Научная статья на тему 'ДЕТАЛИЗАЦИЯ «ПОРОЧНОГО КРУГА ТЕНЕВОГО СЕКТОРА» ЭРНАНДО ДЕ СОТО ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ'

ДЕТАЛИЗАЦИЯ «ПОРОЧНОГО КРУГА ТЕНЕВОГО СЕКТОРА» ЭРНАНДО ДЕ СОТО ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детализация / порочный круг теневого сектора / Эрнандо Де Сото / российская экономика / detailing / the vicious circle of the shadow sector / Hernando De Soto / the Russian economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.В. Тебекин

В рамках исследования проблемы роста серой теневой экономики в национальном хозяйстве с опорой на рычаг развития теневой экономики Э. Де Сото (цена подчинения закону / цена нелегальности) рассмотрен классический четырехзвенный порочный круг теневого сектора экономики Эрнандо Де Сото («рост теневого сектора экономики – сокращение легального сектора экономики – увеличение налогового бремени с целью возмещения потерянных доходов – уход в теневой сектор следующей группы экономических агентов – дальнейший рост теневого сектора экономики» обоснована его детализированная восьмизвенная модель, описывающая влияние увеличения налогового бремени на легальный сектор хозяйствования для экономики страны, присущая российской экономике и проявляющаяся, в конечном итоге, в сокращении социальных обязательств государства перед населением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETAILING THE «VICIOUS CIRCLE OF THE SHADOW SECTOR» BY HERNANDO DE SOTO IN RELATION TO THE RUSSIAN ECONOMY

In the framework of the study of the problem of the growth of the gray shadow economy in the national economy, relying on the lever of the development of the shadow economy of E. de Soto (the price of obedience to the law / the price of illegality), the classic four-link vicious circle of the shadow sector of the economy of Hernando De Soto («growth of the shadow sector of the economy – reduction of the legal sector of the economy – an increase in the tax burden in order to compensate for lost incomes – the next group of economic agents moving into the shadow sector – further growth of the shadow sector of the economy» substantiates its detailed eight-link model describing the impact of an increase in the tax burden on the legal sector of the economy for the country’s economy, which is inherent in the Russian economy, and ultimately manifested in the reduction of the social obligations of the state to the population.

Текст научной работы на тему «ДЕТАЛИЗАЦИЯ «ПОРОЧНОГО КРУГА ТЕНЕВОГО СЕКТОРА» ЭРНАНДО ДЕ СОТО ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ»

УДК 330.3

doi:10.52210/2224669X_2022_4_22

ДЕТАЛИЗАЦИЯ «ПОРОЧНОГО КРУГА ТЕНЕВОГО СЕКТОРА» ЭРНАНДО ДЕ СОТО ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

А.В. Тебекин

Аннотация. В рамках исследования проблемы роста серой теневой экономики в национальном хозяйстве с опорой на рычаг развития теневой экономики Э. Де Сото (цена подчинения закону / цена нелегальности) рассмотрен классический четырехзвенный порочный круг теневого сектора экономики Эрнандо Де Сото («рост теневого сектора экономики - сокращение легального сектора экономики - увеличение налогового бремени с целью возмещения потерянных доходов - уход в теневой сектор следующей группы экономических агентов - дальнейший рост теневого сектора экономики» обоснована его детализированная восьмизвенная модель, описывающая влияние увеличения налогового бремени на легальный сектор хозяйствования для экономики страны, присущая российской экономике и проявляющаяся, в конечном итоге, в сокращении социальных обязательств государства перед населением.

Ключевые слова: детализация, порочный круг теневого сектора, Эрнандо Де Сото, российская экономика.

DETAILING THE «VICIOUS CIRCLE

OF THE SHADOW SECTOR» BY HERNANDO DE SOTO

IN RELATION TO THE RUSSIAN ECONOMY

A.V. Tebekin

Abstract. In the framework of the study of the problem of the growth of the gray shadow economy in the national economy, relying on the lever of the development of the shadow economy of E. de Soto (the price of obedience to the law / the price of illegality), the classic four-link vicious circle of the shadow sector of the economy of Hernando De Soto («growth of the shadow sector of the economy - reduction of the legal sector of the economy - an increase in the tax burden in order to compensate for lost incomes - the next group of economic agents moving into the shadow sector - further growth of the shadow sector of the economy» substantiates its detailed eight-link model describing the impact of an increase in the tax burden on the legal sector of the economy for the country's economy, which is inherent in the Russian economy, and ultimately manifested in the reduction of the social obligations of the state to the population.

