Topics. 2023; № 32 (1): 57-80.

10. Hallam S., Price J., Katsarou G. The Effects of Background Music on Primary School Pupils' Task Performance. Educational Studies. 2002; Vol. 28, № 2: 111-122.

11. Gur C. Is There any Positive Effect of Classical Music on Cognitive Content of Drawings of Six-Year-Old Children in Turkey? European Journal of Scientific Research. 2009; Vol. 36; № 2: 251-259.

12. Макарова К.В. Влияние музыки на процессы мышления и понимания. Мир психологии. 2020; № 1 (101): 107-117.

13. Гущина Д.А., Кашапов М.М. Влияние занятий музыкой на развитие творческого мышления. Психология в современном мире: сборник статей Международной научно-практической конференции. Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет дизайна и технологии», 2017: 214-216.

14. Lin H-M., Kuo S-H and Mai T.P. Slower tempo makes worse performance? The effect of musical tempo on cognitive processing speed. Frontiers in Psychology. 2023; Vol. 14: 1-12.

15. Mitt, Ж#ЙЙМ, §ШМ$.Кр-О^КШ5в8®1Н4®Ш1. THE 59th ANNUAL CONFERENCE OF JSSD. 2012. Available at: https://www.jstage.jst.go.jp/article/ jssd/59/0/59_59/_article#author-information-wrap

16. Калашников А.А. К вопросу о влиянии функциональной музыки на физиологические показатели и работоспособность при умственной работе. Физиологический журнал. 1979; Т. 63 (2): 177-181.

17. Хризман Т.П. Развитие функций мозга ребёнка. Ленинград: Наука, 1978.

18. Маляренко Т.Н., Хватова М.В., Маляренко Ю.Е., Катаранова А.Ю. Усиление интеграционных процессов в мозге под влиянием акустического сенсорного притока. Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 1997; Т. 2, № 2: 202-204.

19. Маляренко Т.Н. Пролонгированное информационное воздействие как немедикаментозная технология оптимизации функций сердца и мозга. Автореферат диссертации ... доктора медицинских наук. Москва, 2004.

References

1. Nikolaeva E.I. Psihologiya detskogo tvorchestva. Sankt-Peterburg: Piter, 2010.

2. Brean A., Skeje G.U. Muzyka i mozg: kakmuzyka vliyaet na 'emocii, zdorov'e iintellekt. Moskva: Al'pina Pablisher, 2020.

3. Permyakova M.E., Tkachenko E.S. Vliyanie zanyatij muzykoj na kognitivnoe razvitie detej mladshego shkol'nogo vozrasta. Obrazovanie i nauka. 2016; № 4 (133): 155-170.

4. Rauscher F.H., Shaw G.L., Ky K.N. Music and Spatial Task Performance: A Causal Relationship. 1994.

5. Kirnosova E.N. «'Effekt Mocarta»: proet contra. Nauka XXI veka: voprosy, gipotezy, otvety. 2017; № 2 (23): 29-34.

6. Jenkins J.S. The Mozart effect. J R Soc Med. 2001; № 94 (4): 170-172.

7. Steele K.M., Dalla Bella S., Peretz I., Dunlop T. and oth. Prelude or requiem for the 'Mozart effect'? Nature. 1999.

8. Newman J., Rosenbach J.H., Burns K.L., Latimer B.C., Matocha H.R., Vogt E.R. An experimental test of "the mozart effect": does listening to his music improve spatial ability? Percept and Mot Skills. 1995; № 81 (3 Pt2): 1379-1387.

9. Vuoskoski J.K., Gram-Nilsen E. The Influence of the Moving Image on Music-Induced Emotions. Psychological Topics. 2023; № 32 (1): 57-80.

10. Hallam S., Price J., Katsarou G. The Effects of Background Music on Primary School Pupils' Task Performance. Educational Studies. 2002; Vol. 28, № 2: 111-122.

