Научная статья на тему 'Детерминанты формирования ориентации студентов на ценности профессиональной культуры'

Детерминанты формирования ориентации студентов на ценности профессиональной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / PROFESSIONAL CULTURE / ЦЕННОСТЬ / VALUE / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ СТУДЕНТА / SUBJECT POSITION OF STUDENT / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА / AXIOLOGICAL POTENTIAL OF THE STUDENT'S PERSONALITY / ТРЕНИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / TRAINING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подвойский В. П.

В статье рассматриваются особенности процесса ориентации будущих специалистов на ценности профессиональной культуры, результатом которого является развитие творческого потенциала личности студента и актуализация его субъектной позиции. Обосновано применение тренинговых технологий в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determinants of the formation of student orientation on the values of professional culture

The article features of the orientation process on the values of professional culture was discussed. The result of this process is the axiological potential’s development of the student’s personality and updating its subjective position. In the article the application of training technologies in journalism education was justified.

Текст научной работы на тему «Детерминанты формирования ориентации студентов на ценности профессиональной культуры»

Humanity space International almanac VOL. 6, No 2, 2017: 222-228

Детерминанты формирования ориентации студентов на ценности профессиональной культуры

В.П. Подвойский

Московский Педагогический Государственный Университет 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1 Moscow State Pedagogical University

Malaya Pirogovskaya str. 1, building 1, Moscow 119991 Russia e-mail: 9036167488@mail.ru

Ключевые слова: профессиональная культура, ценность, субъектная позиция студента, творческий потенциал личности студента, тренинговые технологии. Key words: professional culture, value, subject position of student, axiological potential of the student's personality, training technologies.

Резюме: В статье рассматриваются особенности процесса ориентации будущих специалистов на ценности профессиональной культуры, результатом которого является развитие творческого потенциала личности студента и актуализация его субъектной позиции. Обосновано применение тренинговых технологий в образовании.

Abstract: The article features of the orientation process on the values of professional culture was discussed. The result of this process is the axiological potential's development of the student's personality and updating its subjective position. In the article the application of training technologies in journalism education was justified.

[Podvoysky V.P. Determinants of the formation of student orientation on the values of professional culture]

В условиях социально-экономических и политических преобразований современного российского общества, системной трансформации и неопределенности ценностных ориентиров аудитории, возрастают требования к профессиональным качествам как субъектов информационного пространства. Сегодня востребован не просто компетентный специалист в гуманитарной сфере, способный решать профессиональные задачи, владеющий современными информационными технологиями, а гуманитарий, с четко выраженной профессиональной позицией, способный противостоять девальвации нравственных ценностей современного общества. Поэтому возрастают требования к университетской подготовке. Ведь прежде чем стать представителем профессии, студенту необходимо стать им по

мироощущению, способу восприятия профессиональной деятельности и себя в профессиональной среде. В нашем исследовании проблема развития профессиональной культуры представлена с позиций аксиологического подхода, согласно которому культура понимается «как мир воплощенных ценностей» (Каган, 1997), а центральным положением является то, что ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности и культуры.

Категория ценности - одна из самых сложных в философии, социологии и психологии. Ценности представляют собой одновременно мотивационные и когнитивные образования. Они направляют, организуют, ориентируют поведение человека на определенные цели и, в тоже время, детерминируют когнитивную работу с информацией. Ценности представляют собой некоторые конечные (идеальные) цели, к которым стремится индивид. Они дают возможность принять решение в ситуации выбора, активизируют и направляют поведение и деятельность человека.

Ценности, как высшие принципы, которые «вырабатывает» всякая социальная система для сохранения своего единства и целостности, обеспечение саморегуляции и консенсуса, как в различных подсистемах, так и в системе в целом. Они определяют принципы организации и структуры общества, являются фактором стабилизации всего общественного организма, обуславливают саму возможность его успешного функционирования.