Keywords: detailing, the vicious circle of the shadow sector, Hernando De Soto, the Russian economy.

Среди многочисленных проблем развития отечественной экономики (которая практически не развивается как минимум последнее десятилетие - средний темп роста ВВП -0,53 % в год [3], когда, например, для сравнения средний темп роста ВВП Китая оценивается 4,6 % в год [1], то есть в 8,7 раза больше) выделяется проблема роста теневого сектора экономики [27].

Если отталкиваться от данных Международного Валютного Фонда (МВФ), то Россия по размеру теневого сектора экономики по отношению к объему ВВП занимает 49-е место в мире со значением 38,42 % [28] (что при ВВП России в 2021 г. в 131 трлн 015,0 млрд руб. [3] составило 50 трлн 336 млрд руб.). Если исходить из данных МВФ, то размер теневой экономики в России существенно меньше, чем у лидирующих по этому показателю (максимальному размеру теневой экономики к ВВП) Грузии, Боливии и Зимбабве, где уровень теневой экономики превышает 60 % от уровня ВВП [28]. В то же время, согласно данным МВФ, России очень далеко и до стран-лидеров, имеющих минимальный размер теневой экономики к ВВП) — Швейцарии, США и Австрии, где уровень теневой экономики не превышает 10 % от уровня ВВП [28].

Более радикальную оценку масштабам теневой экономики в России дал в начале 2022 г. депутат Госдумы Н. Арефьев — 136 трлн руб. [2], что составляет:

— 103,5 % от ВВП страны 2021 г.;

— 723 % доходов бюджета (18,8 трлн руб. в 2021 г.);

— почти 1 млн руб. на душу населения (931,5 тыс. руб.).

Вот, что заявил по этому поводу депутат Госдумы Н. Арефьев: «Мы теряем 136 трлн руб. в год — это шесть годовых бюджетов! Если разделить эту сумму на все население нашей страны, вместе с новорожденными, то получается, что каждого человека грабили на один миллион рублей в год» [2].

Таким образом, большие размеры теневой экономики в национальном хозяйстве предопределили актуальность данной темы.

Целью исследования является изучений причин и факторов развития теневой экономики в России на основе детализации звеньев «порочного круга теневого сектора» Эрнандо Де Сото.

Методическую базу данной работы составили известные научные труды, посвященные исследованию проблем развития теневой экономики таких авторов как В.Ю. Буров, Д.Ю. Федотов, А.К. Ху-дайназаров [20], С.О. Гетманова, И.В. Логвинова [6], В.Н. Гончаров, И.А. Денисенко, М.Н. Шевченко [8], А.А. Ермошина, К.И. Корлы-ханова [9], Е.В. Ерохина [10], К.Г. Захаров [11], С.В. Куприянов, И.И. Сычева [13], Д.Г. Маслов, Е.А. Кизон [14], В.А. Мордовец [15], М.В. Орешкин, В.И. Богачев [18], Э. Сото [23], И.Д, Яварова, А.И. Булатова [29] и др.

Необходимо отметить, что последнее десятилетие неоднократно предпринимались попытки локализовать теневой сектор экономики, но, к сожалению, удавалось это только на бумаге - в статистических показателях.

В качестве примера здесь уместно вспомнить переход в 2016 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2015 г. № 1217 [19] с кодов общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКДП) и кодов общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) на использование кодов ОКДП-2 и ОКВЭД-2 соответственно.

В результате этого перехода кардинально изменилась динамика количества организаций и их территориально обособленных подразделений (юридических лиц) в стране [24]. Как видно из данных таблицы 1, попытка статистически изменить картину монотонного сокращения с 2007 г. по 2016 г. количества организаций (юридических лиц) и их территориально обособленных подразделений в России (что означает переход части организаций в теневой сектор экономики) в результате перехода с ОКВЭД на ОКВЭД-2 дала существенный импульс роста количества организаций и их территориально обособленных подразделений в 2017 г. (рост почти на 61 тыс. или на 25,1 %, что весьма плохо коррелирует с практически не выросшей экономикой +1,8 %) и не принесла успеха, поскольку с 2018 г. процесс сокращения количества организаций и их территориально обособленных подразделений (и соответственно, перехода части из них в теневой сектор) продолжился.