11. Gur C. Is There any Positive Effect of Classical Music on Cognitive Content of Drawings of Six-Year-Old Children in Turkey? European Journal of Scientific Research. 2009; Vol. 36; № 2: 251-259.

12. Makarova K.V. Vliyanie muzyki na processy myshleniya i ponimaniya. Mirpsihologii. 2020; № 1 (101): 107-117.

13. Guschina D.A., Kashapov M.M. Vliyanie zanyatij muzykoj na razvitie tvorcheskogo myshleniya. Psihologiya v sovremennom mire: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego professional'nogo obrazovaniya "Moskovskij gosudarstvennyj universitet dizajna i tehnologii", 2017: 214-216.

14. Lin H-M., Kuo S-H and Mai T.P. Slower tempo makes worse performance? The effect of musical tempo on cognitive processing speed. Frontiers in Psychology. 2023; Vol. 14: 1-12.

15. Ж#ЙЙМ, §шм$.кр-о^кш5в8®1н4®ш1. THE 59th ANNUAL CONFERENCE OF JSSD. 2012. Available at: https://www.jstage.jst.go.jp/article/ jssd/59/0/59_59/_article#author-information-wrap

16. Kalashnikov A.A. K voprosu o vliyanii funkcional'noj muzyki na fiziologicheskie pokazateli i rabotosposobnost' pri umstvennoj rabote. Fiziologicheskij zhurnal. 1979; T. 63 (2): 177-181.

17. Hrizman T.P. Razvitie funkcijmozgarebenka. Leningrad: Nauka, 1978.

18. Malyarenko T.N., Hvatova M.V., Malyarenko Yu.E., Kataranova A.Yu. Usilenie integracionnyh processov v mozge pod vliyaniem akusticheskogo sensornogo pritoka. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Estestvennye i tehnicheskie nauki. 1997; T. 2, № 2: 202-204.

19. Malyarenko T.N. Prolongirovannoe informacionnoe vozdejstvie kak nemedikamentoznaya tehnologiya optimizacii funkcij serdca i mozga. Avtoreferat dissertacii ... doktora medicinskih nauk. Moskva, 2004.

Статья поступила в редакцию 28.06.24

УДК 378

Bazaeva F.U., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: fubazaeva@mail.ru

Emelyanova I.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Theory and Methodology of Educatonal Activities, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: iemelianova@synergy.ru

DETERMINANTS OF THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL PICTURE OF THE WORLD AMONG UNIVERSITY STUDENTS. The article discusses a problem of forming a professional image of the world of an individual in the conditions of the modern system of higher professional education. The professional image of the world is presented as a complex structured phenomenon that reflects the value-semantic attitude of a person to the chosen professional field and regulates his behavior and ways of interacting with the surrounding reality. Particular attention is paid to the analysis of the impact of vocational education on the formation of the professional image of the world of students. This process is considered in an inextricable connection with the age characteristics of personality development, in particular, with the social situation of development. In addition, the author focuses on a wide range of external and intrapersonal factors that affect the formation of the professional image of the world of students (professional self-determination, identity crisis, competence approach to learning, etc.). In the context of the indicated trends in the modernization of the system of higher professional education, the tasks facing modern vocational training in terms of providing the most favorable conditions for the personal and professional formation of students and the formation of an adequate, harmonious professional image of the world are revealed. The need for comprehensive scientific and methodological support of the educational process for the successful implementation of this task is emphasized.