Ценности можно представить в виде усеченной многослойной пирамиды, составляющими которой являются общечеловеческие гуманистические ценности, ценности цивилизаций, ценности конкретных обществ, ценности различных социальных слоев, групп и, наконец, системы ценностных ориентации индивидов, каждый последующий слой такой иерархической структуры во многом определяется предыдущими слоями, служащими для них фундаментом формирования ценностей, их обоснованием и императивом.

Но даже в относительно «спокойные эпохи» происходит медленный, незаметный процесс постепенных изменений приоритетов ценностей. Сущность ценностного изменения

проявляются в сдвиге от материалистических ценностей к постматериалистическим. Движущей силой этих изменений является «растущая экономическая безопасность и обеспеченность». Для кризисного состояния общества характерна противоречивость, незавершенность ценностей, норм, установок, падение значимости определенных ценностей, разочарование, отсутствие идеалов. Такое состояние описал еще Э. Дюркгейм, назвав его состоянием аномии, всегда сопровождающей общество в переходные периоды.

В настоящее время глубоких социально-экономических преобразований в жизни российского общества происходит процесс динамического обновления блока ценностей. Регулирование поведения человека в обществе происходит через соотнесенность с требованиями, предъявленными обществом. Современное же состояние таково, что требования неопределенны, размыты, нередко противоречивы.

Разрушение прежних идеалов привело в конечном итоге к дезинтеграции общества, что повлекло резкое ослабление регуляции человека в обществе. Кривая роста преступности, алкоголизма, наркомании красноречиво свидетельствует об этом. Социологические исследования фиксируют повышенную конфликтность, агрессивность молодежи, ориентацию значительной части ее на девиантные формы поведения. Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности. В период «переоценки ценностей» происходит разделение системы ценностей в регуляции поведения субъектов. То есть, ценности могут быть рассмотрены и как элементы когнитивной структуры личности и как элементы ее мотивационно-потребностной сферы. Такое «двойственное» положение ценностей может быть объяснено их смысловой природой. Ценности же будучи смысловыми образованиями, связывают когнитивную и мотивационную сферы, интегрируют их в данную смысловую сферу, придавая личности

определенную целостность.

Таким образом, в нашей работе профессиональная культура определена как интегральное личностное качество, характеризующееся совокупностью мировоззренческих и специальных знаний, умений и навыков; соблюдением норм и принципов, принятых в журналистском сообществе; индивидуальным творческим стилем и ценностно смысловой профессиональной позицией. Совокупность мировоззренческих и специальных знаний, умений и навыков. Мировоззренческий блок характеризуется эрудицией, развивающейся в процессе познавательной деятельности. Блок специальных знаний умений и навыков образует уровень практической деятельности, который формируется в процессе накопления и реализации опыта. Показателем данных составляющих профессиональной культуры является продуктивность деятельности студента.

Система норм и принципов, принятых в сообществе, выступает для специалиста в качестве ориентира в разных ситуациях морального выбора, возникающих в процессе профессиональной деятельности, и образует уровень регуляции социального поведения личности. Характерным показателем здесь выступают поступки и действия при решении профессиональных задач. Под индивидуальным творческим стилем мы понимаем своеобразную организацию деятельности, на основе самостоятельно выработанной системы применения знаний, умений и навыков, а также уровень мотивации к достижению результатов в профессии, стремление к профессиональному самосовершенствованию. Ценностная профессиональная позиция формируется на базе жизненных предпочтений, профессиональных интересов и ценностных ориентаций в процессе деятельности и оказывается проявлением в самосознании личности достигнутого им уровня идентичности с профессиональной группой. Важно отметить, что профессионально-нравственные представления,определяющие основу профессиональной позиции и выступающие в качестве доминанты его профессионально сознания, отражаются в таких категориях, как «профессиональный долг», «профессиональная ответственность», «профессиональная совесть»,

«профессиональная честь», «профессиональное достоинство».