Таблица 1

Кардинальное изменение динамики количества организаций (юридических лиц) и их территориально обособленных подразделений в России в результате перехода с ОКВЭД на ОКВЭД-2 [12]

Характеристика Период

С 2005 по 2007 гг. С 2007 по 2016 гг. С 2016 по 2017 гг. С 2017 по 2021 гг.

Темп изменения количества организаций (организаций в год) +1510 —2376,3 +31 337 —7131,5

Темп изменения количества территориально-обособленных подразделений (подразделений в год) +8777,5 +614 +31678 —3805

Темп изменения количества организаций (юридических лиц) и их территориально обособленных подразделений (всего в год) +10 288 —1762,2 +60999 —10936,5

Еще одна попытка статистически улучшить картину, ретушируя теневой сектор экономики, связана с введением категории самозанятых граждан. Несмотря на то, что по данным ФНС к концу первого полугодия 2022 г. количество самозанятых граждан в России превысило 5 млн чел. [21], пока нельзя сказать, что это существенно повлияло на рост национальной экономики. Кроме того, количество россиян, занятых в неформальном секторе экономики, по-прежнему велико, составляя 13,4 млн чел. [16], а это 18 % от общей численности экономически активного населения.

Ранее проведенные исследования наглядно показали [25], что налоговая политика в стране носит главным образом фискальный характер, никоим образом не стимулирующий национальную экономику, если не принимать в расчет стимулирование распространения в стране серой теневой экономики, которую Эрнандо де Сото в своем

труде «Иной путь» определил как «прибежище для тех, для кого издержки соблюдения существующих законов при ведении обычной хозяйственной деятельности превышают выгоды от достижения своих целей» [23] (рисунок 1) [25].

Перефразируя выражение Чарльза Уорнера о том, что «на городской земле лучше всего растут налоги», сказанное в отношении американской экономики XIX в., применительно к экономике России XXI в., можно утверждать, что на всей отечественной земле быстрее всего растут налоги (и неналоговые платежи) при том, что сама экономика (если судить по динамике ВВП с учетом поправки на инфляцию) абсолютно не растет.

В другой интерпретации, если перефразировать Имоджина Фея, современная Россия представляет собой государство всеобщего благоденствия, где благоденствуют все, кроме рядовых налогопла-

Рисунок 1. Издержки, определяющие цену подчинения закону (белая экономика) и уклонения от закона (теневая экономика)

по Э. де Сото [25]

Рисунок 2. «Порочный круг теневого сектора экономики» Эрнандо Де Сото [23]

тельщиков, часть из которых также устремляется в сектор теневой экономики [25].

Рост размеров теневого бизнеса в стране закономерно объясняется «порочным кругом теневого сектора экономики» Эрнандо Де Сото [23] (рисунок 2). На основе «порочного круга теневого сектора экономики» Эрнандо Де Сото в данном исследовании решалась задача описания детализированного «порочного круга теневого сектора» Эрнандо Де Сото применительно к российской экономике.

Во-первых, увеличение налогового бремени на легальный сектор экономики с целью возмещения потерянных доходов приводит к политическому лоббированию крупным бизнесом получения экономических привилегий [17], включая получение госзаказов как гарантированных доходов и налоговых льгот, сокращающих расходы, что, в свою очередь, приводит к дальнейшему сокращению налогооблагаемой базы.

Во-вторых, получение крупным бизнесом благодаря лоббированию экономических привилегий (причем не только увеличение из-за роста налогового бремени) приводит к тому, что конкурентные

Доля малых и средних предприятий в ВВП

21%

- Крупный бизнес £ Малые и средние предприятия

Источник: Российская венчурная компания

Рисунок 3. Вклад малого и среднего бизнеса по сравнению с крупным в ВВП стран в международном сопоставлении

Рисунок 4. Процесс ухода малых и средних предприятий теневой экономики в перевернутой структуре российской экономики под влиянием роста налогового бремени [26]

возможности малого и среднего бизнеса по сравнению с крупным

— и без того инверсивные относительно остального мира: 1/5 против 2/3 в других странах (рисунок 3) — еще более сокращаются, что ведет к дальнейшей монополизации легального сектора экономики, заложенной еще во времена гайдаровских реформ [7], и приводит к повсеместному созданию квазимонополий [25], отражающих процесс сращивания крупного бизнеса и власти.