Key words: professional activity, choice of profession, professional image of the world of students, social situation of development, higher education, professional "I-concept"

Ф.У. Базаееа. д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: fubazaeva@mail.ru И.Е. Емельянова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. кафедры теории и методики образовательной деятельности НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»», г. Москва, E-mail: iemelianova@synergy.ru

ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРТИНЫ МИРА У СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье рассматривается проблема формирования профессионального образа мира личности в условиях современной системы высшего профессионального образования. Профессиональный образ мира представлен как сложноструктурированный феномен, отражающий ценностно-смысловое отношение человека к избранной профессиональной сфере и регулирующий его поведение и способы взаимодействия с окружающей действительностью. Особое внимание уделяется анализу влияния профессионального образования на становление профессионального образа мира студентов. Данный процесс рассматривается в неразрывной связи с возрастными особенностями развития личности, в частности с социальной ситуацией развития. Также автор акцентирует внимание на широком круге внешних и внутриличностных факторов, оказывающих воздействие на формирование профессионального образа мира у студентов (профессиональное самоопределение, кризис идентичности, компетентностный подход в обучении и др.). В контексте обозначенных тенденций модернизации системы высшего профессионального образования раскрываются задачи, стоящие перед современным профессиональным обучением в части обеспечения максимально благоприятных условий для личностно-профессионального становления студентов и формирования у них адекватного, гармоничного профессионального образа мира. Подчеркивается необходимость комплексного научно-методического сопровождения образовательного процесса для успешной реализации данной задачи.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, выбор профессии, профессиональный образ мира студентов, социальная ситуация развития, высшее образование, личностно ориентированный подход

Актуальность исследования определяется рядом факторов. Современная социально-экономическая ситуация характеризуется динамичными преобразованиями, предъявляющими повышенные требования к личности профессионала. В данном контексте особую значимость приобретают вопросы изучения восприятия мира студентами, чье профессиональное сознание и образ мира находятся в процессе активного формирования. Современная система профессионального образования в РФ характеризуется постоянной модернизацией, направленной на удовлетворение потребностей общества, государства и рынка труда в квалифицированных кадрах. Стратегия развития высшего образования до 2030 года, утвержденная Министерством просвещения, ориентирована на повышение качества образования и развитие творческого потенциала выпускников. Основной целью является не только освоение профессиональных компетенций, но и формирование личностных качеств, необходимых для успешной адаптации к непрерывным изменениям в профессиональной сфере. Особое внимание уделяется развитию у студентов базовых (общих) и профессиональных компетенций, что в конечном счете должно привести к подготовке выпускников, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности и готовых к постоянному саморазвитию.

В связи с этим исследование предпосылок формирования и развития профессионального образа мира студентов представляется чрезвычайно актуальным, поскольку понимание данного феномена позволяет раскрыть мотиваци-онную сферу их учебной и будущей профессиональной деятельности, способы взаимодействия с академической и профессиональной средой, а также выявить доминанты профессионального сознания, требующие при необходимости корректировки в процессе обучения в вузе.

Цель нашей статьи заключается в исследовании детерминант формирования профессиональной картины мира у студентов вуза.

Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели, выглядят следующим образом:

- выявить влияние профессионального образования на качественный результат формирования профессионального образа мира студентов;

- определить роль личностно ориентированной парадигмы в формировании профессионального образа мира студентов профессиональных образовательных учреждений.

В ходе исследования автором активно применялись следующие методы:

- анализ специализированной литературы, релевантной исследуемой проблематике;

- системный анализ технологий обучения в современной системе высшего образования с учетом особенностей цифровой трансформации.

Научная новизна статьи заключается в том, что в данной статье представлен краткий анализ детерминант формирования профессиональной картины мира у студентов вуза, а также рассмотрен личностно ориентированный подход как ключевой фактор в становлении профессионального образа мира студентов.

Теоретическая значимость состоит в расширении теоретических представлений о профессиональном образе мира как многокомпонентном феномене; в уточнении роли системы профессионального образования в формировании профессионального образа мира студентов.

Практическая значимость видится в возможности использования результатов исследования в практике профессионального образования для совершенствования процесса формирования профессиональной картины мира у студентов.