Все составляющие профессиональной культуры взаимосвязаны между собой. Разделить их можно только условно, как теоретическую схему, демонстрирующую сложное построение всех слагающих компонентов.

Важная принципиальная особенность заключается в том, что гармоничное развитие всех элементов профессиональной культуры проявляется целостно в творческой деятельности журналиста.

Таким образом, что ядром профессиональной культуры является ценности, на основе которых вырабатываются нормы поведения и определяется от ношение к профессиональной реальности.

Ориентация студентов на ценности профессиональной культуры в работе представлена как специально организованный процесс, результатом которого является развитие творческого потенциала личности и актуализация субъектной позиции студента. Именно субъектная позиция студента составляет основу формирования у него целостного, дифференцированного образа будущего. Студент как носитель субъектного опыта, стремится к раскрытию собственного творческого потенциала, в том случае, если ему предоставлены соответствующие педагогические условия.

По Т.А. Ольховой мы определяем следующие условия развития субъектной позиции студента: проблемность, проективность, трефлексивность и креативность. Для практического решения проблемы ориентации студентов на ценности профессиональной культуры мы обратились к тренинговым технологиям, позволяющим актуализировать интеграцию учебной и профессиональной деятельности при подготовке студентов в условиях университетского образования.

В контексте исследования мы характеризуем тренинговые технологии как проектирования и эффективного практического применения целей, принципов, форм, методов и средств интенсивного обучения. Таким образом, в образовании тренинговые технологии направлены на развитие компетентности в общении, на формирование навыков конструктивного поведения, а также на освоение участниками

нового опыта творческой деятельности, межличностной коммуникации и ценностных отношений. Использование тренинговых технологий в образовательном процессе способствует: развитию коммуникативных и креативных способностей студентов; актуализации субъектной позиции в формировании качеств, опыта, необходимых студентам как будущим специалистам; проявлению профессиональной самостоятельности и готовности к предстоящей деятельности; активизации ценностного отношения к жизни, к обучению в университете, к профессии; развитию потенциала личности студента. стремлению к личностному и профессиональному самосовершенствованию студентов.

Важным аспектом применения данных технологий является опыт творческого взаимодействия и ценностных от ношений студентов друг с другом, преподавателя и студентов. Все это направлено на то, чтобы осуществление перехода от получения знаний в ходе обучения к их применению в профессиональной деятельности было максимально эффективным. Поэтому уже в период обучения в университете у студентов изменяется отношение к будущей профессии, которая рассматривается не как деятельность по реализации абстрактных, безличных функций, а как общественно значимая творческая профессия, в которой востребованы конкурентоспособные специалисты, обладающие высоким культурно-ценностным потенциалом, творческой

индивидуальностью, способные вносить свой вклад в развитие современной журналистики. Благодаря этому у студентов формируется четкое представление о перспективах, методах и способах личностного и профессионального развития.

Следовательно, данный аспект изучения проблемы ориентации студентов на ценности профессиональной культуры предполагает, что задачей образования является трансляция культуры и духовных ценностей, задающих смысловой контекст профессионального становления будущего специалиста и развития его субъектной позиции,

В.П. Подвойский / V.P. Podvoysky ЛИТЕРАТУРА

Каган М.С. 1997. Философская теория ценностей. СПб: ТОО ТК «Петрополис». 205 с.

Лазарев М.А., Подвойский В.П. 2012. Особенности профессионального становления будущего учителя в современном высшем образовании. -Известия Тульского Государственного Университета. Гуманитарные науки. Вып. 1, Ч. 2: 123-129.

Кирьякова А.В. 2000. Теория ориентации личности в мире ценностей. 2-е изд., перераб. Оренбург: ОГУ. 188 с.

Ольховая Т.А. 2006. Становление субъектности студента университета. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ. 186 с.

Получена / Received: 16.01.2012 Принята/Accepted: 22.02.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.