В-третьих, создание квазимонополий приводит к дальнейшему сокращению возможностей малого бизнеса конкурировать в легальном секторе с привилегированным крупным бизнесом.

В-четвертых, дальнейшее сокращение возможностей малого и среднего бизнеса не только конкурировать в легальном секторе с привилегированными крупными компаниями, но и соблюдать растущие налоговые требования, приводит к уходу очередной группы компаний (в первую очередь малого бизнеса) в теневой сектор экономики (рисунок 4) [26].

В-пятых, уход очередной группы компаний малого бизнеса в теневой сектор экономики приводит к снижению эффективности экономики страны, проявляющемуся в:

— снижении производительности труда, росте цен и снижении качества продукции (товаров, работ, услуг) в результате сокращения конкуренции,

— сокращении объемов инвестиции в легальный сектор (белую экономику),

— росте затраты на поддержание инфраструктуры,

— замедлении процессов создания и использования достижений технического прогресса в результате роста налогового бремени и снижения конкуренции,

— усилении оттока финансового и человеческого капитала (в экономически активном возрасте) за рубеж и т.д.

В-шестых, снижение эффективности экономики страны приводит к дальнейшему ее отставанию от мировых лидеров по уровню технико-технологического и социально-экономического развития. При этом рост отставания страны от мировых лидеров по уровню технико-технологического развития создает почву при обострении геополитической напряженности на введение новых санкций на поставку высоких технологий и высокотехнологичной продукции в страну [5], не обладающую достаточным технологическим

суверенитетом [4]. Отставание же от мировых лидеров по уровню социально-экономического развития проявляется в сокращении социальных обязательств государства перед населением (включая пенсионное обеспечение, образование, здравоохранение и т.д.).

В-седьмых, сокращение социальных обязательств государства перед населением приводит к дальнейшему оттоку человеческого и финансового капитала за рубеж.

Рисунок 5. Формирование детализированной схемы «порочного круга теневого сектора экономики» Эрнандо Де Сото применительно к российской экономике

В-восьмых, отток человеческого и финансового капитала за рубеж приводит к сокращению налогооблагаемой базы. Не случайно министр финансов РФ А. Силуанов 24 октября 2022 г. выступил за налогообложение уехавших из страны россиян [22].

В-девятых, сокращение налогооблагаемой базы приводит к дальнейшему увеличению налогового бремени на легальный сектор экономики с целью возмещения потерянных доходов.

Таким образом, проведенные исследования позволили сформировать детализированную схему «порочного круга теневого сектора экономики» Эрнандо Де Сото применительно к российской экономике (рисунок 5).

Выявленные при формировании детализированной схемы «порочного круга теневого сектора экономики» Эрнандо Де Сото применительно к российской экономике причинно-следственные связи демонстрируют, что переход от фискальной финансовой политики в пользу стимулирующей обеспечит интенсификацию экономического роста в легальной (белой) экономике, и, соответственно, увеличит налогооблагаемую базу при сокращении масштабов теневой экономики в стране.

До тех пор, пока финансовый блок правительства в лице Минфина будет, продолжая фискальную политику, рубить сук, на котором фактически зиждется весь бюджет страны (реализуя тем самым «порочный круг теневого сектора экономики» Эрнандо Де Сото), ситуация с теневой экономикой не улучшится, несмотря на все попытки заретушировать картину с теневой экономикой в стране введением новых статистических показателей и новых способов их расчета.

Библиографический список

1. Аналитики ожидают роста ВВП КНР в среднем на 4,6 % в год на ближайшие 10 лет. URL: https://www.interfax.ru/business/867328 (дата обращения: 23.02.2022).

2. В Госдуме заявили о потере миллиона рублей в год каждым россиянином. URL: https://lenta.ru/news/2022/01/09/veryaccurate/ (дата обращения: 23.02.2022).