Проблема личностного развития в процессе получения высшего профессионального образования, которое должно способствовать личностно-профес-сиональному развитию и самоопределению, остается актуальной темой современной педагогики высшей школы. Образ мира личности, в том числе его профессиональная составляющая, как совокупность представлений об окружающей действительности и способов взаимодействия с ней активно формируется и развивается в период обучения в вузе. Именно в это время происходит интенсивное становление профессионального самосознания, приобретаются

ключевые компетенции и закладываются основы будущей профессиональной деятельности. Этот процесс неразрывно связан с формированием и развитием образа мира у студентов, что требует особого внимания к проблеме возрастного развития, в частности к такому ее компоненту, как социальная ситуация развития [1, с. 8].

Анализируя социальную ситуацию развития в период личностного становления студентов, необходимо отметить, что она характеризуется рядом значимых аспектов. В частности, в этот период происходит переход к самостоятельной и ответственной деятельности, присущей взрослым, а также завершение процесса социализации и освоение соответствующих социальных ролей. Более того, само качество коммуникации как с однокурсниками, так и с преподавателями выходит на новый, профессионально ориентированный уровень. В то же время перед студентами возникает неизбежная необходимость профессионального самоопределения, которое требует соответствующего уровня критической самооценки собственных сил, интересов и способностей, а также их соотнесения с реальными возможностями выбираемой профессиональной сферы.

Согласно концепции Э. Эриксона, период профессионального обучения совпадает с ключевой стадией формирования чувства идентичности, в том числе начальным этапом становления профессиональной идентичности, выражающейся в соотнесении себя с определенной профессиональной группой. [2, с. 139]. Зачастую в этот же период начинается и фаза адаптации к профессиональной деятельности, подразумевающая привыкание будущего специалиста к трудовым реалиям. Полагаем, что данная тенденция стала возможной благодаря внедрению в образовательные программы высшего профессионального образования большого количества учебных и производственных практик. Данный опыт позволяет студентам непосредственно познакомиться с особенностями будущей профессиональной деятельности, что способствует формированию их компетенций.

Важно отметить, что понятие «компетенции» значительно шире, чем традиционные представления о «знаниях», «умениях» и «навыках», поскольку оно включает в себя не только теоретическую подготовку, но и практический опыт, а также личностные качества, необходимые для успешной профессиональной реализации. Оно включает в себя также направленность личности, ее мотивацию, ценностные ориентации, способность преодолевать трудности, проявлять гибкость мышления, а также такие качества характера, как самостоятельность, целеустремленность, волевые качества, способность к саморефлексии и адекватной самооценке.

Следовательно, процесс развития компетенций является многофакторным, оказывающим влияние на личностное и профессиональное становление студента как специалиста. В этом контексте направленность личности студента выступает в качестве центрального и определяющего фактора, регулирующего поведение и деятельность человека в социальном плане. При этом личность рассматривается как главный ориентир, и особенности ее развития становятся ключевым аспектом образовательного процесса. Такой подход подчеркивает важность индивидуализации обучения и формирования не только профессиональных навыков, но и личностных качеств, необходимых для успешной социальной и профессиональной адаптации [3, с. 103]. Однако реализация этого подхода происходит в контексте стремительно меняющейся образовательной среды.

В условиях активной трансформации образовательной системы с учетом тенденций цифровизации среды обучения в системе высшего профессионального образования можно выделить ключевые актуальные тренды: практикоори-ентированность и цифровизация. Появление и возможность развития данных трендов обусловлено рядом факторов: 1. С постоянным обновлением материально-технического оснащения образовательных учреждений в соответствии с запросами реализуемых образовательных программ; 2. Формирование нового набора компетенций у преподавательского состава вузов, необходимых для эффективного осуществления образовательной деятельности в условиях цифровой трансформации.

Содержание образования и методы обучения меняются также с появлением новых педагогических технологий. Так, все большую популярность набирают ин-

новационные практико-ориентированные технологии, позволяющие практически сразу погружать студентов в профессиональный контекст через максимальное приближение условий обучения к условиям реальной работы на предприятиях. Среди особенностей таких технологий можно выделить ориентацию на формирование у студентов не только необходимых для дальнейшей работы компетенций, но и личностно-профессиональных ценностных отношений к профессиональной деятельности и собственному профессиональному образованию.