3. ВВП России по годам: 1991-2022. URL: http://global-finances.ru/wp-rossii-po-godam/ (дата обращения: 23.02.2022).

4. Владимир Путин назвал одним из ключевых принципов развития достижение технологического суверенитета России. https://rospatent.gov. ru/ru/news/pmef-putin-17062022 (дата обращения: 23.02.2022).

5. Высокие технологии на замке. США ограничили поставки в Россию оборудования. https://www.kommersant.ru/doc/5230626 (дата обращения: 23.02.2022).

6. Гетманова С.О., Логвинова И.В. Теневая экономика и ее влияние на экономическую безопасность // Актуальные исследования. 2020. № 2 (5).

7. Глазьев С.Ю. Геноцид. М., 1998.

8. Гончаров В.Н., Денисенко И.А., Шевченко М.Н. Теневая экономика: государственные меры борьбы // Право и управление. XXI век. 2020. Т. 16. № 2.

9. Ермошина А.А. Теневая экономика как угроза экономической безопасности // Молодой ученый. 2020. № 13 (303).

10. Ерохина Е.В. Проблемы теневизации экономики и экономической свободы в новых экономических условиях // Теневая экономика. 2022. Т. 6. № 2.

11. Захаров К.Г. Теневая экономика // Молодой ученый. 2017. № 1 (135).

12. Количество организаций и их территориально-обособленных подразделений (юридических лиц). URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/ business/prom/kol_yurr.htm (дата обращения: 23.02.2022).

13. Куприянов С.В., Сычева И.И. Теневая экономика в современном народно-хозяйственном комплексе // Фундаментальные исследования. 2022. № 4.

14. Маслов Д.Г. Теневая экономика в России как системное институциональное явление // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2013. № 4 (28).

15. Мордовец B.A. Методы исследования теневой экономики // Журнал правовых и экономических исследований. Journal of Legal and Economic Studies. 2016. № 2. С. 163-165.

16. Неформальная занятость в России сократилась на 1,5 млн человек. URL: https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2022/zanyatost-sokratilas/ (дата обращения: 23.02.2022).

17. Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики. М., 2008.

18. Орешкин М.В., Богачев В.И. Теневая экономика: сущность, опасные тенденции расширения её масштабов, организация мер безопасности. Луганск, 2017.

19. Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2015 г. № 1217 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/71246482/ (дата обращения: 23.02.2022).

20. Буров В.Ю., Федотов Д.Ю., Худайназаров А.К. и др. Противодействие теневой экономике и определение её масштабов: отечественный и зарубежный опыт (теория и практика). Чита, 2020.

21. Самозанятость в РФ. Защита прав самозанятых. URL: https://sznpd.ru/ statistika/ (дата обращения: 23.02.2022).

22. Силуанов выступил за налогообложение уехавших из страны россиян. URL: https://ria.ru/20221024/nalogi-1826336722.html (дата обращения: 23.02.2022).

23. Сото Э. де. Иной путь: Невидимая революция в третьем мире. М., 1995.

24. Тебекин А.В. Дисбаланс формы и содержания статистической отчетности (о переходе с ОКВЭД на ОКВЭД-2) // Журнал экономических исследований. 2019. Т. 5. № 5.

25. Тебекин А.В. Комплексный анализ проблем осуществления финансовой политики государства как составной части проблем национальной экономической политики // Теоретическая экономика. 2022. № 2 (86).

26. Тебекин А.В. Перспективы развития национальной экономики в рамках шестого технологического уклада с учетом ужесточения западных санкций // Журнал исследований по управлению. 2022. Т. 8. № 1.

27. Теневая экономика по данным Росстат. URL: https://rosinfostat.ru/ tenevaya-ekonomika/ (дата обращения: 23.02.2022).

28. Теневая экономика стран мира. URL: http://fincan.ru/articles/95_tenevaja-ekonomika-stran-mira/ (дата обращения: 23.02.2022).

29. Яварова И.Д. Различные аспекты теневой экономики // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III Международной научно-практической конфеернции (г. Уфа, июнь 2014 г.). Уфа, 2014.

А.В. Тебекин

доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

почетный работник науки и техники РФ

профессор кафедры менеджмента

Московский государственный институт международных отношений

(Университет) МИД России

E-mail: Tebekin@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.