Выбор современных педагогических технологий должен способствовать формированию профессиональных компетенций и повышению активности студентов, направленной на самостоятельный поиск, анализ и исследование информации. Особое внимание следует уделять развитию способности к проявлению самостоятельности в учебной и профессиональной деятельности, а также формированию профессионально-ценностных установок [4]. В связи с этим все большую популярность набирают интерактивные, информационные, проектные, игровые технологии, а также технологии контекстного обучения, проблемного обучения кейс-технологии и др.

Важно отметить реформации профессионального университетского образования на федеральном уровне, осуществляемые в соответствии с требованиями действующих образовательных стандартов и социального заказа общества.

Сегодня Россия взяла курс на инновационный прорыв, что находит свое отражение в реализации национального проекта «Наука и университеты». Данный проект осуществляется в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». В рамках национального проекта «Наука и университеты» осуществляется комплексная поддержка научной сферы. Особое внимание уделяется созданию высокотехнологичных научных центров и модернизации исследовательской инфраструктуры. Проект также предусматривает развитие научной среды и цифровой инфраструктуры. Важным аспектом является работа по воспитанию нового поколения ученых, включая поддержку школьников, студентов и молодых педагогов, нацеленная на формирование кадрового потенциала отечественной науки.

Национальный проект «Наука и университеты» включает в себя 4 ключевых федеральных проекта: «Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок», «Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям», «Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии», «Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров».

Реализация данных проектов призвана обеспечить комплексное развитие научно-образовательной сферы России в соответствии с приоритетами инновационного развития.

Обобщая вышеописанные теоретические подходы к пониманию феномена профессионального образа мира, в частности его содержательные компоненты (мотивационно-потребностный, ценностный, когнитивный, поведенческий и рефлексивный), очевидным становится влияние профессионального образования на

Библиографический список

качественный результат его формирования. По мнению Ю.И. Алямкиной, целенаправленная, согласованная и специально проводимая образовательная деятельность всего преподавательского состава должна способствовать процессу формирования, становления и развития профессионального образа мира по всем аспектам. Это подчеркивает важность комплексного подхода в образовательном процессе, где каждый преподаватель вносит свой вклад в формирование профессионального мировоззрения студентов [5, с. 120].

Учитывая постоянно меняющиеся требования современного социума к специалистам, полагаем, что одной из актуальных проблем в профессиональном образовании является формирование у них направленности на творческое саморазвитие, достижение высот профессионализма, а также постоянное обновление знаний, умений и профессиональных способностей. Этот подход отражает необходимость подготовки специалистов, способных адаптироваться к быстро меняющимся условиям и требованиям рынка труда, постоянно совершенствуя свои профессиональные компетенции [6].

Любая деятельность, в том числе профессиональная, представляет собой комплексную систему, интегрирующую в себе мотивационно-целевой, поведенческий и результативный компоненты. При этом мотивационная сфера любой деятельности детерминирована актуальными потребностями и установками личности. Профессиональный образ мира как интегративное образование аккумулирует обозначенные элементы, отражая ценностно-смысловое отношение субъекта к профессиональной деятельности. Данный феномен выступает регулятором поведения индивида и его способов взаимодействия с окружающей действительностью, а также формирует представление о себе как активном носителе профессиональной роли. В контексте системы высшего образования вопрос становления профессионального образа мира студентов может быть эффективно решен в рамках личностно ориентированной парадигмы. Центральным звеном данного подхода выступает процесс профессионального становления личности, представляющий собой развитие индивида в ходе профессионального обучения, освоения избранной специальности и осуществления профессиональной деятельности [7, с. 29].

Таким образом, значимость влияния системы профессионального образования на становление профессионального образа мира у студентов трудно переоценить. Следовательно, ключевой задачей современного профессионального образования является тщательный выбор содержания, технологий и методов обучения, соответствующих цели обеспечения максимально эффективных возможностей для личностно-профессионального развития студентов и позитивного формирования у них профессионального образа мира.

Имплементация данной профессионально ориентированной парадигмы образования детерминирует необходимость интегративного подхода, базирующегося не только на трансфере когнитивных и операциональных компетенций, но и на целенаправленном конструировании аксиологических, мотивационных и рефлексивных компонентов профессионального самосознания студентов. На наш взгляд, лишь при таком условии можно говорить о становлении цельного, гармоничного профессионального образа мира личности, выступающего внутренним регулятором ее поведения и деятельности в избранной сфере труда.

1. Капина О.А. Выбор профессии: теория и практика психологического сопровождения подростков в условиях малого города: учебное пособие. Архангельск: ИД САФУ 2014.

2. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Перевод с английского A.A. Андреевой, A.M. Прихожан и др. Москва: Флинта, 2006.

3. Шодиева РС. Психологические особенности формирования компетенций у студентов профессионального образования. Вестник науки и образования. 2020; Ч. 3, № 24 (102): 102-105.

4. Ваганова О.И., Коростелев A.A. Технологии обучения в системе среднего профессионального образования. АНИ: педагогика и психология. 2022; № 1 (38).

5. Сергеева И.В. Профессиональный образ мира, его изучение и формирование у студентов дефектологических специальностей в процессе обучения в педагогическом вузе. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010; № 1 (91): 119-122.

6. Бегидова С.Н., Хазова С.А. Акмеологический подход в профессиональной подготовке будущих специалистов. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2008; № 5.

7. Колычева З.И. Концептуальные положения личностно-развивающего профессионального педагогического образования. Вестник ТОГИРРО. 2016; № 1 (33): 28-31.

References

1. Kapina O.A. Vyborprofessii: teoriya ipraktika psihologicheskogo soprovozhdeniya podrostkov v usloviyah malogo goroda: uchebnoe posobie. Arhangel'sk: ID SAFU, 2014.

2. 'Erikson 'E. Identichnost': yunost'ikrizis. Perevod s anglijskogo A.A. Andreevoj, A.M. Prihozhan i dr. Moskva: Flinta, 2006.

3. Shodieva R.S. Psihologicheskie osobennosti formirovaniya kompetencij u studentov professional'nogo obrazovaniya. Vestniknaukiiobrazovaniya. 2020; Ch. 3, № 24 (102): 102-105.

4. Vaganova O.I., Korostelev A.A. Tehnologii obucheniya v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya. ANI: pedagogika ipsihologiya. 2022; № 1 (38).

5. Sergeeva I.V. Professional'nyj obraz mira, ego izuchenie i formirovanie u studentov defektologicheskih special'nostej v processe obucheniya v pedagogicheskom vuze. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2010; № 1 (91): 119-122.

6. Begidova S.N., Hazova S.A. Akmeologicheskij podhod v professional'noj podgotovke buduschih specialistov. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. 2008; № 5.

7. Kolycheva Z.I. Konceptual'nye polozheniya lichnostno-razvivayuschego professional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Vestnik TOGIRRO. 2016; № 1 (33): 28-31.

Статья поступила в редакцию 25.07.24

УДК 378

Borisova E.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Gnesin Russian Academy of Music (Moscow, Russia), E-mail: t202@mail.ru Sidorenko Yu.A., jazz pianist, composer; MM alumnus of the Gnesin Russian Academy of Music (Moscow, Russia), E-mail: jazzjul@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

TEACHING JAZZ IMPROVIZATION TO MUSICIANS: A COGNITIVE ASPECT. The article analyzes scientific research on a jazz musician's cognitive activity during improvisation. Some works on neuroscience related to creative thinking are viewed upon. Some difficulties faced by jazz students during their self-directed improvisation are dwelled upon choosing a jazz language technique, as well as anxiety and lack of confidence among them. A question on how to achieve a flow state

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.